Человек-амфибия
мелодрама, приключения, фантастика
1961 год

Киностудия Ленфильм

Режиссёры: Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев


Оператор: Эдуард Розовский


Сценарий: Акиба Гольбурт, Александр Ксенофонтов, Алексей Каплер


Композитор: Андрей Петров


Художники: Всеволод Улитко, Тамара Васильковская

Награды


1962 год

Приз «Серебряный парус» на фестивале фантастических
фильмов в Триесте (Италия)



1963 год

II приз «Серебряный космический корабль»
на I МКФ научно-фантастических фильмов
в Триесте (Италия)



1962 год

Вошёл в пятёрку лучших фильмов года по итогам конкурса, проведённого журналом
«Советский экран»


1997 год

Приз «Немеркнущая зрительская любовь»
на кинофестивале
«Виват кино России!»
в Санкт-Петербурге
Актёрский состав
Владимир Коренев
Анастасия Вертинская
Педро Зурита
Анатолий Смиранин
старик Бальтазар,
отец Гуттиэре
Николай Симонов
доктор Сальватор,
отец Ихтиандра
Михаил Козаков
Гуттиэре
Владлен Давыдов
журналист Ольсен
Ихтиандр
Родился 4 декабря 1901 года в Самаре в семье управляющего мукомольной фирмой. Окончив шесть классов гимназии, поступил в 1918 году на вечернее отделение Самарской художественно-промышленной школы. Затем отправился в Петроград, учился в 1919-1922 годах в Академии художеств. Чтобы выжить в голодном Петрограде и закончить учёбу, подрабатывал грузчиком. В 1924 году закончил Ленинградский институт искусств. В 1931 году покинул Ленинград и возглавил Самарский краевой драматический театр (ныне Самарский театр драмы имени М. Горького). В 1934 году вернулся в Ленинградский театр драмы им. А.С. Пушкина, который больше уже не покидал. На протяжении нескольких десятилетий был одним из ведущих актёров театра, выступал в нём и в качестве режиссёра.
В кинематографе дебютировал в 1924 году, ещё в эпоху немого кино снялся более чем в десяти фильмах. Дебютным звуковым фильмом с участием Симонова стал легендарный «Чапаев». Вершина творчества актёра — роль Петра I в одноимённом фильме. После этой звёздной роли Николай Симонов работал в кино ещё более тридцати лет.
Последней работой Николая Симонова в кино стала роль полицейского комиссара Берлаха в телефильме «Последнее дело комиссара Берлаха» (1972).
Ушёл из жизни 20 апреля 1973 года в Ленинграде. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.
Родился 16 января 1924 года в Москве. В 1943 году Давыдов поступил в только что созданную Школу-студию имени В. И. Немировича-Данченко при МХАТе, которую успешно окончил в 1947 году и был принят в театр. С Художественным театром была связана вся творческая биография актёра. После раскола МХАТа в 1987 году стал актёром МХТ им. Чехова. В 1986-2001 годах одновременно был директором музея МХАТа.
Первой ролью в биографии Владлена Давыдова в кинематографе стала роль в картине режиссёра Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». Далее были: Николай Ковылёв в киноленте «Кубанские казаки», майор Кузьмин в фильме «Встреча на Эльбе», начальник пограничной заставы в киноленте «Застава в горах», полковник Тульчин в драме «Выстрел».
В своей кинематографической карьере Владлен Давыдов множество раз перевоплощался в известного советского полководца маршала К.К. Рокоссовского (в картинах «Освобождение», «За нами Москва», «Трагедия века», «Солдаты свободы»). Памятной для телезрителей и самого актёра стала роль Петра Первого в картине режиссёра И. Усова «Табачный капитан». В 2000-е годы Владлен Давыдов получил приглашение от С. Дружининой в исторический проект «Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII», Актёр снялся в первом, пятом и шестом фильмах.
Всего во МХАТе и в кино Владлен Давыдов сыграл около 100 ролей. Всю жизнь актёр собирал архив, вёл запись событий мхатовской жизни во всех её проявлениях.
Скончался 30 июня 2012 года в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Родился в Одессе 23 декабря 1892 года, в царствование Александра III. Мальчишкой-юнгой на корабле своего отца-капитана обошёл множество портовых городов Средиземноморья. Окончил 5-ю одесскую гимназию в 1909 году. Вопреки воле отца бросил юридический факультет Одесского университета. В 1910 году пришёл на театральную сцену и оставался артистом до последнего дня. Пережил три русских революции, две мировых войны. На первой, уйдя на фронт добровольцем, чуть не погиб. В своей жизни встречался, дружил, работал с интереснейшими людьми своей эпохи и получал их признание. Стоял у истоков российского кинематографа. В 1916 году в Москве попал на кинофабрику Ханжонкова, а затем — Ермольева. В 1920-е годы снимался на киностудиях ВУФКУ, «Межрабпомфильм», в 1940-е и 1950-е — на «Грузия-фильм» и «Арменфильм». В 1928 году, снимаясь на одесской кинофабрике ВУФКУ, подружился с Александром Довженко.
С 1936 года, служа в Тбилисском русском драматическом театре имени Грибоедова, являлся ведущим актёром, ставил спектакли.
