Алексей Баталов родился 20 ноября 1928 года во Владимире в творческой среде. Во МХАТе служили отец – Владимир Баталов, мать – Нина Ольшевская, а также дяди и тёти Алексея. Сначала Константин Станиславский пригласил во МХАТ в 1916 году дядю – Николая Баталова, а потом в театр пришёл отец Алексея, ставший позднее помощником Станиславского. Ребёнок много времени проводил в театре, о чём потом вспоминал в книге «Судьба и ремесло». С самого раннего детства мечтал стать актёром, и уже в возрасте четырёх лет начал показывать перед своей мамой сценки в ролях героя из сказок, индейца, моряка и путешественника.
В начале 1930-х годов родители развелись, и мама вышла замуж за писателя Виктора Ардова. Между отчимом и пасынком сложились хорошие отношения. В дом на Большую Ордынку часто приходили в гости Анна Ахматова, Борис Пастернак, Михаил Булгаков, Осип Мандельштам, Михаил Зощенко, Фаина Раневская и другие знаменитости.
Мирное детство Баталова закончилось в 1941 году, когда началась Великая Отечественная война. Мать с сыновьями эвакуировали в город Бугульму, где Нина Ольшевская организовала театр для местных жителей. Алексей помогал матери: топил печь и расставлял лавки в зале, подавал реквизит актёрам и управлял занавесом. Позже он начал играть в труппе из эвакуированных артистов. Этот театр продолжил работать и после войны, а в 2008 году Бугульминскому государственному русскому драматическому театру было присвоено имя Алексея Баталова.
После окончания войны семья вернулась в Москву. Алексей возобновил занятия в школе. Однажды к нему в класс пришли из киностудии, чтобы отобрать юных актёров для съёмок в фильме «Зоя» о Зое Космодемьянской. Так Баталов в 16 лет получил свою первую роль в кино. А по окончании школы поступил в Школу-студию МХАТ.
На дипломном спектакле во МХАТе Баталов играл две роли в спектакле «Разлом»: матроса-анархиста и полковника Ярцева. Когда он исполнял драматическую роль, его увидела Ольга Книппер-Чехова. После этого она сказала отцу Баталова: «Твой сын – настоящий мхатовский актёр». В 1950 году Алексея Баталова в числе лучших молодых актёров-выпускников Школы-студии направили на работу в Центральный театр Советской армии (в настоящее время – Центральный академический театр Российской армии). Через три года актёр вернулся во МХАТ. Больших ролей в театре пока не было, участвовал только в массовках и выходах. Успех ждал Алексея Баталова не в театре, а в кино.
В 1954 году актёр сыграл в фильме «Большая семья» Иосифа Хейфица.«Снявшись у Хейфица в роли младшего сына Журбиных, я был как в тумане. Я толком не мог вспомнить, как все это произошло: много лет не годился и вдруг попал в кино, да ещё в цветное, рядом с такими китами, как Андреев, Лукьянов, Кадочников!» – вспоминал артист. Позднее Баталов ещё не раз снимался у Хейфица – в кинолентах «Дело Румянцева», «Дорогой мой человек», «Дама с собачкой», «День счастья». В 1955 году также были съёмки в фильме «Мать» Марка Донского,где он играл Павла Власова. Алексей Баталов гордился этой ролью и возможностью поработать с Хейфицем и великой актрисой Верой Марецкой.
Настоящей знаменитостью Алексей Баталов стал в 1957 году, когда на экраны кинотеатров вышла военная мелодрама «Летят журавли» Михаила Калатозова. Фильм получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля, став единственной советской полнометражной картиной, удостоенной этой премии.
Спустя четыре года Баталов сыграл физика-ядерщика Дмитрия Гусева в фильме Михаила Ромма «Девять дней одного года». По опросу журнала «Советский экран» фильм признали лучшим в 1962 году, а исполнителя главной роли Алексея Баталова – лучшим актёром года.
С начала 1960-х годов актёр занялся режиссурой. Первый опыт Баталова-режиссёра – фильм «Шинель» – состоялся на киностудии «Ленфильм», где он проработал с 1957 по 1975 год. В киносказке «Три толстяка» 1966 года Алексей Баталов был и постановщиком, и актёром: в роли канатоходца-революционера Тибула без дублёра и страховки выполнял опасные трюки. Критики отмечали в его экранизациях строгую постановочную культуру и бережное отношение к оригинальным текстам. Последняя режиссёрская работа Алексея Баталова вышла в свет в 1972 году – фильм по роману Фёдора Михайловича Достоевского «Игрок».
