Любимый ученик Константина Станиславского, многократный лауреат Сталинской премии: 120 лет Борису Ливанову
2024-05-07 11:54
Борис Ливанов родился 8 мая 1904 года вМоскве в семье актера Николая Ливанова. Вместе с младшей сестрой Ириной он часто бывал в театре — посещал спектакли отца и его знакомых. В семье Ливановых устраивали и домашние представления — в них участвовал будущий актер. Борис Ливанов вспоминал: «Я вырос в актерской семье. Сызмальства любимым занятием была игра в театр». Кроме актерской карьеры его привлекала военная: «Я мечтал стать еще и моряком — уж очень нравилась мне морская форма. Позже это желание сбылось: на сцене и в кино я был моряком буквально во всех чинах — от матроса до командующего флотом. И был польщен, когда, «дослужившись» до звания фельдмаршала, получил награду — офицерский кортик». Учиться Борис Ливанов пошел в Первое городское реальное училище, а в 1920 году решил оставить учебу и вступить в Красную армию. Но принимали только тех, кому исполнилось 18, и 16-летнего Ливанова отправили домой. На обратном пути в Москву, в одном из армейских театров, он увидел постановку пьесы Алексея Писемского. Ливанова впечатлил и сам спектакль и реакция публики, которая аплодировала артистам. Позже он писал: «…искусство необходимо народу не только в мирное время, но и в грозные годы войны». Домой он уже возвращался с твердым намерением стать актером. Борис Ливанов поступил в театральную школу Русского драматического театра Корша. Его первым учителем стал режиссер Андрей Петровский. Во время учебы будущий актер часто посещал спектакли, в которых играли Василий Топорков, Елена Шатрова и Николай Радин — ведущие актеры этого театра. Помимо постановок Театра Корша, Борис Ливанов бывал и на представлениях МХАТа, а в 1921 году стал актером его четвертой студии. Его наставниками были знаменитые театральные деятели тех лет: Василий Лужский, Георгий Бурджалов, Михаил Тарханов и Евгения Раевская. С 1924 года он параллельно учился в школе при МХАТе. Ее руководитель — режиссер Николай Демидов — приглашал Ливанова играть в Художественном театре. А Всеволод Мейерхольд звал в Театр Революции: «Я вас и пробовать не буду, приходите ко мне прямо на репетицию в Театр Революции, и будем играть центральные роли». Актер выбрал МХАТ: он мечтал сыграть в спектакле Константина Станиславского«Горе от ума». В 1924 году Ливанова утвердили на роль князя Шаховского в спектакле «Царь Федор Иоаннович». В следующие несколько лет актер сыграл во многих постановках, среди которых «Отелло», «Безумный день, или Женитьба Фигаро» и «Мертвые души». В это же время он оформлял декорации для пьесы «Наша молодость». Профессиональная биография Бориса Николаевича на съемочной площадке началась в 1924 году с короткометражной ленты режиссера Юрия Желябужского «Морозко». После этого фильмография актера регулярно пополнялась новыми кинолентами. В 1927-м исполнитель снялся в роли министра Терещенко в немом художественном фильме «Октябрь». Позднее он появился в кинокартинах «Золотой клюв» и «Дезертир». Но известность Ливанову принесла главная роль в экранизации повести Александра Пушкина «Дубровский». Его коллегами по площадке стали Николай Монахов, Павел Волков, Степан Каюков.. Однако актер хотел играть других героев — своих современников и сограждан, жителей Советского государства. Он мечтал воплотить на экране сложный образ — революционера или коммуниста. Он хочет выразить то новое, что видит в людях вокруг себя, ощущает возможности для подлинного воплощения характера человека, живущего и работающего рядом с ним. Ливанов стосковался по сложному образу, по возможности выявить себя во всей глубине и разносторонности своих ощущений, результатом чего была бы вершина искусства — простота. В 1936 году Бориса Ливанова пригласили на долгожданную