Kino_v_shcool_news

100 лет со дня рождения Исаака Шварца

Исаак Шварц за свою творческую жизнь написал два балета, два квартета, скрипичный концерт, кантаты, другие симфонические произведения, романсы, а также музыку к 35 спектаклям и 125 фильмам.
Широкую популярность и признание Исаак Шварц получил как кинокомпозитор, чьи мелодии в романтических мелодрамах иногда запоминались зрителям лучше, чем сами фильмы.
Исаак Иосифович Шварц родился 13 мая 1923 года в городе Ромны. Всем детям в семье с детства прививали любовь к чтению и музыке.
В 1930 году семья Шварца переехала в Ленинград. Исаак начал заниматься в Доме художественного воспитания детей по классу рояля. В 1935 году Шварц в возрасте 12 лет победил на конкурсе юных дарований в Большом зале Ленинградской филармонии. Однако начального академического музыкального образования, как отмечал сам композитор, в детском возрасте он не получил.
Весной 1936 года 13-летний Шварц снялся в фильме «Концерт Бетховена». Он участвовал в сцене проводов товарища на музыкальный конкурс на Московском вокзале в Ленинграде.
Счастливое детство Исаака закончилось в декабре 1936 года, когда его любимого отца – Иосифа Евсеевича Шварца, филолога-арабиста, профессора филологического факультета Ленинградского университета – арестовали. Всю жизнь Шварц помнил о последнем свидании с отцом перед этапированием в ленинградской пересыльной тюрьме.
Летом 1937 года семья Шварца, лишившаяся всего имущества, в том числе рояля и библиотеки, была выслана из Ленинграда в Киргизию, где поселилась в домике с саманной крышей. Мать Исаака, Рахиль Соломоновна Бергер, ранее преподававшая математику, литературу и русский язык в школе, во Фрунзе устроилась на швейную фабрику. Четырнадцатилетний Исаак начал давать частные уроки игры на фортепиано детям местных чиновников.
Шварц продолжал учиться. Старшая сестра Софья, студентка консерватории, будучи способной пианисткой, познакомила Исаака с произведениями Моцарта, Бетховена, Чайковского, Бизе и других классиков. А в 1938 году Исаак начал брать уроки композиции у педагога Владимира Фере.
В летнем кинотеатре довоенного Фрунзе Исаак в качестве тапёра обеспечивал импровизационное музыкальное сопровождение немых кинокартин. Там после демонстрации фильма «Сорок первый» на музыкально одарённого юношу обратил внимание и предсказал ему большое будущее киноактёр Иван Коваль-Самборский. С юношеской работой тапёром исследователи впоследствии связывали особое чувство природы кинематографа, проявившееся в творчестве Шварца в зрелые годы. Перед самой войной Шварц работал концертмейстером в Киргизском государственном театре.
В начале Великой Отечественной войны Шварц руководил хором и оркестром Красноармейского ансамбля песни и пляски Фрунзенского военного округа.
Попав на фронт, был сапёром. Весной 1942 года был контужен в результате артобстрела под Харьковом. Восстанавливался после контузии в госпитале в Алма-Ате.
В 1945 году 22-летний Шварц, демобилизовавшись из армии, вернулся в Ленинград и при содействии Дмитрия Шостаковича поступил в Ленинградскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова. Шварц попал в класс Бориса Арапова, но посещал ещё и классы Шостаковича, одним из первых по достоинству оценившего его композиторский дар.
В годы учёбы Исаак Шварц написал сонату соль минор для скрипки и фортепиано, струнный квартет, романсы на стихи Пушкина, Тютчева, Фета, Полонского, Гейне, а также вариации для фортепиано, арию для скрипки с фортепиано. Уже тогда творчество Шварца впервые привлекло внимание музыковедов. Романсы Шварца, написанные в студенческие годы, исполнялись на концертах известными ленинградскими певцами.
Летом 1946 года Шварц освоил аккордеон и после окончания первого курса консерватории стал каждый год выезжать на каникулы и заработки в живописную дачную местность Сиверская на берегу Оредежа в дальнем южном пригороде Ленинграда. Там он играл в домах отдыха, детских лагерях и на танцплощадках, а также обучал музыке детей. Однако музыкальным педагогом Исаак Шварц впоследствии не стал, свою школу композиции не создавал, к его ученикам специалисты никого не причисляют, а своеобразный мелодический дар кинокомпозитора, по определению Сергея Соловьёва, так и остался уникальным, единственным в своём роде.
В 1954 году Шварц написал своё первое крупное произведение — «Симфонию фа минор», лирико-эпическое повествование о молодом современнике в четырёх частях. Симфония принесла подающему надежды композитору первый заметный успех.
В 1958 году началась плодотворная деятельность Исаака Шварца в кинематографе, которая стала главной в его творчестве. Первые картины с его музыкой – «Неоплаченный долг», «Наш корреспондент», «Балтийское небо».
Исаак Шварц написал музыку ко многим фильмам и телесериалам: «Дикая собака динго», «Женя, Женечка и «катюша», «Живой труп», «Возвращение святого Луки», «Проверка на дорогах», «Егор Булычов и другие», «Белое солнце пустыни», «Братья Карамазовы», «Станционный смотритель», «Сто дней после детства», «Звезда пленительного счастья», «Дерсу Узала», «Мелодии белой ночи», «Законный брак», «Дела давно минувших дней», «Соломенная шляпка», «Строговы», «Не стреляйте в белых лебедей», «Каникулы Кроша», «Нас венчали не в церкви», «Обрыв», «Блондинка за углом», «Выйти замуж за капитана», «Дети солнца», «Софья Ковалевская», «Вы чьё, старичьё?», «Мордашка», «Молодая Екатерина», «Не будите спящую собаку», «Белый король, красная королева», «Империя под ударом», «Шахматист», «Дом на набережной».
Композитор успешно сотрудничал с кинорежиссёрами разных школ, стилей и поколений: Иваном Пырьевым, Михаилом Роммом, Иосифом Хейфицем, Владимиром Венгеровым, Михаилом Швейцером, Юлием Карасиком, Владимиром Мотылём, Сергеем Соловьёвым, Николаем Губенко, Григорием Ароновым, Алексеем Германом, Петром Тодоровским, Родионом Нахапетовым, Сергеем Бодровым-старшим, Павлом Лунгиным, Владимиром Бортко, Евгением Татарским и другими.
Наибольшую известность Шварцу принесла его музыка в картинах Сергея Соловьёва и Владимира Мотыля.
Работу над фильмом Исаак Шварц начинал с его истоков – от замысла и сценария, обсуждая с режиссёром глубинные категории его нравственного и философского смысла.
Отмечая, что его и профессионально, и духовно обогатило сотрудничество с Куросавой, Исаак Иосифович на опыте этого союза в середине 1970-х сформулировал ранее осознанное интуитивно творческое кредо кинокомпозитора: «В общении с ним я убедился в правильности моего принципа, – вспоминал Шварц в 2000-е годы. – Композитор в кино должен полностью подчинить себя режиссёру. Никто не знает фильма лучше, чем режиссёр. Он живёт им. Часто не может конкретно выразить словами, что нужно, но зато всегда точно знает, чего не нужно в музыке. Однако и режиссёр должен поверить в композитора, довериться ему, не мешать».
Умер Исаак Шварц 27 декабря 2009 года. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.
В 2011 году во втором гостевом доме в посёлке Сиверский, где жил и творил композитор с 1964 года, открыли Мемориальный дом-музей И. И. Шварца.