Собачье сердце
экранизация, драма, фантастика
1988 год

Киностудия «Ленфильм»

Режиссёр: Владимир Бортко

Оператор: Юрий Шайгарданов

Сценарий: Наталия Бортко

Композитор: Владимир Дашкевич

Художники: Владимир Светозаров
Награды
The best ideas come as jokes. Make your thinking as funny as possible.
1988

Конкурс профессиональных премий киностудии «Ленфильм»
и Ленинградского отделения СК (Премия им. А. Москвина за лучшую операторскую работу — Юрий Шайгарданов)
Актёрский состав
профессор Преображенский
Евгений Евстигнеев
Владимир Толоконников
Шариков
доктор Борменталь
Борис Плотников
Ольга Вильгельмовна Мелихова родилась 28 сентября 1961 года в Ленинграде. Актёрского образования не имеет. Окончила филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета.
Режиссёр Виктор Аристов пригласил её на главную роль Вари Березиной в своем фильме-мелодраме «Тростинка на ветру». Яркими работами, принесшими молодой актрисе успех и популярность, стали роли Кати Котовой в фильме Виктора Титова «Отпуск за свой счёт» (1981) и Зины — помощницы профессора Преображенского в картине Владимира Бортко «Собачье сердце» (1988).
В 1980-90-х годах — актриса Ленинградского государственного молодёжного театра на Фонтанке. Сыграла во множестве спектаклей. Несмотря на то, что актёрская карьера шла успешно, актриса решила изменить свою судьбу и в 1993 году оставила сцену.
О возврате на сцену актриса не думает. Мелихову часто сравнивают с её героинями – людьми тонкой душевной организации, такой она и осталась в воспоминаниях своих поклонников, хотя уже многие годы никто не видел её на экране.
Роман Андреевич Карцев (настоящее имя Роман Аншелевич Кац) - советский и российский артист эстрады, театра и кино. Актёр Московского театра миниатюр под руководством Михаила Жванецкого. На протяжении нескольких десятилетий выступал в дуэте с Виктором Ильченко.
Родился 20 мая 1939 года в Одессе. В 1939-1941 годах проживал с родителями в Тирасполе. Во время войны находился в эвакуации в Омске. После демобилизации отца в 1946 году семья вернулась в Одессу. По окончании школы в 1956 году пошёл работать наладчиком на швейную фабрику «Авангард». Тогда же начал выступать в драмкружке Дома культуры. В 1960 году получил приглашение в самодеятельный студенческий театр «Парнас-2», где познакомился с будущим постоянным партнёром Виктором Ильченко и автором текстов Михаилом Жванецким. Тогда и начал выступать под псевдонимом Карцев. В 1962 году актёр уехал в Ленинград, вместе с Виктором Ильченко стал работать у Аркадия Райкина в Ленинградском театре миниатюр.
Кто хоть раз слышал его монолог «Раки», не забудет никогда. А как популярны были его «Начальник транспортного цеха» или «Сидоров-кассир»!
В 1972 году заочно окончил актёрский факультет ГИТИСа. В кино начал сниматься с 1975 года в основном в небольших, эпизодических острохарактерных ролях. Наиболее запомнился зрителям по ролям в картинах «Собачье сердце», «Небеса обетованные», «Старые клячи» и «Мастер и Маргарита», «Биндюжник и Король».
Умер 2 октября 2018 года в Москве. Похоронен на Аллее актёров Троекуровского кладбища.
Ольга Мелихова
Зинаида, горничная
Нина Ивановна Русланова (настоящее имя — Галина Константиновна Антоненко) обстоятельств своего рождения не знала. В конце февраля 1946 года её, в возрасте, предположительно, двух месяцев, нашли в городе Богодухове (Харьковская область) и определили в детский дом. Там же ей дали отчество Ивановна, а фамилию Русланова она получила от инспектора детских домов в честь певицы Лидии Руслановой. День рождения - 5 декабря 1945 года - выбрала сама, поскольку в СССР это был выходной день в честь Дня Сталинской Конституции, в который устраивались концерты. После детского дома Русланова окончила строительное училище по специальности «штукатур». Затем поступила в Харьковский театральный институт, где проучилась один курс. Уехав из Харькова в Москву, поступила в Театральное училище им. Б. В. Щукина, которое окончила в 1969 году.
С 1969 года — актриса театра имени Евгения Вахтангова, в 1985—1988 годах — театра имени Владимира Маяковского. Служила в Театре имени Рубена Симонова. С 1988 года — актриса киностудии им. М. Горького.
Дебют в кино состоялся в 1967 году в фильме Киры Муратовой «Короткие встречи». Среди других – работы в фильмах «Афоня», «Цыган», «Не стреляйте в белых лебедей», «Мой друг Иван Лапшин», «Настройщик». В общей сложности актриса снялась в более чем 150 фильмах и сериалах. Участвовала в озвучивании нескольких мультипликационных фильмов.
После двух перенесённых инсультов отошла от активной творческой деятельности.
Скончалась в Москве 21 ноября 2021 года. Похоронена на Троекуровском кладбище.
Нина Русланова
Дарья Петровна, кухарка
Борис Григорьевич Плотников родился 2 апреля 1949 года в городе Невьянске (Свердловская область). После окончания школы пытался поступить в школу-студию МХАТ, но получил вердикт «профнепригоден». Окончил Свердловское театральное училище и филологический факультет Уральского государственного университета.