роль в картине «Депутат Балтики». Фильм рассказывал о том, как в разгар революции один из пожилых преподавателей начал обучать матросов и «проповедовать» советскую власть. Ливанов играл роль второго плана, революционера Михаила Бочарова — коммуниста и ярого борца за новые порядки. В энциклопедии «Кино России» писали: «Почти с документальной достоверностью переданы атмосфера и фактура сурового времени, особенности петроградской осенней погоды». В 1939 году Ливанов снимался в историческом фильме Всеволода Пудовкина «Минин и Пожарский». Актер тщательно продумывал свою роль — князя Дмитрия Пожарского. Он вновь хотел воплотить на экране не просто дворянина, а профессионального военачальника. Несколько раз во время съемок по вине Бориса Ливанова приходилось менять звукозаписывающее оборудование, которое выходило из строя после темпераментных монологов актера. В 1941 году за эту роль Борис Ливанов получил Сталинскую премию первой степени. На приеме после вручения награды с Ливановым захотел поговорить Иосиф Сталин. Он спросил, почему актер до сих пор не вступил в коммунистическую партию, на что Ливанов ответил: «Товарищ Сталин, я очень люблю свои недостатки». Позднее актеру передали: «Товарищ Сталин сказал: приятно было поговорить с мыслящим артистом». После Великой Отечественной войныЛиванова приглашали играть в патриотических картинах. В 1946 году он исполнил главную роль в фильме Виктора Эйсымонта «Крейсер «Варяг» — командира корабля и героя Русско-японской войны Всеволода Руднева. И за эту картину артист получил Сталинскую премию первой степени. Через три года Борис Ливанов дважды сыграл маршала Рокоссовского — в лентах «Сталинградская битва» и «Падение Берлина». Снимался актер и в эпизодах. Киновед Андрей Юренев писал: «Надо признать, что не было эпизода, сыгранного им, который бы не запомнился, не откладывался в памяти как соответственный тому или иному фильму, и при воспоминании о фильме неизбежно вспоминался и персонаж, созданный Ливановым. Среди ролей, которые исполнял актер, были и отрицательные. В 1958 году он сыграл белогвардейца Константина Мамантова в картине Леонида Лукова «Олеко Дундич». Еще в 1934 году на банкете в честь свадьбы поэта Василия Каменского Борис Ливанов познакомился со своей будущей супругой — художницей Евгенией Филиппович. Вместе они прожили больше 30 лет и воспитали двух детей: дочь жены от первого брака и общего ребенка — сына Василия. Василий тоже стал актером, известным по роли Шерлока Холмса в киноистории «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Вместе с отцом он сыграл в фильме режиссера Татьяны Лукашевич «Слепой музыкант». Больше 40 лет Борис Ливанов работал во МХАТе. С 1950-х он не только играл, но и ставил спектакли. В 1953 году прошла премьера «Ломоносова» по пьесе Всеволода Иванова, в 1960 году в репертуаре появились «Братья Карамазовы». В постановке по романуДостоевского Ливанов сам сыграл старшего из братьев — Дмитрия. Через три года он снова сыграл в своем спектакле «Егор Булычов и другие». С 1960-х годов Борис Ливанов вместе с Виктором Станицыным, Владимиром Богомоловым и Михаилом Кедровым входил в художественный совет МХАТа. В это время в репертуаре почти не появлялось новых спектаклей, а театр быстро терял популярность у зрителей. Тогда в Министерстве культуры СССР назначили нового художественного руководителя. С 1970 года эту должность занял создатель «Современника»Олег Ефремов. Ливанов не хотел, чтобы репертуар МХАТа существенно меняли, поэтому ушел из театра. Он писал: «Я никогда не мечтал работать в театре «Современник», тем более в его филиале». В 1970-х Борис Ливанов сильно болел, много времени проводил в больницах, перенес операцию на сердце. 22 сентября 1972 года актер умер. Его похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.