Доживём до понедельника
фильм о школе, драма
1968 год

Киностудия имени М. Горького

Режиссёр: Станислав Ростоцкий

Оператор: Вячеслав Шумский

Сценарий: Георгий Полонский

Композитор: Кирилл Молчанов

Художник: Борис Дуленков
Награды


1969 год

Главный приз
VI Международного кинофестиваля
в Москве


1970 год

Государственная
премия
СССР


1968 год

Лучший фильм
по опросу журнала "Советский экран"
Актёрский состав
Ирина Печерникова
Вячеслав Тихонов
Светлана Михайловна, завуч школы, учительница русского языка и литературы
Ольга Остроумова
Рита Черкасова
Валерий Зубарев
Генка Шестопал
Нина Меньшикова
Илья Семёнович Мельников, учитель истории
Игорь Старыгин
Костя Батищев
Наталья Сергеевна Горелова, учительница английского языка
Советская и российская актриса театра и кино. Заслуженная артистка РСФСР.
Родилась 2 сентября 1945 года в Грозном.
Уже на втором курсе Школы-студии МХАТ у Ирины Печерниковой появились интересные и сложные работы в театре. Окончив институт в 1966 году, она стала работать в Московском театре им. Ленинского комсомола, с 1968 года – в Академическом театре им. Вл. Маяковского. В 1978–1990 годах играла в Малом театре. Она была востребованной театральной актрисой, играла ведущие роли репертуара.
В кино дебютировала в 1967 году – в роли донны Анны в картине «Каменный гость». Однако самой знаменитой её ролью, пожалуй, по сей день остаётся учительница английского языка в доброй картине о школе «Доживём до понедельника». Снималась в фильмах «Щит и меч», «Вариант «Омега », «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», «Два капитана», «Голубой карбункул» и других.
В 1990-е годы в связи с распадом Советского Союза Ирина Печерникова находилась в затяжном творческом кризисе. К творческим неудачам и невостребованности добавились проблемы со здоровьем. Однако актриса мужественно справилась со всеми напастями и вернулась к работе, её вновь стали приглашать в кино и на телевидение.
Скончалась 1 сентября 2020 года за день до своего 75-летия.
Советский актер кино.
Родился 10 июня 1952 года в Москве. С 7 лет снимался в фильмах для детей и юношества.
В 1959 году мама решила привести сына на кастинг в киностудию им. М. Горького. Там его утвердили на роль Сергуньки в военной драме «Спасённое поколение».
После школы пробовал поступить во ВГИК, однако его не приняли, якобы заявив, что ему нечему больше учиться, он и так всё знает. В итоге Зубарев окончил торговый техникум. От предложений сниматься в кино категорически отказывался.
Несмотря на смену профессии, роли, сыгранные Валерием Зубаревым, прочно вошли в золотой фонд советского кинематографа. В 1963-м году его утвердили на главную роль Пашки-«Спартака» в приключенческую ленту «Тайна».
Через год принял участие в съёмках мелодрамы «Девочка и эхо». Далее была роль Юры «Кай» в экранизации «Дубравка». Но настоящая популярность ждала Валерия впереди. Премьера картины «Доживём до понедельника» произвела настоящий фурор. Можно с уверенностью сказать, что герой актёра Генка Шестопал – лучшая его роль.
Всего в творческой биографии Валерия Зубарева насчитывается 20 кинолент («Сыновья уходят в бой», «Нина», «Мушкетёры 4 «А», «Спасённое имя» и другие). Последний раз сыграл в киноальманахе «Поклонник» в 1973 году. Пробовал свои силы на радио, принял участие в постановке «Мёртвая зона» по произведению С. Кинга, озвучил с десяток картин.
Несмотря на то, что актёр расстался с кинематографом, его творческая натура даёт о себе знать. Валерий пишет замечательные стихи. О былой популярности не вспоминает и не жалеет, что не связал судьбу с миром кино.
Советский и российский актер театра и кино. Заслуженный артист России.
Родился 13 июня 1946 года в Москве.
В детстве мечтал быть похожим на деда, который служил в НКВД, втайне играл с его пистолетом и готовился к поступлению в разведку. С пятого класса стал посещать театральную студию, больше из-за влюбленности, чем из желания блистать на сцене. Но, так и не решившись признаться в любви, Старыгин закончил школу, и пришло время думать об институте.
Он решил поступать на юридический факультет МГУ. Однако экзамены в МГУ были в июле, в то время как во все театральные вузы – в мае. Друзья Игоря решили попробовать поступать в ГИТИС, он пошёл с ними за компанию, вышел к комиссии и прочитал отрывок из «Василия Тёркина», которого учил в 5-м классе. Образ совершенно не подходил к его данным, но комиссия перевела его сразу же на третий тур, а после его зачислили вуз. По окончании учёбы актёр сменил несколько театров: был актёром Московского ТЮЗа, работал в Театре им. Моссовета, театре-студии «У Никитских ворот». В 1996–2000 годах – актёр Московского художественного академического театра им. М. Горького.
