Один из главных показателей популярности фильма у зрителей – это разбор картины на цитаты. "Собачье сердце" на цитаты-афоризмы растащили ещё 25 лет назад, когда фильм Владимира Бортко показали на Центральном телевидении, а актёры, снявшиеся в нём, стали ассоциироваться со своими персонажами.
Казалось бы, это невозможно — так мастерски снять фильм. Пёс Шарик в повести «Собачье сердце» — типичная дворняга, которая случайным образом оказалась главным объектом медицинского эксперимента и перевоплотилась в человека. Художественно экранизировать сюжет этой повести — задача и сама по себе непростая, а уж подобрать подходящего исполнителя роли Шарика представляется действительно невероятным делом. Режиссёру Владимиру Бортко и съёмочной группе это удалось. Весь актёрский ансамбль сработал в экранизации на "отлично".
На роль профессора Преображенского пробовались такие известные актёры, как Вячеслав Тихонов, Кирилл Лавров, Михаил Ульянов, Владислав Стржельчик, Леонид Броневой, Олег Басилашвили, Юрий Яковлев. Но роль досталась человеку, который даже не читал никогда «Собачье сердце» — Евгению Евстигнееву. «Все они грандиозные артисты и играли Филиппа Филипповича более чем великолепно, — рассказывал режиссёр. — Потом пришёл Евстигнеев. В нём была, кроме гениальной игры, проникновенность, которой, на мой взгляд, недоставало другим в этом образе. И Евгений Александрович был утверждён».
К моменту съёмок "Собачьего сердца" Евгений Евстигнеев уже успел поработать более чем в ста картинах. Для него эта роль стала настоящим спасением. Дело в том, что незадолго до этого, как раз после раздела МХАТа, перенесший инфаркт Евгений Александрович попросил худрука Олега Ефремова не занимать его в новых спектаклях. Ефремов воспринял это как предательство и сгоряча выдал: «Так иди на пенсию…» А тут такая роль!
«Этот фильм возник в жизни отца очень вовремя и буквально спас его. Папа переживал сложный период, когда во МХАТе его отправили на пенсию. Трудно соглашаясь на работу в «Собачьем сердце», он потом просто жил ею. Что было на площадке, я не знаю, но он постоянно говорил о своей роли, что-то наигрывал, показывал какие-то сцены… В тот момент картина стала для него опорой», - Денис Евстигнеев, сын Евгения Александровича.
Дольше всех искали исполнителя роли Шарикова. Во все киностудии и в несколько театров страны отправили телеграмму с просьбой выслать фото самых неказистых актёров – у съёмочной группы была задача найти мужчину с низким приплюснутым лбом, большими оттопыренными ушами, огромным ртом и крупными зубами. На эту роль пробовались Николай Караченцов, Валерий Носик, Алексей Жарков, Владимир Стеклов.
У Владимира Толоконникова фильмографии не было вообще. Артисту на тот момент исполнилось уже 45 лет, и самым большим его достижением были роли в спектаклях Алма-Атинского драматического театра. Но именно его Бортко предпочёл одному знаменитому актёру. Как позже вспоминал режиссёр, когда Владимира Толоконникова привезли на пробы, то он увидел перед собой реального «пса в галстуке», гениально провозгласившего тост «Желаю, чтобы все!». В тот же день актёр был утверждён на роль.
«На роль Шарикова было восемь претендентов, в том числе и любимый мною актёр и друг Николай Караченцов. Но Толоконников, обнаруженный нами в Алма-Ате, убил меня совершенно. На пробе он разыгрывал сцену с водкой: «Желаю, чтобы все!» Он так убедительно гмыкнул, хэкнул, так удивительно пропутешествовал глоток по его шее, так хищно дёрнулся кадык, что я утвердил его немедленно», -говорил Владимир Бортко.
Правда, режиссёру пришлось отстаивать Толоконникова перед худсоветом "Ленфильма": там настаивали, чтобы Шарикова играл Караченцов.
«Папа всегда был благодарен судьбе за эту роль, ведь такой шанс выпадает не каждому артисту. Сам он ни капли не похож на своего героя. Он был интеллигентнейшим, тактичным, добрым человеком, сыграл много прекрасных ролей», - рассказывал сын актёра Иннокентий.
Булгаковед, критик и писательница Мариэтта Чудакова назвала игру Владимира Толоконникова поразительной. Она признала, что актёр обладал выдающимися артистическими способностями и, как никто другой, понял автора повести.
А переходное от пса к человеку существо сыграл Владимир Фёдоров.
На роль доктора Борменталя пробовались Алексей Жарков, Владимир Симонов. Выбор режиссёра остановился на Борисе Плотникове, который в то время был занят в театре Советской армии в роли князя Мышкина. Плотников работал между Москвой и Ленинградом на совершенно различных как драматургически, так и эмоционально материалах. В то же время приходилось быстро переключаться. Поначалу на одной съёмочной площадке со знаменитым актёром Плотников робел и чувствовал себя неуверенно, но Евстигнеев сказал ему: «Мы с вами равны, коллега». И Плотников раскрылся полностью.
В роли Шарика снимали собаку по кличке Карай. Мохнатого актёра нашли в ленинградском Клубе служебного собаководства «Дружок». Что интересно, Карай в то время состоял на службе в милиции и в прямом смысле слова карал преступников: на счету этой героической дворняги было 38 задержаний! Чтобы попасть в фильм, Карай обошёл двадцать хвостатых претендентов. Вот только на съёмках ему пришлось совсем не просто.
