Михайло Ломоносов
историко-биографический фильм
1955 год

Киностудия "Ленфильм"

Режиссёр: Александр Иванов


Оператор: Михаил Магид, Лев Сокольский


Сценарий: Леонид Рахманов


Композитор: Венедикт Пушков


Художник: Николай Суворов

Актёрский состав
Борис Ливанов
Аста Виханди
Георг Рихман
Тамара Алешина
императрица Елизавета Петровна
Константин Адашевский
Леонард Эйлер
Антс Эскола
Елизавета, жена Ломоносова
Владимир Сошальский
граф Иван Иванович Шувалов
Михаил Ломоносов
Борис Николаевич Ливанов – советский актёр, театральный режиссёр. Народный артист СССР. Родился 8 мая 1904 года в Москве в актёрской семье. В 1922-1924 годах обучался в 4-й Студии МХАТ у Николая Демидова. С 1924 года служил во МХАТе. Билеты на спектакли с Ливановым раскупались в первые часы продаж, толпы поклонниц караулили Бориса у выхода из МХАТа.
Кинокарьера Бориса Ливанова началась в 1924 году с короткометражной ленты режиссёра Юрия Желябужского «Морозко». Позже актёр снимался у таких знаменитых советских режиссёров, как Сергей Эйзенштейн, Григорий Козинцев, Михаил Ромм, Иосиф Хейфиц и других. Среди лучших работ актёра были такие героико-романтические роли, как Владимир Дубровский («Дубровский», 1936), Дмитрий Пожарский («Минин и Пожарский», 1939), командир крейсера Всеволод Руднев («Крейсер Варяг», 1946), генерал Игнат Максимович Федорченко («Поэма о море», 1958) и блестящая сатирическая роль светлейшего князя Григория Потёмкина («Адмирал Ушаков», 1953).
Борис Ливанов внёс свой вклад в воплощение на экране образа коммуниста – Бочаров («Депутат Балтики», 1937) и комиссара – Вихров («Балтийцы», 1938).
Борис Ливанов скончался 22 сентября 1972 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Аста Августовна Виханди – эстонская советская певица и актриса, артистка оперетты.
Родилась в 1929 году в Тарту. Ещё учась в школе посещала балетную студию, брала уроки пения. В 1947 году, вскоре после окончания школы, начала работу в театре «Ванемуйне» в Тарту в качестве хоровой певицы-сопрано. В следующем году она поступила в театр «Эндла» в Пярну, где работала актрисой, танцовщицей и хоровой певицей. Ушла из театра в 1950 году.
В 1950-1985 годах – солистка оперетты театра «Эстония» в Таллине.
Изредка снималась в кино, дебютировав в советском фильме 1955 года «Михаил Ломоносов», но в дальнейшем исполняла лишь эпизодичные роли в фильмах киностудии «Таллинфильм», режиссёром которых был её муж Александр Мандрыкин.
Позже работала администратором в Национальной филармонии Эстонской ССР.
Умерла в 1993 году в Таллине, похоронена на Лесном кладбище.
Антс Вольдемарович Эскола – эстонский, советский актёр театра и кино, певец. Народный артист СССР. Родился 17 февраля 1908 года в Ревеле (ныне Таллин, Эстония).
В 1918-1924 годах учился в Таллиннской реальной школе, в 1924-1925 – в Государственной индустриальной школе искусств (ныне Эстонская академия художеств).
В 1925-1941 и 1947-1949 годах – актёр театра «Эстония» (ныне Национальная опера «Эстония») в Таллине. В 1941 году был арестован органами НКВД СССР, отбывал наказание в лагере в Соликамске. В 1949-1965 годах – актёр Эстонского драматического театра, в 1966-1983 – Государственного молодёжного театра Эстонской ССР (ныне – Таллинский городской театр).
В кино – с 1947 года (первая большая роль - Кянд в фильме «Свет в Коорди», 1951). С середины 1950-х годов актёр активно работал в кино, снимался в фильмах «Дело Румянцева», «Михайло Ломоносов», «Мёртвый сезон», «Ошибка резидента», «Посол Советского Союза», «Последний рейс «Альбатроса», «Человек в проходном дворе», «Сломанная подкова», «Бриллианты для диктатуры пролетариата». В 1954 году ему присвоили звание заслуженного артиста Эстонии, в 1957 – народного артиста Эстонии, а в 1964 – народного артиста СССР.
Умер 14 декабря 1989 года в Таллине. Похоронен на Лесном кладбище.