Последний раз актёр вышел на съёмочную площадку в октябре 1970 года, за четыре месяца до смерти. Умер Анатолий Смиранин 15 февраля 1971 года в Тбилиси.
Сын и внук, которых обоих зовут Анатолиями, также стали актёрами.
Родился 20 июня 1940 года в Севастополе в семье будущего контр-адмирала. Семья часто перебиралась с места на место. Большая часть детства прошла в городе Измаиле. Уже будучи старшеклассником, оказался в Таллине. Именно там Коренев увлёкся литературой, а вскоре и театром. Одноклассница Лариса Лужина привела его в драматический кружок. К окончанию школы Владимир принял решение поступать в театральное училище. В 1957 году Коренев уехал в Москву и поступил в ГИТИС. В 1961 году пришёл в труппу Московского драматического театра им. К.С. Станиславского, в котором служил всю свою жизнь. За его плечами десятки ролей в родном театре.
Впервые на экране актёр дебютировал в драме «Жизнь прошла мимо» в 1958 году. Но успех и популярность принесла Владимиру Кореневу главная роль в картине «Человек-амфибия», а его персонаж был признан главным романтическим образом 1960-х годов.
Снимался в фильмах «Дети Дон-Кихота», «Свет далекой звезды», «Рудин», «Криминальный талант», «Дети Арбата», «Освобождение» и других. Среди поздних работ в фильмографии актёра особенно яркими считаются образ Немировича-Данченко в сериале «Орлова и Александров», а также небольшие роли в картинах «Трюкач», «Дом спящих красавиц» и «Алхимик. Эликсир Фауста». До 2015 года Владимир Коренев занимался преподавательской деятельностью, заведовал кафедрой актёрского мастерства на основанном им факультете театрального искусства Института гуманитарного образования и информационных технологий.
Владимир Коренев ушёл из жизни 2 января 2021 года в возрасте 80 лет.
Родилась 19 декабря 1944 года в Москве. Отец — Вертинский Александр Николаевич, великий русский шансонье, композитор, поэт, киноактёр. Мать — Вертинская (Циргвава) Лидия Владимировна, художница и актриса. Анастасия росла и воспитывалась со старшей сестрой Марианной. В кино попала в 15 лет благодаря Александру Птушко – режиссёр пригласил её сняться в роли Ассоль в экранизации «Алых парусов». А уже в следующем году новая удачная роль – Гуттиэре в фантастической ленте «Человек-амфибия». Актриса продолжала успешно играть в кино и на телевидении, удачными были и роль Лизы Болконской в киноэпопее Сергея Бондарчука «Война и мир» (фильм удостоен приза Американской киноакадемии «Оскар») и роль Китти в фильме «Анна Каренина». Затем последовали картины: «Влюблённые», «Не горюй!», «Случай с Полыниным», «Преждевременный человек», «Человек на своем месте», «Безымянная звезда» и другие.
В течение ряда лет вместе с Александром Калягиным актриса преподавала актёрское мастерство в Оксфорде, в Париже (с театром «Комеди Франсез», в Чеховской школе), в Швейцарии (в европейской киношколе).
В 1991 году она создала Благотворительный фонд русских актёров (с 1996 года — Благотворительный фонд актёров), который возглавляет.
Анастасия Вертинская являлась автором телепрограмм «Золотое сечение» и «Другие берега» (канал ОРТ).
Уже несколько лет Анастасия Александровна не снимается в кино и не играет в театре. Актриса неожиданно начала заниматься кухней в ресторанах своего сына Степана Михалкова.
Родился 14 октября 1934 года в Ленинграде в творческой интеллигентной семье. В годы сталинских репрессий мать дважды арестовывали. Во время Великой Отечественной войны Михаила с другими ленинградскими детьми эвакуировали. С 1945 года учился в Ленинградском хореографическом училище. По окончании школы в 1952 году поступил в школу-студию МХАТ. Учась на последнем курсе, успешно дебютировал в кино, снявшись в драме М. И. Ромма «Убийство на улице Данте».
В 1956 году окончил Школу-студию МХАТ и поступил на работу в Театр имени В. Маяковского, где прослужил с 1956 по 1959 год. Затем играл в «Современнике» (1959—1970), во МХАТе (1971—1972), в Театре на Малой Бронной (1972—1981) и в Ленкоме (с 1986).
Добился блестящих успехов как актёр и режиссёр театра и кино. Много и успешно работал на телевидении в качестве режиссёра-постановщика («Безымянная звезда», «Покровские ворота», «Фауст» и др.). Проникновенно читал стихи Пушкина, Тютчева, Пастернака, Бродского и других поэтов. В августе 1991 года Козакову предложили работу в Израиле, после чего он переехал туда вместе с семьёй. В течение четырёх лет играл на иврите в Тель-Авивском камерном театре. В 1996 году артист вернулся в Россию и организовал собственную труппу под названием «Русская антреприза Михаила Козакова». До 2010 года выступал с моноспектаклями.
Умер актёр 22 апреля 2011 года. Похоронен на Введенском кладбище в Москве.
Сын Кирилл и дочь Манана пошли по стопам отца и выбрали актёрскую профессию. Династию продолжила и внучка Михаила Михайловича – Мария Козакова.
Сюжет

