Алексей Александрович Салтыков родился в Москве 13 мая 1934 года. В 1959 году окончил режиссерский факультет ВГИКа, где учился в мастерскойМихаила Ромма. Выпускной работой будущего мастера стала короткометражка «Ребята с нашего двора». В 1961 году на экраны вышел первый полнометражный фильм Салтыкова — «Друг мой, Колька!», который еще в процессе создания хотели снять с производства. Лента рассказывает о проблемах пионерии, а в те годы подобные вопросы в кино поднимать воспрещалось. Салтыков, работавший над картиной вместе с сокурсником Александром Миттой, прямиком направился в ЦК комсомола, ситуация в итоге разрешилась благополучно. В 1962-м зритель увидел фильм «Бей, барабан!», а спустя пару лет — крупнейшую работу Салтыкова, картину «Председатель», сразу же полюбившуюся зрителю и признанную критиками лучшим фильмом, повествующем о современном положительном герое, коммунисте, возглавляющем колхоз. Салтыков, признались пото его коллеги по цеху, искренне радовался за Михаила Ульянова, получившего Ленинскую премию за свою игру в «Председателе», но при этом не мог понять — почему его режиссерскую работу никак не отметили. Эта горечь оставалась с мастером до самого конца. Алексей Салтыков без страха брался за сложные картины и обращался к судьбам людей, к жизненным ситуациям с повышенным драматизмом и открытым проявлением социальных страстей. Он рассказал и о русской деревне в годы фашистской оккупации и послевоенного восстановления («Бабье царство» — 1968, «Возврата нет» — 1974), снял фильм о революционных моряках Балтийского флота («И был вечер, и было утро...», 1971), воссоздал подлинную биографию одного из строителей советской промышленности («Директор», 1970). Кстати, во время съемок «Директора», 5 ноября 1965 года, исполняя без каскадёра опасную сцену на грузовике, погиб актер Евгений Урбанский. Салтыкова отлучили от режиссуры. Вернулся он в профессию только в 1967-м. Режиссер фильма «Председатель», получившего Вторую премию II Всесоюзного кинофестиваля (Киев, 1966). 1979-й — ВКФ (особый приз жюри за исторический фильм — «Емельян Пугачёв»). 1994-й — МКФ славянских и православных народов «Золотой Витязь» (приз «За вклад в развитие славянского кинематографа» — фильм «Гроза над Русью»). Чтобы признать Салтыкова мастером, хватило бы, пожалуй, и одного «Председателя». В своих творениях режиссер, выступавший в некоторых работах еще и в роли сценариста, совмещал, казалось бы, несовместимое. Он изображал героев своего времени, не нарушая официальных канонов и одновременно с этим преодолевал схематизм советских проблемных фильмов, делая их невероятно искренними, человечными. Режиссер умело создавал команду. Так, композитор Андрей Эшпай работал вместе с ним в восьми картинах. И, по его словам, Салтыков давал всегда музыканту оставаться самим собой. Алексей Александрович весьма тонко чувствовал музыку. Например, в очередной кинематографической удаче Салтыкова — фильме «Возврата нет» главные роли исполнили Нонна Мордюкова и Владислав Дворжецкий. Игра этого дуэта сподвигла композитора Эшпая на написание музыки, которая до сих пор трогает до слез. Алексей Салтыков, советский кинорежиссер и сценарист, Народный артист России (1980), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1969) скончался 8 апреля 1993 года в Москве, где и был похоронен на Троекуровском кладбище.