Алексей Дмитриевич Жарков родился 27 марта 1948 года в Москве. Его отец прошёл Великую Отечественную войну, работал плотником, а мать – бухгалтером. В небольшой комнате на окраине города умещались родители, бабушка с дедушкой и трое детей: старший Анатолий, Алексей и Антонина. Будущий актер много времени проводил во дворе. Летом играл в футбол, зимой – в хоккей. Однако его любимым развлечением был поход не на матч, а в цирк.
Будущий актёр хорошо рисовал и хотел научиться играть на аккордеоне, так Алексея впечатлил концерт уличных музыкантов. Денег в семье не хватало, и о собственном инструменте Алексей Жарков даже не мечтал. Тогда он сделал себе аккордеон из бумаги и картона. Увидев это, отец вскоре подарил сыну настоящий.
Когда Алексею Жаркову исполнилось десять лет, старший брат привёл его в Дом пионеров и предложил выбрать кружок. Будущий актёр стал заниматься в секции художественного слова: там ребят учили сценической речи и риторике. Жарков легко запоминал стихотворения и вскоре стал выступать на всех праздничных концертах.
В 1960 году во время выступления Алексея на сцене Колонного зала Дома союзов с отрывком из «Василия Тёркина» под собственный аккомпанемент, его заметил находившийся в зале режиссёр Марк Донской и пригласил в свою картину «Здравствуйте, дети!». В картине Алексея Жаркова одобрили на роль Пети – мальчика, который подружился с японской девочкой из Хиросимы. Фильм снимали в пионерском лагере «Артек». Когда в 1962 году кинолента вышла на экраны, юного актера заметил еще один знаменитый режиссёр – Ролан Быков. Уже через два года Жарков снялся в приключенческой картине «Пропало лето».
После первых ролей в кино Жарков определился с будущей профессией. Он вспоминал: «В детстве я мечтал быть следователем, чекистом, но то ли время было такое, либо настрой был такой в стране. И казалось, что это мне подходит: я очень упёртый». Алексей стал мечтал об актёрской карьере. В 1966 году после учёбы в школе он поступил в Школу-студию МХАТ, которую окончил в 1970 году.
В 1971–1988 годах служил в Театре имени Ермоловой. В 1988–2000 годах – актёр МХАТа имени А. П. Чехова. В 2000 году вернулся в Театр имени Ермоловой.
Несмотря на успешную карьеру в театре, Алексей Жарков мечтал сниматься в кино. Но режиссёры долго не приглашали его. Тогда актёр решил действовать сам: во время гастролей театра в Ленинграде он оставил свою анкету и фотографию для базы «Ленфильма». Артисту позвонили только через несколько лет – в 1978 году режиссёр Кира Муратова позвала Жаркова на пробы своего фильма «Познавая белый свет».
Фильм Муратовой заново открыл актёру путь в кино. Алексея Жаркова стали приглашать активно на съёмки. Уже в 1979 году он сыграл в четырёх фильмах, в 1981-ом появился в пяти кинолентах, в 1982-ом – в четырёх. Алексей Жарков принимал любые предложения режиссёров и большую часть времени проводил на съёмках.
Известность к Алексею Жаркову пришла в 1983 году с выходом на экраны фильма «Торпедоносцы». Историю о героях морской авиации снимали в Мурманске и приурочили к 60-летней годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Для большей достоверности режиссёр Сергей Аранович использовал в картине документальные съёмки воздушных боев. Жарков сыграл роль старшины Федора Черепца. Мастерство актёра оценили зрители: в 1983 году фильм стал одним из лидеров советского проката. А уже в следующем году большинство членов съёмочной команды наградили Серебряной медалью Довженко.
Параллельно с «Торпедоносцами» Жарков работал над мелодрамой «Мой друг Иван Лапшин». В фильме актер сыграл сотрудника уголовного розыска Василия Окошкина. Съёмки нового фильма пересеклись на пару месяцев с «Торпедоносцами»: за день актёр успевал появиться сразу на двух площадках.
