Иван Грозный
историческая картина
1944, 1958 год

Киностудия "Мосфильм"

Режиссёр: Сергей Эйзенштейн

Операторы: Эдуард Тиссэ, Андрей Москвин

Сценарий: Сергей Эйзенштейн

Композитор: Сергей Прокофьев

Художник: Иосиф Шпинель
Награды
1 серия.
Международный кинофестиваль
в Локарно.
Приз за лучшую операторскую работу. Эдуард Тиссэ,
Андрей Москвин.
Берлинский международный кинофестиваль.
Участие в
Программе «Retrospective» —
Сергей Эйзенштейн.

1 серия.
Сталинская премия
I степени.
Сергей Эйзенштейн,
Эдуард Тиссэ,
Андрей Москвин,
Сергей Прокофьев,
Серафима Бирман,
Николай Черкасов
1946 год
1946 год
1990 год
Актёрский состав
Николай Черкасов
Михаил Жаров
Алексей Басманов, опричник
Серафима Бирман
Ефросинья Старицкая,
боярыня
Анастасия Романовна ,
царица
Амвросий Бучма
Малюта Скуратов
Михаил Кузнецов
Фёдор Басманов, опричник,
сын Алексея Басманова
Иван Грозный
Заслуженная артистка РСФСР (28.04.1973).
Народная артистка РСФСР (16.07.1985).

В 1952-1954 годах училась в Омском сельскохозяйственном институте.
Окончила Государственный институт театрального искусства (1958).
C 1958 года — актриса Академического театра имени Моссовета.

Мастер дубляжа и озвучивания.
Автор литературно-поэтической программы «Поэтессы серебряного века».
О жизни и творчестве актрисы снят документальный фильм "Валентина Талызина. Моей душе покоя нет..." (режиссёр Андрей Владимиров, Первый канал).

От брака с художником Леонидом Непомнящим дочь - актриса Ксения Хаирова.
Советский и российский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР (1985).
Родился 4 марта 1946 года во Владимире. Учился в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии по классу профессора Г. А. Товстоногова, закончил обучение в 1967 году.
С 1987 по 1991 год был актёром Театра имени А. С. Пушкина («Александринка»). Артист Ленинградского театра имени Ленинского комсомола (ныне театр «Балтийский дом»).
Советский и российский актёр театра и кино, народный артист РФ. Участник Великой Отечественной войны. Борис Новиков – актер театра и кино, прославившийся ролями в фильмах «Тихий Дон», «Тени исчезают в полдень», «Белые росы». Звание Народного артиста Российской Федерации Борис Кузьмич Новиков получил в середине 90-х годов.
Советская актриса кино и театра, наставник многих российских и советских звезд.
Родилась 16 июня 1944 года в Махачкале. Окончив школу, девушка с успехом выдержала экзамены в театральное училище имени Щукина, где после окончания обучения поступила в аспирантуру и начала преподавать.
Актриса запомнилась как наставница таких звезд кино, как Светлана Копылова, Сергей Маковецкий, Сергей Жигунов и других. Кроме того, кинематографистка стояла у истоков создания студии «Киноконтакт», а также стала первой в истории актрисой-кандидатом наук.
Пик популярности Яцкиной пришелся на 70–80-е годы прошлого века, однако снималась она вплоть до 2010-х. Среди ее наиболее ярких работ можно назвать «Уроки французского», «Женщины», «Люди и дельфины».
Актриса была замужем за коллегой по творческому цеху Леонидом Головня. Однако брак распался, зато принёс супругам сына.
Скончалась артистка 10 марта 2024 года после продолжительной болезни. Незадолго до смерти Яцкина приняла постриг.
Александр Мгберов
Пимен,
архиепископ новгородский
Павел Кадочников
Владимир Андреевич,
сын Ефросиньи Старицкой