Известность к актёру пришла уже на 4-м курсе, когда Старыгин сыграл роль Батищева в картине «Доживём до понедельника». Затем были картины «Адъютант его превосходительства», «Под крышами Монмартра», «Д’Артаньян и три мушкетёра», «Впервые замужем», «Змеелов» и другие.
Скончался 8 ноября 2009 года, похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.
Советская и российская актриса театра и кино. Народная артистка России.
Родилась 21 сентября 1947 года в Бугуруслане Оренбургской области.
В школе Ольга Остроумова не участвовала ни в какой художественной самодеятельности, поэтому друзья, родители и учителя были очень удивлены её решением ехать в Москву и поступать в ГИТИС. Тем не менее, она успешно прошла вступительные испытания и в 1966 году стала студенткой ГИТИСа, который окончила в 1970 году уже артисткой труппы Московского ТЮЗа. С 1973 по 1983 год была актрисой Театра на Малой Бронной, затем – Театра им. Моссовета, в котором служит по сей день.
Первая же роль актрисы в картине С.И. Ростоцкого «Доживём до понедельника» оказалась звёздной. А уж после выхода фильма «А зори здесь тихие», где она исполнила роль Жени Комельковой, никто не сомневался, что Остроумову ждёт большое актёрское будущее. За свою творческую карьеру актриса сыграла множество интересных ролей в театре, кино и на телевидении. Она снималась в фильмах и сериалах «Любовь земная», «Гараж», «Василий и Василиса», «Безумный день инженера Баркасова», «Бедная Настя», «Не родись красивой», «Адмирал» и других.
В настоящее время Ольга Михайловна продолжает активно работать в театре и кино.
Советская и российская актриса. Народная артистка РСФСР.
Родилась в Москве 8 августа 1928 года. С началом первых военных действий семью отправили в эвакуацию. В 1943 году Меньшикова переехала обратно в столицу, окончила школу, поступила во ВГИК.
Дипломными работами студентки стали роли в постановках «Юность Петра» и «Анна Каренина», за исполнение которых ей назначили сталинскую стипендию.
Дебют в кино у артистки состоялся в 1954 году в короткометражной ленте «Переполох». Вскоре на экраны вышла драма Григория Чухрая «Баллада о солдате». Дальше в фильмографии артистки появилась комедия «Девчата», закрепившая успех Нины на экране. Лента «Доживём до понедельника» стала единственной в творчестве артистки, где она снялась у своего мужа, режиссёра Станислава Ростоцкого. За эту роль её наградили Государственной премией СССР. Она исполнила роли в фильмах «Сто дней после детства», «В небе «Ночные ведьмы», «Господин гимназист», «Конец операции «Резидент», «Визит к Минотавру», «Шапка», а также в сериалах «Евлампия Романова. Следствие ведёт дилетант 1», «Опера 1. Хроники убойного отдела» и других. В 2006 году актриса последний раз появилась на съёмочной площадке . Всего она сыграла более 60 ролей в кинофильмах и спектаклях.
Со своим мужем, Станиславом Ростоцким, актриса прожила всю жизнь. Их сын, Андрей Ростоцкий, продолжил династию актёров, снимался в фильмах, работал каскадёром и режиссёром. Внучка Ольга Ростоцкая также связала жизнь с киноиндустрией.
Умерла актриса 26 декабря 2007 года в Москве.
Советский и российский актер. Народный артист СССР (1974), Герой Социалистического Труда (1982). Лауреат Ленинской премии (1980) и Государственной премии СССР (1970).
Родился 8 февраля 1928 года в Павловском Посаде.
В 1950 году с отличием окончил ВГИК, мастерскую Б.В. Бибикова и О.И. Пыжовой, и поступил работать в Театр-студию киноактёра.
Творческий импульс Тихонову дал фильм «Молодая гвардия» (1948). В 1957 году он стал актёром ЦКДЮФ имени М. Горького. В этом же году на киноэкраны вышел фильм С.И. Ростоцкого «Дело было в Пенькове», где Тихонов сыграл роль тракториста Матвея Морозова. Эта роль принесла актёру зрительское признание.
Во второй половине 1960-х годов Вячеслав Васильевич сделал большой шаг к вершинам актёрского мастерства – им была сыграна роль Андрея Болконского в эпопее Сергея Бондарчука «Война и мир». Затем он блестяще сыграл учителя Мельникова в фильме Станислава Ростоцкого «Доживём до понедельника».
В телесериале Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» у Тихонова самая известная его роль – разведчик Исаев-Штирлиц. Похожую роль сотрудника советских спецслужб актёр исполнил в телесериале «ТАСС уполномочен заявить…» по роману того же Ю.С. Семёнова, окончательно укрепив свой образ образцового советского разведчика.
В 1977 году снялся в главной роли в фильме «Белый Бим Черное Ухо».
Последней его киноролью стала роль Бога в фильме Эльдара Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви».
Умер актёр 4 декабря 2009 года в Москве.
Сюжет



