Kino_v_shcool_news

100 лет со дня рождения Леонида Гайдая

2023-01-30 12:56
Леонид Иович Гайдай родился 30 января 1923 года в городе Свободный Амурской губернии РСФСР (сейчас Амурская область России) в семье Иова Гайдая и Марии Любимовой. Ещё в 1900-х его отец был сослан на Дальний Восток за участие в революционной организации. После окончания срока Иов Гайдай остался в Амурской губернии и работал на железной дороге. Спустя несколько лет к нему в Свободный приехала невеста Мария Любимова. Леонид был третьим и самым младшим ребёнком в семье. У Гайдая был старший брат Александр и сестра Августа. Вскоре после рождения Леонида семья переехала в Читу, а затем в Иркутск. Там будущий режиссёр пошёл в школу.
Леонид Гайдай хорошо учился, много читал, но часто получал замечания от учителей за нарушение дисциплины: он дрался с одноклассниками, задирал девочек. Будущий режиссёр посещал занятия кружка художественной самодеятельности при Доме культуры, вместе с ним ездил по Восточно-Сибирской области, играл на балалайке. Любимыми писателями Гайдая были Михаил Зощенко и Владимир Маяковский, с отрывками из их произведений он несколько раз выступал на конкурсах чтецов, а в 1940 году даже выиграл один из них.
В июне 1941 года Гайдай закончил школу, а через несколько дней после его выпускного вечера началась Великая Отечественная война. Сразу после школы Гайдай устроился на работу в Иркутский областной драматический театр (сейчас Иркутский академический драматический театр имени Н.П. Охлопкова) разнорабочим. Там он ставил декорации, убирал сцену и выполнял поручения актёров. Как сотрудник театра, Гайдай мог бесплатно посещать спектакли. Почти все спектакли он выучил наизусть.
В феврале 1942 года Леонида Гайдая призвали на фронт и направили в Монголию. Там он следил за лошадьми, которых поставляли для нужд армии, объезжал их. После окончания полкового училища Гайдая перевели под Москву, на Калининский фронт. Уже в декабре 1942 года Гайдай получил медаль «За боевые заслуги», а вскоре стал командиром отделения.  
В начале 1943 года, во время Великолукской наступательной операции, Леонид Гайдай получил тяжёлое ранение — подорвался на мине. Больше полугода он лечился, какое-то время не мог передвигаться без костылей. Его признали инвалидом, и в январе 1944 года Гайдай вернулся в Иркутск.
В феврале он поступил в театральную студию при Иркутском драмтеатре. Там Гайдай учился на актёра, а после окончания студии стал работать в местном театре. Сначала ему давали небольшие роли в комедиях, но вскоре пригласили в спектакль по роману Александра Фадеева «Молодая гвардия». В постановке Гайдай сыграл одного из главных героев Ивана Земнухова. О спектакле писали в местной прессе, а начинающему актёру стали давать новые роли.
После двух лет работы в Иркутском драмтеатре, в 1949 году, Леонид Гайдай решил поехать в Москву - поступать в театральный институт. В итоге поступил во ВГИК, где познакомился со своей женой, актрисой Ниной Гребешковой. Они были однокурсниками. Поженились Гайдай и Гребешкова в 1953 году, в браке прожили сорок лет. Несколько раз режиссёр снимал жену в своих фильмах, в том числе в картинах «Бриллиантовая рука», «Не может быть!» и  «Спортлото-82».
Ещё во время учёбы Гайдай стал работать в кино: подрабатывал на съёмочных площадках, был ассистентом, выполнял мелкие поручения. А в 1955 году сыграл одну из главных ролей в картине Бориса Барнета «Ляна».
Вскоре после окончания института Гайдая по рекомендации Ивана Пырьева пригласили на студию «Мосфильм». Там он снял свой первый фильм «Долгий путь» по рассказам писателя Владимира Короленко. Картину посмотрел Михаил Ромм. В это время на «Мосфильме» ему разрешили создать собственную мастерскую, куда Ромм и пригласил Гайдая. Он предложил начинающему кинорежиссёру снять комедию. Гайдай согласился и к 1958 году закончил фильм «Жених с того света». Главные роли в картине исполнили уже известные к тому моменту актёры Ростислав Плятт и Георгий Вицин. В своем фильме Гайдай высмеивал советских бюрократов, из-за чего ленту подвергли цензуре и вырезали большинство сцен: фильм сократили с полутора часов до 47 минут.  
