Kino_v_shcool_news

120 лет со дня рождения Георгия Милляра

Георгий Францевич Милляр (при рождении – де Мильё) родился 25 октября (7 ноября) 1903 года в Москве в семье французского инженера-мостостроителя Франца де Мильё, уроженца Марселя, приехавшего в Россию на работу. Отец скончался в 1906 году в Ялте, когда сыну не исполнилось и трёх лет. Мать — дочь иркутского золотопромышленника Елизавета Алексеевна Журавлёва. Детство мальчика проходило в достатке, он воспитывался гувернантками-француженками, изучал языки, свободно говорил на немецком и французском, занимался музыкой, много читал.
Ещё до начала Первой мировой войны вдова де Мильё переехала из Москвы в Геленджик, опасаясь нарастающих в стране волнений. После Революции 1917 года семья осталась без родных и без денег, дом в Геленджике был конфискован, а большая московская квартира была превращена в коммунальную, где семье де Мильё отвели лишь одну комнату. Впоследствии он сменил фамилию, чтобы не афишировать своё аристократическое происхождение. Знание иностранных языков он всю жизнь не указывал в анкетах, хотя свободно владел французским и немецким.
Он с детства увлекался искусством, слушал Фёдора Шаляпина, Антонину Нежданову, Леонида Собинова. Любовь к театру ему привила его тётка, театральная актриса. Уже в семь лет будущий актёр впервые попробовал нанести грим, попытавшись перевоплотиться в Мефистофеля из «Фауста», однако был разочарован, когда вызвал у родственников не испуг, а смех.
Окончив школу, Милляр пошёл работать в геленджикский театр бутафором. Начало актёрской карьеры случилось внезапно — кто-то из исполнителей заболел, а Георгий заменил его. Неожиданный дебют прошёл удачно, Милляра ввели в уже идущие спектакли и стали занимать в новых постановках. Так он стал одним из ведущих актёров театра. В 1924 году Георгий Францевич уже стал известным провинциальным актёром и поступил в Школу юниоров при Московском театре Революции (ныне Театр им. Маяковского). Правда, преподаватели насторожённо отнеслись к юноше из-за его непривычной для актёра внешности и проблем с дикцией. «Консилиум» педагогов долго не мог предрешить исхода ни «за», ни «против», и поэтому меня не выгоняли…», — вспоминал Милляр.
Хотя театральные критики отмечали способности Милляра «в области мимики, жеста и пластики» и считали, что они «имели бы большее применение в кино», первые обращения актёра на киностудии не увенчались успехом. И даже первые кинопробы у Александра Роу Георгий Милляр провалил. Зато потом между режиссёром и актёром завязалась многолетняя дружба.
Дебют в кино у актёра состоялся в 1932 году с эпизодической роли в фильме «Штурм».
А в 1938 году Александр Роу позвал Георгия Милляра на роль царя Гороха в экранизации сказки «По щучьему велению». Картина имела успех у зрителей и критиков. С тех пор Роу снимал Милляра во всех своих фильмах, часто одновременно в нескольких ролях.
Визитной карточкой актёра стал образ героини русских сказок Бабы-Яги. О том, как рождался этот образ, сам Милляр рассказывал так: «В Ялте я старушку увидел — коз пасла на Чайной горке. Старая-престарая гречанка, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка. Чем не Баба-Яга?.. А ещё обильный материал мне дала соседка по коммуналке. Характер у неё был ужасный, склочница, ей надо было обязательно кого-нибудь поссорить».
Впервые в образе Бабы-Яги актёр предстал в фильме-сказке «Василиса Прекрасная» (1939). Изначально на эту роль пробовались множество актрис, в том числе Фаина Раневская, но Роу не мог подобрать подходящей кандидатуры и обратился за советом к самому Милляру. «Не женская это роль. Вот скажите мне, какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? А я всё стерплю», — сказал Милляр. Образ получился настолько пугающим, что присутствующие на съёмках дети при виде актёра разбегались. Фильм снимали в сильную жару. Милляр больше двадцати дублей съезжал из печки по жёлобу, который из-за жары нагрелся так сильно, что актёр получил ожог.
В 1944 году Милляр исполнил роль Кащея Бессмертного в одноимённом фильме. Он играл практически без грима, используя своё крайне худощавое телосложение и знаменитый голос. Вначале актёр отказывался от роли, говорил, что не справится с ней, но позже всё же согласился. Милляр серьёзно готовился к съёмкам. Он обошёл оставшиеся в Москве церкви, чтобы посмотреть, как иконописцы изображали чёрта. Фильм снимался во время Великой Отечественной войны, и киностудия была эвакуирована в Душанбе, где накануне съёмок в условиях недоедания и антисанитарии Милляр перенёс малярию, вследствие которой весил во время съёмок всего 48 килограммов.