Андрей Абрикосов
боярин Фёдор Колычёв,
в дальнейшем митрополит
московский Филипп
Советский и российский актёр, заслуженный артист РСФСР (1988). Ветеран Великой Отечественной войны.
Родился в Москве в семье военнослужащего. В июне 1941 года добровольцем ушёл на фронт, воевал на Западном фронте, но уже в ноябре был ранен. После лечения был демобилизован и уехал в Коми АССР, где устроился чертёжником на механический завод.
Затем поступил во ВГИК, в актёрскую мастерскую Василия Ванина. После окончания ВГИКа вошёл в труппу Театра-студии киноактёра. Дебютировал в кино в 1950 году.
Известен по роли Аркадия Аверина из фильма «В добрый час!» (1956). В дальнейшем повторил актёрскую судьбу своего героя из этого фильма — играл эпизодические роли в различных фильмах.
В 1995 году поступил в больницу с сердечным приступом. Скончался 7 сентября 1995 года в Москве.
Снялся в 1 проекте.
Снялся в 1 проекте.
Людмила Целиковская
Версии отечественного кинематографа




В начале XIX века Николай Михайлович Карамзин в частном письме утверждал, что без Ивана Грозного его история будет, что «павлин без хвоста». Действительно, первый русский историк весьма постарался, создавая яркий образ царя: хорошего и добродетельного в юности и погрязшего в «неистовом кровопийстве» «в летах мужества и старости».
В знаменитом Девятом томе своей истории он так объяснил мотивы тирании Ивана Грозного: «кровопийство не утоляет, но усиливает жажду крови». А единственную причину таких действий Карамзин видел в тяжелейшей травме царя после смерти первой жены.
«Иван Грозный» — советский художественный исторический фильм — биография, последняя картина кинорежиссёра Сергея Эйзенштейна, над которой он работал в 1940-е годы. Состоит из двух серий: первая вышла на экраны в 1945 году, вторая — в 1958 году. Также сохранились фрагменты планировавшейся, но оставшейся незаконченной третьей серии данного фильма.
Один из первых отечественных фильмов был снят по мотивам популярной драмы А.К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного» (1909). Фильм из десяти картин, режиссерский дебют пионера кинематографа Василия Гончарова, сняли за пять тысяч рублей – приданое жены кинопромышленника Василия Тимана. Режиссер Яков Протазанов, для которого лента стала дебютом в кино, вспоминал, что из-за ошибки оператора, не умевшего плавно крутить ручку киноаппарата, «патриарх, и стрельцы, и участники крестного хода галопировали, как в мазурке». Полулюбительская лента вскоре была забыта, и сегодня о ней помнят только историки кинематографа. Но сам образ царя не отпустил кинематографистов.
Спустя шесть лет на экран вышла драма «Царь Иван Васильевич Грозный» (1915) режиссера Александра Иванова-Гая. Вольная экранизация оперы Н.А. Римского-Корсакова «Псковитянка» должна была стать сенсацией: ведь в роли царя согласился сняться сам Федор Шаляпин. Сюжет разворачивался во времена опричнины, чаще всего именно этот период жизнедеятельности царя экранизировался. Московский царь представал в фильме человеком властным и жестоким, с «беспредельным чувством владычества над людьми».
Фильм не особо понравился столичной публике и критикам, поскольку, как «только исчезает образ Грозного <…> ярко выступают на сцену дефекты картины». Неудивительно, что Шаляпин зарекся сниматься в кино.
А вот провинция тепло принимала великого актера в образе Грозного: вероятно, такой царь в большей степени соответствовал стереотипным представлениям. Любопытно, что в картине состоялся дебют пятнадцатилетнего Михаила Жарова, который снялся в массовке в роли опричника; через 30 лет актер уже «возглавил» опричнину, сыграв самого Малюту Скуратова.
В первые годы советской власти Иван Грозный трансформировался из исключительного тирана в типичного мракобеса. В годы нэпа вышла кинодрама «Крылья холопа» (1926) режиссера Юрия Тарича по сценарию Виктора Шкловского и Константина Шильдкрета.
Полноценная экранная жизнь Ивана IV началась со знаменитой дилогии Сергея Эйзенштейна.



«Создавая образ Грозного в концепции нашего времени, я из биографии его беру те эпизоды, из которых сложилась моя концепция и мое понимание. Те факты, которые я считаю «характерными», ибо «характерен» не сам факт по себе, но наличие его в концепции исторического понимания и «освещения» факта определенным историческим сознанием».


