Образ героя

в отечественном кинематографе

У российского кинематографа свой неповторимый стиль.

Каждый из исторических периодов порождает свой тип киногероя,

который становится культурным кодом эпохи.

Киногерой аккумулирует в себе ценности общества и страны

в конкретный исторический период,

становится своеобразной приметой времени.

То, к чему он стремится, о чём мечтает и с кем борется,

выявляет не только его ценностную составляющую,

но и коллективные установки эпохи.

Отечественную культуру характеризуют стремление к абсолютному добру, поиску смысла жизни и гуманизм, внимание к таким традиционным ценностям, как добро, красота, истина, любовь, свобода, достоинство личности; приоритет духовных ценностей над материальными, бескорыстие и помощь другим; патриотизм, любовь и преданность своей Родине, служение обществу. Указанные принципы не потеряли своей актуальности в современной культуре и продолжают определять национально-культурную идентичность российского общества.

Важное место в идеологии советской культуры занимали патриотизм и преданность Родине, готовность пожертвовать собой ради страны и «светлого будущего». Не менее значимой была установка на смиренность перед тяготами жизни, на презрительное отношение к личному обогащению, на приоритет духовных ценностей в противовес мещанским и прагматичным. Киноискусство развивалось, транслируя указанные ценности.

1920-1930 годы

Кардинально новый тип героя отечественного кинематографа начинает формироваться с установлением советской власти на территории бывшей Российской империи. В связи с чем нижней границей периодизации выступает 1919 год, ознаменовавшийся массовой национализацией кинопредприятий. В 1920-1930-е годы происходило становление национальных киностудий. Законодателем тем, сюжетов и экранных героев являлся не общественный запрос, а государственные структуры, и образ героя, воплощенный средствами киноязыка, становится наиболее показательным примером для подражания.

Воплощение этих характеристик наглядно демонстрируется в фильме «Чапаев» (Георгий и Сергей Васильевы, 1934 г.). Фильм посвящён одному из героев Красной армии – Василию Ивановичу Чапаеву, который противостоял белогвардейцам во время Гражданской войны. В фильме также рассказывается об отношениях между красноармейцами. Василий Чапаев – легендарная личность, его характер представлен динамичным и развивающимся. В кинокартине Чапаев представлен не только военачальником, но человеком с непростым характером. Сочетание и сопоставление разных сторон характера позволяют полнее увидеть особенности национально-культурной идентичности, присущие главному герою: вольнолюбие, русская широта и одновременно умение обуздать анархические порывы, подчинить буйный нрав и взять себя в руки в интересах общего коллективного дела. Чапаев не представлен идеальным героем: из-за своей импульсивности он не всегда может принять верное решение. Но герой рассуждает о жизни, стремится учиться, отличается неутомимой энергией и огромным желанием жить. Показательно также, что Чапаев воюет и гибнет не за деньги, награды и славу, а за идею спасения Отечества. Именно такой человек смог стать настоящим красным командиром. И именно такой образ необходим был для подражания.

Картина «Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936 г.) воспевает выносливость и героизм советского человека. В ней представлена история о крепких, отважных людях с твёрдым характером; об опасной, тяжёлой, но необходимой для процветания страны работе; о способности жертвовать собой ради общего дела. Герои демонстрируют такие качества, как человеколюбие, честность, преданность друг другу и верность долгу. Тяготы работы в жёстких условиях помогают переносить выдержка и весёлый нрав товарищей. Известно, что фильм получил отклик у советской молодёжи, увеличив число добровольцев – участников полярных экспедиций.

В первые годы после революции средствами искусства и массовой информации создавался не только образ нового героя, но и образ идеального советского государства.

Но кинорепертуар не может состоять исключительно из идеологических картин. И в 1930-х годах в кинематографе утвердился жанр музыкальной комедии, способный показать радостную, светлую и счастливую жизнь. В контексте тяжёлых невзгод и проблем строящегося нового культурного мира комедии были призваны поднять жизненный тонус народа, создать образ весёлой и радостной действительности. На экраны выходят фильмы «Цирк», «Волга-Волга», «Весёлые ребята» Григория Александрова. Но и комедийные герои не были лишены идеализированных черт, которые транслировал кинематограф. Так, в фильме «Волга-Волга», полном бодрости, оптимизма и веры в завтрашний день, демонстрируется правильный образ жизни дружным коллективом. Положительные герои (почтальон Стрелка и участники самодеятельности), в отличие от отрицательного персонажа Бывалого, готовы абсолютно бескорыстно работать за идею и отправляются в Москву продемонстрировать свои таланты. Глаша, героиня фильма «Свинарка и пастух» (Иван Пырьев, 1941 г.), стремится улучшить положение своего колхоза и поднять производительность труда. Крайне важным акцентом в этом фильме является тема дружбы народов, диалога и взаимообогащения национальных культур.