ФАНТАСТИЧЕСКИ КРАСИВОЕ КИНО





Буэнос-Айрес, середина ХХ века. Жители аргентинской столицы встревожены рассказами местных рыбаков и ловцов жемчуга: похоже, в водах Атлантики появился таинственный «морской дьявол». Весь покрытый чешуёй, он бороздит волны на дельфине и ужасающе трубит в раковину — но это ещё полбеды: говорят, он и на людей нападает! Тогда хладнокровный делец — владелец артели ловцов жемчуга Педро Зурита решает поймать загадочное существо и приспособить его к делу. Он начинает патрулировать залив в надежде выследить «дьявола». Двоякодышащий человек с лёгкими человека и жабрами акулы — это юноша по имени Ихтиандр — результат смелых экспериментов доктора Сальватора с пересадкой органов. Когда-то давно он обнаружил у сына неизлечимую болезнь лёгких и, чтобы спасти мальчика, учёный пересадил ребёнку жабры молодой акулы. Сальватор считает, что Ихтиандр, совершенно неприспособленный к жизни среди людей, мог бы стать «первым гражданином подводной республики». Ихтиандр слабо знаком с людьми и цивилизацией, он вырос в доме отца и в море, а его друзьями стали дельфины.
Как-то раз Ихтиандр увидел плывущую в море девушку и спас её от акулы. Эта мимолётная встреча изменила жизнь юноши. Он впервые выходит в город и находит там очаровательную Гуттиэре, которая и не знает, кто её настоящий спаситель. Между молодыми людьми возникают чувства. Однако отец девушки Бальтазар настаивает на том, чтобы она вышла замуж по расчёту за Зуриту (которого девушка и считает своим спасителем). Гуттиэре сопротивляется, но наконец сдаётся, полагая, что её настоящий спаситель — Зурита, а Ихтиандр, на её глазах бросившийся в море, утонул.
После нескольких попыток Зурита наконец смог поймать «морского дьявола». Сальватор вытаскивает сына из лап Зуриты, но тот обвиняет доктора в нападении на его корабль. Доктора и Ихтиандра арестовывают и заключают в тюрьму. Друзья Сальватора - влюблённый в Гуттиэре журналист Ольсен и охранник тюрьмы Карлос, сына которого доктор спас от смерти, - помогают юноше бежать. Свободна теперь и Гуттиэре. Её отец, болея душой за глубоко несчастную в браке с Зуритой дочь, в порыве ярости закалывает дельца ножом. Но двум влюблённым не суждено обрести счастье: из-за того, что Ихтиандр в тюрьме слишком долго пребывал в бочке с грязной водой, здоровье его ухудшилось и теперь он уже никогда не сможет покинуть море…

Роман Александра Беляева
История создания фильма
«Человек-амфибия» — советский художественный фильм 1961 года, поставленный на студии «Ленфильм» режиссёрами Владимиром Чеботарёвым и Геннадием Казанским по одноимённому научно-фантастическому роману Александра Беляева, написанному писателем-фантастом в 1928 году.
К тому времени сценарий фильма «Человек-амфибия» 10 лет пролежал невостребованным на киностудии «Ленфильм», читать его читали, и многие, но никто из режиссёров не хотел браться за постановку из-за технологической сложности самих съёмок. Кроме того, было известно, что в конце 1940-х годов идею экранизации романа вынашивали в Голливуде, но отказались от постановки, поскольку опыта подобных масштабных игровых подводных съёмок в открытой воде в то время ещё не было. Не было этого опыта и в 1958 году. Однако Владимиру Чеботарёву, успевшему к этому времени поработать в научно-популярном кино и имевшему кое-какой опыт подводных съёмок, пришла в голову идея разделить съёмку на небольшие эпизоды (с задержкой дыхания на минуту-две), в перерыве между которыми актёры могли бы отдохнуть и подышать воздухом из аквалангов. Но одно дело догадка, а другое — её воплощение. Поэтому, прежде чем подать заявку на экранизацию, Владимир Чеботарёв с оператором Эдуардом Розовским обратились за консультацией к подводникам и другим специалистам. Вывод оказался обнадёживающим: снять фильм будет очень трудно, но возможно. Заявка была подана, однако сценарий утвердили с большим трудом, поскольку многие работники студии считали подобную затею полнейшей авантюрой.
Точно так же думали и американцы, когда это известие дошло до них. В газете «Нью-Йорк таймс» появилась статья, в которой подняли на смех будущих создателей фильма, предрекая им «полный провал». В публикации отмечалось, что «сам Уолт Дисней отказался от экранизации романа Беляева из-за сложности подводных съёмок, а русские, которые работают на допотопной технике, решили бросить вызов судьбе».
Премьера фильма состоялась 28 декабря 1961 года, а 3 января 1962 картина вышла в широкий прокат. Её посмотрели 65 миллионов зрителей.
Критики обвинили создателей фильма в вульгарности, банальности, отходе от сюжета романа, упрощении идеологической составляющей, плоскости образов. «Мы уверены, что значительно раньше 2000 года зрители забудут этот фильм», – говорилось в их вердикте. – Если в течение ближайших лет наши кинематографисты сделают несколько увлекательных, красивых, благородных фантастических фильмов, «Человек-амфибия» спокойно, без споров и волнений, уйдёт из памяти». Тем не менее публика картину оценила, фильм с большим удовольствием смотрели люди всех возрастов. Во время премьеры, желающие попасть на сеанс даже выдавили стеклянные витрины кинотеатра «Россия», взяли зал штурмом и стояли в проходах. За всю историю советского кинопроката фильм занимает 11-е место по посещаемости среди отечественных фильмов и до сих пор не забыт зрителями. Известный американский режиссер Квентин Тарантино однажды признался, что любимым русским фильмом для него является картина «Человек-амфибия».
Эту киноленту можно смотреть вновь и вновь. Масштабные, уникальные для своего времени подводные съёмки, волнующая музыка и песни композитора Андрея Петрова, прекрасная работа художников, первоклассный актёрский ансамбль - вот ещё далеко не все достоинства этой картины. А молодые актёры Владимир Коренев (Ихтиандр) и Анастасия Вертинская (Гуттиэре) стали кумирами нескольких поколений советских и российских зрителей.
В 2004 году режиссёр Александр Атанесян снял мини-сериал «Человек-амфибия. Морской дьявол» (в главной роли Саид Дашук-Нигматулин). Действие перенесено в наши дни, наводнено современными реалиями вроде кастингов, продюсеров и контрактов. Но телепроект был принят публикой весьма прохладно.


