Судьба человека
Драма, военный
1959 год

Киностудия: "Мосфильм"

Режиссёр: Сергей Бондарчук

Оператор: Владимир Монахов

Сценарий: Юрий Лукин, Фёдор Шахмагонов

Композитор: Вениамин Баснер

Художники: Ипполит Новодерёжкин, Сергей Воронков

Награды
Актёрский состав
Ванюшка,
приемный сын Андрея Соколова
Павел Борискин
Сергей Бондарчук
Зинаида Кириенко
Ирина,
жена Андрея Соколова
Андрей Соколов
Иван Тимофеевич,
сосед Соколовых
Павел Волков
Актёр, кинорежиссёр, сценарист, педагог, народный артист СССР, лауреат Сталинской премии I степени, Ленинской премии, Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых, Государственной премии СССР и кинопремии «Оскар», участник Великой Отечественной войны.
Родился 25 сентября 1920 года в украинской деревне Белозёрка.
Прошёл всю войну и демобилизовался только в январе 1946-го, а в 1948 году окончил актёрский факультет ВГИКа. В том же году в числе прочих учеников Герасимова дебютировал в фильме «Молодая гвардия». С 1948 года работал в Театре-студии киноактёра.
Одни из самых известных режиссёрских и актёрских работ Сергея Бондарчука: «Тарас Шевченко», «Они сражались за Родину», «Судьба человека», «Отелло», «Война и мир», «Овод», «Серёжа», «Дядя Ваня», «Неоконченная повесть», «Тихий Дон». Самая известная киноэпопея «Война и мир» получила в 1965 году главный приз Московского международного кинофестиваля, а в 1969 году – премии «Оскар» и «Золотой глобус» за лучший фильм на иностранном языке.
Первой его супругой стала актриса Инна Макарова. В этом браке родилась дочь Наталья, ставшая актрисой и режиссёром. Вторая жена - актриса Ирина Скобцевоа. В этом союзе родились двое детей: дочь – актриса Алёна Бондарчук, сын – актёр и режиссёр Фёдор Бондарчук.
Умер Сергей Бондарчук 20 октября 1994 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Зинаида Михайловна Кириенко – советская и российская актриса, народная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии СССР.
Родилась 9 июля 1933 года в Махачкале. В 1958 году окончила ВГИК. Служила в Московском драматическом театре имени А.С. Пушкина, драмтеатре на Малой Бронной и в Театре-студии киноактёра, в котором проработала более 30 лет. Широкую известность Зинаида Михайловна получила благодаря экранным ролям. Наиболее популярные работы актрисы – роль Натальи Мелеховой в «Тихом Доне», Ирины в экранизации «Судьбы человека», а также колхозницы Ефросиньи Дерюгиной в фильмах Евгения Матвеева «Любовь земная» и «Судьба». За игру в фильмах «Любовь земная» и «Судьба» она стала лауреатом Госпремии СССР 1979 года в области литературы, искусства и архитектуры. В 2005 году актриса снималась в киноленте «Глубокое течение», а роль в сериале «Одна любовь души моей» режиссёра Натальи Бондарчук стала для актрисы одной из последних. С 2008 по 2011 год Зинаида Кириенко была председателем правления Центрального дома работников искусств в Москве. Состояла в Союзе кинематографистов РФ и Российской академии кинематографических искусств «Ника». Признанная советская кинозвезда 1950–1960-х годов. О карьере и жизни народной артистки РСФСР были сняты документальные фильмы «Зинаида Кириенко. Роковая красавица» и «Зинаида Кириенко. Зла не помню, обид не держу». Ей также посвящена книга Аркадия Локтева «Зинаида Кириенко».
Скончалась актриса в Москве 12 февраля 2022 года на 89-м году жизни. Похоронена на Троекуровском кладбище.
Павел Михайлович Волков – советский актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР. Родился в селе Поворино (ныне – город, районный центр в Воронежской области). В возрасте 22-х лет начал работать агрономом и параллельно учился на курсах театрального искусства в Саратове. По окончании курсов в 1923 году работал в театрах разных городов.
Начиная с 1934 года снимался в кино, чаще всего исполняя роли положительных героев, наделённых мудростью и жизненным опытом. В 1943 году по приказу Комитета по делам искусств СССР был откомандирован в Алма-Ату для съёмок в фильме братьев Васильевых «Фронт». После завершения съёмок в 1944 году вернулся в Ленинград и был принят в штат киностудии «Ленфильм». В 1949 году, в связи с ликвидацией штата, Волков был переведён в Москву в Театр-студию киноактёра, был занят в спектаклях А. Плотникова, А. Дикого и других режиссёров. Прослужил в театре до 1963 года. Снимался в фильмах: «Юность Максима», «Адмирал Ушаков», «Корабли штурмуют бастионы», «Сын полка», «Степные зори», «Гость с Кубани», «Мать», «У тихой пристани», «Ссора в Лукашах», «Судьба человека», «Алые паруса», «Сердце Бонивура» и других.
Скончался 10 июля 1970 года. Похоронен на Введенском кладбище.
Павел Евгеньевич Полунин (при рождении Борискин) родился в 1953 году в семье актёра Владимира Борискина. Он и привёл сына на съёмочную площадку. Во время съёмок в «Судьбе человека» между родителями Павла произошёл разрыв. Павел отца почти не видел, на съёмках с ним была только мать. Родного отца Павлу заменил отчим — режиссёр Евгений Полунин.
В пятилетнем возрасте Павел сыграл главную роль в фильме Сергея Бондарчука «Судьба человека». Снимался в кино недолго, до 10 – 11 лет, потом его перестали приглашать. В школе учился неплохо, серьёзно занимался спортом. Окончив школу, трижды безуспешно предпринимал попытки поступить во ВГИК. К этому времени у Павла уже была новая фамилия, к тому же никто не узнавал в нём чумазого Ванюшку из картины Сергея Бондарчука. Решив больше не испытывать судьбу и порвать с искусством, Павел поступил на деревообрабатывающий комбинат учеником слесаря. В дальнейшем сменил несколько профессий: работал в обкоме комсомола, в бюро молодёжного туризма, занимался бизнесом (торговал автозапчастями), работал инженером. В середине 2000-х годов попал под сокращение и с тех пор работает в Москве водителем такси. К своей судьбе относится философски.

Фильм о главном

«Судьба человека» – это пронзительное и сильное советское кино.

В этом фильме о войне очень много человечности и любви к людям.

Рассказ Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека» написан в 1956 году. Первая его публикация, появившаяся в газете «Правда» 31 декабря 1956 и 1 января 1957 года, вызвала широкий общественный резонанс. И это неудивительно, ведь главным положительным героем произведения стал бывший военнопленный, которого ещё несколько лет назад в СССР считали бы врагом народа. Михаил Шолохов был первым писателем, рассказавшим о судьбе советских военнопленных. Этот рассказ написан на основе событий, о которых писателю поведал случайный знакомый, встретившийся на охоте весной 1946 года. Мужчины разговорились, и собеседник рассказал Шолохову свою печальную историю. Писателя захватил его рассказ и он решил: «Напишу об этом, обязательно напишу». Через 10 лет, перечитывая рассказы Хемингуэя, Ремарка и других зарубежных писателей, Шолохов вспомнил ту историю и за семь дней написал рассказ «Судьба человека». Тема, поднятая в сочинении Шолохова, была новой для литературы того периода. Рассказ получил своё название не случайно. Писатель подчёркивал типичность характера описываемого героя и его величие, называя Человеком с большой буквы.
«Судьба человека» М.А. Шолохова рассказывает о русском солдате, которого война подвергла страшным испытаниям, лишила дома и семьи, бросила в концлагерь. Но судьба не сломила его дух – он выжил, отстоял своё право быть человеком, сохранил способность любить...
«Судьба человека» – самый короткий рассказ М.А. Шолохова, но самый эмоциональный. И хотя в рассказе идёт речь о судьбе одного человека, за ней видна судьба многих советских граждан, разделивших со своей страной все трудности, но сохранивших в себе человечность, доброту, любовь ко всему живому.
Сергей Бондарчук прочитал рассказ на одном дыхании и понял, что мечтает экранизировать его. Бондарчук, следуя линии Михаила Шолохова, не стал изображать масштабных сражений, а обратился к судьбе простого человека из народа, показав его лучшие нравственные черты. Он рассказывал: «Прочитал – и потом, что бы ни делал, о чём бы ни думал, я видел лишь Андрея Соколова, его мальчонку, его жену, разлив Дона, войну, фашистский концлагерь. Снять этот фильм стало для меня больше, чем «творческим планом». Больше, чем мечтой. Это стало целью моей жизни».
Сергей Бондарчук хотел сыграть в картине главную роль, но боялся, что его видение образа героя не совпадет со взглядом будущего режиссёра фильма. Тогда-то он и решил, что режиссёром этого фильма должен стать сам. Вот только с реализацией этого замысла возникло немало сложностей. Дело в том, что к тому моменту Сергей Бондарчук уже был востребованным и популярным актёром, известным по главным ролям в фильмах «Молодая гвардия», «Тарас Шевченко», «Отелло», «Попрыгунья», но у него ещё совсем не было режиссёрского опыта – этот фильм должен был стать его дебютом. Шолохов сомневался в том, что 36-летний режиссёр-дебютант справится с задачей, а руководство «Мосфильма» считало, что материала хватит только для короткометражного фильма. Бондарчук не стал ждать принятия окончательного решения по фильму и начал готовиться к работе. За помощью в написании сценария Бондарчук обратился к самому Шолохову. По совету писателя он побывал на его родине – в станице Вешенской Ростовской области. Тем временем редактор Михаила Шолохова Юрий Лукин и его литературный секретарь Фёдор Шахмагонов приступили к написанию сценария.
Сначала писатель не видел в Бондарчуке своего героя, но когда начались съёмки, то все сомнения полностью исчезли. Шолохов правил сценарий, который писали Юрий Лукин и Фёдор Шахмагонов, не раз появлялся на съёмочной площадке и фактически был основным консультантом съёмочного процесса. Шолохов и Бондарчук ставили перед собой задачу показать антигуманную суть войны – бойни, направленной на уничтожение человеком человека и коверкающей судьбу любого. В то же время картина проникнута глубокой верой в разум человека и его сущность – в то, что несмотря ни на что, человек остаётся человеком, даже пережив духовную и физическую схватку с бездушной машиной фашизма. В итоге в конце 1957 года текст сценария был принят «Мосфильмом» без замечаний и правок.

Фильм Бондарчука в 1960 году стал лучшим фильмом по опросу журнала «Советский экран», а по посещаемости занял 97 место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката. Фильм «Судьба человека» по праву вошёл в золотой фонд отечественного кинематографа.

Сюжет
С началом Великой Отечественной войны шофёру Андрею Соколову приходится расстаться с семьёй. В мае 1942 года он контуженным попадает в плен. Соколов переносит ад фашистского концлагеря, благодаря своему мужеству избегает расстрела и, наконец, бежит из плена за линию фронта к своим. В коротком фронтовом отпуске на малую родину – в Воронеж – он узнаёт, что жена и обе дочери погибли во время бомбёжки города фашистскими самолетами. Из близких у него остался только сын, который стал офицером. В последний день войны 9 мая 1945 года Андрей получает известие о том, что его сын погиб.
После войны одинокий Соколов работает водителем полуторки вдали от родных мест – в Урюпинске Сталинградской области. Там бывший фронтовик встречает маленького мальчика Ваню, оставшегося сиротой: во время войны мать ребёнка погибла при бомбардировке, а отец пропал без вести. Соколов решается сообщить мальчику, что он – его отец, и этим даёт себе и Ване надежду на новую счастливую семейную жизнь.

Актёры 

.

