Республика ШКИД
киноповесть
1966 год
Киностудия "Ленфильм"
Режиссёр-постановщик: Геннадий Полока
Авторы сценария: Л. Пантелеев, Григорий Белых
Операторы: Дмитрий Долинин, Александр Чечулин
Художники: Николай Суворов, Евгений Гуков
Композитор: Сергей Слонимский
Актёрский состав
Сергей Юрский
Александр Товстоногов
Виолетта Жухимович
Виктор Перевалов
Артур Исаев
Лев Вайнштейн
Анатолий Подшивалов
Юрий Рычков
Владимир Колесников
Александр Кавалеров
Вячеслав Голубков
директор
Виктор Николаевич Сорокин
(Викниксор)
Георгий Джапаридзе
(Дзе)
Карл-Мария Эрнст Готфрид Генрих Дитрих Кауфман фон Оффенбах
(Купец, Купа Купыч Гениальный)
Тоня Маркони
Алексей Пантелеев
(Ленька)
Костя Федотов
(Мамочка,
Костька Камбала)
школьный ростовщик
Слаёнов
Гога
Георгий Ионин
(Японец)
Григорий Черных
(Янкель)
Николай Громоносцев
(Цыган)
преподаватель истории
Александр Николаевич Попов
(Алникпоп)
Юлия Бурыгина
Павел Луспекаев
Анатолий Столбов
Александр Мельников
преподаватель немецкого языка
Элла Андреевна Люмберг
(Эланлюм)
преподаватель гимнастики
Константин Александрович Медников
(Косталмед)
преподаватель словесности
Павел Иванович Ариков
(Палваныч)
Награды
1967 год
1968 год
Гран-при
на фестивале детских фильмов
в Москве
Вторая премия
за лучший детский и юношеский фильм на III Всесоюзном кинофестивале
в Ленинграде
«ШКИДа»
Этот фильм – вовсе не выдумка. «Республика ШКИД» или «Шкида» (так воспитанники Школы-коммуны для трудновоспитуемых подростков называли свою альма-матер) действительно существовала. У неё и адрес есть: Санкт-Петербург (в то время – Петроград), Старо-Петергофский проспект, дом 19.
В 1920 году в здании бывшего мужского частного училища в Петрограде создаётся «Школа социально-индивидуального воспитания имени Достоевского», позднее сокращённая её обитателями в звучное «ШКИД». Директором Школы-коммуны становится Виктор Николаевич Сорока-Росинский (1882–1960). Он окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета и параллельно занимался проблемами педагогики и психологии, прошёл курс психопатологии под руководством академика Бехтерева.
К моменту назначения директором школы Сорока-Росинский уже имел пятнадцатилетний стаж педагогической работы и был автором многих серьёзных исследований по вопросам обучения и воспитания детей. Руководство этим интернатом для трудных детей в суровые годы войны, разрухи и голода было, вероятно, самым значительным делом его жизни. Мечтая о том, чтобы его питомцы стали полноправными гражданами, В. Н. Сорока-Росинский хотел, прежде всего, пробудить у них интерес к учёбе, дать им образование.
Его воспитанники собирались из распределителей с самым тяжёлым контингентом, каких набралось множество во время переворотов и гражданской войны, а также печально известной «Лавры». От них отказывались все. За свою ещё только начинающуюся жизнь они повидали её самые неприглядные стороны. Нелегко было обуздать буйную ораву подростков, привыкших с детства к вольной, кочевой, бесшабашной жизни. У каждого из них была своя, богатая приключениями биография, свой особый, выработанный в отчаянной борьбе за жизнь, характер. Жестокие, жадные, свободолюбивые и безбашенные, склонные к лени, но при этом всё ещё дети. Ни одна педагогическая теория, которую изучал прежде директор школы, к этой пёстрой массе была неприложима. Нужны были эксперименты, нужна была уверенность в цели и её достижимости, нужны были нервы-канаты.
Будущему преподавательскому коллективу достались гардеробная, дворницкая, галерея с олеографиями в золотых рамках, несколько комнат для учеников, – и на этом всё; в отличие от трудовых колоний, где в основном имелись свои аграрные угодья или производства, чтобы можно было занять малолетних преступников и бродяг работой. Виктор Николаевич делает ставку на другой труд – умственный, как в старомодных гимназиях. Десять – двенадцать уроков в день, железная дисциплина (неисправимые запираются в изоляторе). Разумеется, случались исключения и побеги. Но многие ученики всё же оставались, потому что лучше жить в коммуне, чем на улице, и получать хоть и скудный, но сравнительно неплохой паёк. А ещё их держало желание выучиться и исправиться, сделаться полноценной частью общества. Виктор Николаевич умел донести до воспитанников, что кроме ШКИДы никто не сможет им в этом помочь. Бывшие беспризорники понимали: учиться – значит «выйти в люди», учиться – значит «добыть себе путёвку в жизнь».
В Шкиде сочиняли гимны, рисовали гербы, устраивали лотереи-аллегро, проводили уроки танцев, негласные конкурсы красоты потенциальных невест воспитанников, создавали «ШкидКино», печатали приключенческие романы с продолжениями. Здесь зарождался особый вид школьного самоуправления, можно сказать особая «шкидская государственность». Не зря школа позже была названа республикой.
Не всё было так гладко, как на страницах повести. В стенах школы процветали пороки, занятия прогуливались, вместо этого дети шли на улицу, пили и курили, и не только. Даже в «Республике ШКИД» описано, в каких масштабах процветало воровство, вандализм, «буза». Виктора Николаевича критиковали за результаты его работы. Но многие из учеников школы смогли оставить позади тяжёлое детство и отыскали в жизни своё призвание. Среди экс-воспитанников школы есть учителя, журналисты, инженеры, военные.

