Kino_v_shcool_news

День рождения Киноконцерна «Мосфильм»

Сегодня отмечает день рождения одна из крупнейших и самых оснащённых киностудий Европы – «Мосфильм».
Для многих из нас слово «Мосфильм» – синоним советского и российского кино. Порой кажется, что все отечественные фильмы были сняты исключительно на этой киностудии. Более того, без «Мосфильма» уже невозможно представить культурный ландшафт Москвы.
Однако случилось это отнюдь не сразу. Киногигант рос долго. Его детские и юношеские годы были полны трудностей и самых настоящих трагедий. Что и говорить, судьба «Мосфильма» во многом повторяла трудную судьбу страны…
Днем рождения «Мосфильма» считается выход в прокат картины Бориса Михина «На крыльях ввысь». Тогда, в 1924-м, киностудия была лишь павильоном на Житной улице.
В 1926 году Первую и Третью кинофабрики решено было преобразовать в единую студию – «Совкино». Чуть позже «Совкино» переродилось в «Союзкино», а затем в «Союзфильм». На этом череда метаморфоз не закончилась. На месте «Союзфильма» возник «Москинокомбинат», а затем «Кинофабрика «Мосфильм», которая в 1936 году получила имя «Мосфильм».
Сменив столько названий за столь короткий срок, киностудия всего лишь один раз поменяла адрес. Изначально съёмки проводились на Житной улице. Но размеры бывшего ателье Ханжонкова уже не могли удовлетворить всё возрастающие нужды советского кинопроизводства. Возведение новой студии началось в 1927 году и в некотором смысле не прекращалось два десятилетия. Стройплощадка развернулась на Воробьёвых горах, в районе слободы Потылиха. На этом месте «Мосфильм» находится и поныне.
Новое здание студии – в стиле конструктивизма – поражало своими размерами. «Мосфильм» теперь был фабрикой не только по названию. Подобный скачок в развитии студии соответствовал духу нового периода в советской истории, когда первейшей задачей государства стала индустриализация. Кинопромышленность Европы не знала подобных масштабов. Главный корпус построили в виде самолёта: фюзеляж и хвостовая часть – съёмочные павильоны, в «кабине пилота» – кабинет директора, который с 1998-го занимает кинорежиссёр Карен Шахназаров.
С началом Великой Отечественной войны в жизни «Мосфильма» произошли драматические перемены. Студия, как и вся Москва, подверглась бомбардировкам. Сотрудники студии дежурили на крышах, чтобы засыпать песком зажигательные бомбы, а также рыли окопы («щели»), в которых им предстояло спасаться от вражеских снарядов. Осенью 1941 года началась эвакуации студии. 950 сотрудников «Мосфильма» отказались от брони и отправились на войну. 146 человек не вернулись…
Возвращение «Мосфильма» из эвакуации пришлось на 1943 год. Работники кинофабрики быстро обжили родные стены.
Сегодня на территории площадью более 30 гектаров находятся 17 крытых павильонов, две съёмочные площадки под открытым небом, тонстудия, где пишут звук и монтируют фильмы, дом костюма и реквизита, автопарк, «Мосфильмофонд», киноконцертный комплекс, административные здания, парковая зона. Даже есть свои топонимы, которые не найти на общегородских картах: площади Леонида Гайдая, Сергея Бондарчука, Исаака Дунаевского, аллея Больших мастеров.
Киностудия иногда сама становится съёмочной площадкой. Так, производственный корпус можно увидеть в «Кавказской пленнице» в сцене, когда открывают Дворец бракосочетания.
Новый павильон «Мосфильма» – крупнейший в Европе. Площадь – 2,5 тысячи квадратных метров и потолок – 16 метров. Тут можно построить целый город.
Обычно декорации готовят под конкретный проект и потом разбирают. Но есть исключения. «Церковь» сделали более десяти лет назад – в настоящих храмах художественное кино снимать нельзя. Декорацию использовали в сериале «Бесы», комедии «Монах и бес», а также клипе «Исповедь» певца Shaman. Фрески и иконы распечатывают на принтере и наклеивают на дерево.
