Kino_v_shcool_news

120 лет со дня рождения Михаила Яншина

2022-11-01 11:10
Если выйти на улицу и спросить у прохожих, знают ли они такого актёра как Михаил Яншин, старшее поколение наверняка улыбнётся и вспомнит телеспектакли с его участием. Молодёжь задумается и скажет, что впервые о нём слышит. Но, когда назовёшь фильмы, в которых снимался Яншин, например, «Большая перемена» (профессор Виктор Иванович Волосюк) или мультфильмы, которые он озвучивал («Бегемот, который боялся прививок»), улыбки появятся и на их лицах. 
Михаил Михайлович Яншин родился 20 октября (2 ноября) 1902 года в городе Юхнове Смоленской губернии (ныне - Калужская область). Детство будущего актёра прошло в Москве. Хотя его родители и не принадлежали к миру искусства, но они трепетно относились к музыке, театру, знали многих артистов. Постоянно посещая Художественный театр и Оперный театр Зимина (в те годы там блистал сам Федор Шаляпин), они приобщили к искусству и своих детей. Михаил Михайлович в своих воспоминаниях признавался, что одним из самых ярких впечатлений детства для него осталась игра Ивана Москвина в роли царя Фёдора. «Меня поразила его мягкость, необыкновенная внутренняя чистота и прозрачность. Весь он был как иконописный...», - вспоминал Яншин. Полюбив театр с ранних лет, Михаил Яншин уже не представлял без него жизнь.
1909-1916 годах Яншин учился в Ольховском городском реальном училище, в 1916-1919 – в Комиссаровском техническом училище, а в 1919 году стал студентом Высшего технического училища.
Будучи учеником Ольховского городского реального училища, Михаил Яншин участвовал в драмкружке, играя, правда, исключительно женские роли (сказались его невысокий рост и курносое лицо). Так в гоголевской «Женитьбе» Михаил исполнял роль Агафьи Тихоновны, а в «Ревизоре» - Марии Антоновны.
Революция и последующая за ней Гражданская война изменили жизнь Михаила Яншина. В 1919 году пошёл добровольцем в Красную армию. Два года он отслужил в войсках внутренней охраны, участвовал в подавлении антоновского восстания в Тамбовской губернии.
В армии Яншин принимал участие в самодеятельности, которой руководили будущие известные артисты Рубен Симонов и Андрей Лобанов. Правда «блистал» юноша вовсе не как актёр, - он писал афиши, рисовал декорации, стоял «на занавесе».
В 1921 году Михаил Яншин демобилизовался из Красной армии. Свою будущую жизнь он решил связать со сценой.
В 1922 году Михаил Яншин поступил во Вторую студию МХАТ, а в 1924-ом был принят в труппу МХАТа, актёром которого оставался до конца жизни.
Оставаясь актёром МХАТа, Михаил Яншин работал и в других театрах. Совместно с другими режиссёрами ставил спектакли в Московском мюзик-холле, Центральном театре Красной армии, Театре сатиры. С 1934 по 1939 год был художественным руководителем Московского театра ЦК профсоюза рабочих мебельной и музыкальной промышленности СССР, с 1937 по 1941 год руководил театром «Ромэн», с 1950 по 1963 год был главным режиссёром Московского драматического театра имени К.С. Станиславского.
Кинокарьера актёра началась в 1928 году с советского немого художественного фильма «Каторга» и продолжалась до 1973 года (художественный телевизионный фильм «Большая перемена»).
В фильмографии Михаила Яншина очень разные роли в фильмах различных жанров. Например, Павел I в историческом фильме «Поручик Киже» (1934), осуждённый Макс в драме «Заключённые» (1936), приёмщик в Боевом киносборнике (1941), агент страхового общества Нюнин в сатирической комедии «Свадьба» (1944), Пётр Андреевич Вяземский в биографической ленте «Глинка» (1946), приказчик Северьян в фильме-сказке «Каменный цветок» (1946), немецкий промышленник Шульц в шпионской картине «Секретная миссия» (1950), Артемий Филиппович Земляника в экранизации комедии Николая Гоголя «Ревизор» (1952), сэр Тоби Белч в экранизации пьесы Уильяма Шекспира «Двенадцатая ночь» (1955), Мэр Амброзио в фильме-оперетте «Вольный ветер» (1961), доктор Кракс в эксцентрической сказке «Внимание! В городе волшебник!» (1963), заведующий райжилотделом в киножурнале «Фитиль» (1965), камео в спортивной киноленте «Секундомер» (1970), дедушка Николай в детском фильме «Телеграмма» (1971), Михаил Иванович в фильме «За всё в ответе» - экранизации пьесы Виктора Розова «Традиционный сбор» (1972) и многие другие. Бесспорно, свои лучшие роли в кино Михаил Михайлович создал в картинах по произведениям классиков.
