1959 год

Киностудия "Мосфильм"

Режиссёр: Григорий Чухрай

Сценарий: Валентин Ежов, Григорий Чухрай

Операторы: Владимир Николаев, Эра Савельева

Композиторы: Михаил Зив
Актёрский состав
Владимир Ивашов
Антонина Максимова
Алёша (Алексей Николаевич)
Скворцов
Катерина Скворцова,
мать Алёши
Советский и российский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР (1985).
Родился 4 марта 1946 года во Владимире. Учился в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии по классу профессора Г. А. Товстоногова, закончил обучение в 1967 году.
С 1987 по 1991 год был актёром Театра имени А. С. Пушкина («Александринка»). Артист Ленинградского театра имени Ленинского комсомола (ныне театр «Балтийский дом»).
Советский и российский актёр, заслуженный артист РСФСР (1988). Ветеран Великой Отечественной войны.
Родился в Москве в семье военнослужащего. В июне 1941 года добровольцем ушёл на фронт, воевал на Западном фронте, но уже в ноябре был ранен. После лечения был демобилизован и уехал в Коми АССР, где устроился чертёжником на механический завод.
Затем поступил во ВГИК, в актёрскую мастерскую Василия Ванина. После окончания ВГИКа вошёл в труппу Театра-студии киноактёра. Дебютировал в кино в 1950 году.
Известен по роли Аркадия Аверина из фильма «В добрый час!» (1956). В дальнейшем повторил актёрскую судьбу своего героя из этого фильма — играл эпизодические роли в различных фильмах.
В 1995 году поступил в больницу с сердечным приступом. Скончался 7 сентября 1995 года в Москве.
Снялся в 1 проекте.
Жанна Прохоренко
Шура
Награды
Заслуженная артистка РСФСР (28.04.1973).
Народная артистка РСФСР (16.07.1985).

В 1952-1954 годах училась в Омском сельскохозяйственном институте.
Окончила Государственный институт театрального искусства (1958).
C 1958 года — актриса Академического театра имени Моссовета.

Мастер дубляжа и озвучивания.
Автор литературно-поэтической программы «Поэтессы серебряного века».
О жизни и творчестве актрисы снят документальный фильм "Валентина Талызина. Моей душе покоя нет..." (режиссёр Андрей Владимиров, Первый канал).

От брака с художником Леонидом Непомнящим дочь - актриса Ксения Хаирова.
Советский и российский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР (1985).
Родился 4 марта 1946 года во Владимире. Учился в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии по классу профессора Г. А. Товстоногова, закончил обучение в 1967 году.
С 1987 по 1991 год был актёром Театра имени А. С. Пушкина («Александринка»). Артист Ленинградского театра имени Ленинского комсомола (ныне театр «Балтийский дом»).
Советский и российский актёр театра и кино, народный артист РФ. Участник Великой Отечественной войны. Борис Новиков – актер театра и кино, прославившийся ролями в фильмах «Тихий Дон», «Тени исчезают в полдень», «Белые росы». Звание Народного артиста Российской Федерации Борис Кузьмич Новиков получил в середине 90-х годов.
Советская актриса кино и театра, наставник многих российских и советских звезд.
Родилась 16 июня 1944 года в Махачкале. Окончив школу, девушка с успехом выдержала экзамены в театральное училище имени Щукина, где после окончания обучения поступила в аспирантуру и начала преподавать.
Актриса запомнилась как наставница таких звезд кино, как Светлана Копылова, Сергей Маковецкий, Сергей Жигунов и других. Кроме того, кинематографистка стояла у истоков создания студии «Киноконтакт», а также стала первой в истории актрисой-кандидатом наук.
Пик популярности Яцкиной пришелся на 70–80-е годы прошлого века, однако снималась она вплоть до 2010-х. Среди ее наиболее ярких работ можно назвать «Уроки французского», «Женщины», «Люди и дельфины».
Актриса была замужем за коллегой по творческому цеху Леонидом Головня. Однако брак распался, зато принёс супругам сына.
Скончалась артистка 10 марта 2024 года после продолжительной болезни. Незадолго до смерти Яцкина приняла постриг.
Советский и российский актёр, заслуженный артист РСФСР (1988). Ветеран Великой Отечественной войны.
Родился в Москве в семье военнослужащего. В июне 1941 года добровольцем ушёл на фронт, воевал на Западном фронте, но уже в ноябре был ранен. После лечения был демобилизован и уехал в Коми АССР, где устроился чертёжником на механический завод.
Затем поступил во ВГИК, в актёрскую мастерскую Василия Ванина. После окончания ВГИКа вошёл в труппу Театра-студии киноактёра. Дебютировал в кино в 1950 году.
Известен по роли Аркадия Аверина из фильма «В добрый час!» (1956). В дальнейшем повторил актёрскую судьбу своего героя из этого фильма — играл эпизодические роли в различных фильмах.
В 1995 году поступил в больницу с сердечным приступом. Скончался 7 сентября 1995 года в Москве.
Снялся в 1 проекте.
Снялся в 1 проекте.
специальный приз конкурса «Молодёжная встреча»
в Каннах
показ в секции классического кино
в рамках 68-го Каннского кинофестиваля
1966
2015
  • Британская академия кино и телевизионных искусств - Приз за лучший фильм года - Григорий Чухрай
  • Всесоюзный кинофестиваль - Первая премия за режиссуру - Григорий Чухрай
  • Международный кинофестиваль в Варшаве - Приз «Варшавская сирена» - Григорий Чухрай
  • Международный кинофестиваль в Варшаве - Приз «Злата качка» - Григорий Чухрай
  • 13-й МКФ в Каннах - Приз «За лучший фильм для молодёжи» и Приз «За высокий гуманизм и исключительные художественные качества»
  • МКФ в Милане - Приз «Серебряная лента» и Почётный диплом - Григорий Чухрай
  • МКФ в Сан-Франциско - Гран-при «Золотые ворота» - Григорий Чухрай
  • МКФ в Сан-Франциско - Приз лучшему режиссёру - Григорий Чухрай
  • МКФ в Тегеране - Серебряная медаль за режиссуру - Григорий Чухрай
  • МКФ трудящихся в ЧССР - Большая премия - Григорий Чухрай
  • Национальная премия Италии «Давид ди Донателло» - Григорий Чухрай
  • МКФ в Каннах - Золотая пальмовая ветвь (номинация)
  • Ленинская премия - Валентин Ежов, Григорий Чухрай
  • Британская академия кино и телевизионных искусств - Премия BAFTA за лучший фильм, а также номинация на премию лучшему иностранному актёру - Владимир Ивашов
  • МКФ в Мехико - «Приз Халиско» - Григорий Чухрай
  • МКФ в Мехико - Приз «Серебряное сомбреро» - Григорий Чухрай
  • Американская академия киноискусства - Номинация на премию Оскар за лучший оригинальный сценарий - Валентин Ежов, Григорий Чухрай
  • Британская академия кино и телевизионных искусств - Лучший фильм
1960 год
1962 год
1961 год
По всем дорогам войны осталось много дорогих моему сердцу людей. Это были мои сверстники, которые тоже прямо со школьной скамьи пошли воевать, но им не суждено было вернуться домой... И мне, и Валентину хотелось рассказать о нашем сверстнике, герое – солдате, отдавшем жизнь за Родину, – без громких фраз, просто, грустно и честно. Мы не стремились воздвигать ему монумент. Мы хотели рассказать о нем простыми человеческими словами, ибо сам он был человеком скромным и не любил громких фраз. Оба мы были в этой войне солдатами и знали, что победили в ней не сверхчеловеки, а люди. В этом мы видели величие нашей победы. Таких героев, как Алёша Скворцов, мы встречали на фронте. Им так же, как другим, было страшно, больно и трудно, но, вопреки всему этому, они выполнили свой долг, ибо чувство человеческого достоинства, чувство любви к людям оказалось в них сильнее страха и самой смерти.

Режиссёр Григорий Чухрай

Сюжет


Действие картины «Баллада о солдате» происходит в 1942 году, во время Великой Отечественной войны. 19-летний красноармеец-связист, деревенский паренёк Алексей Скворцов во время боя подбил два немецких танка. За этот подвиг начальство представило его к награде, но Алёша упросил генерала дать ему вместо медали несколько дней отпуска и разрешить съездить хотя бы на денёк в родную Сосновку, повидаться с матерью.
Путь к отчему дому оказался непростым и не таким быстрым, как представлял Алексей. Добираясь на перекладных до своего села, молодой солдат увидел много людей, встречи с некоторыми из них оставили в его душе глубокий след.
Алексей помог потерявшему на войне ногу солдату вернуться к жене, навестил родных случайно встреченного в дороге бойца, а главное — познакомился с девушкой Шурой, в которую влюбился — впервые в жизни.
Из-за дорожных трудностей и задержек отпущенного времени рядовому Скворцову хватило лишь на то, чтобы обнять свою мать, поговорить с ней несколько коротких минут. Увидевшись с матерью, Алёша отправился в обратный путь, чтобы никогда уже больше не вернуться домой…
История создания
Работа над фильмом продвигалась очень трудно. Во время съёмок приходилось то и дело останавливаться. В первые дни съёмок на площадке произошёл несчастный случай, который изменил судьбу картины. Во время съёмок Григория Чухрая сбил автомобиль. Получив переломы, а затем, заболев брюшным тифом, он пролежал в больнице 4 месяца. И производство картины останавливают на полгода. Всё это время Чухрая не покидала мысль, что в чём-то он ошибся, но в чём? Находясь на больничной койке, он понимает, что ошибся с выбором актёров на главные роли. А из-за этого может не получиться фильм. Съёмочная группа ждала возвращения режиссёра и болезненно восприняла его неожиданное решение о замене некоторых актёров. В группе начался разлад. Чухрая упрекали в легкомыслии, неуважении к коллегам, в творческой несостоятельности. Часть съёмочной группы ушла из-за разногласий с замыслом режиссёра.
Потом киностудия засомневалась в сценарии — его начали считать мелким, пессимистическим, не героическим. Чуть позже хотели изменить финал… Словом, стремились сделать такое кино про войну, которое очень не хотел Чухрай. Он как раз снимал фильм не о герое, а об одном человеке из целого поколения, которое оказалось подкошено войной.
