Всеволод Илларионович Пудовкин родился 16 (28) февраля 1893 в Пензе. Отец – Илларион Епифанович – происходил из пензенских крестьян, работал приказчиком и коммивояжёром. Мать – Елизавета Александровна – занималась домашним хозяйством. Через четыре года семья переехала в Москву. Всеволод окончил 6-ю Московскую гимназию. Будущий режиссёр впоследствии вспоминал: «В ранней юности я отличался тем, что принято называть «разбросанностью». Страстные, но беспорядочные увлечения живописью, игрой на скрипке, астрономией и сочинением очень странных, похожих на философские диалоги пьес комбинировались с довольно прочным влечением к физико-математическим наукам и с крайним отвращением к медицине, которая, по решению родителей, должна была стать основой моей будущей работы. Я настоял на своём и поступил в университет не на медицинский, а на физико-математический факультет». Учился Всеволод Пудовкин на отделении естественных наук физико-математического факультета Московского университета, но из-за начала Первой мировой войны не успел сдать выпускные экзамены. В 1914 году Пудовкин добровольцем ушёл на фронт. 21 февраля 1915 года был ранен в руку и взят в плен под Гродно. В конце 1918 года бежал из плена, вернулся уже в Советскую Россию. В 1919 году поступил в Государственную школу кинематографии при Всероссийском фотокиноотделе Наркомпроса (с 1923 года – Государственный техникум кинематографии, ныне – ВГИК). Учился на курсе Владимира Ростиславовича Гардина, одновременно помогая ему на съёмках фильма «Серп и молот» (1921) в качестве второго режиссёра, также снялся в одной из ролей. С 1922 по 1925 год учился в мастерской Льва Владимировича Кулешова, продолжая работать на киностудии «Межрабпом-Русь» (ныне – Киностудия имени Максима Горького) в качестве актёра и ассистента режиссёра. В течение пяти лет Пудовкин писал сценарии, рисовал эскизы декораций и помогал их строить, играл главные роли и участвовал в эпизодических сценах, ставил отдельные фрагменты фильмов и монтировал будущие киноленты. Подрабатывал, рисуя карикатуры для газеты «Безбожник». Первая же короткометражная комедия «Шахматная горячка» (1925), снятая совместно с Николаем Шпиковским по мотивам 1-го московского международного шахматного турнира, пользовалась большим успехом у зрителей, способствовала росту популярности шахмат в СССР и даже появлению специфической моды в одежде. Один из первых советских научно-популярных фильмов «Механика головного мозга» (1926) в доступной форме рассказывал об условном рефлексе Ивана Павлова. В процессе подготовки, дотошно изучив труды академика, Пудовкин предложил новый опыт по выработке условного рефлекса на основе сокращения зрачка человека. Фильм высоко оценил не только сам Павлов, но и международная медицинская общественность. Фильм использовался в университетах как учебное пособие. С 1926 года – режиссёр на киностудии «Межрабпомфильм». Поставленная им драма «Мать» по мотивам одноимённого романа Максима Горького, получила мировое признание – ленту изучают во многих киношколах мира. В фильме снялся и сам Пудовкин – он сыграл офицера, который проводил обыск в доме главных героев. «Мать» в 1927 году показали в Париже. А в 1958-ом на Всемирной выставке в Брюсселе фильм назвали одной из шести лучших кинокартин всех времён и народов. Схожая судьба ждала и следующие картины: «Конец Санкт-Петербурга» (1927) и «Потомок Чингисхана» (1929). Вместе с «Матерью» они образуют своеобразную историко-революционную трилогию Пудовкина. В 1936 году после длительного перерыва, связанного с болезнью, кинорежиссёр вернулся в кино и стал работать на киностудии «Мосфильм», где поставил ряд исторических лент. Первой в 1939 году появилась чёрно-белая озвученная картина «Минин и Пожарский». В следующем году режиссёр закончил работу и над вторым биографическим фильмом – «Суворов» о русском полководце XVIII века. В 1943 году за эти два фильма Пудовкину присудили Сталинскую премию. Во время Великой Отечественной войны с коллективом «Мосфильма» Пудовкин был эвакуирован в Алма-Ату. Совместно с режиссёром Дмитрием Васильевым