ЛЕТЯТ ЖУРАВЛИ
Картина о событиях Великой Отечественной войны
1957 год

Киностудия Мосфильм

Режиссёр: Михаил Калатозов


Сценарий: Виктор Розов

Оператор: Сергей Урусевский


Художник: Евгений Свидетелев


Композитор: Моисей Вайнберг



Актёрский состав
Василий Меркурьев
Татьяна Самойлова
Борис
Александр Шворин

брат Бориса
Алексей Баталов
Вероника
отец Бориса
Валентин Зубков
Степан
Володя
Константин Кадочников
Родился 24 марта (6 апреля) 1904 года в городе Острове, Псковская губерния. Заслуженный артист РСФСР (11.01.1947). Народный артист РСФСР (13.07.1955). Народный артист СССР (17.10.1960).
Он был пятым ребёнком в семье Василия Ильича Меркурьева и Анны Ивановны Меркурьевой (урождённой Гроссен). Окончил Ленинградский институт сценических искусств (1926).
Театральную деятельность начал в 1920 году в театре города Острова Псковской губернии. С 1922 года - управляющий в театре города Новоржева.
С 1926 года — артист Ленинградских театров: актёрского мастерства под руководством Л.С. Вивьена - филиала Ленинградского академического театра драмы, окружного театра Красной Армии, Передвижного театра под руководством Л. С. Вивьена, театра им. ЛОСПС.
С 1937 года — актёр и режиссёр Ленинградского академического театра драмы имени А. С. Пушкина. С 1934 года — преподаватель (с 1950 года — профессор) Ленинградского театрального института (впоследствии ЛГИТМиК; ныне СПГАТИ), где вместе со своей женой Ириной Всеволодовной Мейерхольд (1905—1981) руководил актёрской мастерской. Член ВКП(б) с 1948 года.
Василий Меркурьев — актёр очень яркого дарования, острой характерности. Ему одинаково удаются как комедийные и характерные роли, так и драматические. В 1937 году сыграл свою первую заметную роль — студент-меньшевик в фильме "Возвращение Максима". Сочно, ярко, на грани гротеска играет он в комедиях "Небесный тихоход" (старший лейтенант Туча), "Верные друзья" (академик Нистратов), "Двенадцатая ночь" (Мальволио), драмах "Член правительства" (агроном Сташков), "Звезда" (старшина Аниканов), киноповестях "Серёжа" (дядя Костя), "Обыкновенный человек" (Ладыгин), киносказке "Золушка" (Лесничий). В роли актера Синичкина ("На подмостках сцены" по водевилю Д.Т. Ленского) особенно проявились свойственные Меркурьеву мягкий юмор, обаяние, тёплый лиризм, психологическая тонкость. Мощно и размашисто сыграны Меркурьевым драматические роли в картинах "Повесть о настоящем человеке", "Летят журавли", "Люди на мосту”. Ушёл из жизни в Ленинграде 12 мая 1978 года в 13 часов дня. Похоронен актёр 16 мая на Литераторских мостках Волковского кладбища.
Светлана Харитонова
сестра Бориса

