Старик Хоттабыч
сказка
1956 год

Киностудия Ленфильм

Режиссёр: Геннадий Казанский

Сценарий: Лазарь Лагин

Оператор: Музакир Шуруков

Композитор: Надежда Симонян
Актёрский состав
Лева Ковальчук
Николай Волков
Ольга Черкасова
Гога Пилюлин (Гога-Пилюля), советский школьник, ябедник
Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб (Хоттабыч),
джинн в возрасте 3732-х лет
Варвара Степановна,
классный руководитель в школе
Советский и российский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР (1985).
Родился 4 марта 1946 года во Владимире. Учился в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии по классу профессора Г. А. Товстоногова, закончил обучение в 1967 году.
С 1987 по 1991 год был актёром Театра имени А. С. Пушкина («Александринка»). Артист Ленинградского театра имени Ленинского комсомола (ныне театр «Балтийский дом»).
Советский и российский актёр, заслуженный артист РСФСР (1988). Ветеран Великой Отечественной войны.
Родился в Москве в семье военнослужащего. В июне 1941 года добровольцем ушёл на фронт, воевал на Западном фронте, но уже в ноябре был ранен. После лечения был демобилизован и уехал в Коми АССР, где устроился чертёжником на механический завод.
Затем поступил во ВГИК, в актёрскую мастерскую Василия Ванина. После окончания ВГИКа вошёл в труппу Театра-студии киноактёра. Дебютировал в кино в 1950 году.
Известен по роли Аркадия Аверина из фильма «В добрый час!» (1956). В дальнейшем повторил актёрскую судьбу своего героя из этого фильма — играл эпизодические роли в различных фильмах.
В 1995 году поступил в больницу с сердечным приступом. Скончался 7 сентября 1995 года в Москве.
Снялся в 1 проекте.
Алеша Литвинов
Гена Худяков
Женя Богорад, советский школьник,
друг Вольки
Волька Костыльков
(Волька ибн Алёша), советский школьник
Награды
Заслуженная артистка РСФСР (28.04.1973).
Народная артистка РСФСР (16.07.1985).

В 1952-1954 годах училась в Омском сельскохозяйственном институте.
Окончила Государственный институт театрального искусства (1958).
C 1958 года — актриса Академического театра имени Моссовета.

Мастер дубляжа и озвучивания.
Автор литературно-поэтической программы «Поэтессы серебряного века».
О жизни и творчестве актрисы снят документальный фильм "Валентина Талызина. Моей душе покоя нет..." (режиссёр Андрей Владимиров, Первый канал).

От брака с художником Леонидом Непомнящим дочь - актриса Ксения Хаирова.
Советский и российский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР (1985).
Родился 4 марта 1946 года во Владимире. Учился в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии по классу профессора Г. А. Товстоногова, закончил обучение в 1967 году.
С 1987 по 1991 год был актёром Театра имени А. С. Пушкина («Александринка»). Артист Ленинградского театра имени Ленинского комсомола (ныне театр «Балтийский дом»).
Советский и российский актёр театра и кино, народный артист РФ. Участник Великой Отечественной войны. Борис Новиков – актер театра и кино, прославившийся ролями в фильмах «Тихий Дон», «Тени исчезают в полдень», «Белые росы». Звание Народного артиста Российской Федерации Борис Кузьмич Новиков получил в середине 90-х годов.
Советская актриса кино и театра, наставник многих российских и советских звезд.
Родилась 16 июня 1944 года в Махачкале. Окончив школу, девушка с успехом выдержала экзамены в театральное училище имени Щукина, где после окончания обучения поступила в аспирантуру и начала преподавать.
Актриса запомнилась как наставница таких звезд кино, как Светлана Копылова, Сергей Маковецкий, Сергей Жигунов и других. Кроме того, кинематографистка стояла у истоков создания студии «Киноконтакт», а также стала первой в истории актрисой-кандидатом наук.
Пик популярности Яцкиной пришелся на 70–80-е годы прошлого века, однако снималась она вплоть до 2010-х. Среди ее наиболее ярких работ можно назвать «Уроки французского», «Женщины», «Люди и дельфины».
