Татьяна Самойлова — советская актриса театра и кино, заслуженная артистка РСФСР, звезда фильмов «Летят журавли», «Анна Каренина».
Татьяна Самойлова родилась 4 мая 1934 года в Ленинграде, в актерской семье. Ее отец — знаменитый советский актер театра и кино, народный артист СССР Евгений Самойлов (лейтенант Колчин в «Сердцах четырех», Марченко в «Они сражались за Родину», Пимен в «Борисе Годунове» и др.).
В 1937 году семья Самойловых переехала в Москву, так как Евгения Валериановича пригласили в труппу Театра Мейерхольда. Легендарный актер выходил на сцену Малого театра, даже когда ему исполнилось 92 год.
Татьяна Самойлова росла очень одаренной девочкой: с трех лет они занималась балетом и изучала английский язык. Татьяна окончила студию при театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, и Майя Плисецкая даже приглашала ее учиться в балетную школу при Большом театре, но тяга к драматическому театру оказалась сильнее: Татьяна, воспитанная на фильмах и спектаклях отца, всегда хотела стать только актрисой.
Как Самойлова рассказывала в одном из своих многочисленных интервью, «конечно, она была его (отца) ученицей и росла, если можно так сказать, на его искусстве»:«Вместе со школьными подругами каждую субботу и воскресенье мы ходили в Театр Маяковского, где тогда папа работал, и, естественно, я всегда хотела стать только актрисой...» В 1953 году Татьяна Самойлова поступила в Театральное училище имени Щукина, где училась до 1956 года. В стенах этого учебного заведения она познакомилась с Василием Лановым.
Во время учебы она была приглашена на роль Маши в драму Владимира Каплуновского «Мексиканец» — экранизацию рассказа Джека Лондона. Это была первая роль в кино Татьяны Самойловой. Впрочем, мало кто помнит сам фильм, но именно во время его съемок состоялась свадьба Татьяны Самойловой и актера Василия Ланового, с которым они учились на одном курсе в «Щуке».
Лановой считался самым красивым студентом курса, он произвел на Самойлову, по ее словам, «какое-то коварное впечатление». Молодые поселились в квартире Тани на улице Песчаной в Москве. Встречались дома поздно вечером, так как много времени тратили на учебу. Татьяна покупала самую дешевую рыбу — треску, варила манную кашу, делала свекольники. Лановой снимался, работал на радио, был секретарем комсомольской организации училища. Зарабатывал он по тем временам неплохо. Но дома денег не хватало. Он помогал маме-инвалиду, сестрам. А мы жили только на стипендию, — говорит Татьяна Евгеньевна. — Вообще Вася был занят собой и комсомолом, он был комсомольским божеством». Сразу после окончания учебы Татьяна Самойлова сыграла одну из самых значительных своих ролей в кино — Веронику в драме Михаила Калатозова «Летят журавли», снятой по пьесе Виктора Розова «Вечно живые». Героиня Самойловой — вчерашняя московская школьница, беспечная Вероника в годы войны теряет своих родственников и, растерянная, сломленная, она изменяет ушедшему на фронт любимому с его близким другом. Актриса так оправдывала свою героиню: «Вероника — жертва войны, и таких девушек было много. Я была ребенком в те годы, но помню их. Я чувствовала, что вокруг все страшно изменилось. Слышала, что в дома приходят похоронки. Ровесники рассказывали мне о гибели отцов, братьев. Но и Веронику я восприняла хрупким, поверженным войной существом, в одночасье осиротевшим. Она осталась одна в огромном, полыхающем пламенем мире...»
Когда фильм вышел на экран, критика его встретила весьма прохладно. Ханжеская советская мораль протестовала против героини, которая изменила ушедшему на фронт жениху. Были возмущенные и среди зрителей, но большинству фильм очень понравился. Трагическая судьба девушки, совершившей ошибку, но по-прежнему продолжающей любить, оказалась многим близка. Настоящий успех ждал картину в 1958 году на Каннском кинофестивале. Великий художник Пабло Пикассо, еще не видевший наш фильм «Летят журавли», а просто вглядевшись в удивительное лицо актрисы, сказал ей: «Уверен, после показа вашей картины вы станете звездой...» «Летят журавли» стал единственным советским фильмом, получившим «Золотую пальмовую ветвь». Удачная работа Татьяны Самойловой тоже не осталась незамеченной, актриса получила специальный диплом за лучшую женскую роль и премию жюри «Апельсиновое дерево». Татьяна Самойлова вспоминает: «Во время конкурсного показа картины я сидела в ложе вместе с Сергеем Павловичем Урусевским. Мы вдвоем представляли «Летят журавли»: Михаил Константинович Калатозов хворал, незадолго до фестиваля у него случился сердечный приступ, и мы улетели без него. Поначалу во время просмотра в зале стояла тишина, никакой реакции… Мы напряглись. Во время сцены проводов Бориса на фронт раздались первые аплодисменты. Потом они вспыхивали уже постоянно: бомбежка, смерть Бориса, мои пробеги. В глазах членов жюри появились слезы, хотя им не положено проявлять свои чувства. Когда показ завершился, была долгая-долгая овация. Мы поднялись, кланялись. Потом был яркий свет, масса восторженных слов в наш адрес. Нас все время фотографировали, журналисты не давали выйти из зала. Интервью следовали одно за другим. Потом мы получили «Золотую пальмовую ветвь» — это первая и до сих пор, к сожалению, последняя такая премия в нашем кино».
