Kino_v_shcool_news

120 лет со дня рождения Бориса Бабочкина

Борис Бабочкин был на редкость талантливым артистом. Андрей Гончаров называл коллегу великим мастером с поразительной узнаваемостью, а Олег Ефремов считал, что система Константина Станиславского списана с таких людей, как он. Актёр покорял окружающих не только обаянием и мастерством, но и человечностью, порядочностью, чем заслужил уважение современников.
Борис Андреевич Бабочкин родился 18 января 1904 года в Саратове. Отец служил на Рязано-Уральской железной дороге, мать преподавала в школе. Мать с ранних лет прививала Боре и его брату Виталию любовь к творчеству. Она читала детям произведения Пушкина, что приводило их в восторг. Неудивительно, что оба с ранних лет начали декламировать стихи, а позже решили стать артистами.
В 1912-1919 годах Борис Бабочкин учился в Саратовском первом Александро-Марьинском реальном училище. Там он продолжил увлечение творчеством, читал стихи на публичных мероприятиях и частенько посещал постановки городского драматического театра.
Гражданская война нарушила привычную жизнь Бабочкина. Он поступил на службу в политотдел армии Восточного фронта. Борис активно участвовал в митингах, но политическая жизнь не увлекала его так сильно, как театр. Однажды, проходя вместе с другом мимо драматической студии, молодой человек решил попробовать силы и поступил.
Руководитель кружка Александр Канин был покорен талантом юного Бабочкина. Он написал рекомендательное письмо и отправил Бориса в Москву – поступать к Владимиру Немировичу-Данченко. Но встретиться им тогда так и не удалось.
Вместо этого Бабочкин подал документы сразу в два учебных заведения – в школу прославленного Михаила Чехова и в студию Иллариона Певцова «Молодые мастера». Подход последнего оказался молодому актёру ближе, и в дальнейшем он называл мастера «учителем навсегда, на всю жизнь».
Первый театральный сезон Бабочкин провёл под руководством Певцова. В 1921 году ученики Певцова дали несколько спектаклей в театрах Ивано-Вознесенска. После этого последовало возвращение в российскую столицу, где артиста приняли в труппу драматического театра, которым руководил Василий Сахновский.
Борис хотел играть, как можно больше, а такая возможность была только в провинциальных театрах. Поэтому в дальнейшем он успел поработать в Воронеже, Костроме, Самарканде. Репертуар исполнителя регулярно пополнялся, в его послужном списке за этот период появилось около 200 ролей. Не жалея себя, Бабочкин по несколько раз в день выходил к зрителям, что помогло довести мастерство до совершенства.
В конце 1920-х годов судьба привела актёра в Ленинград. Сначала он участвовал в постановках Театра сатиры, затем – драматического театра имени А. С. Пушкина. В 1936-м Бабочкин пришёл в Большой драматический театр, где вскоре стал главным режиссёром, а затем и руководителем.
Следующим в творческой биографии режиссёра стал Театр имени Евгения Вахтангова. В нём были поставлены пьесы «Учитель» и «Фронт». Позже были и другие труппы, но больше всего времени артист послужил в Малом театре.
В кино прославленный артист попал случайно. В 1926 году он только вернулся в Москву из Харбина, где служил в местном театре, и перебивался случайными заработками. Зашёл на биржу труда, а там его пригласили сняться в немом фильме «Крылья ввысь».
В следующем году, когда Борис Андреевич уже жил в Ленинграде, поступило приглашение на роль в картине «Мятеж». Но позже актёр признавался, что проникся любовью к кинематографу только после съёмок драмы «Заговор мертвых» об обороне Петрограда от белогвардейских войск Николая Юденича.
В дальнейшем его фильмографию пополнили такие работы, как «Первый взгляд» и «Дважды рождённый». Но популярность пришла к артисту только после знакомства с друзьями-однофамильцами Георгием и Сергеем Васильевыми. В 1933 году они решили экранизировать роман Дмитрия Фурманова и позвали Бабочкина на главную роль.
Играя Василия Чапаева, актёр опирался на воспоминания о временах Гражданской войны. Образ получился собирательным, списанным с командиров, которых лично знал Борис Андреевич. На площадке он много импровизировал, бескомпромиссно выстраивая линию героя такой, какой её представлял. Поэтому начдив получился столь смелым, обаятельным, мудрым.
После премьеры фильм одобрил лично Сталин, а зрители пересматривали картину по несколько раз, отстаивая длинные очереди в кинотеатры.
В 1935 году на I Московском кинофестивале создатели «Чапаева» получают I премию из рук председателя жюри Сергея Эйзенштейна, а Борис Бабочкин становится популярным не меньше, чем его героический прототип.
Фильм «Чапаев» был не единственной заметной работой Бабочкина. Актёр активно снимался в годы Великой Отечественной войны, даже несмотря на то, что над головой кружили фашистские бомбардировщики. Он участвовал в агитационном ролике «Чапаев с нами», чтобы поднять боевой дух солдат и сограждан.
После войны Бабочкин снял ленту «Повесть о «Неистовом», где также исполнил главную роль. Драма была тепло принята советской публикой. В дальнейшем в качестве режиссёра Борис Андреевич был более активен в театре. На экранах он предпочитал оставаться только исполнителем, к каждой роли подходил ответственно, сам выполнял даже сложные трюки.
В 1967 году Борис Бабочкин представил публике экранизацию пьесы Максима Горького «Дачники». Ранее он уже ставил по ней спектакль в Малом театре. В кадре артист предстал в образе Петра Суслова.
В 1970-е зрители чаще видели кумира в телеспектаклях. Последняя лента в фильмографии блистательного артиста – «Бегство мистера Мак-Кинли». Бабочкин сыграл богача, создавшего сеть подземных убежищ, в которых люди могли проспать не один десяток лет и проснуться в светлом будущем без войн и болезней.
Режиссёр фильма Михаил Швейцер вспоминал, что никогда не встречал столь подготовленного к съёмкам актёра, как Борис Андреевич. Исполнитель знал все монологи, ему не требовалось ничего объяснять. Готовую картину, принесшую Государственную премию СССР, Бабочкин уже не увидел.
В последние годы Бабочкин часто болел. Но артист все равно не делал себе поблажек, продолжал вести творческую жизнь.
Борис Андреевич умер 17 июля 1975 года в своей машине по пути на кинофестиваль. Причиной смерти стал сердечный приступ. Бабочкин не успел принять лекарство, но позаботился о том, чтобы никто не пострадал, аккуратно припарковав автомобиль у тротуара. Даже перед смертью он думал не о себе, а об окружающих. Похоронен актёр в Москве на Новодевичьем кладбище.
Интересные факты:
  • Бабочкин прославился как талантливый педагог. Сначала он преподавал в студии при БДТ, затем во ВГИКе.
  • Артист писал заметки для литературных газет и журналов.
  • Среди увлечений Бориса Андреевича были охота и рыбалка.