Анатолий Михайлович Мукасей родился 26 июля 1938 года в Ленинграде в семье легендарных советских разведчиков-нелегалов Михаила Исааковича Мукасея и Елизаветы Ивановны Мукасей. Анатолий Михайлович в интервью рассказывал, что с сестрой Эллой они не видели родителей в общей сложности два десятка лет. Легендарные разведчики приезжали к родным на неделю, затем снова пропадали, напоминая детям о своём существовании посылками и записками, передаваемыми через знакомых.
Брат и сестра с раннего детства знали, что не стоит делиться с окружающими подробностями из жизни семьи, и как зеницу ока хранили секреты. Росли под присмотром воспитательницы Тони и так называемых шефов, которые были приставлены к ребятам и часто заглядывали в гости.
В военное время отец, работавший консулом в Лос-Анджелесе, познакомился с Чарли Чаплином и Теодором Драйзером, сам снимал встречи на 16-миллиметровую цветную плёнку и привозил детям. С тех пор Анатолий заболел кинематографом, сделав открытие, которое определило его будущее.
Мукасей вдруг понял, что с помощью снятых на плёнку историй можно не только увлечь человека. Камера способна остановить время, сохранить его на десятки, если не сотни лет.
В итоге Анатолий Мукасей решил поступать во ВГИК, который он окончил операторский факультет ВГИКа. В 1961-1962 снял ряд сюжетов на Ленинградской студии кинохроники. А с 1962 года стал оператором-постановщиком киностудии «Мосфильм».
Со своей женой – актрисой и режиссёром Светланой Дружининой – Анатолий Мукасей познакомился на институтской волейбольной площадке, ещё будучи студентом. Оба они были капитанами команды ВГИКа, их тогда так и прозвали «два капитана». Теперь Светлана Сергеевна и Анатолий Михайлович не только счастливы в браке (супруги отметили 65-летний юбилей совместной жизни), но и вместе работали над созданием 10 фильмов.
Впервые как оператор и режиссёр пара Дружинина и Мукасей встретилась на производстве музыкальной ленты «Сватовство гусара» (1979) - фантазии на водевиль Николая Некрасова «Петербургский ростовщик».
Плодами талантливого союза этой творческой четы также стали исторические ленты о гардамаринах. А в начале нового тысячелетия супруги трудились над масштабным проектом «Тайны дворцовых переворотов». Сериал, рассказывающий о нелегкой судьбе российских императриц, интересен тем, что события давно минувших дней идут фоном, а сюжет сосредоточен на личных отношениях героев.
Анатолий Михайлович всегда считал своё ремесло лучшим из всех направлений в кино, ведь зритель видит происходящее глазами оператора, и сравнивал его с работой живописцев — это те же картины, только в движении. Мукасей говорил, что перед съёмкой обязательно просматривает буклеты с трудами художников, а заодно наблюдает за актёрами. Он убеждён: каждая героиня должна выйти на экране красавицей, даже если роль предполагает образ дурнушки.
Такой подход свёл Мукасея с именитыми режиссёрами, что позволило им вместе снять киношедевры.
Всего Анатолий Мукасей снял в качестве оператора 31 картину, среди которых «Дайте жалобную книгу» и «Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова, «Внимание, черепаха!», «Нос» и «Чучело» Ролана Быкова, «Большая перемена», «По семейным обстоятельствам» и «Ловушка для одинокого мужчины» Алексея Коренева и другие.
Анатолий Мукасей в трёх фильмах выступил не только оператором, но и актёром: «Морские рассказы» Алексея Сахарова и Александра Светлова, «Сватовство гусара» Светланы Дружининой, «Сержант» Станислава Гайдука.
Анатолий Мукасей является членом Президиума Российской Академии кинематографических искусств «Ника».
Сын Михаил – кинооператор и продюсер. Принимал участие в съёмках рекламных роликов и музыкальных клипов, также выступал оператором-постановщиком 12 кинофильмов, в настоящее время занимается преимущественно предпринимательством.
