МОРОЗКО
фильм-сказка, комедия
1964 год

Киностудия имени М.Горького

Режиссёр: Александр Роу


Сценарий: Николай Эрдман, Михаил Вольпин

Оператор: Дмитрий Суренский


Художник: Арсений Клопотовский


Композитор: Николай Будашкин



Актёрский состав
Павел Павленко
Наталья Седых
Иван
Александр Хвыля
Морозко
Эдуард Изотов
Настенька
отец Настеньки
Вера Алтайская
Мать Марфушки, мачеха Настеньки
Марфушка
Инна Чурикова
Родился 20 сентября 1902 года в Киеве. Воспитывался отцом, оперным певцом и режиссёром. В 1919 году окончил Московский Городской Театральный техникум имени А.В. Луначарского. В 1920-1923 годах работал в Московском Украинском театре. В 1924-1927 годах – актёр в Московском театре для детей, в 1927-1930 годах – в Харьковском Краснознаменном театре, в 1930-1932 годах – в театре Революции, в 1932-1938 годах – в Московском театре под руководством Завадского (1936-1938 в Ростове-на-Дону). В 1938-1944 и 1948-1960 годах – актёр в театре Транспорта (позднее – имени Гоголя). В 1944-1947 годах работал в Театре имени Моссовета. В 1947-1948 годах – артист Московского театра оперетты. Заслуженный артист РСФСР (1954).
Павел Павленко – блистательный острохарактерный актёр, герой многих сказок Александра Роу («Морозко», «Королевство кривых зеркал», «Огонь, вода и… медные трубы»). Снимался в комедийных ролях, создал целую галерею образов русской классики в театре и кино (Лука Лукич Хлопов, зиц-председатель Фунт, старец Зосима, император Павел I).
После 1976 года он не снимался в кино. Как актёр прожил свои последние годы, к сожалению, неизвестно. Павленко дожил до солидного возраста и умер 9 марта 1992 года в Москве, всеми забытый.
Георгий Милляр
Баба-Яга
Георгий Милляр родился в 1903 году в Москве в семье французского инженера Франца де Милье, который умер через несколько лет после рождения сына. С ранних лет мальчика обучали языкам и искусству, и интерес к нему у будущего актёра появился уже тогда. После прихода к власти большевиков маленькому Георгию пришлось уехать к родственникам в Геленджик и поменять фамилию с де Милье на Милляра. После школы он пошёл работать в местный театр. В 1924 вернулся в Москву, где поступил в школу при театре, который сейчас известен под названием «Театр имени Маяковского». В этом театре Милляр проработал почти 15 лет, но ему всегда хотелось играть в кино.
В 1938 году актёр снялся в фильме «По щучьему веленью». Так состоялся полноценный дебют актёра в большой роли, который совпал с дебютом режиссёра Александра Роу. Зрителям Георгий Милляр навсегда запомнился в амплуа «главной Бабы-Яги страны»: именно этот образ актёр воплотил на экране около десяти раз. По воспоминаниям коллег, он любил поострить. Но за этой маской скрывался человек, который хотел играть драматические роли, а в конце жизни ему приходилось соглашаться на второстепенные роли и эпизоды, чтобы прожить. Умер Георгий Милляр в 1993 году.
Александр Хвыля родился в 1905 году в украинском селе Александро-Шультино в семье Брессем: позже шведские корни пришлось скрыть и взять фамилию Хвыля. Будущий актёр обучался в церковно-приходской школе, а затем поступил в железнодорожное училище. В 1922 году окончил драматическую студию Воровского, а в 1924-ом попал в театр имени Заньковецкой. В 1927 году Хвыля решил покорить новые высоты, устроившись работать в Харьковский театр имени Тараса Шевченко. В кино же актёр первый раз попробовал себя в 1932 году. С 1941 года работал на разных киностудиях страны, с 1946 года – актёр Театра-студии киноактёра.
Александр Хвыля сыграл почти сотню ролей в кино и театре, был занят практически во всех сказках Роу: «Майская ночь или утопленница», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Марья-искусница», «Морозко», «Огонь, вода и…медные трубы». Хвыля участвовал в таких кинолентах, как «Дорога к звёздам», «Кубанские Казаки», «Бриллиантовая рука», «12 стульев» и других примечательных работах. Но прежде всего известен он как Дед Мороз: 15 лет Хвыля был им на Кремлевских ёлках.
Умер актёр в 1976 году. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.
Родился 11 ноября 1936 года в Витебской области Белоруссии в семье военного. С детства мечтал об актёрской стезе, поэтому сразу после школы в 1954 году отправился в Москву и поступил во ВГИК. Выпускника кинематографического института приняли в Театр киноактёра, где он сыграл множество ярких ролей. В кино Изотов дебютировал в 1959 в картине «В степной тиши». Иванушка из «Морозко» прославил Изотова на весь Советский Союз. Следующие 20 лет актёр не переставал сниматься, хотя уже не в таких ярких образах, как в молодости, однако не менее запоминающихся: «Освобождение», «Семнадцать мгновений весны», «Мимино» и других лентах. Но других столь же мощных и знаковых ролей у артиста не было.
