Георгий Михайлович Вицин (при рождении – Вицын) родился 5(18) апреля 1917 года в городе Териоки (ныне - Зеленогорск). Тогда это была территория Выборгской губернии Великого княжества Финляндского Российской империи. О дате и месте рождения свидетельствует запись в церковной книге Крестовоздвиженской церкви на Большой Посадской улице, где его крестили. Однако в поздних официальных документах датой рождения значится 23 апреля 1918 года, а местом рождения — Петроград. Это произошло из-за того, что мать Георгия – Мария Матвеевна - в 1920-е годы, устраивая сына в оздоровительную лесную школу, сделала его «моложе» и исправила год рождения на 1918-й. А 23 апреля (6 мая) выбрала из-за того, что в этот день у Георгия именины. Первоначальная фамилия будущего актёра также выглядела иначе — Вицын, но позже из-за ошибки паспортистки буква «ы» сменилась на «и».
Семья Вициных с искусством не была связана. Когда Георгию Вицину было восемь месяцев, он с родителями переехал в Москву, где мать устроилась билетёршей в Колонный зал Дома союзов и часто брала сына с собой.
В 1926-1933 годах Георгий Вицин учился в Московской школе-семилетке № 26. С двенадцати лет будущий актёр начал выступать на школьной сцене, как правило, в амплуа отрицательных героев. Как вспоминал сам актёр: «Я рос очень застенчивым ребёнком. И чтобы избавиться от этого комплекса, решил научиться выступать. Пошёл в четвёртом классе в театральный кружок».
В 1933-1934 Георгий Вицин учился в Театральном училище при Малом театре (ныне Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина), откуда был отчислен с формулировкой «за легкомысленное отношение к учебному процессу». В 1934 году поступил в Театральное училище при Театре имени Евгения Вахтангова (ныне Театральный институт имени Бориса Щукина). В том же 1934 году был зачислен в театральную студию второго Московского Художественного театра (существовавшего в Москве с 1924 по 1936 год).
С 1936 года Вицин — актёр театра-студии под руководством Н. П. Хмелёва, в 1937-1969 — Московского драматического театра им. М. Н. Ермоловой, куда вошла театр-студия, в 1969-2001 — Театра-студии киноактёра.
В кино Георгий Вицин дебютировал в 1945 году в фильме режиссёра Сергея Юткевича «Здравствуй, Москва!»
Первая комедия в кинокарьере актёра появилась в 1954 году. Он сыграл футболиста Василия Веснушкина в фильме «Запасной игрок». После выхода на экраны этой картины к Вицину пришла известность. Затем актёр снялся в фильме «Она вас любит!». Несмотря на то, что в этих картинах он исполнял роли юных пареньков, актёру было уже далеко за тридцать. Застенчивые и отзывчивые герои Вицина приглянулись зрителю. В то же время актёр снимался и в исторических лентах, таких, как «Композитор Глинка» и «Белинский».
Широкую известность актёру принёс образ Труса, воплощённый им в знаменитых комедиях Леонида Гайдая.
Впервые Георгий Вицин сыграл в комедии Леонида Гайдая «Жених с того света». Фильм не стал популярным у советских зрителей, зато Гайдай решил снять актёра в своей следующей работе — «Пёс Барбос и необычный кросс». Так появились Трус, Балбес и Бывалый. И в этой ленте, и во многих других их играли Георгий Вицин, Юрий Никулин и Евгений Моргунов. Короткометражка «Пёс Барбос и необычный кросс» стала очень популярной у зрителей, а её главные герои — персонажами советских анекдотов. У актёров даже появилось одно на троих имя — ВиНиМор, его составили из первых букв фамилий.
После короткометражки актёры сыграли в «Самогонщиках» Гайдая, а потом в полном составе перешли в картину «Дайте жалобную книгу» Эльдара Рязанова. Цитаты из фильмов с Трусом, Балбесом и Бывалым уходили в народ, киностудии получали сотни писем со всего Советского Союза. В стране выходили майки, игрушки, календари с изображением звёздного актёрского трио. Их использовали даже в мультфильмах: срисованные с Труса, Балбеса и Бывалого лесные разбойники появились в ленте «Бременские музыканты».