Константин Игнатьевич Адашевский – советский актёр театра и кино, народный артист СССР.
Константин Адашевский родился в селе Тулешково Калишской губернии (ныне – территория Польши) 11 апреля 1897 года. В 1909-1917 годах учился в Ямбургском общем коммерческом училище. В 1918-1922 годах служил в РККА в Петрограде. Высшее образование получил уже после Октябрьской революции. В 1925 году окончил Школу русской драмы имени Давыдова и был принят актёром Ленинградского академического театра драмы имени А.С. Пушкина. Всю жизнь посвятил одной сцене – знаменитой Александринке.
В кино снимался невероятно много, особенно в 1930-1950-е годы, в основном ему поручали роли второго плана. Первым фильмом стала приключенческая лента «Лунный камень». Среди лучших картин с его участием: «Великий гражданин» в роли Авдеева, «Золушка» в роли Герольда, «Академик Иван Павлов» в роли Степана Лукича, купец Пит Брюханов в фильме «Начальник Чукотки», «Человек в футляре», «Разгром Юденича», «Фронтовые подруги» и другие.
Константин Адашевский награжден Сталинской премией II степени, Государственной премией РСФСР, орденами и медалями.
Умер актёр 2 июня 1987 года. Похоронен на Серафимовском кладбище.
Тамара Ивановна Алёшина - советская актриса, заслуженная артистка РСФСР.
Родилась 10 мая 1919 года в Петрограде. Получив школьный аттестат, подала документы в театральный институт и без труда стала студенткой ЛГИТМиКа, который окончила в 1940 году.
В 1940-1995 годах – актриса Ленинградского театра им. А.С. Пушкина, на сцену которого выходила до завершения профессиональной деятельности. Впервые актриса появилась на экране в 1940 году в фильме «Приятели», затем сыграла одну из главных героинь в фильме «Фронтовые подруги». Но настоящую узнаваемость и популярность ей принесла роль старшего лейтенанта Маши Светловой в музыкальной комедии «Небесный тихоход».
Перерыв в кинокарьере на 8 лет она сделала ради сына. В кинематограф актриса вернулась в 1953-м и сразу получила роль в фильме «Алеша Птицын вырабатывает характер». Спустя 2 года актрису пригласили воплотить в кадре образ царицы Елизаветы Петровны для проекта «Михайло Ломоносов». В период с 1955 по 1960 год артистка была востребована в кинематографе и продолжала работать на театральной сцене.Но вскоре актриса решила вновь оставить кинематограф, на этот раз на целых 19 лет. К съёмкам она вернулась только в 1984-м. Алешиной сразу предложили несколько ролей, и в этот период свет увидели картины «Перегон», «Колье Шарлотты», «Букет мимозы и другие цветы». По состоянию здоровья актриса всё реже появлялась и на театральных подмостках. В 1995-м она завершила творческую деятельность.
Умерла в Санкт-Петербурге 21 сентября 1999 года. Похоронена на Волковском кладбище.
Владимир Борисович Сошальский – советский и российский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР.
Родился летом 1929 года в Ленинграде. С детства был погружён в мир искусства. Ещё до окончания средней школы юноша поступил в студию, работавшую при Ленинградском ТЮЗе имени А.А. Брянцева, а уже в 1948 году завершил обучение. Отучившись, Владимир Сошальский остался служить в Ленинградском ТЮЗе.
В ТЮЗе Сошальский служил до 1951 года, затем ему пришла повестка в армию. Но на тот момент актёром уже интересовались в Театре Советской армии, где он в итоге и оказался. На этой сцене Владимир Борисович играл до конца жизни.
Кинематограф не сразу появился в биографии Владимира Сошальского. Только с возрастом Сошальский стал знаменитым, в его фильмографии появились такие ленты, как «31 июня», «Отелло», «Дуэнья», «Инспектор Лосев», «Ассоль» и многие другие.
В 1980-е Владимир Борисович появлялся на экранах регулярно. Но с приходом нового века здоровье всё больше подводило Владимира Борисовича. Он перестал сниматься, все силы отдавая сцене.
Умер 10 октября 2007 года. Похоронен на Троекуровском кладбище.
Сюжет




