Тимур и его команда
приключенческий фильм
1940 год

Киностудия: "Союздетфильм"

Режиссёр: Александр Разумный

Оператор: Петр Ермолов

Сценарий: Аркадий Гайдар

Композитор: Лев Шварц

Художники: Иван Степанов
Актёрский состав
Тимур
Ливий Щипачев
Петр Савин
Николай Кутузов
Гейка, тимуровец
инженер Георгий Гараев
Сима Симаков, тимуровец
Игорь Смирнов
Екатерина Деревщикова появилась на свет в Москве, в 1929-м году, восемнадцатого мая, в интеллигентной и весьма состоятельной семье.
После выхода ленты на большие экраны юная Катя стала настоящей звездой всесоюзного масштаба, а также её называли самой популярной пионеркой Советского Союза.
Когда грянула Великая Отечественная война, Екатерина отправилась на съемки продолжения полюбившейся миллионам истории о «тимуровцах». Приключенческая лента «Клятва Тимура» вышла на экраны лишь осенью 1942-го года.
В 1944-м году, окончив школу, юная актриса без экзаменов была принята сразу на второй курс ВГИКа. Картина «Каменный цветок» была отмечена призом жюри Каннского кинофестиваля, а её режиссер был удостоен Сталинской премии.
Из ВГИКа девушку тоже отчислили за нарушение упомянутого ранее запрета для студентов на съемки в кино. Несколько позже молодая актриса все же окончила институт, став выпускницей курса М.И. Ромма. В середине 60-х годов сам Сергей Владимирович Образцов пригласил актрису работать в свой театр кукол, в котором она служила много лет и объездила практически весь мир. В 1999-м году Екатерине Александровне было присвоено звание Заслуженной артистки Российской Федерации. В кинематограф она так и не вернулась, да и особо не стремилась это сделать, найдя себя в кукольном театре.
Скончалась в 2006-м году, девятнадцатого октября, в возрасте 77-ми лет.
Николай Васильевич Кутузов родился 17 апреля 1926 года в Москве. С 1937 по 1939 гг. Николай Кутузов – солист-певец Красноармейского балалаечного оркестра ЦДКА. Его голос звучал на радио, с песнями в его исполнении выпускались пластинки. Благодаря звонкости голоса он был выбран на роль принимающего парад на Параде пионеров-физкультурников на Красной площади в 1939 году. А в следующем году он принял участие в съемках легендарного фильма «Тимур и его команда», в котором сыграл Гейку. В дальнейшем он не стал связывать свою судьбу с кинематографом, так как его настоящим призванием была музыка. В 1950 году окончил дирижерско-хоровой факультет Московской консерватории, в 1953 году там же – аспирантуру. В 1950–1954 гг. был хормейстером Хора русской песни Всесоюзного радио. С 1954 года – художественный руководитель и главный дирижер Академического хора русской песни Всесоюзного радио и Центрального телевидения (ныне – Российский государственный музыкальный телерадиоцентр). В 1974 году стал членом Союза композиторов, а в 1975 возглавил кафедру хорового дирижирования в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных (ныне Российская Академия музыки им. Гнесиных). В 1983 году был избран председателем Всероссийского музыкального общества.
Был автором и ведущим музыкально-литературного цикла радиопередач «России звонкие края».
Народный артист РСФСР (1975), народный артист СССР (1986). Лауреат Государственной премии России.
За вклад в развитие отечественной культуры награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, двумя орденами «За заслуги перед Отечеством» (III и IV степени) и орденом Петра Великого.
Николай Кутузов скончался 2 августа 2011 года в Москве на 86 году жизни.
Игорь Валентинович Смирнов советский балетмейстер и педагог. Народный артист РСФСР, профессор. Родился 8 декабря 1926 года в Саратове. В 1944 году окончил Московское хореографическое училище (педагог Н. И. Тарасов). В 1944–1949 годах работал балетмейстером Оперной студии при Московской консерватории. В 1951 году окончил балетмейстерское отделение ГИТИСа.
В 1953–1954 годах работал балетмейстер и педагогом в Румынии, в 1963 – 1964 годах – в Японии, в Монголии и Аргентине. В 1958–1960, 1962, 1964– 1967 годах – главный балетмейстер Музыкального театра Карельской АССР (Петрозаводск). Один из родоначальников карельского национального балета.
В 1960–1961 годах – главный балетмейстер Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. В 1967–1989 годах – заведующий кафедрой хореографии Московского института культуры, профессор.
Творчество Смирнова характеризуется стремлением к сюжетно развитой драматургии балетных спектаклей, сочетанию хореографии классического танца с национальным фольклором. Спектакли, поставленные Смирновым в Петрозаводске, способствовали становлению профессионального балетного театра в Карелии.
Ушел из жизни в конце 90-х.
Ливий Степанович Щипачев сын известного поэта Степана Щипачева. Родился 4 августа 1926 года в Москве. Мальчик никогда не мечтал стать актёром, он с детства увлекался живописью, а педагоги отмечали особую одарённость мальчика. В 1940 году в возрасте 14 лет он был приглашён киностудией «Союздетфильм» на главную роль в фильме «Тимур и его команда», а в 1941–1943 – на съемки фильма «Клятва Тимура». Несмотря на громкую славу исполнителя роли Тимура, в дальнейшем Ливий актёрской деятельностью не занимался. После художественной школы для особо одаренных детей Ливий окончил институт имени Сурикова по классу живописи, был членом Союза художников, его работы регулярно выставлялись на различных выставках в России и за рубежом, репродукции с них печатались в журналах. Много выступал на мероприятиях, посвященных А. Гайдару и тимуровскому движению.
Он работал до последнего года жизни – даже когда из-за болезни испытывал страшные боли. У него было много друзей, которых он любил и ценил, и семья (память о нем и его творческое наследие хранят его вдова, дочь и внук)
Ушел из жизни в 2001 году. Похоронен на Хованском кладбище.
Произведения Л.С. Щипачева находятся в Третьяковской галерее и во многих российских и зарубежных музеях, галереях и частных коллекциях.

