Дети капитана Гранта
приключенческая картина
1936 год

Киностудия "Мосфильм"

Режиссёр: Владимир Вайншток

Операторы: Аркадий Кальцатый

Сценарий: Олег Леонидов

Композитор: Исаак Дунаевский

Художники-постановщики: Владимир Баллюзек, Яков Ривош

Актёрский состав
Николай Витовтов
Мария Стрелкова
Жак Паганель
Ольга Базанова
Мэри Грант
Капитан Грант
Николай Черкасов
Элен Гленарван
Яков Сегель
Роберт Грант
Лорд Эдуард Гленарван
Николай Михайлович Витовтов родился 1 сентября 1895 года в Туле.
В 1913-1917 годах учился на юридическом факультете МГУ. Работал юристом. В 1918 – секретарь Геленджикского трибунала; в 1919 – член президиума Ржевского Совета рабочих депутатов; в 1919-1920 – член правления Тверского Губкожа; в 1920-1921 – судья Ржевского военного суда; в 1921-1922 – актёр труппы Устнарод города Ржева; в 1922 – сотрудник исполнительных поручений Ржевского ОМОТОГПУ; в 1922-1923 – старший делопроизводства трибунала западного округа города Москвы.
С 1925 года оставил юридическую деятельность ради съёмок в кино. Снимался на различных киностудиях страны. После фильма «Дети капитана Гранта» снялся в кинокартинах «Александр Невский», «Принц и нищий», «Анна на шее», «Борис Годунов», «Дядюшкин сон» и других.
Ушёл из жизни 10 февраля 1980 года.
Юрий Михайлович Юрьев родился 3 (15) января 1872 года .Вырос в доме дяди, литературного и театрального деятеля Сергея Андреевича Юрьева, переводчика и театрального критика. В 1889 году поступил в Московское филармоническое училище, затем перешёл на драматические курсы Московского театрального училища.
С 1893 по 1917 годы был одним из ведущих актёров Александринского театра. В 1918 году на собственные средства создал в Петрограде «Театр трагедии». Затем принял участие в создании другого театра – Большого драматического и стал одним из ведущих его актёров. В 1922-1928 годах – художественный руководитель Александринского театра (Ленинградский академический театр драмы имени А.С. Пушкина).
В 1929-1932 годах был актёром московского Малого театра. В 1933 году ушёл в Театр им. Вс. Мейерхольда. В 1935 году снова вернулся в Ленинград, в Театр драмы им. Пушкина, где играл до 1945 года.
В кино – с 1913 года. В советский период исполнил две роли: профессор Степанов («Строгий юноша» 1936) и капитан Грант («Дети капитана Гранта» 1936).
Умер 13 марта 1948 года в Ленинграде.
Яков Александрович Сегель родился 10 марта 1923 года в Ростове-на-Дону. Роль Роберта в «Детях капитана Гранта» сделала его кумиром советских школьников. Яков лихо взлетал по вантам к салингу, распевая песню про весёлый ветер, а мальчишки, подражая ему, карабкались на деревья и пели ту же беспечную песенку.
В 1941-1942 годах учился в высшем военно-гидрометеорологическом институте. Был переведён на учёбу в эвакуированное Харьковское артиллерийское училище, которое окончил в 1943 году. Участвовал в Великой Отечественной войне, воевал в составе 345-го гвардейского стрелкового полка, 105-й гвардейской стрелковой дивизии, командуя взводом 45-мм орудий.
Учился в студии при театре им. Моссовета, в 1953 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская С.А. Герасимова). Режиссёр киностудии имени Максима Горького.
В 1962-1967 годах – педагог ВГИКа, руководитель режиссёрско-актёрской мастерской, с 1964 года – доцент.
Известен также литературной деятельностью (три книги для детей, несколько рассказов, пьеса). В театре им. Моссовета поставил свою пьесу «Я всегда улыбаюсь».
Ушёл из жизни 19 мая 1995 года в Москве.
Ольга Николаевна Базанова родилась 7 ноября 1907 года в Полтаве. В 1930 году окончила ГИК. Снималась тогда ещё в немых фильмах. После съёмок в картине «Дети капитана Гранта» приглашена в Малый театр. После рождения дочери и дальнейших семейных проблем вынуждена была уйти в 1938 году из профессии. В 1941 с родными уехала в Куйбышев. В 1943, вернувшись в Москву, опять начала работать на «Мосфильме», в отделе подбора актёров для киносъёмок. Работала помощником режиссёра при постановке кинофильмов «Кутузов» и «Суворов». Она договаривалось о разрешении на участие военных в съёмках кинокартин, подбирала актёров. В 1945, при разгрузке баржи с дровами для отопления, получила травму позвоночника и уволилась с работы. Больше нигде не работала, стала домохозяйкой.
Умерла 20 октября 1993 года. Похоронена на Кузьминском кладбище в Москве.
Мария Павловна Стрелкова – советская актриса и педагог. Родилась 4 августа 1908 года в Сибири.
В 1929 году окончила актёрское отделение ЦЕТЕТИСа (ныне – ГИТИС). Первая роль в кино – Анна в фильме «Чины и люди» по рассказу А.П. Чехова «Анна на шее» (1929). Всенародной любимицей стала после выхода на экраны музыкальной комедии «Весёлые ребята». Карьера актрисы складывалась удачно: помимо кинематографа, она блистала на театральной сцене. Всему помешала тяжёлая болезнь. Актриса преждевременно покинула сцену.