Фильм раскрывает наиболее значительные страницы из жизни великого русского учёного, начиная с 1741 года, когда Михаил Васильевич возвратился в Петербург из заграничной поездки, и кончая 1755 годом – годом основания Ломоносовым Московского университета.
Молодой, рвущийся к открытиям в науке Ломоносов приезжает в Петербург после пятилетнего обучения в Германии, куда был отправлен Академий наук. Он ожидает получить на Родине звание профессора и научную лабораторию, которые были ему обещаны, но на свои запросы слышит лишь уклончивые ответы. Больше года учёному не позволяют заниматься наукой, поручая только мелкую работу. Наконец Академия предлагает Михаилу Васильевичу читать лекции у студентов. В процессе работы Ломоносов понимает, что Академический университет – это лишь одно название, что ничему толковому здесь не учат, и наука стоит на месте. Он начинает борьбу с профессорско-преподавательским составом, который не желает принимать его предложения. Отличаясь высоким ростом, крупным телосложением и горячим нравом, учёный внушает некоторый страх «академическим крысам». Несмотря на все препятствия Ломоносов добивается открытия научной лаборатории.
После того как на престол вступает императрица Елизавета Петровна, Ломоносов читает своё произведение – «Похвальное Слово Её Величеству». Вследствие этого поэт сближается с Шуваловым. Благодаря дружбе с ним и своей настойчивости Михаил Васильевич добивается создания Московского университета. В конце фильма учёный отправляет своих учеников в столицу: развивать науку и совершенствовать новое учебное заведение, на открытие которого Ломоносова даже не пригласили.

Человек - эпоха

«Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник»


