Kino_v_shcool_news

Первый кинематографический Ленин: юбилей Бориса Щукина

2024-04-16 08:00
Борис Васильевич Щукин родился 17 апреля 1894 года в городе Кашира Тульской губернии , в семье служащего. Он начал свою трудовую деятельность на железной дороге. Дяди мальчика были железнодорожниками, поэтому родители отдали его в начальное железнодорожное училище, затем он учился в реальном училище, а после его окончания в 1913 г. поступил в Московское высшее техническое училище (тогда еще без имени Н.Э.Баумана). Будучи в Москве, студент Б.В.Щукин увлекся театром, часто посещал спектакли.
С началом Первой мировой войны Б.В.Щукина направили в московское Александровское военное училище, а далее он оказался в учебном полку в Саратове. Вот здесь-то он стал выходить на сцену самодеятельного театра с чтением юмористических рассказов И.Ф.Горбунова и А.П.Чехова.
В 1918 г. после демобилизации Б.В.Щукин вернулся в город своего детства Каширу и начал работать в железнодорожном депо помощником машиниста, слесарем по ремонту паровозов. При депо существовал любительский театр под руководством профессионального актера В.Щеглова-Трубецкого.
Когда поставили пьесу М.Горького "На дне", Б. В.Щукину досталась роль Бубнова. Интересно, что роль Луки сыграл известный тогда актер МХАТ И.М.Москвин, живший на даче близ Каширы. Вообще за два года Б.В.Щукин в этом театре сыграл более 100 ролей, а в некоторых спектаклях по 4 – 5 ролей. Талант молодого человека был замечен, и он получил рекомендацию поступить на профессиональную сцену.
Но тут его снова призвали в армию. Во время гражданской войны актер сражался в частях Красной Армии.
В 1920 году он обучается в театральной студии драматических актёров у Е. Б. Вахтангова, а затем в 1921 г. становится членом труппы «Театра имени Вахтангова», в котором он работал до конца своих дней. Первой главной ролью Щукина была роль канцлера в спектакле «Принцесса Турандот» в 1922 году.
Органичность, трудолюбие, фантазия, сценическое обаяние, постоянная работа над собой, пластикой, голосом помогли в создании образа Тартальи — канцлера китайского двора, одной из четырех классических масок комедии дель арте, которые так много значили в шедевре Вахтангова «Принцесса Турандот». Смешной заика Тарталья-Щукин произносил в легендарном спектакле первые слова, определяя тональность необычного зрелища.
Щукин исполнил роль кюре еще в одном вахтанговском спектакле — «Чудо святого Антония». Потом сыграл смешного и трогательного провинциального актера Льва Гурыча Синичкина. «Исполняя роли классического репертуара, Щукин продолжал реалистическую традицию Щепкина, Мартынова, Москвина, Качалова…Щукин в совершенстве владел русской речью. В каждой его роли слово было безупречно отработано» (Р.Н. Симонов).
Новым этапом в его актерской жизни стала роль большевика Павла Суслова в первой советской пьесе «Виринея» Л.Н. Сейфуллиной и В.П. Правдухина, поставленной в Театре Вахтангова. Павел Суслов, бывший солдат, строил новую жизнь, но не был плакатным героем — истово защищал идеалы революции, а еще любил, страдал, радовался, сомневался. Открытый гражданский темперамент, вера в своего героя, неподдельный пафос заворожили московскую публику, были высоко оценены на парижских гастролях зрителями социально не ангажированными.
Работы Б.В.Щукина даже заслужили похвалу И.В.Сталина, посетившего один из спектаклей.
Продолжением этой темы стали образы товарища Антона в пьесе «Барсуки» Л.М. Леонова и Берсенева в пьесе Б.А. Лавренева «Разлом». Эти роли Щукин репетировал с режиссером А.Д. Поповым, оказавшим большое влияние на личность актера. В спорном, но ярком спектакле Н.П. Акимова «Гамлет» Борис Васильевич сыграл Полония.
В 1935 году на экраны выходит фильм «Лётчики», где он исполнил роль начальника авиа-школы Николая Рогачева. Съемки "Летчиков" проходили на настоящем аэродроме, с настоящими самолетами и ветром. Конечно, у Б.В.Щукина были проблемы, общие для многих актеров театра, начавших сниматься в звуковом кино. Б.В.Щукин говорил:"… за мной идут, снимают, а я не могу идти – ноги не идут, меня качает".
В 1936 году он сыграл Александра Михайлова в историко-революционном фильме «Поколение победителей» режиссера Веры Строевой.
В 1936 году Щукин удостаивается звания Народного артиста Советского Союза.
Настоящей творческой удачей стало исполнение Щукиным роли Егора Булычова в пьесе М. Горького «Егор Булычов и другие». Мощь, трагизм, масштаб личности, горькая ирония, отчаянное понимание неверно прожитой жизни создали настоящий актерский шедевр. «Я не думал, что написал такого Булычова», — признавался сам Горький. «Стихийная, буйная сила булычовского характера рождалась у актера органично, постепенно нарастая от сцены к сцене… Все было безупречно по глубине и искренности переживания с точки зрения меры и сценической правды» (Р.Н. Симонов).
