Kino_v_shcool_news

120 лет со дня рождения Любови Орловой

2022-02-11 10:00
Любовь Петровна Орлова – советская актриса театра и кино, певица, танцовщица; народная артистка СССР, кавалер ордена Ленина, лауреат двух Сталинских премий I степени.
Любовь Орлова родилась 29 января [11 февраля] 1902 года (по некоторым данным 16 [29] января 1902 года) в Звенигороде в Московской губернии (ныне Московская область).
Её отец - Пётр Фёдорович Орлов принадлежал к дворянству Полтавской губернии и служил в военном ведомстве. Мать - Евгения Николаевна Сухотина происходила из старинного дворянского рода. По материнской линии актриса состояла в дальнем родстве с Львом Толстым. У Орловой дома хранилось произведение Толстого «Кавказский пленник», которое было подписано и подарено маленькой Любочке самим писателем.
Певец Фёдор Шаляпин, часто бывавший гостем в доме Орловых, напророчил Любови настоящую актёрскую славу, увидев домашний спектакль с её участием. Однако родители хотели, чтобы дочь стала профессиональной пианисткой, и в семь лет отдали её в музыкальную школу, где она обучалась игре на фортепиано.
В 1919 году окончила Московскую среднюю школу. В 1919−1922 годах училась в Московской консерватории по классу фортепиано. Из-за трудного материального положения, а также из-за проявившейся формы болезни Меньера с поражением слуха, учёба в консерватории не была окончена.
С 1922 по 1925 год училась на хореографическом отделении Московского театрального техникума им. А. В. Луначарского (ныне ГИТИС), параллельно брала уроки актёрского мастерства.
В 1920−1926 годах работала преподавателем музыки и тапёром (музыкальное сопровождение немых кинофильмов) в кинотеатрах Москвы. Выступала с концертными номерами перед киносеансами в кинотеатре «Арс».
После окончания Московского театрального техникума, с 1926 по 1933 год — хористка, затем актриса Музыкального театра им. народного артиста Республики В.И. Немировича-Данченко (ныне — Московский академический музыкальный театр им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко).
Как артистка хора и кордебалета, в основном была занята в эпизодических ролях. Однако даже в этих ролях её музыкальный и драматический талант многим бросался в глаза. Но она, будучи вполне обеспеченной, не мешала другим делать карьеру. Только после того, как материальное положение её катастрофически ухудшилось из-за ареста первого мужа, она стала искать возможность строить свою карьеру. В 1932 году стала солисткой. 
В 1934 году состоялся дебют в кино Любови Орловой в фильме Григория Рошаля и Веры Строевой «Петербургская ночь», снятый по мотивам повестей Ф.М. Достоевского «Неточка Незванова» и «Белые ночи».  
В 1933 году художник Пётр Вильямс посоветовал режиссёру Григорию Александрову сходить в Музыкальный театр В. И. Немировича-Данченко, где в спектакле «Перикола» играла 31-летняя Любовь Орлова. Режиссёр последовал этому совету, пришёл на спектакль и сразу же был пленён не только талантом актрисы, но и её внешностью. В тот же день они познакомились. Сомнений в том, кто будет играть роль Анюты в его новом фильме, у режиссёра после этого не осталось. В 1934 году вышел фильм «Весёлые ребята» с участием Любови Орловой.
Типаж актрисы — человек нового времени, энергичный, оптимистичный, обаятельный, весело и настойчиво шагающий в светлое настоящее и будущее.
Театровед и критик Виталий Вульф писал: «Александров слепил её именно по образцу Марлен Дитрих. Скажем, в «Веселых ребятах» у неё был знаменитый цилиндр — и только в конце 1960-х годов стало ясно, что это тот самый цилиндр, в каком выступала Марлен Дитрих в «Голубом ангеле». В «Цирке» Орлова снимает свой чёрный парик и остается блондинкой — у неё половина головы чёрная, а половина платиновая, — это тоже кадр из фильма Марлен. Но советский зритель не знал, кто такая Марлен Дитрих. Очень узкий круг людей, в том числе людей искусства, видели западные фильмы, когда их для избранных показывали в Управлении кинематографии в Гнездниковском переулке».
Игра Орловой отличается реалистической простотой, жизнерадостностью, лирической непосредственностью, умелым использованием таких средств выразительности, как сатирический гротеск, музыкальная буффонада и прочее. Актриса профессионально пела (лирико-колоратурное сопрано), играла на фортепиано, танцевала, исполняла акробатические трюки.
Новая сторона дарования Орловой раскрылась в фильме «Цирк» (1936), где она создала драматический образ американской цирковой актрисы Марион Диксон, тонко передав психологию героини.  
После «Цирка» следующей значимой работой Григория Александрова стала музыкальная кинокомедия «Волга-Волга», где Орлова сыграла письмоносицу (почтальона) по прозвищу «Стрелка». Чтобы вжиться в образ своей героини, актриса прочитала множество статей, посвящённых сельским почтальонам, со многими из них вела переписку и сама несколько раз ходила с почтовой сумкой по квартирам.  
8 октября 1940 года на экран вышла комедия «Светлый путь», рассказывающая о жизненном пути рядовой советской девушки Тани Морозовой, которая проходит путь от домработницы до передовой ткачихи.  
В кино в основном Любовь Петровна предпочитала сниматься у своего мужа. Однако несколько раз актриса снялась и у других режиссёров. Например, в трёх кинокартинах Григория Рошаля («Петербургская ночь», «Дело Артамоновых» и «Мусоргский»), снятых в 1934, 1941 и 1950 годах соответственно, а также в кинокомедии Бориса Юрцева «Любовь Алёны» (1934, фильм не сохранился) и в детективе Александра Мачерета «Ошибка инженера Кочина» (1939).
В 1934−1945 годах - актриса киностудии «Мосфильм», в 1945−1949 - Театра-студии киноактёра (ныне Государственный театр киноактёра), параллельно - певица «Гастрольбюро».
В первые месяцы Великой Отечественной войны стали выпускаться агитационные киноальманахи, так называемые «Боевые киносборники». 9 сентября 1941 года на экраны вышел Четвёртый Боевой киносборник, состоящий из киноновелл, объединённых конферансом Любови Орловой в роли письмоносицы Стрелки из кинокартины «Волга-Волга».
В 1943 году Григорий Александров и Любовь Орлова эвакуированы в Баку. На Бакинской киностудии режиссёр снял фильм «Одна семья», где Орлова сыграла русскую девушку, семья которой приветливо встречала фронтовика-азербайджанца. Фильм в прокат выпущен не был. Цензура посчитала, что в киноленте слабо освещалась борьба советского народа с фашистскими оккупантами.
Во время войны актриса выступала с концертами перед советскими солдатами практически на всех фронтах: под Минском и Киевом, Орлом и Белгородом, Харьковом и Курском.
1 октября 1952 года на экран вышла очередная кинокартина Григория Александрова «Композитор Глинка», ставшая вторым биографическим фильмом о композиторе. В этом кинофильме Орлова сыграла сестру композитора Людмилу Ивановну.  
С 1955 года Орлова — актриса Театра имени Моссовета. Актёр Евгений Стеблов вспоминал: «Любовь Петровну Орлову в Московском академическом театре имени Моссовета все ласково за глаза называли Любочкой. Потому что скромнее и добрее человека в театре не было».
В 1974 году был снят последний фильм с участием актрисы «Скворец и Лира».
Умерла Любовь Орлова 26 января 1975 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище.