В этот день прошла первая демонстрация фильма «Стенька Разин» (другие названия — «Понизовая вольница», «Стенька Разин и княжна»).
Кинокартина считается первым короткометражным художественным фильмом, снятым в Российской Империи, и представляет собой экранизацию фрагмента «исторической былины» Василия Гончарова «Понизовая вольница».
История появления фильма
Для театральной постановки этой «исторической былины», по замыслу Василия Гончарова, требовались «киноиллюстрации» за содействием в создании которых он обратился к кинопредпринимателю Александру Дранкову. Дранков быстро убедил его, что на этом же материале можно сделать фильм. В результате, помимо театральной постановки, появилась ещё и кинотеатральная. Фильм снимали на озере Разлив. В съёмках принимали участие более 150 человек массовки, а все главные роли исполнили актёры из труппы Петербургского народного дома.
Сюжет фильма
Знаменитый разбойник Стенька Разин и его ватага одержали победу над персами. Стенька взял в плен красавицу-персиянку и страстно её полюбил. Из-за того, что «разинцы» разгромили Царицын и Астрахань, их преследуют стрельцы. Стенька ведёт ватагу на Дон, но из-за княжны постоянно останавливаются для гулянок. Есаулы пытаются вразумить его, но успеха не имеют. Тогда есаулы решают напоить Разина и подкидывают ему поддельное письмо, из которого ясно, что княжна обманывает Разина с каким-то «принцем Хассаном». Стенька Разин в порыве злобы и ревности кидает княжну в Волгу.
Премьера фильма
Перед первым показом Александр Дранков выпустил специальные рекламные афиши, которые нарисовал петербургский художник Поль Ассатуров. Афиша гласила: «Затратив громадные средства и массу труда и времени, я приложил все усилия к тому, чтобы настоящая картина, как в техническом выполнении, так и в самой обстановке пьесы и её исполнителей, стояла на том высоком уровне, какой подобает ленте, делающей эру в нашем кинематографическом репертуаре».
Проходил показ первого русского исторического фильма в московском Манеже во время традиционных рождественских народных гуляний на «экране-великане», натянутом поперёк Манежа.
Сам показ фильма сопровождался мощным исполнением популярной народной песни «Стенька Разин». Песню исполнял большой синодальный хор в сопровождении специально написанной для этого случая музыки композитора Михаила Михайловича Ипполитова-Иванова, который сам дирижировал и хором, и оркестром во время киносеанса. Это было первое подобное мероприятие, когда кинокартину смогли одновременно смотреть несколько сотен человек. Успех был потрясающим. Именно поэтому память об этом фильме, воздействие которого на зрителей было чрезвычайно усилено пением большого хора с музыкой, сохранилось на сотни лет.
BackStage
- Художественный короткометражный фильм «Стенька Разин» стал одной из самых первых русских кинопостановок, а заодно вызвал скандал вокруг вопроса признания авторских прав сценариста Василия Гончарова. Гончаров обратился в Союз драматических и музыкальных писателей с письмом, в котором просил «охранять его авторские права во всех синематографических театрах», но получил отказ. Его сценарии были признаны «механическими» и «не подходящими под определение литературного произведения». Указывалось также, что развитие синематографических театров идёт во вред развитию «настоящих театральных предприятий».
- Сам фильм представляет собой последовательность сцен, которые иллюстрируют отдельные моменты сюжета. Все они сняты и смонтированы длинными кадрами и общими планами. Режиссура фильма крайне примитивна: актёры беспорядочно бегают в кадре и широко размахивая руками. Сюжет развивается только благодаря интертитрам, подробно сообщающим зрителю, как понимать следующий эпизод. Финал, в котором «могучий» Разин поднимает довольно увесистую княжну над головой и бросает её из челна в воду, снята «спецэффектом» — монтажная склейка скрывает момент, когда актрису подменяют манекеном.
- У современного зрителя фильм может вызвать искренний хохот над её наивностью и псевдоисторичностью, а также нелепой игрой актёров.