Георгий Ионин (Японец) считался одним из самых ярких и интересных воспитанников. Он хоть и был беспризорником, но имел прекрасное образование: свободно говорил на четырёх языках, разбирался в истории, философии, искусстве и мировой литературе. В школе-коммуне его уважали и прислушивались. Георгий Ионин был главным заводилой, придумывая большинство затей. Выпустившись из школы, он некоторое время голодал и бродяжничал, а потом сумел устроиться на работу в милицию. Потом поступил на режиссёрское отделение в Институт сценических искусств. Начал писать. Для Дмитрия Шостаковича создал либретто к его первой опере «Нос» по повести Николая Гоголя. К сожалению, жизнь этого талантливого человека оборвалась слишком рано. Ему было 20 лет, когда из-за банальной простуды он попал в больницу. Там, играя с мальчиком-соседом по палате, заразился скарлатиной и вскоре умер.
В ШКИДе Георгий Джапаридзе (Дзе) находился вместе с младшим братом, которого все звали Дзеныш. Реальное имя воспитанника школы – Георгий Лагидзе. Георгий после выпуска выучился на архитектора и устроился в конструкторское бюро, завёл семью. Он умер от голода зимой 1941-го в блокадном Ленинграде.
Два лучших друга, Гриша Белых и Лёша Еремеев, решили после школы уйти в артисты. Мир кино их не принял, и они вернулись к бродяжничеству. Поначалу мыкались и бедствовали, потом придумали написать книгу. Это была та самая «Республика ШКИД», по самым свежим впечатлениям и воспоминаниям. Еремеев стал известным писателем. Публиковался под именем Л. Пантелеев, притом всегда настаивал, чтобы буквы «Л.» не расшифровывалась – именно таково было его литературное имя. Его лучший друг Гриша Белых стал журналистом.
Коля Громоносцев, или Цыган, которого в реальной жизни звали Николай Победоносцев после выпуска из школы выучился в сельскохозяйственном техникуме, а потом стал агрономом одного из совхозов в районе Петергофа. «Викниксор хорошо сделал, что определил меня сюда, – писал он. – Передайте ему привет и моё восхищение перед его талантом предугадывать жизнь, находить пути для нас. Влюблён в сеялки, молотилки, в племенных коров, в нашу маленькую метеорологическую станцию...». Он стал агрономом в совхозе и прожил жизнь настолько обычную, что больше о нём ничего не было слышно.
«Купа Купыч Гениальный», тот самый бывший кадет, в реальной жизни Мстислав Вольфрам, работал на великих стройках страны – многие гигантские заводы в СССР появились при его участии. Затем стал заводским рабочим, а потом и главным механиком завода.
ШКИД просуществовала пять лет. Виктору Николаевичу сначала запретили работать в сфере педагогики, но через некоторое время допустили преподавать русский и литературу в школу для девочек. После войны запрет отменили. Сорока-Росинский работал с детьми до конца жизни.
Викниксор погиб в 1960-м, в возрасте 77 лет. Выйдя на пенсию, он продолжал заниматься с трудными учениками. Его последней подопечной стала дочка местной дворничихи. Когда девочка получила свою первую «пятёрку», Виктор Николаевич решил её поощрить, сводить в панорамное кино.
Утром он отправился в парк, чтобы купить билеты. Он так спешил порадовать свою ученицу, а может, просто по-стариковски был невнимателен и немного глуховат, что не услышал звонка и попал под трамвай. Педагог умер в больнице с зажатыми в руке билетиками в кино.
В конце жизни В. Н. Сорока-Росинский работал над книгой «Школа Достоевского». Она опубликована с сокращениями в издательстве «Знание» (М., 1978). В ней он представил картину жизни школы имени Достоевского, рассказал о своей педагогической деятельности, о своих коллегах по трудному делу воспитания бывших правонарушителей. В. Н. Сорока-Росинский высоко оценил повесть своих воспитанников. С большой симпатией писал он об авторах, которые «вовсе не претендовали на роль летописцев школы Достоевского» и смело соединили «факты с вымыслом и прозаическую действительность с поэтической фантазией».
Сюжет