Риск состоял и в том, что это был достаточно сложный материал для режиссёра-дебютанта. Ведь Бондарчук намеревался нарушить одно из табу советского кино – тему военного плена. Признанный мэтр Михаил Шолохов мог себе позволить сделать главным героем своего произведения бывшего военнопленного, который ещё несколько лет назад однозначно был бы причислен к врагам народа, а вот начинающему режиссёру говорить о том, о чём тогда в кино предпочитали молчать, было рискованно. К тому же его Андрей Соколов, по словам оператора фильма Владимира Монахова, хоть и «положительный герой, но не примитивно-канонический, не ходячий набор всех мыслимых добродетелей, который точно и заранее знает на все случаи жизни, что хорошо и что плохо».
Михаил Шолохов
Сначала Михаил Шолохов сомневался в намерении Сергея Бондарчука сыграть фронтовика Андрея Соколова, побывавшего в плену. Режиссёр рассказывал: «Поначалу у него было недоверие ко мне – человеку городскому: «смогу ли влезть в шкуру» Андрея Соколова, характера, увиденного в самой сердцевине народной жизни? Он долго рассматривал мои руки и сказал: «У Соколова руки-то другие…» Позже, уже находясь со съёмочной группой в станице, я, одетый в костюм Соколова, постучался в калитку шолоховского дома. Он не сразу узнал меня. А когда узнал, улыбнулся и про руки больше не говорил». Сергей Бондарчук был настолько одержим идеей сыграть главного героя и так самозабвенно работал над образом, что в результате писатель сдался и признал его стопроцентное попадание в образ. Позже эту работу называли одной из самых сильных и точных в актёрской фильмографии Бондарчука.
Если Бондарчук был абсолютно уверен в том, что главную мужскую роль исполнит он сам, то с поиском юного актёра на роль беспризорного сироты Ванюшки возникли сложности. Бондарчук отсмотрел больше тысячи ребят, ездил по пионерским лагерям, трудовым отрядам, присутствовал на различных патриотических акциях, посещал школы, но никак не мог найти того, кто ему был нужен. Помог случай – в Доме кино демонстрировался детский фильм, Бондарчук пришёл туда совершенно случайно и увидел пятилетнего Пашу Полунина. Переговорив с отцом ребёнка, режиссёр получил согласие на участие Вани в фильме и приступил к съёмкам. Режиссёрское чутье Бондарчука не подвело – мальчик справился с поставленными задачами блестяще. Шолохов тоже одобрил этот выбор. На съёмках фильма Павлика очень бережно и старательно подготавливали к эпизодам с его участием. Сергей Бондарчук запретил съёмочной группе называть юного актёра его собственным именем. Чтобы Павлик лучше вжился в роль, все звали его Ваней.
Во время съёмок Бондарчук относился к мальчику очень трепетно и внимательно, всюду брал его с собой, помогал заучивать текст роли на слух, ведь Павлик тогда ещё не умел читать. Режиссёр вызвал такое доверие у ребёнка, что самая яркая сцена фильма, когда Ванюша бросается на шею к Соколову с криком: «Папка! Родненький! Я знал, что ты меня найдёшь!», получилась очень пронзительной и достоверной.
Спустя годы Павел Полунин вспоминал: «Сергей Фёдорович рассказывал сказки, был очень ласков, я знал, что рядом со мной есть крепкое мужское плечо, на которое могу опереться. Между нами появилась особая связь… Со мной разговаривали как с настоящим актёром, а вот капризничать не позволяли – мама быстро на место ставила..."
Ирину – жену Андрея Соколова, которую он очень любил, сыграла Зинаида Кириенко. Актрису на эту роль выбрал сам Шолохов. Произошло это неожиданно и для неё самой, и для режиссёра, возможно, и для самого автора рассказа.
А вышло так. В один момент в Вёшенскую, не сговариваясь, приехали представители двух съёмочных групп. Режиссёр Сергей Герасимов (а с ним и Зинаида Кириенко) прибыл, чтобы показать третью серию «Тихого Дона». В этом фильме актриса играла Наталью, нелюбимую жену Григория Мелехова. А режиссёр Бондарчук вместе со своим оператором присматривал в окрестностях станицы натуру для съёмок «Судьбы человека». Шолохов позвал всех в гости, а во время застолья поинтересовался у Бондарчука, нашёл ли тот Ирину. Бондарчук ответил, что у него есть на примете одна актриса, но окончательно в своём решении он ещё не утвердился, поскольку найти такую женщину, которая бы подошла под описание Ирины в рассказе, непросто.
«Так чего тебе искать-то, – сказал Шолохов, – Вот она сидит». И показал на Зинаиду Кириенко. Мнение писателя оказалось равносильным утверждению на роль худсоветом «Мосфильма», причём без проб.
На протяжении следующих семи лет после выхода фильма «Судьба человека» Павел снялся ещё в семи фильмах. Конечно, он мечтал об актёрской профессии, но этой мечте так и не суждено было осуществиться. После окончания школы он трижды пытался поступить во ВГИК, но все попытки оказались безуспешными. Павел Полунин сменил несколько профессий: он работал и учеником слесаря, и инженером, и секретарём в обкоме комсомола, и завотделом в бюро молодёжного туризма, и продавцом автозапчастей, и таксистом. В кино Полунин больше никогда не снимался.
Павел Полунин
Другие роли в картине исполнили: Анатолий Чемодуров (советский подполковник-артиллерист), Павел Винников (советский полковник), Лев Борисов (взводный), Павел Волков (сосед Соколовых), Евгений Тетерин (писатель), Юрий Аверин (комендант концлагеря Мюллер), Константин Алексеев (немецкий майор-инженер), Андрей Пунтус (немецкий офицер в концлагере) и другие известные советские актёры.
Зинаида Кириенко
Сергей Бондарчук
Павел Полунин и Сергей Бондарчук
Анатолий Чемодуров
Павел Винников
Лев Борисов
Евгений Тетерин
Павел Волков
Юрий Аверин
Константин Алексеев
Андрей Пунтус
Съёмки
Этот фильм наметил основную тематику, которая интересовала Сергея Бондарчука, – война и место человека в ней. Режиссёр достаточно чётко и ёмко изложил практически все основные события повести. Сергей Бондарчук вместе с оператором Владимиром Монаховым использовали огромное количество операторских приёмов – съёмки с самолёта, крана, ракурсные съёмки, светофильтры. Тут, видимо, сказался и экспериментаторский порыв режиссёра-дебютанта, которому хотелось применить богатый арсенал выразительных средств. Сергей Бондарчук прекрасно справился с экранизацией рассказа Михаила Шолохова. Фильм отражает именно то настроение, которое хотел передать автор.
Работа над картиной шла целый год, съёмочной группе пришлось немало поездить по стране.
Какие-то эпизоды снимали на Дону, недалеко от станицы Вёшенской - родины Шолохова (например, сцену встречи Соколова с Ваней). Там же снимались весенние сцены на Дону. Чтобы создать в кадре метафору восстановления нормальной жизни после окончания войны, авторы картины задумали показать весеннее пробуждение природы: цветущие яблони и весеннее половодье. Выезд на натуру съёмочной группы совпал с разливом Дона, но цветение яблонь уже завершилось. Чтобы не отказываться от такого выразительного кадра, было решено срубить дикую яблоню, украсить её ветки лепестками цветов из бумаги и установить дерево в водах разлившейся реки. Не только на плёнке, но и в жизни яблоня выглядела настолько естественно, что даже посетивший съёмки Михаил Шолохов увидел, что цветы бутафорские, лишь когда ему об этом сказали.
Летом мосфильмовская команда выехала на родину главного героя в Воронеж. Город не является кинематографической столицей России, но режиссёрский дебют Сергея Бондарчука, первый звуковой полнометражный фильм и первая кинороль народного артиста СССР Бориса Щукина состоялись именно в нём. Эпизоды, связанные с молодостью Андрея Соколова и его невесты, а затем супруги Ирины, проходили в Воронеже в декорациях, выстроенных на улице Тамбовской. В окончательном варианте картины можно увидеть местный вокзал, реку Дон, семилукские карьеры, Ротонду. А эпизод, в котором советских военнопленных ведут в храм, снимался в Богоявленской церкви села Терновое Семилукского района. Съёмки в Воронеже продолжались всё лето 1957 года.
В фильме есть немало массовых сцен, где задействованы также члены съёмочной группы. Дело в том, что не на все роли удалось найти актёров, тем более, что работать порой приходилось далеко от киностудии. Таким образом, к участию в эпизодах пришлось привлекать звукооператоров, художников и других работников. Так, художник по гриму Николай Печенцев и звукооператор картины Юрий Михайлов сыграли по несколько эпизодических ролей, в том числе и узников концлагеря, работающих в каменоломне, а роль офицера-эсэсовца с повязкой на глазу исполнил консультант фильма Виктор Лоренц. Бондарчук вынужден был задействовать даже работавших на съёмочной площадке женщин. Переодевшись в военную форму, они изображали то красноармейцев, то солдат вермахта. На съёмках эпизода расстрела произошёл случай, потрясший всех присутствовавших своим драматизмом. Сцену снимали на рассвете, но местные жители, всегда с интересом наблюдавшие за работой киношников, с первыми лучами солнца уже собрались вокруг съёмочной площадки. После команды «Мотор!» актёры начинают играть первый дубль. Эсэсовец выбирает из строя то одного, то другого военнопленного. Несчастных выстраивают у церковной стены. Офицер командует, раздаётся залп, а вместе с ним – отчаянный женский крик. Выяснилось, что кричала одна из зрительниц – пожилая женщина, у которой на этом самом месте немцы расстреляли сына.
Сегодня уже трудно отыскать свидетелей или участников съёмок тех массовых сцен. Но в архивах остались газетные статьи, описывающие те события 1958 года. Сохранились свидетельства в различных мемуарах и материалы киноведческих исследований. А в семьях участников воспоминания отцов и матерей устно передаются из поколения в поколение.

