Путь его был тернистым. Он сделал свою судьбу, свою биографию, биографию России.
Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в деревне Мишанинская (ныне с. Ломоносово) Холмогорского района Архангельской губернии в семье крестьянина-помора. Лучшими моментами в детстве Михаила Ломоносова были его походы с отцом в море, оставившие в его душе неизгладимый след.
Ломоносов начал помогать отцу с десяти лет. Они отправлялись на промыслы ранней весной и возвращались поздней осенью. Вместе с отцом будущий учёный ходил рыбачить в Белое море и до Соловецких островов. Нередкие опасности во время плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разными наблюдениями. Грамоте Ломоносова обучил дьячок местной Дмитровской церкви С. Н. Сабельников. Он оказывал помощь односельчанам в составлении деловых бумаг и прошений, писал письма.
Рано зародилось в Ломоносове сознание необходимости знания и «науки». По его собственному выражению, добытые им книги («Грамматика» Мелентия Смотрицкого, «Арифметика» Л. Ф. Магницкого, «Стихотворная Псалтырь» Симеона Полоцкого) стали для него «вратами учёности». В четырнадцать лет юный помор грамотно и чётко писал.
Жизнь Михаила Ломоносова в родном доме становилась невыносимой, ссоры с мачехой были постоянными. И чем больше расширялись интересы молодого человека, тем безысходнее казалась ему окружающая действительность. Страсть к знаниям, а также тяжёлая обстановка в семье заставили Ломоносова принять решение – оставить родной дом и отправиться в Москву. Узнав, что отец хочет женить Михаила, Ломоносов прикинулся больным, чтобы женитьбу отложили.
В декабре 1730 года 19-летний юноша отправился из Холмогор в Москву с рыбным обозом. Ночью, когда в доме все спали, Ломоносов надел две рубахи, тулуп, взял с собой «Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого и отправился вдогонку за караваном. На третий день он догнал рыбаков и упросил их разрешить идти вместе с ними.
Ломоносов узнал, что только в трёх городах России – в Москве, Киеве и Санкт-Петербурге – можно овладеть высшими науками. Свой выбор он остановил на Москве. Михаила ожидала долгая и нелёгкая зимняя дорога. Преодолев весь путь за три недели, Ломоносов с рыбным обозом в начале января 1731 года прибыл в Москву, где никого не знал. В том же году Михаил Ломоносов поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию – одно из лучших высших учебных заведений тех лет.
Будущему учёному была присуща удивительная целеустремлённость. В то время как многие его товарищи по Спасским школам свободные от занятий часы проводили беззаботно, он в библиотеке Заиконоспасского монастыря читал летописи, патристику и другие богословские книги – издания светского содержания и философские, а также физические и математические сочинения. Из академической биографии Ломоносова известно, что по прошествии первого полугодия он был переведён из нижнего класса во второй, и в том же году – в третий.
Через год, в достаточной мере овладев латынью, и будучи уже способен на латинском сочинять небольшие стихи, Ломоносов начал учить греческий язык.
В 1735 году Ломоносова отправили в числе лучших выпускников в Петербургскую Академию наук. В Академии были представлены все ведущие научные дисциплины того времени. Несмотря на тяжёлые условия жизни, любознательный студент с первых дней прибытия в Академию проявил интерес к наукам. Под руководством В. Е. Адодурова Ломоносов начал изучать математику, у профессора Г. В. Крафта знакомился с экспериментальной физикой, самостоятельно изучал стихосложение. Показал отменную склонность к экспериментальной физике, химии и минералогии. В то время в Сибири работала экспедиция из Академии наук, но в её составе не хватало химика, знающего горное дело. Западноевропейские химики отказывались от предложения ехать так далеко (порядка 10 тысяч вёрст). Тогда и было решено послать русских студентов на обучение в Германию.
В марте 1736 года Академия Наук принимает решение отправить 12 наиболее способных молодых учеников для учёбы в Германию, в город Маргбург – центр тогдашней науки. Ломоносов попал в их число. Его способности были настолько очевидны, что правительство и руководство Академии не смутило крестьянское происхождение студента.
Ломоносова интересовали естественные дисциплины – химия и физика. Курс лекций по этим дисциплинам читал крупнейший учёный того времени Христиан Вольф. Он так охарактеризовал талантливого Ломоносова: «Молодой человек, с прекрасными способностями…Нисколько не сомневаюсь, что … со временем, по возвращении в Отечество может принести пользу государству». А учёный горный физик Генкель заверял, что, проучившись год или полтора, эти молодые люди «по возвращении на родину смогут сами обучать других».
За границей Ломоносов пробыл пять лет: около 3-х лет в Марбурге, где учился под руководством знаменитого Христиана Вольфа, и около 2-х – во Фрайберге, у Генкеля. Из Германии Ломоносов вынес не только обширные познания в области математики, физики, химии, горном деле, но в значительной степени и формулировку всего своего мировоззрения. В начале мая 1741 года Ломоносов, оставив некоторые свои книги товарищам и захватив с собой небольшие пробирные весы с гирьками, навсегда покинул Амстердам.
Итак, пробыв за границей 5 лет, 8 июня 1741 года Ломоносов возвращается в Петербург и начинает работать в Академии Наук. Начинается его творческая деятельность. Приступает к серьёзным разработкам по темам, которые актуальны и в наше время, среди которых:
- общественное здоровье; - развитие современной химии и физики; - реальное освоение территорий Урала, Сибири и Дальнего Востока; - о воспитании и образовании.
Михаил Ломоносов – совершенно уникальное явление российской истории, явление особого рода. Он был яркой личностью с широким диапазоном одаренности. В нём гармонично сочетались гениальный природный ум, пытливость и энциклопедические знания. Ломоносов обладал чертами предпринимателя, учёного, поэта, просветителя. Он был личностью исторического масштаба, государственника-державника, со взглядами, устремленными в будущее России и человечества.