В 1967 году Леонид Гайдай приступил к съёмкам «Кавказской пленницы». В 1967 году фильм стал лидером проката: его посмотрели более 76 миллионов зрителей.
В 1979 году в Москве открылся Музей трёх актёров, посвящённый Вицину, Никулину и Моргунову. Его создал артист эстрады и цирка Владимир Цукерман. В музее хранятся плакаты и газетные вырезки, конфеты и куклы, посвященные ВиНиМору, аудиозаписи с голосами актёров и их фотографии.
Георгий Вицин сыграл Труса семь раз. И это был не единственный отрицательный герой в его карьере. Актёру часто приходилось играть персонажей-пьяниц, и в этих ролях он был очень убедителен, так как обладал специфическими голосом и внешностью. В реальной жизни актёр не пил и не курил, вёл здоровый образ жизни, увлекался дыхательной гимнастикой йогов.
Среди других наиболее известных ролей актёра — сэр Эндрю в фильме «Двенадцатая ночь», авантюристСэм в «Деловых людях» (новелла «Вождь краснокожих»), Миша Бальзаминов в «Женитьбе Бальзаминова», злой волшебник в «Сказке о потерянном времени», монтёр в картине «Двенадцать стульев», добрый волшебник в «Старой, старой сказке» и Хмырь в «Джентльменах удачи». И это далеко не полный список интересных образов, созданных Георгием Вициным.
В фильмографии актёра такие кинокартины, как «Мексиканец» (1955), «Двенадцатая ночь» (1955), «Убийство на улице Данте» (1956), «Отцы и дети» (1958), «Девушка с гитарой» (1958), «Василий Суриков» (1959), «Я был спутником Солнца» (1959), «Василий Суриков» (1959), «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (1959), «Каин XVIII века» (1963), «Дайте жалобную книгу» (1965), «Царевич Проша» (1974), «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» (1974), «Финист – Ясный Сокол» (1975), «Маринка, Янка и тайны королевского замка» (1976),»Синяя птица» (1976), «Путешествие пана Кляксы» (1986) и многие другие.
С 1968 по 1980 год Георгий Вицин с успехом играл в эстрадно-развлекательной юмористической телепередаче «Кабачок «13 стульев» критика пана Цыпу. А в 1970-е годы снимался сатирическом художественном киножурнале «Фитиль» и детском юмористическом киножурнале «Ералаш».
Георгий Вицин также обладал талантом к декламации. Актёр с блеском озвучил множество персонажей фильмов и мультфильмов, участвовал в радиопостановках, музыкальных сказках и даже в трёх опереттах (в двух из них – в качестве чтеца).
До преклонных лет Георгий Михайлович выглядел очень молодо. В тридцать семь лет он сыграл восемнадцатилетнего Васю Веснушкина в фильме «Запасной игрок», в сорок шесть — двадцатипятилетнего Мишу Бальзаминова («Женитьба Бальзаминова»), в пятьдесят девять — принца Кукимора (по сюжету ему 20—30 лет) в фильме «Пастух Янка». При этом талант позволял ему играть и возрастные роли: в частности, в тридцать восемь лет актёр изобразил деда Мусия в картине «Максим Перепелица».
Георгий Вицин был художником — рисовал шаржи на актёров, пробовал себя в скульптуре, графике, живописи.
С наступлением 1990-х годов актёр, совместно с другими участниками знаменитой троицы, начал много гастролировать по стране. До последних своих дней играл в Государственном театре киноактёра (ныне — «Центр театра и кино на Поварской»).
Последний раз актёр выходил на съёмочную площадку в 1994 году: он сыграл в комедии «Несколько любовных историй» Андрея Бенкендорфа и криминальном боевике с элементами мистики «Хаги-Траггер» Эльдора Уразбаева. После этого Георгий Вицин в кино не снимался.