Сергей Эйзенштейн


История создания фильма
С середины 1930-х советское руководство выстраивало новый исторический пантеон, в котором Ивану Грозному отводилась роль создателя московского централизованного государства. Несколько раз переиздавались труды историка Роберта Виппера, утверждавшего, что «неудачи внешней войны, кровопролития войны внутренней – борьба с изменой – заслонили уже для ближайших поколений военные подвиги и крупные централизаторские достижения царствования Грозного». Донести до масс новую установку должны были мэтры советской культуры: Алексею Толстому, памятуя его опыт с Петром I, поручили написать пьесу, а Эйзенштейну – снять двухсерийный биографический фильм.
В конце 1930-х годов Эйзенштейну передали слова Сталина обратить внимание на личность Ивана Грозного. Андрей Жданов, который в Политбюро курировал кинематограф, обещал Эйзенштейну любую помощь: в консультанты предоставить академиков, а в качестве соавторов сценария – маститых писателей Леонида Леонова или Петра Павленко (соавтор сценария «Александра Невского»). Сергей Михайлович «предложение» высшего политического руководства принял, но предпочел самостоятельную работу.
Эйзенштейна очень увлекала фигура царя, он изучал исторические книги и тексты самого Грозного, читал знаменитые письма Курбскому и сборники народных песен XVI–XVII веков. Ещё Эйзенштейна прельщала возможность снять большой исторический фильм для миллионной аудитории.
В своих записях этого периода режиссёр сформулировал для себя концепцию фильма: «Твёрдое государство внутри – база твёрдого государства международного. Тогда надо кончать Ливонией, выходом к морю». Так режиссёр обобщил оценки историков, стремящихся найти в политике Грозного рациональное зерно».
С начала 1941 года Эйзенштейн начал собирать материал. В Историческом музее он изучал предметы быта и костюмы XVI века; в Третьяковской галерее – картины, иконы и скульптурные изображения Грозного. Однажды даже просил смотрителей оставить его на некоторое время одного в храме Василия Блаженного. В фонде Эйзенштейна в РГАЛИ сохранилось 156 фотографий русской мебели, посуды и церковной утвари и 270 фотографий оружия.
К апрелю 1941 года Эйзенштейн написал первый вариант литературного сценария и уже начинал подбирать актёров. Но тут началась Великая Отечественная война. Режиссёр эвакуировался вместе с «Мосфильмом» в Алма-Ату, где продолжил работу над сценарием. Текст, по его словам, постепенно начал прорастать, как «мешок картошки на теплой кухне», «массой маленьких эпизодов, реплик, ремарок».
К концу первого военного года двухсотстраничный сценарий был готов. Виктор Шкловский утверждал, что он был «работой противоречивой, спорной и очень тщательной», с «очень сложными, открытыми и договоренными» примечаниями.
Сценарий был направлен для утверждения в Москву, где на много месяцев застрял. Красная армия наступала на всех фронтах, и вряд ли Сталин или Жданов имели время на изучение толстенных исторических фолиантов.
Тем временем, конкурент Эйзенштейна Алексей Толстой в феврале 1942 года представил свою пьесу «Иван Грозный». Произведение, одобренное властью, вызвало неоднозначные отзывы историков. А.Н. Толстой был раздражен и плохо пытался скрыть свое раздражение.
Эйзенштейн также рискнул отправить свой труд для отзыва в Институт истории СССР. В июне 1942 года Эйзенштейн получил замечания по литературному сценарию. Их было всего три: критиковался постоянный мотив «одиночества Ивана»; указывалось, что «близость Ивана Грозного народу» «антиисторична»; было обращено внимание на некоторые исторические неточности.
Только в сентябре 1943 года Эйзенштейн получил рецензию вождя на свой сценарий.
«Сценарий получился неплохой. Т. Эйзенштейн справился с задачей. Иван Грозный как прогрессивная сила своего времени и опричнина как его целесообразный инструмент вышли неплохо. Следовало бы поскорее пустить в дело сценарий».
Интересно, что Сталин просит «пустить в дело» сценарий, хотя фильм уже полгода находился в производстве.
В конце декабря 1944 года первая серия фильма была готова. Картина, в которой история была перевернута с ног на голову, стала выдающимся художественным произведением, а образ Ивана в картине получился мощным и глубоким.
В первой серии фильма Иван показан в разгар своей реформаторской деятельности и военных побед. Уже первый титр фильма гласил:
«Это фильм о человеке, который в XVI столетии впервые объединил нашу страну, о Московском князе, который из отдельных разобщенных и своекорыстных княжеств создал единое мощное государство».
7 декабря 1944 года собрался Большой художественный совет Государственного комитета по кинематографии, который должен был определить судьбу картины. Мнение Сталина о фильме было неизвестно. Первые выступавшие критиковали картину. Актер Алексей Дикий заявил: «Все актеры играют плохо». С ним были солидарны актеры Борис Бабочкин и Борис Чирков. Поэт и журналист Константин Симонов не увидел в герое Черкасова «человеческого», а только «политико-исторические тенденции». Правда, у картины нашлись авторитетные защитники, прежде всего знаменитые режиссеры: В.И. Пудовкин, Г.В. Александров, И.А. Пырьев, И.А. Савченко. Окончательный вердикт спустя некоторое время вынес Сталин: он потребовал включить авторов в число лауреатов Сталинской премии первой степени.
20 января 1945 года картина вышла в прокат. Первую серию «Ивана Грозного» показали в кинотеатре «Ударник». В фойе была устроена выставка костюмов. Фильм имел ошеломляющий успех. Появилось много статей, высоко оценивающих новую работу Эйзенштейна. Все улавливали в этом фильме перекличку с современностью. Ещё шла война, и патриотическое звучание первой серии, призывы к защите родной земли глубоко проникали в сердца зрителей.
Первая серия получила и международное признание. После московской премьеры последовало триумфальное шествие ленты по европейским экранам.