Именно эта работа натолкнула Горького на мысль, что роль Ленина на театральных подмостках можно доверить именно Щукину.
В конце 1930-х годов Борис Васильевич первым создаёт образ вождя мирового пролетариата Ленина на сцене и киноэкране. Роль В.И.Ленина была крупнейшей кинематографической работой Бориса Васильевича Щукина . Он играл Ленина в театральной постановке «Человек с ружьём» (1937 год) и в кинокартинах «Ленин в Октябре» (1937) и «Ленин в 1918 году» (1939 год). Именно его исполнение роли Ленина стало впоследствии традиционным для советского кинематографа.
Рассказывая о начале работы над картинами, М.И.Ромм вспоминал, как он был разочарован внешней несхожестью облика актера Б.В.Щукина и В.И.Ленина, ему казалось, что этот артист совсем не подходит на роль вождя. Готовясь к роли В.И.Ленина, Б.В.Щукин изучал фотографии и кинопленки, слушал грампластинки с речами В.И.Ленина, искал пластический рисунок образа, добивался портретного сходства и в гриме, и в поведении. Вот как описывает этот процесс М.И.Ромм:"Входя в образ Ленина, Щукин проделывал огромную мускульную работу: по-видимому, он втягивал живот, расправлял плечи, каким-то образом приподнимая щеки, благодаря чему глаза чуть-чуть меняли форму, выдвигал вперед нижнюю губу, менял походку, повадку, постановку ног (…). Исподволь, задолго до картины готовясь к исполнению роли Ленина, Щукин тренировал себя и постепенно научился сразу входить в образ – единым усилием актерской воли. Давалось это ему, очевидно, нелегко, потому что едва он уставал, как терял сходство в Лениным".
В кинофильме "Ленин в Октябре" половина кадров снята в одном дубле, без повторения. Известно, что Б.В.Щукин решился на первую съемку только тогда, когда сумел показать, как смеется Ленин. Актер создавал этот образ в то время, когда еще были живы соратники В.И.Ленина, была жива Н.К.Крупская. Несмотря на то, что она критиковала работу Б.В.Щукина, по воспоминаниям М.И.Ромма "Щукин в образе Ленина завоевал всенародную и непреходящую любовь. Нынешние поколения зрителей уже не могут отделить образ Ленина, созданный Щукиным, от образа самого Владимира Ильича – даже голос Щукина считается ленинским голосом".
Б.В.Щукин сыграл В.И.Ленина в годы, как пишет М.И.Ромм, когда это "было для актера подвигом жизни, требовало тройной смелости и почти отчаянной самоотверженности". Работа Б.В.Щукина в фильмах М.И.Ромма стала образцом для следующих поколений актеров, которым довелось играть ту же роль, заложила традиции исполнения роли В.И.Ленина. Во второй серии – "Ленин в 1918 году" Борис Васильевич снимался уже будучи тяжело больным. М.И.Ромм вспоминал:"Много лет прошло с тех пор, как мне, тогда начинающему режиссеру, довелось работать со Щукиным. Он сыграл в моей судьбе выдающуюся роль: я должен быть благодарен ему не только как учителю в нашем трудном искусстве, но и как человеку, который был образцом служения этому искусству".
За исполнение роли В. И. Ленина Б. Щукин получил Сталинскую премию.
Актер выступал и как режиссёр, принимал участие в постановке спектаклей: «Темп» Н. A. Погодина (1930, совм. с др. режиссёрами), «Человеческая комедия» по О. Бальзаку (1934, совм. с Козловским), «Барсуки» Л. М. Леонова (1927, совм. с др. режиссёрами), «Аристократы» Н. Ф. Погодина (1935, совм. с др. режиссёрами), и др. Артисит вёл педагогическую работу в школе при театре..Великолепный разносторонний артист, он был прирожденным педагогом, обучая мастерству, никогда не забывал о профессиональной этике, и сам был воплощением актера-подвижника.
У него были грандиозные планы: блестяще репетировал Городничего в «Ревизоре», готовил роль Кутузова, мечтал об Отелло. Больное сердце не выдержало — ему было всего 45.
7 октября 1939 года он заснул, держа в руках книгу Д. Дидро «Парадокс об актере». И не проснулся.
На доме, где жил Щукин, висит мемориальная доска, пятьдесят лет его имя носила улица, который в начале 1990-х годов вернули историческое название — Большой Левшинский переулок.
Сейчас его имя носит улица в Кашире, Новосибирске и Донецке.
С 1939 года Театральный институт при Государственном академическом театре имени Евг. Вахтангова носит имя Бориса Щукина. И это — замечательный памятник одному из ярчайших актеров своего поколения, в творчестве и индивидуальности которого соединились лучшие черты вахтанговской школы.
В 2018 году в Кашире открыт Дом творчества имени Бориса Щукина.
В 2019 году в связи с 125-летием Бориса Щукина было принято решение о создании комнаты-музея известного актёра в Доме творчества.
Жизнь замечательного актера оказалась коротка, но роли, сыгранные им, живут.