Kino_v_shcool_news

91 год со дня рождения кинорежиссера Георгия Данелии

Георгий Николаевич Данелия - культовый советский и российский кинорежиссер. На фильмах этого легендарного режиссера выросло не одно поколение, а добрые герои его картин – одни из самых любимых и незабываемых персонажей советского кинематографа.

Удивительно, но свой профессиональный путь Георгий Николаевич начал не с кино. В 1955 году он окончил Московский архитектурный институт и работал архитектором в Институте проектирования городов. А уже в 1956 году поступил на только что открывшиеся Высшие режиссёрские курсы в мастерскую Михаила Калатозова, которые окончил в 1959 году.

Карьеру в кино Данелия начал с участия в массовках фильмов своего дяди Михаила Чиаурели. А первый фильм Георгия Николаевича, снятый совместно со своим однокурсником Игорем Таланкиным, вышел на экраны в 1960 году и обратил на себя внимание критиков и был отмечен Хрустальным глобусом на Международном кинофестивале в Карловых Варах.

Известность Данелии принесли лирические комедии: «Я шагаю по Москве», «Афоня», «Осенний марафон», а также картины, к которым он писал сценарии, среди них – «Джентльмены удачи», «Кин-дза-дза!» и «Мимино».

Действительно, Георгий Николаевич не только был режиссером, но автором или соавтором сценариев всех своих фильмов, при этом его имя не всегда появлялось в титрах. Также Данелия снимался в своих фильмах в качестве камео.

Георгий Данелия работал в кино на протяжении всей жизни. В 2000-х он снял комедию «Фортуна», появился в роли самого себя в картине «Карнавальная ночь - 2, или 50 лет спустя», создал сценарий для фильма «Анна». А еще в эти же годы режиссер написал несколько биографических книг: «Безбилетный пассажир», «Тостуемый пьет до дна» и «Кот ушел, а улыбка осталась».

В феврале 2019 года Георгий Николаевич попал в больницу, а 4 апреля его не стало. Незадолго до смерти он писал о своих книгах: «Хотелось бы, когда я окажусь Там, чтобы кто-нибудь, прочитав эти книги, сказал: «Кот ушел, а улыбка осталась».

Давайте в память о маэстро вспомним несколько наиболее ярких и интересных фактов о его популярных фильмах:

1. Известно, что после выхода картины «Кин-дза-дза!» к Данелии обратился американский режиссер с предложением делать спецэффекты, поскольку ему очень понравился полет пепелаца. Данелия ответил, что никаких спецэффектов тут не было, а гравицаппу ему дали в Министерстве обороны. Через какое-то время Данелии позвонили военные и сказали не валять дурака, потому что американец на полном серьезе запрашивал у них гравицаппу.

2. Не секрет, что почти во всех лентах Георгия Данелии в титрах указан актер Рене Хобуа, хотя таковой никогда в них не снимался. Дело в том, что Георгий Данелия и Резо Габриадзе познакомились со строителем Рене Хобуа в конце 1960-х, когда жили в гостинице в Тбилиси и вместе писали сценарий фильма «Не горюй!». Несколько дней подряд они рассказывали ему разные версии сценария, чтобы узнать «мнение простого зрителя», пока Рене не попросил, чтобы его отпустили. Оказалось, что он приехал в командировку за стройматериалами из Зугдиди, но вместо этого вынужден был слушать бесконечный сценарий. В благодарность Данелия всегда стал помещать Рене Хобуа в титры.

3. Фильм Данелии «Совсем пропащий» был признан американскими критиками лучшей экранизацией Марка Твена. Исполнителя роли беглого негра Джимма (Феликс Имокуэде) нашли в Университете Дружбы Народов имени Патриса Лумумбы. Однако актера из капиталистической Нигерии забраковало руководство студии, и тогда съемочная группа пошла на хитрость, придумав актеру родителей-коммунистов.

4. Норберт Кухинке из «Осеннего марафона» Данелии был иностранным корреспондентом журнала «Шпигель» из ФРГ. После того, как Георгий Данелия взял его на роль немецкого профессора Хансена, возникли разногласия на уровне ЦК КПСС. Если профессор немецкий, то возникла бы необходимость пояснить, из ФРГ он или из ГДР. Но при любом раскладе стало бы невозможно продать фильм либо в западногерманский, либо в восточногерманский прокат. Поэтому национальность профессора Хансена была заменена на датскую.

5. На главную роль в фильме «Паспорт» Данелия хотел пригласить Вахтанга Кикабидзе. Однако спонсоры из Франции настояли на том, чтобы это был французский актер. Кстати, документ, названный в фильме «паспортом», является советской выездной визой второго рода.

6. В одном из вырезанных эпизодов фильма «Мимино», когда Мимино и Рубик заходят в лифт гостиницы, там стоят два японца, похожие друг на друга, как близнецы. Увидев входящих, японцы говорят друг другу по-японски (с русскими субтитрами): «Как все эти русские похожи друг на друга».

7. Некоторые эпизоды фильма «Орел и решка» снимались в Сочи. Режиссёр и актёры жили в одном из местных пансионатов. Во время перерыва исполнитель главной роли Кирилл Пирогов попросил режиссёра отрепетировать с ним одну из сцен. Актер выходил к режиссёру из-за дерева, и Данелия спрашивал его: «Куда ты делся?». Так они репетировали битый час. Через некоторое время все отправились в столовую. Там к Данелии подсел один из обитателей пансионата: «Зачем же вы так с молодым человеком? Он же совсем недалеко от вас отходил, а вы ему постоянно твердили: «Куда ты делся?» да «Куда ты делся?».

8. История создания картины «Джентельмены удачи» такова. Сначала планировалось снять фильм о шайке мошенников, которых сыграли бы: Ролан Быков – фальшивомонетчика Миллиметра, Юрий Никулин – многоженца, Андрей Миронов – угонщика Пижона и Савелий Крамаров – карманника Косого. Все, кроме Крамарова, от ролей отказались, и сценарий переписали, а самого актера сначала забраковал худсовет, и режиссёру пришлось убеждать начальство утвердить его на роль Косого.
На роль Хмыря пробовались Рудольф Рудин, Виктор Сергачев и Лев Дуров, но в результате худсоветом был утвержден Георгий Вицин с припиской «надо поработать над гримом».
Дольше всего искали Василия Алибабаевича— утвержденный Фрунзик Мкртчян не смог приехать на съемки. Раднэр Муратов должен был играть эпизодического начальника тюрьмы, его переутвердили уже перед самым началом съемок.

9. Песня «На речке, на речке, на том бережочке», которую поет Уэф, когда его увозят в железном ящике на Плюке, звучит во всех фильмах Георгия Данелии, где снимался Евгений Леонов, начиная с «Тридцать три».

10. В фильме «Афоня» состоялся кинодебют группы «Машина времени». Песня для фильма была приобретена по всем законам, и спустя несколько месяцев Андрей Макаревич получил деньги, на которые группа купила в комиссионке магнитофон «Грюндиг», на котором музыканты записали не один хит.