По совету Ивана Пырьева Гайдай решил снять патриотический фильм — экранизацию повести Александра Галича «Пароход зовут «Орлёнок». Лента под названием «Трижды воскресший» была закончена к 1960 году. В прокате фильм провалился.  
После этого Леонид Гайдай на несколько месяцев оставил кино и уехал к родителям в Иркутск. Здесь в одном из старых номеров газеты «Правда» он прочитал фельетон Степана Олейника «Пёс Барбос» и решил его экранизировать. Для картины Гайдай самостоятельно написал сценарий, придумал главным героям имена — Трус, Балбес и Бывалый, которых сыграли Георгий Вицин, Юрий Никулин и Евгений Моргунов. Лента под названием «Пёс Барбос и необыкновенный кросс» получилась короткой — всего десять минут.
Премьера короткометражки состоялась на закрытии Московского кинофестиваля в 1961 году. Картина принесла режиссёру известность, её номинировали на «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском фестивале, перевели на несколько языков.
В том же году Гайдай снял второй фильм с участием тех же героев, снова короткометражный. Для «Самогонщиков» Гайдай вновь написал сценарий самостоятельно. Фильм вошёл в состав «Сборника комедийных фильмов», который выпустили на студии «Мосфильм».
Вскоре режиссёр взялся за новый проект — экранизацию рассказов О. Генри «Деловые люди». Основой сюжета стали три не связанных между собой новеллы писателя: «Вождь краснокожих», «Родственные души» и «Дорогие, которые мы выбираем». Фильм стал одним из самых популярных в 1962 году: его посмотрело больше 20 миллионов человек.
После успеха «Деловых людей» Гайдай решил снять современный фильм — комедию о советских людях. Режиссёр нашёл готовый сценарий авторов Якова Костюковского и Мориса Слободского под названием «Несерьёзные истории» и вместе с ними переделал его. Гайдай дописал третью новеллу, в которой столкнул интеллигентного студента Владика Арькова с героями своих короткометражек Трусом, Балбесом и Бывалым. Ленту сняли за девять месяцев. Во время съёмок сценарий несколько раз изменяли: сменили имя главного героя картины с Владика на Шурика, переделали несколько сцен. Гайдай разрешал актёрам импровизировать, придумывать шутки, не требовал строгого заучивания ролей. Картина вышла в прокат в августе 1965 года под названием «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». За год её посмотрело около 70 миллионов человек, а на международном кинофестивале в Кракове фильм получил главный приз — «Серебряного дракона Вавеля».
Следующий фильм Гайдая стал продолжением приключений Шурика. В картине под названием «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» в последний раз появились Трус, Балбес и Бывалый. Как и в «Операции «Ы», многие сцены Гайдай редактировал в процессе съёмок. Несколько раз он специально заставлял актёров по-разному отыгрывать одни и те же моменты. В «Кавказской пленнице» режиссёр сделал упор на зрелищность, трюки и динамику. Тщательно подбирал режиссёр и музыкальное сопровождение. Специально для картины поэт Леонид Дербенёв и композитор Арно Бабаджанян создали несколько песен, в том числе «Песенку о медведях». Премьера фильма состоялась в январе 1967 года. В том году фильм стал самым кассовым и популярным среди советских зрителей.  
Сценарий новой картины — «Бриллиантовая рука» — Леонид Гайдай вновь писал вместе с Костюковским и Слободским. В его основу легла заметка из газеты «За рубежом», в которой рассказывалось о контрабандистах, перевозивших украденные драгоценности в гипсе. На главную роль Гайдай пригласил Юрия Никулина, а кроме него в фильме сыграли Андрей Миронов, жена режиссёра Нина Гребешкова, Нонна Мордюкова и многие другие замечательные актёры. Премьера картины состоялась в апреле 1969 года. В прокате «Бриллиантовая рука» заняла первое место. Через год после выхода картины Леонид Гайдай и Юрий Никулин «за участие в создании кинокомедий последних лет» получили Государственную премию РСФСР.
После успеха комедий Леонид Гайдай решил снять фильм по пьесе  Михаила Булгакова «Бег», но не получил разрешения от Государственного Комитета по кинематографии. Тогда режиссёр экранизировал другое литературное произведение — роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев».
