Всеволод Эмильевич Мейерхольд (при рождении Карл Казимир Теодор Майерхольд) родился 28 января (9 февраля) 1874 года в Пензе. Будущий актёр и режиссёр был восьмым ребёнком в семье Эмилия Фёдоровича Мейерхольда (выходца из старинного рода немецкого происхождения Мейерхольд фон Риттерхольм) и его жены – балтийской немки Альвины Даниловны (урождённой Неезе). В 1895 году он окончил Пензенскую 2-ю мужскую гимназию (здание гимназии на улице Володарского, дом 5 сохранилось, сейчас в памятнике истории и культуры федерального значения располагается управление образования Пензы). После окончания гимназии поступил на юридический факультет Московского университета. В том же году, по достижении совершеннолетия (21), Мейерхольд принял православие и изменил имя на Всеволод – в честь любимого писателя Всеволода Гаршина. В 1896 году он перешёл на 2-1 курс Театрально-музыкального училища Московского филармонического общества в класс Владимира Немировича-Данченко. Окончив училище в 1898 году, Всеволод Мейерхольд вступил в труппу создаваемого Художественно-общедоступного театра. В 1902 году Мейерхольд с группой актёров покинул Художественный театр и начал самостоятельную режиссёрскую деятельность, возглавив вместе с А. С. Кошеверовым труппу в Херсоне. После ухода Кошеверова труппа стала называться «Новая драма (Товарищество новой драмы»). В 1902-1905 годах было поставлено около 200 спектаклей, гастрольные выступления проходили на подмостках Тбилиси, Севастополя, Николаева. В 1905 году Константин Станиславский предложил Всеволоду Мейерхольду подготовить несколько спектаклей для Театра-студии, который он задумал открыть в Москве на Поварской улице. Однако Студия существовала недолго: как оказалось, Станиславский и Мейерхольд по-разному понимали её назначение. В 1906 году Вера Комиссаржевская пригласила Мейерхольда в Петербург – стать главным режиссёром её Драматического театра на Офицерской улице. За сезон Мейерхольд выпустил 13 спектаклей. В 1907 году режиссёр поставил «Балаганчик Александра Блока. Этот спектакль стал началом «театра условности» в России. Но сотрудничество с Комиссаржевской тоже оказалось кратким. При Мейерхольде в театр перестали ходить, труппа оказалась на грани разорения. Вера Фёдоровна уволила Всеволода Эмильевича. Всеволод Мейерхольд продолжил экспериментировать. В 1912 году он поставил спектакль по пьесе «Поклонение кресту» испанского драматурга XVII века Кальдерона, который планировал играть на природе. Уже было найдено подходящее место – имение писательницы Марии Крестовской в Молодёжном под Санкт-Петербургом с прекрасным садом и большой лестницей, спускающейся от дачи к Финскому заливу. По замыслу режиссёра спектакль должен был идти ночью при свете горящих факелов. По техническим причинам затею не воплотили в жизнь. В итоге спектакль поставили в помещении. Но с тех пор идея театра на открытом воздухе («походного театра») занимала Мейерхольда. Работал Всеволод Мейерхольд и в Императорских театрах: с 1908 по 1917 год ставил пьесы в Александринском театре, а в 1911 году поставил оперу в Мариинском театре. Революцию Всеволод Мейерхольд принял с радостью. В 1918 году в Петрограде поставил «Мистерию-буфф» Владимира Маяковского и пьесу Александра Блока «Незнакомка». С мая 1919 по август 1920 года Мейерхольд жил в Крыму и на Кавказе. Пережил несколько смен власти, его арестовывала белая контрразведка. С сентября 1920 года по февраль 1921 год он заведовал Театральным отделом (ТЕО) Наркомпроса по приглашению наркома просвещения Луначарского. В 1920 году Всеволод Мейерхольд начал активно вводить в театр программу «Театральный Октябрь», а на Курсах мастерства сценических постановок – преподавание биомеханики как