Борис Ясень
Николай Анненков
Мишка Квакин
полковник Александров
В фильмографии Бориса Ясеня было всего 2 фильма, но оба они стали культовыми для детей и подростков 1940-х гг. – это «Тимур и его команда» и «Клятва Тимура». Борису досталась роль хулигана Мишки Квакина, и 17-летний актер с ней блестяще справился. В 1940 году Борис был студентом ремесленного училища. В начале войны ему исполнилось 18 лет, и он ушел на фронт добровольцем, несмотря на то, что имел бронь от завода. В 1942 году Бориса из боевой части на несколько недель отозвали в тыл для съемок фильма «Клятва Тимура». В этом фильме показали бывших хулиганов, которые встали на одну сторону с ребятами из команды Тимура. После завершения съемок снова отправился на передовую. В начале 1943 г. Борис Ясень пропал без вести. Никакой информации о пропавшем без вести бойце Борисе Ясене в архивах нет, но в базе «Мемориал» - есть информация о лейтенанте Борисе Ясеневе 1932 г.р. (ЗапФ 352 СД 1162 СП) – погиб 14 февраля 1943 под Смоленском. Возможно, это он.
Петр Савин родился 1 февраля 1906 года в Москве. Его отец работал на заводе, а мать была домашней хозяйкой. После окончания школы пошел работать слесарем на чугунолитейный завод. По воле случая, в 1925 году, он снялся в небольшом эпизоде фильма «Крест и маузер», съемки в котором стали решающими в выборе будущей профессии. В этом же году Савин поступил на кинокурсы имени Чайковского, учебу на которых стал совмещать с работой на заводе. Окончив кинокурсы в 1927 году, Петр Савин стал много сниматься, играя, в основном, своих современников – молодых рабочих и деревенских парней. Среди лучших работ раннего периода: Васька («Кружева»), Тимошка («Гармонь»), Петр Иванович («Случайная встреча»), Емеля («По щучьему велению»), Гараев («Тимур и его команда»).
В начале Великой Отечественной войны Петр Савин был эвакуирован в Алма-Ату, где продолжил работу на Центральной объединенной киностудии. Затем, с 1943 по 1946 годы, был актером Центрального Театра Красной Армии. В 1946 году был принят в штат киностудии «Мосфильм» и театра-студии киноактера (с 1951 по 1954 годы актер уезжал в Германию, где работал в театре Группы советских войск).
С возрастом Петр Савин перешел на роли второго плана и эпизоды, играя, в основном, рабочих, руководящих работников и военных. Среди работ: Мальцев («За витриной универмага»), замполит («Солдат Иван Бровкин»), Попов («Приключения Артемки»), Балашев («Шторм»), Чужак («Нахаленок»), Тимохин («Война и мир»).
В результате болезней, в 1975 году Петр Савин был вынужден уволиться с «Мосфильма». Умер в 1981 году. Похоронен на Востряковском кладбище.

