Король Дании, шут и шулер: 11 апреля исполняется 70 лет Валерию Гаркалину
2024-04-10 16:00
Валерий Гаркалин родился 11 апреля 1954 года в Москве. Себя он называл москвичом в первом поколении. Его мать Валентина Полянская (в девичестве) приехала в столицу из Минска и работала кассиром в столовой, отец, Борис Гаркалин, родом из Тамбова, трудился в автомастерской. После окончания средней школы в 1971 году Гаркалин пытался поступить в актерские вузы Москвы, но без успеха. Тогда он пошел работать слесарем на заводе контрольно-измерительных приборов в подмосковном Фрязино, а в 1972 году ушел в армию.Отслужив два года, Гаркалин поступил на факультет кукольного искусства Музыкального училища им. Гнесиных. Он учился под руководством режиссеров Леонида Хаита и Сергея Образцова. После окончания Гнесинки в 1978 году Гаркалин вместе с другими выпускниками создали передвижной театр «Люди и куклы» при Кемеровской филармонии. Хаит и Образцов стали его руководителями. Театр был популярен, в 1970–1980-е годы объездил весь СССР. «Кукольником я был бездарным, мне пришлось покинуть этот жанр. Чтобы работать за ширмой, нужно быть по-настоящему преданным делу. Ну или совсем уж по-зверски относиться к куклам, как я», — вспоминалГаркалин. Вместо кукольника он стал драматическим актером. Страшной «бациллой под названием драматический театр», пословамГаркалина, он был заражен, уже работая в группе «Люди и куклы». Кроме спектаклей, где нужно было взаимодействовать с куклой, Гаркалин примерял на себя и «живые» роли, играя персонажей из произведений Василия Шукшина, Славомира Мрожека. «Эта гадость драматический театр в меня вошла еще тогда, она развивалась, формировалась и в конце концов вытолкнула меня из ширмы», — иронизировал актер. В 1988 году Гаркалин окончил факультет эстрады и массовых представлений ГИТИС и с того же года в течение 13 лет выступал на сцене Московского академического театра сатиры. Там он играл Хлестакова («Ревизор» Николая Гоголя), Петруччо («Укрощение строптивой» по пьесе Уильяма Шекспира), Пичема («Трехгрошовая опера» по пьесе Бертольта Брехта), Куролеспова («Горячее сердце» по произведению Александра Островского), Тапера («Клоп» по пьесе Владимира Маяковского) и другие роли. Я не помню минуты, когда сказал, что буду артистом: я родился с этим сознанием», —рассказывал актер. Мать, по его словам, была лояльна к исканиям сына, а вот отец много лет не понимал его страсти и любви к театру и кино, считал, что это «не мужское занятие». После смерти отца актера выяснилось, что тот долгое время собирал газетные вырезки, где говорилось о фильме или спектакле, в котором участвовал Гаркалин-младший. В кино Гаркалин дебютировал через год после окончания института, сыграл Алексея Грекова, главного героя криминальной мелодрамы Сергея Бодрова-старшего «Катала». Следующая крупная роль (в 1992 году) у Гаркалина была в многосерийном фильме «Белые одежды» по одноименному роману Владимира Дудинцева. Широкую известность в кино актеру принесла главная роль (или роли) в комедии Владимира Меньшова «Ширли-мырли» (фильм вышел на экраны в 1995 году), где Гаркалин сыграл сразу нескольких персонажей, по сюжету — разлученных в детстве близнецов. Меньшов вспоминал, что ему понравилось лицо актера, он предложил ему попробоваться, хотя признавал, что «это было еще не то». «С этим настроением я терзал Валеру примерно треть съемочного периода», — рассказывалрежиссер. Так продолжалось до тех пор, пока Гаркалин, по воспоминаниям Меньшова, не устроил скандал, воскликнув: «За что вы меня так не любите?» Режиссер отметил, что «был чудовищно не прав», а Гаркалин оказался «чудом для этого материала». «Я хохотал бесконечно, но главное, что и он хохотал», — добавлял Меньшов. Кроме «Ширли-мырли» Гаркалин сыграл более чем в 100 фильмах и сериалах, в том числе в фильмах Тиграна Кеосаяна «Ландыш серебристый» и «Бедная Саша», в картине Алексея Кирющенко «Между нами, девочками»,«Андерсен. Жизнь без любви» и других. В 2008 году ему присвоили звание народного артиста РФ. В этот же период он снимался в таких совершенно разноплановых сериалах, как «Александр Македонский», «Гуманоиды в Королеве» и «Не отрекаются любя». В 2011 году присоединился к касту сериала «Земский доктор. Жизнь заново», а в 2012-м — «Осторожно: дети!». Гаркалин был занят не только в театральных постановках и киносъемках, но и преподавал в родном ГИТИСе на кафедре эстрадного искусства. Валерий Гаркалин пережил два инфаркта: первый случился в июне 2008 года во время гастролей 54-летнего актера в Литве, второй — через несколько месяцев после этого. Пересказывая слова французского кардиолога, актерназывал причиной болезни то, что он много курил и много работал. Первый инфаркт случился с Гаркалиным прямо на сцене — во время спектакля «Ботинки на толстой подошве». С 1978 года артист был женат на педагоге Екатерине Гаркалиной, проработавшей более 30 лет в Театре кукол Сергея Образцова. У пары родилась дочь Ника, карьера которой также связана со сценой — она театральный продюсер. После смерти супруги в 2009 году Гаркалин заявил, что не будет жениться повторно. В 2012 году актер говорил, что, несмотря на трагические события в личной жизни, поддерживает себя мыслями о том, что нужен дочери, внуку. «Я думаю, что, наверное, здесь помогает жить то, что… Сама жизнь, она не останавливается, она длится, признак ее — движение. Если я прекращу движение, то, наверное, и моей жизни не будет», — добавлялГаркалин. Помимо прочего, актер занимался озвучкой анимационных лент. Его голосом говорит папа-заяц в мультике «Знакомые нашей елки» 2004 года и тигр в «Тихий ужин без соли» (2017). Кроме того, он дублировал питона Каа в диснеевском мультфильме 1967 года «Книга джунглей». 2017 год принес ему роль в проекте «Ералаш в кино». Одной из его последних ролей стал архангел в ленте «Прошение 1001». В последние два года из-за пандемии, по словам актера, он нигде не снимался, но говорил, что может увидеть, окажется ли картина успешной, еще при чтении сценария. «Если в сценарии есть сердце, то все будет хорошо», — считал Гаркалин. Валерий Гаркалин умер 20 ноября 2021 года на 68-году жизни в больнице, в которой он проходил лечение от коронавируса. Выйдя из-за кукольной ширмы, преодолев творческий застой, он сумел стать востребованным артистом, необыкновенным образом сочетающим в себе комедийную яркость и драматическую глубину.