Умерла 6 ноября 1962 года.
Иван Чувелев
Боцман Айртон
Михаил Романов
Капитан Джон Манглс
Давид Гутман
Майор Мак-Наббс
Михаил Романов советский и российский актёр, заслуженный артист РСФСР (1988). Ветеран Великой Отечественной войны.
Родился в Москве в семье военнослужащего. В июне 1941 года добровольцем ушёл на фронт, воевал на Западном фронте, но уже в ноябре был ранен. После лечения был демобилизован и уехал в Коми АССР, где устроился чертёжником на механический завод.
Затем поступил во ВГИК, в актёрскую мастерскую Василия Ванина. После окончания ВГИКа вошёл в труппу Театра-студии киноактёра. Дебютировал в кино в 1950 году.
Известен по роли Аркадия Аверина из фильма «В добрый час!» (1956). В дальнейшем повторил актёрскую судьбу своего героя из этого фильма — играл эпизодические роли в различных фильмах.
В 1995 году поступил в больницу с сердечным приступом. Скончался 7 сентября 1995 года в Москве.
Давид Григорьевич Гутман – театральный режиссёр, драматург – родился в 1884 году в городе Вятке. Окончил Дрезденский политехнический институт. С 1903 года работал помощником режиссёра в театре Нижнего Новгорода. Затем стал режиссёром. Не выносил однообразия, поэтому успел поработать в драмтеатрах разных городов (Харьков, Смоленск, Вятка, Екатеринослав, Казань, Москва, Ленинград), театрах миниатюр, агиттеатрах, оперетте, мюзик-холлах, ставил капустники, номера на эстраде и в цирке. Был человеком большой европейской культуры, обладал феноменальной памятью. Жизнь воспринимал как продолжение театра, как увлекательную игру, к которой относился предельно серьёзно, постоянно меняя роли и амплуа. Стал одним из зачинателей театров миниатюр в России. В 1909-1910 годы руководил харьковским театром «Голубой глаз». Именно Гутман изобрел для начинающего Александра Вертинского маску Пьеро.
В кино работал как актёр, дебютировал в 1926 году у Абрама Роома в фильме «Предатель».
Умер 12 февраля 1946 года в Москве.
Иван Павлович Чувелёв родился 1897 года. Точная дата его рождения остаётся неизвестной до сих пор. В юности увлекался рисованием, любил подолгу оставаться в одиночестве и в полной тишине. Жизнь свою хотел связать с искусством.
В 1909 году закончил Московское городское Арбатское 2-е мужское училище.
В 1911 году стал учащимся Императорского Строгановского центрального художественно-промышленного училища. Там он, вплоть до 1919 года, обучался рисованию, живописи, резьбе по дереву.
В 1916-1917 годы был сотрудником 3-го передового Банного отряда Всероссийского Земского союза помощи больным и раненным воинам.
В 1920-1922 годы работал в драматической студии под руководством А. Зонова. Сначала его туда приняли как бутафора-декоратора, а после руководитель сумел разглядеть в нём скрытый талант актёра. Он начинает выступать на сцене.
1922-1924 – артист театральной мастерской под руководством Н. Фореггера (театр малых форм «Мастфор»). 1924-1925 – Московского государственного Камерного театра. 1925-1926 – театра малых форм «Синяя блуза» имени МГСПС. Свою сценическую деятельность закончил в 1926-1927 годы в театре, руководителем которого был В. Мейерхольд.
В 1927-1940 годы работал в кино. Первая роль – молодой крестьянин в фильме «Конец Санкт-Петербурга».
Ушёл из жизни 31 декабря 1942 года в городе Душанбе, в эвакуации.
Юрий Юрьев
Николай Константинович Черкасов родился 14 (27) июля 1903 года в Санкт-Петербурге. Народный артист СССР, лауреат Ленинской и пяти Сталинских премий. Кавалер двух орденов Ленина.
В 1919 году окончил Петроградскую трудовую школу и поступил в студию мимистов. Проучившись там несколько недель, был зачислен в Мариинский театр. До 1922 года работал в Мариинском, Большом драматическом и других театрах. С 1920 года играл в спектаклях Студии молодого балета.
В 1926 году окончил Ленинградский институт сценических искусств. В 1926-1929 годах – актёр Ленинградского ТЮЗа, в 1929-1931 – артист Ленинградского и Московского мюзик-холлов, в 1931-1933 – Ленинградского передвижного театра «Комедия», в 1933-1965 – Ленинградского театра драмы имени А. С. Пушкина. Ушёл из театра за год до смерти.
В кино с 1927 года. После фильма «Дети капитана Гранта» сыграл в кинокартинах «Остров сокровищ», «Пётр Первый», «Александр Невский», «Весна», «Академик Иван Павлов», «Сталинградская битва», «Мусоргский», «Римский-Корсаков», «Дон Кихот» и многих других.
Умер 14 сентября 1966 года в Ленинграде. Похоронен в Некрополе мастеров искусств на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
С 1984 по 1993 год имя Черкасова носил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. Одна из улиц Санкт-Петербурга с 1970 года названа в честь актёра. А в 1994 году именем Черкасова был назван астероид (4053), открытый в 1981 году советским астрономом Л.В. Журавлёвой.



