ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЖЕЛТОГО ЧЕМОДАНЧИКА
комедия
1970 год

Киностудия имени М.Горького

Режиссёр: Илья Фрез


Сценарий: Софья Прокофьева, Илья Фрез

Оператор: Михаил Кириллов


Художник: Ной Сендеров


Композитор: Ян Френкель



Актёрский состав
Евгений Лебедев
Андрей Громов
Тома
Татьяна Пельтцер

бабушка
Виктория Чернакова
Петя
доктор
Рина Зелёная
пассажирка троллейбуса № 9
мама Пети
Наталья Селезнева
Евгений Алексеевич Лебедев родился 15 января 1917 года в городе Балаково Саратовской губернии. Отец Евгения Алексеевича был священником, жизнь семьи в эпоху массового боговорчества была тяжелой, Лебедевы были вынуждены постоянно переезжать с места на место. В конце 1920-х родители отправили маленького Женю к родственникам матери в Самару, где ему было проще скрыть свое происхождение. В Самаре Евгений Лебедев учился в Школе фабрично-заводского ученичества, вступил в комсомол, увлекся самодеятельностью и в 1932 стал актером местного Театра рабочей молодежи (ТРАМа). В 1933 году происхождение Лебедева открылось, и он, объявленный поповским сыном», покинул Самару. Вскоре актер переехал в Москву, где прошел через несколько театральных училищ: начав заниматься в студии при Театре Красной армии, в 1936 году поступил в Центральный техникум театрального искусства (ЦЕТЕТИС), а после переформирования ЦЕТЕГИСа в ГИТИС перешёл в студию при Камерного театра, где учился у Владимира Готовцева, известного актера МХАТа. В 1938 году студию соединили с двумя другими театральными училищами при московских театрах; вместе они образовали Московское городское театральное училище, которое Евгений Лебедев и закончил в 1940 году.
В 1940 году Евгений Лебедев стал актером тбилисского ТЮЗа; в Тбилиси познакомился с режиссером Георгием Товстоноговым. В 1949-м году Георгий Товстоногов возглавил театр имени Ленинского комсомола в Ленинграде и пригласил Евгения Лебедева в свой театр. Впервые на сцену ленинградского Ленкома в спектакле Товстоногова Евгений Лебедев вышел в спектакле «Из искры…», где сыграл роль Сталина (и Евгений Лебедев, и Георгий Товстоногов, — дети репрессированных, — получили за этот спектакль Сталинские премии). В 1956 актер вслед за Георгием Товстоноговым перешел в Большой драматический театр им. М. Горького (БДТ), в котором служил до конца жизни.
За 41 год службы Евгений Лебедев сыграл в БДТ более 30 ролей. Среди его самых значительных работ на сцене Большого драматического театра — роли Артуро Уи в спектакле «Карьера Артуро Уи», Василия Бессеменова в спектакле «Мещане» (1966), Холстомера в спектакле «История лошади» (1975).
Умер Евгений Алексеевич Лебедев в Санкт-Петербурге 9 июня 1997 года. Он похоронен в музее-некрополе «Литераторские мостки» Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.
Борис Быстров
летчик Веревкин
Борис Евгеньевич Быстров родился 12 февраля 1945 года, под конец Великой Отечественной войны. Родители мальчика развелись, когда ему исполнилось десять лет.
В начале 60-х Быстров поступил в Школу-студию МХАТ, где учился на курсе знаменитого советского артиста А. М. Карева. Сразу после выпуска Бориса пригласили на службу в театр «Ленком». Он прослужил там два года.
В 1968-м парень примкнул к труппе Московского драматического театра имени М. Н. Ермоловой, в котором оказался среди востребованных артистов. Он запомнился зрителям по ролям в спектаклях «Балы и страсти Петербурга» и «Как я любил Вас!».
Актерская карьера Бориса Евгеньевича началась еще задолго до того, как он впервые появился на экранах. Еще в студенческие годы биографии статный юноша ростом 181 см, обладающий миловидной внешностью, привлекал внимание режиссеров. Его приглашали в такие киноленты, как «Герой нашего времени» и «Обыкновенное чудо», но в вузе действовал запрет на съемки, и руководство осталось непреклонным.