С 1970 по 1978 год служил в Свердловском ТЮЗе. С 1978 года — на сцене Московского театра сатиры. С 1988 года — в Центральном академическом театре Советской армии, с 2002 года — в труппе МХТ имени А. П. Чехова.
В кино дебютировал в 1976 году в фильме Ларисы Шепитько «Восхождение», принёсшем ему всесоюзную известность. Играл в таких фильмах, как «Дикая охота короля Стаха», «Лес», «Дульсинея Тобосская», «Жизнь Берлиоза», «Михайло Ломоносов», «Холодное лето пятьдесят третьего…», «Графиня Шереметева», «Собачье сердце», «Пушкин. Последняя дуэль». Борис Григорьевич на киноэкране появлялся в избранных проектах.
В 2016 году Владимир Андреев пригласил Бориса Плотникова преподавать в ГИТИС. За 4 года Мастерская Бориса Плотникова стала одной из лучших студенческих театральных трупп в Москве.
Борис Григорьевич был скромным и даже замкнутым человеком, который ценил собственное и чужое личное пространство. На различных творческих вечерах или шумных кинофестивалях этот актер бывал редко, избегая лишнего внимания и ненужных вопросов.
Скончался 2 декабря 2020 года от коронавируса. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.
Роман Карцев
Швондер, председатель домкома
Евгений Александрович Евстигнеев - советский и российский актёр театра и кино, театральный педагог.
Родился 9 октября 1926 года в Нижнем Новгороде. Тягу к миру прекрасного проявил в раннем детстве. До войны успел окончить семилетку и в 1941 году пошёл работать электромонтёром. В 1943-1947 годах работал слесарем на заводе «Красная Этна» в Горьком.
В 1951 году окончил Горьковское театральное училище и до 1954 года был актёром Владимирского областного драматического театра. В 1956 году окончил Школу-студию имени В.И. Немировича-Данченко при МХАТ и стал актёром этого театра. В 1957-1970 годах — артист театра «Современник». С 1970 года — артист МХАТа.
Сниматься в кино начал ещё в 1957 году (первый фильм «Поединок»), преимущественно в небольших ролях. Всего снялся более чем в ста лентах в кино и на телевидении: «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», «Гиперболоид инженера Гарина», «Берегись автомобиля», «Зигзаг удачи», «Золотой теленок», «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх», «Семнадцать мгновений весны» и многих других.
1 марта 1992 года актёр в последний раз вышел на сцену театра в роли карточного шулера Глова в спектакле «Игроки ХХІ». 2 марта вылетел в Англию, где ему должны были сделать операцию на сердце.
Скончался 4 марта в одной из клиник Лондона накануне операции. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Карай
Шарик
Владимир Алексеевич Толоконников родился летом 1943 года в Алма-Ате. Артистизм проявился в нём ещё в детские годы. В старших классах он понял, что на сцене можно сыграть любого героя. Эпопея с поступлением в театральный вуз длилась долго. После трёх неудачных попыток поступить в московские театральные вузы был принят в Ярославское театральное училище, которое окончил в 1972 году. С 1973 года играл на сцене Государственного русского академического театра драмы им. М.Ю.Лермонтова.
Роль в картине «Собачье сердце» - дебютная и, возможно, наиболее известная. После выхода фильма актёр мгновенно превратился в звезду международного масштаба. За эту роль Толоконников получил Государственную премию РСФСР. Кинематографическая биография актёра после «Собачьего сердца» успешно развивалась. Артист появлялся во множестве популярных фильмов и сериалов: «Гражданин начальник», «Хоттабыч», «Исчезнувшие», «СуперБобровы», «Пес Рыжий». Последней работой в фильмографии артиста стало продолжение сериала «СуперБобровы. Народные мстители».
Успешным телепроектом артиста стала передача «На кухне с Толоконниковым». Ведущий принимал в гостях многих звёзд кинематографа, приезжающих на гастроли в Казахстан. Сын Родион пошел по стопам отца. Молодой человек уже успел сняться в кинолентах «У каждого своя война», «Анна-детективъ», «Наследники».
Скончался Владимир Толоконников в июле 2017 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.
Псу Караю (настоящее имя собаки), на момент начала съёмок было 5 лет, он состоял на службе в милиции как специально обученная собака и уже отличился 38 задержаниями. Мохнатого актёра нашли в базе ленинградского Клуба служебного собаководства «Дружок». Выбирали из двадцати претендентов. Пёс в роли Шарика в фильме «Собачье сердце» покорил зрителей своим артистизмом и природным обаянием.
Режиссёру нужен был натуральный «двортерьер», и собака Карай вполне соответствовала заданным параметрам, она не принадлежала ни к какой конкретной породе. Владелец и дрессировщик собаки Елена Никифорова нашла питомца щенком как раз на улице, возле гаражей. Характер у пса получился вполне актёрский. На съёмочной площадке он не страшился яркого освещения, множества незнакомых людей, даже ветродуй, нагоняющий в кадр метель, был ему нипочем. Единственное, чего боялся Карай — уколы. Что он правдоподобно и сыграл в роли пса Шарика: с чувством, с толком, с настроением.
Великолепный Карай после фильма «Собачье сердце» снялся ещё в четырёх картинах. К сожалению, Карай долго не прожил, пёс погиб от отравления через два года после съёмок.

