Вечера на хуторе
близ Диканьки
киносказка
1961 год

Киностудия имени М.Горького

Режиссёр: Александр Роу


Оператор: Дмитрий Суренский


Сценарий: Александр Роу


Композитор: Аркадий Филиппенко


Художник: Александр Дихтяр

Актёрский состав
Людмила Мызникова
Юрий Тавров
Солоха, мать Вакулы
Георгий Милляр
черт/сплетница
Людмила Хитяева
кузнец Вакула
Оксана, дочь Чуба
Людмила Николаевна Мызникова – советская и украинская актриса театра и кино.
Родилась 14 ноября 1940 года в семье военнослужащего. Училась в киевской женской школе. Закончив школу досрочно в 16 лет, поступила в актёрскую студию. В 1959 году окончила актёрскую студию при Киевском украинском драматическом театре им. Ивана Франко. Работала в Киевском театре юного зрителя. В 1960-е года училась на вечернем отделении филологического факультета Киевского университета им. Тараса Шевченко.
Роль в «Вечерах на хуторе» стала для неё первой серьёзной работой в кино и сделала актрису знаменитой. После успеха картины Мызниковой поступало много предложений по работе, но она предпочла театр. На счету актрисы не так много ролей в кино – около 10. Узнав, что в Киеве снимается сериал «Возвращение Мухтара», она решила сниматься. Участвовала в нескольких сериях, причём в разных образах.
Работала в театральном музее на территории Киево-Печерской лавры. Последние годы вместе с мужем работала в киевском духовном театре «Мистериум». В культурном центре пребывали люди самых разных профессий, а спектакли начинались сразу после литургии прямо перед алтарём. Сейчас Людмила Николаевна, отпраздновавшая в 2020-м солидный 80-летний юбилей, особо с представителями СМИ не откровенничает, поэтому точных сведений, чем она занимается, нет.
Юрий Тавров родился в 1938 году в украинском селе Лучин, но позднее всю жизнь прожил в Одессе. Хотя Тавров и был актёром со специальным образованием, с кинематографом у него не сложилось. Он сыграл в фильмах «Наш честный хлеб», «Меж высоких хлебов», «Прощайте, фараоны», «Весна 29-го», «Порт», но запомнился только по роли Вакулы. По воспоминаниям близких, актёр никогда не смотрел «Вечера», если картину показывали по телевизору.
Отыграв в своем последнем фильме в 1975 году, из профессии он ушёл насовсем. Сначала работал на стройке, потом штукатуром-маляром. Умер Тавров в 2010 году, но жил настолько непубличной жизнью, что подробностей о его смерти никто не знает.
Георгий Милляр родился в 1903 году в Москве в семье французского инженера Франца де Милье, который умер через несколько лет после рождения сына. С ранних лет мальчика обучали языкам и искусству, и интерес к нему у будущего актёра появился уже тогда. После прихода к власти большевиков маленькому Георгию пришлось уехать к родственникам в Геленджик и поменять фамилию с де Милье на Милляра. После школы он пошёл работать в местный театр. В 1924 вернулся в Москву, где поступил в школу при театре, который сейчас известен под названием «Театр имени Маяковского». В этом театре Милляр проработал почти 15 лет, но ему всегда хотелось играть в кино.
В 1938 году актёр снялся в фильме «По щучьему веленью». Так состоялся полноценный дебют актёра в большой роли, который совпал с дебютом режиссёра Александра Роу. Зрителям Георгий Милляр навсегда запомнился в амплуа «главной Бабы-Яги страны»: именно этот образ актёр воплотил на экране около десяти раз. По воспоминаниям коллег, он любил поострить. Но за этой маской скрывался человек, который хотел играть драматические роли, а в конце жизни ему приходилось соглашаться на второстепенные роли и эпизоды, чтобы прожить. Умер Георгий Милляр в 1993 году.