Об упущенных возможностях Быстров горевал недолго, ведь едва он получил диплом, как последовало приглашение на главную роль в фильм «Волшебная лампа Аладдина» Бориса Рыцарева. Партнершей актера стала юная Додо Чоговадзе.
Участие в фильме моментально сделало вчерашнего студента звездой СССР. Последовали новые предложения. Актер появился в лентах «Удар! Еще удар» и «Встреча у старой мечети». В 1970 году с ним в главной роли вышел шпионский фильм «Я – 11-17». В нем молодой исполнитель воплотил советского разведчика Дементьева.
У Бориса появились верные поклонники, которые узнавали его в общественных местах и приглашали выпить вместе. По воспоминаниям артиста, он чуть не превратился в алкоголика в тот период: первое время пил из-за популярности, а затем — потому что его перестали узнавать.
Киноактер стремительно менялся внешне: он начал поправляться, лицо огрубело, покрылось щетиной. В этом взрослом мужчине уже нельзя было разглядеть утонченного восточного принца. Но Борис не прекращал сниматься.
В дальнейшем фильмография Быстрова пополнилась такими лентами, как «Родной дом» и «Нам здесь жить». В 80-е ему даже удалось исполнить главную роль в ленте «В Крыму не всегда лето». Коллегами по площадке стали Юрий Каюров, Нора Грякалова, Валерий Баринов.
Но все же былую славу было уже не вернуть, в 90-е приглашения сниматься поступали еще реже. Не отчаяться Борису Евгеньевичу помогло участие в озвучивании картин. В начале 70-х годов актер подарил голос первому персонажу — им стал Эверетт Браун из оскароносной мелодрамы «Унесенные ветром».

Биография народной артистки СССР началась в 1904 году в Москве. Ее предки по отцовской линии были выходцами из Германии. Там они занимались пошивом шуб, которые называли «пельтцы», отсюда и произошла фамилия. Дед по матери был главным раввином Киева.
Выросла Татьяна в семье знаменитого режиссера и актера Ивана (Иоганна) Пельтцера, который до Октябрьской революции снял несколько фильмов, затем играл на сцене, возглавлял театр в Харькове. Мать Эсфирь Боруховна Ройзен после замужества стала зваться Евгенией Сергеевной. В 1906 году у Пельтцеров родился сын Александр, ставший впоследствии конструктором, автогонщиком, председателем Союза советских картингистов. До начала Первой мировой войны воспитание детей в семье велось исключительно на немецком языке, поэтому артистка знала его так же хорошо, как и русский.
Иван Романович был для дочери не просто отцом, а учителем, наставником, образцом для подражания. В возрасте 9 лет девочку задействовали в роли Авгия в спектакле «Камо грядеши». Уже будучи взрослой, она вспоминала, что первое появление перед публикой оставило ощущение восторга.
Год спустя, в 1914-м, Пельтцер получила роль Сережи Каренина — сына Анны Карениной. Образ получился настолько проникновенным, что особенно впечатлительные дамы лишались чувств от переизбытка эмоций. А за игру в пьесе «Дворянское гнездо» юная актриса получила первый гонорар.
В 12 лет Татьяна уже считалась профессиональной актрисой, она играла в антрепризе Николая Синельникова. Все это время рядом был отец, но уже в 1920 году родители согласились отпустить дочь одну в Ейск. Там она участвовала в постановках Передвижного театра Красной армии.
Вскоре в трудовой книжке актрисы появились записи из Колхозного театра и Театра Военно-морского флота. Через несколько лет Пельтцер вернулась в столицу. Она выходила на сцену в постановках Театра Корша и Театра имени Моссовета (тогда еще МГСПС, затем до 1938-го — МОСПС), но в начале 30-х по семейным обстоятельствам переехала в Германию.
В Берлине Татьяна вступила в Коммунистическую партию, устроилась работать машинисткой в советское торгпредство. Но однажды немецкий режиссер предложил актрисе сыграть в спектакле «Инга». Это была ее единственная роль в Германии, потому что уже год спустя исполнительница вернулась в СССР и продолжила деятельность в Театре имени Моссовета, ее зачислили во вспомогательный состав.