В 1959 году Татьяне Самойловой вновь посчастливилось работать с режиссером Михаилом Калатозовым и оператором Сергеем Урусевским, открывшим в ассиметричном лице Самойловой скрытую силу, упорство, темперамент. Специально для нее они написали роль Тани в романтической драме «Неотправленное письмо». Роль Тани в «Неотправленном письме» была удачной, но актриса могла справедливо рассчитывать на гораздо большее.
После триумфа на Каннском фестивале ее пригласили в Голливуд на роль Анны Карениной. Партнером Самойловой должен был стать Жерар Филип. Но руководители Госкино не дали актрисе согласия на участие в голливудском фильме. Оказалось, что актриса вообще не принадлежала себе. Ее буквально принудили сняться в роли Наташи в эксцентрической советско-французской комедии «Леон Гаррос ищет друга». Затем она сыграла Соню в военной драме известного итальянского режиссера Джузеппе Де Сантиса «Они шли на Восток». Как признается Татьяна Самойлова, этого режиссера она очень ценила, но ей совершенно нечего было делать в этой роли. В картину актрису пригласили лишь потому, что нужно было ее имя. Единственной удачной работой Татьяны Самойловой в первой половине 60-х стоит считать лишь роль русской радистки в венгерском фильме «Альба Регия», сыгранную актрисой просто и искренне. Партнером Самойловой по фильму был замечательный венгерский актер Миклош Габор.
Специально для съемок Татьяна выучила венгерский язык, а для того, чтобы лучше войти в образ, Самойлова много общалась с прототипом своей героини — советской разведчицей, чудом выжившей в годы войны. Съемки фильма продолжались почти два года, и пока шла работа над фильмом, Самойлова жила в Венгрии вместе со вторым мужем – писателем Валерием Осиповым. Сыграв после картины «Летят журавли» лишь в нескольких фильмах, Татьяна Самойлова с 1964 года и вовсе пропала с экранов. В течение последующих трех лет она вообще не снималась в кино, но, сложа руки, не сидела: работала в Театре киноактера, ездила на встречи со зрителями.
Второй звездный час Татьяны Самойловой наступил в 1967 году, когда она получила роль Анны Карениной в 16-й мировой экранизации романа Льва Толстого. Выбор режиссера Александра Зархи многим показался неожиданным. В представлении многих Анна Каренина была типичной русской красавицей. И вдруг Татьяна Самойлова с ее чуть раскосыми глазами. (Как признавалась сама актриса: «Это у меня от мамы — польской еврейки...») Окрыленная успехом, Татьяна Самойлова ждала интересных предложений от режиссеров, но их не последовало. Актриса изредка появлялась в небольших ролях в малоприметных фильмах.
С середины 70-х Татьяна Самойлова совсем исчезла с экрана. Вспомнили о ней лишь в начале 90-х годов: пригласили на 43-й Каннский кинофестиваль в качестве почетного гостя. В 1997 году Артур Зариковский снял о Татьяне Самойловой фильм «Трагическая пауза, или Татьянин день».
В 1999 году, после долгого перерыва, Татьяна Самойлова вновь появились на экране в картине Александра Атанесяна «Двадцать четыре». Актриса рассказывает, что ей было очень интересно сняться у режиссера нового поколения: «Я оценила стремление Атанесяна к новым формам. Между прочим, я впервые снималась в боевике, мне нравилась нацеленность режиссера и актеров на игру динамичную, острую, энергичную...»
В 2004 году Самойлова мелькнула в эпизодах «Московской саги» и «Сен-Жермен».
Татьяна Самойлова жила в Москве одна. Одиночество, болезни и материальные трудности она переносила стойко, надеясь, что будет еще работать и «кому-нибудь пригодится».
4 мая 2014 года Татьяне Самойловой исполнилось 80 лет. Однако свой юбилей она встретила на больничной койке: актрисе стало плохо, и ее срочно госпитализировали в больницу им. Боткина. Она умерла в реанимации в свой день рождения.
