Kino_v_shcool_news

День российского кино

Праздник призван напомнить о несомненной важности кинематографа в культурной жизни современного человека, его влиянии на мировоззрение и формирование моральных ценностей.
27 августа российские кинематографисты отмечают профессиональный праздник – День российского кино. В этот день в 1919 году был принят Декрет Совета народных комиссаров РСФСР о национализации кинодела в Советской России. Однако само российское кино существовало и было любимо зрителями задолго до декрета.
В 1908 году режиссёр и предприниматель Александр Дранков поставил первый русский игровой немой короткометражный фильм «Понизовая вольница» («Степан Разин»). В 1910-х годах Владимир Гардин («Дворянское гнездо»), Яков Протазанов («Пиковая дама», «Отец Сергий»), Евгений Бауэр («Сумерки женской души», «Преступная страсть») и другие мастера режиссуры создали конкурентоспособный жанровый кинематограф, где нашлось место и экранизации русской классики, и мелодрамам с детективами, и военно-приключенческим боевикам.
В 1911 году фирма Ханжонкова «по высочайшему соизволению» сняла невероятно сложную по тем временам картину «Оборона Севастополя» с натурными батальными сценами. Ко второй половине 1910-х годов в России зажглись первые звезды экрана – Вера Холодная, Иван Мозжухин, Владимир Максимов.
Октябрьская революция 1917 года послужила многим известным российским кинематографистам трамплином на запад. На смену серебряному веку российского кино пришёл советский киноавангард 1920-х. Идеологическая цензура в те времена ещё мало интересовалась формой художественного текста, что позволило режиссёру Сергею Эйзенштейну экспериментировать с «монтажом аттракционов» в его знаменитых фильмах «Броненосец Потёмкин» (1925) и «Октябрь» (1927). «Броненосец Потёмкин» стал самым первым почти цветным отечественным кинофильмом с раскрашенным на чёрно-белой плёнке вручную красным флагом. Звук в отечественный кинематограф пришёл лишь в 1931 году с фильмом «Путёвка в жизнь» Николая Экка.
Фаворитами российского кинематографа 1930-х годов стали режиссёры, сумевшие не только освоить новые выразительные возможности звука, но и создать идеологическую мифологию «Великой Революции» – братья Васильевы («Чапаев»), Михаил Ромм («Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году») и Фридрих Эрмлер («Великий гражданин»).
Недавний ученик и ассистент Сергея Эйзенштейна – Григорий Александров («Весёлые ребята», «Цирк», «Волга-Волга») стал официальным королём комедии 1930-х, а его жена Любовь Орлова – главной звездой экрана.
Великая Отечественная война резко изменила тематический и жанровый спектр российского кино. После пилотных короткометражек «Боевых сборников» появились полнометражные фильмы о войне – «Радуга», «Нашествие», «Она защищает Родину», «Зоя» и другие. В конце 1940-х годов снимались эпопеи о революции и войне («Незабываемый девятнадцатый», «Сталинградская битва»), историко-биографические повести об учёных («Жуковский», «Пржевальский»), полководцах («Адмирал Нахимов», «Адмирал Ушаков») и деятелях искусства («Композитор Глинка», «Белинский»). В этот период развлекательный спектр кинофильмов резко сузился. Он представлен комедиями Григория Александрова («Весна») и Ивана Пырьева («Кубанские казаки»).
Во второй половины 1950-х (после смерти Сталина) в российском кинематографе наступила либерализация, которая вызвала резкое увеличение производства фильмов и приток режиссёрско-актёрских дебютов. Заметной фигурой этого времени является режиссёр Григорий Чухрай («Сорок первый», «Баллада о солдате», «Чистое небо»). А шедевр режиссёра Михаила Калатозова и оператора Сергея Урусевского «Летят журавли» завоевал «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля.