Как и Баба-Яга в первом фильме с участием актёра, Кащей стал устрашающим персонажем. Даже лошади, на которой скакал Милляр, пришлось завязать глаза, иначе она отказывалась подпускать его к себе. Премьера фильма состоялась 9 мая 1945 года, и Кащей стал для зрителей олицетворением побеждённых на войне нацистских сил. Сам Милляр такую связь отрицал: «Я до такой вульгарной трактовки не дошёл… Каждая эпоха выявляет своего Кащея и в этом смысле он бессмертен». Образ Кащея был заимствован с третьего всадника на картине Виктора Васнецова «Воины Апокалипсиса».
После этого фильма Милляр, по его словам, стал «официальным представителем нечистой силы в кинематографе».
В своих следующих сказочных ролях актёр решил перейти к более ироничному обыгрыванию отрицательных персонажей. В 1959 году он появился в роли покорного слуги Квака в киносказке «Марья-искусница». Во время съёмок актёра покрывали зелёнкой и обували в зелёные ласты. Манера речи Квака была идеей самого актёра. В 1964 году на экраны вышел фильм «Морозко», где Милляр вновь перевоплотился в Бабу-Ягу. Актёр готовился к роли, занимаясь гимнастикой с шестом, чтобы умело пользоваться метлой. И Баба-Яга в этой сказке получилась не совсем классической. Кинокритики отмечали, что она не лишена даже некоторого обаяния, да и страдает вполне человеческими болезнями – радикулитом мучается.
В 1967 году в очередном фильме Роу «Огонь, вода и… медные трубы» Георгий Милляр снова сыграл сразу двух своих знаменитых героев – Бабу-Ягу и Кащея Бессмертного. В этой картине Кащей предстаёт перед зрителями в первую очередь неудачливым женихом, а не воплощением зла.
Последний раз актёр сыграл Бабу-Ягу в 1972 году в фильме «Золотые рога».
Кончина режиссёра Александра Роу в 1973 году стала ударом для многих членов актёрской команды, раз за разом снимавшихся в его фильмах.
Вне сказок Георгий Милляр снимался, в основном, в эпизодических или второстепенных ролях, дублировал, озвучивал советские, зарубежные фильмы и мультфильмы. Участвовал в съёмках киножурналов «Фитиль» и «Ералаш».
Милляр был ярко выраженным характерным актёром, мастером гротеска и буффонады. Его своеобразный голос как нельзя лучше подходил для сказочных персонажей.
Сам актёр мечтал сыграть серьёзные роли, такие как Вольтер, Суворов, Цезарь. «Сказочные образы — моя стихия, моя привязанность. Но как хочется сыграть однажды роль глубокую, психологическую. Слепить характер сильный, острый, самобытный. Шекспировский Цезарь, Вольтер, Суворов — вот о чём я, грешный, мечтаю», — говорил он. Однако в более серьёзном кино актёру не удалось полностью проявить свой талант.
В последние годы жизни Милляр мало снимался. Он соглашался на любые роли в фильмах и всегда ответственно подходил к игре даже в эпизодах.
Накануне 85-летнего юбилея Георгия Францевича пригласили выступить перед детьми в концертном зале «Россия». Он, узнав, что в зале 850 мест, накупил школьных альбомов для рисования и, разрезав листы пополам, на каждом из них цветными карандашами нарисовал летящую в ступе Бабу-Ягу и подписал: «С любовью, Г.Ф. Милляр». Говорил, что «хотел оставить подарочек каждому ребятёночку». И нарисовал 850 картинок… Рано утром в назначенный день достал старенький, но аккуратный и чистый костюм, надел любимый галстук-бабочку и сел ждать звонка. Но так и не дождался: то ли концерт отменили, то ли Милляра вычеркнули из списка выступающих, но за актёром никто не приехал и даже не посчитал нужным сообщить ему об отмене мероприятия.
Умер Георгий Милляр 4 июня 1993 года в Москве. Похоронен на Троекуровском кладбище. После смерти актёра жена и приёмная дочь передали часть его архива с письмами, записями, фотографиями и грамотами в Музей кино. Тем не менее, большинство документов было утрачено.