Родилась 15 августа 1930 года в Нижнем Новгороде. После школы она случайно поступила в Горьковское театральное училище. Подруга пошла на прослушивание, а Хитяева отправилась в качестве группы поддержки. В итоге Людмилу в вуз зачислили, а подружку нет. В 1952 году окончила театральное училище. С 1952 по 1961 годы – актриса Горьковского театра драмы им. М. Горького.
Дебютом в кино стала главная роль в фильме «Екатерина Воронина» (1957). Затем Сергей Герасимов предложил начинающей актрисе роль Дарьи в экранизации романа Михаила Шолохова «Тихий Дон» (1958).
Известна зрителям по таким картинам, как «Поднятая целина», «Сыны Отечества», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Финист – Ясный сокол», «Стряпуха», «Екатерина Воронина», «Евдокия». Вошла в число самых популярных и красивых актрис советского кинематографа.
С 1962 года – актриса киностудии им. М. Горького. В 1980-е её стали меньше приглашать в кино, а если звали, то роли давали не масштабные. Поэтому на 10 лет Хитяева порвала с кинематографом. В XXI веке на счету актрисы мелодрама «Покаянная любовь», детективный сериал «Сыщики районного масштаба». В 1980–1990-е годы Людмила Ивановна сосредоточилась на концертной деятельности и с эстрадными номерами объездила всю страну.
За долгие годы творческой деятельности актриса сыграла более сорока ролей в фильмах и телесериалах.
Необыкновенное явление в литературе
Книга ввела Гоголя в большую литературу: смесь реальности и фантастики, комедии и ужасов, сформировавшая каноны образной Малороссии для многих известных русских читателей.
Чернобровые панночки, удалые казаки с чубом, аппетитные галушки и горилка – всё это мы живо представляем именно благодаря «Вечерам».
Гоголь начал писать «Вечера на хуторе близ Диканьки» в 1829 году. Юный писатель совсем недавно переехал из Нежина в Санкт-Петербург, где потерпел неудачу в актерском поприще, а затем и в литературном – убитый язвительными отзывами, он выкупает все доступные экземпляры первой своей поэмы «Ганц Кюхельгартен» и сжигает их.
Спасительной оказывается идея написать что-нибудь на тему Малороссии. Гоголь просит мать как можно больше рассказать о малорусских обычаях, поверьях и преданиях, народных костюмах, а также «записках, приведенных предках какой-нибудь старинной фамилии, рукописях стародавних». Гоголь берётся на тему не из-за ностальгии – в столице в это время мода на всё украинское: выпускаются книги, ставятся оперы. Гоголь заканчивает работу над циклом к ​​концу 1831 года – он не только входит в актуальное литературное течение, но и, по сути, становится его лицом: со временем начинает казаться, что именно гоголевские «Вечера» открыли Малороссию в русской алфавитной теме.
«Вечера» написаны в разных жанрах: сказка-анекдот, сказка-новелла, сказка-трагедия. Гоголь намеренно рассматривал их в таком порядке, чтобы контраст между повестями выглядел ещё ярче. В «Вечерах» впечатляет не столько сюжет, сколько необычайная живописность языка литературного произведения.
Гоголь щедро использовал этнографический материал, который ему высылала мать, внимательно изучал народный фольклор, читал разные источники по малороссийской теме. Например, из фольклора были заимствованы сюжеты поездки на чёрте, свидания чёрта с ведьмой, поиска цветка папоротника и мотива призрачности богатства, полученного от нечистой силы. Использовал Гоголь и цитаты из комедии своего отца Василия Гоголя-Яновского.
Украинский фольклор в «Вечерах» Гоголь скрещивает с эстетикой немецкого романтизма: ключевое влияние на писательские литературные сказки Гофмана и Людвига Тика.
А что это за вечера? И почему именно близ Диканьки? Озаглавив сборник таким образом, Гоголь поставил свое произведение в ряд «вечерниц» – сказов, поведанных кем-то на закате дня.