Три дня – четверг, пятница, суббота – из жизни 9-го класса обычной советской средней школы в середине осени.
В школу пришла преподавать английский язык недавняя её выпускница Наташа – ныне Наталья Сергеевна Горелова (Ирина Печерникова). Историю в этой школе преподаёт бывший наставник Наташи – Илья Семёнович Мельников (Вячеслав Тихонов).
Любимец учеников и талантливый педагог, бывший офицер-фронтовик Илья Семёнович, несмотря на солидный возраст, холост, живёт с матерью (Ольга Жизнева). Он настолько прям, принципиален и требователен к другим, что часто создаёт конфликты. Так, в резкой форме он делает публично замечание учительнице начальных классов Таисии Николаевне (Нина Емельянова) за её неграмотную речь, выговаривает матери двоечника Левикова (Любовь Соколова), которому вопреки совести «натянул» тройку, одной ученице за её отца, приславшего письмо с несогласием с выставляемыми его дочери оценками. В Мельникове зреет и внутренний конфликт – ощущение возраста, невоплощённость идеалов молодости, несовершенство мира, слабая возможность изменить его, неблагодарность учеников, невозможность ответить на чувства молодой коллеги Наташи отзываются болью в его сердце.


Три дня из жизни школы. За это время возникает конфликт между педагогами и девятиклассниками. Учитель истории Мельников много размышляет, строго и требовательно спрашивает. Ему знакомы и сомнения, и моменты усталости, и неудовлетворенность. Сам учитель бывает не всегда прав. Но он борется, ищет, любит, преодолевает трудности и сомнения.
Классный руководитель помогает своим воспитанникам найти правильный подход во взаимоотношениях с педагогами.
ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ?
Илью Семёновича окружают разные люди, у каждого из которых собственные сложности в жизни. Завуч Светлана Михайловна (Нина Меньшикова), преподаватель русского языка и литературы с двадцатилетним стажем, назидательна, суха и строга, она страдает от несложившейся личной жизни, пытается найти смысл в работе учителем, втайне даже от самой себя ревнует Мельникова и к работе, и к ученикам, а теперь и к Наташе Гореловой. Девятиклассник Гена Шестопал (Валерий Зубарев) влюблён в одноклассницу Риту Черкасову (Ольга Остроумова), но она не воспринимает его всерьёз, ей нравится циничный неформальный лидер класса – красавчик Костя Батищев (Игорь Старыгин).
История создания фильма
Сценарием картины послужила дипломная работа начинающего кинодраматурга Георгия Полонского, педагога по первому образованию. «Я учился в то время на Высших сценарных курсах, и «Доживём до понедельника» был моим дипломным сценарием, – вспоминал сценарист. – К счастью, когда сценарий был готов, его дальнейшим продвижением занялся мой педагог Иосиф Ольшанский. Он дал прочитать его директору студии им. Горького…»
Позже Полонский переработал сценарий в киноповесть «Журавль в небе». Прочитав сценарий, Станислав Ростоцкий принял решение поставить по нему фильм. Однако лента «Доживём до понедельника» могла не дойти до зрителя. Отправив в Госкино сценарий, написанный в соавторстве с молодым сценаристом Георгием Полонским, Ростоцкий так и не дождался ответа. И с одобрения директора Киностудии имени Горького начал съёмки на свой страх и риск. Спасло картину лишь то, что авторы успели снять её в рекордно короткие сроки – за три с половиной месяца. Режиссёр рассказывал: «Мы послали в Госкино литературный сценарий, потом режиссёрский, но ответа всё не было и не было. Тогда Бритиков на свой страх и риск принял решение начать съёмки. По тем временам это было неслыханно и грозило ему большими неприятностями. Мы прекрасно понимали, что каждую минуту фильм могут закрыть, поэтому съёмки проходили очень быстро – мы сняли фильм всего за три с половиной месяца».
Но уже после того, как фильм уже был полностью закончен, его не сразу выпустили в прокат. Из Госкино пришло письмо, в котором было сказано, что запуск фильма «Доживём до понедельника» был самой большой ошибкой киностудии им. Горького. История о школьном учителе истории, вставшем на сторону ученика в конфликте с завучем, показалась Госкино слишком острой. Съёмки пытались запретить, но к тому моменту фильм был уже готов. После длинной беседы режиссёру предложили внести в картину 28 поправок. Ростоцкий согласился на три, остальное удалось отстоять.
Фильм полгода пролежал на полке, и только после закрытого показа на Всесоюзном съезде учителей, который проходил 2–4 июля 1968 года в Москве, было решено всё же начать его прокат.
Как вспоминал Станислав Ростоцкий: «Первые десять минут в зале стояла настораживающая тишина. Затем раздался чей-то смешок. Потом кто-то достал платок и начал вытирать слёзы. Когда пошли финальные титры, зал встал, устроив десятиминутную овацию. Учителя всего Советского Союза хором скандировали: «Молодцы!»
Делегаты съезда встретили фильм восторженно: после окончания сеанса весь зал аплодировал стоя, что даже нашло отражение в журналистских материалах. Они рукоплескали смелости дуэта маститого режиссёра Станислава Ростоцкого и молодого сценариста Георгия Полонского, которым удалось создать галерею честных образов учеников и учителей и показать школьную жизнь без прикрас. После такой реакции учителей ленте был дан зелёный свет. Фильм вышел на экраны СССР 28 октября 1968 года и был тепло принят публикой. По результатам опроса читателей журнала «Советский экран» картина была признана лучшим фильмом 1968 года.
В 1969 году фильм «Доживём до понедельника» был удостоен Гран-при VI Московского международного кинофестиваля, а в 1970 году стал лауреатом Государственной премии СССР.

Актёры и роли

.