Последние годы актёр жил очень скромно. Крайне ограничивал общение с посторонними людьми, избегал встреч с журналистами, практически постоянно находился в квартире, выходя на улицу только покормить голубей. От помощи отказывался, говоря: «Не могу взять, ведь люди последнее отдают!».Умер Георгий Вицин 22 (по другим источникам — 23) октября 2001 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
26 июля 2008 года в парке культуры и отдыха Зеленогорска к 460-летнему юбилею города и 90-летию Георгия Вицина был открыт памятник актёру. Скульптура изображает его в роли Бальзаминова из фильма «Женитьба Бальзаминова». А памятники «Гайдаевской троице» - Трусу, Балбесу и Бывалому – есть в Иркутске, Перми, Краснозёрске, Хабаровске.
Семья Вициных с искусством не была связана. Когда Георгию Вицину было восемь месяцев, он с родителями переехал в Москву, где мать устроилась билетёршей в Колонный зал Дома союзов и часто брала сына с собой.
В 1926-1933 годах Георгий Вицин учился в Московской школе-семилетке № 26. С двенадцати лет будущий актёр начал выступать на школьной сцене, как правило, в амплуа отрицательных героев. Как вспоминал сам актёр: «Я рос очень застенчивым ребёнком. И чтобы избавиться от этого комплекса, решил научиться выступать. Пошёл в четвёртом классе в театральный кружок».
В 1933-1934 Георгий Вицин учился в Театральном училище при Малом театре (ныне Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина), откуда был отчислен с формулировкой «за легкомысленное отношение к учебному процессу». В 1934 году поступил в Театральное училище при Театре имени Евгения Вахтангова (ныне Театральный институт имени Бориса Щукина). В том же 1934 году был зачислен в театральную студию второго Московского Художественного театра (существовавшего в Москве с 1924 по 1936 год).
С 1936 года Вицин — актёр театра-студии под руководством Н. П. Хмелёва, в 1937-1969 — Московского драматического театра им. М. Н. Ермоловой, куда вошла театр-студия, в 1969-2001 — Театра-студии киноактёра.
В кино Георгий Вицин дебютировал в 1945 году в фильме режиссёра Сергея Юткевича «Здравствуй, Москва!»
Первая комедия в кинокарьере актёра появилась в 1954 году. Он сыграл футболиста Василия Веснушкина в фильме «Запасной игрок». После выхода на экраны этой картины к Вицину пришла известность. Затем актёр снялся в фильме «Она вас любит!». Несмотря на то, что в этих картинах он исполнял роли юных пареньков, актёру было уже далеко за тридцать. Застенчивые и отзывчивые герои Вицина приглянулись зрителю. В то же время актёр снимался и в исторических лентах, таких, как «Композитор Глинка» и «Белинский».
Широкую известность актёру принёс образ Труса, воплощённый им в знаменитых комедиях Леонида Гайдая.
Впервые Георгий Вицин сыграл в комедии Леонида Гайдая «Жених с того света». Фильм не стал популярным у советских зрителей, зато Гайдай решил снять актёра в своей следующей работе — «Пёс Барбос и необычный кросс». Так появились Трус, Балбес и Бывалый. И в этой ленте, и во многих других их играли Георгий Вицин, Юрий Никулин и Евгений Моргунов. Короткометражка «Пёс Барбос и необычный кросс» стала очень популярной у зрителей, а её главные герои — персонажами советских анекдотов. У актёров даже появилось одно на троих имя — ВиНиМор, его составили из первых букв фамилий.
После короткометражки актёры сыграли в «Самогонщиках» Гайдая, а потом в полном составе перешли в картину «Дайте жалобную книгу» Эльдара Рязанова. Цитаты из фильмов с Трусом, Балбесом и Бывалым уходили в народ, киностудии получали сотни писем со всего Советского Союза. В стране выходили майки, игрушки, календари с изображением звёздного актёрского трио. Их использовали даже в мультфильмах: срисованные с Труса, Балбеса и Бывалого лесные разбойники появились в ленте «Бременские музыканты».
В 1967 году Леонид Гайдай приступил к съёмкам «Кавказской пленницы». В 1967 году фильм стал лидером проката: его посмотрели более 76 миллионов зрителей.
В 1979 году в Москве открылся Музей трёх актёров, посвящённый Вицину, Никулину и Моргунову. Его создал артист эстрады и цирка Владимир Цукерман. В музее хранятся плакаты и газетные вырезки, конфеты и куклы, посвященные ВиНиМору, аудиозаписи с голосами актёров и их фотографии.
