Станислав Андреевич Любшин родился 6 апреля 1933 года в селе Владыкино Московской области.
Станислав рано начал работать: в 8 лет отгонял птиц от плодовых деревьев в совхозном саду, чтобы сохранить урожай, а позже стал сторожем.
Мама Станислава играла в любительском деревенском театре, сын часто прибегал на репетиции и выступления самодеятельного театра. В школе Любшину тоже нравилось заниматься в драмкружке. Так, в детстве у будущего актёра зарождалась любовь к сцене.
Но по окончании семилетки Любшин решил, что нужно выбирать серьёзную специальность, поступил в кислородно-сварочный техникум. После получения диплома и службы в армии Станислав собирался устроиться на работу в тот же техникум, в котором учился, но в это время пришло понимание, что его всё-таки больше влечёт искусство.
Любшин поступил в Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина, которое окончил в 1959 году. Параллельно с учёбой на актёрском факультете будущий актёр работал сварщиком на стройках Москвы.
С 1959 по 1963 год Станислав Любшин служил в театре «Современник», в 1964-1967 годах – в труппе Театра на Таганке, с 1974 по 1977 год – актёр театра имени М.Н. Ермоловой, с 1977 по 1979 год – театра на Малой Бронной, с 1981 года по настоящее время – актёр театра МХТ имени А.П. Чехова.
В кино Станислав Любшин дебютировал в 1957 году в фильме «Ленинградская симфония».
Первая серьёзная заявка на успех состоялась в 1963-м, когда Любшин снялся в картине «Застава Ильича». Он сыграл Славку Костикова. Работу актёра оценили по достоинству, режиссёрам понравился этот интеллигентный молодой человек. Лента не понравилась Никите Хрущёву, и её не выпустили на экран. Спустя 2 года, после доработки, картине дали другое название и представили на Венецианском фестивале. Лента получила название «Мне двадцать лет», и была отмечена премией этого фестиваля.
Все мальчишки поколения Любшина прошли через войну, многие из них рвались на фронт бить фашистов. Станислав тоже хотел добровольно уйти на фронт, но из военкомата его отправили домой. Мечта бить врага осуществилась гораздо позже, в 1967-м, когда Станиславу предложили сыграть главную роль в картине «Щит и меч» - разведчика Александра Белова.
После выхода картины Любшин стал очень популярным актёром. Режиссёры забрасывали его предложениями, но все предлагаемые образы были в одном и том же амплуа. Актёру хотелось чего-то другого, и от многих ролей он просто отказывался.
В 1970-м Станислав снялся в картине Василия Ордынского «Красная площадь», где стал комиссаром Амелиным – ярым борцом за идеи революции. В 1972-м артисту предложили перевоплотиться в учёного в фильме «Монолог», в 1974-м он стал полублатным вором в ленте «Ксения, любимая жена Федора». В картинах «Моя жизнь», «Печки-лавочки», «Степь» Любшин сыграл интересные роли второго плана.
Многие считают, что свою лучшую роль Станислав Любшин сыграл в картине «Пять вечеров», снятой Никитой Михалковым в 1978 году.
В 1980-х Любшин снимался много и часто, в его карьере появились новые интересные работы. Самым лучшим фильмом того периода стал «Кин-дза-дза», режиссёра Георгия Данелии. В этой картине Станиславу досталась главная роль инженера Владимира Машкова.
В новом веке актёра так же зовут сниматься, причём в главных ролях. В 2002-м Любшин сыграл центрального персонажа в картине «Обнажённая натура», в 2007-м стал Сергеем Волконским в ленте «Одна любовь души моей».
2008-й год принёс актёру ещё одну главную роль в фильме «Кружева», в 2009-м артист снялся в альманахе «Потому что это я», в 2011-м зрители могли оценить Любшина в картине «Дед».
По опросу журнала «Советский экран» Станислав Любшин признан лучшим актёром 1968 года (за роль в фильме «Щит и меч») и 1979 года («Пять вечеров»).