В 1980-х годах Изотов играл в Театре киноактёра, но недолго. В 1988-м у Эдуарда Константиновича случился инсульт. А потом ещё один. Он вернулся на сцену, хотя ходил с трудом. В 1990-х ситуация ухудшилась – случилось ещё несколько инсультов. Речь нарушилась, появились проблемы с памятью. Однажды Изотов забыл текст во время представления и после этого решил уйти из театра. Потом последовали операции, дорогое лечение. Но восстановить утраченное здоровье не получилось. Умер актёр 8 марта 2003 года.
Родилась в 1948 году в Москве. В возрасте четырёх лет впервые встала на коньки и вскоре прославилась как «самая маленькая фигуристка Советского Союза». В 10 лет Наталья вместе с партнёром стала кандидатом в олимпийскую сборную страны. Однажды девочка увидела постановку «Жизель», и в жизнь Натальи вошёл балет. В 1969 году Наталья Седых окончила Московское хореографическое училище, после чего была принята в балетную труппу Большого театра. Танцевала сначала в кордебалете, потом стала солисткой.
Кинематографическая биография Седых началась вместе со спортивной. Приглашение сняться в кинофильме «Морозко» Седых получила в 15 лет. На следующий день после выхода картины на артистку обрушилась слава. Последним фильмом с участием Натальи Евгеньевны перед долгим перерывом оказался телевизионный мюзикл «Любовь к трём апельсинам». Несмотря на головокружительный успех, о статусе звезды Седых не задумывалась. Наталья Седых закончила свою актёрскую карьеру в 20 лет (она сыграла ещё в одной сказке Роу «Огонь, вода и… медные трубы»), предпочтя балет кинематографу. Вместе с театром много гастролировала. Танцевала в балетах «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Чайка», «Анна Каренина». С 1990 по 2006 год Наталья Евгеньевна работала в Театре у Никитских ворот и тогда же начала вновь сниматься, правда, совсем в небольших эпизодах: «Я свободен, я ничей», «Синоптик», «Лучшее время года», «Перемирие». Сейчас Наталья Евгеньевна на пенсии, в кино не снимается и не посещает публичных мероприятий. По словам актрисы, она теперь может больше времени уделять себе и наслаждаться жизнью.
Актриса родилась 5 октября 1943 года в Башкирии в городе Белебее. Её семья была далека от искусства. В детстве Инна часто переезжала, пока они с матерью не поселились в Москве. В 9-м классе Инна поступила в театральную студию при Театре имени Константина Станиславского. Окончив школу, Чурикова подала документы сразу в несколько театральных институтов. В итоге благополучно сдала экзамены в Щукинское училище, которое окончила в 1965 году с красным дипломом. Однако начинающую актрису не пригласили ни в один театр. Тогда Чурикова устроилась в Московский театр юного зрителя. В 1973 году Марк Захаров​ пригласил актрису на главную роль в спектакль «Тиль». С 1975 года она вошла в труппу театра «Ленком», в котором проработала более 40 лет.
В кино​ Инна Чурикова дебютировала в 1960 году, в антирелигиозной картине «Тучи над Борском». Затем появилась в эпизоде в картине Георгия Данелии​ «Я шагаю по Москве» ​. Известность Чуриковой принесла роль Марфушки в фильме-сказке Александра Роу​ «Морозко». Позже снялась в десятках картин, в числе самых известных – «Начало», «В огне брода нет», «Тот самый Мюнхгаузен», «Курьер», «Ребро Адама», «Ширли-мырли», «Тайны дворцовых переворотов», в том числе в девяти лентах своего мужа Глеба Панфилова. За фильм «Васса» получила Государственную премию РФ, а за фильм «Военно-полевой роман» на Берлинском фестивале 1983 года была отмечена призом как лучшая актриса. Свои последние роли она исполнила в фильмах «Иван Денисович», режиссёром которого стал её муж, и «Пациент № 1».
В 1977 году Инне Чуриковой было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР. Народной артисткой РСФСР она стала в 1985-м, а народной артисткой СССР – в 1991-м. Инна Михайловна – полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», а также почётный член Российской академии художеств.
Артистка умерла 14 января 2023 года.
Родилась 21 мая 1919 года в Петрограде. Веру Алтайскую воспитывал приёмный отец, писатель Константин Николаевич Алтайский-Королёв.
В конце 1930-х годов Вера переехала в Москву, где в 1940 году окончила актёрскую школу при киностудии «Мосфильм». После окончания обучения начала работать в Театре-студии киноактёра. В кино дебютировала в ленте «Личное дело» в 1939 году. Актриса сыграла в кино более полусотни ролей, но зрителям запомнилась характерными героинями. Популярность актрисе принесли яркие и запоминающиеся роли в детских сказках и комедиях таких, как Нина Павловна в фильме «Жених с того света», Тётушка-непогодушка в «Марье-искуснице» Александра Роу, роль Шкипидар в «Евдокии», Асырк в сказке «Королевство кривых зеркал», Мачеха в «Морозко», Старушка-веселушка в кинокартине «Варвара-краса, длинная коса», Кухарочка в фильме «Золотые рога» и других. Вершиной мастерства актрисы стали сыгранные ею злодейки из киносказок Александра Роу.
Вера Алтайская награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Актрисы не стало в 1978 году.
Награды
1966
Премия
II-го Всесоюзного кинофестиваля
"За фильм для детей и юношества".
Киев.

1966

Серебряная медаль. Международный кинофестиваль фильмов
для детей.
Тегеран.