Традиция таких историй уходит в фольклор, а в литературе она появилась в конце XVIII-начале XIX века. Вечер как мистическое пограничное время заинтересовал многих писателей. У самого Гоголя, кроме названия всего сборника, слова «вечер» и «ночь» встречаются и в подзаголовках: «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством». Вписывая свою книгу в фольклорную традицию, действие повестей разворачивается в разные эпохи: XIX век – «Сорочинская ярмарка» и «Иван Федорович Шпонька и его тётушка», XVIII век – «Майская ночь, или Утопленница», « Пропавшая грамота», «Ночь перед Рождеством», XVII век – «Вечер накануне Ивана Купала» и «Страшная месть».
Самая первая в печати появилась повесть «Вечер накануне Ивана Купала» – она была опубликована в февральском номере «Отечественных записок» за 1830 год.
Полностью «Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести, изданные пасичником Рудым Паньком» были напечатаны в Петербурге в две части (в первом, в сентябре 1831 года были помещены «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или утопленница», «Пропавшая грамота»; во втором, в марте 1832-го – «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть, старинная быль», «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка», «Заколдованное место»). Эти рассказы, нарисованные невиданным ранее образом картины украинского быта, блиставшие весёлостью и насыщенные юмором, произвели большое впечатление на Александра Пушкина.
По мнению В. Белинского и Н. Чернышевского Гоголь стал основоположником литературного направления – основных этапов «естественной школы» 1840-х годов. Современные исследователи считают, что писатель оказал большое влияние не только на русскую, но и на мировую литературу. Образец Гоголя в творчестве признавали Михаил Булгаков, Фёдор Достоевский, Рюноскэ Акутагава, Фланнери О'Коннор, Франц Кафка и многие другие.

Сюжет




В ночь накануне Рождества, когда вся молодежь в деревне Диканька колядовала, богатый казак Корний Чуб и его кум Панас собрались в гости к дьяку Осипу Никифоровичу, где по случаю праздника должна была состояться славная пирушка. Воспользовавшись отсутствием Чуба, деревенский кузнец Вакула решил навестить его дочь Оксану, в которую он уже давно безнадежно был влюблен. Капризная и гордая красавица не обращала внимания на его ухаживания, а когда он заводил речь о любви, подтрунивала и смеялась над ним.
Узнав о намерении Вакулы, его давний недруг — черт задумал расстроить его планы и украсть с неба месяц, понадеявшись, что в темную безлунную ночь Чуб не выйдет из дома, чтобы не заблудиться. А чтобы казак уж точно никуда не пошел, бес устроил еще и метель.
Стащив ночное светило, рогатый вор столкнулся с собиравшей звезды диканьковской ведьмой — обворожительной Солохой, матерью Вакулы. Вместе они спустились с неба и через трубу попали в дом Солохи.
Но едва они сели за стол, чтобы выпить по чарочке за встречу, в дверь постучали, и хозяйка дома спрятала от посторонних глаз своего хвостатого гостя в один из лежавших в углу мешков. Поздним посетителем оказался сельский голова, зашедший к Солохе на огонек. Не успел голова и слова сказать, как вновь раздался стук. Пришлось и голове лезть в мешок, чтобы не попадаться никому на глаза. Отворив дверь, Солоха увидела на пороге дьяка, который, в свою очередь, отправился в третий мешок, так как через некоторое время к Солохе постучался заблудившийся в темноте Чуб...
Тем временем Вакула, придя к Оксане, вновь завел разговор о своих чувствах к ней, а его возлюбленная по-прежнему лишь отшучивалась. Вскоре в хату не ввалились веселой гурьбой Оксанины подружки и позвали ее с собой колядовать. Чтобы избавиться от своего неловкого ухажера, Оксана, увидев на одной из девушек новые черевички, сказала Вакуле, что выйдет за него замуж, только если он достанет ей туфельки, в которых ходит сама царица — парчовые, расшитые золотом и украшенные драгоценными камнями.
Раздосадованный кузнец отправился домой и, увидев стоящие посреди горницы мешки, взвалил их на плечи, чтобы отнести в кузницу, но выйдя на улицу, он вспомнил о знахаре Пацюке, который, по слухам, водился с нечистой силой. Оставив на дороге свою ношу и прихватив с собой только самый маленький мешок, Вакула отправился к Пацюку за советом.