Открытой декорации «Старый город XIX века» более 20 лет: её построили для фильма «Всадник по имени Смерть», а потом в ней снимали десятки картин: «Анна Каренина», «Доктор Живаго», «Мёртвые души», «Статский советник», «Ёлки 1914», «Крылья над Берлином» и другие.
На одной улице – Петербург, на другой – Москва. Из богатого питерского района вы попадаете на окраину: брусчатка сменяется булыжной мостовой. Фанерные фасады на деревянных каркасах – с лепниной и статуями из пенопласта. Первый этаж – полномасштабный, второй уменьшен, третий – ещё меньше. В кадре это незаметно, а стройматериалы сэкономили. Двери и окна открываются, но за ними пустота: все интерьеры – в павильонах.
Образ городов собирательный. Здания перекрашивают, меняют фасады, вывески и получают любой город – Париж, Берлин, Лондон. Так, для нового сериала «ГДР» с разницей в один день снимали Россию и Германию конца 1980-х – начала 1990-х.
На дверях «Старого города» нет ручек – их подбирают под конкретный кинопроект. В доме костюма и реквизита «Мосфильма» хранится около полумиллиона предметов: одежда, мебель, декор, ретротранспорт и многое другое, что может понадобиться в кадре. Пушки и танки находятся на военно-технической базе киноконцерна в подмосковном Алабино.
Реквизит тоже переходит из фильма в фильм. Например, кошки из «Операции «Ы» на которых тренировался персонаж Георгия Вицина, появляются в картинах «Женитьба», «Ты – мне, я – тебе», «Любовь и голуби». Скульптура «Суламитида» из «Бега» снималась в «Формуле любви», «Персей и Пегас» из «Бриллиантовой руки» – в «Служебном романе». И костюмы нередко надевают несколько раз.
Индивидуален пластический грим. Тончайшую резиновую маску наклеивают актёрам как вторую кожу. И каждый день требуется новая маска. Непростая работа и в постижерной мастерской. На совсем маленькие усы у гримера уходит два часа, на густую мужскую бороду – несколько дней, на парик – несколько недель.
В коротких сценах, где животное мелькнет на пару секунд на заднем плане, задействуют гипсовые фигуры и из папье-маше. Фрукты и овощи зачастую тоже муляж. В сцене царского пира в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» только «заморская» икра – настоящая. Красная – имитация, чёрная – крашеная пшёнка.
Но иногда необходима естественность. Например, зелень, чтобы снять летние сцены поздней осенью или зимой. Для этого на «Мосфильме» есть своя оранжерея. Там растут бананы, виноград, мандарины, лимоны. Сотрудники собирают урожай.
На киностудии пишут сценарии, делают декорации, снимают, обрабатывают отснятый материал, изготавливают прокатные фильмокопии. Реквизит и костюмы берут в аренду. В советское время «Мосфильм» выпускал до 55 собственных полнометражных картин в год. Сегодня киноконцерн, оставаясь государственным предприятием, выступает в основном как производственная база. Мощность выросла. Сейчас на разных этапах производства одновременно могут быть до 100 проектов: что-то снимается, где-то строится декорация, какой-то материал уже в тонстудии.
За 100 лет здесь создано порядка 1,8 тысячи полнометражных фильмов, не считая различных версий, а также более 800 короткометражек.
«Золотую коллекцию» студии можно бесплатно смотреть в онлайн-кинотеатре, многое – с субтитрами и тифлокомментариями. «Мосфильм» самостоятельно реставрирует кинокартины из данного фонда.
Комплекс «Мосфильфа» на Воробьёвых горах сегодня – это целый киногород с натурными декорациями, павильонами для монтажа, озвучивания и обработки пленки. Около главного входа расположен собственный музей киностудии, в экспозиции которого представлены костюмы персонажей разных фильмов, фотографии со съёмок, вырезки из газет и масштабный макет киностудии. Всё это отображает путь «Мосфильма» от создания до становления одной из самых технологически мощных студий в Европе.
Подробнее познакомиться с историей студии и секретами кинопроизводства можно на экскурсии в музей «Мосфильма».