Актёры и роли

.

Попадание на главные роли в фильм «Человек-амфибия» было сопряжено с одним очень важным условием оператора Эдуарда Розовского режиссёру Владимиру Чеботарёву. Ему хотелось создать «особенный взгляд» Ихтиандра и Гуттиэре. Розовскому нужны были парень, у которого в глазах море, и девушка, у которой в глазах небо. В глазах героев должны были отражаться краски двух стихий, к которым они принадлежали — воды и земли. Со стороны режиссёра также было важное условие – исполнитель должен быть новичком в кино, его до этого никто не должен знать .
В результате на роль Ихтиандра режиссёры Геннадий Казанский и Владимир Чеботарёв утвердили выпускника ГИТИСа Владимира Коренева — неизвестного актёра, в творческой биографии которого была лишь одна эпизодическая кинороль в драме Владимира Басова «Жизнь прошла мимо». На тот момент Владимиру Кореневу было всего 20 лет. После выхода фильма он станет знаменитым на весь Советский Союз и испытает на себе всю народную любовь. У актёра будет ещё много театральных и кинематографических ролей, но до конца жизни образ Ихтиандра так и останется его визитной карточкой.
Роль красавицы Гуттиэре досталась 16-летней Анастасии Вертинской, за плечами которой уже были съёмки в «Алых парусах» - экранизации другого произведения о вечной любви. Сама актриса с юности имела репутацию одной из красивейших актрис советского кино. Многие коллеги отмечали при этом её особую, «неземную» внешность. «Это инопланетянка», «ощущение, что она соткана из какого-то абсолютно другого материала», - отзывались о ней режиссёры. А в прессе Вертинскую характеризовали как «советская актриса с антисоветской внешностью», «самая загадочная советская актриса». Оператор Эдуард Розовский увидел в глазах обоих актёров и море, и небо.
Каждый из 25-ти членов съёмочной группы, включая актёров, после полугодового обучения, сдал экзамен на звание «лёгкого водолаза», получил профессиональные права и водолазную книжку с допуском погружения на глубину до 40 метров.
Перед началом работы над фильмом Кореневу и Вертинской пришлось учиться «красиво» плавать в Ленинградском институте физкультуры имени П.Ф. Лесгафта. Под водой Ихтиандр плавает редким стилем «дельфин». Вертинская до съёмок совсем не умела плавать, но, пройдя обучение, по воспоминаниям съёмочной группы, стала плавать даже лучше Коренева. И впоследствии даже отказалась от дублёров. А вот нырять отказывалась до последнего. Естественно, у исполнителей главных ролей были дублёры: у Вертинской – Галина Шурепова, первая в СССР женщина-водолаз, а у Коренева – чемпионы по подводному плаванью Рэм Стукалов и Анатолий Иванов.
Доктором Сальватором стал народный артист Советского Союза Николай Симонов. На роль Педро Зуриты первоначально планировался Ефим Копелян, но в итоге его сыграл уже тогда знаменитый актёр Михаил Козаков. Чего только стоит роль Гамлета, которую он исполнил в 1956 году в свои 22 года на сцене Театра имени В. Маяковского в Москве. Молодого талантливого актёра пригласили в «Современник». На этот период и пришлись съёмки в картине «Человек-амфибия». Злодей Педро Зурита в исполнении Козакова получился не только роковым, но и очень притягательным. Нет зрителя увидевшего Бальтазара в фильме "Человек-амфибия" и не запомнившего его на всю жизнь. Образ, созданный Анатолием Смираниным навсегда врезается в память.
В массовках снимались многие азербайджанские актёры из разных государственных театров. Режиссёр выбрал азербайджанцев, так как считал, что они похожи на арабов и латиноамериканцев. В эпизодах "Человека-амфибии" снималось много интересных людей. В сцене купания в бассейне продавца рыбы играл Юрий Медведев, известный по фильму "Дорогой мой человек". Снималось в эпизодах картины и целое семейство известного в то время южноамериканского певца Тито Ромалио, гастролировавшего в Баку, - сам певец, его жена и маленький сын.
Съёмки
Два года длился подготовительный период, а сами съёмки заняли около года. Снимали фильм «Человек-амфибия» с мая по декабрь 1961 года. Консультантами первого отечественного подводного художественного фильма были сотрудник Ленинградского института физической культуры им. П. Ф. Лесгафта, аквалангист Владлен Кебкало и первый чемпион СССР по подводному спорту, инженер Рэм Стукалов. Он уже имел опыт подводных исследований — помогал археологам на Чудском озере. Профессионализм всех специалистов помог съёмочной группе создать настоящий шедевр.
На роль Карибского моря «пробовались» Чёрное и Каспийское. Вода Каспия оказалась слишком мутной. Съёмочная группа долго искала место для съёмок в Крыму. Отдалённость от популярных пляжей требовалась и из соображений безопасности – оператор опускал в воду мощное электрооборудование, случайное замыкание грозило катастрофой.
Наконец, было найдено место в 40 км от Ялты, которое называлось Ласпи. Любопытно, что тогда эта бухта была совершенно диким местом. Здесь же члены киноэкспедиции и жили в палаточном городке. Эта бухта показалась создателям фильма чрезвычайно удобной. Во-первых, потому что там очень чистая вода, что очень важно для операторской работы под водой. А во-вторых, тут нашлось место, где можно было поставить вольер для дельфинов, которых очень много в фильме. К берегам Ласпи из Финляндии пригнали старую рыболовецкую шхуну, которая на месте уже превратилась в «Медузу» Педро Зуриты. Неподалеку – в посёлке Береговом – построили декорации дома профессора Сальваторе. Кроме того, съёмки на море проходили ещё и в крымском посёлке Кастрополь и под склоном скалы Ифигения. Карадаг «играл» роль аргентинских скал. Ну а красоту Буэнос-Айреса, о которой наши зрители в то время представления не имели, изображали дома и улицы старой части Баку – там снята вся «сухопутная» часть этой киноистории. Чтобы воссоздать заграничную жизнь, были взяты напрокат у владельцев несколько десятков ретро-автомобилей.