30 января 1932, Москва, РСФСР, СССР — 8 января 2012, Москва, РФ. Острохарактерная актриса, одна из самых снимаемых актрис 50-80-х годов.
Окончила Школу-студию МХАТ (1954).
Окончила Высшие телевизионные режиссёрские курсы при Центральном телевидении (1966), режиссёрский факультет ВГИКа (1971).
В кино с 1955 года. С 1957 по 1969 годы - актриса Московского академического театра Сатиры, с 1969 года - режиссёр телевидения, с 1971 года - ассистент режиссёра ТО "Экран".
Она не играла главных ролей. Полем деятельности Харитоновой стали вторые роли – подружки героинь, девахи со стройки, дородные колхозницы и т.д. Актриса любила их. В каждой из них она видела человека с определённой судьбой. Жалела, симпатизировала им, но могла и посмеяться – заострить характер до гротеска.
Начиная с потрясающей работы в картине «Летят журавли», Светлана Харитонова сразу обратила на себя внимание. Строгая, «холодноватая» Ирина Бороздина для всего мира стала воплощением советской девушки-интеллигентки. И вдруг – следующая роль, старуха Фекла в «Белых ночах» по повести Достоевского. И рядом – мечтательная дурочка Клава в комедии «Девушка без адреса», активистка Лиза в «Неподдающихся», влюблённая солдатка Варвара в трагедии «В трудный час», классическая идиотка Брандахлыстова в «Весёлых расплюевских днях», эксцентричная «вамп» Эльвира в феерии «Не может быть!» Харитонова доказала, что она удивительная актриса, синтетическая, «штучная». Её место так никто и не смог занять. Светлана поступила в Школу-студию МХАТ без особого труда. Ее сокурсниками стали Лев Дуров, Олег Анофриев, Леонид Губанов, Михаил Зимин, Нина Гуляева и Леонид Харитонов – будущие кумиры миллионов зрителей. На третьем курсе Леонид Харитонов сделал Светлане предложение, и с тех пор она носит его фамилию (её девичья фамилия - Сорокина ). Но брак был недолгим. Через два года на съемках фильма «Улица полна неожиданностей» Харитонов увлекся партнершей, и Светлана осталась одна. Спасла работа, занятость в Театре сатиры.
Творческая судьба Светланы Харитоновой нестандартна. Будучи популярной, востребованной театральной актрисой, она оставила сцену на взлете – надоело. Ушла в документальное кино, окончила режиссерский факультет ВГИКа. Снимала фильмы о шелковом комбинате, Поленовской усадьбе, о жизни универмага, судьбе воспитательницы в детском саду. Затем увлеклась спортивным кино и создала учебные фильмы о фигурном катании, марафонском беге, вольной борьбе. Ее замечательная лента «Обучение плаванию грудных детей» получила Гран-при VIII Всесоюзного фестиваля спортивных фильмов. При этом Харитонова не оставляла и актерскую профессию – снималась без перерывов.
Хотя, перерыв был. Страшный, мучительный.
Как-то после съемок Светлана Харитонова везла группу на своей машине и сбила прохожую. Женщина погибла. Был суд, были ходатайства, поручительства. Родственники погибшей тоже обратились к правосудию – не быть слишком суровым. Актрисе дали условный срок и выслали во Владимирскую область, где она три года работала на железобетонном заводе. Организовала самодеятельность. По возвращении Харитонова получила приглашения от Басова, Михалкова, Гайдая и вновь окунулась в стихию кино. Играла учительниц, железнодорожниц, председательш, жен алкашей и старых холостячек. В любой роли актриса была на месте. На неё всегда хотелось смотреть, следить за её непосредственной реакцией, вместе радоваться или переживать.
Родился 6 ноября 1931 года в Москве.
В 1954 году окончил Московское театральное училище им. Б.В. Щукина (курс А.А.Орочко).
В 1954-1957 - актер Московского театра им. К.С.Станиславского. В 1960-1964 - актер Московского театра драмы и комедии.
В 1964-1969 - актер Московского драматического театра (с 1968 - театр на Малой Бронной).
В 1972-1975 - актер Московского театра им. Н.В.Гоголя.
В 1975-1994 годах – актёр Московского академического театра им. В.В. Маяковского.
Знаковой работой для Александра Шворина в кино стала роль Марка Бороздина в фильме "Летят журавли".
Ушёл из жизни в ночь с 22 на 23 августа 1994 года в Москве от эмфиземы лёгких. Похоронен актёр на Головинском кладбище Москвы.
20 ноября 1928, Владимир, РСФСР, СССР — 15 июня 2017, Москва, Российская Федерация.Заслуженный артист РСФСР (6.08.1964). Народный артист РСФСР (1969). Народный артист СССР (29.12.1976).
Герой Социалистического Труда (9.03.1989).
Отец — актёр МХАТа Владимир Баталов (театральный псевдоним — Аталов), мать — актриса Нина Ольшевская. Когда Алексею было пять лет, родители расстались. Мать вышла за писателя Виктора Ардова. В их квартире на Ордынке бывал весь цвет русской интеллигенции — Михаил Булгаков, Осип Мандельштам, Фаина Раневская, Борис Пастернак, Анна Ахматова, Юрий Олеша. С Ахматовой у Баталова связано множество воспоминаний. Как-то она, сама нуждаясь в деньгах, отдала ему свой гонорар — чтобы вернувшийся из армии Алексей купил себе одежду. А он приобрел... подержанный "Москвич". И назвал его Аннушка. В 1950 году окончил Школу-студию им. В.И.Немировича-Данченко во МХАТе (мастерская С.К.Блинникова и В.Я.Станицына).
После окончания Школы-студии был призван в армию и до 1953 года служил актером Центрального театра Советской Армии.
В 1953-1956 годах играл на сцене МХАТ имени Горького. В 1957-1975 годах — актёр и режиссёр киностудии "Ленфильм". В кино с 1944 года (эпизод в фильме "Зоя"). Первой женой Алексея Владимировича была подруга детства Ирина Ротова. В 1955 году родилась дочка Надя. На съёмках "Дело Румянцева" влюбился в девятнадцатилетнию цирковую наездницу Гитану. Через несколько лет они смогли пожениться. Когда актёру исполнилось 40, а Гитане 28, родилась их дочь Мария. В этот день навсегда закончилась цирковая карьера Гитаны, а Баталов, один из самых востребованных актёров, стал принимать лишь предложения, от которых невозможно отказаться. Супругам пришлось отвоёвывать малышку у церебрального паралича. Любовь Алексея и Гитаны Баталовых помогла их дочери найти себя в жизни, получить профессию.
В 1960-е годы Алексея Баталова пригласили работать на радио. Его голосом заговорили персонажи радиоспектаклей «Казаки» Л. Н. Толстого, «Белые ночи» Ф. М. Достоевского, «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Поединок» А. В. Куприна, «Ромео и Джульетта» В. Шекспира и другие. Судьба распорядилась так, что без малого два года был я отделен от театра и от киностудий, от общения с живыми актёрами, — говорил Алексей Владимирович. — Именно тогда мой наушник, а потом тихо звучащий транзистор неназойливо и очень терпеливо повели меня в радиомир, подаривший мне множество светлых минут и добрых раздумий. Читал Баталов, как играл в кино, — самозабвенно, эмоционально. И однажды ему предложили прочитать по радио «Малую Землю» Леонида Брежнева. Актёр не смог пойти на сделку с совестью. Удивительно, но этот дерзкий поступок сошёл ему с рук. Преподавал во ВГИКе на кафедре актёрского мастерства с 1975 года. С 1981 года — профессор.С 1989 года — заведующий кафедрой актёрского мастерства. Выпустил в качестве руководителя курса 7 актёрских мастерских. Многие годы являлся секретарем правления Союза кинематографистов СССР, председателем комиссии ВЦСПС по премиям в области литературы, искусства и журналистики, работал в Комитете защиты мира, Фонде мира, Ассоциации «Родина». С 2007 года был Президентом Российской академии кинематографических искусств "Ника".