Юные центральные герои – Алёша Скворцов и его попутчица Шура – олицетворение молодости и света, и, одновременно, постоянное напоминание о важности каждого мгновения жизни. Режиссёр Чухрай и сценарист Ежов не щадят своего зрителя, в первых же кадрах фильма сообщая, что Алёша погибнет на войне. И потому эти несколько дней из жизни солдата, едущего в отпуск, оставляют в сознании такой щемящий и дорогой след.
Григорий Чухрай и Валентин Ежов долго не могли определиться с названием фильма. Помог им режиссёр Михаил Ромм, который после прочтения одного из вариантов сценария задумчиво сказал: «Это целая баллада… о солдате». Так фильм и назвали – «Баллада о солдате».
Фильм и построен как баллада, когда начало и конец образуют некое кольцо, в которое заключено содержание. Начинает и завершает повествование солдатская мать. Во вдовьем чёрном платке каждый день выходит она на околицу села и вглядывается в пыльную дорогу в надежде, что вернётся её мальчик. Но мы уже знаем, что он не вернётся никогда.
Звучит голос за кадром: «Он мог бы стать замечательным гражданином, мог бы украшать землю садами, но он был и навечно останется в нашей памяти солдатом. Русским солдатом!».
Поначалу «Баллада о солдате» появилась в ограниченном прокате, но зрительский успех заставил пересмотреть прокатную категорию, и фильм пошёл повсеместно. Успех был ошеломляющий: только в СССР ленту посмотрели больше 30 миллионов человек, а был же ещё мировой прокат!
Фильм «Баллада о солдате» стал самым титулованным в истории советского кино, абсолютным чемпионом по наградам среди советских фильмов — кинодрама и её создатели получили более 100 международных премий, в том числе и два специальных приза жюри Каннского фестиваля. Сам же Чухрай был удостоен Ленинской премии.
В США, Японии и Греции «Баллада о солдате» была признана лучшим фильмом по итогам 1960−1961 годов. Фотографии актёров, постеры и афиши печатали в западной прессе. В списке поклонников кинокартины оказались многие зарубежные знаменитости и начинающие звёзды. В одном из интервью актриса Лайза Миннелли рассказала, что в подростковом возрасте посмотрела данный фильм пять раз за один день. Марлен Дитрих призналась, что её кино трогает очень редко, но постановку Чухрая она посмотрела восемь раз и оказалась под сильным впечатлением от игры Антонины Максимовой, которая исполнила роль матери Алёши. Разглядел достоинства фильма и Чарли Чаплин, которого тронул эпизод с испуганным парнишкой (герой Владимира Ивашова), убегающим от танка.
Международная слава фильма привела его на «Оскар» — он был номинирован за лучший оригинальный сценарий. Выиграть не удалось, но это был единственный раз, когда отечественный фильм был представлен в этой номинации!
Фильмов о войне снято много. Кинематографисты всех поколений обращались в своём творчестве к теме Великой Отечественной войны. Они прочно вошли в сокровищницу нашего национального культурного наследия. Эти фильмы сохраняют героическую картину великого народного подвига.
Фильм «Баллада о солдате» — одно из самых пронзительных кинопроизведений о войне. О людях во время войны, о любви в военное время, о жизни и смерти, вообще о философии бытия. Стремительный темп, внезапные паузы, калейдоскоп сменяющихся по дороге лиц – и среди них такие, которых невозможно забыть: инвалид и его жена, тётка-шофёр, мать героя, умирающий старик…
Идея снять фильм о солдате, которому после боевых будней выпало счастье несколько дней пожить мирной жизнью и увидеться с матерью, появилась у Григория Чухрая ещё в студенческие годы. Ему, фронтовику, очень хотелось рассказать о тех, кто вместе с ним воевал, о своих боевых товарищах, многих из которых уже не было в живых. Тогда война ещё не остыла в памяти и страны Европы хорошо помнили о той Победе, которую подарил миру Советский Союз. Тогда-то Чухрай и подумал, что стоит снять фильм о советском солдате.
До этого в кино регулярно показывали, как умеет воевать солдат Красной Армии, но никто не рассказал, почему он так воюет. Что давало ему силы не сдать Москву, выстоять на Курской дуге, под Сталинградом, а потом дойти до Берлина.
Вскоре после премьеры своей дебютной ленты «Сорок первый» Чухрай познакомился со сценаристом Валентином Ежовым, как и он сам, окончившим ВГИК и прошедшим войну. В лице Ежова режиссёр сразу же нашел единомышленника. Оба хотели сделать рассказ об обыкновенном солдате, который не совершил никакого подвига, но при этом сделал так много, сколько не каждому удаётся… Сценарий бывшие фронтовики писали вместе — делили большие сцены на эпизоды, писали, что кому больше нравится, а потом отдавали друг другу текст на правку. Сначала большую часть сценария занимало описание тыла и работающих на производстве женщин и детей, а героиня Шура должна была погибнуть во время бомбёжки. Этот вариант на «Мосфильме» сразу отвергли. Тогда Ежов и Чухрай убрали из сценария тыл и тяжёлый труд на заводах, оставили в живых Шуру и отнесли правки на киностудию. На этот раз киностудию всё устроило, и режиссёр со сценаристом получили разрешение на съёмки.