В конце лета съёмочная группа переместилась в Тамбовскую, а затем и в Ростовскую область. На территории карьера «Северный» в посёлке Чистоозёрный воссоздали быт фашистского концлагеря и снимали, как узники добывают камень. Работали здесь целый месяц, а жили в областном центре. Сначала из-за непрекращающихся дождей кинематографисты долго не могли приступить к съёмкам. Режиссёр Сергей Бондарчук и оператор Владимир Монахов колесили по просёлочным дорогам, прежде чем нашли отвечающее замыслу место. Потом за дело взялся художник Сергей Воронков. Были установлены проволочные заграждения, вытоптана и обожжена трава. Как только выглянуло солнце, начали снимать эпизоды на передовой. И вот Соколов мчится на грузовике, везя боеприпасы на батарею. Взрыв перед кабиной… и контуженный водитель попадает в плен. Атаку немецкого самолёта и его пикирование на машину Андрея снимали с вертолёта, это позволило увидеть грузовик глазами гитлеровского лётчика. А чтобы показать восприятие самого Соколова, съёмку провели непосредственно с машины. Такой приём использовался впервые.
Всё это днём, а вечером перед кинокамерой оператора брели конвоируемые фашистами советские военнопленные.
Полная драматизма сцена прощания уходящего на фронт Андрея с женой Ириной, которая снималась на тамбовском железнодорожном вокзале, запомнилась Андрею Фёдоровичу Череднику. Старший машинист вёл эшелон, в котором Соколов ехал на войну. Чередник, участвовавший и в массовых сценах, рассказывал журналистам, как сам трудился на железной дороге во время войны и за это был награждён несколькими медалями. Андрей Фёдорович очень полюбился Сергею Бондарчуку, и тот всегда задорно обращался к машинисту: «Больше пара!»
Сцена «Беженцы» снималась в пяти километрах от Тамбова у Татарского вала. Здесь работал второй режиссёр Александр Голованов. Съёмки велись с двух точек. С вертолёта запечатлели широкую панораму: дымящиеся развалины, горящий овёс и почти километровую колонну беженцев. Внизу снимались крупные планы. Понуро бредут старики, женщины и дети, лошади тащат скарб, а мимо проезжает Соколов. В массовках участвовали местные жители.
Эшелоны с пленными прибывали на вокзал Калининграда, а центральная сцена психологического поединка Соколова и Мюллера была снята в павильоне «Мосфильма». Эпизод прощания Соколова с погибшим сыном тоже снимался в Калининграде (на заднем плане видны руины Королевского замка Кёнигсберга).

Фильм вышел в прокат в апреле 1959 года и был встречен невероятным зрительским восторгом: в первый же год проката картину посмотрели почти 40 миллионов человек. Известный итальянский режиссёр Роберто Росселлини после просмотра киноленты с искренним восхищением отметил, что «это самое сильное и великое, что когда-либо было снято о войне». Он был так впечатлён режиссёрским и актёрским талантами Сергея Бондарчука, что пригласил его сыграть русского солдата Фёдора Назукова в своём фильме «В Риме была ночь».
Транспорт в фильме
Класс – Простые грузовики
Производство – СССР
ГАЗ-51 — советский среднетоннажный грузовой автомобиль грузоподъёмностью 2,5 т.
Первые опытные образцы с индексом ГАЗ-51 были созданы перед Великой Отечественной войной, серийное производство развернуто с 1946 года. В 1955 году был освоен модернизированный ГАЗ-51А, производившийся до 1975 года. Было выпущено 3 481 033 экземпляра всех модификаций.
По советской документации ГАЗ-51 производили в Польше на заводе FSC (г. Люблин) как Люблин-51 (польск. GAZ Lublin-51), Северной Корее (г. Токчхон) как Сынри-58 (Sungri-58 — «Победа-58») и Китае (г. Нанкин) в несколько изменённом виде как Юцзинь NJ130 (Yuejin NJ130).
Участие в фильмах: «К Чёрному морю» (1957), «Солдат Иван Бровкин» (1958), «Баллада о солдате» (1959), «Серёжа» (1960), «Приключения Кроша», (1961), «Я шагаю по Москве» (1963), «Ко мне, Мухтар!» (1964), «Белорусский вокзал» (1970), «Бой с тенью» (1972), «Афоня» (1975), «Аты-баты, шли солдаты…» (1977), «Вас ожидает гражданка Никанорова» (1978), «Баламут» (1978), «Вокзал для двоих» (1982), «Внимание! Всем постам…» (1985), «Ехали два шофёра» (2002) и многих других картинах.
ГАЗ 51А
Класс – Простые грузовики
Производство – СССР
ГАЗ-ММ (полуторка) — советский среднетоннажный грузовой автомобиль Горьковского автозавода грузоподъемностью 1,5 т (1500 кг), представлявший собой модернизированный вариант полуторки ГАЗ-АА с более мощным 50-сильным двигателем ГАЗ-М, усиленной подвеской, новым рулевым управлением и карданным валом. Довоенный ГАЗ-ММ внешних различий с моделью ГАЗ-АА не имел, а угловатые крылья появляются только на упрощенной модификации ГАЗ-ММ-В военных и послевоенных лет.
Годы выпуска ГАЗ-ММ: на ГАЗе — 1938-1946 гг., на УАЗе — 1947-1949 гг.
В 1943-1945 гг. на ГАЗе выпускался упрощённый вариант полуторки — ГАЗ-ММ-В (ГАЗ-ММ-13) с различными вариантами комплектации.
В общей сложности с 1932 г. было выпущено около 985 000 экземпляров ГАЗ-АА, ГАЗ-ММ и их производных, в том числе в течение 1941-1945 гг. — 138 600 экземпляров. К началу Великой Отечественной войны в РККА числилось 151 100 автомобилей этих моделей. Двигатель ГАЗ-ММ также использовался на БА-64, который производился до 1950-х годов и широко экспортировался в страны Восточного блока. Некоторое количество машин БА-64 до сих пор состоит на вооружении северокорейской армии.
Участие в фильмах: «Аты-баты, шли солдаты…» (1977), «Счастливы рейс» (1949), «Белый взрыв» (1969), «Торпедоносцы» (1983), «Мой друг Иван Лапшин» (1984), «Порох» (1985), «Гитлер капут» (2008), «Автомобили в погонах» (2009), «Ленинград» (2009), «Мы из будущего 2» (2010), «А зори здесь тихие…» (2015), «Несокрушимый» (2018), «В августе 44-го» (2001), «Ехали два шофёра» (2002) и других кинолентах.