Художественный фильм «Дети капитана Гранта» снят в 1936 году на киностудии «Мосфильм» режиссёром Владимиром Вайнштоком по одноимённому роману Жюля Верна. Специалисты считают этот фильм одной из лучших экранизаций произведений детской литературы. Премьера фильма состоялась 15 сентября 1936 года.
Жюлю Верну, можно сказать, повезло. С него началась эра кинофантастики, его приключениями не только зачитывались, но и засматривались миллионы детей и взрослых. И очень мало осталось произведений, которые не успели экранизировать.
Впервые наши кинематографисты обратились к Жюлю Верну, будучи за рубежом. Иван Мозжухин совместно с режиссёром Виктором Тоурянским в 1926 году сняли фильм «Мишель Строгов». Экранизация пользовалась определённым успехом, и в 1961 году Тоурянский вновь обратился к этому же сюжету, но уже без своего великого соотечественника.
Многим памятны такие советские картины, как «Дети капитана Гранта» Владимира Вайнштока, «Таинственный остров» Эдуарда Пенцлина и «Пятнадцатилетний капитан» Василия Журавлева. Они остались в памяти, как яркие, живые и честные. Один только Николай Черкасов в роли незадачливого учёного неповторим и невосполним. Что же касается молодого Всеволода Ларионова, сыгравшего Дика Сенда - пятнадцатилетнего юнги, ставшего капитаном, то это чуть ли не самая лучшая роль за всю его жизнь.
Захватывающими получились и более поздние экранизации. Незабываем капитан Немо в исполнении Владислава Дворжецкого. Прекрасный состав актёров и в таких экранизациях, как «Капитан «Пилигрима»» и «В поисках капитана Гранта», в котором не последнюю роль сыграла музыка Максима Дунаевского, отдавшего дань своему отцу - автору незабываемых мелодий к первой версии киноромана.