За свою карьеру Алексей Жарков исполнил более 130 ролей в кино. Он снялся в следующих фильмах и сериалах: «Следствие ведут знатоки: Подпасок с огурцом» (1979), «Вы чьё, старичьё?» (1982), «Василиса Мелентьева» (1982), «Блондинка за углом» (1984), «Парад планет» (1984), «Прохиндиада, или Бег на месте» (1984), «Михайло Ломоносов» (1984), «Берега в тумане» (1985), «Иван Бабушкин» (1985), «Жизнь Клима Самгина» (1986-1988), «Десять негритят» (1987), «Город Зеро» (1988), «Узник замка Иф» (1988), «Криминальный талант» (1988), «В городе Сочи тёмные ночи» (1989), «Женщины, которым повезло» (1989), «Затерянный в Сибири» (1990), «Не будите спящую собаку» (1991), «Кремлёвские тайны XVI века» (1991), «Аляска, сэр!» (1992), «Белый король, красная королева» (1992), «Отшельник» (1992), «Сны» (1993), «Предсказание» (1993), «Американский дедушка» (1993), «Завещание Сталина» (1993), «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» (1994), «Прохиндиада 2» (1994), «Кавказский пленник» (1996), «Ревизор» (1996), «Короли российского сыска» (1996), «Мытарь» (1997), «Дети понедельника» (1997), «Три сестры» (1997), «Хрусталёв, машину!» (1998), «Чехов и Ко» (1998), «Небо в алмазах» (1999), «Убойная сила» (2000–2005), «Граница: Таёжный роман» (2000), «Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII» (2000, 2001), «Сыщики» (2001– 2005), «Штрафбат» (2004), «Казус Кукоцкого» (2005), «Меченосец» (2006), «Палата № 6» (2009), «Группа «Zeta» (2007, 2009), «Левиафан» (2014) и другие.
Алексей Жарков не отказывался и от ролей второго плана. Актёр всегда тщательно готовился к съёмкам. Например, чтобы раскрыть историческую личность на экране, он изучал книги и документы эпохи, воспоминания современников.
Жарков говорил: «Практически каждая роль оставляет отпечаток в душе, это естественно. Я ощущаю это иногда с радостью, а иной раз – с ужасом. Мне кажется, что во мне есть и частица Ивана Грозного, и частица Ван Гога, и революционера Ивана Бабушкина, и многих-многих прочих. С одной стороны, наверное, это обогащает меня как личность. Но в то же время некоторые роли попросту зверски растрепали меня».С 2012 года после перенесённого инсульта проживал на подмосковной даче. Там же в начале марта 2016 года случился и новый приступ. Умер Алексей Жарков 5 июня 2016 года в Москве.
Похоронен на Покровском (Селятинском) кладбище Наро-Фоминского района Московской области.
Старший брат Алексея Жаркова – Александр – тоже актёр, а дочь – преподаватель актёрского мастерства.
Будущий актёр хорошо рисовал и хотел научиться играть на аккордеоне, так Алексея впечатлил концерт уличных музыкантов. Денег в семье не хватало, и о собственном инструменте Алексей Жарков даже не мечтал. Тогда он сделал себе аккордеон из бумаги и картона. Увидев это, отец вскоре подарил сыну настоящий.
Когда Алексею Жаркову исполнилось десять лет, старший брат привёл его в Дом пионеров и предложил выбрать кружок. Будущий актёр стал заниматься в секции художественного слова: там ребят учили сценической речи и риторике. Жарков легко запоминал стихотворения и вскоре стал выступать на всех праздничных концертах.
В 1960 году во время выступления Алексея на сцене Колонного зала Дома союзов с отрывком из «Василия Тёркина» под собственный аккомпанемент, его заметил находившийся в зале режиссёр Марк Донской и пригласил в свою картину «Здравствуйте, дети!». В картине Алексея Жаркова одобрили на роль Пети – мальчика, который подружился с японской девочкой из Хиросимы. Фильм снимали в пионерском лагере «Артек». Когда в 1962 году кинолента вышла на экраны, юного актера заметил еще один знаменитый режиссёр – Ролан Быков. Уже через два года Жарков снялся в приключенческой картине «Пропало лето».
После первых ролей в кино Жарков определился с будущей профессией. Он вспоминал: «В детстве я мечтал быть следователем, чекистом, но то ли время было такое, либо настрой был такой в стране. И казалось, что это мне подходит: я очень упёртый». Алексей стал мечтал об актёрской карьере. В 1966 году после учёбы в школе он поступил в Школу-студию МХАТ, которую окончил в 1970 году.
В 1971–1988 годах служил в Театре имени Ермоловой. В 1988–2000 годах – актёр МХАТа имени А. П. Чехова. В 2000 году вернулся в Театр имени Ермоловой.