«Фильм Эйзенштейна „Иван Грозный“, который я увидел после второй мировой войны, представляется мне высшим достижением в жанре исторических фильмов. Эйзенштейн трактует историю поэтически, и, на мой взгляд, это превосходнейший метод её трактовки».
Чарли Чаплин
Вторая серия охватывает поздний этап жизни царя Ивана, начиная с 1564 года — основания опричнины. Интонация в трактовке образа царя резко изменяется. Иван Грозный представлен как деспот, охваченный собственными страхами и страстями, сеющий хаос по всей стране. Эйзенштейн завершил монтаж второй серии в конце 1945 года. Однако в прокат она так и не вышла, фактически оказавшись под запретом. В истории картины произошел неожиданный поворот.
1946 год начался для Эйзенштейна великолепно. Творческий коллектив Ивана Грозного получил Сталинскую премию, но буквально через несколько дней после награждения режиссёра сразил обширный инфаркт. Когда Эйзенштейн был в Кремлевской больнице, состоялся Художественный совет ГУК, который резко раскритиковал вторую серию «Ивана Грозного». В этот раз режиссеры не стали поддерживать коллегу. Эйзенштейн во второй серии отошел от более рационального образа царя, созданного в трудах историков XIX века, и вернулся к образу тирана, восходящему к Карамзину.
Режиссер не принял критику, он вновь понадеялся на верховного судью, чье мнение перевешивало десять худсоветов.
Сталин посмотрел ленту только в августе 1946 года, и его вердикт был категоричен: «Не фильм, а какой-то кошмар!» Причиной этому исследователи считают недовольство Сталина, посмотревшего картину и увидевшему в ней некие параллели с собственным правлением.
Михаил Ромм позже утверждал, что это была картина о «трагедии тирании. «В ней нет грубых исторических параллелей, но они ощущаются во всем строе <…> в подтексте каждого эпизода».
После разгромной критики вторая серия «Ивана Грозного» была запрещена, с проката была также снята первая серия. Эйзенштейн не сразу смирился с поражением, он писал Сталину письма и просил об аудиенции, что также подрывает версию об изначальном антитоталитарном замысле. 26 февраля 1947 года вождь принял Сергея Эйзенштейна. На этой знаменитой встрече присутствовали актер Николай Черкасов и ближайшие сподвижники Сталина Вячеслав Молотов и Андрей Жданов.
В конце беседы Сталин согласился с тем, чтобы дать режиссеру возможность исправить вторую серию, добавив эпизоды из первоначального сценария. Мастера не ограничивали во времени, но он так и не приступил к переделкам. Тяжелобольной режиссер не мог и не хотел исправлять картину, которую в другом виде уже не представлял.
В оставшемся оригинальном варианте, отвергнутом Сталиным, вторая серия «Ивана Грозного» вышла на экраны только в 1958 году и была признана последним шедевром мастера.
Съёмки третьей серии были прекращены по причине смерти Эйзенштейна (но сохранились её фрагменты, подробный сценарий, написанный режиссёром, а также осталось много подготовительного материала). Небольшой фрагмент третьей серии «Рыцарь Штаден на опричном дворе» и другие были представлены зрителю в 1988 году.