А.С. Пушкин

Путь его был тернистым. Он сделал свою судьбу, свою биографию, биографию России.
Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в деревне Мишанинская (ныне с. Ломоносово) Холмогорского района Архангельской губернии в семье крестьянина-помора. Лучшими моментами в детстве Михаила Ломоносова были его походы с отцом в море, оставившие в его душе неизгладимый след.
Ломоносов начал помогать отцу с десяти лет. Они отправлялись на промыслы ранней весной и возвращались поздней осенью. Вместе с отцом будущий учёный ходил рыбачить в Белое море и до Соловецких островов. Нередкие опасности во время плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разными наблюдениями. Грамоте Ломоносова обучил дьячок местной Дмитровской церкви С. Н. Сабельников. Он оказывал помощь односельчанам в составлении деловых бумаг и прошений, писал письма.
Рано зародилось в Ломоносове сознание необходимости знания и «науки». По его собственному выражению, добытые им книги («Грамматика» Мелентия Смотрицкого, «Арифметика» Л. Ф. Магницкого, «Стихотворная Псалтырь» Симеона Полоцкого) стали для него «вратами учёности». В четырнадцать лет юный помор грамотно и чётко писал.
Жизнь Михаила Ломоносова в родном доме становилась невыносимой, ссоры с мачехой были постоянными. И чем больше расширялись интересы молодого человека, тем безысходнее казалась ему окружающая действительность. Страсть к знаниям, а также тяжёлая обстановка в семье заставили Ломоносова принять решение – оставить родной дом и отправиться в Москву. Узнав, что отец хочет женить Михаила, Ломоносов прикинулся больным, чтобы женитьбу отложили.
В декабре 1730 года 19-летний юноша отправился из Холмогор в Москву с рыбным обозом. Ночью, когда в доме все спали, Ломоносов надел две рубахи, тулуп, взял с собой «Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого и отправился вдогонку за караваном. На третий день он догнал рыбаков и упросил их разрешить идти вместе с ними.
Ломоносов узнал, что только в трёх городах России – в Москве, Киеве и Санкт-Петербурге – можно овладеть высшими науками. Свой выбор он остановил на Москве. Михаила ожидала долгая и нелёгкая зимняя дорога. Преодолев весь путь за три недели, Ломоносов с рыбным обозом в начале января 1731 года прибыл в Москву, где никого не знал. В том же году Михаил Ломоносов поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию – одно из лучших высших учебных заведений тех лет.
Будущему учёному была присуща удивительная целеустремлённость. В то время как многие его товарищи по Спасским школам свободные от занятий часы проводили беззаботно, он в библиотеке Заиконоспасского монастыря читал летописи, патристику и другие богословские книги – издания светского содержания и философские, а также физические и математические сочинения. Из академической биографии Ломоносова известно, что по прошествии первого полугодия он был переведён из нижнего класса во второй, и в том же году – в третий.
Через год, в достаточной мере овладев латынью, и будучи уже способен на латинском сочинять небольшие стихи, Ломоносов начал учить греческий язык.
В 1735 году Ломоносова отправили в числе лучших выпускников в Петербургскую Академию наук. В Академии были представлены все ведущие научные дисциплины того времени. Несмотря на тяжёлые условия жизни, любознательный студент с первых дней прибытия в Академию проявил интерес к наукам. Под руководством В. Е. Адодурова Ломоносов начал изучать математику, у профессора Г. В. Крафта знакомился с экспериментальной физикой, самостоятельно изучал стихосложение. Показал отменную склонность к экспериментальной физике, химии и минералогии. В то время в Сибири работала экспедиция из Академии наук, но в её составе не хватало химика, знающего горное дело. Западноевропейские химики отказывались от предложения ехать так далеко (порядка 10 тысяч вёрст). Тогда и было решено послать русских студентов на обучение в Германию.
В марте 1736 года Академия Наук принимает решение отправить 12 наиболее способных молодых учеников для учёбы в Германию, в город Маргбург – центр тогдашней науки. Ломоносов попал в их число. Его способности были настолько очевидны, что правительство и руководство Академии не смутило крестьянское происхождение студента.
Ломоносова интересовали естественные дисциплины – химия и физика. Курс лекций по этим дисциплинам читал крупнейший учёный того времени Христиан Вольф. Он так охарактеризовал талантливого Ломоносова: «Молодой человек, с прекрасными способностями…Нисколько не сомневаюсь, что … со временем, по возвращении в Отечество может принести пользу государству». А учёный горный физик Генкель заверял, что, проучившись год или полтора, эти молодые люди «по возвращении на родину смогут сами обучать других».