1966
Приз «Капитолийский Юпитер». Международный кинофестиваль-
кинообозрение «Капитолийский Юпитер».
Рим.

Серебряная медаль Масарика
Инне Чуриковой
за роль Марфуши.
Чехия.
Награда
Award of Excellenceот Консультативного совета по кинематографии США за лучший киносценарий для семейного просмотра.
1965
Гран-при
«Лев Святого Марка».
XVII Международный кинофестиваль детских и юношеских фильмов. Венеция.
Сюжет




Жили-были в одном селе старик со старухой. И было у них две дочери. Старикова – Настенька, старухина – Марфушенька. Старуха свою дочь любила и жалела, а на старика с Настенькой всё время ругалась и заставляла падчерицу делать всю самую грязную и тяжёлую работу.
В это же время в другой деревне жил добрый молодец Иван – вдовий сын. Он был красивый, сильный и умелый, только очень самовлюблённый. Однажды Иван ушёл из родного дома мир посмотреть да себя показать. И попался ему на пути Старичок-Боровичок, который подарил Ивану волшебный лук со стрелами. Но Иван не только не поблагодарил Старичка-Боровичка, но даже нагрубил ему, а тот, обидевшись, наслал на Ивана страшное заклятие.
Вскоре после этого Иван у реки встретился с Настей и влюбился в неё, но в это время колдовство начало действовать, и юноша превратился в оборотня – получеловека-полумедведя. Подумав, что злые чары на него наложила девушка, Иван осыпал её проклятиями и скрылся в лесу, где опять повстречал Старичка-Боровичка, объяснившего, что медвежий облик он получил в наказание за свою грубость и невоспитанность. Избавиться же от заклятья ему возможно, лишь делая людям добро – бескорыстно и от чистого сердца.
Марфушенька, дочь старухи, была противоположностью Настеньки: она целыми днями лежала, ела и ныла. Однажды к ним приехали сваты. Старуха свою доченьку нарядила, украсила, а падчерицу сажей измазала, чтобы на неё никто не обратил внимания. Сваты попросили будущую невестку проявить себя и приготовить им гуся, чтобы они могли посмотреть, насколько она хозяйственная. Марфушенька погналась за птицей, но упала в лужу, и над ней все смеялись. Жених сразу же отказался от такой невесты. Старуха приказала Настеньке помочь сестре, и, когда она доставала Марфушеньку из лужи, сажа с её лица смылась, все увидели, какая она красавица. Жених сделал ей предложение, но старуха отказала и с тех пор затаила на падчерицу ещё большую злость.
Наступила зима. Злая мачеха задумала погубить Настеньку. Она заставила старика отвезти дочь в лес и бросить там умирать от холода. Но девушка не успела замерзнуть – на неё набрёл повелитель зимы. Морозко сначала испытывал Настеньку, насылая на неё холод, но затем сжалился, укутал своей шубой, отогрел и отвёз в свой ледяной дворец.
Тем временем Ивану удалось вернуть своё человеческое обличье, и тотчас он отправился на поиски своей возлюбленной, которую незаслуженно обидел. Ему помогла Баба-Яга, дав тёплую одежду и путеводные сани, но следом она отправила чёрного кота, чтобы он погубил Настеньку. Кот прибежал в ледяной дворец и Настенька, пытаясь его погладить, дотронулась до морозильного посоха, который забыл Морозко, и замёрзла. Такой её нашёл Иван и попросил прощения за обиду, после чего Настенька ожила.
Морозко отпустил девушку домой, нарядив её и дав лошадей с сундуком драгоценностей. Когда старуха увидела подарки, то позавидовала и решила свою дочь тоже отправить в лес. Одела её потеплее и наказ дала, что просить у волшебника. Но Марфуша только обидела Морозко, за это он «наградил» её сундуком с воронами и вернул домой на тройке свиней.
Тут и старик решил проявить характер и поставил старуху на место. Иван и Настенька сыграли свадьбу. Мачеха и Марфушка, подобрев, обещают исправиться. Настя их прощает и верит, что они никогда её больше обижать не будут.
История создания фильма

В 2024 году любимая сказка детей и взрослых про красавицу Настеньку, доброго молодца Ивана и деда Морозко празднует 60-летний юбилей.
Сюжет сказки «Морозко» есть у каждого восточнославянского народа. В России разновидностей «Морозко» больше всего – исследователи насчитывают их около 40. Во всех действуют злая мачеха, трудолюбивая падчерица и некий могущественный владыка холода – волшебник Мороз. Но ни в одной из них нет молодца, который превращается в медведя, – это событие пришло в фильм из другой народной сказки – «Иван – медвежья голова».
Но мало кто знает, что на самом деле, есть две отечественных киноверсии этой русской сказки. Ещё до Роу сказку «Морозко» снял в 1924 году Юрий Желябужский. Эта картина стал первым фильмом киностудии «Межрабпом-Русь», который делали на только что полученной из-за границы новой аппаратуре. Даже кинопрожекторы тогда были в диковинку. Тем не менее, «Морозко» получился удачным – благодаря подлинно сказочным, подлинно русским и подлинно кинематографическим декорациям и блестящему составу исполнителей. Режиссёр (одновременно выступивший в роли оператора и сценариста) снял картину в реалистической манере, пригласив для работы над декорациями и костюмами художников МХАТ. Выразительны заснеженные пейзажи. В фильме 1924 года Морозко предстает в образе пугающего лесного духа, скачущего по деревьям повелителя холода. Только после того, как героиня проходит проверку, Морозко является ей в виде доброжелательного седовласого старца. Так Желябужский смог отразить двойственность характера волшебника, когда властитель мороза – одновременно и карающее лесное божество, и одаряющий богатствами старик.