Отношения с руководством труппы в итоге не сложились: через 4 года Пельтцер уволили за профессиональную непригодность, упрекнув отсутствием актерского образования.
В 1936-м Татьяна переехала в Ярославль, где год служила в старейшем драмтеатре России. Там сценическая карьера вновь не сложилась, знаменитость вернулась в Москву, поначалу выходила на сцену Колхозно-совхозного театра, затем пробовала дать очередной шанс Театру имени Моссовета.
Но талант Пельтцер раскрылся в полной мере только после того, как ее приняли в Театр миниатюр. Этой сцене Татьяна Ивановна отдала 6 лет. Она играла бытовые роли молочниц, банщиц, управдома. Актриса посмеивалась над своими героинями и в то же время любила их. Со временем у нее появились преданные поклонники.
В 1947 году артистка перешла в Московский академический театр сатиры, ставший для нее вторым домом, театром жизни. Она играла увлеченно, а известность к ней пришла после роли Лукерьи в «Свадьбе с приданым». Позднее эту постановку сняли на пленку и показали в кинотеатрах страны. Зрители оценили талант Пельтцер — она проснулась знаменитой.
В 70-е Татьяне Ивановне присвоили звание народной артистки СССР. Это произошло впервые за 48-летнюю историю Московского академического театра сатиры. Во многом актрисе помог Марк Захаров, поставивший 5 спектаклей, где у знаменитости были главные роли.
Вика Чернакова, сыгравшая «несмеяну» Тому, с детства была активным ребёнком. Она усердно занималась фигурным катанием и посещала хореографический кружок во Дворце пионеров на Ленинских горах. Там-то бойкую девочку и заметил ассистент режиссёра Ильи Фрэза, который предложил ей пройти пробы в детский приключенческий фильм. Из-за съёмок в «Приключениях жёлтого чемоданчика» Виктории пришлось пропускать учёбу и на время задвинуть на задний план занятия спортом, и это не слишком ей понравилось. После выхода фильма на экраны у девочки появилось немало юных поклонников. Некоторые из них даже смогли выяснить номер московской школы, где она училась, в надежде познакомиться с ней поближе. Об их успехах ничего не известно.
Виктория Чернакова в фильме «Приключения жёлтого чемоданчика». Кадр из фильма
Чернаковой заинтересовались не только школьники, но и взрослые режиссёры. Ей неоднократно предлагали сняться в других проектах, однако Вика приняла участие в работе только над одним фильмом — экранизацией пьесы Островского «Таланты и поклонники». В этой картине Чернакова сыграла юную версию главной героини — девочку, решившую полностью посвятить себя актёрской профессии. Иронично, что сама Виктория при этом решила не
Окончив школу, Чернакова поступила в Государственный академический ансамбль народного танца им. Моисеева. Она с детства лелеяла мечту стать артисткой хореографического жанра, но по неизвестной нам причине была отчислена после первого курса.
Некоторое время Виктория работала в цирке на проспекте Вернадского.
Андрей Юрьевич Громов родился 16 июня 1959 года в интеллигентной семье Москвы. Во время учебы в школе мальчик увлекался многими занятиями: настольным теннисом, авиамоделированием и шахматами.
Первое появление юного актера на сцене произошло в 1970 году, когда состоялся выход на экраны детского фильма «Приключения желтого чемоданчика», повествующего о приключениях мальчика Пети, решившего во что бы то ни стало исправить случайную ошибку доктора, лечащего необычные детские недуги, необычными средствами. С выходом этого фильма Андрей Громов заслужил большую симпатию зрителей. Необычная внешность мальчика и умелая актёрская игра быстро привлекла к его персоне внимание зрителей, а фильм получил известность.
Также в 1970 году сразу после выхода фильма «Приключения желтого чемоданчика» был поставлен другой детский фильм — «Валерка, Рэмка+…» Этот небольшой фильм, снятый режиссером Козачковым по сценарию Погодина на Одесской киностудии, еще больше прославил молодого актера и укрепил его возможность продолжения актерской карьеры в будущем.
1971 год — на экраны вышел титульный советский фильм «Офицеры». Этот фильм кроме как Андрю Громову принес успех и другим известным актерам.