Подбор актёров
Первоначально на главные роли были утверждены Олег Стриженов и Лилия Алёшникова, но по настоянию Григория Чухрая были заменены.
Режиссёр решил, что главные роли должны играть неизвестные молодые актёры, да и Стриженову было уже 30 лет, а его герою не исполнилось и двадцати… После выписки из больницы режиссёр начал искать новые кандидатуры.
Поиски дебютантов были настолько трудными, что потом Чухрай признавался, что хотел вообще всё бросить и заняться чем-то другим. Он не мог остановиться ни на одной кандидатуре — актёры или не дотягивали до режиссёрского идеала, или плохо смотрелись в паре. «Мы просмотрели множество актёров, среди которых были люди очень талантливые, но ни на одном из них я не мог остановиться — не складывался ансамбль. Каждый день я составлял новые комбинации, «проигрывал» весь фильм с начала до конца. Коллеги открыто выражали недовольство моей нерешительностью: срывался план запуска фильма в производство. Но я ничего не мог с собой поделать. Положение, казалось, было безвыходным». На режиссёра уже начали жаловаться коллеги — он опять срывал запуск в производство. В конце концов режиссёр рискнул и утвердил на главную мужскую роль второкурсника ВГИКа Владимира Ивашова. Осталось дело за партнёршей…
Первокурсница Школы-студии МХАТ Жанна Прохоренко тогда провалила пробы на эпизод в другом фильме и решила зайти попробоваться в массовку к Чухраю. Режиссёр заметил её и утвердил на роль Шуры. Он искал собирательный образ, лицо «из народа», хотел, чтобы у актрисы была незапоминающаяся внешность, но при этом она была индивидуальна. Именно для того, чтобы сохранить индивидуальность, Чухрай оставил Жанне её тяжёлую пышную косу. … Из-за съёмок в фильме Прохоренко отчислили из МХАТа, и Чухрай помог ей перевестись во ВГИК. У Шурочки мало слов. Она в основном молчит. Паузы, молчаливые крупные планы Прохоренко — лучшее, что она продемонстрировала в этой работе. Внимательно смотрит, копит впечатления, вбирает их в свою душу и, при сдержанности выражений, передаёт огромную и страстную доброту своей героини. Жанна Прохоренко с удивительной силой раскрывает стремление Шуры навстречу неведомому чувству любви.
Для Жанны Прохоренко кинолента «Баллада о солдате» стала блестящим дебютом. Далее в её жизни появилась роль, принесшая ей всенародную славу — старшеклассница Ксения в фильме «А если это любовь?». Стоит отметить, что Прохоренко посвятила кино всю жизнь. Актриса принимала участие в съёмках вплоть до самой смерти.
Владимир Ивашов — москвич, учился на втором курсе ВГИКа в актёрской мастерской Григория Михайловича Козинцева. Ему пришлось прервать учёбу, взять академический отпуск. Ивашов войны не знал и от фашистского танка, преследовавшего безоружного мальчишку-связиста, не бегал. Но в те дни он буквально жил Алёшей Скворцовым — его тревогами и радостями, встречами и расставаниями, надеждами и болью. Работал актёр много, напряжённо, репетировал с режиссёром даже по выходным, когда на студии оставались лишь сторожа да пожарники. Ивашов безгранично верил советам Григория Чухрая, внимательно вслушивался в его рассказы о войне, пытаясь вновь и вновь «примерить на себя» судьбу и характер своего ровесника с передовой. Это был тяжкий, но счастливый труд души, абсолютное вживание в образ. Образ молодого паренька, простого солдата, великолепно созданный Владимиром Ивашовым, покоряет своей открытостью, гуманностью, великодушием! Вот каких сыновей теряла страна в ту жуткую войну!
После игры в «Балладе о солдате» молодой актёр получил большое количество теперь уже заметных ролей в таких кинокартинах, как «Железный поток», «Семнадцать мгновений весны», «Бриллианты для диктатуры пролетариата» и других.
Большие сомнения вызывали сначала новые претенденты на главные роли – Жанна Прохоренко (Шура) и Владимир Ивашов (Алёша). Справятся ли они со своими ролями? У них не было ни опыта, ни мастерства, а играть предстояло очень большие и сложные роли. Но произошло чудо: молодые артисты принесли с собой на экран обаяние юности и красоты и настолько «вписались» в фильм – русская девочка с распущенной косой и родниковыми глазами и паренёк с по-детски припухшими губами – что представить себе «Балладу о солдате» с другими исполнителями просто невозможно. Не случайно, после показа фильма на зарубежных экранах, американская пресса писала: «Голливудским звёздам, готовившим юных актёров, следовало бы сесть со своими питомцами на первый самолёт в Москву и устроить их в институт, раз там делают таких актёров из 19-летних юнцов».
Если главные роли играли дебютанты, то на второстепенных были настоящие звёзды.