За границей Ломоносов пробыл пять лет: около 3-х лет в Марбурге, где учился под руководством знаменитого Христиана Вольфа, и около 2-х – во Фрайберге, у Генкеля. Из Германии Ломоносов вынес не только обширные познания в области математики, физики, химии, горном деле, но в значительной степени и формулировку всего своего мировоззрения. В начале мая 1741 года Ломоносов, оставив некоторые свои книги товарищам и захватив с собой небольшие пробирные весы с гирьками, навсегда покинул Амстердам.
Итак, пробыв за границей 5 лет, 8 июня 1741 года Ломоносов возвращается в Петербург и начинает работать в Академии Наук. Начинается его творческая деятельность. Приступает к серьёзным разработкам по темам, которые актуальны и в наше время, среди которых:
- общественное здоровье; - развитие современной химии и физики; - реальное освоение территорий Урала, Сибири и Дальнего Востока; - о воспитании и образовании.
Михаил Ломоносов – совершенно уникальное явление российской истории, явление особого рода. Он был яркой личностью с широким диапазоном одаренности. В нём гармонично сочетались гениальный природный ум, пытливость и энциклопедические знания. Ломоносов обладал чертами предпринимателя, учёного, поэта, просветителя. Он был личностью исторического масштаба, государственника-державника, со взглядами, устремленными в будущее России и человечества.
«Трудно назвать какую-либо отрасль науки, из существующих в XVIII веке, в которую бы Ломоносов не внёс крупного творческого вклада. В физике, астрономии, метеорологии, химии, геологии, горном деле, металлургии, географии, истории, теории словесности и литературе он либо создал капитальные труды, совершил выдающиеся научные открытия, либо выдвинул новые идеи, высказал гениальные прогнозы. Многие идеи Ломоносова на десятки лет и столетия опередили своё время».
Президент АН СССР М.В. Келдыш (1961 г.)
История создания фильма
Фильм «Михайло Ломоносов» 1955 года – это настоящая жемчужина советского кинематографа. Это исторический фильм, который рассказывает о жизни и творчестве выдающегося учёного-энциклопедиста Михаила Васильевича Ломоносова и его многолетней борьбе за развитие русской науки, за создание научных центров в Санкт-Петербурге и Москве, прежде всего – за открытие Московского университета.
Это один из первых фильмов, который сняли в Архангельской области, на Соловках, сёлах Кижма и Дорогорское. Картина вышла в 1955 году, режиссёр Александр Иванов. Михаила Васильевича Ломоносова сыграл гениальный актёр Борис Ливанов.
Ломоносов возвращается из Германии в Россию. За несколько лет учёбы он впитал в себя немало знаний и теперь мечтает об усовершенствовании системы образования и науки, открытии Университета и создании научных центров в Москве и Петербурге. Действие охватывает пятнадцатилетний период из жизни учёного. Его встречает преобразованная Россия, сильно изменённая реформами Петра I. Привычные многовековые устои пошатнулись, намечена долгая дорога коренных преобразований, и талант Михаила Васильевича приходится как нельзя кстати.
Перед зрителем оживает Россия после петровских реформ, всколыхнувших старинный уклад русского государства.
Михаил Ломоносов был не только выдающимся учёным, но и замечательным поэтом. Императрица Елизавета и её приближённые не понимали значения научных работ Ломоносова, однако им нравились его звучные оды. Успех Ломоносова при дворе как поэта помог ему осуществить заветную мечту – построить первую в России научную химическую лабораторию. Интересы Родины и интересы развития её науки и культуры были для Ломоносова неразделимы.
Но как бы гениально не был одарён Ломоносов, он понимал, что одному всего не сделать. Настал момент, когда учёный ощутил необходимость позаботиться о будущем русской науки и культуры, расцвет которых он видел в просвещении народных масс, в подготовке учёных из среды русского народа. Ломоносов ясно сознавал: если он добьётся основания народного университета, дело его жизни будет упрочено. Это понимали и многочисленные враги учёного, от санкт-петербургского архиепископа до Тауберта, который заявил: «Разве нам десять Ломоносовых надобно и один нам в тягость!». Они отлично знали, что учёный хлопочет не только об открытии университета, но и о свободном поступлении в него людей из простых сословий.
Борьба за создание такого учебного заведения завершилась победой пламенного патриота: в 1755 году в Москве был открыт Университет, основанный Михаилом Васильевичем Ломоносовым – великим сыном русского народа, высоко поднявшим знамя передовой отечественной науки.
Стоит отметить невероятную актёрскую игру Бориса Ливанова, который исполняет роль Михаила Ломоносова. Его дар речи и способность передать эмоции переносят зрителя в эпоху XVIII века и заставляют задуматься о том, какие удивительные люди жили в прошлом. Творческую манеру артиста отличали мощный темперамент, уверенная лепка образов, яркая театральность. В 2024 году празднуется 120-летие этого великого русского актёра, его роль Михайла Ломоносова вошла в энциклопедию лучших образов советского кино.