От знахаря кузнец узнал, что в мешке сидит черт, и, намяв бока своему заклятому врагу, заставил нечистого везти его в Петербург. Вакула решил попросить саму императрицу Екатерину II помочь ему и подарить пару своих туфелек, чтобы он смог, наконец, осуществить свою мечту и жениться на Оксане.
История создания фильма
Премьера киносказки «Вечера на хуторе близ Диканьки» – знаменитой экранизации повести Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед Рождеством», которую мы с удовольствием пересматриваем и сегодня, – состоялась 8 января 1962 года.
«Вечера на хуторе близ Диканьки» – советский полнометражный цветной художественный фильм-сказка, поставленный на Московской киностудии имени М. Горького в 1961 году режиссёром Александром Роу.
Экранизация «Ночи перед Рождеством» не первое обращение великого киносказочника к творчеству Гоголя. Ещё в 1952-м он перенёс на большой экран повесть «Майская ночь, или Утопленница».
Когда Александр Роу сообщил в Госкино о намерении снять свой фильм по повести Гоголя «Ночь перед Рождеством», чиновники наотрез отказались запускать в производство картину с таким названием, усмотрев в нём религиозную пропаганду. Но Роу не намерен был отказываться от задуманного и просто переименовал свою будущую ленту в «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Фильм по праву считается одной из лучших экранизаций произведений Гоголя. Александр Роу, как и во всех своих картинах, удачно сочетает игровые эпизоды с анимацией, комбинированными съёмками и спецэффектами, которые были по-настоящему революционными для своего времени. Благодаря этому фильм, снятый в 1961 году, до сих пор смотрится вполне современно.
Кинокартина «Вечера на хуторе близ Диканьки» по-прежнему остаётся одним из главных новогодне-рождественских атрибутов, радует очередные поколения зрителей, вызывая у них только самые лучшие эмоции. В том-то и заключается великая магия Александра Артуровича Роу, киносказки которого в любые времена пробуждают в людях только то, что в них неистребимо – веру в чудо, счастье и добро.
Есть фильмы, которые не надоедают, которые можешь смотреть и смотреть, зная всё до мельчайших подробностей. «Вечера на хуторе близ Диканьки» являются такой киноклассикой.
Актёры и роли
Фильм снимался на Московской киностудии имени М. Горького, но подбирать актёров на главные роли Александр Артурович ездил в Киев на киностудию имени Довженко. Прекрасные, удивительно точно подобранные актёры разыгрывают сказочную историю, произошедшую на хуторе близ Диканьки в «Ночь перед Рождеством».
Отдельного упоминания заслуживает Георгий Милляр, которому в этой сказке достались сразу две роли – сплетницы (маленькая) и чёрта (большая). Сильно загримированный актёр – с приделанными рожками и свиным рыльцем – носился по морозу и прыгал в сугробы в одном тренировочном костюме. Его гримировали по 6 часов. Изначально для роли чёрта создали меховой костюм. Одеяние было тёплым, но сильно сковывало движения. Актёр попросил сшить другой костюм — пусть тонкий и совсем не тёплый, но позволяющий свободно двигаться.
Но самым страшным для него было не это, а то, что он, человек верующий, играл такого нечестивого персонажа. Каждый раз, надевая костюм чёрта, Милляр крестился и говорил: «Господи, прости меня за это хулиганство!».
Актёр героически выдерживал все испытания: падал в снег, погружался в прорубь и противостоял напору мощного ветродуя. После каждого эпизода Милляра усиленно отогревали с помощью тулупа и горячительных напитков. А он, несмотря на свои 57 лет, на съёмочной площадке вёл себя как сорванец-переросток. Когда такое поведение начинало мешать работе, Роу полушутя-полусерьёзно грозил: «Прекрати, а то маме пожалуюсь!», и тогда уже смеялась вся съёмочная группа – все прекрасно знали, что лысеющий актёр-озорник жил с мамой, очень её любил и примерно слушался.