Актриса была замужем за коллегой по творческому цеху Леонидом Головня. Однако брак распался, зато принёс супругам сына.
Скончалась артистка 10 марта 2024 года после продолжительной болезни. Незадолго до смерти Яцкина приняла постриг.
Советский и российский актёр, заслуженный артист РСФСР (1988). Ветеран Великой Отечественной войны.
Родился в Москве в семье военнослужащего. В июне 1941 года добровольцем ушёл на фронт, воевал на Западном фронте, но уже в ноябре был ранен. После лечения был демобилизован и уехал в Коми АССР, где устроился чертёжником на механический завод.
Затем поступил во ВГИК, в актёрскую мастерскую Василия Ванина. После окончания ВГИКа вошёл в труппу Театра-студии киноактёра. Дебютировал в кино в 1950 году.
Известен по роли Аркадия Аверина из фильма «В добрый час!» (1956). В дальнейшем повторил актёрскую судьбу своего героя из этого фильма — играл эпизодические роли в различных фильмах.
В 1995 году поступил в больницу с сердечным приступом. Скончался 7 сентября 1995 года в Москве.
Снялся в 1 проекте.
Снялся в 1 проекте.
Почётная грамота
на Международном кинофестивале
в Ванкувере
Почётный Диплом
на I МКФ
детских фильмов
в Панаме
Поощрительный
диплом
на I ВКФ
в Москве
1958
1971
1958
Сюжет


В Москве-реке 12-летний пионер Волька Костыльков во время купания случайно находит запечатанный сосуд. Мечтая, что в кувшине находится клад старинных драгоценностей, который он отнесёт в исторический музей, Волька вскрывает сосуд и выпускает на волю из многолетнего заточения джинна. Тысячи лет Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб провёл в этом тесном кувшине, отбывая наказание за провинность. Волька сокращает сложное имя нового знакомого до «Хоттабыча».
Могущественный волшебник теперь в долгу у пионера за своё спасение и обещает отныне выполнять любое его приказание. Джинн попадает в Советский Союз 50-х годов XX века из тех времен, когда люди были уверены, что земля – плоская и стоит на черепахе. Хоттабыч следует за мальчиком по пятам, живёт у него в комнате и всячески старается угодить.
Вместе с ним Волька летит в Индию на ковре-самолёте. На обратном пути они, едва не разбившись, совершают посадку в бассейн у санатория имени Серго Орджоникидзе, повстречавшись с отдыхающим буровым мастером из Баку.
Благодарный джинн пытается осыпа́ть своего благодетеля всяческими дарами. Так, по возвращении из Сочи он «осчастливил» Вольку дворцом с караваном верблюдов и слонов, нагруженных драгоценностями и предметами роскоши. Но мальчик, воспитанный в духе советской пионерии, отказывается от такого подарка и, стремясь отвлечь Хоттабыча, предлагает ему отправиться в цирк. После посещения представления джинн решает стать иллюзионистом, а также учиться общеобразовательным предметам на домашнем обучении...
О книге
В 1953 и 1955 годах книгу переиздавали, но уже в отредактированном под новые реалии виде. Причинами редакций были изменения, произошедшие в СССР и в мире после 1938 года.
Лазарь Лагин не занимался правками последующих редакций и даже не раскрывал имени и отчества на обложке, оставаясь как «Л. Лагин». Псевдоним Лагин – сокращение от имени и фамилии писателя –Лазарь Гинзбург.
«Старик Хоттабыч» переиздавался более 50 раз. Через год после последней редакции вышел фильм о добром и неуклюжем джинне…
Фильм про приключения джинна Хоттабыча и пионера Вольки Костылькова представляет собой сильно сокращённую вторую версию книги 1938 года с некоторыми сюжетными изменениями.
Однажды Альберта Эйнштейна спросили, как мы можем сделать наших детей умнее. Его ответ был простым и мудрым:
«Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были ещё умнее, читайте им ещё больше сказок».