1976 год — Громов отказывается от роли в фильме-сказке «Принцесса на горошине». Свое решение Громов объяснил, тем, что намерен поступить в вуз, поэтому ему необходимо готовиться к экзаменам.
После окончания школы с отличием Андрей Громов поступает на экономический факультет МГИМО.
1981 год — Андрей громов оканчивает Московский государственный институт международных отношений.
1996 год — устраивается на службу при министерстве иностранных дел.
С 2005 по 2012 год Громов занимает пост старшего советника Постоянного представительства РФ при ООН в Нью-Йорке.
С 2014 по 2015 год Громов служил при Департаменте МИДа главным советником по работе с соотечественниками.
С 2015 по 2017 года он служил советником-посланником Посольства России на Кипре.
2017 год — получил дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посланника 2 класса.
С 2018 года Андрей Громов является Генеральным консулом Российской Федерации в Русе (Болгария).
Наталья родилась 19 июня 1945 года в Москве в семье творческих людей. Ее мать Елена Селезнёва была художником по тканям, а отец Игорь Полинковский профессионально занимался фотографией, работал в журнале «Советское фото».
Когда девочке было шесть лет, ее пригласили на прослушивание в Театр Советской армии. Непосредственное поведение Натальи понравилось постановщикам, и ее утвердили на роль главной героини в спектакле «30 сребреников», которую юная актриса исполняла три года подряд. Селезнёвой из-за съемок в кино, которые начались с восьми лет, пришлось несколько раз менять школы. Один год Наташа даже училась в Ленинграде и жила вместе с мамой в гостинице.
Раннее начало актерской карьеры предопределило дальнейший жизненный путь, и после получения аттестата в 1963 году абитуриентка поступила в Театральное училище имени Бориса Щукина, где занималась на курсе Бориса Захавы.
Получив диплом «Щуки» в 1966-м, Селезнёва стала актрисой Московского академического театра сатиры, на сцене которого блистали звезды советского театра и кино Анатолий Папанов, Андрей Миронов и Спартак Мишулин.
За годы театральной биографии актрисе удалось поучаствовать в постановках режиссеров Валентина Плучека, Леонида Эйдлина и пр. Среди ее работ зрителям особенно запомнились роли в спектаклях «Горе от ума» по произведению Александра Грибоедова, «Клоп» по Владимиру Маяковскому, «Последние» по Максиму Горькому.
В 2014 году состоялась приуроченная к 90-летию театра премьера спектакля-пародии «Грустно, но смешно» Аркадия Инина и Андрея Вансовича, в котором Наталья Селезнёва появилась в главной роли.
Рина Зеленая родилась в Ташкенте 7 ноября 1901 года и оказалась вторым ребенком в семье: у Екатерины (настоящее имя) были старший брат Иван и младшая сестра Зинаида. После школы Зеленая поступила в Московское театральное училище, правда, как уверяла актриса, случайно. Первой профессиональной сценой для актрисы стал любительский театр «Крот» в Одессе. Кстати, именно в этом заведении она сократила имя Екатерина, которое не влезало на афишу, до четырех последних букв и стала Риной Зеленой. В Москве Рина работала в театре «Не рыдай», который нашла случайно. Затем актриса устроилась в петроградский «Балаганчик», а после — в Московский театр сатиры, где проработала четыре года, затем перешла в Театр обозрений при Доме печати (который впоследствии получил название Театра эстрады и миниатюр).В молодости артистка много выступала на эстраде и на радио, где декламировала стихотворения и рассказы для детей. Во время войны Зеленая ездила вместе с бригадами артистов и выступала перед фронтовиками, за что в 1944 году была награждена орденом Красной Звезды. «Путевка в жизнь» был первой звуковой картиной в истории советского кино, и актрису пригласили петь там блатные куплеты. Она исполнила много песен, но из-за технических неполадок в окончательную версию попал всего один эпизод.
Рина Васильевна обожала киноискусство и соглашалась на любую, даже самую незначительную сценку. Но иногда ее мини-роль привлекала больше внимания, чем главные героини картины. Впрочем, на партнеров актрисе всегда везло: Любовь Орлова и Фаина Раневская, Татьяна Пельтцер и Наталья Селезнева, Василий Ливанов и Виталий Соломин — перечислять звезд советского кино, с которыми составляла ансамбль Рина Зеленая, можно до бесконечности.
