Kino_v_shcool_news

Игорю Костолевскому 75 лет

Игорь Матвеевич Костолевский родился 10 сентября 1948 года в Москве. Мальчик рос в обеспеченной семье. Его отец - Матвей Матвеевич - занимал должность начальника «Экспортлеса». В детстве Костолевский был непослушным ребенком и часто хулиганил. Когда пришло время выбирать профессию, родители настояли на получении серьёзной специальности. Игорь, сначала проработав два года испытателем, поступил в Московский инженерно-строительный институт, но через два года бросил его и отправился покорять театральные училища.
Подобное решение пришло в голову Игорю Костолевскому после того, как любимая девушка сравнила его с Сергеем Есениным и убедила, что с такой внешностью он непременно должен стать актёром. Стремясь поразить избранницу, Костолевский подал документы в Школу-студию МХАТ.
На экзаменах он чрезвычайно волновался, театрального опыта не имел и выучил всего одно сочинение. Увы, молодому человеку предложили попытать счастье в следующем году, но Игорь не отчаялся и подал заявление в ГИТИС, студентом которого и стал в 1969 году. Своё поступление Костолевский скрыл от родителей, и когда мать и отец узнали, что он учится на актёра, пришли в ужас, но ничего не могли поделать со своевольным сыном.
По окончании ГИТИСа одного из его лучших выпускников с распростёртыми объятиями готовы были взять многие театры столицы, но Костолевский решил связать жизнь с Московским академическим театром имени Владимира Маяковского, где художественным руководителем был его педагог Андрей Гончаров. С режиссёром у артиста сложились противоречивые отношения.
Гончаров был известен склонностью покрикивать на актёров, таким образом подстегивая их к деятельности. Бунтарь и хулиган Костолевский не привык к подобному обращению и, наоборот, мгновенно зажимался и играл стесненно. Со временем актёр преодолел страх и остался даже благодарен Андрею Александровичу за столь жёсткую школу.
Со временем Костолевский привык к местным правилам и традициям и даже стал жаловаться коллеге, актёру Борису Тенину, на малое количество ролей. Тот шутливо ответил, что раз Костолевский играет мало молодых персонажей, то позже будет играть много стариков.
Если другие режиссёры видели в молодом Игоре Матвеевиче образ лирического, романтического героя-красавца, Гончаров упорно давал ему комедийные, острохарактерные роли. Сам же актёр с горечью вспоминал об игре в выпускном спектакле «Дикарка», где ему досталась серьёзная возрастная роль, принесшая немало удовольствия. Когда Костолевский стал сниматься в картине «Звезда пленительного счастья», Гончаров часто отказывался отпускать его на съёмки, будто бы ревнуя к потенциальному хиту советского кино.
Проблемы с родным театром, а также тяжёлые времена перестройки вынудили артиста подписать контракт с театром в Норвегии, где Костолевский получил роль мечты — Вестника в «Орестее». Наконец Игорь Матвеевич сыграл драматическую роль, наполненную эмоциями и переживаниями, чего он так жаждал получить в родном театре. Игра артиста была высоко оценена театральными критиками, и, вернувшись в Россию, Костолевский стал получать предложения на серьёзные драматические роли. Актёр вновь появился в спектакле «Орестея» режиссёра Питера Штайна, но предстал перед зрителями в образе Аполлона.
Заполучить его на главные роли в свои постановки мечтали многие столичные театры, среди которых Театр на Покровке, Театр Российской армии и Московский театр сатиры.
В 2017-м Игорь Матвеевич был назначен новым президентом российской национальной театральной премии «Золотая маска». На этой должности он сменил Георгия Тараторкина, который скончался 4 февраля 2017 года.
Игорь Костолевский является одним из ведущих актёров Театра имени В. Маяковского. Спектакли с его участием пользуются популярностью у зрителей, которые могут в полной мере оценить талантливую драматическую игру актёра.
Дебютной ролью Костолевского в кинематографе стал безымянный студент МАИ из кинокартины «Семья как семья», вышедшей в 1970 году. Юный актёр был частым гостем киностудии «Ленфильм» и однажды в коридоре увидел дверь с надписью: «Звезда пленительного счастья». Он поинтересовался у ассистентки содержанием фильма и, услышав про декабристов, сказал пророческую фразу: «Я буду сниматься там».