О фильме

Михаил Булгаков написал сатирическую повесть «Собачье сердце» в 1925 году. Повесть была запрещена в СССР с 1926 года. Ведь в ней в сатирическом ключе описывался не только эксперимент профессора Преображенского над собакой, но и большевистское преобразование общественной жизни. Легально она разошлась по стране только в 1987 году, после публикации в журнале "Знамя". И вот однажды по коридорам "Ленфильма" разнёсся слух, что режиссёр Владимир Бортко собирается экранизировать повесть. Злопыхатели твердили, что донести философский смысл булгаковского произведения ему не удастся. Бортко понимал, что для того, чтобы фильм получился, нужно не прогадать с актёрами.
По словам режиссёра Владимира Бортко на идею создания этой картины его подтолкнул Сергей Микаэлян, который в то время возглавлял телевизионное отделение «Ленфильма».
«Встретив меня в коридоре студии в тот раз, Микаэлян протянул журнал. Я пришёл домой, начал читать, дошёл до монолога профессора и понял, что буду снимать, и даже знаю как. Это должно быть чёрно-белое кино…», - Владимир Бортко.
Но позже Бортко решил использовать для камеры фильтр «сепия», чтобы стилизовать его под кино 1930-х годов.
Европейских кинематографистов повесть заинтересовала ещё раньше — после первой публикации в 1968 году во Франкфурте. Первый фильм по повести Михаила Булгакова был снят в 1976 году итальянскими и немецкими кинематографистами. В итальянский прокат фильм вышел с оригинальным названием, а в немецкий - как «Почему лает господин Бобиков?». Пройти мимо сатиры на большевиков там не смогли и сняли "Собачье сердце" на свой лад. В картине режиссёра Альберто Латтуады "Warum bellt Herr Bobikow?" ("Почему лает господин Бобиков?") было много местного колорита, Преображенского играл Макс фон Сюдов, а Шариков-Бобиков, которого играл комик Кокки Понцони, по ходу сюжета приставал ко всем, кто попадал в его поле зрения. Всё это было забавно, но не более того. Прочувствовать нерв повести, её комедию и трагедию режиссёру не удалось. Для этого надо было быть "в теме".
Фильм настолько поразил советских зрителей, что после его просмотра они бросились искать книги Булгакова, чтобы прочесть оригинал. Одни шли в библиотеки и отстаивали там длинные очереди, другие покупали книги. Как раз в 1989 году вышла полная версия повести "Собачье сердце". Кроме того, рынок наводнили другие издания писателя, среди которых были сборник из его произведений, включающий в себя ещё и повесть "Роковые яйца", и различные издания "Мастер и Маргарита". Страна наконец более полно узнала о творчестве писателя, часть произведений которого была на долгое время запрещена.
Сюжет


События фильма "Собачье сердце" разворачиваются в Москве в середине 1920-х годов.
Гениальный нейрохирург профессор Филипп Филиппович Преображенский уже много лет занимался исследованием возможностей омоложения человека, а результаты своих опытов с успехом применял на практике.
Однажды зимой профессор подобрал на улице бездомную дворнягу, чтобы осуществить давно задуманный им научный эксперимент по пересадке собаке гипофиза и семенных желез человека с целью изучить их влияние на организм.
В тот же день, когда в доме профессора появился пес, названный Шариком, к Преображенскому пожаловали гости — новый управдом Швондер со своими помощниками. Целью их визита было «уплотнить» профессора, поселив в нескольких комнатах его квартиры других жильцов. Из этой затеи ничего не вышло, так как Филипп Филиппович обратился за помощью к одному из своих пациентов — высокопоставленному советскому чиновнику. Уйдя ни с чем, Швондер затаил на квартиросъёмщика обиду за свою неудачу.
Через некоторое время профессор с помощью своего ассистента, молодого талантливого врача Ивана Арнольдовича Борменталя провёл долгожданную операцию, результаты которой превзошли самые смелые ожидания. Собака начала превращаться в человека, который постепенно стал осознавать себя новой личностью. К сожалению, личность эта унаследовала черты характера и привычки донора органов для пересадки — дебошира и алкоголика Клима Чугункина, убитого в пивной.
Очень скоро профессор, увидев, какого монстра он вызвал к жизни, превратив милейшего пса в хама, бездельника и пьяницу Полиграфа Полиграфовича Шарикова — такое имя избрал себе бывший Шарик — горько пожалел о проведённом им эксперименте.