Актеры и роли
Съемки фильма
«Иван Грозный» снимался в тяжелейших условиях эвакуации на киностудии ЦОКС в Алма-Ате. Правительство Казахской ССР предоставило группе Эйзенштейна недавно отстроенный в столице Дом культуры, зрительный зал и сцена которого служили в качестве кинопавильона.
Съемки начались в 1943 году . Ресурсы и время были ограничены, поэтому Эйзенштейн решил снимать все три серии одновременно. Условия работы в Алма-Ате сильно отличались от столичных: зачастую снимать приходилось по ночам из-за проблем с электричеством, съемочная группа порой натурально голодала, работала на износ. Фильм снимался во время войны, большинство актёров были голодными. Во время съёмок еду на столах, которая попадала на экран, смазывали керосином, чтобы её никто не ел. Кроме того, создателям приходилось вновь и вновь сталкиваться с администрацией, участвовать в спорах и прениях, оправдываться за перерасчет средств и часов. В какой-то момент Эйзенштейну пришлось написать письмо лично Сталину с просьбой, чтобы ему дали спокойно работать. На какое-то время режиссера оставили в покое, но в дальнейшем доверие, оказанное ему начальством, оправдать не получилось.
Декорации строили из подручных материалов. Когда закончилась фанера, щиты стали изготавливать из местного кустарника – чия. Плетут из него маты, кладут на пол под кошмы. Когда начали делать декорации к «Ивану Грозному», то набивали на брусья маты из чия, а потом их штукатурили. Можно только поражаться, как умел Эйзенштейн при скромных возможностях военного времени создать прекрасные декорации соборов и царских палат.
Художником фильма являлся И. Шпинель, но при разработке эскизов костюмов ему активно помогал Эйзенштейн. Режиссер также лично контролировал и пошив одежды. В разработке эскизов и костюмов Сергей Михайлович опирался на собственный дар блистательного художника-графика. Он нарисовал более двух тысяч набросков для картины, добиваясь того, чтобы костюм подчёркивал характеристику действующего лица. Он с неутомимым вниманием следил за второстепенными, казалось бы, аксессуарами — за утварью, за предметами культа, добиваясь выразительности мельчайших деталей, стилистического единства всех подробностей. В 1973 году костюм Ивана Грозного был использован в фильме «Иван Васильевич меняет профессию».
Из Москвы возили реквизит – златотканые ризы, огромные подсвечники, алтари. В съёмках использовался иконостас храма Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве. Предметы для фильма собирали и по Казахстану. Начальник цеха реквизитов Глеб Шандыбин вспоминал: «Сергей Михайлович приходил к нам с художником Шпинелем, разбирался в реквизите, отбирал нужное и часами объяснял нам значение каждой вещи для картины. Мелочей для него не было, всему, чему суждено было попасть в кадр, он уделял исключительное внимание, каждая деталь реквизита играла в фильме свою роль, имела свой «голос» в кадре».
На картине работали два оператора: Эдуард Тиссэ, снимавший натуру, и Андрей Москвин, которого режиссёр специально пригласил для павильонных съёмок. Портретные съёмки оператора Москвина могли бы составить гордость любой кинематографии. «Иван Грозный» — один из ярчайших в истории мирового кино примеров живописного кинематографа. Часть оригинального негатива фильма снята американской камерой Mitchell BNC. Это была одна из восьми таких камер, поставленных в СССР во время Великой Отечественной войны в рамках ленд-лиза.
На съёмочной площадке Эйзенштейн много экспериментировал, варьировал, делал десятки вариантов одного кадра. Режиссёр понимал, что вторая серия полемичнее политически, но сильнее драматургически, поэтому он делал все, чтобы сократить разрыв между выпуском двух серий до минимума. Многие сцены второй серии снимались одновременно с первой, а некоторые сначала предназначались для первой серии и только в процессе монтажа оказались во второй (например, сцены детства Ивана).
Эйзенштейн делал режиссёрские разработки характеров действующих лиц и выстраивал непрерывную линию поведения персонажей сразу для всего фильма. Экспериментировал с цветом — поэтому в черно-белой картине появился яркий очень эмоциональный цветной кусок.
Несмотря на все ограничения, трудно сравнить «Ивана Грозного» с каким-либо другим советским фильмом 1940-х годов по масштабности и размаху. Декорации, костюмы, массовка, тяжелейшая для съёмок сцена осады Казани из первой серии — все это по степени проработки и технического совершенства было сделано на пределе возможностей.
В июле 1944 года съёмочный коллектив был уже в Москве, в знакомых павильонах «Мосфильма» на Потылихе. Последние досъёмки, монтаж, озвучание — теперь работа над первой серией быстро двигалась к концу. Съёмки завершили в 1944 году.
Эйзенштейн применил множество новаторских техник и в операторской работе, и в режиссуре. Фильм снят с размахом, которым не может похвастаться ни один «Титаник». Это и тысячи статистов, и декорации дворцов и церквей, и костюмы, и предметы быта, точно соответствующие эпохе. И музыка великого Прокофьева к фильму получила известность как самостоятельное произведение, в том числе в нескольких исполнительских редакциях, осуществлённых другими композиторами. На её основе были созданы балеты и оратории.
«Иван Грозный» и сегодня удивляет своим необыкновенным киноязыком, сложностью мизансцен, выразительностью буквально каждого кадра. Многочисленные крупные планы лиц и некоторая театральность в игре актеров нисколько не мешают, наоборот, их выразительность помогает полнее ощутить дух того страшного времени, понять его и принять. Каждый кадр здесь, каждый эпизод полны символов и смысла.
Перед нами величайшее полотно величайшего мастера и творца. Перед нами история великого царя, рассказанная великим режиссером так, как будто он сам был очевидцем тех событий. Перед нами русский киноэпос «Иван Грозный».