Так, например, чтобы придать ему бродячий и больной вид, пса мазали желатином, в котором несчастный ходил несколько дней подряд. Один бок Шарика должен был выглядеть обваренным после того, как его окатили кипятком во дворе. Гримеры так постарались с красной краской, что прохожие шарахались от Карая во все стороны. Дело в том, что съёмки длились не один день, поэтому Елена грим не смывала, собака так и ходила в боевой раскраске. «Я его потом еле отмыла от желатина», — вспоминала хозяйка.
Лохматый артист показал себя настоящим профессионалом и безоговорочно выполнял все указания хозяйки Елены Никифоровой.
«Она Караю говорит тихо, не прикармливая ничем, не в приказном порядке: "Карай, видишь, вот там труба водосточная? Сядешь, сидишь, пройдут солдаты, видишь, вот они, выйдет дядька с метлой и ударит тебя один раз. Ты сиди. Второй раз – уходи". Мотор. Солдаты идут не туда, эти – не туда. Один Карай, выходит, сидит, дворник бьёт его, и он только со второго раза уходит. Это что-то фантастическое!», - рассказывает художник-постановщик картины Владимир Светозаров.
Караю нелегко далась сцена, где Шарик ловит на лету колбасу. Хозяйка вспоминает: «В течение нескольких дублей его просто закормили этой колбасой, которая к тому же была ещё и соленая. Но дворняга честно ловила её, правда, потом сплёвывала и мчалась к ведру с водой, чтобы запить». В общем, пёс Карай при съёмках фильма «Собачье сердце» мужественно переносил все тяготы актёрской доли!
Карай ничего не боялся во время съёмок – ни бинтов, ни света софитов, ни сильного шума машины-ветродуя, которым нагоняли метель. Специально для фильма Карай научился новым для себя вещам – сидеть «зайчиком», ходить на задних лапах, огрызаться на кошек.
Режиссёр Владимир Бортко говорил о собаке: «Это был умнейший пес. Он разве что по-французски не говорил. Все делал с первого дубля».
На съёмочной площадке Карай сразу стал всеобщим любимцем. Он всегда «здоровался» с Евстигнеевым, а тот в ответ приветливо трепал его. Толоконников, съёмки которого не совпадали со съёмками пса, один раз специально приходил на площадку, чтобы познакомиться со своим «предшественником», как он его называл. Карай опасался на съёмочной площадке только Бортко – наверное, понимал, что он тут главный.
Пёс, для которого эта картина стала кинодебютом, оказался талантливым актёром и впоследствии снялся в фильмах "Переэкзаменовка", "Рок-н-ролл для принцессы", "Навеки 19-летний" и "Свадебный марш". К сожалению, Карай долго не прожил, пёс погиб от отравления через два года после съёмок.
Картина прославила не только исполнителей главных ролей, но и актёров, сыгравших, казалось бы, эпизодические роли. Одним из них стал Роман Карцев, до этого известный советской публике только как юморист: зрители знали его юморески "Авас" и "Раки". Выбор режиссёра был для многих неожиданным, ведь в повести председатель домкома Швондер был молодым человеком. Тем не менее это было попадание в десятку. Трагические ситуации и тончайшие нюансы были так сыграны актёром-комиком, что зрители хохотали до упаду, узнавая до боли знакомую советскую действительность. Швондер стал именем нарицательным и оказался лучшей ролью талантливого комика в кино.
Второстепенный персонаж кухарки в доме профессора благодаря неоспоримому актёрскому таланту Нины Руслановой стал фактически главным женским образом картины. К моменту съёмок «Собачьего сердца» Нина Русланова уже была признанной звездой советского кино. За всю свою карьеру она снялась в полутора сотнях фильмов и сериалах, сыграла в десятках спектаклей, стала обладательницей престижных наград. Зрители хорошо знают актрису по лентам «Афоня», «Завтра была война», «Собачье сердце», «Тени исчезают в полдень» и многим другим.
Ольга Мелихова сыграла роль Зины - помощницы профессора Преображенского. Впервые на экране она появилась в 1980 году, сыграв главную роль в мелодраме Виктора Аристова "Тростинка на ветру". Её заметили и пригласили в другую ленту - лирическую комедию Виктора Титова "Отпуск за свой счёт".
Актриса Наталья Фоменко исполнила роль члена домкома Вяземской - эдакой немногословной железной леди революционных времен, той самой, у которой профессор Преображенский спрашивал: «Простите, вы женщина или мужчина?». Пожалуй, Вяземская — самая заметная роль актрисы. Она не сразу согласилась играть: актрисе поставили условие, сделать короткую стрижку, а она очень дорожила своими красивыми густыми волосами. В итоге был сделан отличный парик со стрижкой «под мальчика». Сегодня Наталью Фоменко иногда можно увидеть в многочисленных продолжениях детективных сериалов "Тайны следствия" и "Улицы разбитых фонарей".
Актриса Анжелика Неволина сыграла машинистку Васнецову. Актриса была падчерицей Александра Демьяненко — всеми любимого Шурика из комедий Гайдая. Свои первые роли в кино Анжелика сыграла в 1984 году. Дебют молодой актрисы был удачным. Потом было участие в картинах Дмитрия Долинина "Сентиментальное путешествие на картошку" и "Виктория". В 1990-е годы Анжелика начала долгое и плодотворное сотрудничество с режиссёром Алексеем Балабановым. Она снималась у него в картинах "Счастливые дни", "Про уродов и людей", "Груз-200". А в промежутках участвовала в драме "Александра Рогожкина "Жизнь с идиотом", в картине "Провинциальный бенефис" Александра Белинского и других фильмах. Её также можно увидеть в сериалах: "Улицы разбитых фонарей", "Убойная сила".
В этом фильме режиссёр Бортко снялся в эпизодической роли зеваки в Обуховом переулке.