Считается, что тринадцать – число несчастливое. Для мастера киносказки Александра Роу примета сработала наоборот: именно тринадцатый фильм стал самой известной его работой. Фильм «Морозко» приняли единодушно и у нас, и за рубежом.
Сценаристы Николай Эрдман и Михаил Вольпин соединили в этой киноленте две самостоятельные истории: непосредственно «Морозко» и сказку об «Иване с медвежьей головой». Их сценарий – лучшее сказочное киноповествование, самое гармоничное, остроумное, драматичное из всех, что ставил Роу. Здесь мы видим поразительный пример сочетания различных элементов: драмы и комедии, фантастики и бытового юмора, красоты природы и безобразия людского зла, тихого героизма юной девушки и ничтожества разбойничьей лихости. Все элементы сценария – а в дальнейшем и фильма – пронизаны высокой поэзией. Удача сценаристов, мастерство режиссёра, виртуозное владение им кинематографическими средствами воплощения сказочных чудес, талант его постоянных соавторов-актёров – всё это, вместе взятое, привело к неоспоримому успеху.
О сценарии Эрдмана и Волыпина киноведы говорили как о лучшем сказочном киноповествовании, самом гармоничном и остроумном. Во многом литературная основа и привела фильм к успеху. Они создали великолепный сценарий фильма с прибауточно-поговорочным, сказово-сказочным слогом:
Режиссёр и сценаристы создали особый мир, близкий и детям, и взрослым. Здесь не всё решается силой и колдовством, зато с помощью доброты и трудолюбия можно преодолеть любые преграды. В сказке Роу и солнце готово взойти позже, чтобы Настенька успела довязать чулок и не попасть под горячую руку мачехи, и цветы на сухом пне расцветают. Вот только добро должно быть искренним, иначе оно не победит чары: долго ведь Ивану пришлось проходить с медвежьей головой, пока он не исправился.
От начала и до конца картина выдержана в стилистике народной сказки: поэтичные образы положительных героев, грубые и безобразные личины отрицательных, красивые костюмы, монолитный и продуманный сюжет. Иногда используется приём одновременности действия – так сказать, параллельный его монтаж. Иногда, как в устной сказке, авторы прибегают к закадровому тексту-комментарию, помогая зрителю с помощью привычных словесных сказочных формул перенестись из реальности в мир фантастики. Кинокартина не стала «очередным» фильмом Роу. Режиссёр не повторяется, он ищет новые пути повествования. Так Баба-яга, одна из самых частых героинь любых сказок, у Роу меняется. В исполнении Георгия Милляра лесная ведьма приобретает человеческое лицо. Временами она похожа на старую сварливую кухарку. При этом связь персонажа с потусторонним миром у Бабы-яги в исполнении Милляра не утрачивается. Актёр совместно с режиссёром создали одновременно зловещий и обаятельный образ «хранительницы леса».
Киносказка Роу признана не только зрителями, но и профессионалами в области кинематографа. Так, Стивен Спилберг называл фильм «Морозко» предтечей целого ряда киношедевров Голливуда: именно из картины Роу черпали идеи создатели зрелищных спецэффектов, украсивших многие американские блокбастеры.
Картина была удостоена главного приза «Лев святого Марка» на XVII Международном кинофестивале в Венеции в программе детских и юношеских фильмов, а также получила награду Award of Excellence за лучший киносценарий для семейного просмотра от Консультативного совета по кинематографии США. Киносказка «Морозко» была дублирована на несколько языков и попала в прокат Великобритании, ГДР, США, Мексики, Финляндии и других стран.
До сих пор «Морозко» остаётся одним из главных новогодних фильмов в России, а также Чехии и Словакии, где он стал телевизионным символом праздника, подобно кинокартине «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» в России. По мотивам фильма был поставлен мюзикл, выпущено мороженое «Mrazík» («Морозко» по-чешски) и компьютерная игра с тем же названием.
Фильм-сказка «Морозко» входит в золотой фонд отечественной кинематографии. Традиционно его используют на уроках русского языка как иностранного, так как он раскрывает окно в русскую культуру и позволяет побеседовать со студентами о русском характере, о добре и зле, о вечных ценностях.
«Морозко» неизменно заставляет зрителя замереть от удивления даже сегодня, в век высоких технологий и компьютерных спецэффектов. Особенно перед Новым годом!
Старичок-боровичок: «Не был бы ты невежей – не ходил бы с мордой медвежьей».
Баба-Яга Ивану: «Чего надо?.. А-а! Иван?! Явился! Не ждан, не зван. Повернул избушку, разбудил старушку! Стояла себе задом, так ему, видите ли, не тем фасадом!»
Мачеха о падчерице: «У нашей дуры ни лица, ни фигуры…Вся в папеньку».
Морозко: «Ах, я дурень старой, голова с дырой!».
Марфушка: «Мамаш, ты ей брови-то замажь!» и т.д.
