На роль учительницы английского языка пробы проходили Светлана Светличная и Валентина Шендрикова, но режиссер выбрал «незасвеченное лицо» – Ирину Печерникову.
Эту роль Печерникова сыграла на одном дыхании, хотя поначалу тоже хотела от неё отказаться: «Я без вдохновения отнеслась к предложению сниматься в фильме про школу. Подумалось, что будет типичная идеологическая ерунда. Но прочла сценарий и загорелась! Вообще съёмки в «Доживём до понедельника» работой никак не назовёшь. Было ощущение семьи, в которой все хотят, чтобы было хорошо. И когда сейчас меня спрашивают, как я работала над ролью, я не знаю, что ответить. Я же не могу сказать, что не работала, а только радовалась».
Успех картине принесли не только замечательные сценарий и режиссура, не только работа мэтров, но и старания юных исполнителей.
В картине «Доживём до понедельника» 21-летняя Ольга Остроумова сыграла красотку-десятиклассницу Риту Черкасову, в которую влюблены многие одноклассники. Актриса, для которой эта роль стала дебютом в кино, сначала сильно волновалась, из-за чего на съёмочной площадке происходили различные курьёзы. В эпизоде, когда её героиня даёт пощечину Гене Шестопалову, Остроумова в первом дубле перестаралась и очень сильно ударила Валерия Зубарева. След от удара долго не проходил, и актёру пришлось делать примочки. При съёмке следующих дублей Зубарев, испытав на себе силу удара Остроумовой, невольно жмурился в ожидании оплеухи, и кадры оказывались забракованными. В конце концов, решено было оставить самый первый вариант.
Валерий Зубарев, сыгравший Генку Шестопалова, с 7 лет много снимался в детских и юношеских картинах. Однако во ВГИК его не приняли, объяснив, что ему нечему учиться, – он и так уже все знает и умеет.
Юную Людочку Архарову заметил ассистент режиссёра картины «Доживём до понедельника» – она как раз не поступила в Щукинское училище. После съёмок в фильме на неё обратили внимание другие режиссёры.
Именно герою Чернова – ученику Сыромятникову – в «Доживём до понедельника» принадлежит знаменитый киношный перл «Вообще после Петра Первого России очень не везло на царей – это уже моё личное мнение». Артист рассказывал, что на съёмки фильма он попал случайно – студентом Чернов подрабатывал на киностудии Горького, его взяли в массовку картины о полководце Блюхере на роль красногвардейца. «Я в гриме шёл по студии, и это увидела второй режиссёр Ростоцкого Зоя Курдюмова, – вспоминал артист в одном из интервью. – Позвала к ребятам, которым предстояло играть школьников. И Валерка Зубарев рассмеялся: «А вот и будущий Сыромятников!» И Ростоцкий утвердил на роль. Без проб».
Школьников играли в основном студенты театральных училищ. Для съёмок в фильме им пришлось вновь облачиться в школьную форму. Костюмеры достали новые наряды, которые всем пришлись по душе. Но вот Юрию Чернову, исполнителю роли Сыромятникова, посоветовали свою форму «отфактурить» (поистрепать), дабы лучше соответствовать образу двоечника. Пришлось актёру отправляться в новеньком костюме играть в футбол и валяться в грязи. Кстати, портфель Чернов тоже решил привести почти в негодность: на поле его использовали вместо мяча. «Мяча не было, поэтому играли моим портфелем, и тётки, которые сидели на лавочках, на меня всё кричали: «Ты что, двоечник, портфель портишь? Мать покупает, а ты портишь!», а я бегаю в школьной форме и отвечаю им: «Мне, мамаши, это надо для работы!» – вспоминал Юрий Чернов.
55 лет назад вышел фильм Станислава Ростоцкого «Доживём до понедельника». Он стал визитной карточкой актрисы Ирины Печерниковой, а Вячеславу Тихонову помог отказаться от решения уйти из кино. Если бы не эта роль, зрители никогда бы не увидели Штирлица в его исполнении.