Юрий Чернов
Людмила Архарова
Михаил Зимин
На роль учительницы английского языка пробы проходили Светлана Светличная и Валентина Шендрикова, но режиссер выбрал «незасвеченное лицо» – Ирину Печерникову.
Эту роль Печерникова сыграла на одном дыхании, хотя поначалу тоже хотела от неё отказаться: «Я без вдохновения отнеслась к предложению сниматься в фильме про школу. Подумалось, что будет типичная идеологическая ерунда. Но прочла сценарий и загорелась! Вообще съёмки в «Доживём до понедельника» работой никак не назовёшь. Было ощущение семьи, в которой все хотят, чтобы было хорошо. И когда сейчас меня спрашивают, как я работала над ролью, я не знаю, что ответить. Я же не могу сказать, что не работала, а только радовалась».
Успех картине принесли не только замечательные сценарий и режиссура, не только работа мэтров, но и старания юных исполнителей.
В картине «Доживём до понедельника» 21-летняя Ольга Остроумова сыграла красотку-десятиклассницу Риту Черкасову, в которую влюблены многие одноклассники. Актриса, для которой эта роль стала дебютом в кино, сначала сильно волновалась, из-за чего на съёмочной площадке происходили различные курьёзы. В эпизоде, когда её героиня даёт пощечину Гене Шестопалову, Остроумова в первом дубле перестаралась и очень сильно ударила Валерия Зубарева. След от удара долго не проходил, и актёру пришлось делать примочки. При съёмке следующих дублей Зубарев, испытав на себе силу удара Остроумовой, невольно жмурился в ожидании оплеухи, и кадры оказывались забракованными. В конце концов, решено было оставить самый первый вариант.
Валерий Зубарев, сыгравший Генку Шестопалова, с 7 лет много снимался в детских и юношеских картинах. Однако во ВГИК его не приняли, объяснив, что ему нечему учиться, – он и так уже все знает и умеет.
Юную Людочку Архарову заметил ассистент режиссёра картины «Доживём до понедельника» – она как раз не поступила в Щукинское училище. После съёмок в фильме на неё обратили внимание другие режиссёры.
Именно герою Чернова – ученику Сыромятникову – в «Доживём до понедельника» принадлежит знаменитый киношный перл «Вообще после Петра Первого России очень не везло на царей – это уже моё личное мнение». Артист рассказывал, что на съёмки фильма он попал случайно – студентом Чернов подрабатывал на киностудии Горького, его взяли в массовку картины о полководце Блюхере на роль красногвардейца. «Я в гриме шёл по студии, и это увидела второй режиссёр Ростоцкого Зоя Курдюмова, – вспоминал артист в одном из интервью. – Позвала к ребятам, которым предстояло играть школьников. И Валерка Зубарев рассмеялся: «А вот и будущий Сыромятников!» И Ростоцкий утвердил на роль. Без проб».