Очень яркой получилась ее роль болтливой домработницы в комедии «Подкидыш». Мало кто знает, что изначально этого персонажа в сюжете не было. Но по ходу съемок Зеленая и Агния Барто, которые и написали сценарий картины, решили добавить новую героиню, а Рина Васильевна безупречно изобразила ее на экране. Позднее Зеленая в другой комедии, «Весна», переписала под себя роль гримера, изначально предназначавшуюся мужчине. Она на ходу выдумывала реплики, в том числе ставшую крылатой фразу «Такие губы сейчас не носят!». Рина Васильевна была востребована у таких мастеров комедии, как Леонид Гайдай и Эльдар Рязанов. Последний пригласил ее на роль певицы в картине «Дайте жалобную книгу» и не прогадал.Зеленая часто появлялась в детских сказках, когда выяснилось, что ей легко имитировать голоса. Очень рада она была сыграть образ черепахи Тортиллы в экранизации «Приключений Буратино». Одной из последних ролей актрисы стала миссис Хадсон в сериале о Шерлоке Холмсе. В финальной части Рина Васильевна снималась в возрасте 85 лет. Ее коллегами по съемочной площадке стали Василий Ливанов, Виталий Соломин, Борислав Брондуков, Борис Клюев, Борис Рыжухин.
Награды
1970
Специальный диплом детского жюри на Международном кинофестивале .
Тегеран.

1971
Серебряная медаль
и Почётный диплом жюри «Сильдак» на XXII Международном Венецианском кинофестивале фильмов для детей и юношества. Италия.
Сюжет
В одном солнечном городе жили мальчик Петя и девочка Тома. Тома никогда не улыбалась, не смеялась и часто плакала. А Петя был трусом, ему не хватало смелости. Даже оставить Петю одного в квартире мама не могла, от страха он сразу забирался под диван. И вот мама Пети и папа Томы решили обратиться за помощью к волшебному детскому доктору. У него было множество чудесных лекарств — «весёлый порошок», микстура-«антиболтин», лекарство, пробуждающее желание учиться и т. д. Но, главное, доктор приготовил «конфеты настоящей храбрости», которыми собирался вылечить Петю. Консультируя папу Томы, летчика Верёвкина, доктор перепутал свой жёлтый чемоданчик, с которым ходил к пациентам, с точно таким же чемоданчиком лётчика.
Ошибка выяснилась, когда доктор пришёл домой к Пете для осмотра. Теперь доктору нужно срочно увидеть Верёвкина: если лётчик-испытатель случайно примет конфету храбрости, то в воздухе может произойти катастрофа. Одну конфету случайно съедает бабушка Томы Анна Петровна, после чего отправляется гулять по крыше дома и запрыгивает на едущий троллейбус. Доктор спасает бабушку, когда действие конфет заканчивается. Бабушка Томы вместе с доктором отправляется на аэродром. Туда же отправляются Тома и Петя, начинающий перебарывать свой страх. Дети добираются до аэропорта. Осмелевший Петя даёт отпор шайке хулиганов, обижавших Тому. После они находят главного начальника в аэропорту. Оказывается, что Верёвкин отдал конфеты другу — дрессировщику Фёдору Буланкину. Тома и Петя бегут в цирк и в последний момент спасают дрессировщика из пасти тигра.
Дети скармливают конфеты храбрости маленьким дрессированным собачкам. Раньше они боялись собственной тени, а теперь веселят зрителей, прогнав с арены тигров. В итоге, после всех пережитых приключений, дети самостоятельно излечиваются от своих недугов. Тома весело смеётся и, взявшись за руки с Петей, танцует на цирковой арене.
История создания фильма

Музыкальная комедия-сказка режиссера Ильи Фрэза «Приключения желтого чемоданчика» была снята по одноименной повести Софьи Прокофьевой в 1970 году.