Актёры и роли
Пожалуй, самым ярким персонажем всенародно любимой сказки можно назвать Марфушеньку – родную дочку злой старухи. Инна Чурикова попала на эту роль случайно. Марфушку должна была сыграть Тамара Носова, но ассистент режиссёра увидела Чурикову в коридоре института и привела её на съёмочную площадку. А дальше – дело техники: обеим претенденткам предложили погрызть орехи, и Чурикова, видимо, настолько хотела сниматься, что не жалела зубов. Режиссёр придумал для неё эффектный грим с веснушками. Чурикову утвердили, и Марфушенька в её исполнении получилась неподражаемой!
Посмотрев на себя из зрительного зала, Инна Чурикова не выдержала и расплакалась навзрыд. Она показалась себе грубой, некрасивой, плакала и повторяла: «Какая я страшная… Кто же меня замуж возьмёт?!» — и даже засомневалась, что ей надо идти в актрисы. Роль Марфуши стала первой большой работой актрисы в кино – до этого она снималась в эпизодических ролях в фильмах «Тучи над Борском» (1960) и «Я шагаю по Москве» (1963). На съёмках знаменитой сцены встречи с Морозко в лесу случился курьёз. Подготовка шла так долго, что актриса успела замерзнуть в сугробе на самом деле. Вдобавок в корзине вместо яблок оказался… лук. Дело в том, что в ожидании волшебника Марфуша должна была есть яблоки, но их забыли в гостинице, и Чуриковой пришлось дубль за дублем есть хрустящий сочный… лук и запивать его разбавленным молоком. Но Инна и бровью не повела, с аппетитом уплетая луковицы одну за другой. Испытание для истинных актёров... Благодаря стараниям начинающей актрисы Марфушенька в этом фильме получилась одной из ключевых героинь. В 1965 году, вскоре после премьеры «Морозко», Инна Михайловна закончила училище с красным дипломом.
Волей случая в картине оказалась и Наталья Седых, исполнившая роль Настеньки. Для Натальи Седых, которой на момент съёмок было 15 лет, роль в «Морозко» стала дебютной. Александр Роу увидел пятнадцатилетнюю девушку в номере фигурного катания «Умирающий лебедь», который транслировали по ТВ. Второй претенденткой на главную роль была уже знаменитая после фильмов «Девчата» и «Королева бензоколонки» актриса Надежда Румянцева. Худсовет настаивал на кандидатуре Румянцевой – Седых была слишком юная, без опыта, да ещё и с очень тихим и высоким голосом, но режиссёр настоял на своём решении. Только попросил гримёров сделать девочку хоть чуть-чуть постарше. Конкуренток у юной Натальи было достаточно и, по воспоминаниям самой актрисы, на успех она не надеялась. Роу лично настоял на участии девушки в съёмках.
Наталью пришлось со скандалом отпрашивать из хореографического училища – её забирали на съёмки на несколько месяцев, и пришлось пообещать, что когда она вернётся, то сдаст все экзамены на «пятёрки». Её героиня каталась на самоходных санях, которые привязывали к мощному грузовику длинным металлическим тросом. Прыгала в грязный пруд, спасая Марфушеньку. «Я никак не могла решиться прыгнуть туда. Пруд был очень грязный, просто кишел пиявками. Я раза три сбегала с пригорочка, а у самого берега останавливалась, пока Роу на меня не заорал. Страх расстроить Александра Артуровича оказался сильнее – я сразу плюхнулась в воду», – вспоминала Наталья Седых. Девушка отлично попала в образ. Но она была слишком юной, и на съёмках её повсюду сопровождала мама, которая между дублями отпаивала дочурку чаем из термоса да укутывала в тёплый плед. После грандиозного успеха «Морозко» Наталья снялась в ещё одной сказке Александра Роу «Огонь, вода и медные трубы», а также приняла участие в съёмках фильма о фигурном катании «Голубой лёд». 20 лет отработала в Большом театре, сначала танцевала в кордебалете, а затем ей стали доверять ведущие партии, с которыми она гастролировала по всему миру. А когда вышла на балетную пенсию, 10 лет играла в театре «У Никитских ворот».
Правда, в кино Наталья позже всё-таки вернулась. В 1978 году она исполнила роль в фильме «По улицам комод водили…». В 1990-е снялась в картинах «Я свободен, я ничей» и «Трень-брень». В 2007-м сыграла в мелодраме «Лучшее время года», а в 2010-м – в фильме «Перемирие».
Роль Иванушки для Эдуарда Изотова стала самой яркой, но на отсутствие работы актёр не жаловался – он сыграл второстепенные роли в знаменитых фильмах «Мимино», «Семнадцать мгновений весны», «Освобождение», «Щит и меч» и много работал на дубляже. Голос у него был потрясающий. Киносказка Александра Роу превратила актёра в звезду, но других знаковых ролей у артиста так и не было. Впрочем, он не очень-то и жаловался на судьбу. О нём вспоминают как о чистом и даже наивном человеке. Иванушка из «Морозко» прославил Изотова на весь Советский Союз.
Украшением фильма «Морозко» стала Баба-Яга в исполнении Георгия Милляра, который исполнил этот образ на экране более десяти раз. Актёр очень любил своего персонажа и каждую Ягу играл по-разному – каждой рисовал костюмы, придумывал черты характера и манеры…
И в каждом фильме его Баба-Яга была разной. В «Морозко» она, например, как заправская модница, носит на голове красную косынку.