.

«Тогда же это было совершенно дикое место. К Ласпи вела грунтовая дорога, которой пользовались только лесники и пограничники. А в пионерлагерь, располагавшийся в тех окрестностях, детей подвозили из Севастополя по морю на катерах. Я тогда уже почти год как работал на киностудии и, конечно же, заинтересовался съёмками. Тем более, что выглядело всё со стороны, мягко говоря, необычно. Ленфильмовцы по тем временам творили чудеса — дерзкие ребята, иного слова не подберу, и я это смог оценить через годы, когда у нас в Ялте в 70-х началось освоение киносъёмок под водой. Например, меня поразило, как оператор Розовский в маске, с примитивным аквалангом АВМ-1 вместе с боксированной камерой уходил под воду на тележке, по рельсам, проложенным с пляжа в воду — вслед за уходящим в море Ихтиандром. И рядом был закреплён осветительный прибор, самый обыкновенный павильонный — его называют «пятёрка» (мощность – 5 кВт). К лампе — это колба размером с волейбольный мяч — тянулся кабель, подавалось 110 вольт постоянного тока от лихтвагена. А тележку толкал механик, который тоже был в маске и с аквалангом. Но была же опасность короткого замыкания! Так они при подготовке прибора залили контакты эпоксидной смолой, это всё застыло и обеспечивало относительную герметичность. А её проверить было невозможно — могло же и пробить. Вот такие дерзкие были у них решения. А ещё мы на берегу заметили — валялся в рулонах поролон. Тогда он только появился. Они его нарезали лентами, красили и так оживляли наш скудный подводный мир. Что они делали? Привязывали поролон к камню и опускали под воду, а он же легче воды — стремился всплыть, торчал ото дна вертикально, а потом они на разных высотах привязывали другой поролон — и у них получались кораллы, которые покачивались под водой — там же прибойная зона. Весь фильм из таких придумок состоит. Из подручного материала, по сути, сделали величайший фильм!».