Илья Фрэз узнал о книге Софьи Прокофьевой в 1969 году — ему о ней рассказала в лифте соседка-школьница. Прочитав произведение, режиссер тут же предложил худсовету студии имени М. Горького экранизировать его. Коллеги поддержали инициативу: книга бы ла идеальна для экранизации. Кроме того, на заседании отметили, что истории о героях с суперспособностями являются очень востребованными (согласитесь, они явно знали толк!). Упускать яркую киноисторию и лишать подрастающее поколение мотивации в преодолении своих страхов никто не хотел, и очень скоро Фрэз приступил к работе.
Говоря о фильме, нельзя не назвать еще одного важного героя, без которого фильм не состоялся бы и уж точно не был бы таким, каким его полюбили зрители. Это – музыка. Композитору Яну Френкелю удалось сочинить замечательные песни, создающие нужную атмосферу. К слову, сам композитор тоже мелькнул в кадре в роли прохожего.
Вступительную и фи­нальную песни исполнил Олег Анофриев. В фильме звучат песни о резвом шалуне-ветре, который крутит флюгера, о бабушке, которая поднимается, если надо, и выше. Песни доктора, Пети, Томы, хулиганов погружают нас в мир детства и волшебства.
Когда веселый ветер
Играет с облаками
То верьте иль не верьте
Но сказка рядом с нами.
Веселье и озорство – это то, что не даёт стареть картине, несмотря на её солидный возраст.





Актёры и роли
На роль доктора Фрэз пригласил известного актера Евгения Лебедева, и это было точное попадание в образ. Лебедев даже не играл, а жил на экране. После просмотра фильма невозможно представить детского доктора другим! Лебедев – острохарактерный актер и, конечно, доктор в его исполнении чересчур добр, фантастически рассеян и фанатично увлечен наукой. Но благодаря неподдельной искренности и природной органике актера, юмору и иронии, с которыми он относится к персонажу, все его эксцентрические приемы и фокусы кажутся настоящими, «всамделишными». Кажется, что на экране настоящий оживший персонаж сказки, который реагирует на все происходящее прямо на наших глазах. Нужно отметить, что взрослому актеру играть на съемочной площадке или на сцене вместе с детьми всегда непросто: есть риск показаться неубедительным рядом с ними. Лебедев не боится этого экзамена и мастерски его сдает. Он купается в сказочном пространстве, как в родной стихии. И веры в чудеса в нем ничуть не меньше, чем у детей.
«Своего доктора я решил сделать этаким Чарли Чаплином: тросточка, усики, смешные движения, - вспоминал Евгений Алексеевич.- Фрэзу такой ход понравился. Он вообще нам с Татьяной Ивановной разрешал шалить как детям, ни в чем не отказывал!».

То же самое можно сказать и о Татьяне Пельтцер, своеобразном талисмане Ильи Фрэза, актрисе, которую он всегда снимал в своих картинах, если для нее находилась подходящая роль.
Татьяна Пельтцер снималась почти во всех лентах режиссера — он задействовал ее в своих фильмах с 1959 года. Но до «Приключений желтого чемоданчика» для нее ни разу не находилась главная роль. Причем не только у Фрэза, а вообще на протяжение всей ее карьеры. И тут — в 65 лет! — ей дали главную роль, да еще какую!
В образе бесстрашной и заводной старушки Пельтцер была неотразима: сейчас сложно представить кого-то другого на ее месте. Она исполнила в фильме роль бабушки (неслучайно актрису называли «заслуженной бабушкой Советского Союза» – стольких бабушек, как она воплотила на экране, пожалуй, не сыграла ни одна другая актриса). В фильме «Приключения желтого чемоданчика» Пельтцер тоже исполняет как бы двух бабушек: первая – робкая и тихая бабушка, которая из-за природной интеллигентности не может поговорить с нахамившим ей домуправом, вторая – отважная и храбрая бабушка, съевшая конфету храбрости (конечно, это один и тот же персонаж, но по сути – диаметрально противоположный образ). Как лихо отбивает бабушка чечетку на крыше! А как залихватски свистит! Бабушка и доктор настолько молоды душой, что способны забраться на крышу троллейбуса, перелезть через высоченный забор, помчаться в погоню за хулиганами.
