Kino_v_shcool_news

115 лет со дня рождения Ростислава Плятта

2023-12-13 12:06
Ростислав Иванович Плят родился 30 ноября (13 декабря) 1908 года в Ростове-на-Дону. Отец Ростислава – известный ростовский адвокат Иван Иосифович Плят, по происхождению «поляк, правда сильно обрусевший», мать – Зинаида Ивановна Закаменная, украинка родом из Полтавы, крестившая сына в православие. К моменту появления Ростислава на свет она была уже больна туберкулёзом лёгких, и семья переехала в Кисловодск, в более мягкий климат.
В 1916 году мама умерла, и отец перевёлся в Москву. Через год он женился на Анне Николаевне Великовской, которая заменила Ростиславу мать. У него также появился старший сводный брат. Адвокатская деятельность отца успешно развивалась, среди его клиентов были и работники театров. Так мальчик вошёл в театральную среду. Занимался в драмкружке, вначале под руководством Владимира Лебедева, затем – Варвары Соколовой-Залесской, артистки МХАТа, которая познакомила его с системой Станиславского.
Раннее увлечение Ростислава театром привело к тому, что в 16 лет при получении паспорта он намеренно изменил свою фамилию и отчество на более подходящие для афиш (как ему казалось), став Ростиславом Яновичем Пляттом.
Ростислав Плятт в течение своей актёрской карьеры много снимался в кино, и всё же на первом месте у него был театр.
«Я не раз удивлял журналистов, отвечая на вопрос о моем «хобби» односложно: театр, – писал Ростислав Плятт в своей книге «Без эпилога». – И это не ради красного словца: театр действительно съедал все мое свободное время, остававшееся после бытовых хлопот, чтения и прямых обязанностей актера театра. Я люблю свою профессию. Иногда, правда, горевал, что не занимаюсь ни режиссурой, ни педагогикой. Но актерское дело насыщало меня целиком. Я прожил счастливую жизнь: никогда не знал простоев, играл, что хотел, и почти всю свою творческую жизнь провел под крылом у Завадского. Мне можно только позавидовать».
В 1926 году Плятт окончил 20-ю опытную школу имени Томаса Эдисона. В том же году поступил в драматическую студию Моспрофобра под руководством Юрия Завадского, год спустя реорганизованную в Театр-студию, где играл до 1936 года. Затем вместе со всей труппой переехал в Ростов-на-Дону для работы в Театре драмы им. М. Горького. Плятт был признанным комедийным актёром, создавал образы с острым внешним рисунком и ярко подчёркнутой характерностью, но первый крупный успех на сцене имела роль Фон Ранкена в спектакле 1938 года «Дни нашей жизни» по пьесе Леонида Андреева. Эта роль обнаружила склонность актёра к углублённому, психологически тонкому раскрытию характера. В 1938 году Плятт вернулся в Москву.
В 1938-1941 годах Ростислав Плятт служил в Театре имени Ленинского комсомола.
Во время Великой Отечественной войны актёр находился в Москве. Со временем оставшиеся в Москве актёры разных театров создали Московский театр драмы, где ставили пьесы Константина Симонова. В этих военных фронтовых пьесах Плятт впервые проявил себя как мастер психологической игры.
В 1943 году он перешёл в Театр имени Моссовета, где прослужил до конца своих дней. Творчество актёра отличали интеллектуализм, дар внутреннего перевоплощения, ироничность, глубокое обаяние.
В кино Ростислав Плятт дебютировал в 1939 году в картине Михаила Ромма​.
«Ленин в 1918 году»​, сыграв в эпизоде военспеца Иванова, разговаривающего со Сталиным. Но настоящим его кинодебютом стала роль угловатого холостяка-геолога в картине Татьяны Лукашевич «Подкидыш». Там проявился и комедийный талант актёра. Невозможно без смеха смотреть его эпизоды с маленькой девочкой, заставляющей взрослого «дядю» играть в «баба сеяла горох» и петь «мы весёлые ребята»! В этом фильме Плятт снимался вместе со своей многолетней партнёршей по сцене и близкой подругой Фаиной Раневской.
Киносудьба Ростислава Плятта сложилась весьма неплохо, он сыграл немало важных, интересных ролей. В фильмографии актёра роли в таких картинах, как «Сердца четырёх», «Слон и верёвочка», «Весна», «Сельская учительница», «Первоклассница», «Сталинградская битва», «Заговор обречённых», «Смелые люди», «Убийство на улице Данте», «Жених с того света», «Иду на грозу», «Ошибка резидента», «Судьба резидента», «Вся королевская рать», «Ольга Сергеевна» и многие другие. Но, наверное, в первую очередь вспоминается легендарный пастор Шлаг из «Семнадцати мгновений весны». Потрясающая по силе и глубине работа.
Одну из своих последних киноролей Ростислав Плятт сыграл в дуэте с Андреем Мягковым в картине Марлена Хуциева «Послесловие» (1983). А последней ролью актёра стал скрипичный мастер Николо Амати в картине «Визит к Минотавру» (1987) режиссёра Эльдора Уразбаева по мотивам одноимённого романа Аркадия и Георгия Вайнеров.
Была у Ростислава Плятта ещё одна любимая сфера профессиональной деятельности. Это радиотеатр, театр у микрофона. Он принимал участие в записи многих радиоспектаклей, в том числе и для детской аудитории. На протяжении 40 лет был Робинзоном Крузо в популярном многосерийном радиоспектакле «Клуб знаменитых капитанов». И радиотеатр увлекал актёра не меньше, чем театр обычный. К тому же радиоспектакли требуют от актёров большего мастерства, ведь тут все построено только на голосе, интонациях, а картинку радиослушатель уже додумывает сам. Какое счастье, что сохранились те старые плёнки с радиоспектаклями, где можно услышать голос Ростислава Плятта!
Участвовал Плятт и в дубляже фильмов, и в озвучивании мультфильмов. А ещё выступал в концертах, на юбилейных и творческих вечерах, встречах со зрителями.
В 1970-е годы на телевидении был подготовлен цикл передач о Бернарде Шоу («Театр Бернарда Шоу»), в котором Бернард Шоу в исполнении Плятта беседовал с Литературоведом (Александр Аникст).
Ростислава Яновича Плятта не стало 30 июня 1989 года. Похоронен актер на Новодевичьем кладбище.