ГАЗ ММ
Класс – Простые грузовики
Производство – СССР
ЗИС-5 («Трёхтонка») — советский среднетоннажный грузовой автомобиль грузоподъёмностью 3 т; второй по массовости (после ГАЗ-АА) грузовик 1930-40-х годов, один из основных транспортных автомобилей Красной Армии во время Великой Отечественной войны.
Первая партия из 10 грузовиков ЗИС-5 была собрана в июне 1933 года. C 1934 было развернуто массовое производство грузовика, ежедневный выпуск составлял 65 автомобилей. На базе ЗИС-5 было разработано 25 модификаций, из которых 19 были поставлены на производство. С учётом моделей АМО-2, АМО-3, ЗИС-50, УралЗИС-5М и УралЗИС-355, предшествовавших и последовавших за ЗИС-5 и ЗИС-5В, производство этого грузовика продолжалось с 1930 по 1958, а с учётом глубоко модернизированной модели УралЗИС-355М (с кабиной и оперением в стиле ГАЗ-51) — до 1965 года.
Выпускался ЗИС-5 с 1933 по 1948 годы на Автомобильном заводе имени И. В. Сталина. В 1934-1948 годах только на московском ЗИСе было выпущено 571 199 автомобилей ЗИС-5 с модификациями. С 1956 по 1958 годы Уральский автозавод выпускал немного доработанную версию УралЗИС-355, а с 1958 по 1965 годы — глубоко модернизированный грузовик УралЗИС-355М.
Участие в фильмах: «На войне как на войне» (1968), «Освобождение» (1969-1972), «Горячий снег» (1972), «Вариант «Омега» (1975), «Мерседес уходит от погони» (1980), «Долгая дорога в дюнах» (1982), «Мой друг Иван Лапшин» (1984), «Торпедоносцы» (1983), «Порох» (1985), «Чекист» (1992), «Смерть шпионам!» (2007), «Наркомовский обоз» (2011), «Разведчицы» (2013), «Ночные ласточки» (2013), «А зори здесь тихие» (2015), «По законам военного времени» (2015-2019), «Крепкая броня» (2018), «А.Л.Ж.И.Р.» (2019), «Алекс Лютый» (2020).
ЗИС 5
Класс – Простые грузовики
Производство – СССР
ЗИС-5В — модель советского грузовика (буква «В» обозначала «военный»). В начале 1943 году на автомобиле ЗИС-5 была применена облегчённая на 124 кг кабина из фанеры и дерева («вагонки»). Доски обшивки крепились гвоздями. Крыша кабины изготавливалась из деревянных реек, поверх которых натягивался дерматин. Крылья были сделаны методом простой гибки из обычного листового проката вместо штампованных с глубокой вытяжкой на довоенной модели, тормоза оставлены только на задних колёсах, бортовая платформа с одним задним откидным бортом и единственная фара (левая). Обод рулевого колеса изготовлялся из дерева. Ряд штампованных деталей заменялся более дешёвыми литыми из чугуна.
За время Великой Отечественной войны было выпущено 84 100 шт. автомобилей. Упрощённую военную модификацию ЗИС-5В (обозначение условное) выпускали заводы ЗИС (1943—1946 гг.), УльЗИС (1942—1944 гг.) и УралЗИС (1944—1947 гг.).
ЗИС-5В — упрощённая модификация военного времени, выпускалась на ЗИСе в 1943—1946 (66,9 тыс. в годы войны), УльЗИСе в 1943—1944 (10,4 тыс.) и УралЗИСе в 1944—1947 (8,5 тыс. в годы войны).
Участие в фильмах: «Солдат Иван Бровкин» (1941), «Весна» (1947), «Весна на Заречной улице» (1956), «Летят журавли» (1957), «Хроника пикирующего бомбардировщика» (1967), «Проверка на дорогах» (1971), «А зори здесь тихие» (1972), «Горячий снег» (1972), «Вариант «Омега» (1975), «Старшина» (1980), «Алые погоны» (1980), «Зелёный фургон» (1983), «Зеркало для героя» (1987), «Звезда» (2002), «Брежнев» (2005), «Чёрное море» (2020), «Подольские курсанты» (2020), «Ехали два шофёра» (2021) и других кинокартинах.
ЗИС 5В
Класс - Военная бронетехника
Производство – СССР, «Уралвагонзавод»
T-34 — советский средний танк периода Великой Отечественной войны, выпускался серийно с 1940 года. В течение 1942—1947 годов — основной танк РККА и ВС СССР. Являлся основным танком РККА до первой половины 1944 года, до поступления в войска его модификации Т-34-85. Самый массовый танк Второй мировой войны и послевоенного времени. Разработан конструкторским бюро танкового отдела Харьковского завода № 183 под руководством Михаила Ильича Кошкина. Успешность проекта была предопределена применением новейшего высокоэкономичного дизель-мотора В-2, благодаря которому средний толстобронированный Т-34 унаследовал от лёгкого БТ необычайно высокую удельную мощность. Впервые в практике мирового танкостроения на среднем танке Т-34 была установлена длинноствольная (30,5 калибра) 76-мм пушка Л-11 (образца 1939 года), значительно превосходящая по начальной скорости бронебойного снаряда (635 м/с) все существовавшие в те годы зарубежные танковые артиллерийские системы. А с марта 1941 года на Т-34 стали устанавливать 76,2-мм пушку Ф-34 (образца 1941 года) с длиной ствола 41,5 калибра и начальной скоростью бронебойного снаряда 662 м/с, который пробивал 60-мм броню с дистанции 1000 м: Т-34-76 — уточняющее обозначение этой модели.
С 1942 по 1945 годы основное крупносерийное производство Т-34 было развёрнуто на мощных машиностроительных заводах Урала и Сибири, и продолжалось в послевоенные годы. Ведущим заводом по модифицированию Т-34 являлся Уральский танковый завод № 183. Последняя модификация (Т-34-85) состоит на вооружении некоторых стран и по сей день.
Участие в фильмах: «Разгром немецких войск под Москвой» (1942), «Иван Никулин – русский матрос» (1944), «Максим Перепелица» (1955), «Летят журавли» (1957), «Баллада о солдате» (1959), «Жаворонок» (1964), «Освобождение» (1969-1972), «Офицеры» (1971), «Они сражались за Родину» (1975), «Братушка» (1976), «Аты-баты, шли солдаты…» (1977), «Сибириада» (1978), «Главный конструктор» (1980), «Корпус генерала Шубникова» (1981), «Долгая дорога в дюнах» (1982), «Экипаж машины боевой» (1983), «Битва за Москву» (1985), «Звезда» (2002), «Диверсант» (2004-2007), «А зори здесь тихие» (2005), «Белый тигр» (2012), «Ночные ласточки» (2012), «28 панфиловцев» (2016), «Т-34» (2018), «Несокрушимый» (2018), «Подольские курсанты» (2020), «Оборона Москвы» (2021).
Танк Т-34/85
Класс – Военная бронетехника
Производство – Германия
«Пантера» (нем. Panzerkampfwagen V Panther, сокр. PzKpfw V Panther) — немецкий средний танк периода Второй мировой войны.
Танк разработан фирмой MAN в 1941—1942 годах как ответ на появление на фронтах советского танка Т-34. «Пантера» была вооружена орудием меньшего калибра, чем «Тигр», и по немецкой классификации считалась средним танком. В советских же документах «Пантера» по своим боевым и техническим данным относилась к тяжёлым танкам. 75-мм пушка «Пантеры» по бронебойному действию превосходила основное вооружение танка «Тигр» — пушку 8,8 cm KwK 36 L/56. Начиная с 27 февраля 1944 года известен под обозначением Panzerkampfwagen V Panther.
Боевым дебютом «Пантеры» стала битва на Курской дуге. Впоследствии танки этого типа активно использовались вермахтом и войсками СС на всех европейских театрах военных действий. Танк имел ряд недостатков, был сложен в производстве и эксплуатации. На базе «Пантеры» выпускались противотанковые самоходные артиллерийские установки «Ягдпантера», инженерный танк «Bergepanther» и ряд специализированных машин для инженерных и артиллерийских частей немецких вооружённых сил.
Также танк «Пантера» использовался советскими войсками в качестве трофейных. Уже осенью 1943 г. одна захваченная «Пантера» непродолжительное время использовалась танкистами 59-го отдельного танкового полка. Трофейные танки «Пантера» использовались в Красной Армии до конца войны, но в очень незначительных количествах и эпизодически. Например, во время отражения немецкого наступления в районе озера Балатон в марте 1945 г. (операция вермахта «Весеннее пробуждение») 991-й САП подполковника Гордеева имел в своем составе 16 СУ-76М и три трофейных «Пантеры».
В России сохранился один экземпляр Ausf.G в Бронетанковом музее в Кубинке. В настоящее время машина восстановлена до ходового состояния и имеет раскраску, характерную для танков 5-й танковой дивизии СС «Викинг».
Участие в фильмах: «Жаворонок» (1964), «Освобождение» (1969-1972), «Экипаж машины боевой» (1983), «Т-34» (2018), «Несокрушимый» (2018).
Танк "Пантера"
Класс – Автомобили, Седан
Производство – Германия
Horch 830 BL Pullman-Limousine
На создании Horch 830 настояло руководство концерна Auto-Union, куда завод вошёл в 1932 году. Модель 830 выпускали с 1933 по 1940 год, внося в конструкцию подчас довольно глубокие изменения. Наиболее совершенная версия 830BL выпускалась с 1934 по 1940 год, было изготовлено 9489 шт. со всеми типами кузовов.
Достоинством 830-го семейства стал двигатель V8. Работы над ним проводились под руководством ведущего конструктора Вернера Штробеля, в основу же легла концепция Фрица Фидлера. Выдающийся немецкий двигателист к тому времени перешел из компании Horch в компанию BMW AG. Концепция Фидлера заключалась в применении компактного блока с развалом всего 66 градусов и газораспределительного механизма с единственным распредвалом и горизонтальными клапанами в головках цилиндров, что тоже уменьшало размеры мотора.
Кузова «пульман-лимузин» строились непосредственно на заводе Horch, в отличие от кузовов «кабриолет» и «седан». Стеклянная перегородка отделяет пассажиров от водителя. В салоне установлены раскладные сиденья-страпонтены. Выверенные пропорции кузова — заслуга «формгебера» Гюнтера Миквауша.
Участие в фильмах: «Непобедимый» (2001), «Баллада о бомбере» (2011), «По законам военного времени» (2015-2019).