Режиссёр сильно сомневался, что знаменитый Евгений Урбанский согласится на маленькую роль инвалида. Но актёр, вопреки тревожным ожиданиям режиссёра, уверенно заявил на предварительном собеседовании: «По-моему, это моя работа. Только, пожалуйста, если можно, без проб». Незабываемый образ создал он в этом фильме. Актёр поднялся в этой роли до больших трагедийных высот, потрясая глубиной человеческого переживания. Эта роль стала второй в фильмографии Урбанского и подарила перспективу дальнейшего сотрудничества с Чухраем, у которого актёр и сыграл свою звёздную роль в картине «Чистое небо». Евгений Урбанский трагически погиб на съёмках фильма «Директор». Выполняя трюк на машине, актёр не справился с управлением и получил несовместимые с жизнью травмы.
С энтузиазмом согласился на небольшую роль генерала и звезда советского кино Николай Крючков, вспоминавший впоследствии:
«Конечно, дорога мне маленькая роль Генерала в «Балладе о солдате». Немолодой это, уставший, мудрый и бесконечно ненавидящий войну человек. Ведь на его глазах гибнут такие золотые мальчишки, как Алёша Скворцов! Да, «Баллада о солдате» … В мире нет солдата, равного русскому. Иногда по грудь в воде, и кухня не подоспела, и НЗ кончился, а завернулся в шинельку — она и домом, и постелью была — и ни шагу назад. И в атаку, раз надо Родину защищать!».
После «Баллады» Крючков продолжил сниматься в кино, выходить на сцену и даже попробовал себя в писательском искусстве, став автором книги «Чем жив человек». Умер актёр 13 апреля 1994 года.
Антонина Максимова сыграла Катерину, маму Алёши. Эту мужественную и горячо любящую сына героиню у неё получилось воплотить искренне, ведь Максимова знала о Великой Отечественной войне не понаслышке. В период с 1941 по 1943 год актриса служила радисткой. Антонина Максимова «накопила» большую фильмографию ещё задолго до съёмок в «Балладе о солдате». До конца жизни она играла в кино и Театре-студии киноактёра. Умерла 4 октября 1986 года.
Что касается образа матери Алёши, то он гораздо более других несёт в себе элемент обобщения, становится символом матери. Катерина — простая русская женщина, успевшая лишь на минуту увидеть и обнять сына-солдата, а потом потерять навсегда. Мы не узнаём о Катерине подробностей, но знаем про её жизнь самое главное, что это мать, отдавшая войне сына.
Она успокаивает сына: «Ты не думай, я всё выдержу, всё перенесу… а тебя дождусь… отца не дождалась, а тебя дождусь». Грузовик с Алёшей удаляется по бесконечной дороге, а мать смотрит вслед полными слез и боли глазами…
Эпизод прощания Алёши с матерью получился как-то сразу, легко и хорошо. Чухрай вспоминал: «Едва артистка Антонина Максимова появилась на съёмочной площадке, я сразу почувствовал, что она так тонко и глубоко понимает роль, что моя задача — не мешать ей, не нарушать её представление об образе. В этих сценах я главное внимание уделял её партнёру. Должен сказать, что волнение артистки передавалось всем окружающим».
В эпизодах «Баллады о солдате» появлялись Георгий Юматов, Евгений Евстигнеев, Лев Борисов, Эльза Леждей, Нина Меньшикова, Раднэр Муратов, Всеволод Санаев, Екатерина Савинова, Валентина Телегина, Любовь Соколова и многие другие актёры, которые уже тогда были известны или стали очень популярны чуть позже и впоследствии в разные годы были удостоены звания народный артист СССР.
Игра актёров поражает своей искренностью и естественностью. Им веришь, с ними переживаешь, их узнаёшь. В глазах героев столько горя, радости, любви, грусти, тоски, переживания, робости… А какие лица! И ведь дело даже не в киноплёнке. Такие лица в кинематографе трудно встретить — такая духовность и проникновенность, по-настоящему Актёры с большой буквы!
Шесть суток, 10 встреч. Несколько дней без войны. Эшелоны, станции, встречи с разными людьми, расставания и потери – круговерть событий подхватила солдата в тылу. Попадая в различные ситуации, тратя всё своё время в пути на помощь и поддержку людей, до этого ему незнакомых, Алёша Скворцов успевает лишь обнять мать и уезжает, обещая обязательно вернуться.
Это потом напишут, что несмотря на трагический конец «Баллада о солдате» — удивительно светлый фильм. Алёша Скворцов отдаёт жизнь за свой народ — и в этом величайший оптимизм, ибо народ, родивший такого героя, бессмертен.
Нет, войны выигрывают не только благодаря новейшим технологиям военного оборудования и не только с помощью искусной стратегии и тактики генералов – их выигрывают простые люди, крепкий духом сплочённый народ. Именно такие люди, как Алёша, одержали победу в Великой Отечественной войне. Такие, которые способны жертвовать собой, всем самым дорогим для общего дела.
Это кино НАПОМИНАНИЕ о ЛЮДЯХ, которые навсегда ушли на ту войну. О том, что эти люди жили на родной земле – любили, трудились, строили счастье своей страны, просто дышали её воздухом и ходили по её бескрайним просторам.
НАПОМИНАНИЕ, чтобы пережить. Пережить и переосмыслить ту войну, осознать, что эти великие люди отдали свои жизни, чтобы мы жили и боролись за счастье — своё и наших потомков.