Несколько лет являлся президентом одного из крупнейших российских кинофестивалей "Московская премьера". Писал стихи, сценарии. Автор книг «Судьба и ремесло» (1984), «Диалоги в антракте», а также мемуаров. Ушёл из жизни 15 июня 2017 года. Похоронен на Преображенском кладбище Москвы, рядом с матерью, как завещал сам актер.
Заслуженная артистка РСФСР (26.11.1965).
Народная артистка России (10.06.1992).
4 мая 1934, Ленинград, РСФСР, СССР — 4 мая 2014, Москва, Россия. Дочь актёра Евгения Валериановича Самойлова (1912-2006) и инженера Зинаиды Ильиничны Левиной (1914-1995).
В 1937 году семья Самойловых переехала в Москву.
В школьные годы Татьяна занималась балетом. Окончила балетную студию при МАМТ имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, и её даже приглашала учиться в балетную школу при Большом театре Майя Плисецкая, но тяга к драматическому театру оказалась сильнее. Татьяна, воспитанная на фильмах и спектаклях отца, всегда хотела стать только актрисой. В 1953 году поступила в Театральное училище им. Б.В. Щукина, где училась до 1956 года. В 1957 году снялась у Михаила Калатозова в фильме «Летят журавли». Фильм принёс актрисе всесоюзную известность и стал её лучшей киноработой.
В 1959 году окончила Государственный институт театрального искусства им. А.В. Луначарского.
В 1958-1959 годах — актриса Театра им. Вл. Маяковского. В 1959-1960 годах — актриса Театра им. Евг. Вахтангова. В 1967-1992 годах работала в Театре-студии киноактёра, затем в Театре современной пьесы. В 1990 году была почётным гостем 43-го Каннского кинофестиваля, где ей присудили специальную премию за творческий вклад в искусство кино. Имя Татьяны Самойловой внесено в список лучших актрис XX века. Отпечаток ладони навечно запечатлён на звёздной набережной Круазет в Каннах. В Париже её именем названа аллея роз. В день своего 80-летнего юбилея, 4 мая 2014 года, актриса была
госпитализирована в отделение реанимации Боткинской больницы в тяжёлом состоянии с ишемической болезнью сердца и гипертонией. Скончалась в тот же день в 23:30 по московскому времени. Прощание с Татьяной Самойловой прошло 7 мая в Доме кино, похоронили актрису в тот же день на Новодевичьем кладбище столицы.
Константин Кадочников родился в 1932 году в Ленинграде. Мать — театральный режиссёр Татьяна Николаевна Никитина, отец — актёр и режиссёр Павел Петрович Кадочников, бывшие на момент рождения сына студентами Ленинградского театрального института.
Окончил среднюю школу и Ленинградский театральный институт имени А. Н. Островского. Служил в Ленинградском академическом драматическом театре имени В. Ф. Комиссаржевской.
Сыграл несколько небольших ролей в кино. Первый раз появился на экране в фильме Михаила Калатозова «Летят журавли», где он снялся в небольшой роли сослуживца главного героя. Среди других ролей: Куракин («Музыканты одного полка»), Меркулыч из колхоза «Красный луч» («Я тебя никогда не забуду»), член советской делегации («Победа»).
Скоропостижно скончался от инфаркта во время гастролей в 1984 году. Похоронен на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге.
Родился 12 мая 1923 года в деревне Песочное, Путятинский район Рязанской области.
Заслуженный артист РСФСР (1969).
Учился в Армавирской военной авиационной школе (1941-1943).
Был лётчиком на фронтах Великой Отечественной войны. Летал на очень опасные задания, механик Чкалова говорил о нём: "Этот парень никогда не погибнет". Долгие годы вспоминал свой страх, когда понял что заболел в 21 год туберкулёзом.
После войны работал в организации "Спецконтрольпроект", но его тянуло в искусство. И он записался в самодеятельную театральную школу при МГУ, которой руководил режиссёр Константин Воинов. За плечами было два маленьких эпизода в фильмах "Близнецы" (1945) и "Русский вопрос" (1947).
Свою первую большую роль он сыграл в 1955 году, снявшись в фильме "Это начиналось так". Яков Сегель для съёмок в этом фильме набрал уже полную актерскую группу, кроме артиста на роль Скворцова. За помощью обратился к своему другу Ролану Быкову, который и порекомендовал Зубкова. Эта лента стала его пропуском в большой кинематограф.
Прекрасная фактура Зубкова — доброе и открытое лицо, ладная фигура — привлекла внимание кинематографистов. В следующем десятилетии Зубков снялся в нескольких десятках фильмов, многие из которых вошли в сокровищницу советского кинематографа. Среди них "Летят журавли", "Коммунист", "Трое вышли из леса", "Северная повесть", "Евдокия", "Иваново детство", "День счастья", "Поезд милосердия", "На войне как на войне" и др.
С 1960 года — актёр Театра-студии киноактёра.
Летом 1977 года в семье актёра произошло несчастье — погиб его единственный сын, 23-летний Сергей Зубков. Только-только вернувшись из армии, он поехал отдыхать в деревню к тётке под Угличем и утонул в речке. Как это произошло, до сих пор непонятно. Целые сутки их искали, но течение отнесло тела далеко от места трагедии. Только рано утром туристы, отдыхавшие в тех краях, обнаружили тела. Рассказывают, что, когда кто-то из поселковых прибежал в дом Зубковых с этой вестью, на Зубкова-старшего было страшно смотреть: он зарылся в какие-то телогрейки, висевшие на вешалке в сенях, и закричал так громко, что было слышно на другом конце деревни.
Смерть сына подкосила актёра под корень. Актёр практически ничего не помнил, даже не мог назвать по имени свою жену Нину, с которой прожил тридцать лет (они поженились в 1947 году). В последнее время болезнь прогрессировала: когда Зубков выходил погулять, супруга клала ему в карман записку с домашним адресом, чтобы он мог вернуться назад. Сразу после Нового года актёр в очередной раз угодил в больницу, откуда живым уже не вернулся.
Ушёл из жизни 18 января 1979 года в Москве. Похоронен на Черкизовском (Северном) кладбище
Награды
1958
«Золотая пальмовая ветвь»,
Первый приз высшей технической комиссии Франции - Сергей Урусевский,
Почётный приз за исполнение главной роли - Татьяна Самойлова
на XI Каннском кинофестивале.
Франция




