Александр Николаевич Балуев родился 6 декабря 1958 года в Москве в семье кадрового военного. Детство будущего актёра прошло на московских улицах Котельнической набережной и Смоленки. Военное воспитание главы семьи отразилось на стальной дисциплине. Александр увлекался спортом, а любовь к театру привила мать, которая с раннего возраста брала сына с собой на спектакли. В 1975 году Александр окончил школу и после неудачной попытки поступить в Щукинское училище год проработал помощником осветителя на киностудии «Мосфильм». Занимался в Доме культуры при московском заводе «Станколит», где была художественная студия. Вторая попытка оказалась удачной – Александр поступил в Школу-студию МХАТ на курс Павла Владимировича Массальского. В 1980 году Балуев успешно заканчивает обучение и становится актёром Театра Советской Армии. В 1986 году переходит в Московский театр им. Ермоловой (ныне – Театральный Центр им. Ермоловой), который покидает в конце 1980-х годов. В кино Александр Балуев начал сниматься с 1981 года. Первая роль – работник овощебазы в телесериале «Следствие ведут ЗнаТоКи». Широкая популярность пришла к актёру после выхода кинокартины «Мусульманин» (1995), где он сыграл роль старшего брата главного героя фильма. За исполнение данной роли Александр Балуев удостоился премии фестиваля «Кинотавр» в номинации «Лучшая мужская роль». С конца 1990-х Александр Балуев неоднократно снимался в голливудских фильмах, куда приглашался, обычно, на роли российских офицеров: «Миротворец» (1997), «Столкновение с бездной» (1998), «Доказательство жизни» (2000). Впоследствии, этот образ «героя в погонах» практически неотрывно преследовал все его самые известные и популярные образы в кино: «Маросейка, 12» (2000), «Каменская. Убийца поневоле» (2000), «Спецназ» (2002-2003), «Олигарх» (2002), Благословите женщину» (2003), «Марш-бросок» (2003), Московская сага» (2004), «Гибель империи» (2005), «Турецкий гамбит» (2005), «Офицеры» (2006), «Кандагар» (2010), «Жуков» (2012), «Жизнь и судьба» (2012). Но есть в фильмографии актёра не только роли военных. Например, священнослужитель в фильме «Очищение» (1990), король Англии в картинах «Ричард Львиное Сердце» (1992) и «Всё могут короли» (2014), художник – «Кризис среднего возраста» (1997) и «Вы не оставите меня» (2006), бухгалтер – «По ту сторону волков» (2002), оператор «Вечерний звон» (2003), граф – «Граф Крестовский» (2004), редактор газеты – «О любви в любую погоду» (2004), егерь – «След тигра» (2014), телеведущий – «Воин» (2015), князь – «Демон революции» (2017) и «Собор» (2021), Пётр I – «Пётр Первый. Завещание» (2011) и «Елизавета» (2022). Участвовал Балуев и в экранизации литературных произведений: «Му-му» (1998), «Преступление и наказание» (2007), «Две женщины» (2014), «Три сестры» (2017), «Угрюм-река» (2021) и других. Александр Балуев принял участие в создании документальных фильмов и исторических документально-игровых драмах: «Макс Волошин. Голоса» (1997), «Андрей Белый. Охота на ангела, или Четыре любви поэта и прорицателя» (2002), «Планета православия. Исчезающий Царьград» (2008), «Вторая ударная. Преданная армия Власова» (2011), «Парад 1941 года на Красной площади» (2016). Александр Балуев активно работает в антрепризах, сотрудничает с театром Ленком. В 2014 году поставилмузыкально-драматический спектакль «Территория страсти» по мотивам эпистолярного романа Шодерло де Лакло «Опасные связи» и стал продюсером данной постановки. В 2023 году состоялся режиссёрский дебют Александра Балуева в фильме «Отель», который он начинал снимать ещё в 2020 году. В 2023 году с участием Балуева на большие экраны вышел масштабный российский проект «Вызов», съёмки которого проходили, в том числе, в космосе. Правда, сам актёр принимал участие только в наземных сценах, сыграв главу Роскосмоса. В свободное время Александр Балуев предпочитает путешествия. Актёр любит горные лыжи и большой теннис. Нередко его партнёрами на корте становятся коллеги и друзья.