Константин Браславский, являвшийся тогда директором городского спорткомплекса Оленегорска, выполнял за Георгия Францевича некоторые трюки. Сам актёр готовился к роли, занимаясь гимнастикой с шестом, чтобы умело пользоваться метлой. Часто Милляр играл сразу нескольких персонажей в фильмах. В «Морозко», помимо Бабы-Яги, он сыграл небольшую роль разбойника-дьяка, а также озвучил петуха, которого в начале фильма Настенька просит не кукарекать, пока она не довяжет чулок.
Актёру пришлось пережить немало трудностей. При 30-градусном морозе он бегал в лёгких лохмотьях Яги. Его гримировали по шесть часов, и однажды сильно обожгли лицо перекисью водорода.
Можно сказать, что Георгий Милляр спас фильм. Весь снятый материал упаковывали в пакеты и складывали в подвале дома, где жила киногруппа. Однажды утром к работавшей в лесу съёмочной бригаде прибежала жительница деревни и сказала, что в подвале прорвало трубу… Все в ужасе бросились к дому с мыслью, что плёнки безнадежно испорчены и фильма не будет. Когда доехали, то увидели промокшего и закоченевшего Милляра, который босиком вытаскивал плёнки из подвала на снег. У актёра был выходной, и хозяйка дома разбудила его, как только обнаружила потоп. Вся группа, кроме Милляра, была на съёмках в лесу, и ему пришлось одному всё спасать: несмотря на сильный мороз, он спустился в подвал и в одном нижнем белье, стоя по колено в воде, вытащил на улицу коробки с готовым материалом – фактически спас сказку.
Артиста на роль Морозко нашли сразу: режиссёр Александр Роу нисколько не сомневался, что им должен быть актёр Александр Хвыля, высокий, колоритный, с густым внушительным голосом. По воспоминаниям помощника режиссёра, он часто ворчал, а потом внезапно начинал петь сочным густым басом. Мощно звучит по лесу бас артиста Александра Хвыли. Комбинаторы, повторяя кадры обратной съёмки заснеженных ёлок, создают впечатление могущества Мороза. Все работают «на полную мощность», а эпизод при этом звучит лирично, мягко, поэтично.
Для актёра роль стала судьбоносной. Он так вжился в персонажа, что миллионы маленьких зрителей после выхода сказки на экраны были уверены: он – самый настоящий Дед Мороз! После выпуска этой новогодней сказки Александр Хвыля стал главным Дедом Морозом страны, ежегодно собирал детей на Кремлёвской ёлке.
Хвыля – это псевдоним. Александр Леопольдович Брессем родился в семье шведа-управляющего имением Александро-Шультино под городом Константиновка в Донбассе. Александр Брессем вырос натурой впечатлительной, романтической и артистической. Никого из близких не удивил его уход в кинематограф. В годы молодости Брессема-младшего он был в огромной моде. Отсюда и его псевдоним, несколько легкомысленный, с намёком. Ведь «Хвыля» по-малороссийски – волна.
Волнами ходила и карьера Александра Хвыли. Рослый, статный, с крупными чертами лица, смолоду играл исключительно героев. Это к старости он переключился на Морозко и тому подобных сказочных персонажей, стал получать роли в комедиях. А во цвете лет он был главным Будённым советского кино, сыграв легендарного командарма трижды. Кроме того, в актёрском активе Хвыли были роли Пархоменко, Щорса, Суворова, ватажка карпатских крестьян Устима Кармелюка, гетмана Богдана Хмельницкого. Перелом в актёрской судьбе Александра Леопольдовича произошел в 1949 году, после громкого успеха народной комедии «Кубанские казаки». Хвыля там сыграл рассудительного партийного работника районного звена. В последние годы своей жизни Александр Леопольдович много снимался в фильмах-сказках, благо они в шестидесятых стали весьма популярны. Он сыграл почти во всех главных фильмах великого сказочника Александра Роу, но всё-таки именно роль Морозко стала его визитной карточкой. Что тут поделаешь – человек просто родился Дедом Морозом. И никто его в этой роли более чем за полвека не превзошёл.
Отца Настеньки сыграл Павел Павленко. Талантливый театральный актер свою первую небольшую роль в кино получил только в 44. Дебют состоялся как раз в киноленте «Морозко». После сказки у Павла было еще несколько небольших ролей в кино — зицпредседатель Фунт в «Золотом теленке», сторож в клубе в «Двенадцати стульях». Павленко был больше театральным актером, чем телевизионным.
Мачеху исполнила Вера Алтайская. Наибольшую известность ей принесли роли злобных старух, которых она играла уже в зрелом возрасте. У Алтайской была интересная особенность — глаза разного цвета, правый карий, а левый серый. Когда она сердилась, смотреть в эти разноцветные глаза было в самом деле страшно, поэтому роли отрицательных персонажей ей удавались отлично. После мачехи в «Морозко» она сыграла престарелую невесту Кощея в сказке «Огонь, вода и … медные трубы», кикимору в «Золотых рогах» и других отрицательных персонажей. Александр Роу снимал Алтайскую чуть ли не в каждом своем фильме.