1958
Почетный приз - Михаил Калатозов,
Диплом международного смотра - Сергей Урусевский,
Международный
кинофестиваль в Мехико,
Мексика
1958
Почетный Диплом -
Михаил Калатозов,
Международный
кинофестиваль в Локарно,
Швейцария
1959
Диплом - Михаил Калатозов,
МКФ трудящихся в Чехословакии
1959
Особый приз - Михаил Калатозов,
ВКФ в Москве

1959
Победитель в номинациях:
Лучший фильм;
Лучшая иностранная актриса: Татьяна Самойлова
BAFTA - премия Британской киноакадемии.
Англия.
1959
Почётный диплом - Михаил Калатозов,
Международный смотр фестивальных фильмов в Мехико,
Мексика
1959
Почётная грамота - Михаил Калатозов,
Международный
кинофестиваль в Ванкувере,
Канада
Успех картины
фильм "Летят журавли" разделил кинематограф на до и после
Реакция на фильм в СССР была неоднозначной. Впрочем, создатели фильма были к этому готовы, поэтому их не удивили осуждения образа главной героини, упреки в попытках оправдать Веронику и в мелочности сюжета. Никита Хрущев так и вовсе не скупился в выражениях.
Критики отмечали, что лента, которая начиналась с глубоких тем, по дороге стала «срываться и разменивать масштаб больших жизненных вопросов на мелочь душевных изломов и киноэффектов». Другие, восхищаясь работой оператора, говорили, что такого в советском кино еще не было. Конечно, столь противоречивые отклики подогревали зрительский интерес, но в советском прокате картина заняла только 10-е место.
Сами создатели "Летят журавли" явно не рассчитывали на большой успех. По воспоминаниям Баталова, съемочная группа отнеслась к работе Калатозова как к обычной экранизации шедшей в то время пьесы, а после выхода фильма на него сразу же посыпались негативные отзывы. Однако спустя некоторые время и после повторного проката картины современники к ней потеплели.
Фильм "Летят журавли" вдохновил стать режиссером Андрея Кончаловского и Сергея Соловьева.
Если бы еще совсем юный Клод Лелуш не стал свидетелем съемок фильма (как раз того эпизода с пробегом Бориса по лестнице), неизвестно, как бы сложилась судьба картины. Лелуш тогда снимал документальные кадры о Москве для канадского телевидения и волею случая (помог знакомый таксист) оказался на «Мосфильме». Он был так впечатлен увиденными кадрами, что, вернувшись во Францию, связался с директором Каннского фестиваля и сказал, что в СССР снимают грандиозное кино.
Как потом вспоминал сам Клод Лелюш о том знаменательном дне, проведенном на Мосфильме, «этот день, наверное, останется самым значительным во всей моей жизни. Тогда я решил, что буду не оператором кинохроники, а кинорежиссером».
Он позвонил директору Каннского фестиваля Фавру Ле Бре и посоветовал обратить внимание на фильм советского режиссера. Дождавшись премьеры, директор посмотрел картину и включил «Летят журавли» в основной конкурс кинофестиваля.
Во Францию полетели Татьяна Самойлова и Сергей Урусевский. Михаил Калатозов лежал в больнице с инфарктом, а Алексея Баталова не выпустили из страны, так как его семья считалась неблагонадежной. Самойлову собирали всей киностудией: Галина Волчек дала шифоновое платье, Зинаида Кириенко — туфли, а Дом моделей выделил под расписку шубу и колье с бриллиантами.
Хотя по западным меркам актриса выглядела скромно, ее появление на фестивале произвело фурор. Тогдашний президент Франции Шарль де Голль Пабло приехал встречать ее без протокола, а Пабло Пикассо за день до подведения итогов конкурса предрекал перевоплощение «из милой девочки в недоступную мировую звезду».
Вот как сама Татьяна Самойлова рассказывала о показе в Каннах: «В начале в зале была тишина, почти полфильма прошло и никакой реакции. Мы вжались в кресла. Неужели они не поняли?». Но к концу ленты многие уже плакали, а одна из зрительниц была так впечатлена картиной, что накинула на актрису норковую шубку — в дар и в знак восхищения.
В мае 1958 г. картина "Летят журавли" получила «Золотую пальмовую ветвь». Она была единственной в истории советского и российского кино. Татьяна Самойлова стала лауреатом Премии жюри XI Каннского фестиваля «Апельсиновое дерево» как «самая скромная и очаровательная актриса», а Сергей Урусевский позже был удостоен первого приза Высшей технической комиссии Франции.
Фильм Калатозова поразил не только французов, но публику по всему миру.В зарубежном прокате фильм бил рекорды: в год выхода ленты в одной только Франции ее посмотрели 5,5 млн зрителей. В кинотеатрах СССР фильм посмотрело 28,3 млн зрителей (10-е место в прокате 1957), во Франции - свыше 5,4 млн, в ГДР - свыше 2,8 млн (5-е место в прокате 1958) из них 347 986 человек в Восточном Берлине, в ПНР - 3 млн до 1960 г. и 3,5 млн до 1967 г., в ЧССР - более 1,6 млн до 1970 г.
Картину отметили на кинофестивалях в Чехословакии, Ванкувере, Мехико и США.
Самойловой предлагали работу и в Европе, и в Америке, но она осталась верна Советскому Союзу. Через несколько лет после премьеры картины она приехала в ГДР, где ей подарили часы с необычной формулировкой: "Наконец-то мы видим на советском экране не маску, а лицо, что в настоящее время важнее всего".
Из интервью Татьяны Самойловой:
"Я вложила в нее все свои эмоции, всю энергию. У зрителя успех был ошеломительным! Решено было отправить картину на 11-й Международный кинофестиваль в Канны. Там я познакомилась с Пабло Пикассо. Он произвел на меня странное впечатление. Дымил безумно. Пикассо написал мой портрет. Но мне не подарил, оставил себе на память. А потом был кинофестиваль в Париже. Все думали, что премию отдадут обиженной Софи Лорен за картину «Любовь под вязами»... Каннский фестиваль ее не наградил — первенство безоговорочно отдали мне. Но... В Париже я тоже стала лауреатом! В королевском дворе были высажены мандариновое и апельсиновое деревья с табличкой с моим именем. Плоды с них мне присылали из Франции каждый год".
В СССР победное шествие картины по международным фестивалям широко освещать не стали. После Канн в «Известиях» вышла маленькая заметка без фотографии, и в ней не упоминались даже имена режиссера и оператора, а говорилось только, что «особенный успех имела Татьяна Самойлова»…
Для мира культуры фильм "Летят журавли" разделил кинематограф на до и после, а для обычных зрителей навсегда остался трогательной историей любви, погибшей под давлением ужасных обстоятельств.
Сюжет
Действие фильма разворачивается в Москве и неизвестном тыловом городе до и во время Великой Отечественной войны.
Борис с Вероникой любят друг друга и вот-вот собираются пожениться, они гуляют по Москве и замечают, как над городом пролетает журавлиный клин. Во время прогулки они слушают, как часы на Спасской башне бьют 4 часа утра, после чего возвращаются домой (на рассвете 22 июня 1941 года). Именно этим утром началась Великая Отечественная война. Борис, несмотря на возможность получить бронь, принимает решение уйти добровольцем на фронт. Повестка обязывает его явиться на сборный пункт за день до дня рождения Вероники, которой он оставляет в подарок игрушку — белку с корзинкой, полной золотых орехов, под которые он кладёт записку. Бориса провожают на фронт, но Вероника не успевает проститься с ним.
В Москве начинаются бомбёжки. Однажды Вероника, позвонив на завод, где работал Борис, узнаёт, что от него нет никаких вестей. Они с матерью идут к дому и разговаривают. Их разговор прерывает сигнал воздушной тревоги. Они спешат домой за отцом Вероники, но тот отказывается уходить в метро, ссылаясь на то, что у него срочная работа. Вероникина мама решает остаться дома с мужем, а Веронику они одну отправляют в метро, она успевает захватить с собой лишь ту самую белку — подарок Бориса. Когда после отбоя Вероника возвращается, выясняется, что её дом разбомблён, а родители погибли.
Фёдор Иванович Бороздин, отец Бориса, врач по профессии, предлагает ей переехать к ним, где она сталкивается с ухаживаниями Марка, двоюродного брата Бориса. Давно влюблённый в Веронику Марк — талантливый пианист, имеет бронь и на фронт не попадает. Борис также советовал ему не ходить на войну. Марк продолжает добиваться Вероники, и, уступив его настойчивости, она выходит за него замуж. Этот поступок тяжело воспринимает всё семейство Бороздиных, однако, в отличие от сестры Бориса, его отец не отворачивается от неё.
Воинская часть Бориса и его товарища Степана выходит из окружения в тяжёлых условиях. Один из солдат пошло высказывается в адрес Вероники. Борис бьёт его по лицу, и их обоих «в воспитательных целях» отправляют в разведку. Под разрывами снарядов и под пулями Борис, вынося на себе раненого напарника, сражён насмерть точным выстрелом.
Семью Бороздиных эвакуируют за Урал. Вероника работает санитаркой в госпитале, где главврач — Фёдор Иванович. Вероника несчастна, поскольку считает, что выйдя замуж за Марка, предала Бориса (о смерти которого она не знает).
Однажды в госпитале у одного из раненых происходит нервный срыв из-за полученного сообщения о том, что его невеста вышла замуж, пока он воевал. Фёдор Иванович, усмиряя его, говорит, что не он, а она потеряла своё счастье. Весь госпиталь поддерживает, и Вероника, видя, как люди презрительно относятся к неверным невестам, в смятении выбегает из госпиталя и хочет покончить жизнь самоубийством. Она поднимается на мост, чтобы спрыгнуть под идущий поезд, но в последний момент замечает маленького мальчика на дороге. Вероника спасает его из-под колёс грузовика и выясняет, что мальчик потерялся, и зовут его Борис.
Вернувшись с мальчиком домой, к Бороздиным, она хочет дать ему поиграть игрушку-белку, прощальный подарок Бориса. Но выясняется, что игрушку унёс Марк, якобы подарить какому-то мальчику. Со слов дочери Фёдора Ивановича Вероника узнаёт, что Марк уже давно ходит к некой Антонине Монастырской.
Марк развлекает толпу разодетых спекулянтов и барыг игрой на пианино и романсами. На столе со снедью стоит игрушка, подаренная Марком. Какая-то тётка, говоря, что «всё уже попробовала, а вот золотых орешков не щёлкала», хватает белку и находит под орехами записку, не замеченную Вероникой. В этот момент вбегает Вероника, вырывает записку из рук, даёт Марку пощёчину и уходит.
В то же время Фёдор Иванович узнаёт, что Марк получил бронь вовсе не за заслуги, а по блату. Марк, придя домой, встречается с ним, и отец семейства выгоняет его из дома. Вероника тоже хочет уйти, но Фёдор Иванович убеждает её, что она не виновата, и что её нельзя осуждать за её ошибку.
Вероника стирает бельё. Заходит солдат, которого Борис спас во время разведки. Солдат рассказывает Веронике, что Борис погиб, но она не верит этому, так как солдат всего лишь видел, как Бориса тяжело ранило и его унёс на плащ-палатке товарищ Степан, но при этом не видел самой смерти Бориса — о котором известно лишь, что он пропал без вести.
Конец Великой Отечественной войны. Мирная Москва. Вероника по-прежнему не может забыть Бориса и ждёт — потому что «человек должен надеяться хоть на что-то хорошее». На вокзал прибывает поезд с возвращающимися фронтовиками. Их встречают с букетами цветов и со слезами на глазах. Вероника бежит сквозь толпу и ищет Бориса и Степана, в конце концов она находит Степана, и он передаёт ей фотокарточку, которую Вероника в своё время подарила Борису. Так Вероника окончательно убеждается в том, что Борис погиб. Плача, она бредёт сквозь толпу. Степан с паровоза говорит речь о том, что радость победы огромна, а горе от потерь — безмерно, и что люди теперь сделают всё, чтобы больше никогда не было такой войны.
Вероника идёт сквозь толпу и раздаёт цветы из своего букета фронтовикам. И тут все, включая подоспевшего к этому моменту Фёдора Ивановича, видят, как над Москвой летят журавли.
Финальная сцена встречи победителей перекликается со сценой проводов на сборном пункте. Камера, как и прежде, поднимается над толпой - теперь уже не плачущей, а ликующей - и тем самым закольцовывает действие фильма. Только вначале Вероника за личным горем не замечает общего, словно бы противостоит ему, двигаясь против течения. Теперь же личное горе и общее счастье как бы сомкнулись, возвещая о возрождении ее души.
В этом главный смысл фильма, его пафос.
История создания фильма
Фильм не о войне, а о человеке