1941-1945 годы
Кино для Победы
Великая Отечественная война 1941-1945 годов –
это особый период в развитии советского кинематографа.
В соответствии с военной политикой, вместе с бойцами должно было сражаться и киноискусство, выступая верным соратником как на фронте, так и в тылу.
В начале Великой Отечественной перед кинематографистами
была поставлена идеологическая задача – поднять боевой дух армии и народа, вселить уверенность в грядущей и неминуемой победе.
«Пусть вдохновляют они [художники] весь народ и нашу Красную Армию на дальнейшую беспощадную борьбу с врагом, чтобы в бой шли наши богатыри с грозной, бодрой и веселой песней; чтобы с каждой картины художника, с каждого кадра на экране кино, с каждой полосы газеты художник, поэт, писатель метко стрелял по врагу».
Февраль 1942, газета «Правда»

Человек на экране неизменно представал бойцом, вне зависимости от рода его деятельности. Герой мог быть как фронтовиком, так и тружеником тыла, женщиной-крестьянкой, школьником – их всех объединяла одна цель и действия, направленные на борьбу с врагом.

Первое место по значимости занимала кинохроника, оперативно рассказывающая о ходе военных действий, работе тыла, жизни страны в условиях военного времени. Из операторов формировались фронтовые киногруппы, которые фиксировали на плёнку бои и быт солдат для регулярных выпусков кинохроники. Как только началась война, на фронт сразу же отправились кинооператоры, благодаря которым люди того времени и последующие поколения могли иметь достоверные сведения о ходе боевых действий. В войне участвовало 252 кинооператора, каждый пятый из которых погиб. Фронтовые операторы оставили миру уникальные кадры военной кинохроники.

«Нас было 252 фронтовых кинооператора, снимавших на всём огромном фронте Великой Отечественной – от Баренцева моря до Черного. В боях погиб каждый пятый. Почти все оставшиеся в живых – ранены или контужены, иногда не единожды. Три с половиной миллиона метров киноплёнки, отснятой нами за те 1418 дней войны, были, что называется, на «вес крови». Теперь эта киноплёнка на вес золота <…> Мы, фронтовые операторы, лезли очертя голову в самое пекло боя, чтобы снять настоящую войну, не думая в тот момент, что жизнь твоя может оборваться в одно мгновение»

