Олег Иванович Янковский родился 23 февраля 1944 года в посёлке Карсакпай (по другим сведениям – в городе Джезказгане) Казахской ССР. Родители будущего актёра были представителями старинных дворянских родов. До революции Иван Янковский служил в Семёновском полку, участвовал в Первой мировой войне. В 1930-х он был репрессирован и сослан в Казахстан. Позднее Олег Янковский вспоминал: «Я практически не помню своего отца: он был репрессирован, долго находился в заключении. Мы встретились только незадолго до его смерти». Мать Янковского Марина Ненастьева в детстве занималась танцами и мечтала стать балериной, а позже выучилась на бухгалтера. Когда Ивана Янковского арестовали, ей пришлось одной воспитывать троих детей: у Олега были старшие братья Ростислав и Николай. В 1951 году Янковские переехали в Саратов. Там за детьми следила бабушка, которая учила их французскому языку. Когда Янковскому было 14 лет, он вместе со старшим братом переехал в Минск. Ростислав Янковский окончил театральную студию и устроился актером в Государственный русский драматический театр Белорусской ССР им. М. Горького (сейчас – Национальный академический драматический театр имени М. Горького). В Минске Олег Янковский впервые вышел на сцену. Он подменил актрису, которая должна была играть подростка. Янковский вспоминал: «С того вечера всё и началось… Запах декораций, кулис, театральная атмосфера буквально завораживали меня. И выбор был сделан – только театр!» В старших классах Янковский увлекался театром: часто ходил на спектакли, занимался в школьном драмкружке. А ещё в свободное время он играл в футбол и даже думал стать профессиональным спортсменом. Однако это увлечение пришлось бросить. В футбол запретил играть старший брат: Олег так много участвовал в матчах, что начал прогуливать уроки. А однажды даже пропустил спектакль, в котором должен был вновь подменить заболевшую актрису. В 1961 году по просьбе матери Олег Янковский вернулся в Саратов. Там же он окончил школу. Поступить решил в медицинский институт на стоматолога. Он хотел хорошо зарабатывать и помогать матери. В Саратовское театральное училище Олега Янковского зачислили случайно. Он зашёл туда, когда возвращался домой из магазина, – хотел спросить, как будут проходить экзамены в следующем году. Вместо этого директор училища сразу зачислил его на первый курс. Несколько месяцев Янковский даже не ходил на занятия. Он думал, что его приняли по ошибке или из-за недобора. Лишь к концу семестра Янковский узнал, что вступительные экзамены в училище втайне от семьи прошёл его брат Николай, но в итоге уступил своё место Олегу. Со своей женой – актрисой Людмилой Зориной – Олег Янковский познакомился во время учёбы в Саратовском театральном училище. Она была старше артиста на несколько лет и училась на другом курсе. На втором курсе артисты поженились. Зорина была одной из лучших выпускниц театрального училища. Именно по её просьбе Янковского позвали в 1965 году в Саратовский драматический театр. Несколько сезонов актёр играл только в эпизодах и массовке. В 1960-х Зорина была одной из ведущих актрис коллектива. Янковский писал: «Когда мы поженились и вместе работали в Саратовском театре, меня долгое время называли «мужем Зориной». Она была героиней, а я оперяющимся актером. Но в какой-то момент Людмилу стали называть «женой Янковского»… Семье порой бывает очень сложно пройти такие виражи судьбы без потерь. <…> Но мы справились». В 1968 году у Янковского и Зориной родился сын Филипп, который, как и родители, стал актёром. В кино Олег Янковский попал тоже почти случайно. В 1967 году вместе с труппой театра Янковский поехал на гастроли во Львов. Там в одном из кафе он встретился с Владимиром Басовым. Режиссёр тогда искал актёра на роль немца Генриха Шварцкопфа в своем новом фильме «Щит и меч». Пригласить в картину Янковского Басову предложила его жена Валентина Титова. Картина «Щит и меч» вышла в четырёх сериях в 1968 году. Первый эпизод фильма «Без права быть собой» стал лидером кинопроката. Его посмотрели почти 70 миллионов зрителей. В том же году Янковский получил ещё одну главную роль – красноармейца Андрея Некрасова в ленте «Служили два товарища». Вместе с актёром в этом фильме снялся его брат Ростислав Янковский, а также Ролан Быков. К концу 1960-х Олег Янковский стал популярен. Зрители стали специально