Картина «Летят журавли» основана на пьесе фронтовика Виктора Розова "Вечно живые", которую он написал в 1943 году, когда его отправили после тяжелого ранения домой. Драматург начал сравнивать свои воспоминания о фронте с тем, что переживал в тылу, и, таким образом, постепенно начала формироваться основная идея пьесы. Это первое литературное произведение писателя, к тому же написанное им в госпитале, где он лежал после ранения. Виктор Розов выстрадал свою повесть, она во много автобиографична, только его девушка его с фронта дождалась. Из воспоминаний Виктора Розова: «Когда я писал про Веронику (это был 1943 год), у меня в воображении была моя Наденька - русская красавица-блондинка.
У Виктора Розова получилась щемящая, глубоко личностная история, прототипами которой стали реальные люди и их судьбы.
Может быть поэтому писатель так сопереживает своим героям, мыслит не штампами советской пропаганды, а вкладывает в них всю душу. Пьеса Виктора Розова «Вечно живые» пролежала «в столе» почти тринадцать лет: написана в 1944-м, а опубликована только в 1957 году. Ее премьера прошла только через 13 лет в постановке Олега Ефремова в театре "Современник". 15 апреля 1956 года, легендарной пьесой Виктора Розова "Вечно живые" открылся театр "Современник". Бориса в этом спектакле играл Олег Ефремов, а Веронику - актриса Светлана Мизери.
Трудно сказать, что нашел склонный к романтической патетике режиссер в скромном бытовом сюжете Виктора Розова,. Однако, прочитав пьесу, Калатозов пришел к автору с предложением вместе написать сценарий, адаптировав историю для кино.
Спектакль в "Современнике" и фильм "Летят журавли" во многом не схожи. В фильме нет многих героев, которые были в спектакле. Большой проблемой для создателей картины был факт измены Вероники. Вырезать эту тему из картины было нельзя, мусолить тоже. Поэтому лучше всяких слов именно оператор Урусевский придумывал постановку кадров так, что они были ярче всяких слов.
Сюжет пьесы постоянно менялся, обрастал новыми линиями и эпизодами. Появилась сцена бомбежки Москвы, гибель родителей Вероники, спасение героиней ребенка на мосту и смерть Бориса.
Так появился сценарий, который они назвали "Летят журавли". "Руководство "Мосфильма" не очень довольно названием. Что это обозначает? Не могу ответить... И для меня самого необъяснимо. Но очень хочется, чтоб фильм назывался именно "Летят журавли", — вспоминал Розов. Правили сценарий и на съемочной площадке: оператор Сергей Урусевский придумывал нестандартные визуальные ходы, которые передавали эмоции ярче, чем слова и игра актеров.
"Летят журавли"- это одна из первых картин советской «новой волны». Лента режиссера Михаила Калатозова и оператора Сергея Урусевского в корне изменила привычные представления о возможностях кинематографа. Фильм признан шедевром, включен в киноантологии, эпизоды, ставшие хрестоматийными, тщательно разбираются в учебниках по киноискусству. Наряду с картинами Эйзенштейна и Тарковского, лента Калатозова «Летят журавли» — символ русского кино.
Фильм изменил военный жанр советского кино, где ранее войну представляли как фронтовую жизнь. В этих фильмах война представлена как драма обычных людей. Рабочее название при съёмках — «За твою жизнь».
Картина поменяла представление о фильмах, посвящённых Великой Отечественной войне. "Летят журавли" называли "фильмом о войне без войны" – здесь нет сражений, подвигов, а только лишь трагедия простых людей. Фильм охватывает всю войну, при этом в кадре ни разу не появляется образ врага. Есть только звуки бомбёжек, летящих самолётов над Москвой, а пули, настигающие героев, берутся будто бы ниоткуда. Режиссёр Михаил Калатозов намеренно добивался этого психологизма, пытаясь донести до зрителя, что главный враг – это сама война, которая передана в мельчайших деталях.