кинематографист Валерий Павлович Павлотос

Эдуард Розовский стал первым оператором в стране, который снимал фильм под водой. Если бы не он, картины попросту не было бы. Розовский сам изобрёл специальные приспособления для нормальной работы камеры в нетипичных условиях. Чтобы создать иллюзию подводного многообразия экзотического моря, он запускал красивых рыбок в прозрачный раструб, который надевал на объектив камеры. Все панорамные съёмки делались на фоне рыбы из раструба на первом плане. Получилось такое маленькое рукотворное Карибское море. Живописные водоросли и кораллы были изготовлены в мастерских «Ленфильма» из стеклоткани и поролона, а морские и океанические раковины покупались у коллекционеров по всей стране. У рыбаков были куплены несколько дельфинов и небольших акул-катранов, которых потом отпустили на волю.
Техники не было. Помогали кто чем только мог. Делали акваланги, подводные штативы, боксы для камер, свинцовые грузы. Потому что выяснилось, что самое сложное под водой — снять статичный кадр. Камеры для подводных съёмок необходимо было приспосабливать. В ход шли разные сложные технические решения: стабилизаторы, система подкачки, балансировка, поплавки, крылья.
Операторы изначально не имели опыта съёмок под водой. Эдуард Розовский даже запросил по этому поводу консультацию Жак-Ива Кусто.
.

«Я связался с Кусто. Он уже тогда был известен, мы смотрели его фильмы и заходились от зависти, глядя на 80 метров прозрачной воды. Это такие возможности, о которых мы могли только мечтать. Что хочешь, то и делай. Даже получил приглашение приехать, он заинтересовался нашим проектом. Но нам просто не дали немножко валюты. Министр культуры сказал, что это детский фильм и «какие могут быть деньги?». Хотя я был убежден, что этот фильм будут смотреть люди от 8 до 80 лет. И оказался прав», – вспоминал Владимир Чеботарёв.
Самым сложным было придумать, как снимать актёров под водой. И такой способ придумали. Метод «минутных кадров». Актёры опускались под воду в аквалангах вместе с инструктором-подводником. Когда они добирались до места съёмок, актёр делал вдох, после этого инструктор вынимал у него загубник изо рта, брал акваланг и уходил из поля видимости камеры.
«Примерно минуту Настя Вертинская и Володя Коренев держали воздух и работали. Потом я давал сигнал «стоп», и им засовывали в рот загубник. После этого они отдыхали до следующего эпизода. Таким образом, мы сделали все подводные съёмки», - описывал метод работы под водой оператор Эдуард Розовский.
Именно с этого фильма началась история многочисленных съёмок под водой на Ялтинской киностудии. На базе киностудии заработал центр подводных видеосъёмок, выполнивший без малого сотню заказов для различных лент. Судак превратился в один из первых в СССР центров археологии под морской толщей. А в 1966 году ряд донецких инженеров-энтузиастов погрузили под воду у мыса Тарханкут первый в СССР дом. Его создатели входили в клуб подводников-любителей «Ихтиандр» и своё творение тоже назвали в честь беляевского героя.
Главный герой Коренева — человек-амфибия постоянно потрясает воображение зрителя удивительными трюками. За 20-летнего Коренева часто это делал дублёр, чемпион по подводному спорту Анатолий Иванов. Надо заметить, что и внешне, в том числе фигурой и походкой, дублёр был очень похож на Коренева.
Из-за сложности работы под водой и сам Владимир Коренев не раз подвергался опасности. В эпизоде, когда Ихтиандр опускается под воду на цепи, матрос случайно выпустил её из рук. Шестидесятиметровая железная цепь чуть не утащила Коренева ко дну, но, к счастью, всё обошлось.
.

«Был один очень напряжённый момент. Обычно мы работали на десяти метрах глубины, а тут якорь ушёл метров на двадцать. Но когда мы с Розовским опустились и увидели, как красиво падают и преломляются солнечные лучи на этой глубине, то решили не вздёргивать якорь, а на двадцать метров опустить Володю. После репетиции его крепко привязали и опустили с аквалангом. Он должен был вырываться из пут, которыми его привязали к якорю. Мотор! Начали! Коренев вырывается, всё отлично. Стоп. Снято. Подводник, который был рядом, даёт ему загубник акваланга. Володя начинает тянуть, а воздух не поступает, акваланг не работает. В этот момент, находившийся справа от меня Рэм Стукалов, мгновенно реагирует и отдаёт свой акваланг Володе. Коренев даже не понял, что произошло. А Стукалов, с двадцати метров, один раз вздохнув, без декомпрессионных остановок выходит на поверхность. Ценой кессонной болезни он спас исполнителя главной роли. Володе мы тогда ничего не говорили. Боялись, что кураж пропадёт. Рассказали только после окончания съёмок».
В фильме есть сцена ареста Ихтиандра, когда на него надевают наручники, он вырывается и прыгает со скалы вниз, а потом всплывает его шляпа. Это всё в одном кадре, никакого монтажа. Снять было очень сложно. Эпизод снимался так. Наручники надевали на Коренева, он бежал, а прыгал с 25-метровой скалы уже дублёр. Под водой Иванов находил акваланг, дышал, после этого снимал шляпу, и она всплывала. Всё это – в одном кадре. Это был высший класс профессиональной работы подводника.
«Глубина в месте съёмок была около 50 метров, я тогда почувствовал, как цепь неумолимо тянет вниз, а отстегнуть её было невозможно. Меня спасло то, что в воде находился оператор, который увидев, как в кадре прошёл незакреплённый конец цепи, быстро сориентировался. Он утопил камеру, но поймал конец цепи..." — вспоминал сам Владимир Коренев.
Второй экстремальный эпизод связан с историей, когда Ихтиандра прячут, привязав его к якорю. Съёмки проходили на глубине 20 метров. Есть две версии этих событий. По одной – к якорю привязали манекен, одетый «под Ихтиандра» и опустили на дно, а крупные планы актёра сняли позже. Вторую, более экстремальную версию рассказывал в интервью режиссёр:
Анастасии Вертинской тоже пришлось исполнить очень сложный трюк в сцене нападения акулы — не двигаясь телом, опуститься на дно. Удивительно, но актрисе удалось проделать это без дублёрши. Вертинской также пришлось научиться у подводников травить воздух – она должна была тонуть. Для этого надо было выпустить из лёгких воздух и на задержке дыхания плавно опуститься на дно, лечь на песок и пролежать несколько секунд. Чтобы актрисе было проще, ей прикрепили свинцовый водолазный пояс весом около 10 килограммов. Риск был огромен, но актриса решительно отвергла дублёров.
.