Сказку «Старик Хоттабыч» писатель Лазарь Лагин создал под впечатлением от английской сказки 1900 года «Медный кувшин» о молодом архитекторе и джинне из кувшина. У Лагина с 1916 года имелся русский перевод повести. Сам Лагин в предисловии к изданию 1955 года сообщал, что на написание повести его натолкнула «Сказка о рыбаке» из цикла «Тысяча и одна ночь».
«Старик Хоттабыч» выходил в трёх редакциях. Впервые сказочная повесть Лазаря Лагина была опубликована в 1938 году в газете «Пионерская правда». Повесть публиковалась по частям из номера в номер. Отдельной книжкой повесть-сказка вышла в 1940 году в Детиздате.
Альберт Эйнштейн
Съёмки
«Старик Хоттабыч» – художественный полнометражный цветной фильм-сказка, поставленный на киностудии «Ленфильм» в 1956 году режиссёром Геннадием Казанским по мотивам одноимённой повести Лазаря Лагина. Премьера состоялась в Ленинграде 12 июля 1957 года. Сказка, достойная семейного просмотра!
В Советском Союзе в середине ХХ века «Старик Хоттабыч» был популярен не меньше, чем сегодня, например, зарубежный «Властелин колец» – такой же абсолютный бестселлер. На экране столкновение времён, культур и мировоззрений изображено комедийно. Искренний старик Хоттабыч признаёт в Вольке своего господина и c энтузиазмом ему служит, стараясь помочь. Однако действует джинн, исключительно исходя из своего понимания слова «хорошо». «Всё время я стараюсь, о, Волька, доставить тебе радость, а доставляю только огорчения и неприятности». А ещё Хоттабыч весьма интересуется инновациями XX века. Он с детским интересом пытается понять устройство самолёта, телефона, эскалатора в метро, что доставляет Вольке достаточное количество проблем.
Фильм снимался сразу в четырёх советских городах: Ленинграде, Москве, Одессе и Сочи. Интересно, что несмотря на смену городов и декораций, в кадр попадают преимущественно здания в стиле сталинского неоклассицизма – главного архитектурного стиля тех лет. Продуманность каждого места съёмки и сохранение единой стилистики прекрасно передают дух 1950-х, а благодаря мастерству операторов и монтажёров также делают незаметными резкие переходы из одного города в другой. Многие зрители даже удивляются, что фильм снимался в разных городах.
Полетав на ковре-самолёте и забрав Женьку, герои приземляются в фонтан во «дворце могущественного владыки», который оказывается санаторием имени Орджоникидзе в городе Сочи. Роскошный санаторий в стиле сталинского неоклассицизма был открыт в 1937 году и предназначался для отдыха шахтёров. В фильме герой, которого Хоттабыч принимает за султана, оказывается буровым мастером. В Сочи также снимали путешествие в Индию.
На самолёте герои возвращаются в Москву, но последующие сцены снова сняты в Ленинграде. Сцена с телефонными будками происходит на Троицкой площади.
А в некоторых сценах город буквально дорисовывали. Это особенно заметно, когда Волька и его друг Женька едут с Хоттабычем в цирк на верблюде – если присмотреться, заметно, что возвышающаяся над улицей высотка (на Котельнической набережной) нарисована.
В Одессе съёмки изначально не планировались. Но в сценарии была предусмотрена сцена с экзотическими животными, когда Волька с Хоттабычем попадают в Индию. Зверей решили позаимствовать в цирке под управлением знаменитого дрессировщика Александра Корнилова, который находился в это время на гастролях на побережье Чёрного моря. Но лето 1956 года, когда снималась картина, выдалось холодным. И дрессировщики категорически отказывались выводить своих тигров, слонов и верблюдов на улицу – боялись, что животные простудятся. Так киношники и следовали за цирком по стране – из Ленинграда в Москву, потом в Сочи. А по-настоящему хорошая погода была только в Одессе, там и сняли знаменитую сцену... Цирк и труппа с животными очень колоритно вписались в съёмки. Прогулка на верблюде также снималась в Одессе.