"Летят журавли"- это сценарий не о войне, а о человеке
"Летят журавли" — кино в первую очередь о любви: история советской девушки Вероники, чей жених Борис погибает на фронте, а она сама вынуждена выйти замуж за нелюбимого. "Это произведение построено на идеализме: любовь — одна и навсегда, на фронт — только добровольцем, работа — ради людей, а не ради званий, не воевал — тыловая крыса, — замечает Артем Кашуба, исследователь текстов, журналист. — Резко, но такое было время". Подобное видение, по его словам, встречается в русской классике: в драме "Гроза" Александра Островского и романе Льва Толстого "Война и мир".
Но фильм Михаила Калатозова усложнил пьесу через символы, — говорит эксперт. — Клин журавлей — надежда и будущее, гибель Бориса в березовом лесу — смерть в родных стенах, уничтожение чести Вероники показано через треск осколков стекла и разрывы снарядов". Героиня Татьяны Самойловой перевернула понимание роли женщины в Великой Отечественной. Ее образ сочетает хрупкую, почти аристократическую девушку с русской "белкой", способной пойти сквозь танки и вырвать мальчишку из-под колес автомобиля, — отмечает Кашуба. — Она резко отличалась от клишированных типажей советских женщин 1930-40-х".
Картина по-новому изображала и войну: без культивирования ненависти к врагу, что было тогда удивительно. Ведь прошло всего десять лет после окончания боевых действий. Последних пленных вернули на родину за два года до выхода киноленты.
Фильм несет в себе мощный гуманистический посыл, — подчеркивает Лямзин. — Война в нем — главное зло. Не враг, а именно война. Противник представлен безлично — бомбами, снарядами, пулями и брошенной немецкой пушкой".
Сражений с захватчиками там нет, добавляет Артем Кашуба. Вместо них — борьба за жизнь, за чудо, поиск ответа на вопрос: как существовать дальше? "Нам показывают главную войну человечества — внутреннюю, — полагает эксперт. — Она страшнее той, что сопровождается выстрелами и ранениями".
Картина поменяла представление о фильмах, посвящённых Великой Отечественной войне. "Летят журавли" называли "фильмом о войне без войны" – здесь нет сражений, подвигов, а только лишь трагедия простых людей. Фильм охватывает всю войну, при этом в кадре ни разу не появляется образ врага. Есть только звуки бомбёжек, летящих самолётов над Москвой, а пули, настигающие героев, берутся будто бы ниоткуда. Режиссёр Михаил Калатозов намеренно добивался этого психологизма, пытаясь донести до зрителя, что главный враг – это сама война, которая передана в мельчайших деталях.
Фильм Михаила Калатозова – это размышление о неслучившемся: о том, какой прекрасной могла бы быть жизнь героев, если бы не началась эта страшная война. И хотя в фильме звучит всего лишь один роковой выстрел, он обрывает эту прекрасную неслучившуюся жизнь.
Стараниями Синематеки «Искусства кино» и киноконцерна «Мосфильм» в 2019 году была отреставрирована и вновь показана на большом экране одна их самых значимых лент в истории советского кино — «Летят журавли» (1957) Михаила Калатозова.




Актёры и роли
Михаил Калатозов сразу определился, кто будет играть Бориса, — он видел в этой роли Алексея Баталова, к тому времени уже известного актера. За плечами Баталова, который снялся в роли Бориса, уже были звездные роли. Но именно фильм «Летят журавли, в котором он в сущности играет совсем небольшую роль, сделали его всесоюзным любимцем, вывели на новый уровень популярности.
Алексей Баталов в фильме "Летят журавли" не просто исполнил роль одного из миллионов павших героев Великой Отечественной - для зрителей, которые мгновенно влюбились в созданный актером образ, он до сих пор остается воплощением мужества и благородства, достойным гордости целого народа. Алексей Баталов вспоминает самые яркие в его жизни произведения о войне:
"Более всего с войной я сблизился уже через много лет после победы - когда снимался в фильме "Летят журавли". Хотя этот опыт, конечно, не сравнить с фронтовым - я только играл, а они умирали. В военные годы я был слишком юным, не делал выбор сам, все, что происходило, доходило до меня через окружающих взрослых.
Я человек несовременный, не знаю, как новому человеку, читающему всякий мусор, объяснить то, что я чувствовал, читая стихи и книги о войне. Не знаю, как выбрать среди них любимые. Сразу вспоминаются стихи Михаила Исаковского "Враги сожгли родную хату", но тогда, после войны, их не то чтобы любить и восхвалять, даже читать было не принято. Помню,как кто-то, прочитав со сцены эти пронзительные строчки, получил выговор от начальства. Повесть Некрасова "В окопах Сталинграда" я прочитал уже студентом. Как описать, что чувствовал? Нет таких слов - это пережить надо. И эта двойственность была во всем: с одной стороны - о войне, о победе, на самом же деле - о необъятном горе. Что говорить, даже "Летят журавли" властям был неугоден, хотя уже больше десяти лет тогда прошло".
С актрисой на роль Вероники тоже почти было определились — у Елены Добронравовой были удачные пробы. Но Сергей Урусевский, посмотрев фильм «Мексиканец» с участием начинающей актрисы Татьяны Самойловой, предложил режиссеру ее кандидатуру.
Михаил Калатозов навел справки и узнал, что Татьяну Самойлову отчислили из Щукинского училища. Ей не давали ролей, считая «слишком тяжелой для комедии и слишком легкой для драмы». Но режиссер понял, что именно такая Вероника ему и нужна.
Сомневался в кандидатуре Самойловой Виктор Розов: поначалу ему показалось, что она очень молода для такой роли. Только после просмотра готового материала драматург согласился, что режиссер в выборе главной героини не ошибся. Попробовать ее на столь ответственную роль уговорил режиссера гениальный оператор картины Борис Урусевский, который сразу оценил, как будут смотреться в кадре бездонные глаза Самойловой.
Героиня Татьяны Самойловой перевернула понимание роли женщины в Великой Отечественной. "Ее образ сочетает хрупкую, почти аристократическую девушку с русской "белкой", способной пойти сквозь танки и вырвать мальчишку из-под колес автомобиля, — отмечает Кашуба. — Она резко отличалась от клишированных типажей советских женщин 1930-40-х".
Главная роль – Вероники – досталась молодой актрисе Татьяне Самойловой, которая в тот момент только окончила вуз и была еще никому неизвестна, несмотря на то, что уже снялась в небольшой роли в фильме «Мексиканец» по рассказам Джека Лондона.
Как отмечал литературовед Лев Аннинский, это объяснялось специфической внешностью актрисы, не подпадавшей ни под комедийный, ни под драматический типаж, и именно роль Вероники раскрыла потенциал Самойловой. По воспоминаниям актрисы, после прочтения сценария она расплакалась: "Я не все увидела в этом сценарии, но я увидела Веронику — чистого человека, которого нельзя ударить, нельзя обидеть, который не нужен фронту, потому что это девочка. Девочка, которую лишают невинности все подряд! Играть эту девочку, которая во время войны умирала постепенно, которую война превращала в старушку, и к тому же прожить на экране страшные четыре года — на это нужно иметь право... Я сразу полюбила свою Веронику, сразу и навсегда".
Кроме того, актриса благодаря своему военному детству не понаслышке знала, что такое потери близких и играла, вкладывая в роль всю себя.
Хотя у Татьяны Самойловой и Алексея Баталова в фильме не так много общих сцен, актеры успели подружиться на съемках. Именно Баталов придумал макияж для Вероники, нарисовав ей жирные стрелки обгоревшей спичкой и посоветовав впредь так и гримироваться.
После выхода ленты на экран Самойлова стала настоящей звездой. Ее образу подражали все девушки конца 50-х: делали такую же прическу, как у главной героини. После успеха картины в Каннах Татьяну Самойлову даже звали сниматься в Голливуд. Но в то время советские актрисы собой не распоряжались и вместо Голливуда ее отправили сниматься в тайгу, где она снова тяжело заболела. Тем не менее нельзя отрицать, что именно роль Вероники сделала актрису настоящей звездой и кумиром целого поколения.
Её называли первой брюнеткой отечественного кино. Необычная красота Самойловой настораживала многих режиссеров. По словам Льва Анненского, ее «асимметричное и странноватое» лицо «не подходило ни под классический тип красоты, ни под милый типаж субретки». Однако именно в Татьяне Самойловой Калатозов увидел свою Веронику и утвердил ее на роль вместо Елены Добронравовой. Известная исследовательница кино Нея Зоркая утверждала, что Самойлова стала первой брюнеткой в советском кинематографе. До нее все главные роли исполняли блондинки.
Татьяна Самойлова - это несостоявшаяся звезда Голливуда. Появление Татьяны Самойловой на дорожке Каннского фестиваля оказалось не менее заметным, чем сам фильм. Ее конкурентками были Софи Лорен и Женевьев Паж, но внимание публики было приковано именно к Самойловой. Красотой и талантом молодой русской актрисы пленился Пабло Пикассо. Этот триумф мог стать поворотным в ее судьбе. Самойлову приглашали и в лучшие киностудии Европы, и в Голливуд, лестные предложения сыпались одно за другим, однако советские киноруководители отклоняли заманчивые контракты чеканной фразой: «Самойлова очень занята».