Татьяна Самойлова родилась 4 мая 1934 года в Ленинграде, в актерской семье. Ее отец — знаменитый советский актер театра и кино, народный артист СССР Евгений Самойлов (лейтенант Колчин в «Сердцах четырех», Марченко в «Они сражались за Родину», Пимен в «Борисе Годунове» и др.).
В 1937 году семья Самойловых переехала в Москву, так как Евгения Валериановича пригласили в труппу Театра Мейерхольда. Легендарный актер выходил на сцену Малого театра, даже когда ему исполнилось 92 год.
Татьяна Самойлова росла очень одаренной девочкой: с трех лет они занималась балетом и изучала английский язык. Татьяна окончила студию при театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, и Майя Плисецкая даже приглашала ее учиться в балетную школу при Большом театре, но тяга к драматическому театру оказалась сильнее: Татьяна, воспитанная на фильмах и спектаклях отца, всегда хотела стать только актрисой.
Как Самойлова рассказывала в одном из своих многочисленных интервью, «конечно, она была его (отца) ученицей и росла, если можно так сказать, на его искусстве»:«Вместе со школьными подругами каждую субботу и воскресенье мы ходили в Театр Маяковского, где тогда папа работал, и, естественно, я всегда хотела стать только актрисой...» В 1953 году Татьяна Самойлова поступила в Театральное училище имени Щукина, где училась до 1956 года. В стенах этого учебного заведения она познакомилась с Василием Лановым.
Во время учебы она была приглашена на роль Маши в драму Владимира Каплуновского «Мексиканец» — экранизацию рассказа Джека Лондона. Это была первая роль в кино Татьяны Самойловой. Впрочем, мало кто помнит сам фильм, но именно во время его съемок состоялась свадьба Татьяны Самойловой и актера Василия Ланового, с которым они учились на одном курсе в «Щуке».
Лановой считался самым красивым студентом курса, он произвел на Самойлову, по ее словам, «какое-то коварное впечатление». Молодые поселились в квартире Тани на улице Песчаной в Москве. Встречались дома поздно вечером, так как много времени тратили на учебу. Татьяна покупала самую дешевую рыбу — треску, варила манную кашу, делала свекольники. Лановой снимался, работал на радио, был секретарем комсомольской организации училища. Зарабатывал он по тем временам неплохо. Но дома денег не хватало. Он помогал маме-инвалиду, сестрам. А мы жили только на стипендию, — говорит Татьяна Евгеньевна. — Вообще Вася был занят собой и комсомолом, он был комсомольским божеством». Сразу после окончания учебы Татьяна Самойлова сыграла одну из самых значительных своих ролей в кино — Веронику в драме Михаила Калатозова «Летят журавли», снятой по пьесе Виктора Розова «Вечно живые». Героиня Самойловой — вчерашняя московская школьница, беспечная Вероника в годы войны теряет своих родственников и, растерянная, сломленная, она изменяет ушедшему на фронт любимому с его близким другом. Актриса так оправдывала свою героиню: «Вероника — жертва войны, и таких девушек было много. Я была ребенком в те годы, но помню их. Я чувствовала, что вокруг все страшно изменилось. Слышала, что в дома приходят похоронки. Ровесники рассказывали мне о гибели отцов, братьев. Но и Веронику я восприняла хрупким, поверженным войной существом, в одночасье осиротевшим. Она осталась одна в огромном, полыхающем пламенем мире...»
Когда фильм вышел на экран, критика его встретила весьма прохладно. Ханжеская советская мораль протестовала против героини, которая изменила ушедшему на фронт жениху. Были возмущенные и среди зрителей, но большинству фильм очень понравился. Трагическая судьба девушки, совершившей ошибку, но по-прежнему продолжающей любить, оказалась многим близка. Настоящий успех ждал картину в 1958 году на Каннском кинофестивале. Великий художник Пабло Пикассо, еще не видевший наш фильм «Летят журавли», а просто вглядевшись в удивительное лицо актрисы, сказал ей: «Уверен, после показа вашей картины вы станете звездой...» «Летят журавли» стал единственным советским фильмом, получившим «Золотую пальмовую ветвь». Удачная работа Татьяны Самойловой тоже не осталась незамеченной, актриса получила специальный диплом за лучшую женскую роль и премию жюри «Апельсиновое дерево». Татьяна Самойлова вспоминает: «Во время конкурсного показа картины я сидела в ложе вместе с Сергеем Павловичем Урусевским. Мы вдвоем представляли «Летят журавли»: Михаил Константинович Калатозов хворал, незадолго до фестиваля у него случился сердечный приступ, и мы улетели без него. Поначалу во время просмотра в зале стояла тишина, никакой реакции… Мы напряглись. Во время сцены проводов Бориса на фронт раздались первые аплодисменты. Потом они вспыхивали уже постоянно: бомбежка, смерть Бориса, мои пробеги. В глазах членов жюри появились слезы, хотя им не положено проявлять свои чувства. Когда показ завершился, была долгая-долгая овация. Мы поднялись, кланялись. Потом был яркий свет, масса восторженных слов в наш адрес. Нас все время фотографировали, журналисты не давали выйти из зала. Интервью следовали одно за другим. Потом мы получили «Золотую пальмовую ветвь» — это первая и до сих пор, к сожалению, последняя такая премия в нашем кино».