Действие фильма «Республика ШКИД» разворачивается в 1920-е годы. В молодой Советской Республике из-за братоубийственной Гражданской войны, разрухи и голода появилось огромное количество беспризорников. Чтобы одеть, накормить, предоставить кров, дать воспитание и образование этим детям и не позволить им пополнить ряды преступников и нищих, в РСФСР стали создаваться для них школы-интернаты.
Одним из таких интернатов была открывшаяся в Петрограде Школа-коммуна для трудновоспитуемых подростков - Школа социально-индивидуального воспитания имени Достоевского. В эту школу попадали самые отъявленные хулиганы и малолетние преступники. Директор школы Виктор Николаевич Сорокин и педагоги старались делать всё от них зависящее, чтобы их ученики стали законопослушными гражданами, приносящими пользу обществу.
Немало хлопот доставили воспитанники Школы имени Достоевского (сокращённо - ШКИД) своим учителям и воспитателям, но пройдя через различные испытания, пережив множество драматических и комических моментов, бывшие беспризорники учатся не только уважать себя и других, но и думать и поступать самостоятельно.
Основная часть истории происходит в стенах школы-интерната имени Достоевского. Директор Викниксор пытается совладать с первым набором воспитанников. Малолетние хулиганы категорически отказываются принимать заботу и противятся обучению. Они всячески издеваются над преподавателями и берутся за старое: воруют вещи и еду. Однако Викниксору в итоге удается найти общий язык со своими воспитанниками, когда они совместно сочиняют собственный гимн. А вскоре в коллективе появляется новенький – одноглазый сорванец по кличке Мамочка. За его воспитание берутся уже сами жители республики.
История создания
«Республика ШКИД» – художественный фильм, созданный в 1966 году на киностудии «Ленфильм» режиссёром Геннадием Полокой по мотивам одноимённой повести Григория Белых и Алексея Еремеева.
Повесть во многом автобиографична для авторов – бывших воспитанников Школы-коммуны для трудных подростков имени Достоевского. В повести Белых фигурирует под фамилией Черных (кличка Янкель), а Еремеев – как Лёнька Пантелеев (в дальнейшем использовал «Л. Пантелеев» в качестве творческого псевдонима). Они были очень молоды, энергичны и самоуверенны. Книга родилась быстро. Работали друзья в маленькой комнатушке-каморке, выделенной им семьёй Белых.
По воспоминаниям Л. Пантелеева: «Республику ШКИД», довольно толстую книгу, мы с Гришей Белых написали за два с половиной месяца. Это очень небольшой срок. Правда, книгу писали два автора. Но книга — это не бревно, которое нести легче вдвоём, чем одному. Немало времени уходило у нас на споры и даже ссоры. А написалась эта книга быстро потому, что нам ничего не надо было выдумывать. Мы просто вспоминали и записывали то, что ещё так живо хранила наша мальчишеская память. Ведь очень мало времени прошло с тех пор, как мы оставили стены ШКИДы. Одному из нас было восемнадцать, другому девятнадцать лет. Кроме того, в этом возрасте не очень хорошо представляешь себе, что такое литературное мастерство. Писали мы нашу первую книгу не задумываясь, как бог на душу положит».
Повесть была написана в 1926 году, а год спустя издана. Книга пользовалась огромной популярностью у читателей, среди которых был и Максим Горький, на которого она произвела большое впечатление. Менее чем за десять лет «Республика ШКИД» была переиздана более десяти раз только на русском языке, а также переведена на многие языки народов СССР и мира.
К 40-летию написания книги и 50-летию Октябрьской революции решили экранизировать повесть. Л. Пантелеев, ставший к тому времени известным детским писателем, задумал создать на основе повести киносценарий, который не понравился Госкино.
Тогда дорабатывать сценарий пригласили кинорежиссёра, сценариста и педагога Геннадия Полоку и писателя, драматурга и сценариста Евгения Митько. Они переписали сценарий, в основном изменив только образы персонажей, но сохранили многие цитаты из книги, разбавив их дополнительными словами дворового сленга. Л. Пантелеев был недоволен исправлениями, но всё же согласился при условии, что в титрах в качестве автора сценария будет упомянут только он.
Потом оказалось, что все штатные режиссёры киностудии заняты. И тогда вспомнили, что у Геннадия Полоки режиссёрское образование. До этого он снял только один полнометражный фильм – приключенческую детскую историю «Капроновые сети» совместно с Леваном Шенгелией. Так он стал режиссёром этой кинокартины.
Знаменитая картина «Республика ШКИД» рассказывает о трудном послереволюционном времени, когда улицы Петрограда заполонили малолетние беспризорники. Специальная организация занималась поиском маленьких воришек и нарушителей порядка, а затем распределяла их по детским домам. В повести рассказывается о судьбах беспризорных подростков, по разным причинам оказавшихся в школе-коммуне, основанной в 1920 году педагогом Виктором Сорокой-Росинским, которого воспитанники, вполне в духе того времени, сократили до «Викниксора». Директор Школы-коммуны имени Достоевского интеллигентный, тонкий человек. Основной сюжетной линией фильма стала его тяжёлая борьба с дурными наклонностями, приобретёнными подростками на улице. Он собирает под крышу своей школы беспризорных ребят, за плечами у которых нелёгкая судьба, искалеченные души и озлобленность. Постепенно, шаг за шагом, формируются характеры ребят, происходит их духовное и гражданское становление.