По словам Вячеслава Тихонова, он не был настроен играть в новом фильме Ростоцкого:
«Станислав Ростоцкий предложил сыграть учителя истории Мельникова в фильме «Доживём до понедельника». Я дважды отказывался, потому что после четырёх лет, проведённых в мире Льва Толстого, не хотел играть роль учителя. Решился после того, как Станислав поставил жесткое условие: «Если ты мне друг – будешь играть!» Фильм имел большой успех, а мне он помог снова поверить в себя».
Судьба актёров культовой кинокартины сложилась по-разному, однако, несмотря на это, всех их помнят и любят за прекрасные роли. А фраза Генки – «Счастье – это когда тебя понимают» – давно стала крылатой.
Картина стала ключевой в карьере многих актёров, а также навсегда внесла в историю отечественного кинематографа московскую школу, в которой проходили съёмки.
Фильм стал очень популярен и благодаря великолепной музыке, которая в нём звучит. В исполнении Вячеслава Тихонова в фильме звучит «Песня об иволге» («В этой роще берёзовой…»), музыку к которой написал Кирилл Молчанов на стихи Николая Заболоцкого. Светлана Михайловна в картине напевает песню «В нашем городе дождь» композитора Эдуарда Колмановского на стихи Евгения Евтушенко, а Рита Черкасова – романс «Я ехала домой…». Одним из ярких моментов этой кинокартины стало прозвучавшее в ней стихотворение Георгия Полонского:
Может быть, пора угомониться,
Но я, грешным делом, не люблю
Поговорку, что иметь синицу
Лучше, чем грустить по журавлю.
Я стою, машу ему, как другу,
Хочется мне думать про него,
Будто улетает он не к югу,
А в долину детства моего.
Пусть над нашей школой он покружит,
Благодарный передаст привет,
Пусть посмотрит, всё ли ещё служит
Старый наш учитель или нет.
Мы его не слушались, повесы,
Он же становился всё белей…
Помню, как любил он у Бернеса
Песню всё про тех же журавлей*…
Помню, мы затихли средь урока:
Плыл в окошке белый клин вдали…
Видимо, надеждой и упрёком
Служат человеку журавли...
Видимо, надеждой и упрёком
Служат человеку журавли...
Когда же актёр согласился, то выяснилось, что против его кандидатуры был Георгий Полонский, который считал, что Тихонов очень молод для роли Мельникова. Ему он казался слишком красивым и благополучным для его любимого героя. Сценаристу хотелось видеть героя непривлекательным внешне, с каким-то душевным надломом. Полонский представлял в образе Ильи Семёновича актёров постарше – например, Бориса Бабочкина или Зиновия Гердта. Тогда Ростоцкий предложил компромисс, заверив коллегу, что Тихонову наложат возрастной грим.
Позже Тихонов признавался, что режиссёр смог уловить сходство душевных переживаний героя и актёра в тот период его жизни: «Теперь уже, задним числом, я понимаю, что в этом и состоит талант режиссёра: увидеть в актёре то, что, может быть, он сам в себе даже не подозревает. Сейчас я осознаю, какое счастье, что я всё-таки сыграл Мельникова. Какое счастье, что Ростоцкий не отступил, настоял на своём и заставил меня сняться, и это помогло мне снова обрести веру в себя и вернуться в кинематограф…»
«Доживём до понедельника» – единственный фильм Станислава Ростоцкого, в котором режиссёр снял свою жену – актрису Нину Меньшикову. К Нине Евгеньевне однажды подошёл школьный учитель и поблагодарил за её роль. Актриса ответила, что, наверное, благодарить надо Тихонова – ведь мужчину-преподавателя сыграл он. «Да нет, вы не поняли! Это же я – Светлана Михайловна, которую вы сыграли!» – сказал в ответ зритель.