Катя Деревщикова
Женя
Николай Александрович Анненков (настоящая фамилия Кокин) – народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР. Академик Международной академии театра. Родился 21 сентября 1899 в с. Калугино Инжавинского района Тамбовской области. В 1910 поступил в реальное училище в Тамбове. В 1917, окончив реальное училище, поступил в Московский институт путей сообщения. Впервые выступил в любительском спектакле в народном доме в Инжавино. В декабре 1918 вступил в ряды Красной Армии. Служил культработником в кавалерийском полку и в пехотном полку в Москве, участвовал в полковой самодеятельности. Выступал в клубных спектаклях под псевдонимом Хатунский.
В 1922 поступил в Высшие театральные мастерские при Малом театре, был зачислен в театр на должность артиста подготовительного кадра. Окончив Высшие театральные мастерские (1924), с 1 сентября 1925 переведен на должность артиста основного состава Малого театра. За три четверти века работы в Малом театре сыграл на его сцене более 200 ролей. Во время Великой Отечественной войны Анненков руководил фронтовой концертной бригадой Малого театра. 21 сентября 1999 в Малом театре состоялся Юбилейный вечер, посвященный 100-летию со дня рождения Анненкова. Актер вышел на сцену в роли Луп-Клешнина.
Много снимался в кино: руководитель партизанского отряда («Одиннадцатое июля», реж. Ю. Тарич, 1938), капитан Чистяков («Гибель орла», реж. В. Журавлев, 1940), полковник («Тимур и его команда», реж. А.Е. Разумный,1940), профессор Семенов («Мальчик с окраины», реж. Журавлев, 1947), профессор Добротворский («Суд чести», реж. А. Роом, 1948), секретарь обкома («Первый эшелон», реж. М. Калатозов, 1955), Г. Плеханов («В начале века», реж. А. Рыбаков, 1961), профессор Н.Е. Жуковский («Поэма о крыльях», реж. Д. Храбовицкий, 1980) и др. роли.
С 1947 Анненков преподавал в театральном училище имени М.С. Щепкина при Малом театре, на кафедре «Мастерство актера»; с 1957 ее заведующий. Профессор (1961), художественный руководитель училища им. М.С. Щепкина (1988).
Умер Николай Александрович Анненков в Москве 30 сентября 1999.
Марина Ковалева
Марина Францевна Ковалёва (1923 – 2007) – советская актриса театра и кино. Заслуженный работник культуры РСФСР, Лауреат Сталинской премии первой степени. Марина Ковалева снялась всего в десятке картин, но запомнилась зрителям своей естественностью и органичностью.
Родилась 1 января 1923 года. Дочь народной артистки РСФСР Ольги Ковалёвой, известной певицы, исполнительницы народных песен, объехавшей полмира с хором Пятницкого и собственной сольной программой. Сниматься в кино девочка начала в 15 лет: в московских школах искали исполнительниц главных ролей для фильма «Семиклассники». Спустя 2 года ее утвердили на роль в фильме про кумира советских пионеров – «Тимура и его команда». В 1940 году последовало новое предложение, которое отличалось от прежних, – сыграть сказочную красавицу Зарю-Заряницу в «Коньке-Горбунке». Ради того, чтобы Марина могла сниматься, не прерывая учебы в школы, семья переехала в Ялту, где проходили съемки.
Девушка училась в выпускном классе, работала на съемочной площадке, поражая всю киногруппу энергией и трудоспособностью, принимала участие в работе школьного драмкружка. 20 июня 1941 года ей вручили аттестат об окончании средней школы, но в дальнейшие жизненные планы вмешалась Великая Отечественная.
Во время Великой Отечественной войны была участницей фронтовых бригад. В 1944 году Ковалева стала студенткой школы-студии МХАТ. В 1948–1955 годах актриса МХАТ, затем театров Тбилиси, Целинограда, Горьковской области. В 27 лет, снявшись в фильме «Падение Берлина» у Михаила Чиаурели, Марина Ковалева получила Сталинскую премию и обрела мировую известность. Фильм посмотрели 1 миллиард 700 миллионов человек. Ни одна голливудская картина до сих пор не побила этот прокатный рекорд. К сожалению, в середине 50-х интерес режиссеров к обаятельной актрисе быстро пошел на спад, последнее появление Марины на экране произошло в 1959 году.
Ее образы всегда тонко соответствовали поэтике фильмов, в которых она принимала участие: были неотделимы от мира бодрых маршей 30-х годов, воплощали надежду на победу в 40-е, несли свет послевоенных 50-х.
Скончалась 30 мая 2007 года. Похоронена в Москве на Николо-Архангельском кладбище.
Ольга
О фильме
Аркадий Гайдар
Александр Разумный

Кинолента «Тимур и его команда» вышла на экраны советских кинотеатров 31 декабря 1940 года.