Экранизация
В начале 1950-х возник план по пересъемке советской киноклассики в цвете: готовились новые фильмы об Александре Невском, Петре I, Кутузове. Нового «Ивана Грозного» должен был снимать великий комедиограф Иван Пырьев. Режиссер, по словам историка кино Г. Марьямова, «поработав над материалами и ознакомившись со сценарными набросками привлеченного к этой работе поэта Сельвинского, тихо от него отошел».
В середине 1930-х Театр Вахтангова заказал опальному Михаилу Булгакову комедию об Иване Грозном. Однако готовый спектакль был запрещен перед премьерой как искажающий образ великого правителя. В 1973 году на экраны вышел фильм «Иван Васильевич меняет профессию» режиссера Леонида Гайдая, поставленный по пьесе опального драматурга. И это была, пожалуй, самая неожиданная интерпретация Грозного.
В конце 1980-х Иван Грозный стал в общественно-политических дискуссиях весьма актуальным персонажем, в нем видели предтечу Сталина, а опричнину сравнивали с массовыми репрессиями. На излете перестройки незаметно прошли два фильма «Гроза над Русью» и «Иван Грозный» — оба по мотивам «Князя Серебряного» А.К. Толстого, произведения, весьма критичного к деятельности царя.
4 ноября 2009 года в День народного единства на экраны вышла драма «Царь» режиссера Павла Лунгина по сценарию Алексея Иванова.
Музыка к фильму
История работы Сергея Прокофьева над музыкой к «Ивану Грозному» восходит к началу января 1941 года, когда режиссёр Сергей Эйзенштейн получил заказ на постановку фильма об Иване Грозном от руководства Госкино. Не дожидаясь начала съёмок, Прокофьев сочинял музыку, руководствуясь подробными режиссёрскими разработками и рисунками Эйзенштейна.
В музыке «Ивана Грозного» (как и в предыдущей совместной работе композитора и режиссёра – «Александре Невском») воплотились лучшие черты творчества Прокофьева – способность создавать героические образы и проникновенные лирические сцены. Эта музыка, конечно, далеко выходит за рамки иллюстративного материала к кинокадрам, музыкальный сюжет здесь вполне автономен. Способствует тому и сквозное драматическое развитие, и симфонический, оперный характер музыки, и высокая смысловая нагрузка самого музыкального текста.
По некоторым свидетельствам, в начале 1940-х годов, то есть в период работы над фильмом, у Прокофьева имелся замысел оперы «Иван Грозный», которую он (как и постановку завершавшейся в те годы оперы «Война и мир») намеревался осуществить совместно с Эйзенштейном. В любом случае, оперный характер музыки Прокофьева к «Ивану Грозному» очевиден, в отличие от гораздо более простой по драматургии музыки к «Александру Невскому».