Картина должна была стать двухсерийной, но худсовет потребовал вырезать массу эпизодов и сцен. Вырезанные фрагменты немедленно уничтожались. После окончания съёмок, монтажа и озвучания полностью готовый фильм ещё целый год не выпускался в прокат. Его называли энциклопедией школьных хулиганов и требовали запретить. Чтобы помочь своему детищу дойти до зрителя, Полока на свой страх и риск решил показать «Республику ШКИД» на открытии Дома творчества кинематографистов в Репино, где присутствовало большое количество именитых деятелей киноискусства. Фильм был встречен более чем благожелательно, и этот факт ускорил путь ленты до кинотеатров.
Премьера «Республики ШКИД» состоялась 29 декабря 1966 года. С первых же сеансов «Республика ШКИД» стала пользоваться огромным успехом у зрителей: только за первые две недели проката её посмотрело более 17 миллионов человек. Всего же за прокатный год фильм собрал у экранов 32,6 миллиона любителей кино.
Хотя фильм сразу завоевал популярность, Л. Пантелеев был в нём разочарован.
В 1967 году он писал: «Процветали в нашей школе и воровство, и картёжные игры, и ростовщичество. Были жестокие драки. Ни на минуту не утихала война между «шкидцами» и «халдеями». Но было и другое… Мы много и с увлечением читали. Изучали иностранные языки. Писали стихи. Было время, когда в нашей крохотной республике на шестьдесят человек «населения» выходило около шестидесяти газет и журналов… Был музей. Был театр, где ставили «Бориса Годунова» и современные революционные пьесы. Ничего этого (или почти ничего) в фильме нет. …Жизнь ШКИДы на экране выглядит беднее и грубее, чем она была на самом деле».
В 1967 году фильм «Республика ШКИД» стал обладателем Гран-при Фестиваля детских фильмов в Москве, а в 1968 году на Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде он был отмечен второй премией в номинации «За лучший фильм для детей и юношества».
5 октября 2010 года на здании в Санкт-Петербурге, где находилась настоящая школа имени Достоевского была открыта мемориальная доска Республики ШКИД.
Из рассказа Геннадия Полоки:
«Республику ШКИД» я снимал на сопротивлении. Я был молодым режиссёром с полутора фильмами за плечами, на чужой для меня студии «Ленфильм», где за мной шла слава капризного: не взял на роль Викниксора Андрея Попова, которого утвердила студия, вместо него пригласил молодого Юрского. Ещё не исчезла атмосфера оттепели. И я был одержим желанием ответить фильмом на какие-то важные политические вопросы. <...> «Республика ШКИД» была для меня принципиальной картиной, но об этом группа не знала, я проводил свои идеи в одиночку, ни с кем не делясь. Фильм, между прочим, хоть он и самый мой известный, тоже пострадал. Две готовые новеллы из него изъяли, он должен был быть двухсерийным. Причём уничтожили негатив, и поэтому восстановить изъятое впоследствии я уже не смог».
Впоследствии Геннадий Полока снял много известных фильмов. Среди них: «Один из нас», «Одиножды один», «Мелодия на два голоса», а последней его работой стало «Око за око» 2010 года выпуска. Самыми известными стали картины «Республика ШКИД», «Наше призвание» и «Интервенция».
Трилогия
«Республика ШКИД» – первая кинокартина в трилогии режиссёра Геннадия Полоки, посвящённой учителям. В 1981 году тему продолжил трёхсерийный телевизионный фильм «Наше призвание», а в 1986-ом – «Я – вожатый форпоста».
Фильм «Наше призвание» снят по мотивам произведений писателя и педагога Михаила Розанова (псевдоним – Николай Огнёв) «Дневник Кости Рябцева» и «Исход Никпетожа», а также его писем и воспоминаний.
В фильме показаны воспоминания заслуженного учителя Николая Гудкова о годах его юности, о школе 1920-х годов. В течение трёх вечеров учитель рассказывает молодой журналистке Варе о своих друзьях и недругах, учителе, который был для него примером, а также о первой юношеской любви.
Действие фильма происходит в течение 1923/1924 учебного года в одной из московских школ. Фильм повествует о том, как в спорах, муках, рождалась новая, советская школа. На дворе – непростая, во многом противоречивая эпоха НЭПа. Все преподаватели школы хотя и приняли новую власть (кто – по убеждениям, кто – вынужденно), но они – учителя старой закалки, успевшие поработать ещё в старой, царской школе. А большинство учеников школы являются выходцами из рабочих семей, полностью разделяющие руководящие идеалы эпохи. Они полны желания и энтузиазма построить не только новую школу, но и новую жизнь. Из-за этого возникают конфликтные ситуации, кипят нешуточные страсти.
Однако и ученики в школе — разные. Сообщество учеников старших классов школы во главе с учкомом (ученическим комитетом) разделилось на два лагеря. С одной стороны – Сашка Гундобин, бывший председатель учкома, обладающий лидерскими качествами, но ненавидящий всех «шкрабов» (школьных работников), и тех, кто его поддерживает. Им противостоит партия более «умеренных» во главе с Колей Гудковым.
В фильме «Я – вожатый форпоста» заслуженный педагог Николай Иванович Гудков продолжает вспоминать молодость и свою педагогическую деятельность в качестве вожатого одного из первых в стране пионерских отрядов.
«В фильме «Наше призвание» в интересной форме раскрывается диалектика развития некоторых идей советской педагогики. Нам показывают интересные поиски, порой наивные заблуждения педагогической практики 20-х гг. Но здесь важно другое. Замечательные педагоги, образ которых предстает на экране, стремились к тому же, что актуально и сегодня, к развитию общественной активности, коллективизма, в условиях которого только и может сформироваться самостоятельно мыслящая и действующая личность».

