Kino_v_shcool_news

Александру Митте 90 лет

Александр Наумович Митта (настоящая фамилия – Рабинович) родился 28 марта 1933 года в Москве. По одной версии, в качестве псевдонима он взял фамилию одного из родственников со стороны матери, по другой — это фамилия его однокурсницы по Московскому строительному институту Нарспи Митты, дочери поэта Василия Митты.
В 1955 году Александр Митта окончил инженерно-строительный факультет МИСИ имени В.В. Куйбышева. Затем работал графиком-карикатуристом в юмористических и литературно-художественных журналах.
В 1957-м, будучи студентом ВГИКа, Митта снял свою первую ленту «В дереве, в глине, в камне» в мастерской скульпторов Николая Силиса и Владимира Лемпорта. С тех пор художники начали испытывать симпатию к кино. Вдвоём они снялись в кинофильмах «Бегущая по волнам», «Вечер накануне Ивана Купалы», а Силис сыграл пирата в «Острове сокровищ». Об их таланте и мастерстве прослышал Сергей Герасимов. В его фильме «Любить человека», посвящённом глубинным проблемам градостроительства, Силис и Лемпорт сыграли самих себя.
А в 1974 году киношники не покидали их мастерскую три месяца, когда тот же Митта снимал картину «Москва, любовь моя».
В то время мастерская на улице Олеко Дундича была одним из самых притягательных мест для представителей московской творческой интеллигенции. Попасть туда почиталось за честь. У ЛеСС перебывал весь тогдашний цвет литературы и искусства: Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина, Владимир Высоцкий, Василий Гроссман, Эдуардас Межелайтис, Борис Слуцкий, Булат Окуджава, Никита Богословский и многие другие.
В 1960 году Александр Наумович окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская Михаила Ромма).
В 1961 году Александр Митта с Алексеем Салтыковым снял фильм «Друг мой, Колька!», в 1962-м стал режиссёром картины «Без страха и упрёка», в 1963-м был одним из режиссёров полнометражного комедийного сатирического киноальманаха «Большой фитиль», а в 1965-м снял фильм «Звонят, откройте дверь».
С 1969 года Александр Митта выступал почти во всех своих фильмах не только в качестве режиссёра, но и сценариста: «Гори, гори, моя звезда» (1969), «Точка, точка, запятая…» (1972), «Москва, любовь моя» (1974), «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (1976), «Экипаж» (1979), «Сказка странствий» (1982), «Шаг» (1988), «Затерянный в Сибири» (1991), документальный фильм «Альфред Шнитке. Портрет с друзьями» (1994), «Шагал – Малевич» (2013).
В 1990 году Митта работал сценаристом в фильме «А в России опять окаянные дни».
В 2000 году режиссёр снял телесериал «Граница. Таёжный роман», в 2002-м – фильм «Раскалённая суббота», в 2004-м – сериал «Лебединый рай».
В качестве актёра Александр Наумович снялся в фильмах Марлена Хуциева «Мне двадцать лет» («Застава Ильича», 1964) и «Июльский дождь» (1966), в своём телесериале «Граница. Таёжный роман» (2000) и в фильме-катастрофе Николая Лебедева «Экипаж» (2016).
В 1970–1990-х годах Александр Митта руководил режиссёрскими мастерскими на Высших курсах сценаристов и режиссёров.
Начиная с 1987 года Митта участвовал в съёмках документальных фильмов об актёрах. В 2006 году подготовил документальные фильмы об актёрах Олеге Ефремове, Борисе Барнете, Владимире Басове, Леониде Филатове и двухсерийный документальный цикл про Евгения Леонова.
Преподаёт в Гамбурге и московской «Школе-студии Александра Митты». Председатель жюри IV Конкурса студенческих фильмов на соискание национальных премий «Святой Анны».
Александр Митта – автор книги «Кино между адом и раем».

Интересные факты

1. Детство Александра Наумовича закончилось с арестом мамы в 1937, когда ему было всего 4 года. Лишь через 10 лет они с отцом получили записку о том, что вины никакой за ней не было. Сначала была жизнь без мамы, в войну Александр оказался в детском доме, после жил с отцом.

2.Фильм «Гори, гори, моя звезда» был придуман как монтаж аттракционов Эйзенштейна, изложенный языком Станиславского. На это обратил внимание только один человек – Наум Клейман, основатель Музея кино, специалист по Эйзенштейну. Остальные не заметили. В этом фильме были задействованы все искусства: кино, театр, живопись, музыка…

3. Картина «Друг мой, Колька!» была одной из самых популярных советских лент начала 1960-х. Драма о школе с очень мощным социальным подтекстом… В фильме была очень чёткая социальная метафора. Там на модели класса рассматривалось советское общество. История о том, как Кольку изгоняли из школы, выгоняли из пионеров – это была калька ситуации, когда человека исключали из партии, увольняли с работы. И притом все эти люди, которые выгоняли, исключали, увольняли, делали это, чтобы обезопасить себя, сохранить своё положение, место. Это очень ясно читалось.

4. О своих фильмах Александр Митта говорил: «У меня часть картин – это артхаусное кино, например, «Звонят, откройте дверь!», «Гори, гори, моя звезда», «Сказка странствий», а часть – это мейнстрим, как «Экипаж» и «Граница: Таежный роман». Мои мейнстримовские фильмы имели успех у зрителей, а у артхаусных фильмов была судьба, какая и должна быть у такого кино, то есть печальная и тревожная».

5. В доме Александра Митты в течение 20 лет каждый вечер проходили своеобразные творческие встречи. После спектакля приходили актеры, музыканты, режиссеры. И всем было тепло и уютно. Квартира стала каким-то символом свободного творчества. Кухня Митты – это был и клуб литераторов, и дом кино, и кабинет психолога, и место, где каждый чувствует себя нужным.