Сотрудничество «главной Бабы-Яги Советского Союза» с Александром Роу продолжалось почти 40 лет – с 1938 года (фильм «По щучьему веленью») по 1975-й (сказка «Финист – Ясный сокол»). В общей сложности – 16 проектов и 27 ролей. Участвовать в картинах по произведениям Николая Гоголя Милляру было особенно приятно. В 1983 году на Киностудии имени Горького был снят документальный фильм к 80-летию Георгия Францевича, где он рассказывал: «Юмор – не зубоскальство, а мудрость… Бывает буффонный юмор, а бывает мягкий юмор. И уж если обратиться к классике этого дела, то, скажем, Гоголь, у которого юмор сочетается с печалью, со страхом – вот это и есть мудрость, к которой надо стремиться».
На роль Солохи Роу без проб утвердил Людмилу Хитяеву. Но через некоторое время она попросила снять её с роли. С ней произошёл несчастный случай, который она считает наказанием за роль ведьмы. Однажды Людмила Ивановна отправилась с сыном на лыжную прогулку. Спускаясь с холма, она «врезалась» в дерево и сломала нос. Лицо превратилось в один ужасный синяк, и она по телефону призналась режиссёру, что в ближайшие несколько месяцев её не спасут никакие гримеры. К счастью, опухоль быстра спала и о травме напоминала лишь маленькая горбинка.
Звезда советского кинематографа вспоминала: «Когда я приехала – месяц они меня ждали: никто ничего не снимал, всё-таки Роу – верный человек, он дождался меня. И когда я приехала, то говорю: «У меня, видите, горбинка – я уже изменилась». Он говорит: «А хорошо, как раз ведьмочку играешь: горбинку не надо клеить! Все хорошо». Но если горбинка пошла роли на пользу, то молодость и стройность Людмилы Хитяевой была только помехой. Чтобы Людмила выглядела женщиной внушительных форм, ей подкладывали «толстинки», надевали несколько нижних юбок и просили вжать подбородок в шею – так он казался двойным. Кстати, «Вечера на хуторе близ Диканьки» – не единственный проект Роу с Хитяевой: актриса получила роль крестьянки Анфисы в картине «Финист – Ясный сокол», ставшей последней работой киносказочника.
Роль кузнеца Вакулы получил дебютант – студент актёрского факультета Киевского государственного института театрального искусства Юрий Тавров. Фактурный молодой человек, студент первого курса актёрского факультета, смог создать яркий образ настоящего казака. Его фильмография насчитывает всего шесть фильмов, последний – военная драма «Порт» (1976). В конце 1970-х Тавров ушёл из кино. Сначала он работал строителем, маляром. А потом у него начались проблемы со здоровьем – из-за глаукомы бывший актёр ослеп на правый глаз. Юрия Таврова не стало в 2010-м. Он умер в Одессе в возрасте 72 лет.
Людмила Мызникова вошла в число тех немногих артисток, к которым слава пришла после выхода на голубые экраны новогодних кинокартин. Когда в коридоре киевской киностудии Александр Роу увидел 19-летнюю Людмилу – выпускницу актёрской студии при Киевском украинском драматическом театре имени Ивана Франко, он понял, что другой Оксаны ему не надо. Вот как вспоминала она эту встречу: «Ко мне подбежал какой-то человек и закричал: «Вот моя Оксана!», я просто опешила. До меня перебрали около 5000 претенденток». На пробах в «Вечера на хуторе близ Диканьки» Мызниковой, исполнившей песню «Полюбила Петруся, да и сказать боюсь…» и танцевальный номер, удалось обойти почти 5 тысяч претенденток, в том числе и ученицу Клавдии Шульженко Юлию Пашковскую, и уже знаменитую Надежду Румянцеву.