Много времени актёр уделял радиопостановкам. Благодаря ему появились радиоспектакли «Герой нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова, «Казаки» Льва Николаевича Толстого, «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира.
С 1974 года Алексей Баталов озвучивал известные советские мультфильмы: «Ёжик в тумане», «Лягушка-путешественница», «Ключи от времени», «Приключения пингвинёнка Лоло».
С 1975 года Алексей Владимирович начал работать во ВГИКе, в котором больше 40 лет преподавал актёрское мастерство. Через пять лет получил профессорскую степень, а в 1989 году возглавил кафедру актёрского мастерства. Алексей Баталов выпустил семь актёрских мастерских для кино Грузии, Белоруссии, Азербайджана и Узбекистана. Также он вел специальный курс в Канаде и США.
В 1979 году Баталов снялся в самой известной картине в своей актёрской карьере – мелодраме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». Эта картина занимает второе место по посещаемости среди отечественных фильмов за всю историю советского проката – его посмотрели 84,5 миллиона зрителей, а в 1981 году кинолента получила премию Американской киноакадемии «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.
После этого фильма Алексей Баталов почти не снимался. В 1990-е актёр сыграл ещё в нескольких фильмах: «Досье человека в мерседесе», «Похороны Сталина», «Полтергейст-90». Всё остальное время он посвятил преподаванию, даже в преклонном возрасте.
Алексей Баталов писал стихи, сценарии, детские сказки и увлекался живописью. В 1975 году вышла его книга «Диалоги в антракте», а через девять лет – мемуары «Судьба и ремесло». Вместе с братьями Михаилом и Борисом Ардовыми Баталов написал главы об Анне Ахматовой в сборнике воспоминаний «Легендарная Ордынка» 1995 года.
Также актёр занимался благотворительностью и был президентом многих кинематографических советов и фестивалей. Так, в 1997 году при поддержке Алексея Баталова и академика Дмитрия Лихачёва был основан некоммерческий благотворительный фонд «Мир искусства», который помогает музыкально одарённым детям с проблемами в развитии, сиротам, детям с ограниченными возможностями здоровья, детям из многодетных, неполных и малообеспеченных семей.
Умер Алексей Владимирович Баталов 15 июня 2017 года. Похоронен на Преображенском кладбище в Москве.
В начале 1930-х годов родители развелись, и мама вышла замуж за писателя Виктора Ардова. Между отчимом и пасынком сложились хорошие отношения. В дом на Большую Ордынку часто приходили в гости Анна Ахматова, Борис Пастернак, Михаил Булгаков, Осип Мандельштам, Михаил Зощенко, Фаина Раневская и другие знаменитости.
Мирное детство Баталова закончилось в 1941 году, когда началась Великая Отечественная война. Мать с сыновьями эвакуировали в город Бугульму, где Нина Ольшевская организовала театр для местных жителей. Алексей помогал матери: топил печь и расставлял лавки в зале, подавал реквизит актёрам и управлял занавесом. Позже он начал играть в труппе из эвакуированных артистов. Этот театр продолжил работать и после войны, а в 2008 году Бугульминскому государственному русскому драматическому театру было присвоено имя Алексея Баталова.
После окончания войны семья вернулась в Москву. Алексей возобновил занятия в школе. Однажды к нему в класс пришли из киностудии, чтобы отобрать юных актёров для съёмок в фильме «Зоя» о Зое Космодемьянской. Так Баталов в 16 лет получил свою первую роль в кино. А по окончании школы поступил в Школу-студию МХАТ.
На дипломном спектакле во МХАТе Баталов играл две роли в спектакле «Разлом»: матроса-анархиста и полковника Ярцева. Когда он исполнял драматическую роль, его увидела Ольга Книппер-Чехова. После этого она сказала отцу Баталова: «Твой сын – настоящий мхатовский актёр». В 1950 году Алексея Баталова в числе лучших молодых актёров-выпускников Школы-студии направили на работу в Центральный театр Советской армии (в настоящее время – Центральный академический театр Российской армии). Через три года актёр вернулся во МХАТ. Больших ролей в театре пока не было, участвовал только в массовках и выходах. Успех ждал Алексея Баталова не в театре, а в кино.
