В 25 лет Эраст Гарин уже стал звездой Государственного театра им. Всеволода Мейерхольда. Его образы Хлестакова и Чацкого называли лучшими в истории. Актёр сам ставил спектакли и снимал кино, записывал радиопостановки и озвучивал мультфильмы. Юрий Никулин говорил: «Настоящих комедийных актёров у нас мало. А Гарин был не просто блестящий комедийный актёр. Его таланту была подвластна высшая сфера драматического искусства — трагикомедия». Эраст Гарин родился 10 ноября 1902 года в Рязани. Его настоящая фамилия была Герасимов. Отец, Павел Герасимов, служил лесничим. Мать, Мария Гарина, вела хозяйство и воспитывала двоих детей — будущего актёра и его сестру Татьяну. Родителям кроме жилья в городе принадлежал небольшой сельский дом, поэтому семья часто проводила время на природе. В детстве Эраст Герасимов любил цирк, и мать старалась покупать билеты на каждое представление в шапито. В 1910 году Гарин поступил в Рязанскую мужскую гимназию. Вместе с ним учился сын владельца городского кинотеатра. Из озорства мальчик отрезал кусочки от киноплёнок. Иногда эти фрагменты доставались Эрасту Герасимову, и он показывал матери и сестре отрывки фильмов на своём маленьком проекторе. В старших классах гимназии Эраст увлёкся театром, почти каждый вечер ходил на спектакли и мечтал, что когда-нибудь сам окажется на сцене. Летом 1917 года Эраст Герасимов окончил гимназию и устроился статистом в труппу Рязанского городского театра. Там он играл второстепенные роли без слов. Затем актёр стал участвовать в постановках, исполняя сразу несколько эпизодических персонажей. Во время этих представлений ему часто приходилось менять костюм и грим. В 1919 года Эраст Герасимов пошёл добровольцем в Красную армию. Но воевать ему не пришлось: артиста оставили служить в родном городе. Он патрулировал улицы, выполнял мелкие поручения начальства, а по вечерам играл в Рязанском гарнизонном театре. Уже в октябре 1919 года Герасимова как лучшего актёра перевели в Москву, в Первый самодеятельный театр Красной армии. Появилось больше ролей. В это же время Герасимов решил взять сценический псевдоним Гарин, по фамилии матери. В ноябре 1921 года Эраст Гарин поступил в Государственные высшие режиссёрские мастерские под руководством Мейерхольда. К началу второго курса ученики уже начинали играть в спектаклях Театра актера (позже — Государственный театр им. В. Мейерхольда). В 1926 году Гарин окончил обучение и продолжил работу в Театре Мейерхольда. В 1930 году Эраст Гарин несколько месяцев работал в Театре пионера детского ДК. Потом попробовал себя в качестве режиссёра в передвижной студии «Станок», сразу после премьеры ушёл в Ленинградский театр сатиры, а потом вернулся в Театр Мейерхольда. В свободное время Эраст Гарин подрабатывал на радио. В 1932 году он записал передачу «Путешествие в Японию», где от лица туриста рассказывал о достопримечательностях. А вскоре вышла монодрама «15 раундов» по роману Анри Декуэна. Текст для радиоспектакля актёр адаптировал сам. За короткий срок в эфире прозвучали многие другие постановки. В 1934 году Гарина впервые пригласили сняться в кино – в роли адъютанта Каблукова в историческом фильме «Поручик Киже» режиссёра Александра Файнциммера. Образ льстивого дворцового чиновника артисту дался легко. Вскоре Эраст Гарин вместе с женой написали свой первый киносценарий по мотивам пьесы Гоголя «Женитьба». В 1935 году начались съёмки, но работа шла медленно, так как Гарин не был знаком со спецификой кинематографа и учился на ходу. Кроме режиссёрской работы, актёр одновременно играл и главную роль. Лента вышла на экраны в 1937 году. После закрытия Театр Мейерхольда Эраст Гарин стал больше времени уделять кино. В 1940 году на экраны вышел фильм режиссёров Александра Ивановского и Герберта Раппапорта «Музыкальная история», где Гарин сыграл певца Федора Тараканова. За эту роль актёру вручили Сталинскую премию второй степени. В том же году артист вместе с женой начал снимать картину по роману Марка Твена «Принц и нищий». В 1944 году Эраст Гарин снялся в роли жениха Апломбова в фильме Исидора Анненского «Свадьба» - экранизации одноимённого водевиля Антона Чехова. Всесоюзную славу актёру принесла кинолента «Золушка». В 1947 году сказку Шарля Перро в адаптации Евгения Шварца сняли режиссёры Надежда Кошеверова и Михаил Шапиро. Эраст Гарин исполнил роль Короля. Актёр решил изменить привычный образ монарха: вместо мудрого и величественного правителя он сыграл чудака, который готов отказаться от престола, а через секунду передумает и возьмёт своё слово обратно. В начале 1950-х годов Эраст Гарин стал работать в Театре киноактёра. Первая громкая премьера с ним в главной роли вышла в 1956 году — зрители увидели постановку по Шварцу «Обыкновенное чудо», в которой актёр исполнил роль короля. В 1957 году Гарин снялся в фильмах «Девушка без адреса» Эльдара Рязанова и «Шли солдаты» Леонида Трауберга. Через год актёр стал известен и западному зрителю: на фестивале в Сан-Франциско показали картину «Ведьма», где он сыграл ревнивого дьячка. В начале 1960-х годов артист стал настолько популярным, что работал над двумя-тремя картинами в год. В 1963 году режиссёры Надежда Кошеверова и Михаил Шапиро снова предложили Эрасту Гарину сыграть короля — на этот раз в фильме-притче «Каин XVIII» по пьесе Евгения Шварца «Голый король». Это была четвёртая роль монарха в карьере артиста и первый для него образ государя-тирана. В 1966 году возвращаясь со съёмок фильма, Эраст Гарин попал в автомобильную аварию. Актёр получил серьёзную травму и перестал видеть на один глаз. Его стали реже приглашать в кино. В 1971 году Гарин сыграл небольшую роль профессора Мальцева в фильме «Джентльмены удачи» и критика театра «Колумб» в «12 стульях». Большую часть времени актёр работал на радио и озвучивал мультфильмы. В 1972 году его голосом заговорил Ослик Иа из анимационной картины «Винни-Пух и день забот», ещё через год — Осёл и Любопытный из мультфильма «В мире басен». В последние годы жизни актёр часто попадал в больницу, из-за чего приходилось прерывать работу. Скончался Эраст Гарин 4 сентября 1980 года. Похоронили актёра на Ваганьковском кладбище в Москве.