Актёр снялся во многих фильмах и телесериалах: «Альпийская баллада» (1965), «Первая любовь» (1968), «Прошлым летом в Чулимске» (1975), «Не стреляйте в белых лебедей» (1980), «Забавы молодых» (1987), «Чёрный монах» (1988), «Тартюф» (1989), «Вечный муж» (1990), «Царь Иван Грозный» (1991), «Увидеть Париж и умереть» (1992), «Царевич Алексей» (1997), «Чехов и Ко» (1998), «Заколдованный участок» (2006), «Антикиллер Д.К.» (2009), «Раскол» (2011), «Пятая стража» (2012), «Великая» (2015), «Медсестра» (2016), «Вечная жизнь Александра Христофорова» (2018), «Годунов» (2018, 2019) и других.
Путь в режиссуру Станислава Любшина оказался долгим и трудным. Ещё в начале 1970-х он хотел снять картину, в основу которой было взято произведение Василия Шукшина, но получил категорический отказ руководителей киностудии «Мосфильм». Кинолента «Позови меня в даль светлую» увидела мир только в 1977-м. Любшин выступил в роли режиссёра в соавторстве с Германом Лавровым и исполнителя одной из ролей.
Фильм был удостоен Гран При и Приза ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале Мангейм - Гейдельберг, ФРГ). Спустя четыре года после победы на Международном кинофестивале Мангейм - Хайдельберг был приглашён туда уже в качестве члена жюри.
В качестве режиссёра-постановщика Станислав Любшин снял ещё одну картину - «Три года» (1980) в соавторстве с Дмитрием Долининым.
В настоящее время Станислав Андреевич по-прежнему выходит на сцену Московского художественного театра и продолжает сниматься в кино (из последних работ – роли в фильмах «Иранская конференция» (2020) и «Иваново счастье. Новые истории» (2021).
Старший сын Станислава Андреевича – Юрий Любшин – кинооператор, младший – Вадим – актёр. Внучка Дарья тоже пошла по стопам знаменитого дедушки и стала режиссёром и актрисой.
Станислав рано начал работать: в 8 лет отгонял птиц от плодовых деревьев в совхозном саду, чтобы сохранить урожай, а позже стал сторожем.
Мама Станислава играла в любительском деревенском театре, сын часто прибегал на репетиции и выступления самодеятельного театра. В школе Любшину тоже нравилось заниматься в драмкружке. Так, в детстве у будущего актёра зарождалась любовь к сцене.
Но по окончании семилетки Любшин решил, что нужно выбирать серьёзную специальность, поступил в кислородно-сварочный техникум. После получения диплома и службы в армии Станислав собирался устроиться на работу в тот же техникум, в котором учился, но в это время пришло понимание, что его всё-таки больше влечёт искусство.
Любшин поступил в Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина, которое окончил в 1959 году. Параллельно с учёбой на актёрском факультете будущий актёр работал сварщиком на стройках Москвы.
С 1959 по 1963 год Станислав Любшин служил в театре «Современник», в 1964-1967 годах – в труппе Театра на Таганке, с 1974 по 1977 год – актёр театра имени М.Н. Ермоловой, с 1977 по 1979 год – театра на Малой Бронной, с 1981 года по настоящее время – актёр театра МХТ имени А.П. Чехова.
В кино Станислав Любшин дебютировал в 1957 году в фильме «Ленинградская симфония».
Первая серьёзная заявка на успех состоялась в 1963-м, когда Любшин снялся в картине «Застава Ильича». Он сыграл Славку Костикова. Работу актёра оценили по достоинству, режиссёрам понравился этот интеллигентный молодой человек. Лента не понравилась Никите Хрущёву, и её не выпустили на экран. Спустя 2 года, после доработки, картине дали другое название и представили на Венецианском фестивале. Лента получила название «Мне двадцать лет», и была отмечена премией этого фестиваля.