Декорации в павильонах «Ленфильма» были сделаны не только для квартиры и школы главного героя, но и для цирка. В эпизоде с цирком по сценарию старик Хоттабыч съедает целый поднос с мороженым. На самом же деле он поглощал глазированные сырки. Так съёмочная группа берегла актёра Николая Волкова от простуды. Дублей было снято много, и актёр до конца жизни возненавидел эти сырки.
Там же, в павильоне, снимались сцены на трибунах футбольного матча, а сам футбольный матч проходил на стадионе имени Кирова на Крестовском острове. Стадион на момент съёмок был совсем новым, так как его строительство закончилось только в 1950 году. Теперь на этом месте – «Газпром-Арена». После матча герои гуляют по Московскому парку Победы в Ленинграде. Парк открыли сразу после Великой Отечественной войны, но работы продолжались до 1957 года.
Директором картины «Старик Хоттабыч» была Тамара Самознаева. Она заботилась о том, чтобы съёмочная группа была снабжена всем необходимым: киноплёнкой, аппаратурой; имела бы помещения, транспорт и ещё тысячу всевозможных вещей. И одной из главных её обязанностей было доставать животных, которые нужны для фильма: слонов, верблюдов, лошадей, осликов для каравана с драгоценностями. В поисках верблюда Тамара Ивановна проехала четыреста километров по Сталинградской (ныне – Волгоградской) области. Купила его в колхозе и повезла в Ленинград. Кстати, в будущем эта трата, незапланированная в бюджете фильма, здорово повлияла на работу: в эпизоде, когда в цирке на руке Хоттабыча выступают акробаты, на самом деле должны были сниматься тигры. Но на них денег уже не хватило, истратили на верблюда!
Первые сцены снимались в Москве: Волька находит сосуд на дне Москвы-реки. Можно увидеть Краснопресненскую набережную, ещё не облицованную гранитом, и одну из сталинских высоток – гостиницу «Украина». Ещё не построен Дом правительства , который появится только в 1981 году.
Далее мы попадаем в квартиру Костыльковых. Обстановка хоть и не роскошна, но при этом респектабельна. К тому же, у них отдельная жилплощадь, что по тем временам было редкостью.
Волька выпускает из сосуда Старика Хоттабыча и идёт в школу на экзамен. А возвращается через двор, который находится уже в Ленинграде на улице Савушкина. Разговор с Пилюлей происходит на фоне недавно построенных жилых домов 1950-го года.
Следующие сцены снова переносят нас в Москву. Хоттабыч расстилает ковёр-самолёт на крыше гостиницы «Пекин», на тот момент это было одно из самых высоких московских зданий, откуда хорошо видно Садовое кольцо. А сам полёт был снят в четвёртом павильоне «Ленфильма», куда на съёмки приходили поглазеть толпы людей.
В картине мы видим, как выглядела первая советская школьная форма для мальчиков. Постановление приняли ещё в 1935 году, однако реально ввести её удалось только начиная с 1947 года, уже после войны.
Новая форма была очень похожа на дореволюционную – фуражка с кокардой, брюки и серая рубашка типа гимнастёрки, подпоясанная широким ремнём с металлической пряжкой. К форме полагалось носить тщательно вычищенные ботинки или полуботинки чёрного или тёмно-коричневого цвета, однако допускались галоши, сапоги и валенки, в зависимости от климата.
Кроме школьной формы мальчики носили довольно обычные и широко распространённые в то время шорты и рубашки – белую и клетчатую. И обязательно – пионерский галстук.
Сказку решили экранизировать, причём с голливудским размахом – она должна удивить «настоящим волшебством»! Денег на съёмки не жалели. Для 1956 года фильм изобилует техническими чудесами и экранными трюками. Компьютерной графики и 3D-технологий тогда не было, но кинокартина стала примером невероятной изобретательности и мастерства советских кинематографистов. «Ленфильм» с этой задачей справился. Специально для обилия новых спецэффектов в НИИ телевидения были разработаны кинокамера, плёнка и проявочная машина, которые позволяли бы предметам появляться и исчезать в кадре. При создании фильма использовался новаторский для тех лет метод «блуждающей маски», который позволял совмещать в кадре актёров и требуемый по сюжету фон. По количеству спецэффектов и комбинированных съёмок картина не уступала голливудским проектам. Давайте посмотрим на эстетическую сторону фильма. Это ведь просто феерия красот и видов того времени! Собственно, «Старик Хоттабыч» не единственный фильм такого плана, в 1950-х было снято много фильмов, где фон играл чуть ли не важнейшую роль при развитии сюжета, особенно, если показывали красавицу Москву. Создавалось ощущение, что, куда бы ни шли персонажи, они везде созерцали какую-нибудь из высоток, а то и две-три сразу.