Школьников играли в основном студенты театральных училищ. Для съёмок в фильме им пришлось вновь облачиться в школьную форму. Костюмеры достали новые наряды, которые всем пришлись по душе. Но вот Юрию Чернову, исполнителю роли Сыромятникова, посоветовали свою форму «отфактурить» (поистрепать), дабы лучше соответствовать образу двоечника. Пришлось актёру отправляться в новеньком костюме играть в футбол и валяться в грязи. Кстати, портфель Чернов тоже решил привести почти в негодность: на поле его использовали вместо мяча. «Мяча не было, поэтому играли моим портфелем, и тётки, которые сидели на лавочках, на меня всё кричали: «Ты что, двоечник, портфель портишь? Мать покупает, а ты портишь!», а я бегаю в школьной форме и отвечаю им: «Мне, мамаши, это надо для работы!» – вспоминал Юрий Чернов.
55 лет назад вышел фильм Станислава Ростоцкого «Доживём до понедельника». Он стал визитной карточкой актрисы Ирины Печерниковой, а Вячеславу Тихонову помог отказаться от решения уйти из кино. Если бы не эта роль, зрители никогда бы не увидели Штирлица в его исполнении.
По словам Вячеслава Тихонова, он не был настроен играть в новом фильме Ростоцкого:
«Станислав Ростоцкий предложил сыграть учителя истории Мельникова в фильме «Доживём до понедельника». Я дважды отказывался, потому что после четырёх лет, проведённых в мире Льва Толстого, не хотел играть роль учителя. Решился после того, как Станислав поставил жесткое условие: «Если ты мне друг – будешь играть!» Фильм имел большой успех, а мне он помог снова поверить в себя».
Судьба актёров культовой кинокартины сложилась по-разному, однако, несмотря на это, всех их помнят и любят за прекрасные роли. А фраза Генки – «Счастье – это когда тебя понимают» – давно стала крылатой.
Картина стала ключевой в карьере многих актёров, а также навсегда внесла в историю отечественного кинематографа московскую школу, в которой проходили съёмки.
Фильм стал очень популярен и благодаря великолепной музыке, которая в нём звучит. В исполнении Вячеслава Тихонова в фильме звучит «Песня об иволге» («В этой роще берёзовой…»), музыку к которой написал Кирилл Молчанов на стихи Николая Заболоцкого. Светлана Михайловна в картине напевает песню «В нашем городе дождь» композитора Эдуарда Колмановского на стихи Евгения Евтушенко, а Рита Черкасова – романс «Я ехала домой…». Одним из ярких моментов этой кинокартины стало прозвучавшее в ней стихотворение Георгия Полонского:
Может быть, пора угомониться,
Но я, грешным делом, не люблю
Поговорку, что иметь синицу
Лучше, чем грустить по журавлю.
Я стою, машу ему, как другу,
Хочется мне думать про него,
Будто улетает он не к югу,
А в долину детства моего.
Пусть над нашей школой он покружит,
Благодарный передаст привет,
Пусть посмотрит, всё ли ещё служит
Старый наш учитель или нет.
Мы его не слушались, повесы,
Он же становился всё белей…
Помню, как любил он у Бернеса
Песню всё про тех же журавлей*…