Путешествие в миры Жюля Верна
Сюжет



Экипаж яхты «Дункан» лорда Гленарвана в водах Шотландии поймал акулу. При разделке туши в желудке обнаружили закупоренную бутылку, из которой извлекли послание от потерпевших кораблекрушение с просьбой о помощи, изложенной на трёх языках. От длительного пребывания сосуда в воде и во внутренностях акулы текст сильно пострадал, однако удалось разобрать, что корабль капитана Гранта потерпел крушение на 37-м градусе южной широты. Долготу места крушения установить оказалось невозможно.
Гленарван приезжает в Лондон, чтобы организовать спасательную экспедицию. Но в адмиралтействе ему в этом отказывают, ссылаясь на неполноту информации и считая, что шансов найти потерпевших почти нет, так как кораблекрушение произошло два года назад. Существовала и ещё одна причина отказа: капитан Грант – шотландский патриот, мечтающий о независимости Шотландии, и основная цель его плавания состояла в поисках земель, где он намеревался основать Новую Шотландию.
Во время отсутствия лорда на яхту приехали сын и дочь капитана Гранта в надежде что-то узнать об отце.
Жена лорда Гленарвана уговорила его отправиться на поиски капитана на «Дункане».
Путешественники пересекают по 37-й параллели Патагонию (регион в Южной Америке), посещают острова Тристан-да-Кунья (архипелаг в южной части Атлантического океана) и Амстердам (остров в Индийском океане), проходят юго-восточную Австралию и Новую Зеландию. Испытав множество опасных приключений, они находят капитана Гранта на маленьком острове Табор, также лежащем на 37° южной широты.
В поисках капитана Гранта
Интересные факты
из истории создания фильма
Натурные съёмки
«Все средства передвижения были нами использованы, – рассказывал Вайншток после окончания «Детей капитана Гранта». – Двести километров пешком в высокогорных условиях, три тысячи восемьсот километров на автомобилях, поездом, под парусами, на аэроплане, а всего четырнадцать тысяч триста километров проделано нашей группой в южной экспедиции. Чегемское ущелье, водопады Твиберского перевала, вершины Тихтенгена, склоны Башиля, теснина Суазсу – вот наши советские места, заменявшие Кордильеры. На высоте трех с лишним тысяч метров над уровнем моря был разбит наш палаточный городок, из которого каждое утро с восходом солнца мы уходили на съёмку...».
В фильм также вошли пейзажные кадры, снятые на местах «действительных» событий – в Америке. Это случилось благодаря оператору «Мосфильма» В. Нильсену, который очень кстати оказался в США в служебной командировке и по просьбе режиссёра снял нужный видеоряд.
Актёры
В фильме «Дети капитана Гранта» дебютировал в кино Михаил Романов (капитан Джон Мангльс), хорошо известный режиссёр Яков Сегель снимался в роли Роберта.
Часть натурных съёмок проходила в Нальчике, где со школьником, первоначально утверждённым на роль отважного сына капитана Гранта – Роберта, возникла проблема: выяснилось, что подросток отчаянно боится лошадей, тогда как по сценарию его герою предстоит немало времени проводить в седле. Поэтому на съёмки срочно вызвали другого мальчика из числа прошедших кинопробы – им и оказался Яков Сегель. По воспоминаниям Сегеля, ездить верхом на лошади его научил всего за одну ночь режиссёр комбинированных съёмок фильма Александр Птушко, ранее служивший в Первой конной армии.
Тогда ещё молодой Николай Черкасов создал сочный образ чудаковатого профессора-географа Жака Паганеля.
Так смешна и забавна внешность этого чудака-француза, что зритель смеётся при первом же его появлении на экране. Но Черкасов и Вайншток не ограничились подчеркиванием лишь эксцентричности в облике героя. Их Паганель вызывает не только смех, но и горячее сочувствие. Он смел и отважен, он добр и отзывчив, он, как истинный француз, еще и галантен. И все это сыграно психологически тонко и точно. В трудную минуту, чтобы как-то приободрить друзей, Паганель поёт свою знаменитую «Песнь о капитане», стараясь скрыть слёзы, которые текут по его некрасивому, морщинистому лицу. Черкасов и Вайншток вложили столько искреннего чувства в этот эпизод, что во вставном, по сути дела, номере мы приобщаемся к великому мигу настоящего актёрского озарения.
Музыка в фильме
Музыка наполняет фильм с первого до последнего кадра. Не случайно к картине музыку писал Исаак Дунаевский, композитор, с именем которого связан успех многих советских фильмов. Он стал полноправным соавтором режиссёра.
В фильме звучат две песни: «Песенка о капитане» («Жил отважный капитан…») в исполнении Николая Черкасова и «Песенка Роберта» («А ну-ка, песню нам пропой, весёлый ветер…») в исполнении К. М. Крашенинниковой и Ляли Сатеевой.
А оркестровая увертюра Исаака Дунаевского к фильму была использована и в советско-болгарском телефильме «В поисках капитана Гранта» (1985).
Кинокритика
Кинокартина любима несколькими поколениями зрителей. А вот кинокритики отзываются о ней не так однозначно. Но отмечают комбинированные съёмки Александра Птушко, игру Николая Черкасова, музыку и трюки в фильме.
Консультантом фильма была такая авторитетная организация, как Этнографический музей Академии наук СССР. И недаром тончайший знаток искусства, один из замечательных руководителей советской кинематографии Адриан Пиотровский, сказал об этой картине, что он видит здесь «редкое сочетание костюма с пейзажем». Это высокая оценка для постановочного фильма, показывающего далекое время. И недаром о «Детях капитана Гранта» было написано: «С экрана подуло свежим морским ветерком». Это не просто удачный литературный образ рецензента, это подтверждение подлинности и естественности картины.