Актёры и роли

.

Один из главных показателей популярности фильма у зрителей – это разбор картины на цитаты. "Собачье сердце" на цитаты-афоризмы растащили ещё 25 лет назад, когда фильм Владимира Бортко показали на Центральном телевидении, а актёры, снявшиеся в нём, стали ассоциироваться со своими персонажами.
Казалось бы, это невозможно — так мастерски снять фильм. Пёс Шарик в повести «Собачье сердце» — типичная дворняга, которая случайным образом оказалась главным объектом медицинского эксперимента и перевоплотилась в человека. Художественно экранизировать сюжет этой повести — задача и сама по себе непростая, а уж подобрать подходящего исполнителя роли Шарика представляется действительно невероятным делом. Режиссёру Владимиру Бортко и съёмочной группе это удалось. Весь актёрский ансамбль сработал в экранизации на "отлично".
На роль профессора Преображенского пробовались такие известные актёры, как Вячеслав Тихонов, Кирилл Лавров, Михаил Ульянов, Владислав Стржельчик, Леонид Броневой, Олег Басилашвили, Юрий Яковлев. Но роль досталась человеку, который даже не читал никогда «Собачье сердце» — Евгению Евстигнееву. «Все они грандиозные артисты и играли Филиппа Филипповича более чем великолепно, — рассказывал режиссёр. — Потом пришёл Евстигнеев. В нём была, кроме гениальной игры, проникновенность, которой, на мой взгляд, недоставало другим в этом образе. И Евгений Александрович был утверждён».

К моменту съёмок "Собачьего сердца" Евгений Евстигнеев уже успел поработать более чем в ста картинах. Для него эта роль стала настоящим спасением. Дело в том, что незадолго до этого, как раз после раздела МХАТа, перенесший инфаркт Евгений Александрович попросил худрука Олега Ефремова не занимать его в новых спектаклях. Ефремов воспринял это как предательство и сгоряча выдал: «Так иди на пенсию…» А тут такая роль!
«Этот фильм возник в жизни отца очень вовремя и буквально спас его. Папа переживал сложный период, когда во МХАТе его отправили на пенсию. Трудно соглашаясь на работу в «Собачьем сердце», он потом просто жил ею. Что было на площадке, я не знаю, но он постоянно говорил о своей роли, что-то наигрывал, показывал какие-то сцены… В тот момент картина стала для него опорой», - Денис Евстигнеев, сын Евгения Александровича.
Дольше всех искали исполнителя роли Шарикова. Во все киностудии и в несколько театров страны отправили телеграмму с просьбой выслать фото самых неказистых актёров – у съёмочной группы была задача найти мужчину с низким приплюснутым лбом, большими оттопыренными ушами, огромным ртом и крупными зубами. На эту роль пробовались Николай Караченцов, Валерий Носик, Алексей Жарков, Владимир Стеклов.
У Владимира Толоконникова фильмографии не было вообще. Артисту на тот момент исполнилось уже 45 лет, и самым большим его достижением были роли в спектаклях Алма-Атинского драматического театра. Но именно его Бортко предпочёл одному знаменитому актёру. Как позже вспоминал режиссёр, когда Владимира Толоконникова привезли на пробы, то он увидел перед собой реального «пса в галстуке», гениально провозгласившего тост «Желаю, чтобы все!». В тот же день актёр был утверждён на роль.