Помню, мы затихли средь урока:
Плыл в окошке белый клин вдали…
Видимо, надеждой и упрёком
Служат человеку журавли...
Видимо, надеждой и упрёком
Служат человеку журавли...

Когда же актёр согласился, то выяснилось, что против его кандидатуры был Георгий Полонский, который считал, что Тихонов очень молод для роли Мельникова. Ему он казался слишком красивым и благополучным для его любимого героя. Сценаристу хотелось видеть героя непривлекательным внешне, с каким-то душевным надломом. Полонский представлял в образе Ильи Семёновича актёров постарше – например, Бориса Бабочкина или Зиновия Гердта. Тогда Ростоцкий предложил компромисс, заверив коллегу, что Тихонову наложат возрастной грим.
Позже Тихонов признавался, что режиссёр смог уловить сходство душевных переживаний героя и актёра в тот период его жизни: «Теперь уже, задним числом, я понимаю, что в этом и состоит талант режиссёра: увидеть в актёре то, что, может быть, он сам в себе даже не подозревает. Сейчас я осознаю, какое счастье, что я всё-таки сыграл Мельникова. Какое счастье, что Ростоцкий не отступил, настоял на своём и заставил меня сняться, и это помогло мне снова обрести веру в себя и вернуться в кинематограф…»
«Доживём до понедельника» – единственный фильм Станислава Ростоцкого, в котором режиссёр снял свою жену – актрису Нину Меньшикову. К Нине Евгеньевне однажды подошёл школьный учитель и поблагодарил за её роль. Актриса ответила, что, наверное, благодарить надо Тихонова – ведь мужчину-преподавателя сыграл он. «Да нет, вы не поняли! Это же я – Светлана Михайловна, которую вы сыграли!» – сказал в ответ зритель.
Роль Кости Батищева в фильме «Доживём до понедельника» стала первой яркой ролью для актёра Игоря Старыгина. По сценарию его герой был модником, но актёру никак не могли найти дефицитные джинсы подходящего размера. По счастью, на складе студии нашёлся отрез японской джинсовой материи, из которого костюмеры сшили брюки, украсив их подходящими заклёпками и ярлыком. Но этого Ростоцкому показалось недостаточно, и для завершения образа «фирмача» режиссёр отдал Старыгину свою роскошную американскую куртку, после чего удовлетворенно отметил: «Вот теперь ты пижон!».
На съёмках Ирина очень волновалась. Для этого у неё было целых два повода. Во-первых, она буквально боготворила Тихонова и очень переживала, что не будет ему соответствовать. От волнения актриса часто забывала слова, путала реплики… Все увещевания режиссёра на неё не действовали. Тогда Ростоцкий стал приглашать Печерникову и Тихонова вместе на мероприятия, назначать им больше совместных репетиций, чтобы актриса привыкла к знаменитому партнёру. Такой ход принёс свои плоды: Ирина перестала стесняться и всё пошло, как по маслу. Ирина Печерникова рассказывала: «Поначалу было очень страшно сниматься, так как у Ростоцкого всегда была одна и та же съёмочная группа, а я была новенькая. Да к тому же я тогда, как и полстраны, была тайно влюблена в Тихонова и очень его боялась. Меня на все внерабочие мероприятия брали с собой, чтобы я к нему привыкала. И вот однажды, когда всю съёмочную группу наградили поездкой в дом отдыха на Валдай, я зачем-то робко вошла к нему в номер, а он стоит на четвереньках посреди комнаты и совершенно зачарованно мне говорит: «Ира, посмотрите, какая красота!», и показывает на разложенные вокруг по всей комнате блесны, крючки и другие рыболовные снасти. Я посмотрела, и все мои страхи по отношению к нему улетучились. А потом многие годы зрители считали нас мужем и женой. Хотя он для меня всегда был просто очень любимым артистом». Отношения между актёрами после этого сложились замечательные.