НАПОМИНАНИЕ нам, что МЫ – ВЕЛИКИЙ НАРОД, способный побеждать, любить, верить и ждать.
Мы способны на всё, потому что по-другому не можем!
Съёмки
Дорога… Фильм начинается с дороги и кончается дорогой. Это русский просёлок, убегающий в поля и перелески, пыльный летом, непролазный осенью и всегда берущий за душу своей томительной бесконечностью. «Баллада о солдате» — история нескольких дней пути от передовой до родной избы.
Значительная часть натурных съёмок фильма проводилась во Владимирской области. Съёмки картины начались осенью 1958 года.
Также в картине можно найти некоторые «накладки» в показе военной техники. Например, вместо распространённых во время войны командирских «виллисов» несколько раз в кадрах видим советские джипы послевоенного выпуска «ГАЗ-67» (именно на таком добирается до железнодорожной станции герой Владимира Ивашова). Один из самых страшных персонажей картины — немецкий танк, который в прологе «Баллады» преследует на поле боя Алёшу Скворцова, а потом оказывается подбит им, тоже «неправильный». Это некий условный вражеский «тигр», хотя на самом деле довольно легко за бутафорскими накладками угадать формы башни и корпуса советского Т-34.
В конце 1959 года съёмки фильма были закончены. Пронзительно-правдивая, бесхитростная картина была встречена начальством в штыки. Чухрая обвинили в дискредитации высоких патриотических чувств народа. Зрители же назвали фильм Григория Чухрая лучшим. В прессе появились отклики на фильм:
Массовое движение войск по фронтовой дороге снималось в Суздальском районе. Дорога стала неузнаваемой. Для «движения войск» по полевой дороге привлекли части Владимирского гарнизона, переодев солдат в форму Красной Армии 15-летней давности. За ночь на обочинах её «выросли», словно обглоданные осколками снарядов и бомб, деревья, появились «печальные останки» фашистской техники, пиротехники организовали «дымы пожарищ»… Появился тут и так называемый операторский кран. На верху его, как с капитанского мостика, отдавала приказания оператор Э. М. Савельева. Рядом с ней примостился ассистент оператора Л. Андрианов. Григорий Чухрай пристроился на грузовой автомашине, откуда давал указания своим помощникам и артистам.
Для эпизода встречи Алёши с матерью было выбрано село Спасское. Часть сцен в фильме родилась во время съёмок. Например, дуэль с танком, которая показана в прологе, на самом деле была придумана и снята в конце съёмочного периода.
«Мы чувствовали, что не хватает эмоционального толчка всему действию. И поняли, что подвиг, о котором рассказывает Алёша своим попутчикам, надо просто показать», - рассказывал Григорий Чухрай.
«Когда в четверг утром мы ехали за окраину Владимира к месту съёмок, шёл дождь, задувал пронизывающий ветер, с трудом волоча по земле вороха намокших листьев. Шофёр негромко сказал: «Погодка, я вам скажу… Никаким артистом не захочешь быть. Это же целый день под дождём мокнуть надо, на ветру. Базу съёмочной группы заметили ещё издали. Она расположилась на суздальской дороге, в трёх километрах от Владимира. На дороге и на обочинах её стояли грузовые автомашины, автобус. Вокруг сновали люди в плащах, солдатских ватных бушлатах. Тут же хлопотали постановщик нового художественного фильма «Баллада о солдате» Григорий Чухрай, оператор Эра Савельева, художник Борис Немечек. На владимирской земле будут сниматься кадры, показывающие фронтовую дорогу и массовое движение войск по ней. «Артисты» — это воины Владимирского гарнизона. Раздаётся команда: «Приготовиться к репетиции! Пиротехники, давайте дым». И яркое синее небо заволакивает зловещий дым пожарищ. В течение целого дня с огромным напряжением коллектив готовит к съёмкам кадры, которые, может быть, в фильме займут всего одну, от силы две минуты. А в селе Спасском предполагается запечатлеть эпизод встречи Алексея с матерью».
Фронтовику Чухраю был понятен тот ужас, который мог охватить бойца, оказавшегося на передовой в подобной ситуации. Но Ивашов в реальных боевых условиях никогда не бывал, потому, зная, что «фашистский» — а на самом деле свой, только загримированный, — танк будет вести себя «деликатно», изображал страх «понарошку». И это бросалось в глаза режиссёру. Тогда Григорий Наумович перед съёмкой очередного дубля попросил механика-водителя постараться максимально сократить дистанцию до артиста, наседать на него всерьёз. Танкист попался опытный и сумел выполнить пожелание. Увидев бронированную махину, буквально нависающую над ним, Ивашов, не ожидавший такого, реально почувствовал дыхание смерти, проникся всей опасностью момента и кинулся прочь по изрытой ямами и воронками земле, уже по-настоящему стараясь спасти себя. Эти кадры и вошли в картину.
В фильме были некоторые исторические неточности, но Чухрай пошёл на них сознательно. В начале войны отпуска солдатам не давали, но без этого не было бы фильма… Погоны солдаты в то время не носили, но режиссёр думал о том, что фильм будут показывать за рубежом, где все знают форму русского солдата-освободителя. Он хотел, чтобы в этом юноше все видели собирательный образ тех, кто прошёл через войну и принёс миру победу. Так что несмотря на то, что события происходят в 1942 году, одет Алёша в форму конца войны.
