Лев Иванович Борисов родился 8 декабря 1933 года в Плёсе Ивановской области. Отец работал директором сельхозтехникума, а мать – агрономом. В семье помимо Льва воспитывался старший брат Альберт (настоящее имя актёра Олега Борисова). Мать, Надежда Андреевна, наполовину немка, наполовину румынка, увлекалась русской литературой, выступала в кружке самодеятельности, куда брала детей с собой на репетиции.
Великая Отечественная война застала семью в Ярославле, оттуда мать с детьми уехали в город Чимкент в Казахстане. Отец ушёл добровольцем на фронт, был начальником санитарного поезда.
В эвакуации Надежда Андреевна с сыновьями пыталась выжить на новом месте, но в 1943-м все же вернулась в Ярославль. Братья очень любили играть в футбол, старший тренировал младшего, а тому даже предрекали карьеру вратаря. В школе мальчики учились плохо, но зато блистали в драматическом кружке.
Отец вернулся с фронта с тяжёлой контузией и после войны тяжело болел. В 1946-м Борисовы обосновались в Подмосковье, в посёлке фабрики «Победа труда» (современный район Митино). Мама устроилась работать на ВДНХ экскурсоводом, в качестве дополнительного заработка, будучи хорошей портнихой, шила на дому. Заботы о воспитании внуков легли на плечи бабушки Анны Васильевны, доброй и мудрой женщины, часто баловавшей мальчишек.
После школы Лев пошёл по стопам своего старшего брата, актёра Олега Борисова, и поступил в Школу-студию МХАТ, причём прошёл сразу на третий тур. А в кино дебютировал даже на год раньше брата – в 1954 году в фильме «Аттестат зрелости». По количеству работ в своих фильмографиях братья практически равны, только у Олега Ивановича всё-таки больше главных ролей, а у Льва Ивановича – эпизодических. Но каждый достойно прошёл свой творческий путь и оставил после себя след в отечественном кинематографе. На съёмочной же площадке вместе они встретились всего один раз – в картине Виктора Бутурлина «Садовник».
Выпустившись из «Щуки», в эйфории от успеха первой роли Лев Иванович уехал из Москвы, чтобы познать жизнь. Побывал он в разных городах, работал простым монтировщиком сцены в провинциальном театре.
Потом присоединился к труппе Театра-студии киноактёра, 14 лет выходил на подмостки Театра драмы на Спартаковской (ныне – театр «Модернъ»). Работал в Областном театре имени Александра Островского и Московском драматическом театре имени Константина Станиславского («Электротеатр «Станиславский»).
В 1987 году Лев Борисов поступил в Театр имени Ермоловой, где служил до конца жизни (в последние годы играл ещё и в антрепризе).
После окончания вуза Лев Иванович снимался регулярно. В молодости его фильмографию в основном пополняли роли второго плана. А несколько фильмов, в которых артисту удалось попасть в основной актёрский состав («Улица молодости», «Партизанская искра») не пользовались успехом ни у критиков, ни у зрителей.
Однако кинематограф подарил актёру встречу и радость работы со многими известными и интересными режиссёрами. И пусть роли порой были небольшими, Лев Иванович всегда делал эти эпизоды запоминающимися. Это и взводный в «Судьбе человека» Сергея Бондарчука, и монтёр Мечников в «12 стульях» Марка Захарова, и держатель притона Неганов в «И снова Анискин» Михаила Жарова, и Филипп Макарович в «Облаке-рай» Николая Досталя, и мафиозо в «Ширли-мырли» Владимира Меньшова. Перечислять можно долго. И всё-таки свою так называемую звёздную роль Лев Борисов сыграл уже в конце жизни – Антибиотик в знаменитом сериале Владимира Бортко «Бандитский Петербург». Можно сказать, что Лев Иванович достиг совершенства в создании образа этого на вид мягкого, интеллигентного и в то же время изощрённого и страшного бандита высшей пробы.
Андрей Константинов, автор книги «Бандитский Петербург», по которой был снят сериал, рассказывал, что, когда писал эту историю, Антибиотика представлял совсем другим. Но после того, как увидел в этой роли Льва Борисова, решил, что это и есть самый настоящий Антибиотик. А сам Лев Иванович был безмерно благодарен писателю и сценаристу за такой подарок и признавался, что такую роль он ждал всю жизнь. Актёр говорил: «Для меня не существует стандартов – положительный или отрицательный герой. Всё дело в том, что нельзя играть отрицание, а, наоборот, следует делать акцент на оправдании души человека. Даже в изверге можно найти кусочек совести. Надо показать, что его волнует, определить, почему он поступает так, а не иначе, объяснить поступки, не поддающиеся объяснению».
А вот что рассказывал о Льве Борисове режиссёр Андрей Бенкендорф, сменивший Владимира Бортко на последних сериях «Бандитского Петербурга»: «Это был большой актёр, удивительно естественный и органичный в кадре. Среди нынешнего поколения так называемых звёзд подобного уже не встретишь. Он очень тонко чувствовал режиссёра, сразу улавливая все нюансы роли. Иногда даже предлагал что-то своё. Помните этот известный взгляд Антибиотика, как будто исподлобья, со съехавшими на нос очками? Даже в таком отрицательном персонаже Льву Ивановичу удалось найти положительные черты. Блестящая актёрская игра!»