Horch 830 BL Пульман-Лимузин
Класс – Кабриолеты
Производство – Германия
В 1932 году экономический кризис подтолкнул ряд немецких фирм к созданию концерна «Auto Union» (Авто Унион). В него, наряду с DKW и Wanderer, вошли бывшие фирмы-соперники Horch и Audi.
Первым результатом совместной работы для Audi стала переднеприводная серия Front UW.
«UW» (Umgekehrten Wanderer) в переводе с немецкого – обратный странник. Через два года, в 1935, на смену Front UW пришла переднеприводная модель Audi Front 225 с более мощным двигателем, измененной подвеской и небольшими изменениями в базовой комплектации (бампера, фары, кинематика переключения передач). В 1938 году на нескольких экземплярах шасси была установлена гидравлическая двухконтурная, основанная на двух главных тормозных цилиндрах система тормозов.
Переднеприводный Audi Front стал «коллективным продуктом» всех входивших в концерн Auto Union фирм: идея переднего привода для массовых автомобилей принадлежала основателю DKW Расмуссену, его 6-цилиндровый двигатель был разработан на Wanderer и выпускался на Horch, а готовый автомобиль носил марку Audi. Передняя подвеска была на поперечных рычагах и поперечной рессоре и во многом напоминала конструкцию британского автомобиля Alvis. Машины снабжались различными многоместными кузовами и развивали скорость свыше 105 км/ч. В отличие от большинства переднеприводных малолитражных машин Front принадлежал к среднему классу. В 1937 году на Берлинском автосалоне был представлен элегантный трехместный спортивный вариант Front.
Несмотря на трудности освоения новой конструкции, автомобиль хорошо себя зарекомендовал. Всего в период с 1933 по 1938 год было выпущено около 4600 Audi UW и Audi Front.
Участие в фильмах: «Вдали от Родины» (1960), «Безымянная звезда» (1979), «Долгая дорога в дюнах» (1982) и других кинолентах.
Ауди Фронт 225 Глезер
Класс – Автомобили, Седан
Производство – Германия
Mercedes-Benz (рус.Мерседес-Бенц) торговая марка и одноимённая компания - производитель легковых автомобилей премиального класса, грузовых автомобилей, автобусов и других транспортных средств, входящая в состав немецкого концерна «Mercedes-Benz Group». Является одним из самых узнаваемых автомобильных брендов во всём мире. Наименование торговой марки было принято в 1926 году в результате слияния двух конкурирующих фирм, Benz & Cie. (основана Карлом Бенцем) и Daimler-Motoren-Gesellschaft (основана Готлибом Даймлером), в единый концерн — Daimler-Benz. Название бренда образовано от двух наиболее значимых автомобилей объединённых компаний — Mercedes 1901 года и Benz Patent-Motorwagen 1886 года.
Mercedes-230 был обычным автомобилем среднего класса в довоенной Германии. Четырех-дверный, передние двери открывались вперед.
Во время Второй мировой войны концерн Daimler-Benz выпускал как грузовики, так и легковые автомобили различных классов. Однако двухнедельная воздушная бомбардировка англо-американскими ВВС в сентябре 1944-го года превратили Daimler-Benz Aktiengesellschaft практически в руины. Когда оценки разрушения были полностью готовы совет директоров постановил, что Daimler-Benz физически больше не существует.
Трофейных 230-ых Мерседесов было много в послевоенных Москве и Ленинграде. Но с запчастями становилось всё хуже (выпускать их перестали ещё 1943 году), и в пятидесятых годах в СССР приобрести такой экземпляр можно было сравнительно дешево. По крайней мере — дешевле, чем новый Москвич.
Участие в фильмах: «Рецепт её молодости» (1937), «Весна» (1947), «Женя, Женечка и «Катюша» (1967), «Освобождение» (1969-1972), «Семнадцать мгновений весны» (1973), «Паспорт» (1991), «Московская сага» (2004).
Мерседес-Бенц 230 Ланг
Класс – Грузовики, Простые грузовики
Производство – Германия
Opel Blitz (нем. Blitz — молния) — немецкий грузовой автомобиль, ранние модели которого активно использовались нацистской Германией во Второй мировой войне. Существовало несколько поколений (с 1930 по 1975 год), сильно различавшихся дизайном и конструкцией.
На территории СССР практически были известны только автомобили первого поколения в модернизированном варианте (после 1937 года), ввиду широкого использования их в Вермахте, в том числе и на Восточном фронте, и наличии в своё время значительных количеств трофейных экземпляров.
Производство этих автомобилей было начато в апреле 1937 года и продолжалось до 1944 года. Возможно, этот грузовик стал самым выпускаемым в Германии. За годы производства было изготовлено 82 356 грузовиков этой марки. В 1936 году Opel ввёл ещё одно новшество для своего грузовика – привод на обе оси. Полноприводный Blitz мог подняться на гору с уклоном до 70%. Привод на переднюю ось осуществлялся благодаря редуктору, который находился под управлением водителя в кабине. Очередным инновационным решением была реализация гусеничного привода — эта версия получила название Opel Blitz Maultier.
Opel Blitz широко применялся Вермахтом, так как немецкая армия делала ставку именно на колёсную технику. На обеспечение только пехотной дивизии требовалось около 500 таких машин, а моторизованные и лёгкие дивизии нуждались в 1600—1800 автомобилях. На базе этого автомобиля были созданы специальные автомобили: машина медицинской службы, машина службы связи и другие.
Участие в фильмах: «Московская сага» (2004), «Диверсант» (2004-2007), «Днепропетровский рубеж» (2009), «Ночные ласточки» (2012), «Разведчицы» (2013), «Людмила Гурченко» (2015).

