День детского кино, учреждённый в 1998 году Правительством Москвы по инициативе Московского детского фонда, отмечается 8 января. Дата была выбрана в честь столетия первого показа кино для детей в городе.
В конце 1890-х годов в Москве, в нынешнем ГУМе, а в то время – бывших Верхних торговых рядах, открылся первый стационарный «Электрический театр». В нём 8 января 1898 года прошёл первый в России показ программы для детей. В театре демонстрировали развлекающие почтенную публику фильмы «Дети пляшут», «Дети плачут», «Игра в мяч», «Конно-железная дорога в Москве» и естественно политико-воспитательные картины – хронику из жизни царской фамилии. Первый показ всем очень понравился, после чего началась регулярная демонстрация фильмов для юных зрителей.
В дореволюционной России – в Петербурге, Москве и других городах – иногда устраивались киносеансы для детей, на которых демонстрировались экранизации русских народных сказок, классической литературы, первые русские мультипликационные фильмы. Одними из первых отечественных детских фильмов были сказки «Дедушка Мороз» (1910) и «Царевна-лягушка» (1911).
По праву первым и великим киносказочником нашей страны считается Александр Артурович Роу. Александр Роу поставил более 20 экранизированных детских фильмов-сказок на тему русских народных сказок, среди них «Василиса Прекрасная», «Кащей Бессмертный», «Марья-искусница», «Морозко», «Огонь, вода и… медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса», «Золотые рога». Другим направлением его творчества была экранизация классических сказочных произведений русской и мировой литературы – «Конёк-Горбунок», «Майская ночь, или Утопленница», «Новые похождения Кота в сапогах», «Вечера на хуторе близ Диканьки», современных литературных сказок («Королевство Кривых Зеркал»). Совместно с Ростиславом Захаровым Александр Роу поставил фильм-балет «Хрустальный башмачок». За эти десятилетия снято множество замечательных и талантливых фильмов для детей, которые с интересом можно пересматривать и взрослым, и детям.
В СССР уделялось большое внимание детским фильмам. Только в Москве работали 16 специализированных детских кинотеатров, а в утренние и дневные часы во всех взрослых кинотеатрах также были детские сеансы. Выбор фильмов был очень велик: репертуар насчитывал по 5-6 наименований и менялся чуть ли не каждую неделю. Многие семьи и целые школьные классы покупали абонемент на год, который предусматривал ежемесячный поход на киносеанс с расширенной культурной программой.
С 1924 года началось регулярное производство детских фильмов. В крупных городах открывались детские кинотеатры, началась кинофикация школ. В 1936 году в Москве были основаны киностудия для производства детских фильмов «Союздетфильм» и студия «Союзмультфильм», выпускающая мультипликационные фильмы для детей. В 1959 году при «Мосфильме» организовано объединение «Юность», в 1963 году киностудия им. М. Горького преобразована в Центральную киностудию детских и юношеских фильмов им. М. Горького.
В эти годы создаются фильмы для детей и юношества, разнообразные по жанрам, видам, тематике: киноэпопея и сказка, драма и комедия, новелла, приключенческий фильм, экранизируются произведения классической и современной литературы. В их создании участвуют видные талантливые писатели, художники, композиторы, режиссёры.
К работе в детском кино обращались такие режиссёры, как Александр Птушко, Лев Арнштам, Владимир Петров, Григорий Рошаль, Владимир Шнейдеров, Сергей Юткевич, Ролан Быков, Владимир Грамматиков и другие деятели.
Отечественное детское кино в настоящее время переживает ряд трудностей. Однако перспективы развития детско-юношеского кинематографа и надежда на его возрождение есть. Растёт и спрос на детский контент, особенно культурно-просветительский, развивающий. И здесь крайне важно привлечение заинтересованных специалистов для создания хороших сценариев и качественных фильмов, поскольку дети очень восприимчивы к тому, что смотрят.
В конце 1890-х годов в Москве, в нынешнем ГУМе, а в то время – бывших Верхних торговых рядах, открылся первый стационарный «Электрический театр». В нём 8 января 1898 года прошёл первый в России показ программы для детей. В театре демонстрировали развлекающие почтенную публику фильмы «Дети пляшут», «Дети плачут», «Игра в мяч», «Конно-железная дорога в Москве» и естественно политико-воспитательные картины – хронику из жизни царской фамилии. Первый показ всем очень понравился, после чего началась регулярная демонстрация фильмов для юных зрителей.
В дореволюционной России – в Петербурге, Москве и других городах – иногда устраивались киносеансы для детей, на которых демонстрировались экранизации русских народных сказок, классической литературы, первые русские мультипликационные фильмы. Одними из первых отечественных детских фильмов были сказки «Дедушка Мороз» (1910) и «Царевна-лягушка» (1911).
По праву первым и великим киносказочником нашей страны считается Александр Артурович Роу. Александр Роу поставил более 20 экранизированных детских фильмов-сказок на тему русских народных сказок, среди них «Василиса Прекрасная», «Кащей Бессмертный», «Марья-искусница», «Морозко», «Огонь, вода и… медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса», «Золотые рога». Другим направлением его творчества была экранизация классических сказочных произведений русской и мировой литературы – «Конёк-Горбунок», «Майская ночь, или Утопленница», «Новые похождения Кота в сапогах», «Вечера на хуторе близ Диканьки», современных литературных сказок («Королевство Кривых Зеркал»). Совместно с Ростиславом Захаровым Александр Роу поставил фильм-балет «Хрустальный башмачок». За эти десятилетия снято множество замечательных и талантливых фильмов для детей, которые с интересом можно пересматривать и взрослым, и детям.
В СССР уделялось большое внимание детским фильмам. Только в Москве работали 16 специализированных детских кинотеатров, а в утренние и дневные часы во всех взрослых кинотеатрах также были детские сеансы. Выбор фильмов был очень велик: репертуар насчитывал по 5-6 наименований и менялся чуть ли не каждую неделю. Многие семьи и целые школьные классы покупали абонемент на год, который предусматривал ежемесячный поход на киносеанс с расширенной культурной программой.
С 1924 года началось регулярное производство детских фильмов. В крупных городах открывались детские кинотеатры, началась кинофикация школ. В 1936 году в Москве были основаны киностудия для производства детских фильмов «Союздетфильм» и студия «Союзмультфильм», выпускающая мультипликационные фильмы для детей. В 1959 году при «Мосфильме» организовано объединение «Юность», в 1963 году киностудия им. М. Горького преобразована в Центральную киностудию детских и юношеских фильмов им. М. Горького.
В эти годы создаются фильмы для детей и юношества, разнообразные по жанрам, видам, тематике: киноэпопея и сказка, драма и комедия, новелла, приключенческий фильм, экранизируются произведения классической и современной литературы. В их создании участвуют видные талантливые писатели, художники, композиторы, режиссёры.
К работе в детском кино обращались такие режиссёры, как Александр Птушко, Лев Арнштам, Владимир Петров, Григорий Рошаль, Владимир Шнейдеров, Сергей Юткевич, Ролан Быков, Владимир Грамматиков и другие деятели.
Отечественное детское кино в настоящее время переживает ряд трудностей. Однако перспективы развития детско-юношеского кинематографа и надежда на его возрождение есть. Растёт и спрос на детский контент, особенно культурно-просветительский, развивающий. И здесь крайне важно привлечение заинтересованных специалистов для создания хороших сценариев и качественных фильмов, поскольку дети очень восприимчивы к тому, что смотрят.