Роль Кости Батищева в фильме «Доживём до понедельника» стала первой яркой ролью для актёра Игоря Старыгина. По сценарию его герой был модником, но актёру никак не могли найти дефицитные джинсы подходящего размера. По счастью, на складе студии нашёлся отрез японской джинсовой материи, из которого костюмеры сшили брюки, украсив их подходящими заклёпками и ярлыком. Но этого Ростоцкому показалось недостаточно, и для завершения образа «фирмача» режиссёр отдал Старыгину свою роскошную американскую куртку, после чего удовлетворенно отметил: «Вот теперь ты пижон!».
На съёмках Ирина очень волновалась. Для этого у неё было целых два повода. Во-первых, она буквально боготворила Тихонова и очень переживала, что не будет ему соответствовать. От волнения актриса часто забывала слова, путала реплики… Все увещевания режиссёра на неё не действовали. Тогда Ростоцкий стал приглашать Печерникову и Тихонова вместе на мероприятия, назначать им больше совместных репетиций, чтобы актриса привыкла к знаменитому партнёру. Такой ход принёс свои плоды: Ирина перестала стесняться и всё пошло, как по маслу. Ирина Печерникова рассказывала: «Поначалу было очень страшно сниматься, так как у Ростоцкого всегда была одна и та же съёмочная группа, а я была новенькая. Да к тому же я тогда, как и полстраны, была тайно влюблена в Тихонова и очень его боялась. Меня на все внерабочие мероприятия брали с собой, чтобы я к нему привыкала. И вот однажды, когда всю съёмочную группу наградили поездкой в дом отдыха на Валдай, я зачем-то робко вошла к нему в номер, а он стоит на четвереньках посреди комнаты и совершенно зачарованно мне говорит: «Ира, посмотрите, какая красота!», и показывает на разложенные вокруг по всей комнате блесны, крючки и другие рыболовные снасти. Я посмотрела, и все мои страхи по отношению к нему улетучились. А потом многие годы зрители считали нас мужем и женой. Хотя он для меня всегда был просто очень любимым артистом». Отношения между актёрами после этого сложились замечательные.
Второй момент, за который очень переживала Печерникова, – это съёмки с учениками. Актрисе было крайне непросто играть сцены, где она взаимодействует со школьниками. Ростоцкому пришлось оставлять Ирину в классе с актёрами, игравшими учеников, чтобы она могла вжиться в образ своей героини. Эпизода, в котором ученики довели Наталью Сергеевну до слёз, сначала в сценарии не было. Он появился после того, как Печерникову отправили в класс репетировать с подростками. Молодые актёры разошлись, Ирина Викторовна никак не могла призвать их к порядку и провести репетицию. В конце концов от чувства бессилия актриса выскочила из класса вон и разрыдалась. Режиссёр немедленно решил, что именно такого эпизода фильму не хватает.
Это не вранье, не небылицы.
Видели другие, видел я,
Как в ручную глупую синицу
Превратить пытались журавля.
Чтоб ему не видеть синей дали
И не отрываться от земли,
Грубо журавля окольцевали
И в журнал отметку занесли.
Спрятали в шкафу, связали крылья
Белой птице счастья моего,
Чтоб она дышала тёплой пылью
И не замечала ничего.
Но недаром птица в небе крепла.
Дураки остались в дураках.
Сломанная клетка, кучка пепла.
А журавлик снова в облаках.
Очень часто можно встретить формулировки: «песня из фильма «Доживём до понедельника» или «Журавлиная песня из фильма «Доживём до понедельника». Однако в фильме звучала только музыкальная тема – самой песни ещё не существовало. Музыку к кинокартине написал композитор Кирилл Молчанов. А сценарист фильма «Доживём до понедельника» Георгий Полонский уже после выхода картины написал к основной музыкальной теме стихи. Так появилась «Журавлиная песня». Конечно, люди начали ассоциировать её с фильмом, ведь мелодия уже была на слуху, а текст песни перекликался с сюжетом. «Журавлиная песня» - школьный вальс всех времён и поколений. С 1972 года песня стала часто исполняться детскими хорами.