Отдельно стоит отметить сцены, связанные с изучением природы. Ломоносов был одним из первых учёных, которые занимались исследованием природы России. Фильм показывает его в походах на природу, где он изучал растения и животных. Эти сцены очень красочны и заставляют задуматься о том, как много интересного можно узнать о мире вокруг нас.
Один из самых интересных фактов об этом фильме – это то, что он был создан в период, когда СССР только начинал свой путь к освоению космического пространства. Именно поэтому в фильме так много упоминаний о науке и технологиях. Одним из ярких примеров является сцена, где Ломоносов разговаривает со своим другом Александром Козыревым о возможности путешествий в космос.
Наконец, стоит отметить невероятную работу операторов и художников-постановщиков. Картина выглядит очень красиво и проработано до мелочей – начиная от декораций до костюмов персонажей.
Фильм «Михайло Ломоносов» 1955 года – это шедевр кинематографа. Он не только рассказывает об одном из самых ярких ученых России XVIII века, но и заставляет задуматься о науке и её значении для развития человечества.
Киновед Пётр Багров пишет, что фильм «Михайло Ломоносов» был снят «по всем канонам сталинских биографических лент», но съёмки затянулись, и лента, вышедшая на экраны в оттепельном 1955 году, уже к этому моменту морально устарела. Особого энтузиазма кинопрессы картина не вызвала.
Мало кто из современных зрителей помнит этот фильм, но те, кто не забыл, вспоминают его с удовольствием:
«Лучший исторический и биографический фильм. Отличная игра актёров, музыка. Такого больше никогда не снимут» (С. Тома).
«Дерзнул бы кто-нибудь из нынешних режиссёров снять подобного уровня кино. С подлинной глубиной и любовью к народу нашему... Без гнусной «правды и жизненности», но с настоящим художеством. Что б задевать самые высокие струны в человеке… Э-эх...» (А. Карташев).
За первый год демонстрации фильм посмотрели 19,5 миллионов зрителей.
В 1980 году режиссер Ярополк Лапшин снял биографическую ленту «Дым Отечества», где Ломоносова сыграл Михаил Зимин. Сюжет повествует о молодости великого русского ученого.
Очень подробен и масштабен сериал 1984 года «Михайло Ломоносов» режиссёра Александра Прошкина. Он состоит из трех эпизодов, разбитых на три серии: «От недр своих», «Врата учености» и «Во славу Отечества». Каждый из эпизодов отражает определенный биографический этап жизни Михаила Васильевича. В первом эпизоде – «От недр своих» – показан период отрочества и ранней юности Ломоносова (юного Ломоносова играет Александр Михайлов), во «Вратах учености» – обучение Ломоносова в Москве и Петербурге, а затем и в Западной Европе (в роли Ломоносова – Игорь Волков). Эпизод «Во славу Отечества» освещает уже научную и литературную деятельность Михаила Васильевича по возвращении в Россию (роль зрелого Ломоносова исполнил Виктор Степанов). Создателям этой масштабной ленты удалось достаточно исторически точно восстановить ход событий, общий культурно-исторический фон и погрузиться в атмосферу России XVIII века. Эпопея, снятая режиссером Александром Прошкиным в 1984–1986 годах, стала самым масштабным и подробным кинопроизведением о жизни великого русского ученого.