Михаил Яншин принимал участие в озвучивании фильмов: «Морозко» (Старичок-Боровичок) – 1964 и «Золотые рога» (Солнышко Красное) – 1972.
С 1945 года Михаил Михайлович активно сотрудничал с киностудией «Союзмультфильм». Часто работал с режиссёрами-мультипликаторами сёстрами Брумберг. Написал сценарий для мультфильма «Ночь перед Рождеством».
Колоритный голос Михаила Яншина, услышав один раз, уже невозможно было забыть. Актёр был словно создан для мультипликации, поэтому его так часто приглашали озвучивать различных персонажей. 
Голосом Яншина говорят многие герои из любимых всеми мультфильмов: «Пропавшая грамота (Казак Василь) – 1945, «Федя Зайцев» (Человечек) – 1948, «Чудесный колокольчик» (Старик) – 1949, «Девочка в цирке» (Фокусник) – 1950, «Ночь перед Рождеством» (Чуб) – 1951, «Дюймовочка» (Крот) – 1964, «Вовка в Тридевятом царстве» (Царь) – 1965, «Лягушка-путешественница» (Кваня) – 1965, «Пастушка и трубочист» (Оле-Лукойе) – 1965,  «Про бегемота, который боялся прививок» (Бегемот) – 1966, «Козлёнок, который считал до десяти» (Бык) – 1968, «Украденный месяц» (читает текст) – 1969, «Волшебные очки» (дедушка Сова) – 1969, «Как Ёжик шубку менял» (Филин) - 1970, «Симулянт» (Медведь) – 1972.
Режиссёры нередко приглашали Яншина озвучивать бегемотов, видимо ассоциируя габаритного актёра с этим животным. Помимо уже упомянутого «Про бегемота, который боялся прививок», Яншин озвучивал Бегемотов в мультфильмах: «Лягушонок ищет папу», «Самый большой друг», и каждый раз его персонажи выходили разными. Яншин вообще подходил к работе в мультипликации со всей серьёзностью, полностью выстраивая образ. Когда ему однажды довелось озвучивать роль Огурца, актёр поинтересовался у создателей фильма о судьбе и характере своего героя. В ответ на изумлённые вопросы, для чего ему это надо, Яншин ответил, что одно дело, когда говорит огурчик, греющийся на грядке, и совсем иное - когда разговаривает он же перед тем, как хозяйка закатает его в банку. При этом он своим голосом и интонацией так выразительно изобразил эти два разных состояния, что художники были вынуждены внести кое-какие поправки в нарисованный ими образ огурчика.
Близкие Михаилу Яншину люди рассказывают, что в жизни он был очень добрым, открытым и при этом азартным человеком. Вот как о нём отзывался Евгений Весник: «Незабвенный, добрый, открытый, созданный для улыбки и юмора, уютный и магнитообразный, в чём-то незащищенный, талантливый, обаятельный, сентиментальный, очень темпераментный и чуть-чуть ленивенький, любитель вкусно поесть, спеть романс, азартно поиграть на бегах и «поболеть» за футболистов «Спартака», не способный тратить время на интриги и кляузы, любимец публики — дорогой Михаил Михайлович Яншин!».
Актёр работал до последних своих дней. Так в 1975 году на радио состоялась премьера его звуковой книги «Народный артист СССР Михаил Михайлович Яншин рассказывает». А за год до этого на экраны вышел телеспектакль «Соло для часов с боем», где Яншин сыграл свою последнюю роль на экране - Франтишека Абеля. Сыграл, по выражению Олега Ефремова, исповедально. За эту работу артист 7 ноября 1975 года был удостоен Государственной премии.
19 февраля 1976 года Яншин в последний раз вышел на сцену МХАТа в спектакле «Три сестры» в роли Чебутыкина. Вскоре он тяжело заболел.
Умер Михаил Яншин 17 июля 1976 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
В родном городе Юхнове установлен бюст актёра, а в Москве на доме, где в 1955-1974 годах жил актёр – мемориальная доска.