Ян Борисович Фрид (настоящее имя Яков Борухович Фридланд) родился 18 мая (31 мая) 1908 года в Красноярске. В 1932 году Фрид окончил режиссёрский факультет Ленинградского театрального института (мастерскую В. Н. Соловьёва), а в 1938 году – Киноакадемию при ВГИКе, где его наставником был Сергей Эйзенштейн. С 1938 года режиссёр начал работать на киностудии «Ленфильм», где дебютировал короткометражным фильмом по рассказу А. П. Чехова «Хирургия». Затем поставил детскую приключенческую ленту «Патриот». Ян Фрид – участник Великой Отечественной войны с октября 1941 года. В январе 1944 – мае 1945 – начальник армейского Дома Красной армии 15-й воздушной армии. Воевал на Ленинградском и 2-м Прибалтийском фронтах. Участвовал в обороне и снятии блокады Ленинграда, освобождении Прибалтики. Войну закончил в звании майора. В начале 1950-х годов Фрид снимал документальные фильмы. В 1953 году поставил фильм-спектакль «Любовь Яровая», в 1955 экранизировал «Двенадцатую ночь» У. Шекспира с блистательным актёрским составом (Михаил Яншин, Клара Лучко, Алла Ларионова, Василий Меркурьев, Георгий Вицин, Бруно Фрейндлих). В дальнейшем Ян Фрид продолжил снимать картины различных жанров, но с начала 1970-х годов в основном специализировался в жанре музыкального кино. Режиссёр поставил музыкальный фильм «Прощание с Петербургом» о пребывании в России Иоганна Штрауса-сына. Всесоюзное признание ожидало Яна Фрида после выхода на телеэкраны «Собаки на сене» (1977), снятой по пьесе Лопе де Вега, с Михаилом Боярским и Маргаритой Тереховой в главных ролях. Большой успех ожидал фильмы Яна Фрида «Летучая мышь» (по оперетте И. Штрауса, 1979) с Юрием и Виталием Соломиными, Людмилой Максаковой; «Сильва» (по оперетте И. Кальмана, 1980) с Иваром Калныньшем; «Благочестивая Марта» (по Тирсо де Молина, 1980) с Маргаритой Тереховой и Эммануилом Виторганом; «Дон Сезар де Базан» с Анной Самохиной, Михаилом Боярским и Юрием Богатырёвым. Кроме упомянутых режиссёр поставил фильмы «Дорога правды» (1956), «Чужая беда» (1960), «Зелёная карета» (1967), «Вольный ветер» (1983), «Тартюф» (1992). В 1932–1962 годах Фрид преподавал в Ленинградском театральном институте имени А. Н. Островского; с 1970 года был профессором ЛГК имени Н.А. Римского-Корсакова. В 1981–1985 годах Ян Фрид преподавал актёрское мастерство на факультете «режиссура музыкального театра» – ЛГК имени Н.А. Римского-Корсакова. В 1995 году Ян Фрид вместе с супругой переехал на постоянное место жительства в Германию. Он прожил почти 95 лет, и его биография вместила историю Советской страны. Воспоминания Яна Фрида о времени, в котором он жил и творил, удивительно кинематографичны. Словно оживают на экране бегущие по рельсам вагоны-теплушки, забитые людьми… тринадцатилетний «брат милосердия», стоящий у санитарной палатки в потёртой гимназической шинели с красным крестом на рукаве… лики вождей революции… лица актёров… человек с кинокамерой… каналы и дворцы Питера… война… Картинки из музея памяти кинематографиста как бы воссоздают атмосферу событий, о которых мы знаем только по кинофильмам или учебникам истории. Ян Борисович так вспоминал, например, о встрече с Лениным: «Он обрушился на меня, четырнадцатилетнего мальчишку, в совершенно прозаической ситуации. В двадцать втором я приехал в Москву поступать на рабфак. Иду по Воздвиженке – промозглая, сырая погода, вдруг, резко вильнув на повороте к Спасским воротам, у тротуара останавливается большое черное авто. Спереди открылись обе дверцы и выскочили двое в кожаном. Один бросился к спущенному колесу, другой, с маузером, обошел авто, нагнулся к заднему окну и что-то сказал внутрь. Затем открыл дверцу. Вышел невысокий человек в пальто и кепке – Ленин. На лице застыла улыбка. За ним вышла женщина с добрыми, бесцветными навыкате глазами – Крупская. Ленин, щурясь, приложил руку к кепке. Крупская улыбнулась и сделала ручкой. Люди заголосили, часто и энергично махая в ответ. Я тоже кричал «Ильич! Ильич!». Шофёр на корточках менял колесо, охранник расхаживал взад-вперёд, все дверцы авто были открыты. Два человека – вся охрана… Подумать!». Фрид помнил выступление Троцкого на 3-м съезде комсомола, помнил, как восторженно аплодировал Бухарину, помнил Сталина… «Собрали как-то нас, рабфаковцев МГУ, в большой аудитории на лекцию. Объявили Сталина. Особого впечатления это не произвело. Я отметил в нём скрытность и волю, но разглядеть в невысоком и угрюмом комиссаре ВЦИК по делам Востока будущего «отца народов» было трудно. Говорил он тихо, но все умолкли. Он умел манипулировать людьми». Поколению Яна Фрида время предъявило суровый счет. Гражданская война отняла у Фрида беззаботное детство, быстро сделала его взрослым. Он уже тогда был неизлечимо болен любовью к сцене, музыке, к игре и вне театра жизнь свою не представлял. Великая Отечественная война отбросила творчество молодого режиссёра почти к началу, но сделала из него убеждённого гуманиста. В семидесятилетней режиссёрской карьере Яна Фрида насчитывается 24 художественных (к 8 из них режиссёр сам написал сценарий) и два документальных фильма, ещё множество спектаклей, поставленных им в театрах Сибири и Ленинграда. Среди его постановок нет ни одной, где были бы жестокость, насилие, убийства, кровь. Ян Фрид снимал фильмы романтические, музыкальные, смешные и серьёзные – настоящее «народное» кино, и обвинить режиссёра в конформизме трудно. Выбор жанра означал для него своё понимание искусства, умноженное на состояние души, а в ней, похоже, всегда жили доброта, оптимизм, музыка, рыцарский кураж. Умер кинорежиссёр 19 декабря 2003 года. Похоронен в город Штутгарте.