Девочка появилась на свет через 8 месяцев после начала войны. Мама Веры продолжала выступать в театре, а после работы шла на фабричную смену, после чего, уже дома, пришивала пуговицы на солдатскую одежду.
В 1945 году отца Веры перевели в театр города Грозный. Семья последовала за ним. Вскоре он сильно простудился. В голодное послевоенное время этого хватило, чтобы 28-летний мужчина получил осложнение в виде воспаления лёгких и умер. Вера практически не помнила отца, осталось лишь неуловимое ощущение кого-то близкого рядом. Вскоре после смерти главы семейства Вера с мамой уехала из родного Котласа и поселилась у родственников на Украине.
Вере было всего восемь лет, когда она впервые вышла на сцену театра. Однажды мама взяла её на работу. Ставили спектакль, в котором одну из ролей играла маленькая девочка. И как раз в тот день юная актриса заболела. Веру попросили выйти на сцену вместо неё. Тогда-то Алентова, по её же словам, и подхватила «театральную бациллу».
В школьные годы Вера постоянно придумывала невероятные истории, начала ставить спектакли вместе с дворовыми ребятами. Костюмы придумывали из цветов, листьев, старых занавесок и даже дырявых кастрюль.
Мать и дочь помотало по просторам Советского Союза: в школу Вера пошла на Украине, потом училась в Узбекистане, заканчивала обучение на Алтае.
После школы Алентова поступала в медицинский институт в Барнауле. Мечтая стать актрисой, одновременно с поступлением в вуз решила показать свои актёрские данные в Барнаульском драматическом театре, где работала её мама, и была принята в труппу на должность актрисы вспомогательного состава.
Мама не признавала на профессиональной сцене любительщины. Она предложила дочери поехать в Москву и поступить в театральный институт, а до поступления — вместо театра пойти на завод, поработать там.
Проработав год на Барнаульском меланжевом комбинате в должности чернорабочей, следующим летом Вера поехала в Москву.
В 1961 году поступила в Школу-студию имени В.И. Немировича-Данченко при МХАТе на курс В.П. Маркова. На 2-м курсе вышла замуж за студента Владимира Меньшова. В 1965 году, после окончания Школы-студии, поступила на работу в Московский театр имени А.С. Пушкина, где с успехом выходит на сцену до сих пор.
В кино Вера Алентова дебютировала в 1966 году в роли молодой учительницы Лидии Фёдоровны в фильме «Дни лётные».
Интересной работой актрисы стала роль в многосерийном телефильме «Такая короткая долгая жизнь» режиссёра Константина Худякова по сценарию Иосифа Ольшанского, повествующем о судьбах простых советских семей. Фильм вышел на телеэкраны в 1976 году, тогда сериалы были внове, и Москва завороженно следила за ставшими родными героями телефильма.
Настоящий успех актрисе принёс фильм «Москва слезам не верит» (1979). Владимир Меньшов снял этот свой второй по счёту фильм, получивший мировую любовь кинозрителей и множество наград как отечественных, так и зарубежных в 1979 году. В феврале 1980 года фильм вышел на экраны страны и начал свое победное шествие по всему миру. Его сразу же купили для проката более 100 стран, а за один только 1980 год и только в нашей стране фильм посмотрели 90 миллионов человек.
В 1983 году на экраны страны вышел фильм «Время желаний» выдающегося режиссёра Юлия Райзмана, где актриса сыграла одну из лучших своих ролей в кино.
Вера Алентова успешно снималась не только в фильмах своего мужа-режиссёра: «Ширли-мырли» (1995), «Зависть богов» (2000), «Большой вальс» - не был завершён (2008), но и во многих кинокартинах других мастеров: «Время для размышлений», Сергей Ашкенази (1982); «Завтра была война», Юрий Кара (1987); «Прости нас, сад…», Анатолий Ниточкин (1988); «Объективные обстоятельства», Геннадий Павлов и Татьяна Преснякова (1988); «Процесс», Алексей Симонов (1989); «Непредвиденные визиты», Марк Орлов (1991-1992); «Жених из Майами», Анатолий Эйрамджан (1994); «Сын за отца», Николай Ерёменко (1995); «Серебряная свадьба», Наталья Родионова (2001); «Мамука», Евгений Гинзбург (2001); «Самара-городок», Алёна Званцова (2004); «Первый дома», Олег Гусев (2007); «Дар Божий», Олег Штром (2007); «Любовь как мотив», Дмитрий Константинов (2008); «И всё-таки я люблю…», Сергей Гинзбург» (2008); «Воскресенье», Светлана Проскурина (2019).
11 февраля 2022 года в Московском драматическом театре имени А.С. Пушкина состоялась премьера спектакля Евгения Писарева «Мадам Рубинштейн» с Верой Алентовой в главной роли. Именно Хелене Рубинштейн - создательнице и главе косметической империи - мы обязаны появлением первой водостойкой туши, крема для разных типов кожи, первого салона красоты и многих других новшеств. Действующие лица в спектакле - реальные люди. В нём рассказывается о реальных событиях, однако при этом действие не претендует на документальность. В основе спектакля - пьеса австралийского драматурга Джона Мисто, которая затрагивает события, происходившие с 1954 по 1965 годы.
31 марта 2022 года запланирована премьера фильма-фэнтези Виктора Гинзбурга «Ампир V» с участием Веры Алентовой.
Вера Валентиновна Алентова - народная артистка России, лауреат Государственной премии СССР, лауреат Государственной премии им. братьев Васильевых. Награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, орденом Почета, орденом Дружбы, медалью Пушкина «За вклад в развитие отечественной культуры и искусства». Удостоена Премии «Хрустальная Турандот» (за роль Винни в спектакле «Счастливые дни») и Российской национальной актерской премии имени Андрея Миронова «Фигаро» в номинации «За служение русскому репертуарному искусству».
Вера Валентиновна с 1966 года является членом Союза театральных деятелей, с 1980 года - членом Союза кинематографистов. С 1993 года - президент Благотворительного федерального фонда социальной защиты членов Союза театральных деятелей Российской Федерации.
С 2009 года руководила совместно с Владимиром Меньшовым актёрско-режиссёрской мастерской во ВГИКе.
Академик Российской академии киноискусств.