Кинооператор Семён Школьников

«Отряд боевой кинохроники был самым ответственным. Документальная студия сразу же включилась в войну: было много фронтовых групп, фронтовых операторов, которые снимали на передовой. Многие погибли в этих съёмках. И то, что мы видим подлинную хронику войны, это куплено кровью, ценой многих жизней»
Историк кино Наум Клейман
Одним из самых ярких документальных свидетельств той эпохи стал фильм «Разгром немецких войск под Москвой» Ильи Копалина и Леонида Варламова, произведённый на Центральной студии кинохроники на основе съёмок 15 фронтовых операторов. Как вспоминал Копалин, фильм монтировали днём и ночью, «в холодных монтажных комнатах, не уходя в убежище даже при воздушных тревогах». Картина вышла на экраны в 1942 году и была удостоена Сталинской премии. Фильм «Разгром немецких войск под Москвой» вышел и в американский прокат под названием «Москва наносит ответный удар». В нём зрители впервые увидели страшные события войны и бесчеловечность фашистов. Картина Копалина и Варламова настолько потрясла американских зрителей и кинематографистов, что в 1943 году была удостоена премии «Оскар» за лучший документальный фильм. Это была первая награда Американской киноакадемии в истории российского кинематографа.
На киностудии «Воентехфильм» снимались учебные фильмы. Самым лёгким и мобильным видом кино были короткометражные агитационные новеллы, объединенные в «Боевые киносборники». Выходили они под девизом «Враг будет разбит! Победа будет за нами!» и состояли из нескольких частей. В этих небольших зарисовках прославлялись боевые качества советских воинов, воспевался непоколебимый дух советского народа, высмеивались трусость и жестокость фашистских оккупантов. Характерной чертой являлось то, что к оружию народ призывали не реальные герои времени, а фавориты советского экрана 1930-х годов – обращение к их образам было своеобразным гарантом популярности и общественной узнаваемости. Наиболее показательным примером является легендарный герой Чапаева, перенесённый на экран «Боевых киносборников» с переснятым финалом – ему удалось спастись, выплыть на берег и произнести агитационную речь, призывающую к борьбе с немецкими войсками. Короткометражки для киносборников снимал весь цвет кинематографа – от Григория Александрова и Бориса Барнета до Леонида Трауберга и Григория Козинцева. В съёмках принимали участие Борис Чирков, Зоя Фёдорова, Фаина Раневская. В киносборнике № 4 к роли «письмоносицы» Стрелки из комедии «Волга-Волга» вернулась Любовь Орлова.
В ноябре 1941 года киностудии «Мосфильм» и «Ленфильм» эвакуировали в Алма-Ату, где была создана Центральная объединенная киностудия (ЦОКС). Две главные киностудии страны, конкурирующие уже не одно десятилетие, оказались под одной крышей. Мосфильмовцы и ленфильмовцы принялись за работу так, будто всю жизнь снимали кино вместе.
Киевская киностудия переехала в Ашхабад, «Союздетфильм» – в Душанбе. На несколько лет эти места стали «фронтом» для кинематографистов. Работа над производством велась в тяжёлых условиях голода, холода, часто при отсутствии денег. Но время трудных испытаний стало толчком для полёта мысли, появления шедевров мирового уровня.
Проблематика и эстетика военных картин существенно изменилась по сравнению с мирным временем. Художественные фильмы военного времени тоже стали ответным ударом на выпады жестокого врага. На смену кинокомедиям 1930-х годов пришли картины, воспевающие любовь к Родине, матери, жене.
В самом начале войны Сергею Эйзенштейну поступило распоряжение из Кремля продолжить работу над фильмом «Иван Грозный». Эта эпическая картина стала символом русской культуры, которую пыталась уничтожить гитлеровская армия. В лютые морозы съёмочная группа под руководством великого режиссёра создала историческую драму мирового уровня. В прокат картина вышла в январе 1945 года и была удостоена Сталинской премии I степени.
Кинематограф этого периода подарил стране и миру такие шедевры, как «Радуга» Марка Донского, «Разгром немецких войск под Москвой» Леонида Варламова и Ильи Копалина, «Секретарь райкома» Ивана Пырьева, «Жди меня» Александра Столпера, «Два бойца» Леонида Лукова, «Фронт» братьев Васильевых, «Воздушный извозчик» Герберта Раппапорта, «Актриса» Леонида Трауберга и множество других фильмов, вошедших в историю отечественного и зарубежного кинематографа. Примечательно, что главными героями фильмов тех лет стали простые люди. Песни из фильмов «Тёмная ночь» и «Шаланды, полные кефали…» стали поистине народными и до сих пор популярны.
Ближе к концу войны появляются лирические и музыкальные комедии. В 1944 году – «В шесть часов вечера после войны» Ивана Пырьева и в 1945-м – «Небесный тихоход» Семёна Тимошенко. А ещё людям нужна была сказка. В 1942 году Эраст Гарин и Хеся Локшина снимают картину «Принц и нищий», а сразу после войны, в 1946-м, на экраны выходит «Золушка» Надежды Кошеверовой.
Николай Крючков, Марина Ладынина, Лидия Смирнова, Михаил Жаров, Николай Черкасов – актёры, которых знала вся страна, всю войну трудились на съёмочной площадке.