Актер Александр Шворин исполнил роль Марка, мужа Вероники. Шворин предпочитал играть в театре и числился в официальном составе актеров Московского академического театра имени Маяковского вплоть до своей смерти из-за продолжительной болезни в 1994 году.
С 1955 по 1986 год снимался в кино. Роль в фильме “Летят журавли” стала второй и самой известной в его фильмографии, подарив актеру имя.
Василий Меркурьев сыграл в фильме Федора Ивановича, отца Бориса До этого он был уже опытным актером, поэтому кинолента “Летят журавли” существенно не повлияла на его популярность. Он продолжил сниматься в кино и работал в Ленинградском театре драмы имени Пушкина (сегодня Александринский театр) актером и режиссером. Умер в 1978 году в Ленинграде.




Актриса Антонина Богданова исполнила роль бабушки Бориса в фильме “Летят журавли”. До этого у нее было не слишком много киноролей, но она сумела успешно воплотить этот образ на экране благодаря внушительному театральному опыту.
После фильма она продолжила сниматься в кино, играть в театре и получила множество наград и регалий. Актриса дважды была замужем, второй муж звезды погиб на обслуживании частей Советской армии. Сама Богданова умерла в 1983 году.





Актер Валентин Зубков в фильме “Летят журавли” исполнил второстепенную, но заметную роль — Степана. Этот фильм привлек внимание режиссеров к перспективному артисту с открытым добрым лицом, на него сразу же посыпались творческие предложения. Он сыграл главные роли в фильмах “Трое вышли из леса”, “Над Тиссой” и “Солнце светит всем”.
Главный секрет Калатозова — это синтез профессионализма и таланта всех участников съемок. И ощущение того, что называют загадочной русской душой
Съёмки

Великолепная операторская и режиссерская работа погружают зрителя в совершенно особый мир, отсылая к воспоминаниям героини, к прежним, довоенным временам. Они заставляют взглянуть на мир глазами героини и ощутить каждую ее мысль, ее страх, ее смятение, ее слабость и отчаяние, ее гнев: каждый оттенок ее настроения.
Работа над фильмом шла непросто, актеров преследовали неудачи. Сначала тяжело заболела Татьяна Самойлова. Съемки Самойловой дались нелегко. Как раз в те месяцы у нее обострился туберкулез, каждые три часа прямо на съёмочной площадке ей делали уколы, нагрузки были большие. После съемок сцены, когда ее героиня Вероника взбегает по лестнице в разгромленный бомбой дом родителей, актриса от слабости упала в обморок. Тем не менее никаких поблажек и скидок на плохое самочувствие она не просила, хотя съемки были очень напряженными. Каждые три часа Татьяне Самойловой ставили уколы, работа над каждым кадром давалась ей с большим трудом. Это всё, конечно, осталось за кадром, но зрителей, смотрящих фильм уже в прокате, поражал и притягивал горящий взгляд актрисы. Татьяну Самойлову в народе стали называть русской Бриджит Бардо.
Затем пострадал и Алексей Баталов. Он попал в больницу с серьезной травмой. Во время съемки драки Бориса с солдатом, отпустившим циничную шутку в адрес Вероники, Баталов должен был одним ударом сбить того с ног. Но во время одного из дублей, падая, второй актер потянул Баталова за собой, и тот упал лицом на обрубленный куст. Алексей Баталов очень переживал, что с кино для него теперь покончено, но, к счастью, обошлось благодаря ювелирной работе хирурга. Порезы быстро зажили, и уже через месяц актер вернулся на площадку.
В этой картине военная Москва показана максимально ярко, реалистично и чётко, благодаря непревзойдённому мастерству оператора фильма. Начало ознаменовано эффектными кадрами Крымского моста, на фоне которого снимали прогулку главных героев.
Сцена с добровольцами, собирающимися на войну, снималась по соседству со школой, расположенной в Армянском переулке д 4. Кстати, в реальности, в 1941 году действительно у школы формировался истребительский батальон Куйбышевского района.
Разбомбленный дом снимали в центре Москвы, в доме под снос. Разрешение снимать в доме под снос еле выбили в Мосгорисполкоме, иначе декорации разрушенного дома стоили были киногруппе больше 35 тысяч рублей, а бюджет у картины был невелик.
Болотная площадь показана в кадре с установленными на ней противотанковыми ежами, а в окнах домов, расположенных в Спиридоньевском переулке размещены мешки с песком: в фильме это витрины магазинов, готовящихся к возможным бомбёжкам. Также можно увидеть Андроньевскую набережную. Смоленская улица попала в кадры: именно здесь главная героиня понимает, что от её дома осталась пустота после бомбёжки. Сегодня увидеть этот дом нельзя: он попал под снос. А на его месте возвышается угловой дом с магазином «Руслан».
Есть в кадрах и Андроньевская набережная, а также Андроников виадук через Яузу. Красота моста существенно обогатила съёмочный кадры.
Белорусский вокзал становится местом для расстроенной Вероники раздающей окружающим цветы: она не дождалась своего Бориса.





Photo by Jacob
Photo by Kolya
Photo by Oliver
Photo by Leo
Photo by Paul
Photo by Fabrice
Гениальные операторские решения: крупные планы
и сопричастность