Фильм является экранизацией повести Аркадия Гайдара, хотя сначала был создан сценарий к картине, и лишь затем он был переработан в литературное произведение. Постановщиком картины стал Александр Разумный – режиссер, картины которого были хорошо известны отечественному зрителю. Режиссер Александр Разумный до 1940 года не снимал детского кино, он был мастером фильмов о революции, о войне и о тяжелых судьбах советских военных. Однако привычными для него драматическими красками режиссер сумел раскрасить и веселую, казалось бы, детскую историю о школьниках, помогающих старикам, детям, а особенно семьям тех, чьи родственники служат в Красной армии. Аркадий Гайдар и режиссер фильма Александр Разумный были лучшими друзьями.
Сын Разумного вспоминает: «Мы тогда жили на Тверской, недалеко от площади Маяковского, и когда Гайдар выходил во двор, со всех сторон сбегалась ребятня, чтобы поиграть с ним. Однажды он придумал игру, которую с радостью приняли все дети. Позже идея этой игры легла в основу сценария». Первоначально фильм должен был называться «Дункан и его команда», а главного героя звали Володя Дункан. Однако, когда картина уже была запущена в производство и съемки уже начались, из Комитета по кинематографии пришло указание убрать из сценария иностранную фамилию. Тогда Гайдар назвал центральных персонажей в честь своих детей – сына от первого брака Тимура и приемной дочери Жени.
Фильм «Тимур и его команда» ждала удивительная судьба: после его выхода на экраны страны в декабре 1940 года в СССР появилась новая «действенная (с элементами игры) форма общественно-полезной деятельности детей и подростков, способствующая их нравственному воспитанию, развитию инициативы и самодеятельности» – тимуровское движение. Как вспоминал режиссер А. Разумный: «...дальнейшего развития тимуровского движения не предвидели. Все мы, кроме, пожалуй, Аркадия Гайдара. Когда в кратчайший срок мы окончательно смонтировали фильм (всего три дня, за что и получили звание стахановцев студии) и показали его писателю, он с мягкой, только ему свойственной детской улыбкой сказал: «Это только начало! Вот если ребята не заиграют в Тимура, если мы не увидим его последователей в наших дворах, считайте – всё пропало!».
Но «в Тимура» заиграли миллионы советских пионеров и школьников, и к лету 1941 года во многих школах страны уже были организованы отряды тимуровцев, помогавших семьям красноармейцев, пожилым или больным людям. Особое значение деятельность юных патриотов приобрела с началом Великой Отечественной войны.
Подростки сначала стихийно, а затем и под руководством старших товарищей-комсомольцев, стали объединяться в группы, чтобы, как герои фильма, безвозмездно помогать семьям, в которых мужчины погибли на фронте, старикам и своим осиротевшим товарищам. Этим людям уделялось особое внимание, а помощь приходила в первую очередь. Ребята приходили в семьи военнослужащих, таскали им воду из колодцев, кололи дрова, навещали раненых в госпиталях. Число тимуровских команд по стране постоянно росло: количество участников в первые послевоенные годы исчислялось сотнями тысяч. Появилось даже выражение «тимуровское движение» — по сути, так называли форму детского социального волонтёрства. И что важно, эта помощь была не для галочки, не напоказ. Наоборот – добрые дела сохранялись в тайне. Автор в своем произведении затронул разные темы, выделил дружбу, любовь и бескорыстность. Гайдар наглядно показывает, что совершать добрые дела может каждый человек, независимо от возраста.
Тимуровское движение просуществовало пятьдесят лет и исчезло с распадом Советского Союза. Звучит невероятно, но сначала власти признали данное произведение идеологически вредным, и чуть было его не запретили.
В сентябре 1940 года Гайдар начал писать продолжение «Тимура…» — киноповесть «Комендант снежной крепости», которая была опубликована в январе 1941 года в журнале «Пионер», а в 1963 - поставлен  телеспектакль по мотивам повести.