«На роль Шарикова было восемь претендентов, в том числе и любимый мною актёр и друг Николай Караченцов. Но Толоконников, обнаруженный нами в Алма-Ате, убил меня совершенно. На пробе он разыгрывал сцену с водкой: «Желаю, чтобы все!» Он так убедительно гмыкнул, хэкнул, так удивительно пропутешествовал глоток по его шее, так хищно дёрнулся кадык, что я утвердил его немедленно», -говорил Владимир Бортко.
Правда, режиссёру пришлось отстаивать Толоконникова перед худсоветом "Ленфильма": там настаивали, чтобы Шарикова играл Караченцов.
«Папа всегда был благодарен судьбе за эту роль, ведь такой шанс выпадает не каждому артисту. Сам он ни капли не похож на своего героя. Он был интеллигентнейшим, тактичным, добрым человеком, сыграл много прекрасных ролей», - рассказывал сын актёра Иннокентий.
Булгаковед, критик и писательница Мариэтта Чудакова назвала игру Владимира Толоконникова поразительной. Она признала, что актёр обладал выдающимися артистическими способностями и, как никто другой, понял автора повести.
А переходное от пса к человеку существо сыграл Владимир Фёдоров.
Карай
Нина Русланова
Борис Плотников
Владимир Толоконников
Ольга Мелехова
Роман Карцев
Анжелика Неволина
Владимир Федоров
На роль доктора Борменталя пробовались Алексей Жарков, Владимир Симонов. Выбор режиссёра остановился на Борисе Плотникове, который в то время был занят в театре Советской армии в роли князя Мышкина. Плотников работал между Москвой и Ленинградом на совершенно различных как драматургически, так и эмоционально материалах. В то же время приходилось быстро переключаться. Поначалу на одной съёмочной площадке со знаменитым актёром Плотников робел и чувствовал себя неуверенно, но Евстигнеев сказал ему: «Мы с вами равны, коллега». И Плотников раскрылся полностью.
В роли Шарика снимали собаку по кличке Карай. Мохнатого актёра нашли в ленинградском Клубе служебного собаководства «Дружок». Что интересно, Карай в то время состоял на службе в милиции и в прямом смысле слова карал преступников: на счету этой героической дворняги было 38 задержаний! Чтобы попасть в фильм, Карай обошёл двадцать хвостатых претендентов. Вот только на съёмках ему пришлось совсем не просто.
Так, например, чтобы придать ему бродячий и больной вид, пса мазали желатином, в котором несчастный ходил несколько дней подряд. Один бок Шарика должен был выглядеть обваренным после того, как его окатили кипятком во дворе. Гримеры так постарались с красной краской, что прохожие шарахались от Карая во все стороны. Дело в том, что съёмки длились не один день, поэтому Елена грим не смывала, собака так и ходила в боевой раскраске. «Я его потом еле отмыла от желатина», — вспоминала хозяйка.