Все мальчишки поколения Любшина прошли через войну, многие из них рвались на фронт бить фашистов. Станислав тоже хотел добровольно уйти на фронт, но из военкомата его отправили домой. Мечта бить врага осуществилась гораздо позже, в 1967-м, когда Станиславу предложили сыграть главную роль в картине «Щит и меч» - разведчика Александра Белова.
После выхода картины Любшин стал очень популярным актёром. Режиссёры забрасывали его предложениями, но все предлагаемые образы были в одном и том же амплуа. Актёру хотелось чего-то другого, и от многих ролей он просто отказывался.
В 1970-м Станислав снялся в картине Василия Ордынского «Красная площадь», где стал комиссаром Амелиным – ярым борцом за идеи революции. В 1972-м артисту предложили перевоплотиться в учёного в фильме «Монолог», в 1974-м он стал полублатным вором в ленте «Ксения, любимая жена Федора». В картинах «Моя жизнь», «Печки-лавочки», «Степь» Любшин сыграл интересные роли второго плана.
Многие считают, что свою лучшую роль Станислав Любшин сыграл в картине «Пять вечеров», снятой Никитой Михалковым в 1978 году.
В 1980-х Любшин снимался много и часто, в его карьере появились новые интересные работы. Самым лучшим фильмом того периода стал «Кин-дза-дза», режиссёра Георгия Данелии. В этой картине Станиславу досталась главная роль инженера Владимира Машкова.
В новом веке актёра так же зовут сниматься, причём в главных ролях. В 2002-м Любшин сыграл центрального персонажа в картине «Обнажённая натура», в 2007-м стал Сергеем Волконским в ленте «Одна любовь души моей».
2008-й год принёс актёру ещё одну главную роль в фильме «Кружева», в 2009-м артист снялся в альманахе «Потому что это я», в 2011-м зрители могли оценить Любшина в картине «Дед».
По опросу журнала «Советский экран» Станислав Любшин признан лучшим актёром 1968 года (за роль в фильме «Щит и меч») и 1979 года («Пять вечеров»).
Актёр снялся во многих фильмах и телесериалах: «Альпийская баллада» (1965), «Первая любовь» (1968), «Прошлым летом в Чулимске» (1975), «Не стреляйте в белых лебедей» (1980), «Забавы молодых» (1987), «Чёрный монах» (1988), «Тартюф» (1989), «Вечный муж» (1990), «Царь Иван Грозный» (1991), «Увидеть Париж и умереть» (1992), «Царевич Алексей» (1997), «Чехов и Ко» (1998), «Заколдованный участок» (2006), «Антикиллер Д.К.» (2009), «Раскол» (2011), «Пятая стража» (2012), «Великая» (2015), «Медсестра» (2016), «Вечная жизнь Александра Христофорова» (2018), «Годунов» (2018, 2019) и других.
Путь в режиссуру Станислава Любшина оказался долгим и трудным. Ещё в начале 1970-х он хотел снять картину, в основу которой было взято произведение Василия Шукшина, но получил категорический отказ руководителей киностудии «Мосфильм». Кинолента «Позови меня в даль светлую» увидела мир только в 1977-м. Любшин выступил в роли режиссёра в соавторстве с Германом Лавровым и исполнителя одной из ролей.
Фильм был удостоен Гран При и Приза ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале Мангейм - Гейдельберг, ФРГ). Спустя четыре года после победы на Международном кинофестивале Мангейм - Хайдельберг был приглашён туда уже в качестве члена жюри.
В качестве режиссёра-постановщика Станислав Любшин снял ещё одну картину - «Три года» (1980) в соавторстве с Дмитрием Долининым.
В настоящее время Станислав Андреевич по-прежнему выходит на сцену Московского художественного театра и продолжает сниматься в кино (из последних работ – роли в фильмах «Иранская конференция» (2020) и «Иваново счастье. Новые истории» (2021).
Старший сын Станислава Андреевича – Юрий Любшин – кинооператор, младший – Вадим – актёр. Внучка Дарья тоже пошла по стопам знаменитого дедушки и стала режиссёром и актрисой.