Много мороки было с акулами. Оператор фильма вспоминал: «С помощью Союза художников сделали 6-метровую резиновую акулу. Надо было две тонны балласта, чтобы притопить это чудище, которое стоило больших денег, но на акулу не походило. Сделали деревянную, с моторчиком. Но и её нельзя было использовать — оставляла пенный след. Местные рыбаки помогли — они привезли черноморских акул, совершенно не опасных для человека, но маленьких. Чтобы их увеличить, на камеру установили специальный объектив. По частям снимали: крупно, перед самым аппаратом — голову, крупно — хвост. Крупным планом — резинового монстра. Однако акулы совсем не хотели в кинозвёзды и плыли не в ту сторону и не тем боком. Чтобы заставить их работать, рыбин трепали, били, мяли, выворачивали хвосты, для катранов даже упряжь делали, как для лошадей: узду на них надевали, чтобы непосредственно перед камерой плыли. Однажды едва успели обрезать эти постромки, а то утащили бы камеру на глубину. Разное происходило: переворачивались лодки и катера, всё оказывалось на дне — акваланги, декорации, всё на свете. Но ничего не утонуло, всё подняли».
Съёмки были невероятно сложными. Основная часть группы провела под водой, температура которой не превышала 15 градусов, около 300 часов. Розовский и того больше – около 400.
В паре с режиссёром Владимиром Чеботарёвым работал Геннадий Казанский, известный своей потрясающей картиной «Старик Хоттабыч». Она была снята в 1956 году и получила десятки престижных наград. Казанский пришёл в группу, когда съёмки уже были в разгаре. К тому времени были сделаны уличные сцены в Баку, отснята часть материала в Крыму. Не зная технологию работы под водой, Геннадий Казанский снимал в основном павильонные сцены.
Все спецэффекты в фильме «Человек-амфибия» – яркий пример изобретательности съёмочной группы. Например, у главных героев яркие глаза. У Ихтиандра – синие, а у Гуттиэре — зелёные. Фишка в том, что оператор при съёмках ставил рядом с героями специальные цветовые лампы с голубыми и зеленоватыми фильтрами, их свет просвечивал глазное дно и многократно усиливал цвет глаз. Даже чёрные глаза Педро Зуриты являли настоящие глубины злодейства. А для съёмок под водой были использованы фары реактивных самолётов, потому что простые лампы из-за перепада температур просто лопались.
А костюм Ихтиандра? Это сейчас можно на компьютере нарисовать всё, что угодно, а тогда костюм был настоящим. Чтобы создать уникальный «рыбий» комбинезон Ихтиандра, костюмеры «Ленфильма» вырезали из старой киноплёнки и покрасили перламутровой краской 10 тысяч чешуек, каждую из которых пришивали вручную. Чешуйки нашивались по одной, хватило их на четыре костюма. Один из них до сих пор хранится в музее «Ленфильма». Сам костюм сшили из плотного эластичного материала, из которого делали женские колготки. Как вспоминал актёр, получилось красиво, но холодно: «Костюм промокал моментально, я начинал дрожать. Когда меня поднимали из воды, надевали шубу. Оттаю – и опять в воду сниматься». Тогда, чтобы хоть как-то согреть Владимира Коренева во время многочасовых подводных съёмок, под костюм сшили прокладку из поролона, но толку от неё было мало. Потом костюмеры смастерили резиновую рубашку и трусы. Под них проникала вода, нагревалась от тела, и становилось немного теплее.
.