Людмила могла и не сыграть свою знаменитую роль: съёмкам дочери в Мурманске поначалу воспротивилась мать, испугавшаяся отпускать её в такую даль. Режиссёру пришлось лично разговаривать с мамой актрисы и убеждать, что с её ребёнком всё будет в порядке. После успешного сотрудничества режиссёр «Вечеров на хуторе близ Диканьки» собирался снять Людмилу и в другом своём фильме под названием «Варвара-краса, длинная коса», но молодая женщина ждала ребёнка и от роли отказалась.
В её фильмографии всего несколько художественных лент (плюс несколько эпизодов детективного сериала «Возвращение Мухтара»). Актриса, ставшая после замужества Людмилой Белинской, несколько лет прослужила в Киевском театре юного зрителя, после чего, окончив филфак, «переквалифицировалась» в сотрудницу театрального музея на территории Киево-Печерской лавры.
«Вечера на хуторе близ Диканьки» собрали целое созвездие великолепных актёров, некоторые из которых уже снимались в сказках Роу. Роль Чуба досталась Александру Хвыле – Голове из «Майской ночи» и Мудрецу-молчальнику из «Марьи-искусницы». Добрейшего актёра Хвылю называли главным Дедом Морозом Советского Союза. Анатолий Кубацкий – король Унылио из «Новых похождений Кота в сапогах» и Водокрут XIII из «Марьи-искусницы» – стал кумом Панасом. А его экранной женой – Вера Алтайская, сыгравшая в «Марье-искуснице» Тётушку-Непогодушку. Алексея Смирнова утвердили на роль атамана запорожских казаков, а Николая Яковченко – кузнеца Кондрата из «Максима Перепелицы» – на роль знахаря Пацюка. Комик Сергей Мартинсон получил роль дьяка, а маникюрша из фильма «Сердца четырёх» Ирина Мурзаева – его сварливой супруги.Советская актриса Зоя Василькова сыграла роль величественной императрицы Екатерины Второй, после которой часто принимала участие в съёмках фильмов-сказок. Екатерину в исполнении Васильковой до сих пор считают одной из самых достоверных.
Съемки
Место под названием Диканька – не выдумка автора, оно действительно есть в Полтавской области Украины. Первоначально у создателей картины была мысль снимать натурные эпизоды именно там. Но так как начало съёмочного процесса было запланировано на март 1961 года, от этой идеи пришлось отказаться, и отправиться на север – на Кольский полуостров. Неподалеку от города Кировска Мурманской области, в поселке «13-й километр» в считанные дни мастера-декораторы соорудили настоящую малороссийскую деревню – хаты с плетнями и сараями и небольшую церквушку. Из больших кусков картона был выстроен весь хутор с хатками, из труб которых, несмотря на мороз, дым по понятным причинам не валил. Зато снег и метель точно были настоящие. «Украинских» парубков и колядующих девчат сыграли местные студенты-медики и рабочие-горняки Кировска. Гримёрки организовали прямо в медицинском училище: специалисты тщательно следили за тем, чтобы на начинающих актрисах не было ни накрашенных ногтей, ни украшений на пальцах. Чтобы артисты не замерзли, их просили беспрерывно двигаться и кататься. Когда надо было петь, то из машины запускали фонограмму, а актёрам оставалось только рты открывать. Они же стали первыми зрителями картины. Первый показ готового фильма состоялся именно в Кировске 15 декабря 1961 года, за несколько недель до официальной премьеры в Москве. На премьере творилась настоящая «чертовщина» – по фойе Дворца Культуры комбината «Апатит» бегали черти и забрасывали зрителей ватными снежками.
РУССКАЯ КИНОСКАЗКА
С южным КОЛОРИТОМ, СНЯТАЯ ПОД МУРМАНСКОМ
Георгий Милляр, игравший чёрта при сорокаградусном морозе, надевал на себя тонкий тренировочный костюм, обклеенный волосами. Снежинки от ветродуя превращались в лёд и кололи актёра как настоящие иголки. Для съёмки самого сложного в техническом плане эпизода – полёта чёрта по небу – был приглашён акробат из цирка, который должен был сняться вместо Милляра. Но в результате несчастного случая дублёр получил травму, и Георгию Францевичу пришлось исполнять высотные трюки самому. Актёр, несмотря на боязнь высоты, так вошёл во вкус, что выделывал головокружительные пируэты в воздухе даже при выключенной камере. «Летала» и Солоха. Заменявшие звёзды ёлочные игрушки подвесили на чёрных нитках, и при просмотре можно заметить, как актриса делает небольшое усилие, обрывая их.