Самыми сложными были невероятные по тем временам съёмки полёта на ковре-самолёте. Полёт снимали в павильоне – ковёр подвесили на тросах и включили дым-машину, которая имитировала облака. Впоследствии он был наложен на фон пролетающего пейзажа. Единственным «ляпом» на весь фильм стал цвет бананов. Один из героев держал в руках связку ярко-зелёных бананов из папье-маше – оказалось, что мастера реквизиторского цеха просто никогда не видели их спелыми…
Сегодня многое выглядит наивно, но в те времена мгновенные перемещения из Краснопресненского района Москвы в Индию и обратно, появление караванов и дворцов и прочие спецэффекты приводили зрителей в восторг.
Знаменитый футбольный матч между командами «Зубило» и «Шайба» снимали в Ленинграде на маленьком стадионе завода «Светлана». Поскольку стадион был невелик, пришлось при монтаже «дорисовывать» на общих фонах прожекторы и массовку – болельщиков, которые были сделаны из картона. К чести мастеров комбинированных съёмок, зритель и сегодня принимает эти сцены за «чистую монету». Крупные планы сидящих на трибунах болельщиков доснимали уже на центральном ленинградском стадионе имени Кирова. В эпизодах задействовали настоящих звёзд отечественного футбола того времени. В один из моментов Хоттабыч, «сжалившись» над игроками, решает прислать каждому персональный мяч. Они дождём падают с неба. Эффекта добились очень легко. Просто спортсмены подкинули мячи в воздух, а снятые кадры потом прокрутили в обратном порядке. Получилось, что мячи не взлетают, а падают.
Ворота для матча изготовили в столярных цехах «Ленфильма». Штангу, которая по сюжету изгибалась и «подыгрывала», сделали из резины. Специальные телескопические футбольные ворота сконструировали раздвижными и поставили на рельсы, а специально обученный человек за кадром при помощи троса то их расширял, то сужал, то перемещал в сторону от летящего мяча.
После выхода фильма в прокат его ждал ошеломляющий успех. В 1957 году картину посмотрели 40 миллионов человек. Актёры почти год поодиночке и группами ездили по стране, встречались со зрителями.
На киностудии «Ленфильм» бережно хранят многие раритеты этого старого советского фильма – соломенную шляпу волшебника, будильник и пионерский галстук Вольки. И, конечно же, тот самый кувшин, из которого появился джинн.
А вот что действительно интересно в образе Жени Богорада – это тюбетейка.
Сейчас тюбетейки прочно укоренились в сознании как некий этнический головной убор, связанный с исламскими традициями, причём в разных регионах они разные.
А вот в то время всё было по-другому. В 1930-1950-e годы тюбетейка была одним из самых популярных головных уборов у советской творческой интеллигенции. Её часто показывали в любимых фильмах того времени. И в начале 1970-х тюбетейки продавались в Москве (например, на ВДНХ). Их носили вместо панамок.
Конечно, отдельного внимания заслуживают наряды Хоттабыча – разнообразные яркие восточные халаты! Возможно, сшитые из тканей, которые выпускались для пошива штор или покрывал.
Специального художника по костюмам в фильме не было, некоторые эскизы выполнял сам режиссёр Геннадий Казанский.
Главными художниками, создававшими концепцию фильма, были знаменитая семейная пара Исаак Каплан и Белла Маневич.