В самом начале Великой Отечественной войны Аркадий Гайдар написал новый сценарий о полюбившихся юным зрителям героях «Клятва Тимура», который завершил своеобразную трилогиюА в 1942 году Львом Кулешовым была снята картина, где сыграли практически все те же актёры, которые снимались в фильме «Тимур и его команда».
В 1965 году кинолента «Тимур и его команда» была отреставрирована и восстановлена на Киностудии имени М. Горького. Несколько сцен переозвучили, эпизод встречи Жени и Тимура с колоннами красноармейцев при въезде в Москву был сокращён — из него убрали кадры со статуей Сталина.
В 1976 году на Одесской киностудии был снят ремейк картины – телевизионный фильм режиссёров Александра Бланка и Сергея Линкова с Антоном Табаковым, Ингой Третьяковой и Вячеславом Барановым в главных ролях.
Произведения Аркадия Петровича Гайдара для подростков позднего Советского Союза считаются классикой юношеской революционной литературы. Ни одна советская книга для детей среднего школьного возраста не имела такого читательского успеха. Вплоть до 1986 года она издавалась в СССР 212 раз суммарным тиражом 14 миллионов 281 тысяча экземпляров, ее перевели на 75 языков мира.
Сюжет
Действие картины «Тимур и его команда» начинается в Москве в конце 1930-х годов. Дочери красного командира полковника Александрова (Николай Анненков) 13-летняя школьница Женя (Екатерина Деревщикова) и 19-летняя студентка Ольга (Марина Ковалева) отправились на отдых из столицы в подмосковный дачный поселок.
Прогуливаясь по улицам поселка, младшая из сестер, Женя случайно обнаружила старый сарай с чердаком, где размещалась загадочная конструкция – самодельный штурвал с отходящими от него в разные стороны веревками. Представив себя на палубе корабля, Женя стала вращать штурвал, отчего веревки задергались, производя при этом необычный шум. Вскоре на чердаке собралась целая орава мальчишек, очень недовольных тем, что в их секретном штабе хозяйничала незнакомая девочка.
Но в тот момент, когда рассерженная толпа собралась наброситься на нарушительницу спокойствия с кулаками, светловолосый подросток с пионерским галстуком на шее остановил своих приятелей. Так Женя познакомилась с Тимуром (Ливий Щипачев), который из детей и подростков, отдыхающих на дачах и живущих в соседней деревне, организовал команду для помощи семьям красноармейцев и пенсионерам. Ребята узнавали, кому нужна была их поддержка, а потом на своих собраниях, проходивших на чердаке со штурвалом, который был нужен для подачи сигналов, решали, чем можно было помочь: наколоть дрова, посидеть с малышом, принести воды из колодца или найти потерявшуюся козу.
При этом свои рейды Тимур и его друзья совершали в тайне от взрослых, которые, ничего не зная о том, как проводят свободное время их отпрыски, считали их занятия бесполезными и даже вредными играми. Об этом Ольге рассказали соседки, считавшие Тимура хулиганом, совершающим по ночам набеги на чужие сады и огороды.
На самом же деле окрестные дачи опустошала совсем другая компания мальчишек, которой верховодил Мишка Квакин (Борис Ясень). С Квакиным и его дружками тимуровцы вели непримиримую борьбу, и протекало это противостояние с переменным успехом.
Поверив соседским сплетням, Ольга запретила сестре дружить с Тимуром и рассказала о том, какой репутацией он пользуется своему новому знакомому – инженеру Георгию Гараеву (Петр Савин), который оказался дядей Тимура.
Женя была возмущена несправедливостью Ольги, но не могла рассказать ей правду, так как дала слово держать в секрете, все, что знала о делах Тимура и его команды.
Однако вскоре, когда Тимур помог Жене встретиться с отцом, бывшим в Москве проездом всего на несколько часов, правда все же стала известна Ольге, и она полностью изменила свое мнение об этом благородном, смелом и добром мальчике.