теории движений, и с 1921 года стал использовать этот термин для занятий сцендвижением. В 1920 году в Москве режиссёр создаёт Театр РСФСР, который с 1922 года получил название Театр Актёра и Театр ГИТИСа, с 1923 – Театр имени Мейерхольда (ТиМ), а в 1926 году театру присвоили статус государственного. Параллельно с 1922 по 1924 год Всеволод Мейерхольд руководит Театром Революции. В 1928 году ГосТиМ едва не закрыли: режиссёра заподозрили в измене. Отправившись с женой за рубеж для лечения и переговоров о гастролях, Мейерхольд задержался во Франции. В тот же период из зарубежных поездок не вернулись Михаил Чехов, возглавлявший МХАТ 2-й, и руководитель ГОСЕТа Алексей Грановский. Мейерхольда заподозрили в желании остаться. Но он не собирался эмигрировать и вернулся в Москву раньше, чем ликвидационная комиссия успела расформировать театр. В 1930 году ГосТиМ с успехом гастролировал за рубежом. В 1934 году спектакль «Дама с камелиями», главную роль в котором играла вторая жена режиссёра Зинаида Райх, посмотрел Сталин, и спектакль ему не понравился. Критика обрушилась на Мейерхольда, его обвиняли в эстетстве. 8 января 1938 года театр закрыли. Приказ Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР «О ликвидации Театра имени Вс. Мейерхольда» опубликован в газете «Правда» 8 января 1938 года. В мае 1938 года Константин Станиславский предложил безработному Всеволод Мейерхольду должность режиссёра в руководимом им оперном театре. После смерти Станиславского Мейерхольд стал главным режиссёром театра. Продолжил работу над оперой «Риголетто». Мейерхольд высоко ценил дарование композитора Сергея Прокофьева, неоднократно пытался поставить оперу «Игрок», балет «Стальной скок», однако желание режиссёра не было осуществлено. 20 июня 1939 года Мейерхольд был арестован в Ленинграде. Его обвиняли по статье 58 УК РСФСР. После трёх недель допросов, он подписал нужные следствию показания. 1 февраля 1940 года состоялось заседание Военной коллегии Верховного суда СССР. Коллегия приговорила режиссёра к расстрелу. 2 февраля 1940 года приговор был приведён в исполнение. В 1955 году Верховный суд СССР посмертно реабилитировал Мейерхольда. От первой жены Ольги Михайловны Мунт у Всеволода Мейерхольда было три дочери – Мария, Татьяна и Ирина. Ирина Всеволодовна Мейерхольд стала актрисой, режиссёром и педагогом. В 1947 году, как дочь «врага народа», была уволена со всех работ, и в течение 12 лет оставалась без любимого дела, вплоть до реабилитации отца. Внук Мейерхольда Пётр Меркурьев (сын Ирины) стал актёром, музыковедом, хормейстером и музыкальным журналистом. Он дважды играл деда в кино: в фильме «Я – актриса» (1980) и в телесериале «Есенин» (2005). Благодаря настойчивости внучки Всеволода Эмильевича Марии Алексеевны Воробьёвой-Мейерхольд (дочери Татьяны) была создана комиссия по творческому наследию режиссёра, изданы его сочинения и воспоминания. С её помощью в 1984 году открылся первый музей Мейерхольда на его родине – в Пензе. В 1991 году она добилась того, чтобы музеем стала и его московская квартира В. Э. Мейерхольда в доме № 12 по Брюсову переулку. С этого времени Мария Алексеевна работала там заведующей. В 2001 году она была удостоена Государственной премии России. В фильмографии Всеволода Мейерхольда всего 3 картины: «Портрет Дориана Грея» (1915), где он выступил в качестве сценариста, режиссёра и актёра, «Сильный человек» (1917) – режиссёр, «Белый орёл» (1928) – актёр. С 1980-х по 2020-х годов образ Всеволода Мейерхольда не раз использовался отечественными и иностранными режиссёрами в документальных и художественных фильмах. Например, «Золотая голова на плахе» (2004), «Маяковский. Два дня» (2013), «Крылья империи» (2017) и другие.