Костюмы
Спецэффекты
Актёры и роли
На роль Хоттабыча пробовались Евгений Лебедев и Георгий Вицин, но в итоге утвердили малоизвестного актёра Николая Волкова. Николаю Николаевичу в то время было уже далеко за 50. В 1943 году он снялся в роли звездочёта Гуссейна-Гуслии в комедии «Насреддин в Бухаре», а потом вернулся в театр и в кино почти не снимался. Режиссёр «Старика Хоттабыча» Геннадий Казанский перебирал возможных исполнителей главной роли, просматривал их работы. Когда увидел Волкова в гриме, то понял, что надо звать его на пробы…
Во время съёмок Николаю Николаевичу приходилось каждый раз выдерживать по два часа сложного грима, и дело вовсе не в его бороде: ему долго лепили нос из специального гримёрного пластилина.
Так получилось, что расцвет кинокарьеры у Николая Волкова случился в 54 года – после «Старика Хоттабыча» его начали приглашать другие режиссёры и не только на эпизоды, как было до премьеры. Он сыграл в нескольких десятках фильмов, среди которых «Полосатый рейс», «Начальник Чукотки», «Двенадцать месяцев» и другие.
Николай Николаевич Волков (настоящая фамилия – Агуров) родился 23 марта 1902 года в городе Обояни Курской губернии Российской империи в дворянской семье, в которой воспитывались ещё один сын и дочь. Все дети учились актёрскому мастерству. Братья стали актёрами, а сестра Валентина руководила в Свердловске художественной самодеятельностью в Доме культуры.
На сцене Николай начал выступать с 1921 года. Окончил Бакинскую театральную студию. Работал актёром в Бакинском, Казанском, Пермском, Ивановском театрах, а в 1933 году пришёл в труппу Одесского русского драматического театра имени А.И. Иванова.
Когда Николай и его брат Евгений вместе служили актёрами в Одесском театре русской драмы, они решили бросить жребий, кому из них брать псевдоним. Выпало – Николаю. Так появилась фамилия Волков и пошла актёрская династия Волковых.
В течение двадцати лет Николай Николаевич играл в разных театрах. Во время войны актёр оказался на Ташкентской киностудии. Интересно выступил в нескольких работах студии, особенно в картине Якова Протазанова «Насреддин в Бухаре». После войны вернулся в Одесский театр, в кино почти не снимался. И, возможно, кинематограф так и остался бы коротким эпизодом в жизни театрального актёра Николая Волкова, если бы не случай. В 1956 году на «Ленфильме» в поисках исполнителя главной роли в картине «Старик Хоттабыч» прокрутили ролик из старой протазановской ленты. И звездочёт Гуссейн-Гуслия стал джинном Хоттабычем.
А дальше актёрская судьба Николая Николаевича Волкова круто меняется. Фильмы следуют один за другим с такой интенсивностью, что в скором времени Волкову приходится даже оставить работу в театре.
В числе фильмов с участием актёра есть комедии, исторические и военные ленты, детективные и фантастические картины: романтическая фантазия Александра Птушко «Алые паруса», комедия Владимира Фетина «Полосатый рейс», историческая лента Юлия Карасика «Шестое июля», героическая комедия Виталия Мельникова «Начальник Чукотки», приключенческий фильм «Бриллианты для диктатуры пролетариата», фантастическая картина Михаила Швейцера «Бегство мистера Мак-Кинли».
Однако наибольшую известность, благодаря своеобразным сатирическим портретным характеристикам, приобрели созданные Николаем Волковым образы Гуссейна-Гуслия в комедийном фильме «Насреддин в Бухаре», поставленном Яковом Протазановым, Уильям Питт в исторической дилогии Михаила Ромма «Адмирал Ушаков», «Корабли штурмуют бастионы» и Хоттабыч в картине «Старик Хоттабыч», снятом Геннадием Казанским.
Умер актёр осенью 1985 года, и последний фильм с участием Николая Волкова-старшего вышел на экраны уже после его смерти. Похоронен на Введенском (Немецком) кладбище в Москве. Сын и четверо внуков Николая Волкова продолжили актёрскую династию.