Актёры 

.

На роль Тимура Гараева, племянника командира Красной Армии, пробовалось около 200 детей. Пробы на роль Тимура проходили будущие известные актеры Борис Рунге и Юрий Яковлев. Одиннадцатилетний Алексей Баталов также хотел сняться в фильме, но его родители не отпустили его на съемки. Среди тех, кто пробовался на главную роль, был и сын Аркадия Гайдара Тимур. Но режиссер картины отдал предпочтение Ливию Щипачеву, сыну известного на тот момент поэта Степана Щипачева. Ливий уже тогда, в юном возрасте, мечтал стать художником. Именно таким Гайдар и Разумный представляли себе образцового пионера: светловолосый, голубоглазый, с волевым подбородком. Ливий запомнился зрителям, но карьеру актера дальше продолжать не стал. Он окончил школу для особо одаренных детей, институт им. Сурикова по классу живописи, стал членом союза художников. Его картины экспонируются в Третьяковской галерее и в зарубежных коллекциях. Ливий Степанович не любит вспоминать о фильме: «Я художник, а не актер. Забудьте о моем прошлом», – говорил он.
Екатерина Деревщикова родилась в Москве, 18 мая 1929 года, в интеллигентной и весьма состоятельной семье. Глава семейства был известным дипломатом и служил в библиотеке Генштаба, заведуя восточным отделом. Мама состояла в родстве с известным революционером и литературным критиком – В.В. Воровским. Семья имела все шансы жить долго и счастливо в достатке, но отец попал в опалу, в 1934-м году был арестован и сослан в лагеря, где вскоре умер от тифа. Мать, после ареста супруга, поспешно вновь вышла замуж, переехала на новый адрес и сменила фамилию себе и маленькой дочери, дабы избежать преследований и гонений. Так она помогла наследнице избежать клейма дочери «врага народа», да и сама смогла начать новую жизнь. Маленькая Катя была натурой творческой и артистичной, но в кино попала случайно. Весной 1939-го года, когда маленькая Катя беззаботно играла со сверстниками во дворе, к ней неожиданно подошла какая-то незнакомая женщина, и поинтересовалась, не хочет ли девочка сняться в кино. Незнакомкой оказалась ассистент режиссера, занимавшаяся подбором актеров на роли в кинокартине «Личное дело», по произведению А.П. Гайдара. Девочка была несколько растеряна, и даже отказалась от участия в съемках. Но, когда ассистент режиссера побеседовала с мамой школьницы, вместе они привели Катю на «Мосфильм», где её уговорили попробовать свои силы в качестве актрисы. Так девочка дебютировала в большом кино, сходу получив ключевую роль.
После выхода фильма юная Катя стала настоящей звездой. В подъезде её дома стали дежурить поклонники, и порой мама девочки даже пользовалась этим, давая кому-то из них мелкие поручения, к примеру, вынести мусор или сходить в соседний магазин. В школу юную актрису приходилось провожать, иначе она рисковала опоздать из-за пристального внимания поклонников, желавших с ней пообщаться. Кате приходило по полсотни писем в день. Ребята делились впечатлениями, спрашивали, как им в их собственном дворе организовать «тимуровскую команду»... Она вместе с мальчишками, снимавшимися в «Тимуре и его команде», без конца выступала по кинотеатрам. Однажды в Театре эстрады толпа так разгорячилась, что Катю чуть не покалечили, оторвали от пальто все пуговицы. Пришлось двум милиционерам провожать Катю до Покровского бульвара, где она жила. Девочке пророчили большое будущее в кинематографе, ведь она не играла, она словно жила в кадре.
В 1944-м году, окончив школу, юная актриса без экзаменов была принята сразу на второй курс ВГИКа. Она попала в мастерскую легендарных А.П. Герасимова и Т.Ф. Макаровой. Примечательно, что с Макаровой у студентки сразу сложились весьма напряженные отношения. В возрасте семнадцати лет Деревщикову утвердили на роль Катеньки в фильме-сказке «Каменный цветок». На съемочной площадке молодой актрисе довелось работать со своим педагогом – Тамарой Фёдоровной Макаровой, исполнившей роль Хозяйки Медной горы. Ситуация между актрисами серьезно обострилась. В ходе съемок развернулось настоящее противостояние двух талантливых актрис: маститой, но уже не юной и восходящей звезды экранов. Педагога возмутило нарушение второкурсницей запрета, существовавшего для студентов ВГИКа, на участие в съемках. Кроме того, в этом же году девушка сыграла еще в одном фильме – спортивной драме «Центр нападения», где исполнила главную женскую роль. Картина «Каменный цветок» была отмечена призом жюри Каннского кинофестиваля, а её режиссер был удостоен Сталинской премии.
