Kino_v_shcool_news

75 лет со дня рождения Николая Ерёменко-младшего

2024-02-14 09:39
Николай Николаевич Ерёменко родился 14 февраля 1949 года в Витебске в семье актёров Николая Николаевича Ерёменко-старшего и Галины Александровны Орловой. Имя артиста связано со старой семейной традицией: сын Николая Николаевича Ерёменко-старшего, как и сам отец в детстве, был назван Николаем как первенец.
Детство и юность будущей звезды прошли в Витебске. Позднее Ерёменко-младший не раз вспоминал своё спартанское воспитание. Отец был строг с сыном, иногда чрезмерно, поэтому Николая даже радовало, что родители много гастролируют.
Детские годы Николай Ерёменко провёл в театре. Один раз он настолько заигрался за кулисами, что забылся и вышел на сцену, где в это время играла его мама.
Во дворе Ерёменко обзывали Артистом, что злило мальчика. У товарищей были хулиганские прозвища, а у него – творческое, но ему не хотелось выделяться.
В школе Николай учился средне, математику не любил. Он знал, что будет артистом. Получив аттестат, решил поступать во ВГИК, но опоздал на конкурс. Поступил в престижный вуз только в следующем 1967 году. Ерёменко-младший учился в мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, к которым мечтали попасть многие.
По окончании учёбы в 1971 году Николай был принят в Театр-студию киноактёра. С 1976 года перешёл на работу в киностудию имени М. Горького.
В кино Николай Ерёменко дебютировал в 1969 году в роли студента-практиканта Алексея в фильме своего руководителя курса Сергея Герасимова «У озера». Старт оказался более чем успешным – по мнению читателей журнала «Советский экран», в 1970 году драма стала лучшим фильмом года.
В 1973 году актёр появился на экране в главной роли в картине Светланы Дружининой «Исполнение желаний».
Первой серьёзной работой актёра стала роль Жюльена Сореля в экранизации романа Стендаля «Красное и чёрное». Снимать фильм Сергей Герасимов начал в 1969 году, а закончил в 1976-м. И если вначале щуплый и высокий (рост артиста был 185 см) Николай Еременко подходил под образ героя, то уже через пару лет он возмужал, плечи стали шире. Тогда режиссёр решил, что в фильме Жюльен будет статным красавцем. Как и в картине «У озера» партнёршами Ерёменко стали его однокурсницы Наталья Бондарчук и Наталья Белохвостикова.
Ещё одна звёздная роль ждала Николая в музыкальном фильме Леонида Квинихидзе «31 июня» (1979), где актёр предстал перед зрителями в образе художника Сэма Пэнти, полюбившего принцессу времен царя Артура Мелисенту (Наталья Трубникова). Трогательная история любви пришлась по вкусу телезрителям, но после телепремьеры картина семь лет пролежала на полке из-за отъезда в США исполнителя главной роли – танцовщика балета Александра Годунова.
В 1979 году советские зрители увидели ленту «Пираты ХХ века». Картина повлияла на творческую биографию артиста, сделав Николая Еременко-младшего суперзвездой советского телеэкрана. Первый боевик в СССР собирал полные залы даже на утренних сеансах – его посмотрели 90 миллионов зрителей. Все трюки актёр исполнял без дублёров, многие из сцен были достаточно рискованными. По опросу читателей журнала «Советский экран» Николай Ерёменко стал лучшим актёром 1980 года за исполнение роли старшего механика в фильме «Пираты XX века».
В том же году Николай Ерёменко получил Премию Ленинского комсомола «за создание образов современников в кино и высокое исполнительское мастерство».
На волне успеха было решено снять продолжение, но Ерёменко и Талгат Нигматулин отказались от съёмок, прочитав сценарий. Картина «Тайны мадам Вонг» всё же вышла на экраны, но уже с другими персонажами и без привязки к «Пиратам». В 2000-х Николай в интервью признался, что сожалеет о своем решении. Артист готов был сниматься в фильме «Пираты XXI века», но интерес к первому советскому боевику уже прошёл, и финансирования не нашлось.
Ещё одним заметным проектом в фильмографии Ерёменко-младшего стала роль Александра Меншикова в киноповестях «Юность Петра» (1980) и «В начале славных дел» (1981). Режиссёр и сценарист дилогии Сергей Герасимов получил специальный приз за масштабность воплощения историко-патриотической темы на 14-м Всесоюзном кинофестивале в Вильнюсе.
После развала СССР наступило тяжёлое время для кинематографа, но Ерёменко-младший не исчез с экранов, правда, тематика картин с его участием изменилась. Он начал сниматься в востребованных в тот период криминальных драмах.
В 1992-м Николай сыграл в «Снайпере», снятого по мотивам одноимённого романа Джеймса Хедли Чейза.
В 1995 году Ерёменко снялся в криминальной картине «Крестоносец». Это был один из первых в России боевиков, в сценарии которого использовалась классическая голливудская схема с непобедимым героем-одиночкой, спутницей-блондинкой модельной внешности и финальной сценой боя с хеппи-эндом. Популярность ленты Михаила Туманишвили и Александра Иншакова подтверждает второе место в лидерах продаж лицензионных видеокассет в 1-м квартале 1996 года, количество копий на чёрном рынке было ещё больше.
В 1995 году Николай Ерёменко совместно с Маргаритой Касымовой сняли фильм «Сын за отца». В этой картине он впервые сыграл со своим отцом. Кинолента стала единственной режиссёрской работой Ерёменко-младшего.
Среди своих последних работ актёр сам выделял образ бандита в сериале «Маросейка, 12» (2000). Как сказал Николай, персонаж получился «сочным». После смерти артиста вышел культовый фильм «Бригада» (2002), для которого годом ранее успели отснять сцены с Ерёменко-младшим в роли отца Космоса (Дмитрий Дюжев).
Актёр покорил миллионы зрителей своей игрой и образами бесстрашных бойцов и героев-любовников. За годы творческой деятельности Николай Ерёменко сыграл около пятидесяти ролей в фильмах и телесериалах. Среди известных ещё можно назвать роли в кинокартинах «Горячий снег» (1973), «Хождение по мукам» (1977), «Трактир на Пятницкой» (1978), «Эскадрон гусар летучих» (1980), «Шёл четвёртый год войны» (1983), «В поисках капитана Гранта» (1985), «Царская охота» (1990), «Я объявляю вам войну» (1990), «Троцкий» (1993), «Тесты для настоящих мужчин» (1998), «Империя под ударом» (2000), «Рыцарский роман» (2000), «Подари мне лунный свет» (2001) и другие.
С 2001 года Николай Николаевич Ерёменко являлся советником по культуре посольства Белоруссии в Москве.
Умер Николай Ерёменко меньше чем через год после смерти отца 27 мая 2001 года в Москве от инсульта. Похоронен на Восточном кладбище в Минске рядом с отцом.