За несколько рабочих смен исполнителю роли Пузатого Пацюка нужно было отснять технически сложную для того времени сцену с поеданием вареников, после которой Николай Яковченко, по понятным причинам, уже не мог их видеть. Сцену, в которой казак Пацюк ест вареники, не прикасаясь к ним, сделали «дёшево и сердито». Анимацию бултыхания и кручения в миске со сметаной, сняли при помощи «спрятанных» в сметане булавок. Ну а для показа, как они сами прыгают Пацюку в рот использовался спецэффект обратной перемотки, к которому Роу, за отсутствием в то время компьютерной графики, часто прибегал в своих киносказках.
Запихнуть исполнителя роли Чуба, Александра Хвылю, в мешок тоже оказалось достаточно сложно. Сначала это никак не могли сделать из-за внушительных размеров артиста, а потом и из-за его нетерпения. В итоге режиссёр решил его разыграть и требовал продолжать сидеть в мешке, даже когда эту сцену уже отсняли.
Съёмка сцены встречи Вакулы с императрицей проходила в Эрмитаже. Администрация музея пустила киношников снимать только по ночам, на что они с радостью согласились, так как днём было много посетителей, которые мешали бы творческому процессу. Актрисе, игравшей роль императрицы, разрешили примерить платья самой Екатерины из запасников Музея, но наряды ей не подошли ни по росту, ни по размеру.
Царские черевички, которые в фильме Вакула подарил Оксане, находятся в Музее кино, что на территории ВДНХ. У тех, кто делал черевички для кино и рисовал для мультика, руки были развязаны: Гоголь конкретных указаний не оставил, а историческая достоверность в сказке ни к чему – здесь важнее волшебство. Художником по костюмам в фильме была Лилия Душина. И царицыны черевички в фильме Александра Роу удались! Они выглядят так, будто сделаны из сахара. Эти туфельки были изготовлены в бутафорском цехе киностудии Горького специально для фильма. Их никто никогда не носил. Черевчики попали даже на афиши фильма.
В фильме звучат настоящие украинские рождественские колядки, а также отрывок из православного рождественского тропаря. В фильме невероятно много любимых зрителями сцен. Это и кокетничающая сама с собой перед зеркалом Оксана, дочь казака Чуба. И полёт на чёрте кузнеца Вакулы. Вареники, которые сначала сами падали в сметану, а потом залетали в рот Пацюку. И мешки с сюрпризами, которые из дома Солохи растащили по всему селу. И черевички с ноги царицы – не менее образны, чем хрустальные туфельки для Золушки.
По воспоминаниям Людмилы Мызниковой, Георгий Милляр и Людмила Хитяева не только в кадре составляли великолепный дуэт, но и после окончания рабочего дня никому из съёмочной группы не давали скучать, устраивая застолья и конкурсы на лучшее исполнение украинских народных песен.
В фильме также прекрасно передан самобытный дух того времени, который погружает зрителя в красочную атмосферу старины. Когда метель заносила все стежки-дорожки, а избы утопали в сугробах. Когда дома и их жители согревались теплом печи, а не с помощью центрального отопления. Когда на столе всегда стояла невероятно вкусная и в тоже время простая еда, как те же вареники.
Фильм на 100 % поднимает предновогоднее настроение, так что не упускайте возможности окунуться в детство и заново испытать трепет перед приближением главного праздника года.
Экранизации
Проверь себя
Авторы
  • Екатерина Миронова
  • Ольга Серегина
  • Ирина Шульте
Источники
  • culture.ru
  • kinopoisk.ru
  • kino-teatr.ru