Лохматый артист показал себя настоящим профессионалом и безоговорочно выполнял все указания хозяйки Елены Никифоровой.
«Она Караю говорит тихо, не прикармливая ничем, не в приказном порядке: "Карай, видишь, вот там труба водосточная? Сядешь, сидишь, пройдут солдаты, видишь, вот они, выйдет дядька с метлой и ударит тебя один раз. Ты сиди. Второй раз – уходи". Мотор. Солдаты идут не туда, эти – не туда. Один Карай, выходит, сидит, дворник бьёт его, и он только со второго раза уходит. Это что-то фантастическое!», - рассказывает художник-постановщик картины Владимир Светозаров.
Караю нелегко далась сцена, где Шарик ловит на лету колбасу. Хозяйка вспоминает: «В течение нескольких дублей его просто закормили этой колбасой, которая к тому же была ещё и соленая. Но дворняга честно ловила её, правда, потом сплёвывала и мчалась к ведру с водой, чтобы запить». В общем, пёс Карай при съёмках фильма «Собачье сердце» мужественно переносил все тяготы актёрской доли!
Карай ничего не боялся во время съёмок – ни бинтов, ни света софитов, ни сильного шума машины-ветродуя, которым нагоняли метель. Специально для фильма Карай научился новым для себя вещам – сидеть «зайчиком», ходить на задних лапах, огрызаться на кошек.
Режиссёр Владимир Бортко говорил о собаке: «Это был умнейший пес. Он разве что по-французски не говорил. Все делал с первого дубля».
На съёмочной площадке Карай сразу стал всеобщим любимцем. Он всегда «здоровался» с Евстигнеевым, а тот в ответ приветливо трепал его. Толоконников, съёмки которого не совпадали со съёмками пса, один раз специально приходил на площадку, чтобы познакомиться со своим «предшественником», как он его называл. Карай опасался на съёмочной площадке только Бортко – наверное, понимал, что он тут главный.
Пёс, для которого эта картина стала кинодебютом, оказался талантливым актёром и впоследствии снялся в фильмах "Переэкзаменовка", "Рок-н-ролл для принцессы", "Навеки 19-летний" и "Свадебный марш". К сожалению, Карай долго не прожил, пёс погиб от отравления через два года после съёмок.
Картина прославила не только исполнителей главных ролей, но и актёров, сыгравших, казалось бы, эпизодические роли. Одним из них стал Роман Карцев, до этого известный советской публике только как юморист: зрители знали его юморески "Авас" и "Раки". Выбор режиссёра был для многих неожиданным, ведь в повести председатель домкома Швондер был молодым человеком. Тем не менее это было попадание в десятку. Трагические ситуации и тончайшие нюансы были так сыграны актёром-комиком, что зрители хохотали до упаду, узнавая до боли знакомую советскую действительность. Швондер стал именем нарицательным и оказался лучшей ролью талантливого комика в кино.
Второстепенный персонаж кухарки в доме профессора благодаря неоспоримому актёрскому таланту Нины Руслановой стал фактически главным женским образом картины. К моменту съёмок «Собачьего сердца» Нина Русланова уже была признанной звездой советского кино. За всю свою карьеру она снялась в полутора сотнях фильмов и сериалах, сыграла в десятках спектаклей, стала обладательницей престижных наград. Зрители хорошо знают актрису по лентам «Афоня», «Завтра была война», «Собачье сердце», «Тени исчезают в полдень» и многим другим.
Ольга Мелихова сыграла роль Зины - помощницы профессора Преображенского. Впервые на экране она появилась в 1980 году, сыграв главную роль в мелодраме Виктора Аристова "Тростинка на ветру". Её заметили и пригласили в другую ленту - лирическую комедию Виктора Титова "Отпуск за свой счёт".
Актриса Наталья Фоменко исполнила роль члена домкома Вяземской - эдакой немногословной железной леди революционных времен, той самой, у которой профессор Преображенский спрашивал: «Простите, вы женщина или мужчина?». Пожалуй, Вяземская — самая заметная роль актрисы. Она не сразу согласилась играть: актрисе поставили условие, сделать короткую стрижку, а она очень дорожила своими красивыми густыми волосами. В итоге был сделан отличный парик со стрижкой «под мальчика». Сегодня Наталью Фоменко иногда можно увидеть в многочисленных продолжениях детективных сериалов "Тайны следствия" и "Улицы разбитых фонарей".
Актриса Анжелика Неволина сыграла машинистку Васнецову. Актриса была падчерицей Александра Демьяненко — всеми любимого Шурика из комедий Гайдая. Свои первые роли в кино Анжелика сыграла в 1984 году. Дебют молодой актрисы был удачным. Потом было участие в картинах Дмитрия Долинина "Сентиментальное путешествие на картошку" и "Виктория". В 1990-е годы Анжелика начала долгое и плодотворное сотрудничество с режиссёром Алексеем Балабановым. Она снималась у него в картинах "Счастливые дни", "Про уродов и людей", "Груз-200". А в промежутках участвовала в драме "Александра Рогожкина "Жизнь с идиотом", в картине "Провинциальный бенефис" Александра Белинского и других фильмах. Её также можно увидеть в сериалах: "Улицы разбитых фонарей", "Убойная сила".
В этом фильме режиссёр Бортко снялся в эпизодической роли зеваки в Обуховом переулке.
Евгений Евстигнеев
Наталья Фоменко
Съёмки
В первых кадрах «Собачьего сердца» вьюга завывает на улицах города. Голодный и замерзший, с ошпаренным кипятком боком, по ним скитается бездомный пес Шарик. И в заснеженной Москве петербуржцы узнают Дегтярный переулок, дом 7. Даже несмотря на то, что исторические здания после реконструкции «подросли» - добавились этажи. И от трамвайных путей там и след простыл.
Ближе к ночи пёс прячется в подворотне. Оттуда он видит петербургское здание Ямского рынка на Боровой улице, дом 3. В фильме оно «сыграло» кооперативный магазин Центрохоза. Именно у него происходит судьбоносная встреча Шарика с профессором Преображенским.
Выходя из кооператива, Филипп Филиппович держит свёрток с «особенной краковской» колбасой. И заметив бездомного пса, угощает его.
Съёмки фильма сопровождались целой вереницей проблем и казусов, и съёмочной группе пришлось приложить немало усилий для того, чтобы всё сложилось. Съёмки фильма проходили в Ленинграде, во внутренних проездах Апраксина двора, где сохранился колорит начала XX века. «Роль» улиц Москвы, где разворачивается действие фильма, с успехом «сыграли» улицы северной столицы. Московские дворики снимали на Лиговском проспекте и в Апраксином дворе. Некоторые сцены снимали также во дворах-колодцах на Инженерной улице, улице Рылеева, Обводном канале и рядом с Преображенским собором. Натура уходила, снег таял, и все сцены сняли в ударном темпе за две недели.
Московский «Калабуховский дом» в Обуховом переулке, где жил у Булгакова профессор Преображенский, предстаёт в фильме на Моховой, дома 27-29. Это, пожалуй, самое известное место съёмок «Собачьего сердца» в Петербурге. Исторический дом сохранил не только художественную кованую ограду, но и узнаваемое украшение у парадной.
Основным местом действия в фильме стала сама квартира Филиппа Филипповича. Квартира это ненастоящая – её интерьеры создали на «Ленфильме». Помимо прекрасной режиссёрской работы, талантливых актёров и, разумеется, произведения великого писателя, которое легло в основу фильма, достоверный образ послереволюционной Москвы создают великолепные декорации: мебель, посуда, аксессуары и другой реквизит.
Профессор Преображенский — не только светило науки, но и человек с высоким культурным уровнем и хорошим вкусом. Поэтому его огромная семикомнатная квартира на Пречистенке выглядит респектабельно и уютно: мозаичные полы, белые двери со стеклом, характерные для начала ХХ века, дорогие обои с красивым орнаментом...
Декораторами тщательно продумана обстановка кабинета профессора: массивный письменный стол, лампа с абажуром, портреты известных учёных на стенах, чернильный прибор, тяжёлые занавеси...
Рассказывая о квартире профессора Преображенского, нельзя не упомянуть изысканную сервировку стола: крахмальную скатерть, столовое серебро, изящную посуду. Самые внимательные зрители могут заметить чёрный кожаный диван с деревянной спинкой — гордость реквизитной коллекции «Ленфильма», которую можно увидеть во многих фильмах студии.