В 1954 году актёр сыграл в фильме «Большая семья» Иосифа Хейфица.«Снявшись у Хейфица в роли младшего сына Журбиных, я был как в тумане. Я толком не мог вспомнить, как все это произошло: много лет не годился и вдруг попал в кино, да ещё в цветное, рядом с такими китами, как Андреев, Лукьянов, Кадочников!» – вспоминал артист. Позднее Баталов ещё не раз снимался у Хейфица – в кинолентах «Дело Румянцева», «Дорогой мой человек», «Дама с собачкой», «День счастья». В 1955 году также были съёмки в фильме «Мать» Марка Донского,где он играл Павла Власова. Алексей Баталов гордился этой ролью и возможностью поработать с Хейфицем и великой актрисой Верой Марецкой.
Настоящей знаменитостью Алексей Баталов стал в 1957 году, когда на экраны кинотеатров вышла военная мелодрама «Летят журавли» Михаила Калатозова. Фильм получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля, став единственной советской полнометражной картиной, удостоенной этой премии.
Спустя четыре года Баталов сыграл физика-ядерщика Дмитрия Гусева в фильме Михаила Ромма «Девять дней одного года». По опросу журнала «Советский экран» фильм признали лучшим в 1962 году, а исполнителя главной роли Алексея Баталова – лучшим актёром года.
С начала 1960-х годов актёр занялся режиссурой. Первый опыт Баталова-режиссёра – фильм «Шинель» – состоялся на киностудии «Ленфильм», где он проработал с 1957 по 1975 год. В киносказке «Три толстяка» 1966 года Алексей Баталов был и постановщиком, и актёром: в роли канатоходца-революционера Тибула без дублёра и страховки выполнял опасные трюки. Критики отмечали в его экранизациях строгую постановочную культуру и бережное отношение к оригинальным текстам. Последняя режиссёрская работа Алексея Баталова вышла в свет в 1972 году – фильм по роману Фёдора Михайловича Достоевского «Игрок».
Много времени актёр уделял радиопостановкам. Благодаря ему появились радиоспектакли «Герой нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова, «Казаки» Льва Николаевича Толстого, «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира.
С 1974 года Алексей Баталов озвучивал известные советские мультфильмы: «Ёжик в тумане», «Лягушка-путешественница», «Ключи от времени», «Приключения пингвинёнка Лоло».
С 1975 года Алексей Владимирович начал работать во ВГИКе, в котором больше 40 лет преподавал актёрское мастерство. Через пять лет получил профессорскую степень, а в 1989 году возглавил кафедру актёрского мастерства. Алексей Баталов выпустил семь актёрских мастерских для кино Грузии, Белоруссии, Азербайджана и Узбекистана. Также он вел специальный курс в Канаде и США.
В 1979 году Баталов снялся в самой известной картине в своей актёрской карьере – мелодраме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». Эта картина занимает второе место по посещаемости среди отечественных фильмов за всю историю советского проката – его посмотрели 84,5 миллиона зрителей, а в 1981 году кинолента получила премию Американской киноакадемии «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.
После этого фильма Алексей Баталов почти не снимался. В 1990-е актёр сыграл ещё в нескольких фильмах: «Досье человека в мерседесе», «Похороны Сталина», «Полтергейст-90». Всё остальное время он посвятил преподаванию, даже в преклонном возрасте.
Алексей Баталов писал стихи, сценарии, детские сказки и увлекался живописью. В 1975 году вышла его книга «Диалоги в антракте», а через девять лет – мемуары «Судьба и ремесло». Вместе с братьями Михаилом и Борисом Ардовыми Баталов написал главы об Анне Ахматовой в сборнике воспоминаний «Легендарная Ордынка» 1995 года.
Также актёр занимался благотворительностью и был президентом многих кинематографических советов и фестивалей. Так, в 1997 году при поддержке Алексея Баталова и академика Дмитрия Лихачёва был основан некоммерческий благотворительный фонд «Мир искусства», который помогает музыкально одарённым детям с проблемами в развитии, сиротам, детям с ограниченными возможностями здоровья, детям из многодетных, неполных и малообеспеченных семей.
Умер Алексей Владимирович Баталов 15 июня 2017 года. Похоронен на Преображенском кладбище в Москве.