Журнал «Советская педагогика», 1982 год

Актёры
Главную роль – директора школы для сложных подростков – исполнил выдающийся актер Сергей Юрьевич Юрский.
Сергей Юрьевич Юрский родился 16 марта 1935 года в Ленинграде. Окончил среднюю школу с золотой медалью. Поступил без экзаменов на юридический факультет Ленинградского университета имени А.А. Жданова. Во время учёбы в университете участвовал в постановках Театра-студии ЛГУ. В 1955 году, после третьего курса юрфака, поступил на актёрский факультет Ленинградского театрального института имени А.Н. Островского, который окончил в 1959 году. Уже после окончания второго курса, в 1957 году, был приглашён в Большой драматический театр имени М. Горького. С середины 1960-х годов – один из ведущих актёров труппы. Здесь же дебютировал как режиссёр. В кино начал сниматься с 1961 года.
Образ директора Виктора Николаевича Сорокина стал одним из первых успешных в кинокарьере актёра .
Режиссёр Геннадий Полока вспоминал, что «для Юрского успех в роли Викниксора был неожиданностью. Когда на премьере в Домах кино в Москве, в Ленинграде зал встретил его, стоя, рёвом, он на меня оглянулся удивлённо».
Позже Сергей Юрский снимался у Геннадия Полоки в «Интервенции» с Владимиром Высоцким.
В его фильмографии – выдающийся образ Остапа Бендера в «Золотом телёнке», персонажи в «Место встречи изменить нельзя» и «Любовь и голуби». Последней заметной работой Юрского стала роль Пастернака в сериале «Фурцева. Легенда о Екатерине».
В 1978 году Юрский переехал в Москву, став актёром, а впоследствии и режиссёром Театра имени Моссовета. Одновременно играл и ставил спектакли на сцене театра «Школа современной пьесы».
Сергей Юрский выступал как чтец с программами классических и современных авторов. Являлся автором нескольких книг прозы и пьес, написанных под псевдонимом «Игорь Вацетис».
С 1977 по 2014 год актёр озвучивал мультфильмы, с 1952 по 2015 год дублировал иностранные фильмы.
Сложно пересчитать, сколько фильмов было снято с участием этого замечательного актёра, и совсем невозможно сосчитать в скольких пьесах сыграл он на сцене.
Умер Сергей Юрьевич 8 февраля 2019 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.
Выдающаяся актриса театра и кино Юлия Ивановна Бурыгина в фильме «Республика ШКИД» исполнила роль преподавателя немецкого языка Эллы Андреевны Люмберг (Эланлюм).
Юлия Бурыгина была хорошо знакома московским театралам, почти полвека она служила в Малом театре, создала множество ярких образов на этой сцене, принимала участие в экранизациях некоторых спектаклей, стала появляться на телеэкране. Но широкую известность она получила только благодаря большому кино и мужу, режиссёру Геннадию Полоке, который снял актрису в главной роли в своём фильме «Республика ШКИД».
Родилась и выросла Юлия в Москве. Отец работал в издательстве, мама была домохозяйкой, много времени посвящала воспитанию и образованию дочери. Юля с 5 лет стала заниматься в группе немецкого языка – в предвоенные годы это было очень модно. Во время Великой Отечественной войны главу семьи назначили начальником издательства армейской газеты «Вперёд на врага», а в 1946-м перевели в Германию – там будущая актриса заканчивала школу при Политуправлении Советской военной администрации. Вернувшись в Москву в 1949 году, она поступила на актёрский факультет Щепкинского училища, а после получения диплома была принята в труппу Малого театра, которому оставалась верна всю жизнь.
Актриса снялась ещё в трёх фильмах Геннадия Полоки: «Интервенция», Наше призвание» и его продолжении – «Я вожатый форпоста», где сыграла учительницу музыки, и больше на экранах не появлялась.
Юлия Ивановна продолжала выходить на театральную сцену несколько раз в месяц до самого последнего дня.
Актриса ушла из жизни 12 сентября 2001 года совершенно неожиданно для всех по нелепой случайности – во время приступа астмы не успела достать баллончик, закатившийся под стол. Похоронена на Химкинском кладбище Московской области.
Павел Луспекаев, преподаватель гимнастики Константин Александрович Медников (Косталмед) запомнится всей стране как таможенник Верещагин в фильме «Белое солнце пустыни», вышедшем через 4 года после выхода «Республики ШКИД».
Павел Борисович (Багдасарович) Луспекаев (Луспекян) родился 20 апреля 1927 года в Луганске. В 1941 году Павел поступил в Луганское ремесленное училище, позднее вместе с ним эвакуировался во Фрунзе, работал слесарем на заводе.
В 1943 году 16-летним подростком ушёл добровольцем на фронт. Попал в один из партизанских отрядов, неоднократно участвовал в боевых операциях. Во время одного из боёв был тяжело ранен в руку разрывной пулей, которая раздробила локтевой сустав. Был отправлен в Саратовский военный госпиталь, где срочно начали готовить к ампутации руки. Усилием воли выплыл из беспамятства и не позволил хирургу дотронуться до своей руки, пока тот не поклялся попробовать обойтись без ампутации. Руку удалось спасти. Демобилизовавшись из армии, переехал в Ворошиловград (ныне Луганск). Устроился в труппу Ворошиловградского областного русского драматического театра. В 1946 году поступил в Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина, после окончания которого играл на сценах театров Тбилиси и Киева. С 1959 года Луспекаев – актёр Большого драматического театра имени М. Горького в Ленинграде.
В кино начал сниматься с 1954 года. В его фильмографии такие известные картины, как «Тайна двух океанов», «Балтийское небо», «Иду на грозу», «Три толстяка», «Зелёные цепочки» и другие.
В 1962 году актёр попал в больницу. Во время войны в одном из разведывательных рейдов Павлу пришлось четыре часа неподвижно пролежать на снегу, и он сильно обморозил ноги. С тех пор кровообращение в ногах нарушилось. Теперь же старая болезнь обострилась. Актёру ампутировали некоторые фаланги пальцев на ногах.
В 1966 году в самый разгар съёмок в фильме «Республика ШКИД» актёра снова положили в больницу. Врачи настаивали на ампутации обеих ног до колен. Однако это поставило бы крест на Луспекаеве как актёре. Лишь когда стало ясно, что выхода нет, а промедление грозит гибелью, Луспекаев согласился на опасный компромисс: на ампутацию пальцев ног. После этого его стала невыносимо мучить фантомная боль. Большую помощь Павлу Луспекаеву оказала министр культуры Екатерина Фурцева. Когда до неё дошли слухи о страдающем от болей актёре-самородке, который несмотря на это снимается в кино, министр распорядилась раздобыть для Луспекаева за границей нужные лекарства и протезы.
Болезнь актёра прогрессировала, ему было сделано несколько операций. В 1967 году, на фоне обострившейся болезни, Луспекаев написал заявление об уходе из БДТ по состоянию здоровья.
В 1969 году во время съёмок фильма «Белое солнце пустыни» здоровье Павла Луспекаева ухудшилось. Его жена носила с собой маленький складной стул, так как актёр вынужден был отдыхать через каждые двадцать шагов.
После премьеры «Белого солнца пустыни» в марте 1970 года на Луспекаева обрушилась всесоюзная слава. Появились предложения о съёмках в других картинах, однако воспользоваться ими он не смог.
Павел Луспекаев скончался 17 апреля 1970 года в Москве во время съёмок в следующем фильме, не дожив трёх дней до своего 43-летия. Похоронен актёр в Санкт-Петербурге на Северном кладбище.
Петербургские таможенники в память о Верещагине взяли шефство над могилой актёра и приезжают туда в день своего профессионального праздника.
С 1997 года на кинофестивале стран СНГ «Киношок» вручается специальный приз «Госпожа Удача» имени Павла Луспекаева «За мужество и достоинство в профессии».
Роль Павла Ивановича (Палвана), преподавателя словесности, стала самой известной ролью в фильмографии Александра Столбова. Вместе с тем, популярность актёру принесли фильмы «Рождённая революцией», «Семь невест ефрейтора Збруева», «В лесах под Ковелем» и другие.
Артист продолжал сниматься в кино до 1993 года даже при том, что в конце 1980-х ему поставили страшный диагноз – рак горла. Столбову трудно было говорить, и он вынужден был ходить с трубкой в горле, но стойко держался до последнего дня. Умер актёр из-за болезни в 1996 году.
Актёры-хулиганы
«В ролях подростков снималось буквально три-четыре человека, в той или иной степени владеющих профессией.
Во-первых, Сандро Товстоногов. Затем, Витя Перевалов, Володя Колесников, Толя Подшивалов — Толя занимался в существовавшей тогда при БДТ студии.
А остальные…»
Г. Полока