Съёмки картины начались в сентябре 1987 года в Ленинграде. Чтобы передать колорит того времени, для имитации чёрно-белого изображения Владимир Бортко использовал фильтр для камеры под названием «сепия». Этот приём режиссёр использовал в других фильмах («Идиот» и «Мастер и Маргарита»). Иногда фильм демонстрируется в обычной чёрно-белой версии (градации серого).
Специально для съёмок на шасси советского грузового автомобиля ГАЗ был построен легковой автомобиль, на котором Преображенский, Борменталь и Шариков выезжают в университет. Кадры в фильме с участием трамвая, на которых представлена якобы документальная хроника, были сняты специально для «Собачьего сердца» .
Фильм, который Борменталь смотрит в кинематографе, – «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924), режиссёр Лев Кулешов.
Эпизод, в котором побитый Шариков в белой рубашке со свечкой идёт к зеркалу и смотрит на своё отражение, был придуман Бортко – его нет ни в одном произведении Булгакова.
Во время съёмки сцены, где Шариков разбивает стёкла в буфете, пока его ловит Борменталь, Толоконников сильно порезал ногу на самом деле.
Во время съёмок эпизода с устроенным Шариковым потопом Евстигнеева дубль за дублем носил на себе помощник режиссёра Юрий Вертлиб: никто не хотел, чтобы тот намочил ноги и заболел.
Дегтярный переулок
Боровая улица. Ямской рынок
Преображенский собор
Дом страхового общества
В книге Булгакова Шариков не играл на балалайке и не пел частушек – в повести было просто написано, что «поют». Но увидев однажды, как бойко Владимир Толоконников отплясывает в римской аудитории на репетиции, режиссёр решил использовать талант актёра. Владимир Бортко позвонил своему знакомому барду Юлию Киму и сказал, что нужны частушки. И уже через день он получил «Эх, яблочко, моё ты спелое», исполняемую Шариковым вариацию песни «Яблочко» («…подходи, буржуй, глазик выколю»). Также Юлий Ким написал песню «Суровые годы уходят» и марш красноармейцев («Белая гвардия наголову разбита, а Красную армию никто не разобьёт!»).
«Веселей всего мне писались куплеты для Шарикова, потому что уж очень ситуация была такая – профессора собрались, и вдруг этот вскакивает и наяривает на балалайке… Ну что-то он должен неприличное спеть. Вот я здесь и постарался», – вспоминал Юлий Ким.
Композитор Владимир Дашкевич написал музыку к фильму, в которой, как того и хотел режиссёр, идя за повестью Булгакова, слышатся тревожные и даже трагические предчувствия, связанные с размышлениями о будущем человека и судьбе цивилизации.

Музыкальная тема
Памятники
Старинный дом на Моховой, 27-29 - творение архитектора Леонтия Бенуа - известен петербуржцам как место, где снимали фильм «Собачье сердце». Именно это здание режиссер Владимир Бортко превратил в московский «Калабуховский дом», где жил у Булгакова профессор Преображенский. Теперь Филипп Филиппович действительно поселился на Моховой, и не один – вместе с псом Шариком. Во дворе этого дома в ноябре 2018 появился памятник героям повести – в честь 30-летия фильма. Монумент был создан по инициативе жителя дома № 27 Александра Габитова, который является большим поклонником «Собачьего сердца». Он сам обратился на киностудию «Ленфильм» и предложил торжественно открыть памятник. Красную ленточку перерезал режиссёр знаменитой картины, народный артист России Владимир Бортко. Автором композиции стал студент Санкт-Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина Игорь Сенин.
Скульптуры не похожи на своих экранных персонажей. Автор композиции воплотил собирательный образ дворняги и доктора.
Фигуры изготовлены из современных антивандальных материалов. Им не страшны ни хулиганы, ни холод, ни дождь.
«Похоже или не похоже – не важно. Важно то, что это люди, которые решили вспомнить кино, вспомнить людей, вспомнить Булгакова прежде всего», – считает режиссёр «Собачьего сердца» Владимир Бортко.
Бронзовые герои Булгакова едва заметны идущим мимо по Моховой. Разместились они за старинной высокой оградой, закрывающей двор. И скромно замерли среди клумб у стены. Территория закрытая, неместным попасть туда можно через соседний двор.
Скульптуру булгаковских персонажей профессора Преображенского и пса Шарика установили 6 сентября 2021 года и на Верхневолжской набережной в Нижнем Новгороде напротив университетской клиники Приволжского исследовательского медицинского университета (ПИМУ).
Идея памятника принадлежит самим нижегородцам и установлена на средства благотворителей.
Автором памятника стал скульптор Алексей Щитов, известный нижегородцам как создатель скульптуры Петра I, установленной рядом с Зачатской башней Нижегородского кремля, памятника митрополиту Николаю (Кутепову) перед зданием Нижегородской духовной семинарии, монумента святым благоверным князьям Петру и Февронии в парке 1 Мая, а также памятника святителю Алексию, митрополиту Московскому и всея России чудотворцу. Высота бронзовой скульптуры составляет около двух метров.
Щитов рассказал, что для него это самая любимая работа. "Это собирательный образ врача-учёного, врача-хирурга, врача-новатора, врача-творца. Это благодарность всем людям в белых халатах за их ежедневный подвиг, тяжёлый, но благородный труд, высокий профессионализм", - сказал скульптор.