Второй момент, за который очень переживала Печерникова, – это съёмки с учениками. Актрисе было крайне непросто играть сцены, где она взаимодействует со школьниками. Ростоцкому пришлось оставлять Ирину в классе с актёрами, игравшими учеников, чтобы она могла вжиться в образ своей героини. Эпизода, в котором ученики довели Наталью Сергеевну до слёз, сначала в сценарии не было. Он появился после того, как Печерникову отправили в класс репетировать с подростками. Молодые актёры разошлись, Ирина Викторовна никак не могла призвать их к порядку и провести репетицию. В конце концов от чувства бессилия актриса выскочила из класса вон и разрыдалась. Режиссёр немедленно решил, что именно такого эпизода фильму не хватает.
Зиновий Гердт
Борис Бабочкин
Валентина Шендрикова
Это не вранье, не небылицы.
Видели другие, видел я,
Как в ручную глупую синицу
Превратить пытались журавля.
Чтоб ему не видеть синей дали
И не отрываться от земли,
Грубо журавля окольцевали
И в журнал отметку занесли.
Спрятали в шкафу, связали крылья
Белой птице счастья моего,
Чтоб она дышала тёплой пылью
И не замечала ничего.
Но недаром птица в небе крепла.
Дураки остались в дураках.
Сломанная клетка, кучка пепла.
А журавлик снова в облаках.
Очень часто можно встретить формулировки: «песня из фильма «Доживём до понедельника» или «Журавлиная песня из фильма «Доживём до понедельника». Однако в фильме звучала только музыкальная тема – самой песни ещё не существовало. Музыку к кинокартине написал композитор Кирилл Молчанов. А сценарист фильма «Доживём до понедельника» Георгий Полонский уже после выхода картины написал к основной музыкальной теме стихи. Так появилась «Журавлиная песня». Конечно, люди начали ассоциировать её с фильмом, ведь мелодия уже была на слуху, а текст песни перекликался с сюжетом. «Журавлиная песня» - школьный вальс всех времён и поколений. С 1972 года песня стала часто исполняться детскими хорами.
Светлана Светличная
Съёмки
Один из примеров таких пространств – музей, посвящённый фильму «Доживём до понедельника». Это просторное помещение, прилегающее к одному из школьных коридоров, с мягкими пуфами, большим экраном, на котором показывают фильм, и уголком с экспонатами того времени: старыми школьными альбомами, чернильницами и знамёнами. Стены декорированы цитатами и кадрами из фильма, а также современными снимками. Так создатели музея хотели показать преемственность разных поколений.
«Когда фильм вышел, нас поразило, насколько он правдивый. Все проблемы, казалось, были из нашей жизни. В фильме молодая учительница английского приходит работать в свою школу, где работает историк, в которого она была влюблена в старших классах», – рассказывает педагог ГПОУ «1-й МОК» Лариса Васильевна Бобович, которая во время съёмок фильма училась в этой же школе в седьмом классе. Она, как и героиня фильма, позже вернулась в родные стены учителем.