Подвигом можно считать все созданные в условиях военного времени кинокартины.
Сегодня это кажется парадоксальным, но с наступлением Великой Отечественной войны советская кинопромышленность не стагнировала, а напротив – работала в полную мощь. В условиях войны партия и правительство придавали кинематографу огромное значение: по стране возводились десятки новых киностудий, на освобожденных от оккупации территориях наряду с важнейшими хозяйственными объектами восстанавливались киносети, кинематографистам оказывалась поддержка в поставке всей необходимой аппаратуры, несмотря на то, что ресурсы в первую очередь отдавались фронту. Это позволило кинопромышленности не потерять набранные темпы производства, о чём говорят более 100 игровых фильмов, а также около 100 полнометражных документальных лет и фронтовых киножурналов, вышедших за 4 военных года.
Проверь себя
1950-1960 годы
Со второй половины XX века происходящие изменения в обществе, связанные с процессами демократизации эпохи «оттепели», существенно повлияли на смену эстетики в киноискусстве. Вместо идеальной модели советского человека конструируется образ героя на иных основаниях. Образ героя эпохи «оттепели» усложняется. Происходит переориентация интереса к личности человека. Для советской культурной жизни «оттепель» стала настоящим глотком свежего воздуха: значительно ослабела цензура; расширился спектр допустимых тем; впервые о себе открыто заявили диссиденты; на авансцену литературы и кинематографа массово вышли «шестидесятники» – в юношестве прошедшие войну, интеллигентные, рефлексирующие, тонко чувствующие.
В искусстве шестидесятников появляется центральный персонаж с богатым внутренним миром и уникальным личностным складом. Прежде всего, это искусство говорит о человеке и проникнуто этическим гуманизмом, что послужило причиной появления определения «соцреализм с человеческим лицом». Осуждалось насилие над личностью и провозглашалась человечность. Человек обладал выраженными уникальными чертами, богатым внутренним миром и талантом, был настроен на гармонию жизни и противостоял жесткому миру зла. Духовность и интеллигенция стали основными понятиями того времени.
Киноискусство 1950-1960-х годов обращается к повседневной жизни людей, к их трудовым будням, переживаниям и мыслям. В ключевых кинопроизведениях отражаются основные установки и ценности советской эпохи: идея нравственного преображения личности, поиск смысла жизни, любовь и преданность Родине, бескорыстная помощь другим и т.д.
Кино шестидесятников отказывается от парадности и монументальности 1930-1940-х годов, переориентируясь на достоверную передачу действительности. Их новаторские приёмы и эксперименты (смысловые детали, оптические и монтажные эффекты, игра света и тени, подвижная кинокамера, крупные планы, ресурсная съёмка, ассоциативный монтаж и т.д.) позволяют успешно передавать более тонкие грани характеров и межличностных отношений.
Таким образом на экране появляется живой человек. В фильме «Весна на Заречной улице» (Марлен Хуциев, 1964 г.) смысловым стержнем сюжета становится постепенное духовное преобразование обыкновенного рабочего Саши Савченко. Завоевать любимую девушку ему удаётся не благодаря высоким заработкам, а демонстрацией самоотверженности в труде, стремлением к интеллектуальному и духовному росту. Сильное чувство заставляет его переосмыслить свою жизнь и стать достойным любви девушки. Демонстрируется образ действительно правдоподобного героя, а не идеализированного: он может ошибаться, горячиться, совершать неправильные поступки. При этом важно подчеркнуть, что перемены, происходящие в душе героя, отвечают основным ценностным установкам культуры.
Фильм Марлена Хуциева «Мне 20 лет» (1964 г.), наиболее близкий эстетике «правды жизни», пронизан размышлениями о смысле жизни, духовными и любовными переживаниями героев, семейными взаимоотношениями, проблемами отцов и детей. Будучи визитной карточной оттепельного кино, это произведение максимально полно воплощает желание шестидесятников передать сложность человеческой личности. Режиссёр не даёт героям (и зрителям) готовых рецептов счастья, им самим предстоит пройти нелёгкий жизненный путь, в котором дружба является надёжной опорой. Судьбы друзей остаются недосказанными. Не случайно в финальных размышлениях Сергей озвучивает простую истину: «Ничего не страшно, если ты не один. И у тебя есть во что верить. И, просыпаясь утром, знать, что стоит начинать этот день».
За один день, показанный в фильме «Я шагаю по Москве» (Георгий Данелия, 1964 г.), мы узнаём о героях почти всё. Представлен собирательный образ молодёжи 1960-х, уверенной в своём будущем, талантливой, понимающей, к чему нужно стремиться. Несмотря на комедийный характер фильма, убедительно воссоздаётся образ столицы – открытой и комфортной как для жителей, так и для гостей города; демонстрируется простота общения незнакомых людей; как обычную норму эпохи мы наблюдаем доброту и вежливость простых граждан. Фильм переполняет ощущение дружелюбия и душевного родства в обществе.