Одним из самых запоминающихся персонажей картины стал Старичок-Боровичок — дедушка с грибной шляпкой на голове. Мало кто знает, но сыграл персонажа не какой-нибудь почтенный советский артист, а молодая девушка. Ее имя — Галина Борисова. На момент съемок актрисе было – 14 лет. Озвучил ее персонажа народный артист СССР Михаил Яншин. Борисовой прочили успешную карьеру в кино, но артистка сыграла лишь в нескольких картинах.
На съёмочной площадке у Александра Роу всегда был идеальный порядок. Эпизоды, в которых принимали участие по 100 и даже больше человек массовки и на которые у других режиссёров уходил день, он снимал за полтора-два часа. Порой подготовка длилась дольше, чем сам процесс.
По словам актрисы Марины Скиляжновой, Роу лично занимался с актёрами, причем неважно, кто в кадре – главный герой или всего лишь массовка. Актриса рассказывала: «Сцена есть такая в сказке, где Марфушечка гуся ловила. Я не знаю, где пруд снимался, куда она бултыхнулась, но нас, хохочущих деревенских зевак, снимали на поляне отдельно. Роу, чтобы добиться нужного эффекта веселил нас. Он и прыгал, и мордочки делал! Нам было смешно, что толстый дядька такие трюки вытворяет. И он добивался, что мы все хохотали искренне».
Отношения на площадке были спокойными и дружескими. Царила весёлая атмосфера. «Милляр всё время сыпал шуточками-прибауточками», – говорит Седых. – Инна Чурикова после съёмок отвела меня к своему преподавателю в театральное училище, чтобы поставил мне голос – он у меня был очень тихим».
В фильме Роу неоднократно использует свой любимый приём: обратную перемотку. Иней с деревьев стряхнули – а потом прокрутили плёнку в обратном направлении. Так же, как и в сценах, где пятятся назад кот и собака, взлетают на сосны разбойники, пни выпрыгивают из избы. Живые пни из этой сказки производят сильнейшее впечатление на зрителей из англоязычных стран – в одной из рецензий есть предупреждение: «Если вы посмотрите этот фильм, то потеряете рассудок! Здесь грибы разговаривают, пни двигаются, а дом наделён человеческими повадками!».
Бабушка-сказительница в окошке – Анастасия Зуева – дожила почти до 90 лет. Анастасия Зуева начала играть в театре в 30-летнем возрасте, и изначало была известна именно как театральная актиса. Ее талантом восхищались Максим Горький и Борис Пастернак. Это ей Борис Пастернак посвятил стихи со знаменитой фразой: «Талант единственная новость, которая всегда нова». В 37 Зуева начала сниматься в кино, зрители запомнили ее по таким картинам, как «Живет такой парень», «Васек Трубачев и его товарищи». На момент съемок в «Морозко» 67-летняя Анастасия Платоновна была уже состоявшейся артисткой, известной на весь Советский Союз. После «Морозко» Зуева не ушла на пенсию, а снялась еще в нескольких известных фильмах — «И снова Анискин», «Золотые рога». В своей последней работе — сказке «Там, на неведомых дорожках» — актриса сыграла в 85. Актриса осталась в памяти поколений школьников доброй бабушкой-сказительницей из кинолент экранизированных на тему русских народных сказок.
В одном из эпизодов снялись юные актёры предыдущего фильма-сказки Роу – «Королевство кривых зеркал»: Андрей Стапран (Гурд) исполнил роль попрошайки, которому Иван в медвежьем обличии дал пятак, а Ольга и Татьяна Юкины – девочек, собиравших грибы.
К съёмкам в фильме «Морозко» были привлечены и многие животные: медведица, собаки, кошки, птицы. Трёх свиней, которых запрягли в сани, для того, чтобы «с шиком» доставить Марфушку с приданым от Деда Мороза к дому, привозили на съёмочную площадку ненадолго – слишком хлопотно. Специально для них была сшита маленькая сбруя. А в роли Тяпы, верного четвероногого друга Настеньки, снялся пёс Дружок, на счету которого уже была роль в фильме «Сказка о потерянном времени».
Сейчас едва ли возможно представить других актёров на месте Настеньки, Марфушки, Иванушки и даже старика со старухой.
Зрители всего мира продолжают считать красочный кинофильм образцом новогодней сказки с блестяще поставленными спецэффектами, удивительной режиссёрской, операторской и актёрской работой.
Съёмки
Действие фильма занимает два времени года – лето, когда мы знакомимся с персонажами и основным конфликтом, и зиму, когда происходят главные чудеса. Натурные зимние съёмки картины проводились на Кольском полуострове под Оленегорском, а летние – под Звенигородом. У режиссёра Александра Роу было излюбленное место – деревня Гигирево Одинцовского района, где он снимал не только «Морозко», но и «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1961), «Огонь, вода и… медные трубы» (1968), «Варвара-краса, длинная коса» (1969). Киношники в шутку даже прозвали деревню «ГигиРоу». В массовке снимались все местные жители, от мала до велика, причем режиссёр относился к ним так же серьёзно, как и к профессиональным актёрам.
Роу любил работать на природе, отважился даже на то, чтобы в Заполярье построить настоящий украинский хутор для «Вечеров на хуторе близ Диканьки», а уж превратить кольские леса в сказочный зимний лес Морозко – тем более. Киносказочник был уверен, что на природе всякое чудо удается гораздо лучше, чем в павильонах.