«Есть в этом фильме нечто такое, что помогает по-новому, глубже и как-то человечнее взглянуть на подвиг, совершённый нашим народом в годы войны. Это — тот светлый лиризм и та задушевная простота, которыми проникнут, пожалуй, каждый кадр».
«Нет в этом фильме ничего надуманного, ничего парадного, ничего нарочито красивого — всё в нём от жизни. Но при всей своей «прозаичности» он глубоко поэтичен».
«Картина от начала до конца подлинно художественными средствами борется за чистые, бескорыстные отношения между людьми».
«Фильм зовёт нас, сидящих в зале, сделать всё, чтобы не было этих военных дорог, тяжёлых расставаний, материнских слёз».
Григорий Чухрай
23 мая 1921 года родился кинорежиссер Григорий Чухрай, автор «Баллады о солдате» и «Сорок первого». Фронтовик-десантник и убежденный коммунист снял едва ли не самые честные фильмы сразу о двух великих войнах — Гражданской и Отечественной.
Чухрай родился в Мелитополе, всю жизнь считал Украину своей малой родиной, но с юных лет немало поколесил по стране вслед за матерью — партийным работником среднего звена, участником коллективизации, а затем — довольно крупным милицейским начальником. Днепропетровск, Северный Кавказ, Баку — калейдоскоп мест и впечатлений.
В середине тридцатых семья оказалась в Москве, где Чухраю поначалу пришлось трудно — провинциальные замашки и южнорусский акцент были поводом для насмешек одноклассников. Мальчик год не ходил в школу втайне от родителей — единственным местом, где он мог провести время, был, разумеется, кинотеатр.
«Насмотренность» — великое дело и не один великий режиссер, от Кулешова до Тарантино выбирал себе профессию под грузом радостных впечатлений от множества увиденных в юности фильмов. Восемнадцатилетний Чухрай совсем было отнес документы во ВГИК, но опередила повестка в военкомат.
Его призвали в Красную армию в 1939-м. Служить начал в Мариуполе курсантом полковой школы. В апреле 1941 года был переведён в дивизионный подготовительный лагерь для радистов под Белгородом. Встретил начало войны в тренировочном походе под Полтавой. Мечтал после службы снимать кино. Войну он встретил младшим сержантом, радистом, по обстановке тех дней — опытным солдатом. Первое ранение получил практически сразу. Отряд ловил диверсантов, Чухрай не сумел распознать немца, переодетого крестьянином. Спас будущего режиссёра его однополчанин из Казахстана.
В 1943-м Чухрай участвовал в Днепровской воздушно-десантной операции. Их самолёт сбился с курса, и Григорий с боевыми товарищами вынужден был десантироваться под зенитным обстрелом. Десантников расстреливали прямо в воздухе. Чухрая снова ранили, на этот раз тяжело. «Очнулся в палате. Как назвал её рядом лежащий раненый, в «доходиловке». В палате для умирающих... «Доктор, — прохрипел я, — переведите меня в другую палату. Я не умру».
Чухрай — настоящий, «окопный» ветеран, не снискавший ни больших чинов, ни высоких наград и своей боевой биографией особенно не гордившийся. А ведь в ней были и десанты в тыл врага, и диверсии, и новые ранения.
Всего у него было четыре ранения, одно из них — под Сталинградом. Последнее получил в 1945-м в Австрии и Победу встречал в госпитале.
То, что бывший фронтовик не мог не снять фильм о Великой Отечественной, было очевидно. Тем более что наступившая хрущевская оттепель позволяла показывать войну не только с героической, парадной стороны.
«Баллада о солдате» — фильм вообще не о героизме, хотя главный персонаж, «русский солдат» Алеша Скворцов, герой по любым меркам. В рамках простой истории несостоявшегося отпуска молодого фронтовика, отказавшегося от представления к ордену, чтобы съездить к матери домой починить прохудившуюся крышу, Чухрай вновь говорит о вещах, которыми в наше время трудно кого-то удивить, но которые кто-то должен был сказать первым. Война — это не только штыковое «ура» и не только ад, и нечеловеческое горе. Это в первую очередь экзамен на человечность, на способность в самые страшные дни на сопереживание, порядочность, любовь, наконец. Алеша не починит материнский дом, но в конечном счете ценой своей жизни сохранит и его, и тысячи других домов.
В неполные сорок лет Чухрай фактически обрел статус живого классика — в том числе и с формальной точки зрения (Ленинская премия, спецприз жюри в Каннах и много других наград, включая номинацию на «Оскар»). От него теперь ждали только шедевров — и еще один он снял. «Чистое небо» (1961), фильм о летчике, которого немецкий плен чуть было не сделал изгоем в собственной стране — едва ли не самое прямолинейное антисталинское высказывание в советском кинематографе.
Но не существует ни одного режиссера в мире, фильмография которого состоит исключительно из шедевров. Чухрай понял это очень рано — и выбрал иной путь. За следующие 20 лет он снял всего три картины и в неполные 60 лет прекратил творческую деятельность. Последней художественной лентой в фильмографии режиссера оказалась картина «Жизнь прекрасна», вышедшая на экраны в 1980-м.