В мае 2024 года в рамках проекта «Московское кино в школе» проходит просмотр и обсуждение художественного фильма «Летят журавли». Подробнее о фильме читайте в нашем альманахе.
После Каннского фестиваля Татьяна Самойлова возвратилась в Москву, поступила в Государственный институт театрального искусства. Была принята в Театр им. В. Маяковского, затем перешла в Театр им. Вахтангова, где работала до 1960 года.В 1959 году Татьяне Самойловой вновь посчастливилось работать с режиссером Михаилом Калатозовым и оператором Сергеем Урусевским, открывшим в ассиметричном лице Самойловой скрытую силу, упорство, темперамент. Специально для нее они написали роль Тани в романтической драме «Неотправленное письмо». Роль Тани в «Неотправленном письме» была удачной, но актриса могла справедливо рассчитывать на гораздо большее.
После триумфа на Каннском фестивале ее пригласили в Голливуд на роль Анны Карениной. Партнером Самойловой должен был стать Жерар Филип. Но руководители Госкино не дали актрисе согласия на участие в голливудском фильме. Оказалось, что актриса вообще не принадлежала себе. Ее буквально принудили сняться в роли Наташи в эксцентрической советско-французской комедии «Леон Гаррос ищет друга». Затем она сыграла Соню в военной драме известного итальянского режиссера Джузеппе Де Сантиса «Они шли на Восток». Как признается Татьяна Самойлова, этого режиссера она очень ценила, но ей совершенно нечего было делать в этой роли. В картину актрису пригласили лишь потому, что нужно было ее имя. Единственной удачной работой Татьяны Самойловой в первой половине 60-х стоит считать лишь роль русской радистки в венгерском фильме «Альба Регия», сыгранную актрисой просто и искренне. Партнером Самойловой по фильму был замечательный венгерский актер Миклош Габор.
Специально для съемок Татьяна выучила венгерский язык, а для того, чтобы лучше войти в образ, Самойлова много общалась с прототипом своей героини — советской разведчицей, чудом выжившей в годы войны. Съемки фильма продолжались почти два года, и пока шла работа над фильмом, Самойлова жила в Венгрии вместе со вторым мужем – писателем Валерием Осиповым. Сыграв после картины «Летят журавли» лишь в нескольких фильмах, Татьяна Самойлова с 1964 года и вовсе пропала с экранов. В течение последующих трех лет она вообще не снималась в кино, но, сложа руки, не сидела: работала в Театре киноактера, ездила на встречи со зрителями.
Второй звездный час Татьяны Самойловой наступил в 1967 году, когда она получила роль Анны Карениной в 16-й мировой экранизации романа Льва Толстого. Выбор режиссера Александра Зархи многим показался неожиданным. В представлении многих Анна Каренина была типичной русской красавицей. И вдруг Татьяна Самойлова с ее чуть раскосыми глазами. (Как признавалась сама актриса: «Это у меня от мамы — польской еврейки...») Окрыленная успехом, Татьяна Самойлова ждала интересных предложений от режиссеров, но их не последовало. Актриса изредка появлялась в небольших ролях в малоприметных фильмах.
С середины 70-х Татьяна Самойлова совсем исчезла с экрана. Вспомнили о ней лишь в начале 90-х годов: пригласили на 43-й Каннский кинофестиваль в качестве почетного гостя. В 1997 году Артур Зариковский снял о Татьяне Самойловой фильм «Трагическая пауза, или Татьянин день».
В 1999 году, после долгого перерыва, Татьяна Самойлова вновь появились на экране в картине Александра Атанесяна «Двадцать четыре». Актриса рассказывает, что ей было очень интересно сняться у режиссера нового поколения: «Я оценила стремление Атанесяна к новым формам. Между прочим, я впервые снималась в боевике, мне нравилась нацеленность режиссера и актеров на игру динамичную, острую, энергичную...»
В 2004 году Самойлова мелькнула в эпизодах «Московской саги» и «Сен-Жермен».
Татьяна Самойлова жила в Москве одна. Одиночество, болезни и материальные трудности она переносила стойко, надеясь, что будет еще работать и «кому-нибудь пригодится».
4 мая 2014 года Татьяне Самойловой исполнилось 80 лет. Однако свой юбилей она встретила на больничной койке: актрисе стало плохо, и ее срочно госпитализировали в больницу им. Боткина. Она умерла в реанимации в свой день рождения.