В ролях бывших беспризорников снимались как студенты театральных вузов (Лев Вайнштейн, Виолетта Жухимович) и непрофессиональные, но уже имевшие определенный опыт работы в кино юные актёры (Александр Кавалеров, Виктор Перевалов), так и ребята, которых режиссёр и его ассистенты набирали в приёмниках-распределителях и колониях для малолетних преступников. Геннадий Полока хотел, чтобы в «Республике ШКИД» снимались пацаны, знающие о преступности не из рассказов. Таких и выбрали. Они сыграли в фильме себя, какими были в жизни.
Так, роль Пантелеева, прототипом которого был один из авторов повести, сыграл Артур Исаев, которого привозили на съёмки под конвоем, а Вячеслав Романов (Воробей) был потомственным автомобильным вором.
Большинство юных актёров справились со своими ролями, но были и неприятные ситуации.
В один из съёмочных дней группа ребят под предводительством Саши Кавалерова (Мамочки) позаимствовали из реквизита револьвер и ограбили ближайший магазин. Дело быстро замяли.
А однажды малолетние актёры-хулиганы перерезали центральный провод звукозаписи на «Ленфильме». Из-за этой «шалости» остановились съёмки 16 фильмов...
Янкель (Григорий Черных) – Лев Вайнштейн
В книге «Республика ШКИД» под фамилией Черных был выведен один из авторов — Григорий Белых. В фильме его роль досталась студенту ГИТИСа Льву Вайнштейну, которому на момент съёмок было 24 года.
У него уже был опыт работы в кино — Лев сыграл небольшие роли в фильмах «Двадцать лет спустя» и «Крылья», так что в «Республике ШКИД» Вайнштейн был в своей стихии и со славой справиться сумел. Но с трудностями профессии – уже нет. ГИТИС он окончил в 1968 году, до диплома снялся в главной роли в картине «Хроника пикирующего бомбардировщика». А вот потом у него было буквально несколько работ, которые можно назвать проходными. В 1973-м Вайнштейн последний раз появился на советских экранах – в фильме «За час до рассвета».
В 1980-е уехал в США, но и там не сумел реализовать свой творческий потенциал – хотя организовал актёрскую студию, работал театральным режиссёром, поставил спектакли, в том числе по пьесам русских драматургов на английском языке.
Он собирался вернуться в отечественное кино. В 1988 году Геннадий Полока звал его в свой фильм «А был ли Каротин?». Лев Вайнштейн согласился. Вернувшись в США, готовился к приезду в Москву, сильно волновался из-за возвращения в профессию. В итоге актёр не смог пережить стресс – 7 марта 1990 года скончался от инфаркта. Похоронен на Донском кладбище в Москве.
Пантелеев Артур Исаев
В книге Черных и Пантелеев были главными героями. В фильме же фокус внимания сместился на Викниксора и его методы воспитания трудных подростков. Но сами персонажи в картине остались. Актёра на роль Пантелеева Полока нашёл в колонии – Артур Исаев отбывал срок за то, что избил отца, спасая мать от побоев. В дальнейшем Исаев не пошёл в актёры, хотя ему предлагал продолжить обучение сам Георгий Товстоногов. Роль в «Республике ШКИД» так и осталась единственной в его кинокарьере.
Купа-Купыч – Юрий Рычков
Этот актёр пришёл из того самого Ленинградского театрального института, в который Исаева звал Товстоногов. На момент съёмок Юрию Рычкову было 20 лет — и в его активе тоже была небольшая фильмография. Роль Купы Купыча Гениального помогла ему прогреметь на всю страну. Рычков снимался и дальше, но ярких ролей у него больше не было. Он играл в «Интервенции» Полоки, фильмах «Эскадрон гусар летучих», «Однажды, двадцать лет спустя», «Кому на Руси жить...». В основном Юрий Рычков работал в театрах — в Ярославле, Владимире, ставил сам спектакли. Скончался в 2002 году в возрасте 57 лет.
Костя Федотов (Мамочка, Костька Камбала) – Александр Кавалеров
До съёмок в фильме «Республика ШКИД» Александр Кавалеров играл эпизодические роли в некоторых фильмах. Роль Мамочки принесла актёру особую популярность, и, как признавался сам артист, соответствовала его реальному характеру, так как в школе он тоже был хулиганом. Поначалу Александра планировали взять на роль постоянно голодного Савушкина, но услышав, как мальчик поёт, режиссёр Геннадий Полока поменял своё решение и отдал Кавалерову роль Кости Федотова.
После выхода фильма на Кавалерова обрушилась невероятная популярность. Режиссёры наперебой приглашали его сниматься в своих фильмах. В основном Саша играл озорных, но не слишком симпатичных мальчишек. А в 1971 году Кавалеров сыграл свою первую главную роль в военном фильме «Минута молчания», сумев зарекомендовать себя в качестве яркого характерного актёра.
После школы Александр пробовал поступить в ВГИК, но с учёбой у него в итоге не сложилось: Кавалеров очень много снимался, времени на посещение занятий у него просто не было.
В 1980 году Александр сыграл главную роль в фильме «Мужество», а потом внезапно пропал с экранов на долгие 10 лет. Режиссёры вдруг перестали предлагать ему роли. Кавалеров признавался, что пребывал в это время в глубокой депрессии. Ведь, привыкнув к славе, очень трудно было осознать свою внезапную «ненужность». Кавалеров вынужден был петь песни под гитару в ресторанах, чтобы зарабатывать на жизнь.
Вернуться к работе Александр смог только в 1990-е годы. В последние годы жизни Александр Кавалеров сильно болел. Скончался Кавалеров в 2014 году.
Японец Вячеслав Голубков
Голубков был одним из самых юных актёров «Республики» – роль гардеробного старосты Вячеслав получил в 16 лет, когда ещё учился в школе. Несмотря на то, что актёров в картину набирали преимущественно из детских домов и спецприёмников, Голубков стал исключением, так как жил в полной семье. После съёмок в фильме он получал и другие предложения по работе в кино, но родители были против. Впрочем, актёром он всё-таки стал. После школы окончил актёрский курс Кемеровского музыкального училища, работал в театре города Прокопьевска, а с 1977 года был актёром труппы драматического театра в городе Новомосковске. Кроме того, получил режиссёрскую профессию в Московском институте культуры. На его счету более 100 театральных ролей. В кино, правда, больше не снимался (за исключением небольшого эпизода в фильме «Бубен, барабан» 2009 года).
Скончался Вячеслав Голубков в июле 2023 года.