Роль Пельтцер была сложна и требовала дублёра, но режиссёр предложил актрисе выполнить некоторые трюки самой. И Пельтцер согласилась. Татьяна Ивановна с лёгкостью лазила по водосточной трубе, ездила на крыше троллейбуса и прыгала через забор. В свои 65 лет она была в прекрасной физической форме. Сергей Капков, киновед:
– Она никогда не ходила пешком, она всегда бегала, она всегда стремительно перемещалась из одной точки в другую. Она делала каждое утро зарядку, а в любые поездки, на съёмки и гастроли всегда брала с собой гимнастический коврик. Несмотря на почтенный возраст, актеры выполняли акробатические трюки. Чтобы снять некоторые из них, приходилось идти на хитрость. Помните эпизод, когда Татьяна Ивановна танцует на крыше? Так вот, декорация находилась на земле, а камера снимала с самой нижней точки, чтобы создать у зрителей иллюзию высоты. На общих планах - крыше дома - актрису подменял каскадер. Так же поступили и с забором. А вот «верхом» на троллейбусе Лебедев и Пельтцер катались по-настоящему.
И, конечно, дуэт Евгения Лебедева и Татьяны Пельтцер составляет основу фильма.
Детей на роли искали по объявлениям в московских газетах. Сыграть Петю претендовали десятки мальчишек.
Илья Фрэз остановится на второкласснике Андрее Громове. «Ког­да на пробах меня по­просили что-нибудь продекламировать, я так перепугался, что напрочь забыл все стихи и басни, которые знал в великом множестве. На ум пришло лишь шуточ­ное «Робин-бобин-человек...». От смущения Громов хотел убежать, но его остановили и дали задание прочитать стихотворение еще несколько раз, в смешной и страшной манере.
Вы­слушав все это, Илья Фрэз в задумчивости сказал: «Д-а-а... Зато ка­кие у мальчонки уши! Где мы еще такие найдем?»
Роль «царевны-несмеяны» Томы досталась Валерии Чернаковой. На пробах юная актриса поразила режиссера способностью безостановочно выдавливать из себя слезы. Родители Леры поставили одно условие: киностудия должна нанять дочери репетиторов, чтобы девочка не отстала от школьной программы во время съемок. На том и порешили.
Среди известных актеров, сыгравших в этом фильме небольшие и эпизодические роли, следует отметить Наталью Селезневу (мама Пети), Евгения Весника («командир неба»), Рина Зеленая (пассажирка троллейбуса). Одну из маленьких ролей – клоуна, то есть самого себя – сыграл знаменитый Олег Попов.
Роли для Рины Зеленой не было, но Фрэз очень уж хотел видеть ее в своей картине и предложил сыграть любого персонажа. Неожиданно для всех она выбрала даму в троллейбусе, сама сочинила для нее текст, подобрала одежду - и получился маленький шедевр!
В одной из московских школ нашли и 9-летнего Игоря Воеводина. В фильме он сыграл мальчика-болтуна.
Игорь Воеводин, журналист, писатель:
– Нужен был ботаник в банде хулиганов. Но никто меня шестёркой не рискнул сделать.
После удачного дебюта Игоря Воеводина тоже часто приглашали в кино. Он снялся ещё в одном фильме, но на этом актёрская карьера закончилась. Сегодня Воеводин – известный журналист, писатель и телеведущий.
Игорь Воеводин, журналист, писатель:
– До 20 лет нельзя было пройти по улице, чтобы тебе не крикнули: "Эй, Жёлтый чемоданчик!" Потом, начиная с 35 и до 45, кричали: "Эй, Времечко, Сегоднячко!" То есть это как каинова печать такая.
Главаря банды хулиганов сыграл Александр Кавалеров. К своим 18 годам он уже был настоящей звездой. Все его знали как беспризорника Мамочку из фильма "Республика ШКИД".