Несмотря на успешную карьеру в театре, Алексей Жарков мечтал сниматься в кино. Но режиссёры долго не приглашали его. Тогда актёр решил действовать сам: во время гастролей театра в Ленинграде он оставил свою анкету и фотографию для базы «Ленфильма». Артисту позвонили только через несколько лет – в 1978 году режиссёр Кира Муратова позвала Жаркова на пробы своего фильма «Познавая белый свет».
Фильм Муратовой заново открыл актёру путь в кино. Алексея Жаркова стали приглашать активно на съёмки. Уже в 1979 году он сыграл в четырёх фильмах, в 1981-ом появился в пяти кинолентах, в 1982-ом – в четырёх. Алексей Жарков принимал любые предложения режиссёров и большую часть времени проводил на съёмках.
Известность к Алексею Жаркову пришла в 1983 году с выходом на экраны фильма «Торпедоносцы». Историю о героях морской авиации снимали в Мурманске и приурочили к 60-летней годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Для большей достоверности режиссёр Сергей Аранович использовал в картине документальные съёмки воздушных боев. Жарков сыграл роль старшины Федора Черепца. Мастерство актёра оценили зрители: в 1983 году фильм стал одним из лидеров советского проката. А уже в следующем году большинство членов съёмочной команды наградили Серебряной медалью Довженко.
Параллельно с «Торпедоносцами» Жарков работал над мелодрамой «Мой друг Иван Лапшин». В фильме актер сыграл сотрудника уголовного розыска Василия Окошкина. Съёмки нового фильма пересеклись на пару месяцев с «Торпедоносцами»: за день актёр успевал появиться сразу на двух площадках.
За свою карьеру Алексей Жарков исполнил более 130 ролей в кино. Он снялся в следующих фильмах и сериалах: «Следствие ведут знатоки: Подпасок с огурцом» (1979), «Вы чьё, старичьё?» (1982), «Василиса Мелентьева» (1982), «Блондинка за углом» (1984), «Парад планет» (1984), «Прохиндиада, или Бег на месте» (1984), «Михайло Ломоносов» (1984), «Берега в тумане» (1985), «Иван Бабушкин» (1985), «Жизнь Клима Самгина» (1986-1988), «Десять негритят» (1987), «Город Зеро» (1988), «Узник замка Иф» (1988), «Криминальный талант» (1988), «В городе Сочи тёмные ночи» (1989), «Женщины, которым повезло» (1989), «Затерянный в Сибири» (1990), «Не будите спящую собаку» (1991), «Кремлёвские тайны XVI века» (1991), «Аляска, сэр!» (1992), «Белый король, красная королева» (1992), «Отшельник» (1992), «Сны» (1993), «Предсказание» (1993), «Американский дедушка» (1993), «Завещание Сталина» (1993), «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» (1994), «Прохиндиада 2» (1994), «Кавказский пленник» (1996), «Ревизор» (1996), «Короли российского сыска» (1996), «Мытарь» (1997), «Дети понедельника» (1997), «Три сестры» (1997), «Хрусталёв, машину!» (1998), «Чехов и Ко» (1998), «Небо в алмазах» (1999), «Убойная сила» (2000–2005), «Граница: Таёжный роман» (2000), «Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII» (2000, 2001), «Сыщики» (2001– 2005), «Штрафбат» (2004), «Казус Кукоцкого» (2005), «Меченосец» (2006), «Палата № 6» (2009), «Группа «Zeta» (2007, 2009), «Левиафан» (2014) и другие.
Алексей Жарков не отказывался и от ролей второго плана. Актёр всегда тщательно готовился к съёмкам. Например, чтобы раскрыть историческую личность на экране, он изучал книги и документы эпохи, воспоминания современников.
Жарков говорил: «Практически каждая роль оставляет отпечаток в душе, это естественно. Я ощущаю это иногда с радостью, а иной раз – с ужасом. Мне кажется, что во мне есть и частица Ивана Грозного, и частица Ван Гога, и революционера Ивана Бабушкина, и многих-многих прочих. С одной стороны, наверное, это обогащает меня как личность. Но в то же время некоторые роли попросту зверски растрепали меня».С 2012 года после перенесённого инсульта проживал на подмосковной даче. Там же в начале марта 2016 года случился и новый приступ. Умер Алексей Жарков 5 июня 2016 года в Москве.
Похоронен на Покровском (Селятинском) кладбище Наро-Фоминского района Московской области.
Старший брат Алексея Жаркова – Александр – тоже актёр, а дочь – преподаватель актёрского мастерства.