Первым съёмочным днём назначили 13 марта 1964 года. В Москве и Подмосковье в это время весна начинает уже вступать в свои права, а на Кольском полуострове – мороз, сугробы и главное, что так ценили режиссёр и оператор Дмитрий Суренский, – прозрачный, хрустальный воздух. Киношников привлекли красивые лесистые места, солнечная погода и обилие снега. Съёмочная группа привезла с собой целый зоопарк: медведицу Маню, кошек, собак, птиц. Специально для сказочной тройки с Калининского ипподрома были выписаны прекрасные кони. Актёры возвращались после съёмок в городскую гостиницу. Там же, «на подворье», обитало киношное зверьё, а медведица квартировала в пристройке у городской бани. С животными работали дрессировщики. Медвежата действительно умели собирать грибы, пусть и бутафорские. Актёры, снимавшиеся у Александра Роу, как правило, весело, с полной отдачей, с темпераментом играли в сказку.

Но особенности северного климата приносили и неудобства. Постройка реалистичных декораций – терема Морозко, крестьянской избы и избушки Бабы-яги – в условиях мерзлоты стала вызовом для художника-постановщика картины Арсения Клопотовского. Но мастер не только создал прекрасные образы героев и декорации, но и стал автором многих технических находок. Для своего времени фильм стал новаторским – в нём использованы комбинированные съёмки, обратная перемотка, двойная экспозиция.
«Арсений Клопотовский решил эту задачу декорации возводили на устойчивых платформах. Помогали в строительстве местные умельцы. Поначалу деликатный и скромный художник не внушил северным жителям доверия, но они быстро изменили мнение о нём. Арсений Павлович был не только талантливым художником, но и профессионалом-практиком. Руками работать он умел».
В фильме много сказочных чудес, сделанных с большим мастерством. На глазах у зрителей появляется и исчезает Старичок-Боровичок, деревья мгновенно покрываются инеем, дубинки, заброшенные героем много времени назад, падают на головы разбойников. А сани-самокаты чего стоят! Этот трюк делался методом обратной съёмки. Сани привязывали на длинном металлическом тросе к мощному грузовику. При этом плёнка в кинокамере крутилась в обратном направлении. Впервые этот способ съёмки Александр Роу применил ещё в 1937 году в кинофильме «По щучьему веленью». В эпизоде, когда Настенька дотрагивается до посоха Морозко, режиссёр применил съёмку методом наложения, с двойной экспозицией. Вместо заледеневшей героини снимали её отражение в прозрачном зеркале, за которым стояли Морозко и Иван.
Перед художником стояла ещё одна сложная задача – оживить избушку Бабы-Яги, и с ней он тоже справился блестяще. Для Бабы-Яги сделали две избушки – тяжёлую и лёгкую. Первая – механическая, она была сделана из дерева и поворачивалась с помощью рычагов. Внешне она должна была выглядеть маленькой, но при этом вмещать персонажей и оператора, поэтому одна из стенок была подвижной. Вторую избушку вырезали из поролона и надевали на актёра-статиста, как ростовую куклу. Из поролона были сделаны и костюмы оживших пней, которых тоже играли статисты. Оленегорские актёры массовки в костюмах из декорированного поролона весили немало, и Эдуарду Изотову пришлось потрудиться, прежде чем он сумел, как требовалось, выбросить их из избушки на курьих ножках. На съёмки этой сцены было потрачено немало дублей.
Кстати, поролон (научное название эластичный пенополиуретан) в то время был далеко не так доступен, как сегодня. Этот материал изобрели в 1940-х, а в массовое производство в СССР запустили лишь в 1970-х. Тогда, в середине 1960-х, о его свойствах в стране знали немногие. Клопотовский, владевший иностранными языками и интересовавшийся мировыми техническими новинками, предложил использовать именно его. Доверяя художнику, Центральная киностудия детских и юношеских кинофильмов имени М. Горького закупила дорогой материал.
Прекрасно снят подлинный зимний лес, органично вписывается в эту природу игра актёров, со вкусом одетых. Настенька и Иванушка бегали по снегу в сарафане и льняной рубахе, а потом долго отогревались, чтобы не заболеть. Иван в одной из сцен в поисках Настеньки бегал по лесу и постоянно проваливался в снег – буквально по пояс. А ей под ёлку, где она сидела, подложили фанерку, иначе она тоже бы провалилась в сугроб. Наталья Седых вспоминала, что самым тяжёлым для неё был вовсе не холод, а удаление грима («заледеневшие» ресницы делали с помощью обычного клея) .
Во время работы над фильмом «Морозко» Арсений Клопотовский проявил не только техническую изобретательность, но и художественный вкус. Созданный им терем волшебника Морозко – симбиоз традиционного деревянного зодчества и архитектуры северного модерна. В нём можно увидеть продолжение традиций творчества русских художников-сказочников Виктора Васнецова и Ивана Билибина. В фильме много сказочных чудес, сделанных с большим мастерством. И даже сегодня, в век высоких технологий и компьютерных спецэффектов, фильм заставляет зрителя замирать от удивления: как всё это было возможно сделать в далёком 1964 году?!
Съёмки «Морозко» длились почти год. На экраны страны фильм вышел в 1965 году и имел огромный успех. Картина получилась красивой.
Проверь себя
Авторы
  • Екатерина Миронова
  • Ольга Серегина
  • Ирина Шульте
Источники
  • culture.ru
  • kinopoisk.ru
  • kino-teatr.ru