Из ВГИКа девушку отчислили за нарушение упомянутого ранее запрета. Несколько позже молодая актриса все же окончила институт, став выпускницей курса М.И. Ромма. А вот в её блестяще стартовавшей кинокарьере произошел длительный застой – Екатерина Александровна попросту исчезла с экранов и нигде не снималась почти полтора десятка лет.
В её жизни был период, когда она выступала в домах престарелых, тюрьмах и даже интернатах для слепых. Но все изменилось, когда в середине 60-х годов сам Сергей Владимирович Образцов пригласил актрису работать в свой театр кукол, в котором она служила много лет и объездила практически весь мир. В 1999-м году Екатерине Александровне было присвоено звание Заслуженной артистки Российской Федерации. В кинематограф она так и не вернулась, да и особо не стремилась это сделать, найдя себя в кукольном театре.
Умерла Е.А. Деревщикова в 2006-м году, в возрасте 77-ми лет.
Николай Кутузов роль Гейки получил случайно: он занимался музыкой и выступал в составе балалаечного оркестра. Там его и увидели, и предложили роль в фильме. В дальнейшем он не стал связывать свою судьбу с кинематографом, так как его настоящим призванием была музыка. Он стал блестящим педагогом (долгое время Николай Кутузов преподавал в Гнесинке), руководил Академическим хором русской песни Центрального телевидения и Всесоюзного радио. Николай Васильевич посвятил большую часть своей жизни хоровой обработке русского песенного фольклора. Кроме того, он написал большое количество музыкальных произведений для хора. Автор песен и хоров, в их числе — «Кто в России не бывал», «Москва — любовь моя», «Люблю тебя, моя Россия» и др.. Обработал для хора более 300 русских народных песен (объединены в циклы «Смоленские песни», «Вятские песни», «Песни станицы Вёшенской», «Песни О. Ковалёвой», «Пермские свадебные песни», «Владимирские песни», «Песни Гражданской войны»), которые хранятся в золотом фонде звукозаписи Всесоюзного радио
Игорь Смирнов, исполнивший роль открытого, честного и отважного советского школьника Симы Симакова, тоже посвятил свою жизнь музыке. Он стал балетмейстером, педагогом, заведующим кафедры хореографии Московского государственного университета культуры и искусства, одним из родоначальников карельского национального балета. Спектакли, поставленные им в Петрозаводске, способствовали становлению профессионального балетного театра в Карелии. Игорь Валентинович был блестящим педагогом, сценаристом и постановщиком. Примечателен тот факт, что Смирнов также занимался популяризацией классического русского балета за рубежом – он преподавал хореографию в Румынии и Японии. С 1967 года возглавлял кафедру хореографии Московского государственного университета культуры и искусств, профессор.
Борис Ясень смог блестяще воплотить на экране образ отъявленного хулигана Мишки Квакина. Образ, который создал в фильме Ясень, получился очаровательным и очень милым. Артист был старше своих коллег по съёмочной площадке. Известно, что вскоре после окончания работы на площадке он ушёл на фронт.
В 1942 г. он вернулся, чтобы сняться в продолжении киноистории «Клятва Тимура», а после снова отправился на передовую, где пропал без вести. Эти два фильма стали единственными в его творческой судьбе.
Виктор Селезнев, которому досталась роль Вити – внука доктора Колокольчикова, снимался в кино с 4-х лет (фильм "Дума про казака Голоту"), но в дальнейшем продолжать кинокарьеру тоже не стал. Родители работали на киностудии "Союздетфильм". Служил в рядах Советской Армии на флоте. Занимался спортом, пулевой стрельбой. Мастер спорта СССР. Окончил школу тренеров при ГЦОЛИФКе.
Заслуженный тренер РСФСР по пулевой стрельбе.Он увлекался спортом, пулевой стрельбой, окончил школу тренеров, стал заслуженным тренером РСФСР по пулевой стрельбе.