экранизировал пьесу Константина Симонова «Русские люди» (в прокат вышла в 1943 году под названием «Во имя Родины»), где также сыграл главного злодея – хладнокровного немецкого генерала. Там же в Алма-Ате снялся в роли юродивого в «Иване Грозном» Сергея Эйзенштейна. После войны кинорежиссёр продолжил ставить драмы, исторические и военные фильмы. Всеволод Пудовкин снял фильм о герое обороны Севастополя – адмирале Павле Нахимове, который оценили и в СССР, и за границей. Режиссёра удостоили Сталинской премии, а на Международном кинофестивале в Венеции – награды в номинации «Лучшие массовые сцены». В 1950 году на экраны вышел первый цветной фильм Пудовкина – «Жуковский», посвящённый российскому конструктору, основоположнику аэродинамики Николаю Жуковскому. Впервые после немой «Механики головного мозга» режиссёр вернулся к теме науки. Кинолента «Жуковский» также принесла Пудовкину Сталинскую премию. Параллельно Всеволод Пудовкин преподавал режиссуру во ВГИКе (профессор с 1950 года). В последние годы Пудовкин возглавлял киносекцию Всесоюзного общества культурной связи с заграницей. Он много путешествовал по миру, собрал большую домашнюю библиотеку с книгами по разным отраслям наук. В 1953 году на экраны вышел последний фильм режиссёра – «Возвращение Василия Бортникова» – о послевоенной жизни фронтовика. Всеволод Илларионович Пудовкин – один из первых теоретиков киноискусства. Ещё будучи на третьем курсе, в журнале «Кино» он опубликовал первую теоретическую статью – «Время в кинематографе» – о том, как зритель воспринимает время в кинофильме в зависимости от темпов музыки. Эту тему он развивал и в других своих публикациях. Пудовкин одним из первых в России заговорил о применении «цайт-лупы» – ускоренной съемки, «слоу-мо», которую используют и в наши дни. На пленку в каждую секунду фиксировали не 24 кадра, как обычно, а 100 и более. Режиссёр призывал использовать эту технологию не только как трюк, но и для усиления экспрессии. Фрагменты фильма, которые отсняты на разной скорости, придают картине своеобразный ритм: «Они не скользят, как пейзаж в окне вагона, под равнодушным взглядом привыкшего к этой дороге пассажира. Они развертываются и растут, как рассказ талантливого наблюдателя». Многие публикации Всеволода Пудовкина стали учебными пособиями для студентов-кинематографистов. В 1926 году в свет вышла статья «Принцип сценарной техники» и книга «Киносценарий (Теория сценария)». В них режиссёр рассказывал об основах кинематографа – искусстве монтажа, крупных и общих планах, сценарном мастерстве. Он говорил о новом для того времени приеме – нелинейном повествовании, который сегодня называют «обратный кадр» или «флешбек» и часто используют в кино. Суть его в том, чтобы скомбинировать сцены, происходящие в разное время и в разных местах. Работы Всеволода Илларионовича Пудовкина о режиссуре, проблеме звука, реализме и натурализме до сих пор изучают в профильных вузах. Умер Всеволод Пудовкин 30 июня 1953 года в Юрмале. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Интересные факты о жизни и творчестве: · Пудовкин свободно владел четырьмя иностранными языками – английским, польским, немецким и французским. · В юности режиссёр презрительно относился к кинематографу, считая его пародией на театр. А в зрелом возрасте свое мнение изменил: «Кинематограф обладает всеми возможностями театрального зрелища плюс новые огромные технические и творческие возможности, позволяющие развернуть это зрелище до предельного объема содержания литературного или даже научного сочинения. Таков кинематограф в своих возможностях. Он вмещает в себе все возможности всех до сих пор созданных искусств». · Всеволод Пудовкин дружил с режиссёром Сергеем Эйзенштейном, иногда играл в его фильмах роли второго плана. В 1937 году, когда в Главном управлении кинематографии забраковали «Бежин луг» Эйзенштейна и хотели запретить режиссеру снимать фильмы, Пудовкин единственный выступил в его защиту: «Многие из нас знают толк в работе над фильмом, но только один из нас – гений, и это Эйзенштейн. У него всем нам впору учиться».