Георгий Вицин сыграл Труса семь раз. И это был не единственный отрицательный герой в его карьере. Актёру часто приходилось играть персонажей-пьяниц, и в этих ролях он был очень убедителен, так как обладал специфическими голосом и внешностью. В реальной жизни актёр не пил и не курил, вёл здоровый образ жизни, увлекался дыхательной гимнастикой йогов.
Среди других наиболее известных ролей актёра — сэр Эндрю в фильме «Двенадцатая ночь», авантюристСэм в «Деловых людях» (новелла «Вождь краснокожих»), Миша Бальзаминов в «Женитьбе Бальзаминова», злой волшебник в «Сказке о потерянном времени», монтёр в картине «Двенадцать стульев», добрый волшебник в «Старой, старой сказке» и Хмырь в «Джентльменах удачи». И это далеко не полный список интересных образов, созданных Георгием Вициным.
В фильмографии актёра такие кинокартины, как «Мексиканец» (1955), «Двенадцатая ночь» (1955), «Убийство на улице Данте» (1956), «Отцы и дети» (1958), «Девушка с гитарой» (1958), «Василий Суриков» (1959), «Я был спутником Солнца» (1959), «Василий Суриков» (1959), «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (1959), «Каин XVIII века» (1963), «Дайте жалобную книгу» (1965), «Царевич Проша» (1974), «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» (1974), «Финист – Ясный Сокол» (1975), «Маринка, Янка и тайны королевского замка» (1976),»Синяя птица» (1976), «Путешествие пана Кляксы» (1986) и многие другие.
С 1968 по 1980 год Георгий Вицин с успехом играл в эстрадно-развлекательной юмористической телепередаче «Кабачок «13 стульев» критика пана Цыпу. А в 1970-е годы снимался сатирическом художественном киножурнале «Фитиль» и детском юмористическом киножурнале «Ералаш».
Георгий Вицин также обладал талантом к декламации. Актёр с блеском озвучил множество персонажей фильмов и мультфильмов, участвовал в радиопостановках, музыкальных сказках и даже в трёх опереттах (в двух из них – в качестве чтеца).
До преклонных лет Георгий Михайлович выглядел очень молодо. В тридцать семь лет он сыграл восемнадцатилетнего Васю Веснушкина в фильме «Запасной игрок», в сорок шесть — двадцатипятилетнего Мишу Бальзаминова («Женитьба Бальзаминова»), в пятьдесят девять — принца Кукимора (по сюжету ему 20—30 лет) в фильме «Пастух Янка». При этом талант позволял ему играть и возрастные роли: в частности, в тридцать восемь лет актёр изобразил деда Мусия в картине «Максим Перепелица».
Георгий Вицин был художником — рисовал шаржи на актёров, пробовал себя в скульптуре, графике, живописи.
С наступлением 1990-х годов актёр, совместно с другими участниками знаменитой троицы, начал много гастролировать по стране. До последних своих дней играл в Государственном театре киноактёра (ныне — «Центр театра и кино на Поварской»).
Последний раз актёр выходил на съёмочную площадку в 1994 году: он сыграл в комедии «Несколько любовных историй» Андрея Бенкендорфа и криминальном боевике с элементами мистики «Хаги-Траггер» Эльдора Уразбаева. После этого Георгий Вицин в кино не снимался.
Последние годы актёр жил очень скромно. Крайне ограничивал общение с посторонними людьми, избегал встреч с журналистами, практически постоянно находился в квартире, выходя на улицу только покормить голубей. От помощи отказывался, говоря: «Не могу взять, ведь люди последнее отдают!».Умер Георгий Вицин 22 (по другим источникам — 23) октября 2001 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
26 июля 2008 года в парке культуры и отдыха Зеленогорска к 460-летнему юбилею города и 90-летию Георгия Вицина был открыт памятник актёру. Скульптура изображает его в роли Бальзаминова из фильма «Женитьба Бальзаминова». А памятники «Гайдаевской троице» - Трусу, Балбесу и Бывалому – есть в Иркутске, Перми, Краснозёрске, Хабаровске.