Удивительно, что практически все дети, снявшиеся в фильме «Тимур и его команда», отказались от кинокарьеры, но успешно реализовали свои способности в других областях деятельности. Режиссеру удалось найти действительно уникальных и талантливых детей, достойных подражания не только в фильме, но и за кадром! Такие случаи в кинематографе – не редкость.
Съёмки
Чтобы выбрать место для съемок, режиссер Александр Разумный отправился в путешествие по Волге на пароходе и остановился на окраине Куйбышева, в курортном местечке Барбошина поляна, расположенном на берегу Волги и носившем тогда имя выдающегося советского военачальника и государственного деятеля Михаила Фрунзе, куда он потом и привез киногруппу. Съемки фильма проходили в летние месяцы 1939 и 1940 годов. Актеры и киношники разместились на дачах, построенных для офицеров военного гарнизона.
Согласно легендам, в этих местах, в дубраве на некотором удалении от волжского берега, находился стан повольников во главе с атаманом Богданом Барбо́шей, который в составе Яицкого войска в 1586 году участвовал в разгроме большого войска Ногайской Орды.
В конце XIX века на Барбашиной поляне появился одноимённый курорт. Здесь были кумысолечебницы, гостиницы, яхт-клуб, церковь, аптека. Тогда же эта местность стала официально именоваться Барбашино́й поляной. Место стало популярным для дачного отдыха. Горожане очень любили прогуливаться на лоне волжской природы. После Октябрьской революции курорт распался на отдельные здравницы, государственные дачи и базы отдыха, а Поляна стала носить имя одного из военачальников Красной армии Михаила Фрунзе. После Великой Отечественной войны эта местность вошла в городскую черту.
Никаких дополнительных декораций не устанавливали. Снимали реальные домики, где жил офицерский состав. Роли тимуровцев сыграли воспитанники одного из куйбышевских детских домов и жившие в санатории неподалеку от места съемок дети испанских республиканцев, противников фашистского режима генерала Франко. На съемках царила удивительная атмосфера. Даже вне съемочной площадки будто продолжали играть свои роли. Они проводили пионерские линейки, выпускали газету, встречались с летчиками соседнего аэродрома. Несмотря на плотный график, успевали загорать, купаться. Местные жители тоже принимали участие в съемках.
Участница съёмок Зоя Романюк вспоминает, как все было: «Шёл 1938 год. Нам было по 11–12 лет. Жили мы в детском доме №1 на 2-й линии (так называлась наша улица) на Барбошиной поляне, на берегу Волги. Там располагались летние детсады, пионерские лагеря. Однажды нас собрали в игровой комнате-библиотеке и спросили: кто хочет сниматься в кино? Человек 8 подняли руки, я тоже. Фильм сняли не сразу: сюда киношники приезжали два лета подряд. Кроме самарских детдомовцев на съёмки возили испанских детей. Они тогда жили в доме отдыха «Коминтерн». На съёмочную площадку нас возили на пароходе, потому она была за Волгой. Кое-что снимали здесь, в Студеном овраге. Мы, куйбышевские пионеры, снимались в массовках. Но с актёрами из Москвы познакомиться успели, и неплохо. И хотя они были из столицы, за яблоками в соседний санаторий Водопьянова с нами лазить не отказывались. В волейбол и футбол с нами лихо играли. Не зазнавались ни капли. Больше мне довелось общаться с Катей Деревщиковой (она играла главную роль Женьки). Однажды нам здорово влетело за эту дружбу. Во время перерыва на съёмках мы решили на спор переплыть Волгу. И её с собой потащили. В этом месте река была очень широкая, мы были привыкшие к таким заплывам, а Катя вряд ли. Неизвестно, чем бы это закончилось для неё, если бы на середине реки нас не подобрала моторка с режиссёром. В детдоме нас наказали за эту авантюру: кроме серьезного внушения, всех восьмерых «чемпионов Волги» оставили вечером без пирога».
Во время съемок писатель постоянно приезжал в Куйбышев, привозил новые страницы сценария. Он работал не только как сценарист, но и как режиссер и актер. Со дня выхода на экраны фильма «Тимур и его команда» прошло более 80 лет, но память о бескорыстном, «по велению сердца» труде пионеров и школьников бережно сохраняется в городе, где рождался этот фильм. К 75-летию со дня первого показа «Тимура и его команды» при школе № 154 города Самары (ранее Куйбышев) был открыт музей истории тимуровского движения.
Также съёмки проходили в подмосковном Нахабино. Нахабино известно, как село с 1482 года, когда принадлежало боярам Плещеевым. В 1534 году село было продано Троице-Сергиевому монастырю. Название «Нахабино» произошло, по одной версии, от названия речки Нахабинки, по второй, более старой версии, название произошло от слова «хаб», означающем на старорусском – овраг, канава, то есть Нахабино – произносилось «на хабе», поселение на овраге.
В 1933 году на полигоне в Нахабине были запущены первые советские ракеты ГИРД-9 и ГИРД-10. С 2004 по 2010 годы здесь в 6-м учебном центре инженерных войск снимался телевизионный сериал «Солдаты». В фильме Тимур использует «Л-300» – первый советский серийный мотоцикл. Он выпускался в Ленинграде с 1930 по 1939 год сначала на заводе «Промет» треста «Тремасс» (до 1933 г.), затем – на заводе «Красный Октябрь» (в 1933–1-1939 гг.). Это самый массовый и самый долгоживущий на конвейере советский довоенный мотоцикл. Выпущено почти 20 000 штук. Одна из трех моделей советских мотоциклов, продававшихся частным лицам. Стоил 3300 рублей – 10 среднемесячных зарплат советского промышленного рабочего, или около 5 – инженера.
Фильм «Тимур и его команда» сняли очень быстро. Он имел оглушительный успех.

Проверь себя
Тест
Авторы
  • Екатерина Миронова
  • Ольга Серегина
  • Ирина Шульте
Источники
  • culture.ru
  • kinopoisk.ru
  • kino-teatr.ru