В 2023 году состоялись два их совместных проекта – четвёртый и пятый фильмы из серии о гардемаринах «Гардемарины 1787. Мир» и «Гардемарины 1787. Война», где Светлана Дружинина – автор сценария, режиссёр и продюсер, а Анатолий и Михаил Мукасеи – операторы.
Брат и сестра с раннего детства знали, что не стоит делиться с окружающими подробностями из жизни семьи, и как зеницу ока хранили секреты. Росли под присмотром воспитательницы Тони и так называемых шефов, которые были приставлены к ребятам и часто заглядывали в гости.
В военное время отец, работавший консулом в Лос-Анджелесе, познакомился с Чарли Чаплином и Теодором Драйзером, сам снимал встречи на 16-миллиметровую цветную плёнку и привозил детям. С тех пор Анатолий заболел кинематографом, сделав открытие, которое определило его будущее.
Мукасей вдруг понял, что с помощью снятых на плёнку историй можно не только увлечь человека. Камера способна остановить время, сохранить его на десятки, если не сотни лет.
В итоге Анатолий Мукасей решил поступать во ВГИК, который он окончил операторский факультет ВГИКа. В 1961-1962 снял ряд сюжетов на Ленинградской студии кинохроники. А с 1962 года стал оператором-постановщиком киностудии «Мосфильм».
Со своей женой – актрисой и режиссёром Светланой Дружининой – Анатолий Мукасей познакомился на институтской волейбольной площадке, ещё будучи студентом. Оба они были капитанами команды ВГИКа, их тогда так и прозвали «два капитана». Теперь Светлана Сергеевна и Анатолий Михайлович не только счастливы в браке (супруги отметили 65-летний юбилей совместной жизни), но и вместе работали над созданием 10 фильмов.
Впервые как оператор и режиссёр пара Дружинина и Мукасей встретилась на производстве музыкальной ленты «Сватовство гусара» (1979) - фантазии на водевиль Николая Некрасова «Петербургский ростовщик».
Плодами талантливого союза этой творческой четы также стали исторические ленты о гардамаринах. А в начале нового тысячелетия супруги трудились над масштабным проектом «Тайны дворцовых переворотов». Сериал, рассказывающий о нелегкой судьбе российских императриц, интересен тем, что события давно минувших дней идут фоном, а сюжет сосредоточен на личных отношениях героев.
Анатолий Михайлович всегда считал своё ремесло лучшим из всех направлений в кино, ведь зритель видит происходящее глазами оператора, и сравнивал его с работой живописцев — это те же картины, только в движении. Мукасей говорил, что перед съёмкой обязательно просматривает буклеты с трудами художников, а заодно наблюдает за актёрами. Он убеждён: каждая героиня должна выйти на экране красавицей, даже если роль предполагает образ дурнушки.
Такой подход свёл Мукасея с именитыми режиссёрами, что позволило им вместе снять киношедевры.
Всего Анатолий Мукасей снял в качестве оператора 31 картину, среди которых «Дайте жалобную книгу» и «Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова, «Внимание, черепаха!», «Нос» и «Чучело» Ролана Быкова, «Большая перемена», «По семейным обстоятельствам» и «Ловушка для одинокого мужчины» Алексея Коренева и другие.
Анатолий Мукасей в трёх фильмах выступил не только оператором, но и актёром: «Морские рассказы» Алексея Сахарова и Александра Светлова, «Сватовство гусара» Светланы Дружининой, «Сержант» Станислава Гайдука.
Анатолий Мукасей является членом Президиума Российской Академии кинематографических искусств «Ника».
Сын Михаил – кинооператор и продюсер. Принимал участие в съёмках рекламных роликов и музыкальных клипов, также выступал оператором-постановщиком 12 кинофильмов, в настоящее время занимается преимущественно предпринимательством.
В 2023 году состоялись два их совместных проекта – четвёртый и пятый фильмы из серии о гардемаринах «Гардемарины 1787. Мир» и «Гардемарины 1787. Война», где Светлана Дружинина – автор сценария, режиссёр и продюсер, а Анатолий и Михаил Мукасеи – операторы.