Съёмки
Основные съёмки фильма проходили в Таллине. Те, кому посчастливилось побывать на съёмочной площадке, рассказывали, что взрослые актёры вели себя несерььёзно и резвились, как дети. Их настроение однозначно передалось через экран. Все авиационные сцены снимали в аэропорту «Домодедово». Интересно, что самолет ИЛ-18 СССР-75518, под которым в одной из сцен Петя и Тома пробегают на аэродроме, установлен в качестве памятника в аэропорту города Вологды. А желтый чемоданчик из фильма стал символом фестиваля «Республика KaZaнтип». Выбирая фон для съемок, режиссер остановился на Москве и на Таллине, который, по его мнению, был самым сказочным городом СССР. Однако по сюжету события происходят в одном городе. В Москве снимали большинство сцен со сложными трюками. Что касается трюков, многие из них актеры выполняли самостоятельно. Татьяна Пельтцер в свои 65 лет без дублеров стояла на крыше едущего троллейбуса — эпизод снимали на улице Маршала Тухачевского и на Ленинском проспекте. А жилой дом, на крыше которого плясала бабуля Томы, находится в столичном районе Медведково по адресу ул. Молодцова, д. 1.
В сцене с троллейбусом Татьяну Пельтцер и Евгения Лебедева не подменяли каскадеры — актеры и правда катались на нем. И через забор прыгали тоже сами. Татьяна Ивановна вообще была в превосходной физической форме — она всегда очень быстро ходила, практически бегала; каждое утро делала зарядку; в любые поездки и на съемки брала с собой гимнастический коврик.
Но, конечно, в особенно опасных сценах ее заменяли дублеры — например, в эпизоде, где старушка карабкается по водосточной трубе. Крышу дома, по которой бегает героиня, смастерили на асфальте, так что риска для жизни актрисы не было. Реалистичную сцену создали при помощи монтажа.
Опасных для жизни ситуаций на съемках было хоть отбавляй. Например, в одной из сцен герой Бориса Быстрова (летчик Веревкин) сидит на остроконечной крыше и поет песенку. Актера почему-то забыли «прикрепить» страховкой. За трубой, правда, сидел рабочий, который придерживал Быстрова за ногу, но это было слабым утешением. В какой-то момент черепица под Быстровым лопнула, и он чуть не сорвался, но все, к счастью, обошлось. «В кадре я улыбался и старательно делал вид, что пою, а по спине от страха струился холодный пот», - вспоминает Борис Евгеньевич. Запомнился ему и эпизод, когда у летчика Веревкина доктор проверяет легкие: «Сделали прибор с какой-то трубкой и емкостью, наполненной водой, и я должен был в этот аппарат дуть. Я дунул: трубка улетела, а вода выплеснулась, залив камеру и осветительные приборы. Второй дубль – то же самое. Режиссер кричит: «Будешь хулиганить - уволю!» Я же не специально, просто сильным был очень!»
Эпизоды с тиграми снимались в студийном павильоне. В перерыве между съемками дрессировщик предложил всем желающим зайти в клетку и погладить «кошечек», которые только что сытно поели и теперь не опасны. Все отказались, кроме Пельтцер и Лебедева. Когда режиссер это увидел, он завопил: «А если они вас разорвут? Представьте трагедию для меня: искать новых актеров и снимать все заново!».
Героине Зинаиды Нарышкиной тоже досталось. «Снимали эпизод, когда дочь моей героини тайком ест мо­роженое. Работаем дубль, потом еще и еще. В общем, пришлось ребенку съесть десять порций. Я решила ее спасти: по­сле каждого дубля сама доедала моро­женое. В результате под вечер заболе­ла», - рассказывала актриса.
Те, кому посчастливилось побывать на съемочной площадке «Желтого чемоданчика», рассказывали, что взрослые актеры вели себя несерьезно и резвились, словно дети. Их озорное и веселое настроение передалось через экран, благодаря чему за полвека картина ни капельки не постарела.
После премьеры в Доме кино к Фрэзу подошла девочка: «Дядя режис­сер, ваш фильм нужно смотреть лежа!» Илья Абрамович смутился: «Это еще почему?» - «А потому что от смеха мож­но свалиться со стула!».


Photo by Jacob
Photo by Kolya
Photo by Oliver
Photo by Leo
Photo by Paul
Photo by Lea
Photo by Fabrice
Photo by Alex
Photo by Adam
Photo by Arnaud
Photo by Katie
Авторы
  • Екатерина Миронова
  • Елена Башмакова
Источники
  • culture.ru
  • kinopoisk.ru
  • kino-teatr.ru