«Художники Всеволод Улитко и Тамара Васильковская придумали форму очков, шлем, плавник на костюме, — рассказывал Розовский, — Сначала думали, что в шлем сможем поместить какой-нибудь баллончик с кислородом для автономного дыхания, но не вышло».
Также, по совету профессиональных подводников, выписали из Германии специальные ласты, которые позволяли Ихтиандру и дублёрам развивать под водой скорость в два раза быстрее, чем советские аналоги.
Художникам по костюмам также пришлось проявить немало изобретательности, чтобы герои фильма выглядели не просто элегантно, а были настоящими «фирмачами». Мастерам хотелось показать экзотичность Латинской Америки. Создавая наряды для Гуттиэре, художники и костюмеры вдохновлялись образами из летней коллекции в стиле new look, которую в 1959 году Диор показал в Москве. Платья героини Вертинской были «из другого мира». Многие советские модницы потом активно шили себе копии её нарядов из фильма.
Миллионы юношей стали подражать сногсшибательному Ихтиандру: в моду у стиляг вошли белые брюки и длинные волосы. Много внимания уделялось образу Зуриты: пробковый шлем, короткие шорты, косынка на шее — всё это должно было придать ему экзотичности. Так же был продуман образ каждого, кто появлялся на экране хоть мельком, начиная от певички, которая пела «Эй, моряк! Ты слишком долго плавал!», и заканчивая одеждой танцоров на причале и костюмами их подружек. Ремни, башмаки, повязанные на головы банданы, кружевное бельё, выглядывающее из-под юбок, серьги, грубоватые сандалии девушек — именно такие мелочи и стали волшебной основой фильма, на фоне которой развернулась прекрасная история любви.
У фильма нашлись и критики, которых возмутило, что героиня слишком часто появляется в купальнике и в каждом эпизоде меняет платье. Тем не менее, после получения престижной премии в Триесте на Международном фестивале фантастического кино, голоса критиков притихли, а актёрам простили всё – и наряды, и «несоветский внешний вид».
Сняв без всяких хитрых техник прекрасный фантастический набор сюжетов в почти два часа, советские кинематографисты в очередной раз доказали, что для настоящего таланта невозможного нет. Это был первый фильм в истории мирового кино, большинство сцен которого было снято под водой. Поэтому он наделал так много шума. Голливуду с его огромными возможностями такие съёмки тогда даже не снились. Советская молодёжь массово увлеклась подводным плаванием, наши инженеры-конструкторы взялись за усовершенствование водолазных костюмов и снаряжений. А Крым, где снимался фильм «Человек-амфибия», в очередной раз подтвердил – он столь многолик, что может быть и Диким Западом, и Амазонскими джунглями, и Карибским берегом. Картину за три месяца посмотрело 67 миллионов зрителей, а за три года — больше 100 миллионов.
.

Успех фильму обеспечил и музыкальный ряд, написанный мало кому тогда известным Андреем Петровым. «Человек-амфибия» дал путёвку в жизнь этому замечательному композитору. В фильм Петров попал случайно. Дело в том, что сначала начинал работать другой известный композитор. Когда он прислал несколько кассет режиссёру фильма, тот понял, что с этой музыкой фильму конец. В этой музыке не было той романтики, которая требовалась. И тогда Владимир Чеботарёв обратился к малоизвестному тогда ленинградцу Андрею Петрову. «Я привёз его в Баку, показал материал, и через десять дней он прислал две кассеты потрясающей музыки и основную музыкальную тему фильма».
Песню «Эй, моряк, ты слишком долго плавал…» в картине блестяще исполнила Нонна Суханова - первая эстрадная джаз-певица, которая запела в Ленинграде по-английски. В интервью Суханова рассказала, что песня была записана всего за двадцать минут, притом запись проводилась в большом ангаре. А сыграла певицу знаменитая советская манекенщица Нина Большакова.
Песню «Уходит рыбак в свой опасный путь…» спел солист Ленинградского Малого оперного театра Артур Почиковский.
Позже Андрей Петров станет автором музыки и песен к таким фильмам, как «Я шагаю по Москве», «Берегись автомобиля», «Служебный роман», «Жестокий романс», «О бедном гусаре замолвите слово» и многим другим шедеврам советского кинематографа.
Проверь себя
"Человек-амфибия"
Прекрасная лента, известная история.
Давайте проверим, как хорошо вы помните этот фильм?
Начать тест
Как рыбаки прозвали таинственное существо, увиденное ими на берегу?
.
Далее
Проверить
Узнать результат
Как называлась шхуна дона Педро?
Далее
Проверить
Узнать результат
Чьи жабры пересадил Ихтиандру доктор Сальватор?
Далее
Проверить
Узнать результат
Кто патрулировал залив в надежде выследить Ихтиандра?
Далее
Проверить
Узнать результат
С кем сражался Ихтиандр в подводном гроте?
Далее
Проверить
Узнать результат
Чем стреляла пушка подводной лодки доктора Сальватора?
Далее
Проверить
Узнать результат
Куда Ольсен хотел отправить бежавшего из тюрьмы Ихтиандра?
Далее
Проверить
Узнать результат
Как называлась лавка, в которой работала Гуттиэре?
Далее
Проверить
Узнать результат
пройти еще раз
Авторы
  • Екатерина Миронова
  • Ольга Серегина
  • Ирина Шульте
Источники
  • culture.ru
  • kinopoisk.ru
  • kino-teatr.ru