Трудности у Гайдая возникли и с подбором актёров: на роль Остапа Бендера претендовало 22 человека, в том числе Владимир Высоцкий, Никита Михалков и Евгений Евстигнеев. Режиссёр остановился на малоизвестном грузинском актёре Арчиле Гомиашвили. Съёмки закончили к концу 1970 года, а премьера фильма состоялась весной 1971 года. Лента была не так популярна, как предыдущие работы Гайдая, но всё равно попала в лидеры проката. На Фестивале советских фильмов в Сорренто и Всесоюзном кинофестивале в Тбилиси картина удостоилась специальных наград.
После «Двенадцати стульев» Гайдай вновь попытался экранизировать произведение Михаила Булгакова и выбрал пьесу «Иван Васильевич» о советском инженере, который создал машину-времени. Гайдай долго подбирал актёров — многие отказывались от участия в фильме, так как полагали, что цензура запретит его из-за шуток над Иваном Грозным. Во время согласования картины худсовет «Мосфильма» действительно потребовал убрать несколько сцен, в том числе ту, в которой царь жарил котлеты. Часть вырезанных эпизодов попали в короткометражную версию ленты под названием «Чёрные перчатки». Вскоре после выхода этого фильма режиссёру присвоили звание народного артиста РСФСР. Гайдай узнал об этом на съёмках новой картины — экранизации произведений Михаила Зощенко. Фильм под названием «Не может быть!» вышел на экраны в 1975 году.
Экранизации Гайдая были не так популярны, как комедии периода между 1965 и 1975 годами. Последний из фильмов режиссёра 1970-х — «Инкогнито из Петербурга» по пьесе Гоголя «Ревизор» провалился в прокате. Гайдай объяснял это цензурой. Киноведы критиковали сценарии новых фильмов режиссёра — после «Бриллиантовой руки» он перестал работать в соавторстве с Костюковским и Слободским и все сценарии писал сам.
В 1980-х годах Леонид Гайдай продолжил снимать фильмы. В 1980 году экранизировал повесть Майю Лассила «За спичками», а в 1982 году снял полнометражную рекламу лотереи «Спортлото» — комедию «Спортлото-82». Эти фильмы стали последними успешными проектами режиссёра. Картины следующих лет — «Опасно для жизни!» и «Частный детектив, или Операция «Кооперация» остались без внимания критики. Нина Гребешкова писала о реакции Гайдая на провалы фильмов: «Он всегда болезненно следил, идут его картины или не идут, часто подходил к стендам, смотрел репертуар кинотеатров».
В 1989 году «за большие заслуги в развитии советского киноискусства и плодотворную общественную деятельность» Гайдаю присвоили звание народного артиста СССР.
В 1990-х здоровье режиссёра ухудшилось, а финансирование «Мосфильма» сократили. Гайдай почти не снимал фильмов, а создавать собственное производственное объединение или киностудию не хотел. Его последней режиссёрской работой стала картина «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди». Её съёмки начались еще в 1991 году, до распада СССР, и проходили в России и США. Премьера фильма состоялась в начале 1993 года, а через несколько месяцев Гайдай попал в больницу из-за проблем с сердцем.
Умер Леонид Гайдай 19 ноября 1993 года в Москве. Похоронили режиссёра на Кунцевском кладбище.

Интересные факты:
·В детстве любимым актёром и режиссёром Леонида Гайдая был Чарли Чаплин. Его фильмы показывали в иркутском кинотеатре. Чтобы посмотреть картины несколько раз, Гайдай прятался в зале: залезал под кресла и ждал начала следующего сеанса.
·Гайдай хорошо катался на коньках. В детстве на них он часто добирался до школы, так как его дом стоял недалеко от слияния рек Ангары и Иркуты.
·Леонид мечтал стать актёром с детства, но плохо выговаривал звуки [л] и [р] — из-за этого будущего режиссёра поначалу не хотели брать в драмкружок. Чтобы исправить дефект, Гайдай долго тренировался, но и спустя много лет иногда оговаривался в сложных словах, особенно когда уставал.
·«Кавказская пленница» была одним из любимых фильмов генсека Леонида Брежнева. Однажды он лично позвонил Гайдаю и поблагодарил за комедию. После этого в следующий фильм — «Бриллиантовая рука» — режиссёр добавил документальные кадры, на которых была запечатлена хроника с места ядерного взрыва. Так Гайдай хотел привлечь внимание Брежнева и выразить своё недовольство Холодной войной. Однако на контрольном просмотре фильма в Госкино у режиссёра потребовали вырезать этот момент.