Для съёмок фильма «Доживём до понедельника» Станислав Ростоцкий выбрал новый развивающийся район Москвы – Северное Медведково. Первоначально основной площадкой должна была стать школа № 274. Но она только открылась, образовательный процесс в ней ещё не был налажен, поэтому её директор киношникам отказал. Выбрали другую, постарше, которая к началу съёмок работала уже год. Директор школы № 234 Виктор Зайцев с радостью дал согласие – он понимал, что благодаря съёмкам в киноленте известного режиссёра учебное заведение войдёт в историю.
Фразу «Счастье – это когда тебя понимают» за одним из главных героев фильма уже полвека повторяют школьники и учителя по всей стране. Для молодой школы № 234 эти слова стали девизом, который актуален и сейчас, когда учебное учреждение входит в состав Первого московского образовательного комплекса, включающего в себя несколько образовательных организаций – от дошкольных групп до колледжа.Простую истину помнят в каждой из них — так говорит директор Первого МОК Юрий Мироненко. «Школа сильно изменилась, стала более технологичной, но стремление к пониманию ребенка остается неизменным. Вся моя работа и работа этого огромного комплекса, где учатся более семи тысяч детей, направлена на то, чтобы ребенка — в дошкольной группе, в школе или в колледже — понимали. Тогда он будет счастлив. Мы все для этого делаем: создаем комфортную среду обучения для ребят, где они могут чувствовать себя как дома. Наша фишка — это открытые образовательные пространства»

.

На экран ни она, ни её одноклассники не попали: кино снимали в основном не во время уроков, чтобы не мешать учебному процессу. Дети в массовых сценах – не ученики школы, их привозили специально для съёмок. Кроме того, далеко не всё снимали в школе, многие сцены поставлены в павильонах.
Для съёмок задействовали спортивный и актовый залы, а также переход из одной части здания в другую. Помните дождь, который идёт за окнами актового зала, пока герой Тихонова играет на пианино, слушая нотации героини Нины Меньшиковой – завуча Светланы Михайловны? Природное явление имитировали, поливая школу снаружи из пожарных шлангов. Эта сцена стоила директору немалых нервов: он очень переживал за новое здание, боялся, что его испортят.
«Мы знали, что в фильме снимаются потрясающие актёры, даже несколько раз видели некоторых из них. Например, Тихонова, Телегину – она репетировала одну сцену возле столовой, в которой её героиня моет полы. Ещё видели Печерникову. Она гримировалась в учительской, надевала короткий парик, так как волосы у неё были длинные. Помню свои впечатления от этой актрисы: такая миниатюрная, красивая», – делится воспоминаниями Лариса Бобович.
Сегодняшние ученики гордятся историей школы, которая началась со съемок культового отечественного фильма. Почти все смотрели «Доживем до понедельника». И даже те, кто не делал этого, знают, что картину снимали именно здесь, благодаря музею.
Цитаты
  • «Бумага стерпит всё. Можно написать на ней «На холмах Грузии...», а можно кляузу на соседа»
  • «Человеку необходимо состояние влюблённости. В кого-нибудь или во что-нибудь. Всегда. Всю дорогу. Иначе неинтересно жить»

  • «Это же невозможно объяснить счастье. Всё равно, что прикнопить к бумаге солнечный зайчик»

  • «И, вообще, после Петра Первого России ужасно не везло на царей. Это уже моё личное мнение»

  • «От большинства людей остаётся только тире между двумя датами»

  • «История – наука, которая делает человека гражданином»

  • «А Сыромятников списывает! Чужое счастье ворует!»

  • «Счастье – это когда тебя понимают»

  • «Вы просто ушли в себя и развели там пессимизм»

  • «Сеешь разумное, доброе, вечное... А вырастает белена и чертополох»

Дополнительная информация
Проверь себя
Авторы
  • Екатерина Миронова
  • Ольга Серегина
  • Ирина Шульте
Источники
  • culture.ru
  • kinopoisk.ru
  • kino-teatr.ru