ходить в Саратовский драматический театр, чтобы посмотреть на артиста. В 1973 году в Саратов из Москвы приехал художественный руководитель Московского театра имени Ленинского комсомола Марк Захаров, которому посоветовали обратить внимание на Янковского. Уже через несколько месяцев актер перешел в «Ленком», где проработал более 30 лет. В кино артист прославился уже благодаря первым своим ролям в фильмах «Щит и меч», «Служили два товарища». А в 1970-х и 1980-х он так часто снимался в кино, что критики назвали этот период «временем Янковского». Актёр сыграл декабриста Кондратия Рылеева в «Звезде пленительного счастья», белорусского издателя и просветителя Франциска Скорину в картине «Я, Франциск Скорина», секретаря парткома Льва Соломахина в драме «Премия». Среди знаменитых ролей артиста – барон Мюнхгаузен из картины «Тот самый Мюнхгаузен», Волшебник из «Обыкновенного чуда», Отец из «Зеркала», следователь Камышев из фильма «Мой ласковый и нежный зверь». В 1981 году Янковский снялся ещё в трёх популярных телефильмах – «Мы, нижеподписавшиеся», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей» и «Дом, который построил Свифт». Сам Янковский одной из своих лучших работ назвал трагикомедию «Полеты во сне и наяву» Романа Балаяна. В 1983 году Олег Янковский вновь сыграл в картине Андрея Тарковского – фильме «Ностальгия» о русском композиторе Павле Сосновском и его биографе Андрее Горчакове. Ленту снимали в Италии. Над сценарием, кроме Тарковского, работал поэт Тонино Гуэрра. На Каннском кинофестивале 1983 года «Ностальгия» получила награду за лучшую режиссуру, премию Международной ассоциации кинопрессы и «Приз экуменического жюри» от христианских критиков. Однако в СССР картину запретили из-за конфликта Тарковского с чиновниками. Но даже после этого Олега Янковского часто сниматься в кино. В том же году читатели журнала «Советский экран» признали его лучшим актёром 1983 года за роль в комедии «Влюблён по собственному желанию». Вскоре Янковский сыграл в новом фильме Марка Захарова «Убить дракона». Фильм вышел на экраны в 1988 году и стал последней киноработой Марка Захарова. Другой известной ролью Олега Янковского в конце 1980-х стал дворянин Василий Позднышев из экранизации повести Льва Толстого «Крейцерова соната». За эту работу актер получил Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых. В 1990-х Олег Янковский продолжил часто сниматься в кино. В 1991-м он сыграл в фильме «Цареубийца» Карена Шахназарова. Эта первая советская картина о расстреле Николая II и его семьи. За эту роль Янковский получил премию «Ника». А ещё через год стал народным артистом СССР. Он стал последним актёром, который удостоился этого звания. По приглашению французского режиссёра Клода Режи Янковский уехал во Францию. Полгода он играл главную роль в спектакле «Падение». Снимался Янковский и в иностранных кинофильмах. Например, сыграл в картине английского режиссёра Салли Поттер «Человек, который плакал». Партнёрами артиста по съёмкам были иностранные актёры Джонни Депп, Кристина Риччи и Кейт Бланшетт. В2000 году актёр снял фильм вместе с Михаилом Аграновичем. Они экранизировал пьесу Надежды Птушкиной «Пока она умирала». Картина получила название «Приходи на меня посмотреть». Янковский сыграл в фильме главного героя. Ещё Олег Иванович стал президентом российского кинофестиваля «Кинотавр». В 2002 году Олег Янковский снялся в фильме Валерия Тодоровского «Любовник». За работу в фильме он был удостоен приза за лучшую мужскую роль XIII открытого Российского кинофестиваля «Кинотавр» и приза гильдии киноведов и кинокритиков России «Золотой овен». В 2000-х актёр снялся в экранизациях русской классики – картинах «Анна Каренина» и «Без вины виноватые». За сериал «Доктор Живаго» артист получил премии «ТЭФИ» и «Золотой орёл». В 2008 году актёр сыграл в ещё одном фильме Тодоровского. В мюзикле «Стиляги» он исполнил роль отца стиляги Фреда. Последней ролью артиста в кино стал митрополит Филипп в ленте Павла Лунгина «Царь». В последние годы у Олега Ивановича были проблемы со здоровьем. Актёр несколько раз попадал в больницу. 10 апреля 2009 года он сыграл свою последнюю роль в театре – моряка Жевакина в спектакле «Женитьба» по пьесе Николая Гоголя. Вскоре Янковского вновь госпитализировали. Умер актёр 20 мая 2009 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.