Критика
СУЛЬКИН М. ВЛАДИМИР ВАЙНШТОК //
20 РЕЖИССЕРСКИХ БИОГРАФИЙ, М., 1971.

Основная особенность фильма в том, что он явно отмечен печатью своего времени. И хотя время действия «Детей капитана Гранта» обозначено со скрупулезной точностью (оно начинается 26 июля 1864 года), чувства и мысли героев этих картин близки и понятны нам.
Стоит привести одну довольно длинную цитату из очерка, датированного 36-м годом, о фильме «Дети капитана Гранта»: «Образы Эдуарда Гленарвана, его жены Елены, образы их отважных спутников, пустившихся на розыски потерпевшего кораблекрушение капитана Гранта, овеяны благородной романтикой и героизмом. Маленький Роберт и юная Мэри – осиротевшие дети великого мореплавателя и открывателя новых земель – не только не отстают от взрослых в их трудной и опасной экспедиции, но зачастую подают им пример выдержки и настойчивости...»

Музыка – наиболее живучая ветвь искусства – наполняет фильм с первого до последнего кадра. Не случайно к картине «Дети капитана Гранта» писал музыку Исаак Дунаевский, композитор, с именем которого связан успех многих советских фильмов. Он стал полноправным соавтором режиссёра. Увертюра, песня о весёлом ветре, песня о капитане – это уже классика не только кинематографа.

Авторы
  • Екатерина Миронова
  • Ольга Серегина
  • Ирина Шульте
Источники
  • culture.ru
  • kinopoisk.ru
  • kino-teatr.ru