Актёры и роли
Елизавета, жена Ломоносова
Аста Августовна Виханди – эстонская советская певица и актриса, артистка оперетты.
Родилась в 1929 году в Тарту. Ещё учась в школе посещала балетную студию, брала уроки пения. В 1947 году, вскоре после окончания школы, начала работу в театре «Ванемуйне» в Тарту в качестве хоровой певицы-сопрано. В следующем году она поступила в театр «Эндла» в Пярну, где работала актрисой, танцовщицей и хоровой певицей. Ушла из театра в 1950 году.
В 1950–1985 годах – солистка оперетты театра «Эстония» в Таллине. Изредка снималась в кино, дебютировав в советском фильме 1955 года «Михаил Ломоносов», но в дальнейшем исполняла лишь эпизодичные роли в фильмах киностудии «Таллинфильм», режиссёром которых был её муж Александр Мандрыкин. Позже работала администратором в Национальной филармонии Эстонской ССР.

Дополнительная информация
Чем велик Ломоносов?
Во второй половине XVIII века, когда Ломоносов сочинял, русский литературный язык только начинал формироваться, и он стал одним из его творцов. Благодаря ему у нас появились слова «атмосфера», «пропорция», «равновесие» и «огнедышащие горы». Именно Ломоносов (вместе с Тредиаковским) окончательно помог нашей поэзии превратиться из «Ой ты гой еси, добрый молодец» в «Науки юношей питают, / Отраду старым подают». Еще Ломоносов придумал классический русский четырехстопный ямб, построив его по немецкому образцу (этот язык он знал в совершенстве, долгие годы проучившись в Германии).
Поэзия Ломоносова необыкновенно разнообразна по жанрам – это оды (на долгие годы ставшие образцом для русских поэтов), рифмованные надписи по случаю иллюминаций и всяких придворных торжеств, псалмы, гимны, трагедии, идиллии и героические поэмы. Ломоносов написал учебник по риторике (1748), придумал делить литературу на три штиля (высокий, средний и низкий), сочинил одну из первых русских грамматик (1755) и обзорных исторических трудов «Древняя российская история» (1766), первым разработал педагогическую теорию.
Читать Ломоносова для развлечения, честно говоря, трудно. Сегодня его слог кажется нам тяжеловесным и непонятным. Да чего уж там – уже в начале XIX века Ломоносов считался устарелым. Пушкин писал про него: «Оды его, писанные по образцу тогдашних немецких стихотворцев, давно уже забытых в самой Германии, утомительны и надуты».
Однако для понимания истории литературы ознакомиться с некоторыми его трудами нужно. Необходимый минимум – ода «На день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года», достаточно бойкая и простая по языку. Никто ее перечитывать не любит, но на цитаты она разошлась, одна из них: «…может собственных Платонов / И быстрых разумом Невтонов / Российская земля рождать». А ещё – перевод «Carmina III XXX» Горация, знаменитого «Памятника». Вариант Ломоносова начинался со строк «Я знак бессмертия себе воздвигнул / Превыше пирамид и крепче меди» и положил начало длинной череде русских переводов – помимо классического пушкинского, тут отметились Державин, Батюшков, Фет, Брюсов и множество других (почти сорок авторов).
Также Ломоносов переводил с латыни отрывки Вергилия, Овидия, Марциала, Сенеку, Ювенала и других авторов, с французского – Фенелона и Руссо, фрагменты из «Илиады» Гомера.
Некоторые его стихи – и светские, и духовные песнопения – уже в XVIII веке были положены на музыку, причём ноты этих сочинений сохранились до наших дней. Это канты «Какой приятной Зефир веет», «Лице свое скрывает день», «Хвала всевышнему владыке» и так далее. Его новая ритмическая организация текста вдохновила композиторов на поиски непривычных для прежней русской музыки мелодических построений и повлияла на развитие русской музыки. Известно, что много писал на стихи Ломоносова итальянец Джузеппе Сарти, который более 20 лет прожил при дворе Екатерины II и Павла I. Например, музыку для его стихов в историческом представлении «Начальное управление Олега» (либретто – самой императрицы Екатерины II), хоры на тексты «Альцесты» Еврипида в переводе Ломоносова, а также «На взятие Очакова». Эти произведения входят в репертуар хранителей старинной музыки, например, Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга.
Из изобразительных искусств Ломоносов предпочитал самое прикладное и связанное с его любовью к физике и минералам – искусство мозаики. С нуля он сумел создать в России производство смальты и за очень короткий срок вместе с учениками, художниками-мозаичистами, подарил России новый жанр изобразительного искусства. Мозаики его мастерской сохранились, и, хотя они созданы по оригиналам других живописцев, в них заметна и авторская индивидуальность. А вот Государственный фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова имеет к нему очень мало отношения. Фабрика расцвела силами его однокашника Дмитрия Виноградова, который сумел открыть секрет этой керамики. Ломоносов же возглавил фабрику после его смерти, но провёл на этой должности меньше года.
М.В. Ломоносов во многом предвосхитил свою эпоху, и некоторые его открытия стали толчком к дальнейшему развитию тех или иных наук. Его также можно назвать энциклопедистом, астрономом, естествоиспытателем. Не зря говорят, что талантливый человек талантлив во всем: сложно назвать хотя бы одну сферу, в которую Ломоносов не внес свой вклад.
Ломоносов: русский Леонардо
Именем Михаила Васильевича Ломоносова названы
  • Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
  • Архангельский театр драмы имени М.В. Ломоносова
  • Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова
  • Экспедиционное исследовательское судно «Михаил Ломоносов»
  • Музей М.В. Ломоносова Российской академии наук
  • Московская государственная академия тонкой химической технологии имени М.В. Ломоносова
  • Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова
  • Минерал Ломоносовит (геологическая порода)
  • Архангельский городской лицей имени М.В. Ломоносова
  • Межрегиональный Ломоносовский фонд в Архангельске
  • Научно-культурный центр «Ломоносовский Дом» в Архангельске
  • Ломоносово течение (Подповерхностное экваториальное течение в Атлантическом океане)
  • Хребет Ломоносова (подводный хребет в Северном Ледовитом океане, открыт в 1948 г.)
  • Полуостров Ломонова (Приморье)
  • Кратер Ломоносова на Луне
  • Биологический вид: Stygiopontius lomonosovi (вид ракообразных)
  • Явление Ломоносова (астрономический эффект)
Авторы
  • Екатерина Миронова
  • Ольга Серегина
  • Ирина Шульте
Источники
  • culture.ru
  • kinopoisk.ru
  • kino-teatr.ru