Натурные съёмки
«Все средства передвижения были нами использованы, – рассказывал Вайншток после окончания «Детей капитана Гранта». – Двести километров пешком в высокогорных условиях, три тысячи восемьсот километров на автомобилях, поездом, под парусами, на аэроплане, а всего четырнадцать тысяч триста километров проделано нашей группой в южной экспедиции. Чегемское ущелье, водопады Твиберского перевала, вершины Тихтенгена, склоны Башиля, теснина Суазсу – вот наши советские места, заменявшие Кордильеры. На высоте трех с лишним тысяч метров над уровнем моря был разбит наш палаточный городок, из которого каждое утро с восходом солнца мы уходили на съёмку...».
В фильм также вошли пейзажные кадры, снятые на местах «действительных» событий – в Америке. Это случилось благодаря оператору «Мосфильма» В. Нильсену, который очень кстати оказался в США в служебной командировке и по просьбе режиссёра снял нужный видеоряд.
Актёры
В фильме «Дети капитана Гранта» дебютировал в кино Михаил Романов (капитан Джон Мангльс), хорошо известный режиссёр Яков Сегель снимался в роли Роберта.
Часть натурных съёмок проходила в Нальчике, где со школьником, первоначально утверждённым на роль отважного сына капитана Гранта – Роберта, возникла проблема: выяснилось, что подросток отчаянно боится лошадей, тогда как по сценарию его герою предстоит немало времени проводить в седле. Поэтому на съёмки срочно вызвали другого мальчика из числа прошедших кинопробы – им и оказался Яков Сегель. По воспоминаниям Сегеля, ездить верхом на лошади его научил всего за одну ночь режиссёр комбинированных съёмок фильма Александр Птушко, ранее служивший в Первой конной армии.
Тогда ещё молодой Николай Черкасов создал сочный образ чудаковатого профессора-географа Жака Паганеля.
Так смешна и забавна внешность этого чудака-француза, что зритель смеётся при первом же его появлении на экране. Но Черкасов и Вайншток не ограничились подчеркиванием лишь эксцентричности в облике героя. Их Паганель вызывает не только смех, но и горячее сочувствие. Он смел и отважен, он добр и отзывчив, он, как истинный француз, еще и галантен. И все это сыграно психологически тонко и точно. В трудную минуту, чтобы как-то приободрить друзей, Паганель поёт свою знаменитую «Песнь о капитане», стараясь скрыть слёзы, которые текут по его некрасивому, морщинистому лицу. Черкасов и Вайншток вложили столько искреннего чувства в этот эпизод, что во вставном, по сути дела, номере мы приобщаемся к великому мигу настоящего актёрского озарения.
Музыка в фильме
Музыка наполняет фильм с первого до последнего кадра. Не случайно к картине музыку писал Исаак Дунаевский, композитор, с именем которого связан успех многих советских фильмов. Он стал полноправным соавтором режиссёра.
В фильме звучат две песни: «Песенка о капитане» («Жил отважный капитан…») в исполнении Николая Черкасова и «Песенка Роберта» («А ну-ка, песню нам пропой, весёлый ветер…») в исполнении К. М. Крашенинниковой и Ляли Сатеевой.
А оркестровая увертюра Исаака Дунаевского к фильму была использована и в советско-болгарском телефильме «В поисках капитана Гранта» (1985).
Кинокритика
Кинокартина любима несколькими поколениями зрителей. А вот кинокритики отзываются о ней не так однозначно. Но отмечают комбинированные съёмки Александра Птушко, игру Николая Черкасова, музыку и трюки в фильме.
Консультантом фильма была такая авторитетная организация, как Этнографический музей Академии наук СССР. И недаром тончайший знаток искусства, один из замечательных руководителей советской кинематографии Адриан Пиотровский, сказал об этой картине, что он видит здесь «редкое сочетание костюма с пейзажем». Это высокая оценка для постановочного фильма, показывающего далекое время. И недаром о «Детях капитана Гранта» было написано: «С экрана подуло свежим морским ветерком». Это не просто удачный литературный образ рецензента, это подтверждение подлинности и естественности картины.