Николай Николаевич Волков (старший)
Дополнительные материалы
Джинны
Джинны – весьма популярные сказочные персонажи в мировом кинематографе. Они фигурируют в кино самых разных стран. Часто изображаются как волшебные существа, заключённые в лампу или бутылку. Джиннов в советских фильмах и мультфильмах показывали крайне редко. Самый известный джинн у нас – газообразный, красного цвета и без одежды – в фильме-сказке «Волшебная лампа Аладдина», снятом через 10 лет после «Старика Хоттабыча».
Ещё есть фильм «Седьмой джинн» 1976 года, который сняли на киностудии «Узбекфильм». А в 1977 году в Азербайджане появился «Гариб в стране джиннов» (со смешанными образами – с одной стороны из Персии, а с другой – похожими на русского Черта и Бабу-Ягу). Ещё в СССР в 1974 году сняли изумительный и разошедшийся на цитаты мультфильм «Приключения Мюнхаузена. Павлин», где барон отправляется на Bосток, так как хочет услышать пение павлина, заключенного в башне джинна Рахата ибн Лукума, который выглядит как полуголый обжора коричневого цвета и с рожками. Голливудский же синий Джинни появился вообще только в 1992 году.
В общем, образ Хоттабыча как джинна был в СССР самым первым и абсолютно уникальным.
Хоттабыч – «тощий и смуглый старичок с бородой по пояс». Очень горд, добр, хотя и весьма вспыльчив, любит иногда прихвастнуть. Способен на глубокую и искреннюю привязанность, обладает подвижным и лукавым умом, весьма эмоционален.
О жизни джинна Гассана Абдуррахмана ибн Хоттаба до заточения в сосуде мало что известно. Но из его слов можно заключить, что он был из правоверных джиннов, служил Сулейману ибн Дауду (в фильме – царю джиннов Джирджису), то есть Соломону, был «владыкой телохранителей из джиннов», повелевающим неизмеримым войском джиннов, шайтанов и маридов. Вместе с братом Омаром Юсуфом ибн Хоттабом ослушался Сулеймана и был заточён в глиняном кувшине.
Джинны – герои арабской мифологии, чаще всего выступавшие в роли, аналогичной более привычным нам бесам или чертям. В западной культуре джинны получили популярность после выхода сборника сказок «Тысяча и одна ночь».
В мифах существовало четыре вида джиннов: повелевающие огнём злобные ифриты, жестокие оборотни гулы, всемогущие рациональные мариды и слабые силы. Джинны жили в параллельном мире, куда люди не могли попасть. Даже в переводе слово «джинн» означает «скрытый».
Старик Хоттабыч был маридом – эти высшие джинны могли быть как злыми, так и добрыми, были способны предсказывать будущее и помогать в достижении целей.

Выглядели они как высокие бледные люди с белыми бородами, умели выпускать огонь из ноздрей и превращаться в эфирные летучие существа. Но именно мариды часто становились пленниками разных предметов: например, кольца или лампы (в сказке про Алладина) или бутылки (в истории с Хоттабычем).
Исламский пророк и иудейский царь Сулейман ибн Дауд, которому Хоттабыч служил и был рабом его кольца, более известен как царь Соломон. Он обладал необычайной мудростью, умел разговаривать с животными, управлять ветром и обладал властью над всеми существами, включая джиннов. Братья-джинны не захотели больше быть под властью Сулеймана, за что и были наказаны заточением в бутылки.
Асаф ибн Барахия (Бурхия), которому Сулейман приказал насильно доставить джиннов к царю, действительно был визирем и одним из ближайших сподвижников царя Соломона. Мавзолей Асафа ибн Бурхии — одна из главных достопримечательностей киргизского города Ош.
Хоттабычу на момент выхода сказки Лазаря Лагина было 3 732 года и 5 месяцев из них «без малого три тысячи лет» он провёл в бутылке, и, конечно, был не в курсе того, насколько далеко ушла любая наука. Теория о плоской земле, лежащей на спинах слонов, стоящих на гигантской черепахе, пришла из индуизма. Причём, в разных версиях количество слонов меняется от трёх до семи, но чаще всего встречается четыре – по сторонам света. У Хоттабыча была довольно редкая версия.