Цитаты
  • – Не читайте до обеда советских газет!
    – Но других нет.
    – Вот никаких и не читайте…
  • Человеку без документов строго воспрещается существовать.
  • Мы, управление нашего дома, пришли к вам после общего собрания жильцов нашего дома, на котором стоял вопрос об уплотнении квартир дома! — Кто на ком стоял???
  • Да что тут предлагать? А то пишут, пишут… конгресс, немцы какие-то… Голова пухнет. Взять всё, да и поделить!
  • Успевает всюду тот, кто никуда не торопится.
  • Прошу эти слова занести в протокол!..
  • Разруха не в клозетах, а в головах!
  • Вы напрасно его прелестным ругаете.
Дополнительные материалы
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Первая и единственная отечественная экранизация одноименной повести Михаила Булгакова, снятая Владимиром Бортко и сразу ставшая самой популярной из всех существующих киноверсий произведений автора. В значительной степени формулой успеха стал актёрский ансамбль, превратившийся в общий сатирический образ всего фильма и укоренившийся в зрительском сознании как наиболее точная панорама литературных типажей. Фильм практически был разобран на цитаты, которые стали почти афористическими для многих поколений.
Состоящий из двух частей, фильм решен в черно-белой гамме с использованием фильтра «сепия», отчего изображение напоминает поблекший фотоснимок с коричневатым оттенком. Монохромность кадров придает атмосфере первых постреволюционных лет дополнительный «муар», в котором слились противоборствующие нравы и идеи. Агитационные плакаты и гимны, насаждающееся коммунальное хозяйство были персонифицированы в лице эксцентрического Швондера, роль которого исполнил Роман Карцев. Под его началом небольшая группа энтузиастов со всех сторон подкрадывается к большой и просторной квартире профессора Преображенского, которая, кажется, осталась единственным в этом городе оплотом безвозвратно ушедшей традиционной культуры с её нарочитым академизмом. А пациенты профессора, пытающиеся побороть собственную старость, преподносятся режиссёром как совокупность шаржей на различные слои населения.
Решая драму на контрасте социокультурного конфликта между идеологическими и нравственными полюсами, Бортко вырабатывает самобытный юмористический стиль, высмеивающий выспренную пролетарскую эстетику, лишая её революционного пафоса. В промозглом заснеженном Петербурге не осталось и следа от былого роскошного очарования его мостовых и проспектов, но вся жизнь устремляется вглубь лабиринтообразной квартиры профессора, больше напоминающей кроличью нору или причудливое убежище гордого интеллигента, не желающего слышать ничего, что может быть связано с фамилиями Маркса, Энгельса и Ленина.

В фундаментальную булгаковскую идею животного начала коллективизма Бортко привносит элементы буффонады и гротеска, прекрасно выраженные в персонаже Шарикова, которого сыграл Владимир Толоконников (эта роль стала самой популярной в его актёрской карьере). А эпизод с исполнением танца «Яблочко» в университетской аудитории приобрёл почти лубочные черты благодаря карикатурным портретам профессорского состава и шутовскому поведению Шарикова.
Ещё одной существенной причиной, по которой фильм столь стремительно получил всенародное признание, стала эпоха «перестройки», доставшая с пыльных архивных полок произведения и документы, пребывавшие в безвестности на протяжении десятилетий. Тем более, что впервые саму повесть в СССР напечатали лишь в 1987 году, а уже через год страна имела возможность в свободном доступе увидеть премьеру ее экранизации на Центральном Телевидении. Возможно, во многом именно за счет всесоюзной телепремьеры фильм стал поистине знаковым для целого поколения зрителей, достигших зрелости в период глобальных исторических перемен.
Для эпохи нарастающего дефицита, экономической нестабильности и упадка отечественной кинематографии «Собачье сердце» стало трагикомическим подведением итогов одного из самых значительных исторических периодов XX века. Масштаб этой картины не претендует на такие крупные жанровые формы, как эпопея или сага, которые всегда воспринимаются в контексте смены поколений или культурно-политического кризиса соразмерно своей высокой риторике. Но в исключительных случаях история, рассказанная в столь доступной стилевой и жанровой манере, становится той золотой пропорцией, которая не только определяет зрительский успех картины, но на долгие годы вперед становится моделью национальной ментальности, прекрасно узнаваемой с первого и до последнего кадра.

М. Любович

Проверь себя
ТЕСТ
по фильму
Авторы
  • Екатерина Миронова
  • Ольга Серегина
  • Ирина Шульте
Источники
  • culture.ru
  • kinopoisk.ru
  • kino-teatr.ru