Опель Блиц
Класс – Автомобили, Седан
Производство – Германия
Opel Kapitän (рус. «Опель Капите́н») — западногерманский автомобиль бизнес/представительского класса, выпускавшийся подразделением корпорации выпускавшийся подразделением корпорации GM Opel с 1939 по 1970.
Первая модель, носившая имя Kapitän, стала последним предвоенным автомобилем фирмы. На внутреннем рынке её премьера состоялась в конце 1938 года, а весной 1939 «Капитен» был экспонатом Женевского автосалона. Модельный ряд включал в себя двух- и четырёхдверный седаны и кабриолет. До прекращения производства гражданских легковых автомобилей к осени 1940 года успели выпустить 25 371 автомобилей. Также, в 1943 году собрали ещё три автомобиля — общий выпуск, таким образом, составил 25.374 экземпляра.
Автомобиль имел современную для тех лет конструкцию — независимая передняя подвеска и несущий кузов делали его одним из наиболее совершенных серийных автомобилей в Европе.
Трофейные автомобили этой модели имели очень широкое распространение в СССР в послевоенные годы.
Силовая структура днища кузова и передняя подвеска «Капитена» этого поколения благодаря своей передовой конструкции и доступности для изучения были использованы в СССР инженерами ГАЗа при разработке автомобиля ГАЗ-М-20 «Победа», однако, напрямую скопированы не были.
Участие в фильмах: «Заговор обречённых» (1950), «Петя по дороге в Царствие Небесное» (2009), «Маршал Жуков. Хроники» (2011), «Танкист» (2015), «Дед Морозов» (2020).


Опель Капитен
Класс – Автомобили, Внедорожник
Производство – Германия
Volkswagen Typ 82 (Kübelwagen) – германский автомобиль повышенной проходимости военного назначения, выпускавшийся с 1939 по 1945 год, самый массовый автомобиль Германии времён Второй Мировой войны.
Прототип армейского автомобиля, максимально унифицированный по механической начинке с гражданской моделью Kdf-Wagen, был разработан на заводе Volkswagen, в 1938 году (первый прототип был сконструирован Ф. Порше ещё в 1936 г.). В том же году были собраны первые 30 автомобилей. В серийное производство пошёл с ноября 1940 года, в вермахте был стандартизирован как Kfz.1 (нем. Kraftfahrzeug — «автомобиль»).
Автомобиль отличался от гражданской модели специальным облегченным открытым 4-дверным кузовом с плоскими панелями, задними колёсными редукторами, межколёсным самоблокирующимся дифференциалом, увеличенным клиренсом, 16-дюймовыми колёсами (в версии для африканской пустыни — с большей шириной протектора). Кузов был собран из тонких жестяных, продольно усиленных листов, имел складное лобовое стекло и брезентовую откидную крышу.
Названием Kübelwagen или Kübelsitzwagen обозначались не только Typ 82. Это общее название для армейских автомобилей открытого типа, при проектировании которых, из-за необходимости облегчить и упростить конструкцию, отказывались от дверей или заменяли их, как и крышу, на брезентовые, сиденья же, для большей безопасности, устанавливали глубокие — «лоханки» (Kübelsitz).
Typ 82 использовались во всех войсках Германии до окончания Второй мировой войны для перевозки личного состава, подвоза боеприпасов и топлива, эвакуации раненых и в качестве передвижной мастерской. На базе Typ 82 было создано более 30 модификаций многоцелевых автомобилей.
Участие в фильмах: «Освобождение» (1968-1972), «Братушка» (1976), «Людмила Гурченко» (2015) и других.