Как известно, уже вторая серия фильма Сталину не понравилась из-за откровенного показа Эйзенштейном садизма опричников, которому режиссёр, по мнению Сталина, не нашёл в фильме достаточно убедительного оправдания. Музыка Прокофьева к сценам жестоких братоубийств (более смелая, чем в первой серии не только в мелодическом плане, но и в инструментовке – много редких ударных и даже саксофон) добавила им жути. Прокофьев написал к фильму не только «чистую» оркестровую музыку, но также несколько оригинальных стилизаций на темы русских литургических песнопений. Торжественное «Многолетие» из сцены коронации получило по свидетельствам современных московских регентов широкое распространение, где ныне и фигурирует под названием «Многолетие Прокофьева».
Интересно, что мелодический материал знаменитой арии Кутузова из оперы «Война и мир» взят композитором из музыки к «Ивану Грозному» (под нажимом Кабалевского, требовавшего хитовых мелодий), где соответствующий эпизод носит название «Степь татарская». А в остальном, вопреки своей обычной практике, композитор ни под каким видом не хотел использовать эту музыку в транскрипциях, может быть, ждал, когда можно будет оперу про царя написать. И, видимо, не зря в этом сочинении номера в духе Мусоргского соседствуют с духовными православными песнопениями, а история Ивана Грозного предстаёт как повествование о гибели души, утверждающее нормы христианской морали.
Музыка Сергея Прокофьева к одноимённому фильму Сергея Эйзенштейна получила известность как самостоятельное произведение, в том числе в нескольких исполнительских редакциях, осуществлённых другими композиторами.
В советское время были осуществлены несколько исполнительских редакций киномузыки Прокофьева. В 1962 году композитор и дирижёр Абрам Стасевич, под управлением которого звучала музыка в фильме, составил из музыки Прокофьева ораторию «Иван Грозный».
Композитор Михаил Чулаки создал на музыку Прокофьева одноимённый балет с либретто Юрия Григоровича, поставленный в Большом театре феврале 1975 года и в Гранд-опера в 1976 году. Спектакль экранизирован под названием «Грозный век» в 1978 году. 
Полная партитура оригинальной музыки к фильму была отредактирована Ириной Медведевой и Мариной Рахмановой и издана в 1997 году при участии Музея музыкальной культуры имени Глинки.
Произведение Прокофьева исполняется в настоящее время как в виде оратории и балета, так и в полной версии авторской партитуры.
Песню «Океан-море» и «Песню про бобра» (Колыбельную Ефросиньи) в фильме исполнила Ирма Яунзем (в титрах не значится) – советская певица, солистка Московской филармонии, репертуар которой насчитывал более тысячи песен.
С 1920-х годов Ирма Петровна собирала и включала в свой репертуар песни народов мира.  В 1934-1935 годах в поисках песен принимала участие в этнографических экспедициях по республикам Средней Азии. В годы Великой Отечественной войны выступала с концертами на фронтах и в тылу.
С 1950 года преподавала в училище им. М.И. Ипполитова-Иванова. В 1968 году вышла в свет её книга «Человек идёт за песней».
Полезные ссылки
Авторы
  • Екатерина Миронова
  • Ольга Серегина
  • Ирина Шульте
Источники
  • culture.ru
  • kinopoisk.ru
  • kino-teatr.ru
  • ru.wikipedia