Прорывная в творческой биографии картина сделала из Игоря Костолевского звезду советского кино и подарил ему амплуа романтического героя, внешностью и обаянием покорившего миллионы женщин по всей стране. Сюжет «Звезды пленительного счастья» во многом соответствует описаниям из романа Александра Дюма «Учитель фехтования», поэмы Николая Некрасова «Русские женщины» и других произведений.
По словам режиссёра, драму не разрешали снимать долгие годы. Но к круглой дате 150-летия восстания на Сенатской площади Владимир Мотыль решил отправить заявку. Его сценарий утвердили на «Ленфильме», но финансирование урезали в два раза. Сейчас фильм входит в список лучших кинолент СССР.
За три года до успеха «Звезды пленительного счастья» Костолевский появился на телеэкранах в картине Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие», где ему досталась роль друга Сони Гурвич. Особенность персонажа заключалась в том, что у него почти отсутствовали слова, зато немых сцен, снятых крупным планом, было достаточно. Самое важное значение в таких сюжетах имела игра глаз. Молодому актёру успешно удалось воплотить созданный режиссёром образ.
Яркой ролью Костолевского стал Марин Мирою в картине «Безымянная звезда». Больше всего актёру запомнилась атмосфера, созданная режиссёром Михаилом Козаковым. Фильм был отправлен на кинофестивали. Тогда о Костолевском узнали в Румынии, где он стал национальным героем. А вот франко-румынская версия этой картины в стране успеха не имела.
В 1985 году Игорю Костолевскому досталась главная роль в художественном фильме режиссёра Альберта Мкртчяна «Законный брак», где он сыграл вместе с Натальей Белохвостиковой. Чтобы снять большую часть сюжета, создателям ленты пришлось позаимствовать вагон из «золотого запаса» музейной техники Министерства путей сообщения СССР.
В 1989 году на экраны вышла детективная лента «Тегеран-43» режиссёров Владимира Наумова и Александра Алосва, расширившая границы амплуа Костолевского. Из романтического персонажа он превратился в героического разведчика, мужественно проходящего через тяготы военного времени. Для достоверной игры актёру представилась возможность познакомиться с реальным прототипом персонажа Геворком Вартаняном. Примечательно, что картина была снята совместно с зарубежной студией и легендами французского кино: Аленом Делоном, Курдом Юргенсом и Клодом Жадо.
В дальнейшем артист продолжил сниматься в картинах детективного жанра, которые привлекали его ещё в детстве. К амплуа героя-романтика добавились и отрицательные роли.
В кинорепертуаре актёра есть и классика. В 2014 году Игорь Костолевский сыграл Степана Трофимовича Верховенского в экранизации романа Фёдора Достоевского «Бесы». Четырёхсерийный фильм был отмечен на XV Международном телекинофоруме «Вместе» (Ялта) и получил премию «Золотой орёл» в категории «Лучший телефильм или мини-сериал».
Актёру также поступали предложения из Голливуда — например, сняться с Брюсом Уиллисом в «Крепком орешке». Но он отказался, назвав сценарий «полной клюквой».
В 2006 году голливудский режиссёр румынского происхождения Роберт Дорнхельм пригласил Игоря Костолевского на роль царя Александра I в телесериале «Война и мир», на этот раз актёр согласился.
Актёр снялся в таких фильмах, как «Ася», «Гараж», «Отпуск за свой счёт», «Кодекс бесчестия», «Зал ожидания», «Шпионские игры», «Преступление».
С конца 1990-х Игорь Матвеевич на экранах появляется реже, потому что есть ряд вещей, которые в кинематографе он категорически не принимает, — «мат, гадость, кровища рекой». Он старается избегать подобной «чернухи» в кино.
В 2020 году на Первом канале транслировался психологический триллер Дмитрия Тюрина «Триггер» с участием Костолевского. Идея создания такого сериала зародилась благодаря знакомства продюсера Александры Ремизовой с психологом Сергеем Насибяном, который является адептом провокативного метода и применяет его в профессии. В 2022 году на экраны вышел второй сезон сериала.
В этом же году телезрители увидели любимого актёра в главной роли в новом проекте – шпионском детективе «Серебряный волк».
Интервью журналистам Игорь Костолевский даёт редко, поскольку считает такие беседы «повторением одного и того же каждый раз».
Артист сам себя называет эгоистом, но не гипертрофированным. Как он отмечает, профессия актёра, при всей публичности, требует некой сосредоточенности. В этой работе нужно уметь настоять на своём, отстоять территорию, чтобы чувствовать себя на ней комфортно.