Фольксваген Кюбельваген
Класс – Автомобили, Внедорожник
Производство – США
Willys MB (Виллис) – американский армейский автомобиль повышенной проходимости времён Второй мировой войны. Серийное производство началось в 1941 году на заводах компаний Willys-Overiand Motors и Ford (под маркой Ford GPW).
Поступив в войска союзников, Willys быстро приобрел огромную популярность.
В Красную армию «Виллисы» массово поступали по ленд-лизу с лета 1942 года (наряду с Willys MB в СССР через Англию была поставлена практически вся партия Willys MA — 1553 экземпляра) и сразу же нашли себе применение как командирские автомобили и тягачи 45 мм противотанковых пушек.
Всего до конца войны в СССР было поставлено около 52 тысяч машин. С 20 мая по 10 июля 1943 года три автомобиля Willys MB проходили испытания под Кубинкой и показали себя очень хорошо.
В настоящее время можно увидеть в Центральном музее вооружённых сил в Москве.
Участие в фильмах: «Берлин» (1945), «Небесный тихоход» (1946), «Мерседес уходит от погони» (1980), «Автомобили в погонах» (2009)

Виллис МБ "Джип"
Дополнительная информация
Информация для учителя
О. Зиборова
«Судьба человека» – фильм, снятый по одноименному рассказу Михаила Шолохова. Опубликованный в новогодние праздники 1956–1957 гг. на страницах газеты «Правда», текст потряс всю страну. «Прочитал не отрываясь, – рассказывал о впечатлении, которое произвёл на него рассказ, Сергей Бондарчук. – Что бы ни делал, видел лишь Андрея Соколова, его мальчонку, войну, концлагерь. Снять этот фильм стало для меня больше, чем «творческим планом». Это стало целью моей жизни».
«Судьба человека» – первый режиссёрский опыт Сергея Бондарчука: «диплома режиссёра-постановщика он не имел, но, обладая неуступчивым характером, силой убеждения, взрывным темпераментом борца, Бондарчук получил постановку». Экранизация шолоховского рассказа, в которой он сыграл и главную роль, сразу принесла Бондарчуку лавры знаменитого кинорежиссёра. Советская критика была в восторге – и от самой картины, и от актёрской работы Бондарчука. О фильме писали, что с экрана смотрит на зрителя правда, что она свойственна буквально каждому кадру фильма. Мировая пресса тоже не осталась в долгу, назвав «Судьбу человека» самым сильным, самым великим из того, что было на тот момент снято о войне. Картина получила огромный международный резонанс и способствовала росту престижа советского кино на мировом экране.
Но заслуга режиссёра была не только в том, что картина качественно удалась. В СССР и в пору оттепели существовали запретные темы, приближаться к которым было опасно: «Как известно, советский солдат, попавший в плен не важно при каких обстоятельствах, объявлялся предателем и механически, зачастую прямо из немецких концлагерей отправлялся в зоны ГУЛАГа. Экранизировать рассказ, вернее – тему, было тогда немалой смелостью – то, что было позволено Шолохову, могло быть опасным для режиссёра-дебютанта...» Однако обошлось. Всё-таки это был «фильм активной кинематографической формы, резких выразительных средств», и, хотя в картине уже не было показа обязательного прежде эталонного «представителя народа», в ней со всей очевидностью была заявлена крупномасштабность героя – присутствовала показательная положительная фигура человека большой духовной силы, нравственной крепости и героического темперамента. Как бы то ни было, фильм не только не пожурили, но и наградили Ленинской премией (1960).Картина в полтора часа вместила судьбу человека, а сам герой ленты явился воплощением русского национального характера:

«Сдержанный темперамент, скрытый и тем более глубокий, молчаливое упорство в верности своим идеалам, конденсация воли и неизменность доброты, затаённой в натуре внешне неброской, – таков портрет русского человека, созданный в фильме». Речь, несомненно, шла и о героизме русского солдата, складывающемся не только из бесстрашных поступков, но и из терпения, гордости, обостренного чувства справедливости, и «о большом сердце русского человека, которое не ожесточилось после всех испытаний, обрушившихся на него». В судьбе героя виделась судьба народа, и Бондарчук хотел, раздвинув границы личного, создать обобщённый характер человека, прошедшего через жизненные трудности, вынесшего жестокие унижения, но сохранившего несгибаемую стойкость: «масштабы идейной задачи определили ясный и монументальный стиль картины». «Судьба человека» поражала современников классическим величием и кинематографической мощью.
Создавая простой, но цельный характер Андрея Соколова, Бондарчук искал новое – «образ, который может вызвать у зрителей более сильные ассоциации», несмотря на то, что тогда ещё «страдание и боль считались чувствами нежелательными в установившейся эстетике советского экрана». Идёт ли речь в эпизоде фильма о всенародном горе или о личном утешении (усыновление беспризорного мальчонки), «вся внутренняя жизнь отражается в его глазах: они страдают, мучаются, ненавидят захватчиков, тоскуют, выдают думу Андрея о родных, о своём воронежском доме. Они же, словно посыпанные пеплом, говорят нам о несломленности солдата, его человеческом достоинстве».
Фильм-монолог, где всё произошедшее показано через восприятие персонажа, композиционно поданный через простой рассказ Андрея Соколова, изначально был спланирован так, чтобы быть понятным и доступным миллионам людей. Народное признание совпало с официальным: «это странно, абсурдно и даже смешно, но бондарчуковская битва на стаканах водки по степени эмоционального напряжения оказалась самой мощной во всём военном кино. Каждый советский школьник после «Судьбы человека» узнал, что умение выпить стакан, не закусывая – совсем не причуда, а жизненная необходимость».
Сейчас говорят о том, что в советские времена «фильм «заболтали», вокруг него вырос частокол хвалебных статей и исследований, которые <...> загнали картину в хрестоматийную резервацию. Общие слова обесценили эстетическую значимость фильма».
Но как бы то ни было, «Судьба человека» навсегда останется памятной картиной для мирового кинопроцесса.
Проверь себя
Тест
Авторы
  • Екатерина Миронова
  • Ольга Серегина
  • Людмила Шимкус
  • Ирина Шульте
Источники
  • culture.ru
  • kinopoisk.ru
  • kino-teatr.ru