Тоня Маркони Виолетта Жухимович
Девочку-воспитанницу школы для беспризорников сыграла ещё одна студентка ГИТИСа – 20-летняя Виолетта Жухимович. Для неё это была первая роль в кино – и, пожалуй, Тоня Маркони стала самым ярким образом, созданным актрисой на экране.
Виолетта Эдуардовна Жухимович родилась 2 января 1946 года в Киеве.
Она работала в театрах, снималась немного, но регулярно – к концу 1980-х у неё было около двадцати работ в кино, в том числе – роли в фильмах «В день свадьбы», «Проводы белых ночей», «Зелёные цепочки», «Салют, Мария!», «Рождённая революцией», «Чёрная курица, или Подземные жители», «Праздник Нептуна».
Но в 1990-е она фактически ушла из профессии. Работала акушеркой. Лишь в 2000-х снова появилась на экране – в паре эпизодов сериала «Улицы разбитых фонарей».
Гога – Виктор Перевалов
Пожалуй, на момент съёмок фильма Виктор Перевалов был единственным в актёрском юношеском составе, о ком зритель уже знал. Вообще, Перевалов являлся одним из самых знаменитых детей-актёров советского кино. Он успел сняться, как минимум, в восьми фильмах, где были даже главные роли. Например, в фильме «Марья-Искусница» 1959 года. Поэтому, «Республика ШКИД» стала для него лишь очередным фильмом в длинном списке успешных проектов. Однако, к сожалению, судьба Перевалова во многом повторила жизненные сценарии многих юных дарований. С возрастом он перестал интересовать режиссёров так, как это было в годы детства. В 1970-х единственной яркой работой Виктора стало участие в фильме «Трактир на Пятницкой», после чего артист надолго исчез из кино. Как это часто бывает с недооценёнными творческими людьми, Перевалов страдал от нереализованности и безденежья. Единственным просветом в карьере Виктора стала главная роль деревенского философа в фильме «Граффити» в 2006 году. Она позволила актёру напомнить о себе. Дальше он перебивался эпизодами в проходных сериалах, что помогало ему выживать. Не стало Виктора Перевалова в 2010 году.

Цыган – Анатолий Подшивалов
Актёр Анатолий Подшивалов, сыгравший Цыгана, играл в театре ещё до «Республики ШКИД». После киноленты он получил массу интересных предложений и продолжил сниматься в кино. Во время работы на съёмочной площадке актёр получил тяжёлую травму, в результате которой уже не мог заниматься творческой деятельностью. Скончался Анатолий Подшивалов в доме инвалидов в 1987 году.

Дзе – Александр Товстоногов
Александр Товстоногов – представитель знаменитой советской династии артистов. Артистом он так и не стал. Его второй и последней ролью после «Республики ШКИД» было участие в популярном российском сериале «Бандитский Петербург». Однако он реализовался в кино как успешный кинорежиссёр. К сожалению, Александра Товстоногова уже тоже нет в живых. Он умер в 58 лет.
Повесть полна уличным жаргоном, который объясняется на её страницах. Вот некоторые слова в лексиконе ШКИДца:

Буза́ – полное непослушание, демонстративный бунт и отказ идти на всякие уступки. В ШКИДе регулярно бузили.

Зубарики – замена музыкальным инструментам, выстукивание ногтями на собственных зубах какого-то простого мотива. Несколько человек могли устроить целые концерты на зубариках.

«Лавра» – Александро-Невская лавра, ставшая распределителем для самых отпетых малолетних негодяев, хуже – лишь тюрьма. Боятся «Лавру» все ШКИДцы. Цыган прибыл именно оттуда.

Сла́ма – неразрывная дружба. Те, кто объявляют себя сламщиками, как правило, остаются друзьями навсегда.

Шамовка – еда, от «шамать» – есть.
Жаргон ШКИДцев
Съёмки
Фильм снимался в Петербурге. Хотя реальное здание, где располагалась Школа-коммуна имени Ф.М. Достоевского, сохранилось, в фильме для наружных сцен снимали здание факультета иностранных языков Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. Некоторые уличные сцены запечатлели набережную Обводного канала и набережную канала Грибоедова.
Одной из самых ярких черт «Республики ШКИД» является её визуальный и звуковой ряд. Сцены, пропитанные тревогой и надеждой, музыкальное сопровождение, передающее годы, полные испытаний, — всё это делает фильм незабываемым художественным произведением. Работа оператора Вячеслава Усанова создает уникальную атмосферу, где каждый кадр передает настроение времени, а актёрская игра придаёт образам героев живость и достоверность.
Специально написанные для картины «блатные песни» «У кошки четыре ноги» и «По приютам я с детства скитался…» неожиданным образом раскрыли талант композитора фильма Сергея Слонимского. Кажется, что эти бесхитростные мотивчики, которые знают и исполняют миллионы, попросту «заимствованы» из уличного фольклора. На самом же деле, это не что иное, как удачнейшая стилизация по мотивам реальных песен беспризорников. По словам Слонимского, к работе над фильмом его привлёк режиссёр Геннадий Полока. Чтобы лучше понять, над чем придётся работать, композитор обратился за помощью к Алексею Еремееву и директору «Ленфильма» — Илье Киселёву — тоже бывшему беспризорнику. Оба пытались вспомнить и напеть Слонимскому фольклор своего босяцкого детства. Илья Киселёв целый час пел Слонимскому фольклор беспризорников, среди которых была и песня про независимую кошку.
Съёмочный процесс картины не был простым – постоянно возникали различные трудности самого разного характера. Снимал Геннадий Полока самозабвенно. Режиссёр сумел отстоять выбранных им актёров и выпустить картину.
«Республика ШКИД» остаётся важным и ценным произведением в отечественном кинематографе, напоминая нам о вечных ценностях гуманизма, понимания и терпимости. Этот фильм – история о мужестве, дружбе и великой силе педагогической мудрости.
«В "Республике ШКИД", несмотря на широкий экран, я использовал ритмический монтаж чередование крупности кадра. Сегодня монтаж в таком виде уничтожен, потому что есть возможность следить за экраном. У меня всё наоборот: человек идёт, а камера отъезжает, и вдруг мы видим, фигура его маленькая, а пространство большое. Здесь важнее масштаб. Или, догнав кого-нибудь, камера объезжает его, а он как раз и уходит. Закономерности совсем другие.
В художественном произведении движение есть один из компонентов сцепления. Делая каждый эпизод, я ищу ударное место. Думаю, как решать его через крупный план или очень дальний, медленным подходом или быстрым. Камера стала подвижной, она позволяет ездить куда угодно, въезжая чуть ли не в замочную скважину. Но это не зачеркивает исканий монтажного кинематографа. Открытия возникают тогда, когда вы стоите на позициях огромного опыта».
Геннадий Полока «Уважение к собственным традициям»
«Начал я с так называемого «пластического» кинематографа: с очень небольшим литературным текстом, романтикой сильных характеров, воспеванием человеческой воли к жизни. Меня тогда это очень волновало — мощные характеры и почти детская любовь. Не столько масштабность изображения, как у Эйзенштейна, сколько чаплинская сентиментальность.
Аттракцион от эпизода отличается тем, что находится аттракционная идея в буквальном смысле слова, истоки которой идут от циркового номера. Если слова убрать — через аттракцион все равно понятно содержание, действие. Это не отменяет слова, просто, работая над фильмом, вы должны довести выразительность до такой крайности, когда эпизод воспринимается и без текста. Как на арене клоун: хотя он и говорит, даже иностранцу всё понятно через его действия».
Геннадий Полока об устройстве фильма
Дополнительные материалы
"100 лекций" "Республика ШКИД" – Г.Полока, 1966
Лекторы: кинокритик Давид Шнейдеров, актеры Семен Трескунов и Роман Маякин.
Тайны кино. Для кого снимали свои картины Геннадий Полока, Илья Авербах и Сергей Соловьёв
Почему фильмы о подростках смотрела вся страна? Новые истории в выпуске "Тайны кино!"
Республика ШКИД: Уроки дружбы, ответственности и смелости
1. Дружба и командный дух
Одним из основных элементов «Республики ШКИД» является сила дружбы. Главные герои на протяжении всей истории преодолевают трудности вместе. Это напоминает нам о важности поддержки друзей в нашей жизни. С помощью надёжных друзей испытания и проблемы преодолеть проще.
Не бойтесь обращаться за помощью к друзьям, и, в свою очередь, будьте готовы протянуть руку помощи тем, кто в ней нуждается. Командный дух всегда приводит к большим достижениям, будь то в учёбе или спорте!
2. Ответственность за свои поступки
Персонажи фильма сталкиваются с последствиями своих действий. Проблемы, с которыми они встречаются, часто приходят как результат неправильных решений, но они также учатся брать ответственность за свои поступки. Это важный урок для молодёжи, ведь в жизни все мы сталкиваемся с моментами выбора.
Как применять это в жизни? Начните с небольших шагов: выполняйте свои обещания, отвечайте за свои действия, и старайтесь учиться на своих ошибках. Понимание, что каждое ваше решение имеет последствия, поможет вам стать более зрелым и ответственным человеком.
3. Смелость быть собой
Герои «Республики ШКИД» говорят о своих мечтах и стремятся проявлять свои таланты.
И вы находите увлечения – будь то музыка, спорт, искусство или наука – и развивайте их. Следуйте своим путём, это привлечёт людей, которые ценят вас за то, кто вы есть, а не за то, каким хотите казаться.
4. Преодоление трудностей
Каждый из героев сталкивается с различными сложностями – от несчастья до предательства. Однако они продолжают идти вперёд, находя новые пути решения своих проблем. Это важный урок, который может помочь каждому из нас в трудные времена.
Когда вы сталкиваетесь с серьёзными проблемами, помните, что у каждого решения есть своё время. Научитесь не сдаваться и искать поддержку у близких и друзей.
5. Важность обучения
В «Республике ШКИД» молодые люди понимают необходимость учёбы и самосовершенствования.
Современные реалии так же показывают, как важно получать новые знания и постоянно развиваться. Знания открывают двери и дают возможности, о которых ранее можно было только мечтать. Ставьте перед собой цели в обучении и старайтесь каждый день учиться чему-то новому — будь то чтение книг, изучение новых языков или участие в семинарах и мастер-классах. Каждое новое знание — это шаг к вашему будущему.

«Республика ШКИД» – это не просто фильм о трудной жизни подростков, это полезный и вдохновляющий урок о дружбе, ответственности, смелости и возможности преодолевать трудности.

Помните, ваша жизнь подобна книге, в которой каждый день вы пишете новую страницу. Используйте эти уроки, чтобы сделать её яркой, полезной и насыщенной!

Этот фильм – не просто захватывающая история, это целый мир переживаний и уроков, которые могут быть полезны каждому из нас.
Авторы-составители
  • Екатерина Миронова
  • Ольга Серегина
  • Ирина Шульте
Источники
  • culture.ru
  • rutube.ru
  • kinopoisk.ru
  • kino-teatr.ru
  • kulturologia.ru
  • domkino.tv