Так как Хоттабыч был родом с Ближнего Востока – борода для него необходима. Как и у многих других народов, борода была символом мужественности, власти и мудрости, но одновременно и старости. Поэтому почти все знаменитые волшебники и древние колдуны были бородатыми: Мерлин, Черномор, Гендальф, Дед Мороз, Дамблдор и другие. Выдирать из бороды волоски для исполнения желаний было фирменным знаком Хоттабыча – остальные обходились другими проводниками магии.

У Хоттабыча был не просто ковёр-самолет, а ковёр-гидросамолёт «ВК-1», названный джинном в честь Вольки Костылькова. Фантастическое средство передвижения часто встречалось в литературе Ближнего Востока, а из сказок «Тысяча и одной ночи» идея распространилась и на Запад. В русских сказках на ковре часто летали сражаться с Кощеем или возвращались домой из дальних странствий. Например, в сказке «Елена Прекрасная», фильмах «Кащей Бессмертный», «После дождичка в четверг» или на картине Виктора Васнецова «Ковёр-самолёт». Восточный летательный аппарат занял прочное место рядом с другими полезными волшебными предметами: сапогами-скороходами, мечом-кладенцом, шапкой-невидимкой, скатертью-самобранкой и другими…

Тюбетейка
Несколько десятилетий традиционный головной убор народов Востока носили летом по всему СССР люди разных национальностей, чаще — мальчики лет до 12 и дедушки после 60.
В 30-50-х годах прошлого века в СССР распространилась повсеместная мода на тюбетейки. Тюбетейка в то время, по крайней мере в европейской части СССР, перестала восприниматься людьми как религиозный или национальный головной убор. Её стали носить преимущественно люди из творческой интеллигенции, учёные, инженеры, студенты, школьники. Ещё тюбетейки полюбили некоторые пожилые мужчины, коротко стриженные или лысые. У учёных они могли быть заменой чёрным академическим шапочкам. В тюбетейках порой фотографировался Максим Горький. После войны любителей тюбетеек прибавилось - к ним привыкли те, кто был в военные годы в эвакуации в Средней Азии. Откуда точно взялась в СССР мода на тюбетейки, сказать сложно. Говорят, что это как-то связано с Мамлакат Наханговой - среднеазиатской пионеркой, отличившейся на сборе хлопка и получившей за это орден Ленина. Одной из причин такой моды считается, что тюбетейка символизировала братскую дружбу с народами Средней Азии.
Индустриализация сдвинула с мест миллионы людей: с севера поехали на юг строить каналы и железные дороги, а с юга отправились в центр на учёбу. Во второй половине 20-х как раз шло масштабное строительство в Средней Азии — сооружали Турксиб (Туркестано-Сибирскую магистраль). Русские участники этой стройки, обзаведясь там тюбетейками, вполне могли «заразить» новой модой и тех, кто никуда не ездил. Многие, впервые увидев шапочки с узорами, сочли их красивыми и удобными. У людей, прежде не носивших этот головной убор, обычно в ходу были маленькие круглые тюбетейки, а у коренного среднеазиатского населения встречались и квадратные.
В европейской части страны этот головной убор — прежде всего, городской «мальчиковый». Цвета тёмные, узоры контрастные, частые материалы — вельвет и бархат. Женские журналы того времени печатали наставления: как просто из четырёх пятиугольников материи сшить тюбетейку сыну.
Макаренко в своих книгах «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», да и в других текстах упоминает, что у его колонистов/коммунаров тюбетейки были частью формы, причём — парадной, летней.
Этот необычный головной убор можно увидеть в художественных фильмах «Флаги на башнях», «Кортик», «Бронзовая птица», «Тимур и его команда», «Моя любовь», «Брат героя», «Золотой теленок», «Кавказская пленница».
Авторы-составители
  • Екатерина Миронова
  • Ольга Серегина
  • Ирина Шульте
Источники
  • culture.ru
  • kinopoisk.ru
  • kino-teatr.ru
  • kulturologia.ru
  • domkino.tv