Умер Лев Иванович Борисов 15 ноября 2011 года, через 17 лет после ухода из жизни его старшего брата актёра Олега Борисова.
Дочь от второго брака – Надежда Борисова – тоже стала актрисой.
Великая Отечественная война застала семью в Ярославле, оттуда мать с детьми уехали в город Чимкент в Казахстане. Отец ушёл добровольцем на фронт, был начальником санитарного поезда.
В эвакуации Надежда Андреевна с сыновьями пыталась выжить на новом месте, но в 1943-м все же вернулась в Ярославль. Братья очень любили играть в футбол, старший тренировал младшего, а тому даже предрекали карьеру вратаря. В школе мальчики учились плохо, но зато блистали в драматическом кружке.
Отец вернулся с фронта с тяжёлой контузией и после войны тяжело болел. В 1946-м Борисовы обосновались в Подмосковье, в посёлке фабрики «Победа труда» (современный район Митино). Мама устроилась работать на ВДНХ экскурсоводом, в качестве дополнительного заработка, будучи хорошей портнихой, шила на дому. Заботы о воспитании внуков легли на плечи бабушки Анны Васильевны, доброй и мудрой женщины, часто баловавшей мальчишек.
После школы Лев пошёл по стопам своего старшего брата, актёра Олега Борисова, и поступил в Школу-студию МХАТ, причём прошёл сразу на третий тур. А в кино дебютировал даже на год раньше брата – в 1954 году в фильме «Аттестат зрелости». По количеству работ в своих фильмографиях братья практически равны, только у Олега Ивановича всё-таки больше главных ролей, а у Льва Ивановича – эпизодических. Но каждый достойно прошёл свой творческий путь и оставил после себя след в отечественном кинематографе. На съёмочной же площадке вместе они встретились всего один раз – в картине Виктора Бутурлина «Садовник».
Выпустившись из «Щуки», в эйфории от успеха первой роли Лев Иванович уехал из Москвы, чтобы познать жизнь. Побывал он в разных городах, работал простым монтировщиком сцены в провинциальном театре.
Потом присоединился к труппе Театра-студии киноактёра, 14 лет выходил на подмостки Театра драмы на Спартаковской (ныне – театр «Модернъ»). Работал в Областном театре имени Александра Островского и Московском драматическом театре имени Константина Станиславского («Электротеатр «Станиславский»).
В 1987 году Лев Борисов поступил в Театр имени Ермоловой, где служил до конца жизни (в последние годы играл ещё и в антрепризе).
После окончания вуза Лев Иванович снимался регулярно. В молодости его фильмографию в основном пополняли роли второго плана. А несколько фильмов, в которых артисту удалось попасть в основной актёрский состав («Улица молодости», «Партизанская искра») не пользовались успехом ни у критиков, ни у зрителей.
Однако кинематограф подарил актёру встречу и радость работы со многими известными и интересными режиссёрами. И пусть роли порой были небольшими, Лев Иванович всегда делал эти эпизоды запоминающимися. Это и взводный в «Судьбе человека» Сергея Бондарчука, и монтёр Мечников в «12 стульях» Марка Захарова, и держатель притона Неганов в «И снова Анискин» Михаила Жарова, и Филипп Макарович в «Облаке-рай» Николая Досталя, и мафиозо в «Ширли-мырли» Владимира Меньшова. Перечислять можно долго. И всё-таки свою так называемую звёздную роль Лев Борисов сыграл уже в конце жизни – Антибиотик в знаменитом сериале Владимира Бортко «Бандитский Петербург». Можно сказать, что Лев Иванович достиг совершенства в создании образа этого на вид мягкого, интеллигентного и в то же время изощрённого и страшного бандита высшей пробы.
Андрей Константинов, автор книги «Бандитский Петербург», по которой был снят сериал, рассказывал, что, когда писал эту историю, Антибиотика представлял совсем другим. Но после того, как увидел в этой роли Льва Борисова, решил, что это и есть самый настоящий Антибиотик. А сам Лев Иванович был безмерно благодарен писателю и сценаристу за такой подарок и признавался, что такую роль он ждал всю жизнь. Актёр говорил: «Для меня не существует стандартов – положительный или отрицательный герой. Всё дело в том, что нельзя играть отрицание, а, наоборот, следует делать акцент на оправдании души человека. Даже в изверге можно найти кусочек совести. Надо показать, что его волнует, определить, почему он поступает так, а не иначе, объяснить поступки, не поддающиеся объяснению».
А вот что рассказывал о Льве Борисове режиссёр Андрей Бенкендорф, сменивший Владимира Бортко на последних сериях «Бандитского Петербурга»: «Это был большой актёр, удивительно естественный и органичный в кадре. Среди нынешнего поколения так называемых звёзд подобного уже не встретишь. Он очень тонко чувствовал режиссёра, сразу улавливая все нюансы роли. Иногда даже предлагал что-то своё. Помните этот известный взгляд Антибиотика, как будто исподлобья, со съехавшими на нос очками? Даже в таком отрицательном персонаже Льву Ивановичу удалось найти положительные черты. Блестящая актёрская игра!»
Умер Лев Иванович Борисов 15 ноября 2011 года, через 17 лет после ухода из жизни его старшего брата актёра Олега Борисова.
Дочь от второго брака – Надежда Борисова – тоже стала актрисой.