Шестидесятники внесли серьёзные изменения и в художественно-образные традиции военно-патриотического кино. Ряд фильмов данной тематики демонстрирует новое отношение к героике как таковой и предлагает принципиально новый образ героя. Военная тематика играет важнейшую роль в формировании национального самосознания. Великая Отечественная война сплотила людей, которые боролись за одно общее дело – защищали Родину. Героический подвиг рассматривается сквозь призму сугубо человеческого, благодаря обращению к внутреннему миру простого солдата.

Так, в фильме Григория Чухрая «Баллада о солдате» (1959 г.) создан чистый и светлый образ настоящего русского солдата. Акцентируется не сам подвиг Алёши Скворцова, а его человеческие качества, которые раскрываются на протяжении всего фильма. Для героя бескорыстная помощь естественна, как дыхание.
Серьёзные дискуссии в своё время вызвал сюжет фильма «Летят журавли» (Михаил Калатозов, 1957 г.), где главная героиня не выдержала испытаний, принесённых войной, но нашла в себе силы для покаяния и душевного самовозрождения. Образ Вероники воплотил идею нравственного преображения личности, тему вечной любви, преданности Родине.
Не менее интересен персонаж фильма «Отец солдата» (Резо Чхеидзе, 1964), который далёк от плакатного идеализированного образа героев 1940-х годов. Это честный, храбрый, искренний человек с добрым сердцем, который заслуживает уважения. Он по-отечески оберегает и обучает простым жизненным истинам своих юных боевых товарищей, старается привить бережное отношение друг к другу и к природе. Каждому солдату он заменяет отца, своим примером и характером сильной личности вселяет надежду и веру в победу. Высокая нравственность Георгия проявляется в каждом поступке, в отношениях с фронтовыми товарищами, в бесконечной любви к сыну и к родной земле. Несмотря на смерть сына, герой не обозлился, а мужественно принял удар, поскольку Родина превыше личных чувств! Установка на сохранение человеческих качеств в нечеловеческих условиях – эту мысль транслирует художественно-образный строй данного фильма.
Узнайте фильм