Он много преподавал (среди его учеников — Ираклий Квирикадзе и Рустам Хамдамов), почти три десятилетия отвечал в Союзе кинематографистов за бытовые вопросы, не скрывал своей общественной позиции. Десантник Чухрай прожил свою жизнь в кинематографе с солдатской прямотой: главное свое задание он выполнил, а об остальном пусть судят потомки.
Григорий Чухрай прожил долгую, достойную и счастливую жизнь. Геройски прошел войну и снял замечательные фильмы, воспитал детей и успел увидеть правнучек. В биографии режиссера и сценариста нет ни одного порочащего пятна. Сегодня работы мастера воспринимаются как образцы яркого, глубокого кино. Сложно поверить, что в годы выхода картин на экраны ему приходилось буквально сражаться за них. Эта смелость, стремление представить привычные вещи с разных точек зрения вкупе с талантом и принесли Чухраю мировую славу.
Демобилизовался в конце декабря 1945 года, в звании гвардии старшего лейтенанта. Награждён орденами и медалями (медалью «За участие в обороне Сталинграда». медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», медалью «За взятие Вены», орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени, орденом Отечественной войны I степени, чехословацким правительством орденом «Партизанская звезда» и четырьмя медалями ЧССР)
В Сталинграде, в одном из разрушенных домов, Григорий нашел книжку по теории кино авторства Льва Кулешова и решил стать режиссером. Во ВГИК вчерашнего фронтовика приняли сравнительно легко — всё же старший лейтенант, коммунист (причем не по партбилету, а по убеждениям, которые Чухрай сохранил до конца жизни). Вместе с ним учились Владимир Басов и Тенгиз Абуладзе, а учителями их были Юткевич и Ромм, столпы и иконы советской кинорежиссуры. ВГИК Чухрай окончил в год смерти Сталина и уехал работать на студию Довженко.
Начало пятидесятых в истории советского кино принято обозначать термином «малокартинье». Фильмов тогда снималось в СССР действительно всего ничего, так что выпускнику ВГИКа до самостоятельной работы, как правило, было как до Луны. Ассистент режиссера-постановщика, затем второй режиссер и только потом — да и то совершенно необязательно — самостоятельная работа. Весь этот непростой путь Чухрай прошел полностью, работал добросовестно, ждал собственного шанса. Помогла совершенно неожиданно банальная человеческая честность и порядочность. Когда под угрозой срыва оказалась сдача фильма «Триста лет тому», Чухрай — второй режиссер картины — без малейшего страха выступил против сценариста ленты, самого титулованного драматурга Корнейчука. Молодого режиссера едва не исключили из партии, но поступок Чухрая не остался незамеченным. Директор «Мосфильма», легендарный Иван Пырьев вызвал резавшего правду-матку молодого ветерана в столицу и просто спросил, что тот хочет снимать. Чухрай выбрал повесть Бориса Лавренева «Сорок первый». Одноименную повесть Бориса Лавренева постановщик прочитал, находясь в госпитале после очередного боевого ранения. Произведение запало в душу будущему режиссеру. Чухрай усилил в картине мысль литератора о бесчеловечности войны, уносящей жизни юных и прекрасных людей.
Этот фильм, к сожалению, до сих находится в обидной тени «Баллады о солдате», хотя вопрос о том, какую из двух работ считать вершиной творчества Чухрая, на самом деле остается открыт.
Чтобы помнили
11-метровый памятник в болгарском Пловдиве, посвящённый Русскому Солдату, называют «Алёшей». По одной из версий такое прозвище закрепилось в народе именно на пике популярности «Баллады о солдате» и её главного героя. Согласно более распространённым предположениям, монумент так назвали в честь Алексея Скурлатова — рядового, восстанавливавшего в 1944 году телефонную связь в Болгарии. Инициатива по созданию памятника родилась в 1948 году и была активно поддержана как представителями культуры, так и простым населением. Памятник советскому солдату-освободителю «Алёша» — один из самых известных военных монументов в Восточной Европе.
В 1968 году на международном фестивале молодёжи в Софии впервые прозвучала песня «Стоит над горою Алёша». Её авторы — поэт К.Я. Ваншенкин и композитор Э.С. Колмановский.
Белеет ли в поле пороша,
Пороша, пороша.
Белеет ли в поле пороша,
Иль гулкие ливни шумят.
Стоит над горою Алёша,
Алёша, Алёша.
Стоит над горою Алёша —
Болгарии русский солдат.

И сердцу по-прежнему горько,
По-прежнему горько.
И сердцу по-прежнему горько,
Что после свинцовой пурги.
Из камня его гимнастёрка,
Его гимнастёрка.
Из камня его гимнастёрка,
Из камня его сапоги…
(Константин Ваншенкин)
Почтовая марка «Баллада о солдате» — советский художественный фильм 1959 года режиссёра Григория Чухрая. Филателия, СССР, выпуск 1965 год
Дополнительные материалы
Авторы-составители
  • Екатерина Миронова
  • Ольга Серегина
  • Ирина Шульте
Источники
  • culture.ru
  • kinopoisk.ru
  • kino-teatr.ru
  • kulturologia.ru
  • domkino.tv