Первую главную роль в этом фильме играет операторская работа гениального мастера, настоящего фаната своего дела оператора Сергея Урусевского. «Мне всегда интересно не фиксировать сторонним взглядом происходящее, а активно вовлекать зрителя в то, что происходит на экране. Превратить зрителя в соучастника – чтобы он не только переживал за героя, а как бы сам бежал с ним, мучился вместе с героем. Через камеру я выражаю свое отношение к событию, и она становится соучастником. Зритель тоже», – говорил он в одном из интервью.
Художник по образованию, Сергей Урусевский доказал, что с помощью кинокамеры можно передать самые глубокие душевные движения героев, что «и любовь, и ненависть, и радость можно выразить самим изображением в сочетании с движением, ритмом, светом и главное — внутренним ощущением, горением, творческой взволнованностью оператора-художника». Работа Урусевского над «Летят журавли» превзошла все ожидания. Ручная камера со сверхширокоугольным объективом 18 миллиметров в непрерывном движении создавала ощущение полета, отразившегося в названии.
Новаторство съемок проявилось во всех эпизодах.
«Появление «Журавлей» без Урусевского вообще было бы невозможно. Это картина, у которой два автора, и еще неизвестно, кто больше — режиссер или оператор — вложил в нее. В кино иногда случается, что оператор становится сердцем картины», — сказал в одном из своих интервью режиссер Александр Митта. По его словам, до этой картины не было таких феноменальных экспрессивных кадров, которые действовали очень долго и очень сильно.
Большинство киноведов считают "Летят журавли" совместной работой двух авторов. Действительно, фильм Калотозова невозможно представить без уникальной операторской работы Сергея Урусевского, который изобрел новый язык с невесомой, летящей камерой. Его взгляд подвижен и замечает малейшие движения, мимолетные состояния и изменения в настроении актеров. Как отмечал Алексей Баталов, на съемочной площадке Урусевский был похож на скульптора или художника, который сцена за сценой творил собственный мир. Несмотря на то что действие картины погружено в быт, оператор мог найти в нем скрытую магию и поэтичность. "Так благодаря беспрестанному творческому горению мастера самые, казалось бы, незначительные кадры приобретали весомость, находили единственное место в строении эпизода, поражающего свежестью и точностью изображения", — подчеркивал Баталов.
Съемки усложнялись тем, что в то время техника была еще не приспособлена для полета фантазии Урусевского. Он изобретал все время новые технические решения и приспособления осуществить задуманное прямо на съемочной площадке. Сергей Урусевский действительно был настоящим профессионалом и фанатом своего дела. Он придумывал новые способы съемок, которые раньше в кинематографе не использовались. От помощников вообще требовалась предельная точность и физическая сила. Во время съемок фронтовых сцен оператора таскали по грязи на листе кровельного железа и катали вокруг березовых стволов на маленькой тележке, пока он, скрючившись, пытался поймать удачный кадр. Именно Урусевский изобрел круговые операторские рельсы камеры для сцены гибели Бориса, который потом станет распространенным приемом в мировом кино. Об этой находке до сих пор рассказывают на занятиях студентам ВГИКа. Даже, казалось бы, такой бесхитростный эпизод, как пробежка героя по лестнице, стал предметом тяжелой операторской работы. В середине декорации, изображающей лестничную клетку, поставили железный столб с операторской люлькой, которую тянули тросом по мере продвижения актера. Таким образом, камера Урусевского могла неотрывно следовать за Баталовым.
Почти для каждого значимого эпизода оператор создавал новые конструкции. Так, ставший классическим операторский прием — съемка на круговых рельсах — был придуман именно Урусевским для сцены гибели Бориса.
Алексей Баталов вспоминал, что оператор не прерывал съемки до тех пор, пока не находил решения для того или иного эпизода.
«Медленно, как-то особенно томительно идет время, и вот, когда уже всем передалось его волнение и необъяснимая мертвая пауза кажется бесконечной, откуда-то из угла, из-под вешалки вдруг звучит негромкий, взволнованно радостный голос Урусевского: «Ну давайте вот так попробуем разочек сделать… Так вроде ничего…» С этой секунды все оживает и идет с головокружительной быстротой».
Вот знаменитый план Урусевского: камера идет и мечется вслед за героиней, а потом – резко взлетает в небо, чтобы показать панораму и потерянность персонажа среди толпы и танков.
И как гениально снята сцена попытки самоубийства главной героини. Тут оператор экспериментировал с изменяющейся скоростью кадров. Благодаря этому изображение передает состояние человека, который собирается кинуться под поезд: прохожих она не видит, зрение фрагментарно. Это сильное решение.
Тот пронзительный момент, когда Борис (уже раненный) падает и видит, как высокие кроны берёз кружатся над ним…
Сергей Урусевский снимал это все, сидя в крошечной тележке, а его помощники бесконечно долго катали эту тележку по круговым рельсам вокруг берез .
Для некоторых сцен построили декорации, позволявшие нестандартно крепить камеру, чтобы усилить динамику кадра. Даже в XXI веке приемы Урусевского удивляют и зрителей, и критиков, и коллег по цеху, а 65 лет назад в Каннах это была сенсация.
Сергей Урусевский придумал и впервые сконструировал круговые операторские рельсы специально для съемок фильма "Летят журавли". "В советском кино упор был на намеренную театральность, — говорит Евгения Стерлягова, художник, куратор, исследовательница визуальной культуры. — Калатозов и Урусевский сделали акцент на выразительный визуал. Они переосмыслили авангард 1920-х — "Шинель" Григория Козинцева и Леонида Трауберга, "Стачку" Сергея Эйзенштейна".
Урусевский снимал на широкоугольный объектив, использовал динамическую и ракурсную съемку, световой грим.

"Это позволило объемно передать эмоции, переживания, сложные состояния персонажей, — поясняет эксперт. — Урусевский считал, что "оператор должен играть с актерами". Он сокращает дистанцию, работает крупными планами — поэтому мы, зрители, чувствуем близость и сопричастность". Оператор создавал многослойные композиции: делал кадр, вставлял ту же пленку в камеру и снимал следующий слой. Впервые в истории кинематографа применил круговые операторские рельсы — в сцене гибели Бориса. Легендой стала сцена пробежки героя по лестнице: для нее установили столб, на котором Урусевского с камерой поднимали вверх по спирали с помощью веревок. В эпизоде, когда персонаж Баталова несет на себе раненого солдата, осветители волокли оператора по земле на листе железа. А однажды камеру отдали в руки актрисе — Татьяне Самойловой. Урусевский решил, что так зритель сможет посмотреть на происходящее глазами Вероники. "Французский режиссер Клод Лелуш случайно стал свидетелем съемки сложных сцен фильма, — рассказывает Стерлягова. — Он и способствовал включению картины в основной конкурс Канн. Итог — это единственная отечественная картина, получившая "Золотую пальмовую ветвь".
Вот так просто и так тяжело рождались кадры, которые вошли историю в мирового кинематографа.
Оператора фильма "Летят журавли" Сергея Урусевского отметили в Каннах специальным призом.


Photo by Jacob
Photo by Kolya
Photo by Oliver
Photo by Leo
Photo by Paul
Photo by Fabrice
Музыка: уместная тишина
Написать музыку для военного фильма на самом деле несложно, считает композитор Игорь Яковенко.
"Обычно есть тема сражений — что-то воинственное, как правило, в исполнении оркестра, где преобладают медные духовые инструменты, — уточняет он. — Тема противника — что-то зловещее. И тема добра, любви и всепрощения".
Михаил Калатозов сознательно отказался от этого подхода и обратился к Самуилу Вайнбергу, который был не кинокомпозитором, а автором академической музыки. Писал симфонии и оперы.
В кино у мелодии прикладной характер, но у Вайнберга получилось самостоятельное произведение искусства. Например, вальс в качестве заглавной темы. Но самая ценная находка — это не музыка, а ее своевременное отсутствие.
"Ключевые сцены лишены звукового сопровождения, — говорит Яковенко. — Когда солдат говорит Веронике, что Борис погиб, перестает играть губная гармошка — наступает абсолютная тишина. И это дает очень мощный эффект".

Авторы
  • Елена Башмакова
Источники
  • culture.ru
  • kinopoisk.ru
  • kino-teatr.ru