Kino_v_shcool_news

90 лет назад родился режиссер Глеб Панфилов

Глеб Панфилов, режиссер, сценарист, лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых, народный артист РСФСР родился 21 мая 1934 г. на Урале. По первому образованию он – химик, и его жизнь совершенно не была связана с кино. По словам Панфилова, семья жила скромно, но отец и мать очень любили своих детей. Родительскими «коллизиями и жертвенностью», рассказывал режиссер, было в дальнейшем пропитано и его творчество.
"У меня были замечательные родители. Все то, о чем мы говорили с мамой, с отцом, вошло в меня и стало предметом моих занятий. То, что было в моих родителях, что волновало мою мать и моего отца, то так же сознательно и подсознательно питало и волновало меня. А это драматургия, между прочим, сильная драматургия. Ради этого стоит начинать дело, я имею в виду писать сценарий, потом фильм. Ради этого стоит жить".
Работал мастером на заводе, научным сотрудником в НИИ. Но в 24 года посмотрел «Летят журавли» М. Калатозова, и этот фильм перевернул его жизнь: Панфилов решил, что хочет стать режиссером.
Создал любительскую киностудию, некоторое время поработал на Свердловском телевидении, где снял несколько документальных и короткометражных фильмов.
По завершении обучения на Высших курсах сценаристов и режиссеров в 1966 году, Панфилов пришел на «Ленфильм» снимать дипломную работу. Это был фильм «В огне брода нет» (1967), нетипичный и даже рискованный для тех времен рассказ о временах Гражданской войны.
В одном из интервью Панфилов рассказывал, что, работая над сценарием фильма, он случайно увидел по телевизору эпизод со счастливой старшеклассницей, радостно танцевавшей на вечере, о котором долго мечтала. Он понял: именно эта актриса ему нужна на главную роль. Но ни письма на телестудию, ни три месяца поисков не дали результатов: разыскать ту самую девушку не удалось. Ближе к началу съемок актрису на роль Тани Теткиной – Инну Чурикову – Панфилову посоветовал Ролан Быков. Панфилов знал Чурикову по небольшим ролям в «Морозко» и других фильмах. Каково же было удивление режиссера, когда оказалось, что Чурикова – и есть та самая девушка из телепередачи! Он и предположить не мог, что актриса способна на столь волшебные перевоплощения, до неузнаваемости: «Инна – “человек с тысячью лиц”. Она может все», – говорил Панфилов.
Панфилов и Чурикова поженились спустя два года, когда шла работа над следующим совместным фильмом – «Начало» (1970). Как Таня Теткина из «В огне брода нет», героиня «Начала» – простая девушка «из народа», в которой вдруг раскрывается художественный талант, полностью преобразующий всю ее жизнь.
Несмотря на сложную структуру – «фильм в фильме», «Начало» смотрится на одном дыхании. В личной жизни Паши Строгановой происходит трагедия – мягкотелый возлюбленный уходит от нее и возвращается к нелюбимой жене – но при этом невероятным образом сбывается ее мечта стать актрисой: столичный режиссер разглядел в ней, играющей Бабу Ягу в самодеятельном спектакле, Жанну д’Арк, и пригласил на главную роль.
Фильм снимали в Муроме Владимирской области – там же, где и «В огне брода нет». С ролю «истинно русского города», как называл его Панфилов, Муром справлялся отлично. Батальные сцены из линии Жанны д’Арк снимали в окрестных полях, которые вполне сошли за Нормандию. Не нашлось на Владимирщине только средневекового готического замка, а на строительство масштабной декорации бюджета фильма не хватало. В итоге художник-постановщик Марксэн Гаухман-Свердлов нашел гравюру церкви Сент-Уэн в Руане, сделанную с натуры в XIX веке, и возвел по ней декорацию, – в фильме мы видим не только сцены, отснятые внутри, но и толпящихся вокруг зевак и всю киношную «кухню», окружающую любые съемки.
История провинциальной ткачихи, – искренняя и трогательная, то грустная, то смешная, то возвышенная, торжественная и философская, – сразу полюбилось зрителям. «Девушка, вы танцуете? А я пою!», «Нельзя мне целоваться. Слаба. Млею», «Будем делать пробы – Да что вы, я и так согласна, без проб», – фильм мгновенно разошелся на цитаты. По воспоминаниям Панфилова, когда фильм вышел в прокат, из окна своей ленинградской квартиры он наблюдал нескончаемые очереди в кинотеатр. Чурикову журнал «Советский экран» признал лучшей актрисой года. Более того, на Венецианском фестивале 1971 года Панфилов получил «Серебряного льва», а Чурикова – золотого.
Поэкспериментировав на «пробном» варианте фильма о Жанне д’Арк, Панфилов написал о ней полноценный сценарий. На «Ленфильме» его хорошо приняли и хотели запустить в производство. Но на более высоком уровне – в Госкино – чиновники запротестовали: почему это фильм – про Жанну д’Арк, а не нашу Зою Космодемьянскую? Поэтому третьей работой Панфилова на «Ленфильме» стала совсем другая история, хотя и с той же неизменной музой режиссера – Чуриковой в главной роли. Это «Прошу слова» (1975).
Актриса играет «железную леди» – председателя горисполкома, то есть мэра небольшого советского города. Она всей душой радеет за благоустройство, строительство нового моста, решение самых разных проблем горожан, порой принося в жертву работе интересы своей семьи. Панфилова поразила услышанная им реальная история о руководительнице, которая с похорон собственного сына отправилась проводить совещание, – и положил ее в основу сценария, пытаясь разобраться в характере такой эффективной и целеустремленной, но несколько потерявшей свою женскую и человеческую сторону героине, – которую блестяще воплотила на экране Чурикова.
В 1977 году Панфилов перешёл на «Мосфильм», где снял фильмы «Тема», «Валентина», «Васса», «Мать» и другие. Панфилов был сценаристом не только большинства собственных картин. По его сценариям Н. Михалков снял «Утомленные солнцем 2: Предстояние» и «Цитадель». Работал Панфилов и как театральный режиссер.
Творческий и семейный тандем Панфилов – Чурикова разделила лишь смерть актрисы. Глеб Анатольевич пережил супругу всего на 7 месяцев и скончался в 2023 году, в возрасте 89 лет.