В середине 1960-х самым знаменитым стал фильм Андрея Тарковского «Андрей Рублёв». Вместе с тем «оттепель» позволила выйти на экраны не только артхаусным фильмам Андрея Тарковского («Иваново детство»), Глеба Панфилова («В огне брода нет») и Ларисы Шепитько («Крылья»), но и подарила зрителям удовольствие настоящего развлечения в комедиях Леонида Гайдая («Операция «Ы», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука»), Эльдара Рязанова («Берегись автомобиля!») и Георгия Данелии («Я шагаю по Москве»).
В 1970-1980-е годы выдающимися стали фильмы «Зеркало» и «Сталкер» Андрея Тарковского, «Парад планет» Вадима Абдрашитова, «Мой друг Иван Лапшин» Алексея Германа). В то же время были сняты такие шедевры, как «Печки-лавочки» и «Калина красная» Василия Шукшина, «Начало» и «Прошу слова» Глеба Панфилова, «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Пять вечеров» и «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» Никиты Михалкова, «Слово для защиты» и «Охота на лис» Вадима Абдрашитова, «Чужие письма» и «Объяснение в любви» Ильи Авербаха, «Полёты во сне и наяву» и «Поцелуй» Романа Балаяна, «Военно-полевой роман» Петра Тодоровского и многие другие.
Посещаемость кинозалов в России была одной из самых высоких в мире. Десятки миллионов зрителей смотрели комедии Леонида Гайдая («12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию»), Георгия Данелии («Афоня», «Мимино»), Эльдара Рязанова («Ирония судьбы», «Служебный роман», «Вокзал для двоих»), зрелищные ленты Владимира Мотыля («Белое солнце пустыни») и Александра Митты («Экипаж»). Абсолютными рекордсменами проката тех лет стали мелодрама Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», завоевавшая «Оскар», и боевик «Пираты ХХ века» Бориса Дурова.
«Перестройка» середины 1980-х годов на первых порах стимулировала творческую энергию кинематографистов. Были выпущены на экраны ранее запрещённые фильмы. Переломным в истории отечественного киноискусства стал фильм «Покаяние» Тенгиза Абуладзе (1987). В жанровой палитре особое место заняли антиутопии и кинопритчи (фильмы Александра Сокурова, Вадима Абдрашитова, Карена Шахназарова, Константина Лопушанского, Ролана Быкова, Александра Кайдановского и других режиссёров).
После системного кризиса в постсоветские годы в 2000-х годах на экране появилось большое количество произведений высокого качества, авторами которых становились как признанные мастера российского кино, так и новые талантливые кинематографисты. Началось производство сериалов, которые пользуются большой популярностью, поскольку такой формат позволяет полнее раскрыть сюжет и персонажей.
Советские и российские кинематографисты получили широкое международное признание. Лауреатами престижной премии «Оскар» стали шесть советских/российских кинолент: в 1943 году – документальный фильм Леонида Варламова и Ильи Копалина «Разгром немецких войск под Москвой»; в 1969 году – «Война и мир» Сергея Бондарчука; в 1976 году – «Дерсу Узала» Акиры Куросавы (совместное производство СССР и Японии); в 1981 году – «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова; в 1995 году – «Утомлённые солнцем» Никиты Михалкова; в 2000 году – анимационный фильм Александра Петрова «Старик и море».
Сегодня российское кино остается драйвером рынка кинопроката в стране в целом. В 2020 году в прокат вышло более 100 российских фильмов. При этом из-за пандемии коронавируса работа кинотеатров страны была приостановлена на срок от четырёх до девяти месяцев.
27 августа в крупных городах страны обычно проходят кинопоказы, встречи с актёрами и режиссёрами, разнообразные мастер-классы. Дню российского кино посвящена федеральная акция «Ночь кино». Открытые кинотеатры, концертные залы, музеи и библиотеки готовят для гостей лекции и экскурсии, мастер-классы и встречи с актёрами, концерты и показы известных фильмов. Организаторы акции «Ночь кино» — Министерство культуры Российской Федерации, Фонд кино и портал культурного наследия и традиций России «Культура.РФ»