Многие фразы из фильмов о войне,

снятых во время и после неё, стали крылатыми

1970-1980 годы
Главные персонажи советских фильмов 1970-х – начала 1980-х годов – чаще всего простые советские граждане, понятные каждому зрителю. В этот период теряют актуальность возвышенные образы и идеалы 1960-х. В кино семидесятников социальная действительность типичного киногероя складывается из элементов его окружения – родственников, коллег, друзей и повседневного образа жизни. Важная черта позднесоветского кинематографа – интеграция отдельной личности в сложноорганизованный социальный контекст. Уходит на периферию патриотическая тематика. В большей степени актуализируется идея приоритета духовного, возрастает тяга к отражению индивидуальной личности во всех её проявлениях. Герой может обладать и отрицательными качествами.
В ряду примеров фильмов данной эпохи «Отпуск в сентябре» (Виталий Мельников, 1979 г.), герой которого не может определиться со своим местом в мире. История простого заблудившегося человека, потерявшего связь с родной землей, показана в фильме «Калина красная» (Василий Шукшин, 1973 г.).
Осмысляя многогранность человеческой личности, режиссёры нередко обращались к постановке проблемы счастья. Человек в поисках счастья становится темой фильмов Андрея Тарковского «Cолярис» (1972) и «Cталкер» (1979). Художественно-образная система фильмов позволяет понять авторскую мысль об извечных проблемах саморефлексии, о неисчерпаемости внутреннего мира человека, о невозможности до конца понять себя.
1980 - 1990 годы
Следующий тип экранного героя, кардинально отличающийся от «оттепельного», появился в советском кинематографе с наступлением перестройки. С началом 1990-х годов в СССР усугубились кризисные процессы, начатые несколькими годами ранее. Кино этого времени развивается в совершенно новых социокультурных, политических и экономических условиях. Человек эпохи перестройки оказался в эпицентре крушения огромной страны, которая ранее казалась незыблемой.
Наиболее знаковые фильмы данной эпохи – «Курьер» (Карен Шахназаров, 1986), «Асса» (Сергей Соловьёв, 1987).
Жизненные ориентиры героев этих фильмов довольно непритязательны и отражают переориентацию молодого поколения на потребительские ценности. Подавляющее большинство перестроечных героев существует в состоянии сопротивления и ощущения «инаковости» по отношению к любым системам.
По высказываниям кинокритиков, в 1990-е мы потеряли «консолидированную кинематографическую реальность». То, что было свойственно и русскому дореволюционному кинематографу, и советскому кинематографу практически на протяжении всей его истории. Эта реальность перестала существовать. «Последнее советское поколение, взрослеющее в ситуации тотального отрицания недавнего прошлого, не знало и не любило старое отечественное кино – а нового русского просто не существовало: вместо него были «Терминатор» и Тарантино».
В 1990-е сформировалось масштабное явление кооперативного кино, представляющего собой огромное количество независимых студий, производящих продукцию без помощи государственного финансирования.
C выходом фильма «Брат» (Алексей Балабанов, 1997, 2000) «героем своего времени» и своеобразным архетипом для России на несколько ближайших лет становится Данила Багров. Стране, пережившей большие потрясения и находящейся в состоянии хаоса, как оказалось, нужен был именно такой герой. Но Данила Багров – трагический персонаж. Вернувшись с чеченской войны, он сталкивается с безнаказанностью, безнравственностью и тотальной несправедливостью. Преступники контролируют закон, народ беспомощен, сильные бьют слабых. Образ Данилы Багрова воплотил правдивого русского человека с широкой душой, с понятиями о чести. C позиции режиссёра «брат» становится «карателем человеческих пороков»: борется со скупостью личности, зависимой только от денег, которые «правят миром»; с неуважением к Родине. Балабанов создал «лицо поколения». Не случайно зрители называют это кино народным. Несмотря на то, что после выхода «Брата» прошло несколько десятилетий, ни один из героев отечественного кино до сих пор не удостаивался аналогичного общественного признания и звания национального героя.
В целом же новый герой постсоветского времени складывается в условиях разрушения ценностных систем и духовных структур, присущих отечественной национально-культурной идентичности. Утрачивается чувство уверенности и стабильности в атмосфере отчужденности и обособленности человека от общественных связей. Начиная с 1990-х годов, киноискусство переориентируется на развлекательные функции и больше не выполняет миссию трансляции культурных ценностных установок. Наблюдается утрата самобытных художественных ориентиров. Отказываясь от традиций отечественного киноязыка, отражающего черты национальной самобытности, многие кинематографисты осваивают эстетические модели американского кинематографа. В эпоху Перестройки советский зритель потерял интерес к отечественному кинематографу. Это привело к тиражированию голливудских шаблонов, а также к демонстрации стереотипных, поверхностных черт русского характера.
2000 годы
Что же представляет собой сегодняшний герой российского кинематографа?
В первую очередь можно выделить ряд фильмов, центральными персонажами которых являются героические образы представителей советской эпохи (либо предыдущих периодов нашей истории): «Легенда № 17» Николая Лебедева, «Адмиралъ» Андрея Кравчука, «Герой» Юрия Васильева, «Гагарин. Первый в космосе» Павла Пархоменко, «Ледокол» Николая Хомерики, «Время первых» Дмитрия Киселева, «Батальонъ» Дмитрия Месхиева, «Битва за Cевастополь» Cергея Мокрицкого, «Белый тигр» Карена Шахназарова и другие.
Несмотря на то, что российский народ по природе своей остаётся душевным и отзывчивым, после распада CCCР с разрушением границ и привнесением западных ценностных ориентиров происходит кризис культурной идентичности в современном российском обществе. Отсутствие элементарного сотрудничества, естественного чувства солидарности, эгоизм и равнодушие расшатывают совокупность человеческих и всеобщих социальных связей.
Сегодня мы ждём от российского кинематографа художественной рефлексии в отношении современной действительности: смыслов, образов, новых героев, попыток обретения солидарности.

Образ героя эпохи обусловливается социокультурной,

политической и экономической ситуацией в обществе.

Модель киногероя пережила трансформацию от идеального образа, обладающего только положительными характеристиками,

затем к персонажу, обладающему как положительными, так и отрицательными качествами, к «новым русским», до неопределённого в своих качествах героя.

Современный кинематограф находится в поиске своего героя.

Авторы-составители
  • Екатерина Миронова
  • Ольга Серегина
  • Ирина Шульте
Источники
  • mosfilm.ru
  • culture.ru
  • kinopoisk.ru
  • kino-teatr.ru